Сложные предложения и их схемы: Схемы предложений на все случаи жизни

Содержание

Схемы сложных предложений

Схемы сложных предложений представлены двумя видами – схемы линейные и блочные. Линейные схемы встречаются более часто и представлены во всех типах сложных предложений, блочные же схемы, как правило, применяются относительно к сложным предложениям с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим на примерах поэтапное построение схемы сложного предложения.

1. ССП.

NB! Все части предложения на схеме представлены квадратными скобками [   ], а союз выносится ЗА скобки. Количество частей регламентируется количеством грамматических основ: каждая часть – это квадратные скобки + союз.

[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].

2. СПП.

NB! СПП состоит из главной части и части придаточной, которые графически представлены квадратными [ ] и круглыми ( ) скобками соответственно. Союз или союзное слово в СПП располагаются внутри частей. В СПП необходимо указывать те слова в главной части, которые являются опорными для придаточной части. Количество частей также регламентируется количеством грамматических основ. Придаточная часть определяется вопросом, который ставится от главной части. Придаточная часть несамостоятельна, т.е. использоваться без главной части она не может.

[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось море) 3.

[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ).

Так как перед нами СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение), поэтому мы можем представить и блочную схему. Для удобства обозначения в такой схеме главную часть мы обозначаем прямоугольником, а зависимые – кругом.

3. БСП.

NB! В БСП все части равноправны, но нужно быть внимательным со знаками препинания между частями.

[Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда] 2.

[ ск. ]: [ ск. + подл. ].

4.  СП с разными видами связи.

NB! Схемы этих предложений – синтез всех ранее рассмотренных схем. Но следует помнить, что СП с разными видами связи выделяется ведущая связь, которая объединяет блоки – части, наиболее связанные по структуре и смыслу.

[Переулок был весь в садах] 1, и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень] 2, (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 3.

| [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что… ) |.

В нашем предложении ведущая связь сочинительная (союз и), объединены два блока: 1 блок – предложение простое (1), 2 блок – СПП (2,3).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Читайте подробнее: Простое предложение в русском языке. Примеры

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

  1. Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.

  2. Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

  • Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
    Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
    Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

  • Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
    Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

  • Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
    Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

  1. В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

  2. Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

  3. Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

  4. Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

  5. Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

  1. Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

  2. Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

  1. Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.

  2. Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

  3. Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

  • и, да, ни… ни

  • а, но, однако

  • или, либо, или… или,

  • да, да и, тоже, также

  • то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

  • Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

  • Между двумя назывными предложениями:
    Хриплый стон и скрежет ярый.

  • Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
    Это кто такие и что им надобно?

  • Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
    Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

  • Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
    Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

  • Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
    Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

  • Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
    Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
    В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
    Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

  • Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
    Я бы тоже желал знать почему.

  • Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
    Позвонят — расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

  • Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

  • Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

  • Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

  • Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

  • Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

  • Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

  • Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

  • Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

Как составить схемы предложений в русском языке. Схема сложного предложения

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения — одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения — роса покрывает. Однородные второстепенные члены — покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения — Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот — составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема — это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.
В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходи

Сложные предложения с разными видами связи между частями

«Сложные предложения
с разными видами связи между частями»



В сложном предложении могут сочетаться различные виды союзной и бессоюзной связи. Рассмотрим следующие возможные варианты сложные предложения с разными видами связи:

  • сочинительная и подчинительная связь.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.

Схема этого предложения: 

 

  • сочинительная и бессоюзная связь.

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 

  • подчинительная и бессоюзная связь.

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 

  • сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 


В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи


Конспект урока «Сложные предложения с разными видами связи между частями».

Следующая тема: «Способы передачи чужой речи»

 

Сложные предложения – схемы с разными видами связи: примеры с подчинительной, сложноподчиненной и бессоюзной

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения….

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга,
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая,
  • союзная, сочинительная и подчинительная, выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов,

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами:

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Что такое сложные предложения с разными видами связиПример бессоюзной связи: Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч и выглянуло яркое солнце.

[ ] – и [ ].

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

[ ], [ ].

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей, которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи наречий и местоимений: где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры:

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры:

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к глаголу или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался),
  • места, говорят о месте, соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые),
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше),
  • степени, уточняет меру или степень действия, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.),
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше),
  • причины, для присоединения используется союз потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел),
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал),
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос в следствие чего? Присоединяются союзом так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза),
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Что такое сложные предложения с разными видами связиРассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная,
  • параллельная (централизованная),
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками:

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов,
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос,
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь,
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений:

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

[ ], (как), (как).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

[ ], (где), (кто),(почему) и (о чём).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда),[ ], (что).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:

Что такое сложные предложения с разными видами связиВ некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

[ ], (которые), (что), (чтобы).

Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

[ ], (когда, (что), и ), (что).

В предложениях используются различные знаки препинания:

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам,
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали, только месяц висел высоко в роскошном украинском небе,
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул,
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

[ ], (на который), (когда).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение,
  • выделите все грамматические основы,
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их,
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию,
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части, то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить причастным или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются служебные части речи. Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. 2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся: 1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). (И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения 2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). (Но – сочинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения 3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). (Когда – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема св

Комплексное предложение | Что такое сложное предложение? Крейг Шрайвс

Комплексное предложение

Сложное предложение имеет одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Независимое предложение (в отличие от зависимого предложения) может выступать в качестве отдельного предложения.
complex sentence Понял? Пройди быстрый тест.

Примеры сложных предложений

Ниже приведены примеры сложных предложений.В каждом примере независимое предложение затенено. Зависимое предложение не затенено.
  • Оставайтесь в ванне, пока не зазвонит телефон.
  • Без нас и таракан, и птица отлично бы поладили, хотя таракан скучал по нам больше всего. (Джозеф Вуд Крутч, 1893-1970)
  • Оставь пока можешь.
  • Когда выдающийся, но пожилой ученый заявляет, что что-то возможно, он почти наверняка прав.Когда он заявляет, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается. (Артур Кларк)
  • (Это два сложных предложения.)

Субъективные конъюнкции в сложных предложениях

Слово, используемое для связи независимого предложения с зависимым предложением, называется подчиняющим соединением. Наиболее распространенными подчиняющими соединениями являются , хотя , , потому что , до , , хотя , , если , с , до , и , когда .В этих примерах сложных предложений подчиняющие соединения выделены жирным шрифтом.
  • Мы никогда не сможем обрести мир во внешнем мире с до тех пор, пока не заключим мир с самими собой. (Далай-лама)
  • Мудрецы говорят , потому что им есть что сказать. Дураки говорят , потому что они должны что-то сказать. (Афинский философ Платон)
  • Хотя он идиот, я поддерживал Тайсона Фьюри.(Боксер Дэвид Хэй)
Роль подчиняющего соединения и зависимого предложения состоит в том, чтобы установить время, место, причину, условие, уступку или сравнение для основного предложения. (NB: Зависимые предложения также известны как подчиненные предложения.)

Подробнее о подчиненных соединениях.

A Видео Резюме

Вот короткое видео, объясняющее, что мы подразумеваем под сложным предложением.

Четыре типа структуры предложения

Сложное предложение — это одна из четырех основных структур предложений, каждая из которых показана ниже.В этих примерах независимые пункты заштрихованы.

Комплексное предложение . Сложное предложение имеет независимое предложение и, по крайней мере, одно зависимое предложение. Например:

  • Человеческий мозг никогда не перестает работать, пока вы не встанете, чтобы говорить публично.
Составное предложение . Составное предложение имеет как минимум два независимых предложения. Например:
  • Я всегда хотел быть кем-то, но я должен был быть более конкретным.(Джейн Вагнер)
Простое предложение . Простое предложение имеет только одно независимое предложение. Например:
  • Любопытство убило кота.
Сложно-сложное предложение . Сложно-сложное предложение имеет как минимум два независимых предложения и как минимум одно зависимое предложение. Например:
  • Я перестал верить в Санта-Клауса, когда он попросил мой автограф в универмаге, но я все еще хочу верить в него.

Почему я должен беспокоиться о сложных предложениях?

Есть два заслуживающих внимания вопроса, связанных со сложными предложениями.

(выпуск 1) Используйте запятую после переднего наречия.

Изучение того, как определить сложное предложение, полезно, потому что оно помогает правильно расставлять предложения. В частности, это помогает решить, использовать ли запятую с зависимым предложением.

Когда ваше зависимое предложение находится впереди и действует как наречие, обычно обозначающее время (например,например, , когда он готов, ), место (например, , где они живут, ) или условие (например, , если вы были на моем месте, ), то обычно используется запятая после зависимого предложения для показать, где начинается независимое предложение. Когда такое предложение появляется в конце вашего предложения, оно обычно не компенсируется запятой. В этих примерах независимые пункты заштрихованы.

  • Я стал наблюдателем за людьми, когда потерял всех своих друзей. (Певица Тейлор Свифт)
  • Когда я потерял всех своих друзей, я стал наблюдателем за людьми.
  • Если это так, то это так. Если это не так, это не так. (Певец Зигги Марли)
  • Это если это так. Это не так, если это не так.
Итак, руководство выглядит следующим образом:
  • Когда ваше наречие находится спереди, используйте запятую.
  • Не используйте запятую, когда ваше наречие находится сзади.

(выпуск 2) Ой, есть еще вопрос к выпуску 1.

К сожалению, в выпуске 1 есть немного больше, чем заявлено.Запятая действительно определяет, является ли предложение ограничительным или неограничительным. Однако простое правило, данное в выпуске 1, удовлетворит 99% ситуаций.

Подробнее об использовании запятых с независимыми и зависимыми предложениями (см. Пункты 3 и 4).
Узнайте больше о наречие фраз и наречий.

Изучение других структур предложений также поможет правильно расставить предложения.


Помогите нам улучшить грамматику монстра
  • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
  • Вы заметили опечатку?
Пожалуйста, сообщите нам, используя эту форму.

См. Также

Что такое предложение? Что такое независимые пункты? Что такое зависимые пункты? Что такое сложное предложение? Что такое простое предложение? Словарь грамматических терминов ,

4 типа структуры предложения | Грамматика

В Что такое предложение? мы увидели минимальные требования для формирования предложения. Теперь мы можем более подробно рассмотреть четыре типа структуры предложения .

The 4 Types of Sentence

Простая структура предложения

Простое предложение состоит из одного независимого предложения. (Независимое предложение содержит тему и глагол и выражает полную мысль.)

independent clause

  • Мне нравится кофе.
  • Мэри любит чай.
  • Земля вращается вокруг Солнца.
  • Мария не пошла на вечеринку.

Составная структура предложения

Составное предложение — это два (или более) независимых предложения, соединенных соединением или точкой с запятой. Каждый из этих пунктов может составить одно предложение.

independent clause coordinating conjunction independent clause

  • Мне нравится кофе, а Мэри любит чай.
  • Мария пошла на работу, но Джон пошел на вечеринку.
  • Наша машина сломалась; мы пришли последними.

Существует семь координирующих соединений:

  • и, но, или, ни, пока, так что

Сложная структура предложения

Сложное предложение состоит из независимого предложения и зависимого предложения. (Зависимое предложение начинается с подчиненного соединения или относительного местоимения и содержит предмет и глагол, но не выражает полную мысль.)

independent clause dependent clause

  • Мы опоздали на самолет, потому что опоздали.
  • Наша собака лает, когда слышит шум.
  • Он ушел в спешке после того, как ему позвонили.
  • Ты знаешь мужчину, который разговаривает с Мэри?

Вот некоторые общие подчиненные союзы:

  • после, хотя, как, потому что, до того, как, если, один раз, так как, чем, что, хотя, до, до, когда, где, ли, в то время как

Вот пять основных относительных местоимений:

  • , что, который, ВОЗ, кому, чей

сложносоставная структура предложения

Сложно-сложное предложение состоит как минимум из двух независимых предложений и одного или нескольких зависимых предложений.

independent clause dependent clause coordinating conjunction independent clause

  • Джон не пришел, потому что он был болен, поэтому Мария не была счастлива.
  • Он ушел в спешке после того, как ему позвонили, но он вернулся через пять минут.

зависимый пункт также называется подчиненный пункт .

Приведенные выше предложения являются только основными примерами. В некоторых случаях возможны другие меры (например, зависимый пункт может предшествовать независимому пункту).

Автор: Josef Essberger

Тест структуры предложения Английский клуб : Учить английский : Грамматика: структура предложения ,
Сложное предложение / Предложения и сложные предложения / Грамматика

Сложное предложение — это сочетание двух или более предложений в одном предложении.

В случае сочетания эквивалентных предложений такое сложное предложение называется составным предложением. Сочетание основного предложения и подчиненного предложения (то есть не эквивалентных предложений) называется сложным предложением.

Сложное предложение

Составное предложение — это сочетание двух или более предложений одного и того же вида.

основной пункт + основной пункт (+ основной пункт + основной пункт …)

Существует несколько типов составных предложений:

  • совокупных:
    Žiak sed a píse úlohu .
  • дизъюнктивных:
    Buď sa hrajte s kočíkom , alebo kreslite obrázky .
  • противников:
    Чцели см см на villet , эль пршало .
  • сравнительные:
    Дети послучали , ba aj hračky si upratali .

Сложное предложение

Сложное предложение — это комбинация двух или более предложений, которые не эквивалентны.

основной пункт + подчиненный пункт

Подчиненное предложение всегда объясняет главное или вышестоящее предложение.

Slovensko je stredoeurópska krajina . / Slovensko je krajina v strednej Európe .

Это простые, а не сложные предложения. В этих предложениях мы подчеркнули элемент элемента-атрибута (мы используем вопрос: aký?).

Slovensko je krajina , ktorá sa nachádza v strednej Európe .

Мы сформировали сложное предложение. Атрибут из предыдущего предложения был заменен атрибутивным предложением.

Мы просим с помощью основного предложения, а ответим с помощью подчиненного предложения.

Aká krajina je Slovensko ? Taká , ktorá sa nachádza v strednej Európe .

Мы также можем заменить объект для предложения объекта, субъект для предложения субъекта, наречие причины для причинного предложения и т. Д.

Dievčatá sa rozprávali o prázdninách .
Объект (о чём?)
простое предложение
9009 sa rozprávali o Tom , čo robili cez prázdniny .
Пункт объекта (о чём?)
сложное предложение
Непришель до школа до chrípku .
Наречие причины (prečo?)
простое предложение
Neprišiel до школ , lebo мал chrípku .
Причинная оговорка (prečo?)
сложное предложение

Пункт объекта

  • Povedz , и
  • Myslím si , že
  • Vieš , že

Теперь мы покажем, как сформировать сложное предложение с предложением объекта. Мы спрашиваем, используя вопрос: o čom ?, čo? на чо? и т.д. Примеры:

Povedz, čo robíš dnes večer.Чо Поведз? — Чо робиш день вечер. Скажи мне, что ты делаешь ночью. Что ты говоришь? — Что ты делаешь сегодня вечером?
Myslím si, že Jano nepríde. Что ты думаешь? — Яно Неприд. Я думаю, что Яно не придет.Что я думаю? — Это Джано не придет.
Vieš, že Bratislava je hlavné mesto Slovenska? Чо виш? — Братислава и главные места Словенска. Знаете ли вы, что Братислава является столицей Словакии? Что ты знаешь? — Именно Братислава является столицей Словакии.
Teším sa, že sa zasa uvidíme. На что ты делаешь? — Он спасет тебя. Я с нетерпением жду встречи с вами снова. Чего я жду с нетерпением? — Чтобы увидеть тебя снова.

В этом типе предложения мы обычно используем соединение že.

  • Teším sa , že prédeš .
  • Povedal , že chodí na strednú školu .
  • Viem , že nič neviem .
  • Viete , že Peter teraz pracuje v Братислав ?
Порядок слов

Порядок слов обычно не изменяется (но sa и si, например, могут перемещаться в предложении).

  • Jano nie je doma .
  • Povedal , že Jano nie je doma .
  • Zuzka бола cez празднини на эсперантском конгресе .
  • Vieš , že Zuzka bola cez prázdniny na esperantkom kongrese ?
  • Stretneme sa зайтра .
  • Dohodli см sa , že sa stretneme zajtra .

Причинно-наречия подпункт

Prečo nemôže ísť Мишко фон? Почему Мишко не может выйти?
Lebo je chorý. Потому что он болен.
Мишко неможе иш фон, лёбо и чори. Мишко не может выйти, потому что он болен.
Муси́с домов, лебо и веши ходін. Ты должен идти домой, потому что уже поздно.
Prečo musíš ísť domov? Lebo je veľa hodín. Почему ты должен идти домой? Потому что уже поздно.
Prečo je Miško chorý? Lebo nebol teplo oblečený.
Мишко чё, лебо неболь тепло облечены.
Почему Мишко болен? Потому что он не был тепло одет.
Мишко болеет, потому что не был тепло одет.
Пречо тераз лежат в постели? Lebo má horúčku.
Teraz leží v posteli, lebo má horúčku.
Почему он сейчас лежит в кровати? Потому что у него жар.
Сейчас он лежит в постели, потому что у него жар.
Prečo má horúčku? Лебо прехладол.
Má horúčku, lebo prechladol.
Почему у него жар? Потому что он простудился.
У него жар, потому что он простудился.
Я сом непречладла. Тепло сом с облекла.
Ja som neprechladla, lebo som sa teplo obliekla.
Я не простудился. Я был тепло одет.
Я не простудился, потому что был тепло одет.
Tom nemôže pracovať. Боли хо чрбат.
Tom nemôže pracovať.
Том не может работать. Его спина болит.
Том не может работать, потому что у него болит спина.
Порядок слов

Порядок слов обычно не изменяется (но sa и si, например, могут перемещаться в предложении).

  • Музыка грн Домов . Je нескоро .
  • Musím домов , lebo нескоро .
  • Днес Нейдем до школ . сом чори .
  • днес nejdem до школ , lebo сом чори .
  • Нейдем от . Učím sa .
  • Nejdem von , lebo sa učím .

Временный наречий подпункт

Keď bolo teplo , в том числе и скупой.
Kedy sme sa išli kúpať? Кей боло тепло.
Когда было тепло, мы плавали.
Когда мы пошли купаться? Когда было тепло.
Keď napadol sneh , Дети Саи Санковы.
Kedy sa deti išli sánkovať? Кей нападол снех.
Когда выпал снег, дети пошли кататься на санках.
Когда дети катались на санках? Когда выпал снег.
Keď som mal desať rokov , otec mi kúpil nový bicykel.
Kedy mi otec kupil nový bicykel? Keď som mal desať rokov.
Когда мне было десять лет, мой отец купил мне новый велосипед.
Когда мой отец купил мне новый велосипед? Когда мне было десять лет.

Мы сформировали сложное предложение с условным выражением времени. Мы спрашиваем, используя вопросы: kedy? Акко Часто? Акко? В этом типе предложения мы чаще всего используем конъюнкцию keď.

Порядок слов

Обычный порядок слов:

Keď mal Jano чеш , час sa лизовал .
соединение ке + предикат + тема + другие составляющие предложения

Конечно, мы также можем изменить порядок предложений в сложном предложении:

Otec mi kupil nový bicykel , keď сом mal desať rokov .

Атрибутивный пункт

Теперь мы научимся формировать сложное предложение с помощью атрибутивного предложения.Мы спрашиваем, используя вопрос: aký? ktorý? В этом типе предложения мы обычно соединяем предложения, используя относительные местоимения ktorý, ktorá и v ktorom …

Slovensko je красна краина . простое предложение
Slovensko je krajina , ktorá je krásna . сложное предложение
Ака Краина ? Краина , ктор je красна .
Vybral сом si lacnejšie tričko . простое предложение
Vybral сом si tričko , ktoré je lacnejšie . сложное предложение
Aké tričko ? Tričko , Ktoré je lacnejšie .
Čítam veľmi zaujímavý článok . простое предложение
Čítam článok , ktorý je veľmi zaujímavý . сложное предложение
Aký článok ? Článok , ktorý je veľmi zaujímavý .

Эти сложные предложения используются очень часто, когда дают объяснения, определения, описания и т. Д.

  • Slovensko je krajina , ktorá sa nachádza v strednej Európe .
  • Ака Краина ? Krajina , ktorá sa nachádza v strednej Európe .
  • Redaktor je človek , ktorý píše články na Wikipédii .
  • Aký človek ? Človek , ktorý píše články na Wikipédii .
Порядок слов

Порядок слов обычно не изменяется (но sa и si, например, могут перемещаться в предложении).

  • Wikipédia je encyklopédia . Je Задармо .
  • Wikipédia je encyklopédia , ktorá je zadarmo .
  • До je программа . Slúži на písanie textu .
  • До je программа , ktorý slúži na písanie textu .
  • Slovensko je шт . Nachádza sa v Európe .
  • Slovensko je шт. , шт. sa нач. v Európe .
,

Сложные предложения

Что такое сложное предложение?

Мы используем сложные предложения, чтобы указать конкретную связь между двумя идеями и выяснить, какая из них важнее. Рассмотрим следующий пример:

  • «Я пошел в супермаркет. У нас не было молока.

Хотя читатель, вероятно, может догадаться, что взаимосвязь между двумя вышеупомянутыми идеями является одной из причин и следствий, эту взаимосвязь можно было бы определить, объединив две идеи в сложное предложение вместо этого, например:

  • «Я пошел к супермаркет , потому что у нас не было молока .

Добавляя подчиняющее соединение « потому что », мы преобразовали ранее независимый пункт «, мы были без молока » в зависимый пункт. Он больше не может оставаться в одиночестве, но зависит от от условия, с которым он теперь связан. Отношения между этими двумя идеями теперь совершенно ясны, и подчеркивается важность независимого пункта « Я пошел в супермаркет ».

Использование сложных предложений

Подчинение конъюнкций

Как уже упоминалось, сложные предложения полезны, потому что они могут указывать на очень конкретные отношения между двумя идеями.В зависимости от того, какие отношения мы хотели бы указать, мы выбираем конкретное подчиняющее соединение. Например:

  • «Он собирается сдать экзамен , даже если он не учится». (конкретный результат, несмотря на гипотетическое действие)
  • «Я смотрел фильм , а мой друг покупал ». (одновременные события)
  • «Я пойду , пока ты будешь со мной ». (результат наступит при определенных условиях)

В вышеприведенных примерах подчиняющие союзы , даже если, в то время как и , пока , вводят зависимые предложения и указывают их связь с независимыми предложениями.

Некоторые из наиболее распространенных подчиняющих союзов:

  • после
  • , хотя
  • как
  • , как только
  • , потому что
  • , даже если
  • в случае
  • , что
  • с
  • , обеспечивающих
  • , обеспечивающих
  • с
  • хотя
  • , когда
  • , где
. Перейдите к главе «Соединения», чтобы узнать больше о том, как подчиненные союзы используются в сложных предложениях.

Структура и пунктуация

Порядок независимого и зависимого предложения в сложном предложении является гибким.Сначала мы можем составить сложные предложения с помощью независимого предложения, например:

  • «Он собирается пройти свой тест , даже если он не изучает ».
  • «Я смотрел фильм , а мой друг ходил по магазинам ».
  • «Я пойду , пока ты пойдешь со мной ».

Те же самые предложения также могут быть структурированы сначала с помощью зависимого предложения. Это не приводит к изменению смысла. Например:

  • « Даже если он не изучает , он собирается пройти свой тест.
  • « Пока мой друг ходил по магазинам , я смотрел фильм».
  • « Пока ты пойдешь со мной , я пойду».

Несмотря на то, что есть исключения, обратите внимание, что, когда зависимое предложение ставится первым, мы обычно следуем за ним через запятую, как в примерах выше. Однако, если независимое предложение вводит предложение, мы обычно делаем , а не , запятую.

Замечание об использовании

Хотя обычно цитируется мнение, что предложение не должно начинаться со слова , потому что , это , а не фактическое грамматическое правило.Предложения могут начинаться с , потому что (и любое другое подчиненное соединение), если предложение не является фрагментом . Например,

  • «Поскольку мы были рано, мы решили выпить кофе». (правильно)
  • «Потому что мы были рано». (неверно)

Поскольку второе предложение является зависимым пунктом без отдельного предложения для его завершения, оно считается фрагментом и должно быть исправлено. Тем не менее, первое предложение является полным предложением, потому что за зависимым пунктом следует независимый пункт «, мы решили выпить кофе .

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *