Слова с мягким – Слова c буквой «Ь» в середине

Содержание

Разделительный мягкий знак: правила и примеры, русский язык 2 класс

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове

стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Игры с буквами и словами

«Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!

Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Что ещё почитать?

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:

Ь — мягкость

Разделительный Ь

лось

друзья

боль

заячья

букварь

крестьянин

польза

деревья

лень

семья

лягушачьи

серьёзный

вьюга

клочья

«Добавь слово»

Задание: дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:
  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а … забыла дома
  10. На улице громко чирикали …
Ответы:
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были
    перья
    .
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:
  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
Ответы:
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Ответы:

Имена

Фамилии

Григорий

Григорьев

Евгений

Евгеньев

Юрий

Юрьев

Василий

Васильев

Арсений

Арсеньев

Афанасий

Афанасьев

Макарий

Макарьев

Аркадий

Аркадьев

Анатолий

Анатольев

#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

Занятие № 6 Звук С мягкий

губы растянуты в улыбку,

— зубы заборчиком со щелью,

— кончик языка за нижними зубами,

— воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.

Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:

— спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,

—  весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Подготовительные упражнения:

Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: « Горка », « Катушка », « Киска сердится ».

Основные направления автоматизации:

  1. Прямые слоги и слоговые ряды:

ся — сё — сю — си                  сю — си — ся — сё

сё — сю — си — ся                  си — ся — сё — сю

  1. Слова с прямыми слогами:

сядь                 семь              осенний               сито                       укусить

гусята              сени               весенний              синий                    косить

десяток            сети               непоседа              осина                    гуси

овсянка           семена           восемь                  осиновый              семга

висят               секунда         осень                    такси                     гусенок

косят               кисет             ясень                   висит                    тесемка

носят               беседа            ясеневый             носит                     сюда

  1. Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:

ась — ось — усь — ысь                          усь — ысь — ась — ось

ось — усь — ысь — ась                          ысь — ась — ось – усь

  1. Слова с обратными слогами:

гусь                       боюсь                        Васька                     письмо

высь                      моюсь                        Моська                     письма

весь                       одеваюсь                   восьмой                    письменный

повесь                   купаюсь                    авоська                    тесьма

 

 

  1. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных

 СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ:

стпя — стпё — стпю — стпи                      стпю — спги — стпя — стпё

.. сте — стю — сти — стя                          сти — стя — сте — стю

 АСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ:

асть — ость — усть — ысть                    усть — ысть — асть — ость

ость — усть — ысть — асть                    ысть — асть — ость — усть

то же с мягкими согласными Н ‘.П’ .М ‘.К’.Л ‘.

  1. Слова со стечением согласных:

стенка        вести            снег               снять              свет              смех

стены         гости             снеговик        снимать          Света           смена

стена          кости            снегопад        снимок           светить        сметана

степь          нести            снегоход        басня              свинья         смять

Степан       пасти            снегокат         песня              свить            спеть

стихи         угости           гаснет             «Веснянка»     свиток          спина

  1. Фразы с отработанными словами:

Нюся пасет гусей.

Вася несет иваси в сетке.

Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).

  1. Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук С’:

Мы сидим на лесенке,                                    Понавесили сетей

И поем мы песенки.                                        Все для маленьких детей.

Все поют и я пою                                            Выбегают дети —

Песню звонкую свою.*                                   Сами лезут в сети.*

Непоседа Васенька не сидит на месте,            Вместе с мамой я встаю,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.        Сам постель свою стелю,

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,           Умываюсь, одеваюсь,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.    С мамой в детский сад иду.*

У Сени и Сани в сетях сом с усами.                 Ты не бойся — это гусь!

Я сама его боюсь.

До свиданья, сад, сад,

Все осинки спят, спят.                                   Санки синие летят,

И мы с Асей спать пойдем,                             Седоки в санях сидят.*

Только песенку споем.

Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.

 

  1. Небольшие адаптированные прозаические тексты:

Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.

Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*

Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*

  1. Лексико-грамматические упражнения

а) Подбор родственных слов:

— осина — осинка, осиновый, подосиновик;

— гусь — гусенок (гусята), гусиный;

— лиса — лисица, лисий, лисонька, лисенок (лисята)*;

— писать — письмо, письменный, записка и т. д.

б) Словообразование относительных прилагательных:

весна — весенний               ясень — ясеневый               осина — осиновый

осень — осенний                овес — овсяной                    письмо — письменный

в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

сосна — сосенка                   басня — басенка                   осина — осинка

лестница — лесенка*           песня — песенка                  бусина — бусинка

г) Образование глаголов 1 лииа ед. числа настоящего времени:

 бояться — я боюсь                                     обуваться — я обуваюсь

умываться — я умываюсь                          подниматься — я поднимаюсь купаться — я купаюсь                               лениться — я ленюсь*

одеваться — я одеваюсь                             кусаться — я кусаюсь

пастись — я пасусь                                     кататься — я катаюсь

спускаться — я спускаюсь                         смеяться — я смеюсь           и т.д.

д) Составление предложений из данных слов

Сено, Вася, степь, косить, в —                   Ася, беседка, сидеть, в —

Люся, гусята, степь, в, пасти* —               Синий, Вася, костюм, носить —

  1. Письменная речь.

а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:

исуг — (гуси)        отис — (сито)            искат — (такси)          ихитс — (стихи)

онес — (сено)         тсил — (лист)*          итес — (сети)              исок — (коси)

б)Перестановка слогов, чтение полученных слов:

та-ся-гу — (гусята)                             ни-си-ца — (синица)

вик-го-сне — (снеговик)                    си-ва-лек — (василек)*

ний-сен-о — (осенний)                       сём-те-ка — (тесёмка)

сед-бе-ка — (беседка)                         па-ка-се — (пасека)

ся-ток-де — (десяток)                        на-си-о — (осина)

се-нок-ли — (лисенок)*                      кун-се-да — (секунда)

в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на С):

ХКСНЕГОВДЫП

ТПДАУКОСТЬЧ

ЩУСЕМЬШУФСМ

ЗЖАУВГСИНИЙ

БОСЕНЬЩРЛНЬ

г) Придумывание 5 слов, начинающихся на слог СЕ. и 5 слов, заканчивающихся

на слог СИ.

 

д) Ребус (отгадываниеслов):

ВО 7 — ?        7 Я — ?

е) Преобразование слов путем замены звука С звуком С9:

вес — (весь)            сыны — (сини)          косы — (коси)           квас — (квась)

сад-(сядь)              осы-(оси)                носы-(носи)            сома-(Сёма)

  1. Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С9 мягкого, и стечения согласных в словах)1

свист                       сесть                           система                 соседка

спесивый                 басистый                    свисток                 сельский*

смесь                       совесть                       спасибо                 таксист

свистеть                  семьсот                      смеситель*            совсем

спасение                  теннисист                  освистанный         сенокосный

смести                     сосиска                      список                   голосистый*

сеанс                        снасти                        соседский              спасённый

теннисистка            велосипедист*            и др.

а)  отчётливое слоговое проговаривание слов логопедом (взрослым) без соблюдения орфоэпических норм (по орфографическим нормам), не акцентируя внимания детей на слоговой структуре;

б) сопряжённое слоговое проговаривание с детьми этих слов с соблюдением норм орфографии;

в) отражённое самостоятельное слоговое проговаривание детьми;

г) группировка слов: выделение и проговаривание предметов, признаков, действий;

д) деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).

 
   Иллюстративный материал на звук С’ на цветной вставке (с. 14-18).

Количество слов и частотность повторений зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей.

rczdr74.ru

10 слов с мягким знаком

 Для того чтобы написать слова с мягким знаком. нужно знать несколько правил.

Мягкий знак после шипящих

 Чаще всего, трудности возникают именно с написанием мягкого знака после шипящих. Чтобы раз и навсегда запомнить правописание таких слов нужно выучить следующие правила наизусть:

  • На конце слова женского рода в единственном числе: глушь, мышь, дичь, ветошь, вещь, ложь, речь, горечь.
  • В окончаниях глаголов настоящего времени 2-го лица и в образованных глаголах от этих слов на -СЯ: берёшь — берешься, зовёшь — зовёшься, ломишь — ломишься, ; будущего времени: намажешься, заведёшься.
  • На конце глаголов повелительного наклонения как в единственном, так и во множественном числах: мажь, режь, ставь, ставьте, режьте, мажьте, брось, бросьте, оставь, оставьте 
  • В глаголах неопределенной формы:стричь, брить, стелить, водить, любить. Так же сохраняется мягкий знак и после -СЯ: стричься, бриться.
  • Во всех наречиях: напрочь, навзничь, вскачь, точь-в-точь; кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпеж.
  • На конце частиц: ишь, бишь, лишь и так далее.

Мягкий знак в середине слова

 В середине слова пишется мягкий знак для отделения согласной от е, ю, я, ё, и: полесье, ночью, лисьи, соловьиный.

Для обозначения мягкости: мальчик, няньки, пеньки, сельдь, пальчик. 

При образовании от имен числительных семь — восьмой, пять — пятьдесят.

В неопределённой форме глагола перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например, порежьте, порежься, избавьте, избавься, направьте, поправьте, поправься.

Мягкий знак в конце слова

 Для обозначения мягкости Ь пишется не только в середине слова, но и в конце: конь, пить, лить.

В конце существительных множественного числа в родительном падеже: яблонь, барышень, деревень, дынь, бань.

В именах числительный: пять, шесть, семь, восемь, десять, одиннадцать и так далее.

В глаголах на ТЬСЯ

 Если в вопросе, задаваемом к глаголу есть мягкий знак (что делать?), то в глаголе пишется ТЬСЯ. Например, то делать? — шляться, прятаться, играться; что сделать? — стукнуться, свалиться.

 

 

vashurok.ru

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

Слова со звуком С:

  • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток,  сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар,  слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон,  смех, спицы .
  • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух,  подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
  • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

Слова со звуком СЬ:

  • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
  • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
  • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант  игры 1.

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например:  телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са,  ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца,   а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

Игра «Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише,  чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

Игра «Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку  и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас  мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса  — твердый звук ссс  — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится  со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

Примеры путаниц-шуток  со звуком С (Автор Л. М. Козырева,  из  книги «Развитие речи. Дети 5-7 лет»):

  • В лесу живет сазан. В реке плывет фазан. (Правильно – «В лесу живет фазан. В реке плывет сазан»).
  • На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.
  • В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
  • У судака два чудака (правильно – «у чудака два судака»)

Еще несколько путаниц известного автора стихов для детей А. Шибаева:

  • На глазах у детворы крысу красят маляры. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
  • Говорят, один рыбак
    В речке выловил башмак.
    Но зато ему потом
    На крючок попался дом. (Не дом, а сом)
  • Лежит лентяй на раскладушке,
    грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)
  • На пожелтевшую траву
    Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)

Несколько моих авторских шуток — путаниц  для занятий с детьми:

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! ( Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но  исправить ошибку  и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся  так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога .

Игра «Собери в лукошко»

Я  обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения.  Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании  «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка  и очень расстроился.  Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко.  В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов.  Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

Мы  рисуем  на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы  с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко».  Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью  «заполнили лукошко словами».

Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова ,начинающиеся со слога Са.

Дети  обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил» :).

Игра «Сумка и сетка»

Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование ( кто больше придумает слов? ) Почему?

  • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
  • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

Как играть?

  • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
  • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
  • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому  в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
  • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И  успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

Варианты игры:

  • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
  • Можно поставить задачу по-другому, без картинок  – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ.  Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните.  Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать  10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе :). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

rodnaya-tropinka.ru

Урок «Слова с мягким знаком на конце»

Конспект

урока русского языка

«Слова с – ь – на конце»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Автор: учитель начальных классов Еремеева И.В.

Цель: Учить письму слов с – ь – на конце.

Задачи:

Знакомить с написанием буквы – ь -.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.

Учить дифференцировать слова с – ь — на конце и без него.

Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    — Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Ждут нас книжки и тетрадки.

    Вы, готовы?

    Все в порядке!

    Проверка готовности к уроку.

    — Ребята, сядет тот, кто придумает слова с –ь- на конце (Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь…)

    — Какое идет время года?

    — Какой день недели?

    — Какое сегодня число?

    — Какой урок?

    — Какой по счету урок?

    — С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?

    2. Сообщение темы урока

    — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой – Ь -.

    Слайд 1

    3. Повторение

    1. Работа с городом букв.

    Слайд 2

    — Назовите гласные звуки.

    — Почему они гласные?

    — Какие только твердые звуки вы знаете?

    — Какие только мягкие звуки вы знаете?

    4. Пальчиковая гимнастика

    Слайд 3

    Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.

    На поляне

    На поляне дом стоит.

    Но вот к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    В этот домик приглашаем.

    На прогулку

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    В домик спрятались опять.

    По грибы

    Пальчик, пальчик, где ты был?

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    Можешь пальцы сосчитать:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Десять пальцев, пара рук –

    Всё твоё богатство, друг!

    5. Повторение

    1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.

    2. Письмо буквы ь.

    Слайд 4

    — Ребята, на какую букву похож -Ь- ?

    — Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.

    — Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

    Объяснение написания буквы ь.

    — Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

    3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.

    — Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.

    — Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)

    — Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.

    — Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)

    — Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.

    — Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.

    — Что можно сказать про -Ь-?

    — Ребята, есть стихотворение про букву –Ь-, вот послушайте:

    Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится,

    Почему у дома «угол»

    Превратился сразу в «уголь»

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    7. Изучение темы урока.

    1. Звуко-буквенный анализ слов.

    — Отгадайте загадку:

    Он стройный и красивый,

    У него густая грива. (конь)

    Слайд 5

    — Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)

    — Нарисуем 3 клетки.

    — Первый звук согласный, твердый – синяя клетка.

    — Второй звук гласный – красная клетка.

    — Третий звук – согласный, мягкий — зеленая клетка.

    — Запишем слово – конь – в тетрадь.

    — Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)

    Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква –Ь- звука не имеет).

    — Отгадайте еще одну загадку:

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко (лось)

    Слайд 6

    Разбор слова по аналогии.

    — Ребята, конь и лось – это кто?

    — Каких животных вы еще знаете?

    — На какие две группы можно разделить всех животных?

    Физминутка

    Дети выполняют движения за учителем под музыку.

    2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.

    Игра «Рыбалка»

    Слайд 7

    — Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).

    — Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть –Ь-, а остальных в корзинки.

    — Запишите названия рыб с –Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с –Ь- зеленым карандашом.

    — Прочитаем хором названия рыб.

    — А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).

    3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)

    — Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
    Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.

    4. Индивидуальная работа.

    Дети получают карточки с заданием: выписать слова с –Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.

    — Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь).

    Проверка.

    5. Работа с предложением.

    Слайд 8

    Запись предложения под диктовки.

    — Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).

    — Что ставим в конце? (Точку).

    — Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)

    Хорь напал на кур.

    — Самостоятельно составьте схему к данному предложению.

    Проверка (У доски схему составляет ребенок).

    8. Рефлексия

    — О чем мы беседовали на уроке?

    — Вспомните, какие задания вы выполняли.

    — Заполните анкету:

    Урок был интересным.

    Задания были легкие.

    Я активно работал на уроке.

    Нужно стараться больше.

    Я устал.

    Красный цвет – да, синий – нет.

    — Ребята, вычеркните в строке все –Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:

    Ь Х Ь О Ь Ь Р Ь О Ь Ь Ь Ш Ь О!

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Слова с разделительным мягким знаком

    Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после — производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.

    Разделительный мягкий знак в русском языке

    Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам. Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему – разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.

    Этапы изучения материала

    Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:

    • Обнаружение проблемы и поиск решений. Для этой цели на доске записывают следующие слова: вороб…и, в…юга, обез…яна, сем…я. Далее при рассуждении о том, что же не так в этих словах, обнаруживается, что в их структуре не хватает мягкого знака. Далее учитель обязательно делает акцент на функции знака в каждом отдельном слове, указывая на то, что он разделяет гласную и согласную буквы, не давая им слиться в один слог. А все представленные примеры — это слова с разделительным мягким знаком, функция которого в корне отличается от той, что дети уже изучили.
    • Практические занятия. Как всегда, после теоретической части необходимо закрепить тему при помощи упражнений. Для этого вниманию школьников предоставляют следующие слова, в которых нужно объяснить функцию мягкого знака в каждом отдельном случае: колье, ночью, льет, воробьи, соль, пальто. При сравнении обнаруживается разница, и на этом этапе очень важно научиться определять, какую именно функцию выполняет знак.

    Значение разделительного мягкого знака

    Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови – соловьи, солю – солью, песа — пьеса. А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел – мель, кон – конь.

    Написание слов с разделительным мягким знаком

    При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:

    • Пропуск знака в слове – это достаточно распространенная проблема при написании. Чтобы не допустить этой ошибки, перед тем как записать слово, следует его четко произнести по слогам и определить, сливается ли согласный звук с гласным. Если этого не происходит, тогда между ними обязательно ставят мягкий знак, который указывает на их разделение. Например: семья, солью и так далее.
    • Замена мягкого знака гласными буквами «и» и «е». Чтобы не допустить такой ошибки, нужно запомнить, в каких случаях следует писать разделительный мягкий знак. Правило гласит, что в слове он употребляется после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: пьеса, польёт, воробьи, ночью, гостья.
    • Замена знака буквой «й» при написании слова с разделительным мягким знаком. Педагоги отмечают, что наиболее частой причиной такой ошибки является невнимательность и недостаточное усвоение правил.

    Звуковой анализ слов с мягким знаком

    При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья». Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а. Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».

    Слова с мягким знаком для звукового анализа

    Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.

    Как переносить слова с разделительным мягким знаком?

    Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное — правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян – это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.

    Как закрепить материал?

    Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.

    Упражнения для закрепления

    Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:

    1. В наборе слов — моль, ткань, листья, гостья, боль, колье – следует определить, в каких словах мягкий знак употребляется для мягкости согласного звука, а в каких он является разделительным.
    2. Необходимо записать транскрипции ко всем приведенным выше словам. Они должны выглядеть так: [мол’], [ткан’], [л‘ист’й’а], [гост’й’а], [бол’], [кол’й’э].
    3. Запишите группу слов с разделительным мягким знаком под диктовку.

    www.syl.ru

    «Слова с мягким знаком на конце слова»

    Цель урока: Учить писать слова с мягким знаком на конце.

    Задачи урока:

    Образовательная: формировать умение обозначать мягкость согласного на конце слова мягким зна­ком.

    Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления, путём установления общего свой­ства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук; разви­тие фонематического слуха, внимания, зрительного и слухового восприятия.

    Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.

     Оборудование: Э.В. Якубовская, А.К. Аксенова Русский язык 3 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение» 2013, тетрадь, вырезанные из картона ладошки (красная, зелёная, жёлтая) для каждого обучающегося, игра «Спектра» (карточки на тему «Мягкий знак»).

    Тип урока. Комбинированный урок.

    1. Орг. момент

    Прозвенел звонок! Начинается урок! Сейчас у нас вами урок русского языка.

    Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, поздороваемся с ними! (Рапорт дежурного).

    Тихо сядет девочка, тихо садятся за парты мальчики.

    2. Повторение ранее изученного материала.

    — Скажите мне пожалуйста что такое буква, что такое звук. Чем они отличаются?

    Назовите звуки, которые обозначаются буквами (например б — б-бь, н — н-нь). Итак, согласные бывают твердые и мягкие. А как можно определить согласную (твердая она или мягкая), на что нужно обратить внимание (на гласную).

    3. Проверка домашнего задания.

    Проверка домашнего задания стр. 3 № 16 (отгадать загадки, выделить твердые и мягкие соглас­ные).

    4. Подготовка к восприятию нового материала.

    Посмотрите внимательно на доску. Назовите звуки, которые обозначаются данными буквами:

    С Н И Е Г Р Ь (Дети называют )

    Назовите лишнюю букву. Почему?

    Ь — звука не обозначает, эта буква служит для обозначения мягкости согласного на письме.

    А теперь давайте попробуем составить слово из данных букв. СНЕГИРЬ

    Что вы знаете о снегире?

    Как произносится последний звук в слове? (РЬ). Как обозначается мягкость согласного на письме?

    Скажите сколько звуков и сколько слов в этом слове? Слогов? (6 зв., 7 букв)

    Кто мне скажет, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Чему будем учиться?

    Мягкий знак — хитрый знак:

    Не сказать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему мягкий знак называют хитрым знаком?

    5. Пальчиковая гимнастика

    Птицы к дому подлетели (два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями)

    На кормушку птички сели (держим одну ладонь параллельно груди)

    — Стали зернышки клевать (другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони)

    И головками кивать (соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы и делаем наклоны кистями рук)

    6. Минутка чистописания

    А сейчас записываем в тетради сегодняшнее число, классная работа.

    Записываем словарное слово снегирь в тетрадь целую строку. Выделяем последнюю мягкую согласную в слове.

    7. Изучение новых знаний

    А сейчас поиграем в игру «Самый внимательный». Я буду диктовать вам текст Слушайте внимательно. Если услышите слова с «ь» на конце слова, то записывайте его в тетрадь. Затем мы проверим и определим, кто из вас самый внимательный. Задание всем понятно? Тогда начнем.

    Учитель взял у Коли тетрадь. По реке плывёт гусь. Коля сел на пень. Вчера был ясный день.

    Зачитайте слова, которые вы записали. Сравнивают со словами записанными на доске. Итак, кто же у нас самый внимательный?

    8. Физминутка

    Внимательно слушайте слова. Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, вы приседаете, если нет — то хлопаете.

    МИР, СОН, ПЕЛ, ЖАР, МЕЛ, СВЕТ, ЛЕС, ФЛОТ, НЕТ, МЯЛ, СТОЛ, ШАР, СУП

    Молодцы, присаживаемся на свои места.

    9. Закрепление нового материала

    А сейчас открываем учебник на стр. 88 № 3, читаем задание выполняем 1 столбик. Выполняется каждым обучающимся у доски.

    Катя дополнительно выполняет задание на карточке (Спектра палитра)

    Работа со словарем учебника: а теперь давайте откроем на страничке нашего словаря в учебнике. Найдите и выпишите все слова с «ь» на конце слова, и с любым словом составьте предложение.

    10. Объявление домашнего задания

    Запись в дневнике №5 стр.89, объяснение задания.

    11.Подведение итогов, рефлексия

    Какая была тема нашего урока? что нового узнали? Как обозначается мягкость в конце слова? Что нового узнали?

    На партах у вас лежат ладошки красного, желтого и зеленого цвета.

    Поднимите красную те, кому было трудно.

    Желтую — незначительно трудно.

    Зелёную — очень легко.

    Какое задание было самое сложное? Кто доволен своей работой, похвалите себя, поглпдьте по головке.

    Молодцы, спасибо за работу.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями

    здоровья городского округа Лыткарино Московской области «

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *