Занятие № 6 Звук С мягкий
— губы растянуты в улыбку,
— зубы заборчиком со щелью,
— кончик языка за нижними зубами,
— воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:
— спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,
— весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
Подготовительные упражнения:
Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: « Горка », « Катушка », « Киска сердится ».
Основные направления автоматизации:
- Прямые слоги и слоговые ряды:
ся — сё — сю — си сю — си — ся — сё
сё — сю — си — ся си — ся — сё — сю
- Слова с прямыми слогами:
сядь семь осенний сито укусить
гусята сени весенний синий косить
десяток сети непоседа осина гуси
овсянка семена восемь осиновый семга
висят секунда осень такси гусенок
косят кисет ясень висит тесемка
носят беседа ясеневый носит сюда
- Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:
ась — ось — усь — ысь усь — ысь — ась — ось
ось — усь — ысь — ась ысь — ась — ось – усь
- Слова с обратными слогами:
гусь боюсь Васька письмо
высь моюсь Моська письма
весь одеваюсь восьмой письменный
повесь купаюсь авоська тесьма
- Слоги и слоговые ряды со стечением согласных
— СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ:
стпя — стпё — стпю — стпи стпю — спги — стпя — стпё
.. сте — стю — сти — стя сти — стя — сте — стю
— АСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ:
асть — ость — усть — ысть усть — ысть — асть — ость
ость — усть — ысть — асть ысть — асть — ость — усть
- Слова со стечением согласных:
стенка вести снег снять свет смех
стены гости снеговик снимать Света смена
стена кости снегопад снимок светить сметана
степь нести снегоход басня свинья смять
Степан пасти снегокат песня свить спеть
стихи угости гаснет «Веснянка» свиток спина
- Фразы с отработанными словами:
Нюся пасет гусей.
Вася несет иваси в сетке.
Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).
- Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук С’:
Мы сидим на лесенке, Понавесили сетей
И поем мы песенки. Все для маленьких детей.
Все поют и я пою Выбегают дети —
Песню звонкую свою.* Сами лезут в сети.*
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю,
Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся — это гусь!
Я сама его боюсь.
До свиданья, сад, сад,
Все осинки спят, спят. Санки синие летят,
И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.*
Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.
- Небольшие адаптированные прозаические тексты:
Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.
Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*
Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*
- Лексико-грамматические упражнения
а) Подбор родственных слов:
— осина — осинка, осиновый, подосиновик;
— гусь — гусенок (гусята), гусиный;
— писать — письмо, письменный, записка и т. д.
б) Словообразование относительных прилагательных:
весна — весенний ясень — ясеневый осина — осиновый
осень — осенний овес — овсяной письмо — письменный
в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
сосна — сосенка басня — басенка осина — осинка
лестница — лесенка* песня — песенка бусина — бусинка
г) Образование глаголов 1 лииа ед. числа настоящего времени:
бояться — я боюсь обуваться — я обуваюсь
умываться — я умываюсь подниматься — я поднимаюсь купаться — я купаюсь лениться — я ленюсь*
одеваться — я одеваюсь кусаться — я кусаюсь
пастись — я пасусь кататься — я катаюсь
спускаться — я спускаюсь смеяться — я смеюсь и т.д.
д) Составление предложений из данных слов
Сено, Вася, степь, косить, в — Ася, беседка, сидеть, в —
Люся, гусята, степь, в, пасти* — Синий, Вася, костюм, носить —
- Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
исуг — (гуси) отис — (сито) искат — (такси) ихитс — (стихи)
онес — (сено) тсил — (лист)* итес — (сети) исок — (коси)
б)Перестановка слогов, чтение полученных слов:
та-ся-гу — (гусята) ни-си-ца — (синица)
вик-го-сне — (снеговик) си-ва-лек — (василек)*
ний-сен-о — (осенний) сём-те-ка — (тесёмка)
сед-бе-ка — (беседка) па-ка-се — (пасека)
ся-ток-де — (десяток) на-си-о — (осина)
се-нок-ли — (лисенок)* кун-се-да — (секунда)
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на С):
ХКСНЕГОВДЫП
ТПДАУКОСТЬЧ
ЩУСЕМЬШУФСМ
ЗЖАУВГСИНИЙ
БОСЕНЬЩРЛНЬ
г) Придумывание 5 слов, начинающихся на слог СЕ. и 5 слов, заканчивающихся
на слог СИ.
д) Ребус (отгадываниеслов):
ВО 7 — ? 7 Я — ?
е) Преобразование слов путем замены звука С звуком С9:
вес — (весь) сыны — (сини) косы — (коси) квас — (квась)
сад-(сядь) осы-(оси) носы-(носи) сома-(Сёма)
- Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С9 мягкого, и стечения согласных в словах)1
свист сесть система соседка
спесивый басистый свисток сельский*
смесь совесть спасибо таксист
свистеть семьсот смеситель* совсем
смести сосиска список голосистый*
сеанс снасти соседский спасённый
теннисистка велосипедист* и др.
а) отчётливое слоговое проговаривание слов логопедом (взрослым) без соблюдения орфоэпических норм (по орфографическим нормам), не акцентируя внимания детей на слоговой структуре;
б) сопряжённое слоговое проговаривание с детьми этих слов с соблюдением норм орфографии;
в) отражённое самостоятельное слоговое проговаривание детьми;
г) группировка слов: выделение и проговаривание предметов, признаков, действий;
д) деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).
Иллюстративный материал на звук С’ на цветной вставке (с. 14-18). |
Количество слов и частотность повторений зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей.
rczdr74.ru
Автоматизация свистящих звуков С, СЬ
Слова со звуком С:
- Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы .
- Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
- Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)
Слова со звуком СЬ:
- Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
- Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
- Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.
Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.
Игра «Хлопки». Вариант игры 1.
Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.
Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.
Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)
Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.
Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.
Игра «Хлопки». Вариант игры 2.
Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.
Игра «Эхо»
Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.
Примеры заданий:
- са-со-сы
- ас-ус-ис-ас
- сам-сад-сав,
- со-су-си-су
- аса-асо-асу-асы и т.п.
Игра «Угадай, что свистит?»
Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.
Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»
Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».
Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.
Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.
Игра-шутка со звуком С «Путаница»
Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.
Примеры путаниц-шуток со звуком С (Автор Л. М. Козырева, из книги «Развитие речи. Дети 5-7 лет»):
- В лесу живет сазан. В реке плывет фазан. (Правильно – «В лесу живет фазан. В реке плывет сазан»).
- На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.
- В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
- У судака два чудака (правильно – «у чудака два судака»)
Еще несколько путаниц известного автора стихов для детей А. Шибаева:
- На глазах у детворы крысу красят маляры. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
- Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Не дом, а сом)- Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)- На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)
Несколько моих авторских шуток — путаниц для занятий с детьми:
- Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
- У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! ( Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
- Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
- В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).
Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)
Игры для автоматизации звука С и Сь в словах
Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)
Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.
Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».
Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.
Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога .
Игра «Собери в лукошко»
Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.
Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.
Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».
Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.
В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова ,начинающиеся со слога Са.
Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил» :).
Игра «Сумка и сетка»
Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование ( кто больше придумает слов? ) Почему?
- Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
- Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.
Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.
Как играть?
- Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
- Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
- А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
- Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.
Варианты игры:
- Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
- Можно поставить задачу по-другому, без картинок – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ. Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.
Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните. Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать 10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!
Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе :). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!
rodnaya-tropinka.ru
Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать и прочитать слова.
I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.
II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.
III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.
1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким
знаком (ь) в середине.
1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.
2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Открываем календарь —
Начинается январь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(С. Маршак)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.
ВО ДВОРЕ
Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!
34 слова.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.
35 слов.
ЛЕТО В АЛЬБОМЕ
Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!
33 слова.
ЗИМНИЙ ПРУД
Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.
35 слов.
СОСУЛЬКА
Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!
40 слов.
В МАРТЕ
Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.
45 слов.
idikt.ru
10 слов с мягким знаком
Для того чтобы написать слова с мягким знаком. нужно знать несколько правил.
Мягкий знак после шипящих
Чаще всего, трудности возникают именно с написанием мягкого знака после шипящих. Чтобы раз и навсегда запомнить правописание таких слов нужно выучить следующие правила наизусть:
- На конце слова женского рода в единственном числе: глушь, мышь, дичь, ветошь, вещь, ложь, речь, горечь.
- В окончаниях глаголов настоящего времени 2-го лица и в образованных глаголах от этих слов на -СЯ: берёшь — берешься, зовёшь — зовёшься, ломишь — ломишься, ; будущего времени: намажешься, заведёшься.
- На конце глаголов повелительного наклонения как в единственном, так и во множественном числах: мажь, режь, ставь, ставьте, режьте, мажьте, брось, бросьте, оставь, оставьте
- В глаголах неопределенной формы:стричь, брить, стелить, водить, любить. Так же сохраняется мягкий знак и после -СЯ: стричься, бриться.
- Во всех наречиях: напрочь, навзничь, вскачь, точь-в-точь; кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпеж.
- На конце частиц: ишь, бишь, лишь и так далее.
Мягкий знак в середине слова
В середине слова пишется мягкий знак для отделения согласной от е, ю, я, ё, и: полесье, ночью, лисьи, соловьиный.
Для обозначения мягкости: мальчик, няньки, пеньки, сельдь, пальчик.
При образовании от имен числительных семь — восьмой, пять — пятьдесят.
В неопределённой форме глагола перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например, порежьте, порежься, избавьте, избавься, направьте, поправьте, поправься.
Мягкий знак в конце слова
Для обозначения мягкости Ь пишется не только в середине слова, но и в конце: конь, пить, лить.
В конце существительных множественного числа в родительном падеже: яблонь, барышень, деревень, дынь, бань.
В именах числительный: пять, шесть, семь, восемь, десять, одиннадцать и так далее.
В глаголах на ТЬСЯ
Если в вопросе, задаваемом к глаголу есть мягкий знак (что делать?), то в глаголе пишется ТЬСЯ. Например, то делать? — шляться, прятаться, играться; что сделать? — стукнуться, свалиться.
vashurok.ru
Мягкий знак | интернет проект BeginnerSchool.ru
В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего он нужен и в каких случаях его используют.
Мягкий знак – это буква, которая не имеет звука. А ещё она не может быть заглавной, стоять в начале слова. Так зачем же она нужна?
Ранее мы говорили о твердых и мягких согласных, а также о смягчающих гласных буквах. Вспомним, каким образом согласный звук становится мягким?
В одном случае согласный звук смягчается гласной буквой, а в другом мягкость согласному звуку придает мягкий знак.
Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и. Если после парной согласной буквы стоят эти гласные, то получается мягкий согласный звук и гласные звуки [э], [о], [и], [у], [а]. Например, мел, люк.
Если после парной согласной стоят гласные буквы э, о, ы, у, а, то согласный звук будет твердым.
Пример:
ряд | рад |
лисий | лысый |
гнём | гном |
люк | лук |
мила | мыла |
Но вспомним о мягком знаке.
Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.
Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.
В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.
Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.
Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.
В конце слова мягкий знак ставится для смягчения согласного звука.
Пример: уголь, пень, огонь, конь.
Давайте теперь изменим слова из этого примера так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
У нас получилось:
угольки, пеньки, огоньки, коньки.
Сделаем звуко-буквенный (фонетический) разбор слова с мягким знаком в середине:
яблонька [й`а б л а н` к а]
3 гласных, 4 согласных
я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
– [а] – гласный, ударный
б – [б] – согласный, твердый, звонкий, парный
л – [л] – согласный, твердый, звонкий, непарный
о – [а] – гласный, безударный
н -[н`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
ь – без звука
к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный
а – [а] – гласный, безударный.
________________________________________
8 букв, 8 звуков 3 слога: яб-лонь-ка
Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я, если в словах слышится звук й.
Например: вьюга, деревья, обезьяна, ученье.
Также разделительный мягкий знак пишется в середине слова в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой о.
Например: бульон, синьор.
Давайте сделаем фонетический разбор слова с разделительным мягким знаком:
деревья [д` э р` э в` й` а]
3 гласных, 4 согласных
д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
е – [э] – гласный, безударный
р – [р`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
е – [э] – гласный, ударный
в – [в`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
ь – без звука
я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
– [а] – гласный, безударный.
___________________________________________
7 букв, 7 звуков 3 слога: де-ре-вья
Подробнее о фонетическом разборе здесь.
Итак, сведем в таблицу примеры слов с мягким знаком:
Мягкий знак | ||
В середине слова | В конце слова | Разделительный |
банька | стебель | деревья |
ельник | пень | вьюга |
огоньки | мель | бульон |
яблонька | лошадь | приморье |
Спасибо, что вы с нами.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
Слова с мягким знаком на конце и в середине слова
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
СЛОВА С МЯГКИМ ЗНАКОМ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Словарь
Капель, ель, письмо, июль, окуньки, осень, льдины, июнь, голубь, зверьки, ясень, огонь, огоньки, мать, кольцо, сеть, цепь, сирень, лень, крыльцо, день, меньше, снегирь, львиный, олень, окунь, гусь, лошадь, дальний, карась, линь, капельки, сентябрь, медведь, учить, стебельки, поползень, портфель, Ольга, роль, конь, деньки, пень, сильный, ельник, ломать, строить, польза, помогать, смельчаки, читать, пальто, день, больше, боль, сосулька, олень, коньки, картофель, журавль.
Предложения для грамматического разбора
Дикая уточка вывела из осоки маленьких утят. Шесть котят есть хотят. Вдруг раздался сильный удар грома.
Выборочный диктант
Написать письмо, июньский день, собирать васильки, сильная капель, сиять огоньками, озеро Ильмень, беленькие зверьки, глядеть вдаль, крыльцо больницы, сильный мальчик, июльские деньки.
Русские пословицы, поговорки и приметы
Лучше потерять якорь, чем весь корабль. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Где дым, там и огонь. Больше думай, меньше говори. В ком честь, в том и совесть. Лучше дать, чем взять. Просо полоть — руки колоть. На дороге грязь, так овёс князь. Вода путь найдёт. Что восемнадцать, что без двух двадцать.
Говорить без дела, что на воде писать. Гордым быть — глупым слыть. В камень стрелять — только время терять. Кончился день — и топор в пень. Большому кораблю — большое плавание. Не по Сеньке шапка. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.
Без грамматики не учатся и математике
Восемь уменьшим на три и получим пять. Семь увеличим на один и получим восемь. Десять да десять будет двадцать. Пять меньше восьми на три. (24 слова)
Пять да пять — десять. Десять уменьшим на один и получим девять. К восьми прибавим один и получим девять. Девять больше трёх на шесть. Семь без двух — пять. (27 слов)
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com
Мягкий — Значение слова
М’ягкий \хк \, — ая, — ое; гок, гка, гко, гки и гки; мягче; мягчайший.
1. Легко поддающийся давлению, сжатию, малоупругий, эластичный. Мягкий хлеб. Мягкий диван. Мягкая шерсть. Мягкие волосы. Мягкая обувь.
2. Приятный при ощущении, не раздражающий. Мягкий свет. Мягкий голос.
3. Плавный, размеренный. Мягкие движения. Мягко (наречие.) ступать. Мягкая посадка (о летательном аппарате: при минимальной скорости).
4. Кроткий, лишённый грубости, резкости. Мягкий характер. Сделать замечание в мягкой форме.
5. Не очень строгий, снисходительный, не суровый. Мягкий приговор.
6. Тёплый, приятный. Мягкий климат.
7. О воде: содержащий мало солей кальция и магния, легко смывающий мыло, не жесткий (в 5 значен.).
8. полная форма прилагательного ф. О транспортных средствах: с мягкими сидениями или предназначенный для использования мягких сидений. Мягкий вагон. Мягкая плацкарта.
9. полная форма прилагательного ф. О согласных звуках: произносимый с приближением средней части языка к твёрдому нёбу; противоположн. твердый (в 5 значен.) (специал.).
• Мягкий знак название буквы «ь».
уменьшительное существительное мяконький, — ая, — ое (к 1 значен.) и мягонький, — ая, — ое (к 1 значен.).
существительное. мягкость, — и, женский род.
Примеры использования слова мягкий в контексте
- • Можно сказать, что, как правило, климат в Японии мя́гкий. • Последняя мысль — хорошо, что линолеум мя́гкий. — Шумилов П. Р. Слово о драконе • У Тома слишком мя́гкий характер, чтобы быть хорошим руководителем. • За ужином я устроил ей мя́гкий выговор за то, что детишки опоздали домой, и велел согласовывать время полетов с Сэмом. — Шумилов П. Р. Слово о драконе • Накануне выпал глубокий, мя́гкий снег. — Шумилов П. Р. Слово о драконе
znachenie-slova.com