Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения – Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения – примеры

Содержание

Синтаксический разбор сложного предложения: примеры

Раздел грамматики при изучении русского языка, который называется синтаксисом, изучает различные способы сочетания слов в предложениях. Разбор таких предложений на синтаксические единицы носит название синтаксического. С разбором простых предложений на синтаксические единицы дети сталкиваются уже с третьего класса, а вот с понятием сложных предложений знакомятся уже в среднем звене. В этой статье мы расскажем, какими бывают сложные предложения, и приведем примеры из синтаксического разбора.

План разбора сложного предложения

Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.

Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.

План разбора сложного предложения на синтаксические единицы

  1. Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
  2. Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
  3. Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
  4. Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
  5. Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
  6. Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
  7. Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
  8. Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
  9. Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
  10. Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.

Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.

Пример синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения

В таких предложениях между несколькими простыми частями нет никаких союзов. Вместо них разделителями являются знаки препинания: двоеточие, тире, запятая.

Примеры бессоюзных сложных предложений

Смеркалось, во дворе зажглись фонари.

– Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой запятой, союзов в предложении нет.

Я сижу у окна и вижу: ливень льет, как из ведра. – Здесь тоже две простые части сложного предложения «я сижу у окна и вижу» и «ливень льет, как из ведра» разделяются двоеточием, союза, как и в предыдущем случае, отсутствуют.

Для примера возьмем следующее предложение.
Сегодня учитель домашнего задания не задал, мы классом ходили в театр.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ — сложное, поскольку оно содержит в себе две грамматические основы «учитель не задал» и «мы ходили». По средству связи – бессоюзное, так как не содержит никаких союзов, и соединяется между собой знаком препинания (запятой).

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено дополнительными членами, не осложнено (ни причастными, ни деепричастными оборотами, ни прямой речью и т.д.)

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Бессоюзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Предикативные части сложносочиненного предложения всегда равнозначны по смыслу и независимы по отношению одно к другому. Проверить это легко, достаточно попытаться переставить местами простые предложения и посмотреть, меняется ли смысл сложного.

Для соединения частей предложения могут использоваться три типа союзов: соединительные («и», «тоже», «да», «также», «ни…ни», «не только…но и», «как…так и», «да и»), противительные («но», «а», «однако», «да» в значении «но», «зато», «же») и разделительные («либо», «или», «не то…не то», «то…то», «то ли…то ли»).

Примеры союзных сложносочиненных предложений

Смеркалось и во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой соединительным союзом «и».

Село уснуло, Иван тоже побрел к своей хате. – Здесь две части сложного предложения «село уснуло» и «Иван тоже побрел к своей хате» разделяются между собой соединительным союзом «тоже». Если поменять местами простые части предложения, то смысл не изменится «Иван тоже побрел к своей хате, село уснуло».

Няня хлопотала на кухне, а воспитатель укладывал детей спать. – Здесь две части сложного предложения «няня хлопотала на кухне», «воспитатель укладывал детей спать» разделяются противительным союзом «а» и определяются отношением противопоставления одно другому.

То ли Ивана трясло в лихорадке, то ли просто усталость налилась. – Здесь между простыми частями сложного предложения «то ли Ивана трясло в лихорадке»и «то ли просто усталость налилась» используются разделительные союзы «то ли», повторяющие в обеих простых частях и характеризующиеся отношением взаимоисключения одно к другому.

Весь день то шел дождь, то светило солнце. – При разделении двух простых частей сложного предложения «весь день то шел дождь», «то светило солнце» используются повторяющиеся союзы чередования «то…то».

Для примера возьмем следующее предложение.
Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «Мальчик учился» и «но…интересовался», состоит из двух равнозначных предложений «Мальчик учился не очень прилежно» и «физкультурой интересовался серьезно». По средству связи – союзное, соединено между собой противопоставительным союзом «но».

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой, и соединяются они вместе с помощью союзных слов или подчинительных союзов. К союзным словам относят следующие: «который», «какой», «что» в значении местоимения и другие. К подчинительным союзам относятся «когда», «потому что», «если» и прочие.

Сложноподчиненные предложения имеют главную часть и придаточную, т.е. ту, которая находится в зависимости или подчинении от главной. Чтобы определить это, следует попытаться задать вопрос от главной части предложения к придаточной.

Например, «Ольга посмотрела в окно и поняла, что дождь закончился». В этом предложении две грамматические основы «Ольга посмотрела… и поняла» и «дождь закончился». Чтобы понять, к какому типу оно относится, нужно попробовать задать вопрос от главной части предложения к придаточной. «Ольга ….. поняла» – что? – «что дождь закончился».

Расстановка главной и придаточной частей в предложении не имеет значения. Главное может стоять как в первой его части, так и во второй. Смысл сказанного от этого не меняется.

Для примера возьмем следующее предложение.
У него не бывает свободного времени, потому что после школы он занимается в спортивной секции.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «не бывает времени» и «потому что…он занимается». Состоит из главного предложения «У него не бывает свободного времени» и придаточного предложения обстоятельства «потому что после школы он занимается в спортивной секции». По средству связи – союзное, соединено между собой союзным словом «потому что».

Первое предложение – главное, простое, односоставное, полное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – придаточное, простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Вместо заключения

В группу сложных предложений с разными видами связей относятся конструкции, в составе которых имеется три и больше предикативных частей. Между собой они могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами, союзными словами или просто знаками препинания. Такие предложения часто встречаются в литературных произведениях. Разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи проводится по общему плану разбора с последовательным анализом отдельных сложных частей.

childage.ru

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

 

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

 

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

 

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ — = ].

* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ — = и = ], (как = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = — ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ — = ], (которую = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ — = ], (как  , (на котором — = ),  — =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

 

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ — = ] — [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

 

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда — = ), [ — = ],  и [ — ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ — = ], а [- = ], (что и  -, и  —   —   —  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда — = ) и ( — = ),  — = и = ] : [  — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

ruslita.ru

Статья (9 класс) на тему: Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Халикова Анастасия Геннадьевна

Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята.

Совсем скоро наступит для вас пора экзаменов. К сегодняшнему дню вы овладели уже многими умениями. Сейчас некоторые из них мы проверим.

  1. Проверка домашнего задания (на доске рисуют схемы, устно проговаривают характеристику)
  2. Тренировочные задания

Задания спроецированы на доску

  1. Прочитайте предложение

Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит …

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

2. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

  1. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

  1. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении

 Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

5. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

Чему были посвящены наши последние уроки? (сложному предложению)

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев

Разберем это предложение (на интерактивной доске)

Схема составляется на доске (работает Парников).

2. Беседа

Синтаксический разбор предложения — одно из самых трудных заданий, которые предлагаются в связи с анализом текста.

Зачем учиться синтаксическому разбору? Чем это может пригодиться? (повысить грамотность, научиться расставлять знаки препинания, видеть структуру предложения)

Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? (многочленное)

Какая связь может быть использована в сложных предложениях с несколькими придаточными? Какой разбор мы используем?

Сформулируйте тему урока.

  1. Закрепление материала
  1. Перед вами находятся обязательно ваши алгоритмы. Пользуемся ими при разборе предложений. Но прежде чем разобрать предложения,  необходимо их исправить.

 Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ольга сообщала, что поезд пр..бывает веч..ром., на который она смогла достать б..лет.

Ольга сообщала, что поезд, на который она смогла достать билет, пребывает вечером

Дети записывают исправленный вариант, затем выполняется его синтаксический разбор.

Найдите в предложении словарное слово (билет) и составьте с ним свое словосочетание или предложение

2. Дифференцированные задания на карточках

1.Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор СПП по схеме

Уже давно стемнело, в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело, потому что золотая полоска на стене, которая давно кралась к кровати, задела моё одеяло.

2. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор СПП по схеме

В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели и которые утопали в  пене мелких бело-розовых цветков.

3. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли.

3. Творческая работа

VI. Подведение итогов урока

Рефлексия.

Вернемся теперь к нашему эпиграфу. Прочитайте его еще раз. Запишите по памяти.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев

Проверьте то, что вы записали.

Каков порядок синтаксического разбора этих сложных синтаксических конструкций?

Домашнее задание

Выполнить упр.

nsportal.ru

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

 

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

 

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

 

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ — = ].

* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ — = и = ], (как = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = — ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ — = ], (которую = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ — = ], (как  , (на котором — = ),  — =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

 

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ — = ] — [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

 

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда — = ), [ — = ],  и [ — ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ — = ], а [- = ], (что и  -, и  —   —   —  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда — = ) и ( — = ),  — = и = ] : [  — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

ruslita.ru

Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Союзное.

  • Сложносочинённое.

  • Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

  • Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)

Схема предложения:

[ ]1, но [ ]2.

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Союзное.

  • Сложноподчинённое.

  • Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Главная и придаточная части.

  • Что распространяет придаточная часть.

  • Чем присоединяется придаточная часть.

  • Расположение придаточной части.

  • Тип придаточной части.

  • Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле1, я вставал и слушал2. (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда, придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

Когда?

(союз когда…)1, [ … ]2.

придаточное

времени

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели, что они находятся на маленькой поляне. (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Бессоюзное.

  • Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась1 – раздались обычные рукоплескания2. (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

[]1 — []2 .

17

studfile.net

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными (многочленного СПП)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

(МНОГОЧЛЕННОГО СПП)

Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы предикативных частей, составьте схемы предложения.

1. Тип предложения:

а) по цели высказывания;

б) по эмоциональной окраске;

в) по числу предикативных частей (многочленное сложноподчиненное, состоящее из … предикативных частей).

2. Схема связи предикативных частей (предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с однородным соподчинением и последовательным подчинением и т. д.).

3. Анализ каждой придаточной части (к чему относится, чем присоединяется, на какой вопрос отвечает; тип придаточного).

4. Характеристика каждой придаточной части: по числу составов, по наличию второстепенных членов, по полноте структуры, по осложненности.

 

Образец синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения:

То беспокойство, которое томило меня в последнее время, в этот вечер, когда ушел Иван Иваныч, я чувствовал в какой-то особенной раздражающей форме (А. Чехов).

[ сущ.,  (которое…),  сущ.,  (когда…), …].

 

Повествовательное, невосклицательное, многочленное СПП, состоящее из трех предикативных частей; предложение с параллельным соподчинением придаточных частей.

Главная часть двусоставная, распространенная, полная, неосложненная;

1-я придаточная часть относится к слову беспокойство, присоединяется союзным словом которое, отвечает на вопрос какое?, присубстантивно-определительная; двусоставная, распространенная, полная, неосложненная;

2-я придаточная часть относится к слову вечер, присоединяется союзным словом когда, отвечает на вопрос какой?, присубстантивно-определительная двусоставная, нераспространенная, полная, неосложненная.

ebooks.grsu.by

Образец разбора сложноподчинённого предложения

Порядок разбора

1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.

2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдель-

ное слово, какое именно, указать часть речи этого слова).

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтак-

сической связи (союз, союзное слово).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Разобрать каждую часть как простое предложение.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирает-ся по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно ука-зать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбина-цию этих видов.

 

Образец разбора сложноподчинённого предложения

1) Ктоне признаёт, 2) что то, 3) чего Лермонтов требует от поэта,

2) составляет одну из обязанностей его призвания? (В. Белинский)

1. Предложение состоит из трёх частей:

1) — главная;

2) — придаточная;

3) — придаточная.

Первое придаточное — придаточное первой степени — поясняет главное предложение; второе придаточное — придаточное второй степени — относится к первому придаточному и поясняет в нём подлежащее то, выраженное местоиме-нием. Способ связи — последовательное подчинение.

2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к глав-

ному предложению союзом что. Придаточное второй степени отвечает на во-

прос к а к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом

чего.

3. Придаточное первой степени — изъяснительное. Придаточное второй степе-

ни — местоименно-определительное.

4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. По-

скольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно

выделяется с двух сторон запятыми.

Сложное предложение по цели высказывания является вопросительным, по-этому в конце предложения ставится вопросительный знак.

чего? какое?

5.

[1], (2 что то, (3 чего), 2 )?

 

придат. I степени придат. II степени

6. Каждая часть сложного предложения разбирается как простое предложение.

 

 

 


ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Виды придаточных Вопросы Способ присоединения Примеры
Определительные относятся к существитель-ному, всегда находятся пос-ле главного или внутри главного предложения Какой? Союзные слова:что, кто, который, где, куда, откуда… Егорушка в надеж-де, что туча уходит мимо, выглянул из ро-гожи.
Изъяснительные относятся в главном предло-жении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (ра-доваться, жаль, ради др) Вопросы косвенных падежей Союзы и союзные слова:что, как буд-то, чтобы, ли и др Мы знали, что Петь-ка принес всего двух карасей, но молчали.
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для об-стоятельств.
1. Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова:где, куда, откуда Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.
2. Времени Когда? С како-го времени? До какого време-ни? Когда, с тех пор, едва, как только Только иногда, когда речь заходила о фрон-тах, незнакомец умолкал.
3.Условия При каком условии? Если, если…то Если начнутся дож-ди, палатки придется переносить выше.
4. Причины Почему? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
5. Цели С какой целью? Для чего? чтобы Чтобы не заблудить-ся, я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия Вследствие чего что произошло? так что Снег становился бе-лее, так что ломило глаза.
7. Образа действия Как? Каким образом? как, будто, точно, словно Старик говорил так, как будто было очень холодно.
8. Меры и степени В какой мере? В какой степе-ни? До какой степени? что, как, сколько Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
9. Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? как, чем, словно, будто… Мы втроем начали бе-седу, как будто век были знакомы.  
10. Уступки Несмотря на что? хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него ника-кого двора не было.

 

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Тип подчинения Определение Пример
Последовательное Первое придаточное подчиняет-ся главному, а остальные после-довательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать.
Параллельное Придаточные относятся к раз-ным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков по-дозвал к себе первого мужи-ка, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одно-му и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к од-ному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последова-тельно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с не-ба или с земли.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы. 2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдельное слово, какое именно, указать часть речи этого сло- ва). 3. Указать, на какой вопрос отвечает прида- точная часть и каково средство синтакси- ческой связи (союз, союзное слово). 4. Определить тип придаточного предложения. 5. Объяснить постановку знаков препинания. 6. Составить схему. 7. Разобрать каждую часть как простое пред- ложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирается по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно указать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбинацию этих видов. 1) Кто не признаёт, 2) что то, 3) чего Лермонтов требует от поэта, 2) составляет одну из обязанностей его призвания? (В. Бе-линский) 1. Предложение состоит из трёх частей: 1) — главная; 2) — придаточная; 3) — придаточная. Первое придаточное — придаточное пер-вой степени — поясняет главное предложение; второе придаточное — придаточное второй степе-ни — относится к первому придаточному и пояс-няет в нём подлежащее то, выраженное местоиме-нием. Способ связи — последовательное подчине-ние. 2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к главному предложению союзом что. Придаточное второй степени отвечает на вопрос к а - к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом чего.
Порядок разбора Образец разбора
  3. Придаточное первой степени — изъясни- тельное. Придаточное второй степени — местоименно-определительное. 4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. Поскольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно выделяется с двух сторон запятыми. Сложное предложение по цели высказы-вания является вопросительным, поэтому в конце предложения ставится вопросительный знак. чего? какое? 5. [1], (2 что то, (3 чего), 2 )?   придат. I степени придат. II степени   6. Каждая часть сложного предложения разби- рается как простое предложение.

 

ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
Определи-тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло- ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определе-нием по отношению к имени существи-тельному или место-имению в главной части «Не надо утомлять со-седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, кото-рые уже были кем-то рассказаны вашим слу-шателям» (По Д.С. Ли-хачёву). «Воспитанный чело-век – это тот, кто хочет и умеет счи-таться с другими…» (Д.С. Лихачёв)
Изъясни- тельное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, буд-то, чтобы, как бы не Союзные сло- ва: что, как, кто, где, ка- кой, откуда, зачем, сколь- ко Относится к глаголу в главном предложе-нии и выражает до-бавочное разъясне-ние «Я убежден, что нас-тоящая воспитан-ность проявляется прежде всего у себя до- ма, в отношениях со своими родными». (По Д.С. Лихачёву)
Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто… Союзные сло- ва: как, сколько Относится к глаголу, наречию, прилага-тельному, существи-тельному в главном и выражает значение образа действия, сте-пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать вы-двигалось на первое место» (По Д.С. Лихачёву)
Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло- ва: где, куда, откуда Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется ува-жение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву)
Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как Уточнение времени действия По мере того как куль-тура человечества движется вперед, но-вые ценности присое- диняются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.C. Лихачёву)
Условия ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко- гда, кабы, Указание на условие, при котором проис-ходит действие, наз-ванное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж-дому поводу, он не- воспитанный человек»
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
      коль скоро   (Д.С. Лихачёв)
Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото- му что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как Разъяснение причи-ны «…я обращаюсь глав-ным образом к муж-чине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях» (По Д.С. Лихачёву).
Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы Назначение дейст-вия, названного гла-голом-сказуемым «…не надо звонко класть вилку на тарел- ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го- ворить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у сосе-дей не было опасений» (Д.С. Лихачёв).
Сравни-тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели Сравнение двух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед дру- гими ошибку лучше, чем юлить, врать, об- манывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лиха-чёву)
Уступи-тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, да-ром что, несмотря на то что. Союзные сло- ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со- вершается действие «Несмотря на то что нас одолевают мелоч- ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть откры-тым и терпимым к лю- дям». (По Д.С. Лихачёву)
Следствия   Союз: так что Следствие, вывод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее вос- приимчив к усвоению знаний, так что не те- ряйте времени на пус-тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву)
Присое-динитель-ное   Союзные сло- ва: что (в именитель-ном и косвен-ных падежах: чему, чем, чего), почему, зачем, отчего Дополнительная информация, заме- чания, ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при бо-лезнях, что дарит ему возможность полу-чать настоящую ра- дость» (По Д.С. Лиха-чёву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *