как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи
Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.
Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.
Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.
Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:
- Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
- Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
- После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
- В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).
К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:
- Ребенок начинает чаще плакать и больше капризничать
- Находясь в саду, ребенок ведет себя несвойственно, например, целый день грустит или проявляет агрессию
- Ребенок бурно реагирует на упоминания о саде, начинает плакать и кричать
- После посещения сада ребенок на долгое время становится «неуправляемым» (если это происходит только вечером после садика, то это нормально)
- Ребенок часто болеет, после болезни не хочет возвращаться, часто жалуется на здоровье, чтобы не ходить в сад.
Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.
Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).
Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.
Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:
- Строгий режим и распорядок дня
- Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
- Новые дети и общение в коллективе
- Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
- Отсутствие родителей
- Новые требования к поведению ребенка.
Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.
Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:
- Адаптируйте ребенка постепенно. Если такая возможность есть, не отдавайте малыша в садик на полный день — начните с пары часов, а затем постепенно увеличивайте время пребывания.
- Говорите заранее. Кроме простого «ты скоро пойдешь в садик» уделите время, чтобы проговорить с ребенком весь процесс пребывания в саду: распорядок дня, взаимодействие с детьми и воспитателями.
- Держите слово. Заранее объясните ребенку, когда вы за ним придете, и обязательно придите в указанное время.
- Всегда прощайтесь. Несмотря на то, что иногда, кажется, проще скрыться «под шумок» и избежать слез расставания, современные психологи советуют родителям никогда не исчезать без предупреждения — это важно для поддержания доверительных отношений между вами и ребенком.
- Дайте с собой оберег. Это может быть любимая игрушка, семейная фотография, футболка с любимым мультгероем — что-то, что поддержит ребенка, напомнит о доме и поможет почувствовать себя спокойнее и увереннее.
- Заведите специальный ритуал. Заранее обговорите с ребенком, как вы будете прощаться. Например, два поцелуя в щеки, крепкие объятья или любой другой ритуал, который понравится и ребенку, и вам. Повторяйте его каждый день перед тем, как уйти, чтобы ребенок знал, чего ему ждать, и в какой момент ваше прощание окончено.
- Воздержитесь от крупных перемен накануне сада. Если это возможно, избегайте дополнительного стресса дома. Это касается переездов, крупного ремонта, приучения к горшку или к собственной кровати, появления в доме животных или внезапных гостей. Поход в детский сад и так является огромным источником стресса для ребенка, а потому будет лучше, если дом и семья в этот период останутся для него чем-то надежным и неизменным.
- Читайте книги. Сейчас существует множество детских книг, герои которых идут в детский сад. Так вы подготовите ребенка к тому, что его ждет в детском саду, как изменится его расписание, и сможете обсудить волнующие его вопросы.
- Сохраняйте спокойствие. Даже если вы убедительно рассказываете ребенку о благах детского сада, но голос ваш дрожит, обмануть его не удастся. Будьте спокойны, уверенны и доброжелательны — это очень важно для психологического настроя ребенка.
- Уходите сразу. Отправив ребенка в детский сад (особенно если это было непросто) уходите сразу, не возвращайтесь, не стойте в дверях и не заглядывайте в окна. Поступая так, вы не только добавляете переживаний ребенку и воспитателям, но и демонстрируете свое недоверие, которое передается ребенку. Короче, просто бросайте и бегите без оглядки!
- Проводите время вместе после сада. Если вам кажется, что ваш ребенок, вернувшись из садика, с вас не слезает, то вам не кажется. Постарайтесь уделить ребенку как можно больше внимания после сада, займитесь с ним тем, что ему нравится.
Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ДЕТСКОМ САДУ
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к детскому саду проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к группе, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать».
Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
• возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
•состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
• индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
• условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
• уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
Биологические причины:
сильный токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни.
Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду?
Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Уважаемые родители чаще общайтесь, играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период адаптации к новым условиям.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
- к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему постепенно. Поэтому мы просим вас в первый раз прийти с ребенком в то время, когда в группе не будет других детей и воспитатель сможет познакомиться с вашим малышом, а он – изучить нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если вы будете на первых порах рядом с ним.
Вторую неделю мы предложим ребенку попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать.
Третью и четвертую недели просим забирать ребенка вскоре после дневного сна. Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
Просим вас рассказать психологу и воспитателям о ребенке как можно больше, все, что вы считаете особенно важным.
Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям.
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста
Модель организации адаптационного периода.docx
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.pdf
Типичные ошибки родителей.pdf
Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка..pdf
Справка по итогам адаптационного периода.pdf
Все готовы? Три шага к успешной адаптации в детской комнате
В течение первого года жизни у ребенка выстраивается первичная связь с самыми близкими членами семьи (обычно с матерью и отцом). Отношения с близким взрослым дают детям чувство безопасности, позволяют им заниматься новыми задачами и идти на риск. Это означает, что для того, чтобы ребенок мог открыться социальным контактам и новым людям, он или она должны находиться в правильных условиях и иметь время для создания вторичной связи – привязанности к опекуну.
Невозможно заранее предсказать, сколько времени потребуется конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к условиям дошкольного образования. В среднем это занимает около 2 недель. Но может быть и так, что на третий день ребенок помашет маме на прощание и охотно останется в группе. Также может случиться так, что через три недели ребенка нужно будет сопровождать родитель. Это зависит от темперамента ребенка, его или ее опыта в новых ситуациях, типа отношений с родителем, чувствительности и компетентности воспитателей и группы детей, частью которой он или она является. [1,2].
Многие родители и опекуны разделяют «народное поверье», что в начале пребывания в учреждении ребенок будет плакать, потом перестанет и как-то привыкнет к новой обстановке. Этот плач — это «нормальная» вещь. Такая адаптация не идет на пользу детям, она вызывает у многих из них большой стресс, а также трудна для воспитателей и родителей, беспокойство которых часто способствует стрессу ребенка.
Как всем сторонам — родителям, опекунам и детям — пройти процесс адаптации мягко?
Что говорят исследования?Исследования показывают [3], что дети в адаптационном периоде в течение 2-3 недель более раздражительны, чем обычно, и их общее настроение хуже (уровень кортизола – гормона стресса – выше), поэтому присутствие родителей очень важны для них [4]. Дети старшего возраста (старше года) дольше испытывают стресс, больше протестуют, особенно на второй неделе адаптации, когда проходит любопытство к новому, и они особенно чувствительны к тому, как проходит адаптация. Оставление ребенка в яслях на длительное время с самого начала (в исследовании указано на пребывание более 4 часов с первого дня) вызывает не только значительное ухудшение его настроения, но и влияет на качество его отношения с матерью – есть ограниченное чувство безопасности. Мягкая адаптация детей к яслям (т. е. кратковременное пребывание — первоначально по 2-3 часа в день) не приводила к ослаблению надежной связи между детьми и их матерями, хотя и сопровождалась мощными колебаниями настроения.
Другое исследование [5], проведенное с участием 70 детей в возрасте 11–20 мес, показало, что уровень кортизола значительно повышался у детей, перенесших внезапную/раннюю разлуку с матерью (на 75–100 % выше, чем дома), и оставался на сбалансированном уровне. (хотя тоже выше, чем дома), когда матери проводили время с ребенком в яслях, т. е. когда фаза адаптации перед разлучением была более продолжительной.
Процесс разлуки включает в себя не только физическое отсутствие, но и чувство одиночества. Это нормально, когда дети чувствуют себя некомфортно и испытывают стресс, разлучаясь со своими близкими. Исследования показывают, что в первую, а иногда и во вторую неделю разлуки уровень стресса достаточно высок, чтобы проявлять признаки стресса в течение дня (самое высокое значение наблюдается примерно через час после разлуки) [6]. Кроме того, у детей наиболее сильная реакция на разлуку на первом этапе (в первые дни). С течением времени стресс постепенно снижается и стабилизируется примерно к 4-й неделе адаптации. Помните, однако, что стресс — это не только грусть или потеря, это также волнение, радость и новые вызовы.
Признаки недовольства отъездом родителя встречаются довольно часто. Исследования показывают, что даже дети с «сильной личностью», с надежной связью (привязанностью) со своими родителями и со своим опекуном и интересующиеся тем, что предлагает учреждение, часто разочаровываются в первую неделю разлуки [5]. ]. Но со временем, однако, чувство дискомфорта проходит.
Три шага к детской адаптацииАдаптация — это процесс, который обычно длится около 10 дней (но его продолжительность всегда должна соответствовать потребностям ребенка!), и состоит из нескольких этапов, которые можно обозначить как «Первый этап». встреча», «Доверие» и «Доверие» [6].
Первая встречаНа этом этапе ребенок знакомится с новой средой (например, пространством, людьми, звуками, запахами, привычками, вкусами), родители знакомятся с устройством и его работой, воспитатели знакомятся с ребенка и родителей. Вот несколько практических советов о том, как плавно реализовать этот этап:
- Обмен информацией об обстановке – письменная информация для родителей о том, как работает учреждение (часы работы, время приема пищи, виды деятельности, организация отдыха, миссия и видение учреждения). удобство и развитие ребенка).
- Индивидуальные встречи в сочетании с посещением родителями учреждения – полезны формы интервью с открытыми вопросами о привычках, потребностях и любимых играх ребенка.
- Проведение мастер-класса – встреча с группой родителей новоиспеченных детей непосредственно перед началом года (знакомство, обсуждение возможных опасений родителей, напоминание родителям о правилах их пребывания в учреждении).
- Первое пребывание детей с родителями в учреждении – в небольшом количестве групп (если группа многочисленная, то в адаптационный период она может делиться – одни дети могут приходить с родителями утром, другие – в полдень, третьи во время чаепития). В некоторых учреждениях в Польше существует правило, что в неделю появляется не более пяти новых детей – это означает, что адаптация растягивается на несколько недель.
- В первые дни дети не должны оставаться в обстановке более нескольких часов (за это время воспитатель познакомится с ребенком, выслушает его, понаблюдает за его любимой игрой, отреагирует на сложные ситуации и проверит как он/она реагирует на попытки включить его/ее в ритм групповой жизни).
Дети и родители, опираясь на положительный первоначальный опыт (первый этап), начинают чувствовать себя в учреждении в безопасности. Дети доверяют своим воспитателям, готовы играть, получать помощь и, как следствие, устанавливать с ними безопасные отношения.
8 советов по поддержанию отношений между воспитателем и ребенком:- Дайте ребенку время понаблюдать, создайте условия, чтобы ребенок мог в любое время самостоятельно присоединиться к занятиям (например, вы можете оставить пустой стул у стола, лишнюю подушку на ковре).
- Приспособьте программу и пространство к свободе действий и самостоятельности ребенка – возможность самостоятельного приема пищи, дидактические пособия, доступные игрушки (не должно быть слишком много), полотенца и салфетки в пределах досягаемости детей.
- Ограничьте количество визуальных раздражителей и шума (это тоже стресс!) — например, проводите как можно больше времени в саду.
- Обеспечить привлекательные, малоизвестные игры и дидактические пособия, например. изготовление торта, строительство горки для машин, строительство башни из крупных блоков, полосы препятствий для детей (тоннели, барьеры, игрушки-качалки), обливание водой сенсорного уголка (стол или миска с водой на террасе).
- Инициировать контакт: визуально, на уровне ребенка, с помощью языка тела. Затем опишите, что делает ребенок («о, я вижу, ты насыпаешь фасоль в большую чашку, может быть, тебе нужна ложка?», «я вижу, ты строишь башню, я принес тебе еще кубики») .
- В сложных ситуациях – выразить понимание, обозначить чувства (печаль, разочарование, гнев, трудности в ожидании и т. д.). Договоритесь с родителями, что постепенно воспитатель будет более активно помогать ребенку, а мать или отец просто будут рядом.
- Не заставляйте ребенка есть или пить. Время приема пищи является чувствительным моментом для многих детей, особенно на втором году жизни.
- В первый и второй день родитель более активен и сопровождает ребенка в осмотре комнаты, туалета, приема пищи и т. д. Затем желательно показать родителю удобные места для сидения в комнате, что позволит ребенок понимает: «Я здесь сижу, я не выйду, если хочешь, можешь играть. Я буду здесь». Такая информация дает ребенку чувство безопасности, а также пространство и выбор.
Доверенность связана с разлучением с ближайшим(и) родителем(ями). Только на этом этапе ребенок будет готов оставаться в учреждении без присутствия родителей – сначала на короткое время, затем на более длительный.
Как родители могут помочь ребенку привыкнуть к яслям самостоятельно? Они могут сделать следующее:
- Запланировать отъезд ребенка на короткое время («Я хотел бы пройтись по магазинам прямо сейчас и вернусь через 15 минут. Вы будете играть с детьми»).
- Расскажите ребенку об изменениях: «Кася, мне через десять минут на работу. Я поцелую тебя и уйду. Я вернусь после……” Не уходи тайком!
- Провести ритуал прощания, например. целовать в ушко, махать в окно, обнимать любимый талисман, петь песенку.
- Не оставлять ребенка надолго первые несколько недель.
- Вместо «Отпусти маму на работу» нужно конкретное сообщение: «Мама идет на работу и вернется через 4 часа».
Воспитатели могут помочь родителям, которым тяжело расстаться с ребенком, например, отправив текстовое сообщение с информацией о том, как ребенок играет.
Мы можем сделать вывод, что ребенок адаптировался, когда, среди прочего, он/она:
- с энтузиазмом входит в комнату, здоровается с воспитателем ,
- знает, где его личные вещи (своя чашка, талисман),
- участвует в играх, инициированных воспитателем и/или другими детьми,
- смотрит на воспитателя и принимает от него/нее помощь, тянется к своим любимым игрушкам,
- частей с родителем без слез.
Gracjana woźniak
Этот пост основан на 2 сообщениях блога, написанных Моникой Рошчевишкой-в-ведук:
Adaptacja a nie separcja-o procesie akcectewania żlaria raari-realaria raari-realari-raari-realaria. Wskazówki dla wychowawców i rodziców
Источники:
- https://www.zerotothree.org/resources/67-temperament-intensity-of-reaction
- https://www.psychologytoday. com/us/blog/insight-therapy/201710/nonparental-daycare-what-the-research-tells-us
- H.Rauch, U Ziegenhain, et al. (1996). Опыт дневного ухода за младенцем и матерью, материал
, представленный на 16-м двухгодичном собрании ISSBD 1996, Квебек, Канада. - https://www.practicalresearchparenting.com/2016/07/24/daycare-when-to-start-are-there-risks-to-starting-too-early/
- Л.Альмерт, М.Р.Гуннар и др. (2004). Переход к уходу за ребенком: ассоциации с привязанностью младенца к матери, негативными эмоциями младенцев и повышением уровня кортизола , Развитие ребенка, май-июнь 2004 г. Том 75.
Подпишитесь на нас и поставьте лайк:
Все готовы? Три шага к успешной адаптации в питомнике
Теги: адаптация
Мокикла Эврика
Эврика » Блоги » Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?
Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?
Когда мы приезжаем в незнакомое место, нам всем нужно познакомиться с этой средой и адаптироваться к ней. Дети, которые начинают посещать школу раннего развития или детский сад, не являются исключением.
«Этот старт труден не только для ребенка, но и для его родителей», — отмечает Юсте Петкувене, педагог школы раннего развития «Эврика» для детей 2–5 лет, вместе с психологом Агне Гуркшне. поделитесь советами и инсайтами психолога из США Джоан Браун, которые облегчат адаптационный период как для родителей, так и для детей.
Что такое адаптация и каковы ее этапы?
«При попадании в незнакомую среду ребенок испытывает сильный стресс. Чтобы ребенок к этому привык, он должен пройти адаптационный процесс. Этот термин описывает способность приспосабливаться к внешней среде и условиям и привыкать к ним», — говорит психолог Агне Гуркшне.
США Психолог Дж. Браун выделяет следующие процессы, которые меняются, когда ребенок начинает посещать школу:
- Происходит регресс навыков.
- Ухудшение качества сна и потеря аппетита.
- Ребенок выглядит подавленным, нет сил.
- Увеличение количества атак гнева.
«Не бойтесь перемен ребенка, так он борется со стрессом и адаптируется к новым условиям. Как и все мы, дети тоже разные. Одни дети без труда адаптируются к новой среде, у других адаптация занимает больше времени», – делится своими наблюдениями педагог Ю. Петкувене.
По мнению психолога Дж. Брауна, у легко адаптирующегося ребенка адаптация происходит в течение 2-4 недель. Такие дети спокойно спят, имеют хороший аппетит, эмоциональное состояние ребенка спокойное, без резких перепадов настроения. Без слез и злости он отпускает родителей и играет с одноклассниками. Ребенок контактирует со сверстниками и учителями и может попросить учителя о помощи. Даже при легкой корректировке у ребенка поначалу могут возникнуть проблемы со сном и аппетитом.
«Более тяжелая адаптация к окружающей среде занимает больше месяца», — отмечает педагог Я. Петкувене и приводит выводы психолога Я. Брауна, какие элементы поведения характерны для ребенка, переживающего более сложную адаптацию: ребенок часто болеет, а адаптация усложняется из-за длительных пауз. Ребенок беспокойно спит, имеет сниженный аппетит, часто плачет и грустит. Такие дети отвлекаются игрой, но ненадолго. С родителями тоже тяжело расставаться. Ребенок не проявляет интереса к общению и спрашивает, когда родители приедут его забирать.
«Вы можете понять, что период адаптации закончился, когда все эти аспекты стабилизируются. Ребенок хорошо спит и ест, уменьшаются перепады настроения», – соглашается Агне Гуркшне с психологом из США.
Психолог Дж. Браун отмечает, что процесс адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении проходит в несколько этапов.
- Первая стадия «Период дезадаптации». Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, первое время они все равно будут испытывать стресс и постоянное напряжение. Ребенку трудно отделиться от родителей, он часто плачет.
- Второй этап «Адаптационный период». Защитные психические механизмы находятся в режиме ожидания, ребенок начинает взаимодействовать с воспитателем и другими детьми, участвуя в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто обращается к ним с вопросами. На этом этапе ребенок только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может их нарушать и отказываться выполнять некоторые просьбы воспитателя.
- Третий этап «Этап компенсации». По мнению американского психолога Дж. Брауна, процесс приспособления заканчивается, ребенок привыкает к своему классу и учителям, к своему новому расписанию и спокойно целый день ходит в школу или детский сад. Их эмоциональное состояние становится более устойчивым, а физиологические показатели нормализуются.
Правила успешной адаптации
Основываясь на своем опыте и знаниях психологов Й. Браун и А. Гуркшне, педагог Ю. Петкувене подготовила для родителей двадцать советов по успешной адаптации:
- Перед поступлением в учебное заведение важно для ребенка развитие самостоятельности и коммуникативных навыков, дети, у которых развились такие способности, гораздо быстрее привыкают к образовательному учреждению, например, возлагают на ребенка определенные обязанности по дому, общаются с родственниками, друзьями, чтобы у ребенка были социальные навыки и умения;
- Начните готовить ребенка к школе заранее: придите в школу и покажите здание, покажите фотографии учителей, познакомьте с их именами и увлечениями (профили сотрудников часто можно найти на школьных страницах), подчеркните, что все дети подбираются в вечер, никто не остается один;
- Заранее подготовьте ребенка к тому, что ему нужно будет ходить в школу каждый день, пока мама и папа на работе.
- Заранее ознакомьтесь с классными руководителями и школьным расписанием и расписанием занятий, познакомьте ребенка с услышанной информацией.
- Во время знакомства расскажите учителям о своем ребенке и некоторых его характеристиках и особенностях.
- Адаптация должна начинаться с часа или двух в день с ребенком.
- Постепенно увеличивать время в школе/детском саду, учитывая рекомендации воспитателей.
- Старайтесь обеспечить как можно более спокойную обстановку в доме, например, переезд, развод родителей, рождение второго ребенка – не должны происходить в один и тот же период.
- Не забывайте уделять ребенку индивидуальное качественное внимание дома. Оба родителя должны быть вовлечены в этот процесс.
- Чем спокойнее родители, тем больше ребенок будет доверять неизвестному окружению. Возьмите под контроль свое эмоциональное состояние. Все ваши заботы и страхи обязательно передадутся ребенку.
- В период адаптации усиливается чувствительность ребенка ко всем внешним воздействиям. Также их организм не всегда может справиться с умственными нагрузками. Заболевание является защитным механизмом организма как у детей, так и у взрослых. Больной ребенок находится дома в привычной обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не почувствуют себя в безопасности не только дома, но и в детском саду.
- Помните, что после болезни ребенка процесс адаптации начинается заново. Не оставляйте ребенка на целый день после длительного перерыва.
- Если вы видите, что ребенок склонен играть со сверстниками и увлекается играми, необходимо принять решение оставить ребенка.
- Отвести в образовательное учреждение от того родителя, с которым ребенку легче разлучиться. И пока не закончится период адаптации, он должен оставаться стабильным.
- Всегда прощайтесь с ребенком, можно придумать ритуал прощания, которому будете следовать всегда, например, поцеловать в щечку и уйти, важно ненадолго попрощаться и не возвращаться, даже если ребенок плачет много.
- Не наказывайте ребенка за нежелание идти в школу/детский сад.
- Будьте честны с детьми, говорите точно, когда приедете, не обещайте того, что не сможете сдержать. Доверие ребенка к вам очень важно в период адаптации. Дайте понять ребенку, когда вы вернетесь: днем, после сна или вечером, чтобы у него не было ложных ожиданий.
- Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, какой у него будет хороший день, в какие интересные игры он будет там играть, какая вкусная еда будет подана и т. д.
- Пусть ребенок возьмет свою любимую игрушку. Им будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то дорогое и знакомое.
- «Самое главное – заранее начать подготовку к процессу адаптации и вас, и вашего ребенка. Не забывайте, что успешная адаптация ребенка зависит от подготовки и психологической и эмоциональной стабильности в семье», – отмечает педагог Ю. Петкувене.
Браун Дж. (2020). Детский сад без слез – что нужно знать родителям об адаптационном периоде?.