★ Методика Дембо-Рубинштейн — психология .. Информация
Пользователи также искали:
методика дембо — рубинштейн для дошкольников, методика дембо — рубинштейн модификация яньшина, методика дембо — рубинштейн заключение, методика диагностика самооценки дембо — рубинштейн. модификация а.м. прихожан, методика диагностика самооценки дембо — рубинштейн. модификация прихожан бланк, методика диагностика самооценки дембо — рубинштейн онлайн, методика минюста 2018, методика минюста для судебных экспертов 2019, методика общего массажа, методика обучения игре на фортепиано для взрослых, методика т дембо с я рубинштейн, ответ.
Методика Дембо Рубинштейн. |
Исследование самооценки по методике Дембо Рубинштейн в. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн. затем в США – известная исследовательница в области психологии,. .. Методика Дембо Рубинштейн и её модификация – тема научной. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии Анкетирование обычно. .. Исследование самооценки по методу Дембо Рубинштейн. Определение самооценки методика Дембо Рубинштейн Цель Изучения уровня самооценки черт характера. Материал На листе бумаги в клетку. .. Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн. Психологос энциклопедия практической психологии. Методика диагностика самооценки Дембо Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана. .. измерение самооценки по методике дембо рубинштейн. Экспериментально психологическая методика для исследования свойств личности по самооценке.. .. Методика измерения самооценки Дембо Рубинштейн. 26 сен 2008 А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились.. .. Полустандартизированная беседа на материале изучения. |
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн
Самооценка детей младшего школьного возраста
Определение 1
Методика Дембо-Рубинштейн – это метод психодиагностики, который направлен на изучение самооценки испытуемого.
Важным и очень ответственным этапом детства является младший школьный возраст, потому что именно в это время происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формируются отношения в коллективе.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает сравнивать себя с другими, осознавать свою индивидуальность, понимает смысл норм и правил поведения и готов их выполнять. Взрослым важно не упустить эту готовность и разъяснить ребенку важность таких качеств как дисциплинированность и организованность. Требования должны сопровождаться контролем над их выполнением, чтобы у ребенка не сложилось ощущение их необязательности.
За рамками семьи социальная ситуация меняется, круг знакомых становится шире, в жизни ребенка появляются новые люди – взрослые и ровесники со своими привычками. Ребенок следит за поведением окружающих, что сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, испугом, смятением. Это период конформного поведения. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, делает попытку дать себе оценку.
Формирование самооценки идет через самопознание и является неотъемлемым его компонентом.
Самооценка формируется у детей в начальной школе. Она бывает:
- адекватно-устойчивая,
- завышено-устойчивая,
- неадекватно-заниженная.
Дети с адекватной самооценкой находчивы, бодры, общительны. Свои возможности они оценивают адекватно, успешно решив сложную задачу, выбирают ещё сложнее, повышая, таким образом, свою самооценку.
Дети с завышенной самооценкой дают правильную оценку своим возможностям и способностям, верят в собственные силы и являются самостоятельными. Для их личности характерна излишняя самоуверенность, бестактность, снобизм, высокомерие.
Резко отличаются от остальных дети с неадекватно-заниженной самооценкой – они, как правило, робкие и неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрении и подбадривании.
Учебная деятельность в начальной школе способствует развитию психических процессов, потому что дети этого возраста отличаются любознательностью, здоровым любопытством, желанием познать окружающий мир. Эмоциональность восприятия у них ярко выражается, но с возрастом этот процесс становится управляемым и целенаправленным.
Дети начальной школы имеют непроизвольное внимание, поэтому всё новое запоминают без особых усилий, а вот отличительной чертой этого возраста является общая недостаточность воли и большая импульсивность. На этом этапе закладывается основа коллективистских отношений.
Методика Дембо-Рубинштейн
Метод был разработан в 1962 г Т.В. Дембо, а в 1960 г С.Я. Рубинштейн его дополнила.
Это исследование самооценки отображает разное отношение между «Реальным Я» и «Идеальным Я» – на самооценку влияет качество этого отношения.
Замечание 1
Большая разница между этими «Я», говорит о заниженной самооценке. Равное соотношение дает адекватную самооценку, а завышенная самооценка будет у человека, считающего себя идеальным.
Форма проведения методики – свободная беседа, а цель ее – определить, в какой степени сформирована самооценка ребенка.
Стимульным материалом в упрощенном варианте для детей начальной школы берутся не вертикальные линии, а четыре круга, пронумерованные от 1 до 4.
Ситуация ребенку обязательно разъясняется – дети класса, где учится ребенок, заняли эти круги:
- Первый круг заняли успешные дети, они хорошо учатся, никогда не ошибаются, готовы дать ответ на все вопросы, всегда хорошо себя ведут.
- Круг под номером два заняли те, у кого не всегда всё получается, иногда они могут себя не совсем правильно вести, могут ошибаться и что-то не знать.
- В третий круг вошли не совсем успешные дети, которые могут ответить только на самые простые вопросы. Часто они не выполняют домашнее задание и у них многое не получается, за что они выслушивают замечания.
- В четвертом круге собрались дети с плохим поведением, не выполняющие домашнее задание и редко отвечающие на поставленные вопросы. Они много и часто ошибаются и выслушивают замечания.
После разъяснения ситуации, ведущий беседу спрашивает – какой из этих кругов занял бы ребенок и почему?
В модификации А. М. Прихожан методика самооценки Дембо-Рубинштейн основана на том, что школьники непосредственно оценивают ряд своих личных качеств, например, здоровье, характер и др.
Рисунок 1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На вертикальных линиях определенными знаками (-) они показывают уровень развития у себя исследуемых качеств, т.е. делают самооценку, и уровень притязаний т.е. уровень развития этих же качеств, только который бы их удовлетворил, используя знак (x). Верхний край линий обозначает самое высокое развитие качества личности, а нижний край – символизирует самое низкое развитие качества. На середине шкалы обозначена точка.
Методика рассчитана и для фронтальной и индивидуальной работы. После заполнения первой шкалы и убедившись, что ученики заполняют шкалу правильно, испытуемые работают самостоятельно в течение 10-12 минут.
С.Я. Рубинштейн в методике предлагала 4 обязательные шкалы:
- здоровье,
- умственное развитие,
- характер,
- счастье.
Не исключалась возможность добавления дополнительно анализируемых свойств, допустим, удовлетворенность собой и оптимизм.
На бланке вычерчивается столько линий, сколько качеств необходимо протестировать.
Для удобства последующих измерений, высота каждой линии должна быть 100 мм, а каждый мм шкалы равняется 1 баллу.
При обработке результатов не учитывается первая шкала, потому что она была тренировочная. Все ответы выражаются в баллах, а в соответствии с размерами шкалы (100 мм), ответы тестируемых получают количественную характеристику, например, 54 мм будет соответствовать 54 баллам.
Самооценка подростка
В психологии подростка появляется новая черта – более высокий уровень самосознания по сравнению с младшим школьником, что является главным итогом переходного возраста. Самосознание направлено само на себя и является сложным психическим процессом. Человек выступает одновременно в двух лицах – познающего и познаваемого.
Самооценка как важнейшая сторона самосознания развивается в течение длительного времени и сопровождается специфическими переживаниями. Психологи, занимавшиеся этим вопросом, отмечают у подростков неуравновешенность, вспыльчивость, смену настроения.
В составе самосознания самооценка дает возможность осуществлять функцию психологической защиты и познавательную функцию.
Замечание 2
Таким образом, самооценка – это оценка самого себя, своих качеств, возможностей, способностей.
Адекватный уровень самооценки помогает подростку сформировать уверенность в себе, настойчивость, самокритичность.
Школьная успеваемость у таких подростков высокая, высоким является общественный и личный статус. Свою активность они направляют, как правило, на различные виды деятельности, интересы довольно широкие.
При сильном завышении самооценки подростки проявляют ограниченность в разных видах деятельности и имеют направленность на малосодержательное общение.
Подросток с высокой самооценкой переоценивает себя и свои возможности, в результате чего у него могут появиться необоснованные претензии, которые окружающие его люди не поддерживают. В результате подросток может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
Агрессивные подростки характеризуются повышенной тревожностью, эгоцентризмом, их самооценка либо сильно положительная, либо максимально отрицательная. Испытывая страх перед социальными контактами, они не умеют находить выход из трудных ситуаций.
Депрессивные тенденции характерны для подростков с низкой самооценкой.
На самооценку значительное влияние оказывают такие источники оценочных суждений как семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение.
Специалисты считают, что подростковый возраст является самым противоречивым и конфликтным этапом развития самооценки.
В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.
Замечание 3
Самооценка, таким образом, в первую очередь формируется в результате активного взаимодействия с окружающей средой.
Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы).
Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценкиИсследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн
Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.
Проведение теста Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
образ теста Дембо-Рубинштейн
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности. Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
«О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».
Методика Дембо — Рубинштейн направлена на определение уровня самооценки испытуемого. В 1962 году Т. В. Дембо разработала определенную методику, которая позволила максимально четко и правдиво определить уровень самооценки и уверенности в себе человека. В 1970 году ее дополнила и усовершенствовала С. Я. Рубинштейн.
В первоначальной версии тестирования была только одна-единственная шкала. Рубинштейн расширила метод, добавив еще три. Каждая шкала отображает параметры оценки и дает более четкое виденье картины.
Что такое? Для чего?
Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.
Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.
Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.
Как работает?
Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.
Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.
Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога. Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы.
С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.
Сам тест и основы методики
Тест, как уже говорилось, стандартно состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Дембо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.
Первая шкала — здоровье — является тренировочной, и в подсчете конечного результата не учитывается. Последующие играют важную роль в анализе ответов испытуемого.
При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед испытуемым появляется 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, умения, внешность и уверенность в себе.
Шкала самооценки Дембо — Рубинштейн предлагает оценить самого себя на вертикальном отрезке. Шкалы представляют собой семь вертикальных отрезков, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам. Наивысшая точка, как и нулевая, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на таких отрезках испытуемым предлагается отметить собственный уровень параметра шкалы.
Важно сразу понять, что нулевая точка внизу отрезка — наихудший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя точка — на самого счастливого. Исходя из этого и наносятся отметки о личном состоянии.
Методика Дембо — Рубинштейн отличается своей широкой направленностью. Многопрофильность данного теста заключается в том, что помимо обозначенных показателей можно привлечь абсолютно любые, которые интересны для целей исследования. В итоге у психолога оказывается бланк с позицией испытуемого человека относительно каждого из параметров.
Кроме отметки о положении вещей на сегодняшний день испытуемого просят также отметить и тот уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю. Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка — желаемого уровня.
Как считать результат?
Далее необходимо подвести итоги. Тест Дембо — Рубинштейн отличается своей простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. На основании этого и производится подсчет баллов.
Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти баллам. Таким же способом происходит измерение каждого параметра. Затем точно так же измеряют уровень отметок о желаемом уровне.
По этим показателям можно делать выводы.
Параметры анализа
Полученные показатели являются наглядными ориентирами для определения уровня самооценки по Дембо — Рубинштейн в модификации Прихожан А. М. Она базируется на оценивании по шкале школьниками целого ряда личных качеств, например здоровья, способностей, характера и т. д. Испытуемым предлагают на вертикальных линиях сделать отметку об уровне развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровне ожиданий, который бы удовлетворял их запросы. В итоге каждый из параметров указывает на те или иные черты характера.
Расшифровка
1. Положение дел на сегодняшний момент:
- 75-100 баллов — излишняя уверенность, завышенная самооценка.
- 45-74 балла — оптимальные показатели для каждого из параметров. Эти баллы говорят о реалистичной оценке человеком самого себя. Правильный подход к оценке уровня своих умений.
- Меньше 45 баллов — заниженная самооценка.
2. Ожидания и требования к себе:
- 90-100 баллов — завышенные ожидания и требования по отношению к себе, неверное видение картины и искажение понимания.
- 75-89 баллов — оптимальные требования. Ожидания в данном случае обоснованы и логичны.
- Меньше 60 баллов — заниженные ожидания. Это не способствует развитию человека, так как он сам не желает учиться.
Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн сводится к очень простому анализу. Очевидные плюсы такого подхода: объективность итоговых показателей, наглядность результатов, простота использования.
Применение методики в работе с детьми
При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.
После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.
В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.
Цель проведения теста среди младших школьников
Проведение такой работы по методике Дембо — Рубинштейн для младших школьников для определения уровня самооценки может быть крайне важно для ребенка. Выявление слишком высокой или низкой самооценки на ранних этапах может помочь дальнейшему гармоничному развитию личности.
Чрезмерное угнетение ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с преподавателями играют очень важную роль в становлении самооценки человека, особенно маленького. Вот почему так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика Дембо — Рубинштейн помогает выявить проблемы на ранних стадиях.
Возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.
Проведение теста
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.
Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».
Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.
Проведение теста
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
здоровье;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от «о» до знака «-»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
По каждой из шести шкал определить:
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Показатели уровней притязаний, самооценки и степени расхождения между уровнями
«Здо-ровье» | «Харак-тер» | «Авто-ритет у сверст-ников» | «Умелые руки» | «Внеш-ность» | «Уверен-ность в себе» | Средн. Балл | ||
1.Бирюков Ю. | ||||||||
2.Губин А. | ||||||||
3. Иванов В. | ||||||||
4.Кулигин А. |
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
Очень высокий | ||||
Уровень притязаний | ||||
Уровень самооценки |
Вывод: данное исследование показывает, что в данной микрогруппе Бирюков Ю., Губин А., Иванов В. – имеют высокий уровень притязаний (75-89), а Кулигин А. – имеет средний уровень притязаний (60-74) – это подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Тем временем уровень самооценки у Бирюкова Ю. , Иванова В., Кулигина А. – высокий (60-74) удостоверяет адекватную самооценку, а у Губина А. — очень высокий (84), что свидетельствует о завышенной самооценке.
Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн — Психолог
Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн ( для младших школьников)
Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост» (здоровье), «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).
Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по… (название качества). В верхней точке находится самый… (максимум качества), в нижней — самый… (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой. «
После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.
Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.
Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.
Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.
Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки :: SYL.ru
Методика Дембо — Рубинштейн направлена на определение уровня самооценки испытуемого. В 1962 году Т. В. Дембо разработала определенную методику, которая позволила максимально четко и правдиво определить уровень самооценки и уверенности в себе человека. В 1970 году ее дополнила и усовершенствовала С. Я. Рубинштейн.
В первоначальной версии тестирования была только одна-единственная шкала. Рубинштейн расширила метод, добавив еще три. Каждая шкала отображает параметры оценки и дает более четкое виденье картины.
Что такое? Для чего?
Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.
Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.
Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.
Как работает?
Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.
Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.
Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога. Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы.
С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.
Сам тест и основы методики
Тест, как уже говорилось, стандартно состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Дембо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.
Первая шкала – здоровье — является тренировочной, и в подсчете конечного результата не учитывается. Последующие играют важную роль в анализе ответов испытуемого.
При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед испытуемым появляется 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, умения, внешность и уверенность в себе.
Шкала самооценки Дембо — Рубинштейн предлагает оценить самого себя на вертикальном отрезке. Шкалы представляют собой семь вертикальных отрезков, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам. Наивысшая точка, как и нулевая, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на таких отрезках испытуемым предлагается отметить собственный уровень параметра шкалы.
Важно сразу понять, что нулевая точка внизу отрезка – наихудший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя точка – на самого счастливого. Исходя из этого и наносятся отметки о личном состоянии.
Методика Дембо — Рубинштейн отличается своей широкой направленностью. Многопрофильность данного теста заключается в том, что помимо обозначенных показателей можно привлечь абсолютно любые, которые интересны для целей исследования. В итоге у психолога оказывается бланк с позицией испытуемого человека относительно каждого из параметров.
Кроме отметки о положении вещей на сегодняшний день испытуемого просят также отметить и тот уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю. Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка – желаемого уровня.
Как считать результат?
Далее необходимо подвести итоги. Тест Дембо — Рубинштейн отличается своей простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. На основании этого и производится подсчет баллов.
Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти баллам. Таким же способом происходит измерение каждого параметра. Затем точно так же измеряют уровень отметок о желаемом уровне.
По этим показателям можно делать выводы.
Параметры анализа
Полученные показатели являются наглядными ориентирами для определения уровня самооценки по Дембо — Рубинштейн в модификации Прихожан А. М. Она базируется на оценивании по шкале школьниками целого ряда личных качеств, например здоровья, способностей, характера и т. д. Испытуемым предлагают на вертикальных линиях сделать отметку об уровне развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровне ожиданий, который бы удовлетворял их запросы. В итоге каждый из параметров указывает на те или иные черты характера.
Расшифровка
1. Положение дел на сегодняшний момент:
- 75-100 баллов – излишняя уверенность, завышенная самооценка.
- 45-74 балла – оптимальные показатели для каждого из параметров. Эти баллы говорят о реалистичной оценке человеком самого себя. Правильный подход к оценке уровня своих умений.
- Меньше 45 баллов – заниженная самооценка.
2. Ожидания и требования к себе:
- 90-100 баллов – завышенные ожидания и требования по отношению к себе, неверное видение картины и искажение понимания.
- 75-89 баллов – оптимальные требования. Ожидания в данном случае обоснованы и логичны.
- Меньше 60 баллов – заниженные ожидания. Это не способствует развитию человека, так как он сам не желает учиться.
Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн сводится к очень простому анализу. Очевидные плюсы такого подхода: объективность итоговых показателей, наглядность результатов, простота использования.
Применение методики в работе с детьми
При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.
После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.
В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.
Цель проведения теста среди младших школьников
Проведение такой работы по методике Дембо — Рубинштейн для младших школьников для определения уровня самооценки может быть крайне важно для ребенка. Выявление слишком высокой или низкой самооценки на ранних этапах может помочь дальнейшему гармоничному развитию личности.
Чрезмерное угнетение ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с преподавателями играют очень важную роль в становлении самооценки человека, особенно маленького. Вот почему так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика Дембо — Рубинштейн помогает выявить проблемы на ранних стадиях.
Тест на самооценку дембо рубинштейн инструкция — JSFiddle
Editor layout
Classic Columns Bottom results Right results Tabs (columns) Tabs (rows)
Console
Console in the editor (beta)
Clear console on run
General
Line numbers
Wrap lines
Indent with tabs
Code hinting (autocomplete) (beta)
Indent size:2 spaces3 spaces4 spaces
Key map:DefaultSublime TextEMACS
Font size:DefaultBigBiggerJabba
Behavior
Auto-run code
Only auto-run code that validates
Auto-save code (bumps the version)
Auto-close HTML tags
Auto-close brackets
Live code validation
Highlight matching tags
Boilerplates
Show boilerplates bar less often
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.
М. ПрихожанДанная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Подросткам дается следующая инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются пять таких линий. Они обозначают: ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
На каждой линии чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено пять линий, высоты каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Бланк методики диагностики самооценки
Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются пять таких линий. Они обозначают:
- ум;
- характер;
- общительность;
- популярность;
- уверенность в себе.
На каждой линии чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
Обработка и интерпретация результатов теста самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).
Среднее значение баллов по всем пяти шкалам дает уровень общей самооценки.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки
Некоторые отлично выступают перед публикой, другие не стесняйтесь спрашивать о цене товаров в магазине. Одни люди терпят унижения, чтобы их приняли в круг общения, другие несут невидимую корону самостоятельно и не подпускают к себе никого. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели человеческого поведения — это самооценка.
Какова самооценка человека?
Мы часто слышим такое понятие, как «чувство собственного достоинства». Его используют не только профессиональные психологи, учителя или врачи, мы также можем услышать об этой личной характеристике в повседневном общении. Что это такое? Самооценка относится к представлениям человека о собственной значимости и ценности для других, а также к оценке самим человеком своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств.
Когда он начинает формироваться?
Самоуважение невозможно сформировать без наличия еще одного личного свойства — самосознания.Это происходит в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездочный кризис» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих. В этом возрасте можно говорить о зарождении чувства собственного достоинства, так как оно формируется надолго и остается в динамике на протяжении всей жизни.
Типы самооценки
Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методология Будасси исследования I-концепции или методика Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из представлений о себе и идеале.
Между этими двумя структурами личности существуют разные отношения («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка человека.
- Заниженная самооценка — большая разница между представлениями о том, кем я являюсь на самом деле, и тем, каким я должен быть в идеале. Сама по себе незащищенность, развивающаяся в этом случае, проявляется во всей человеческой деятельности.
- Адекватная самооценка — нормальные отношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
- Завышено — разницы между двумя вышеупомянутыми структурами личности практически нет.Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким ему.
Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание
Для человека очень важно иметь адекватную самооценку, потому что в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Необходимо своевременно обращать внимание на самооценку человека, чтобы не допустить ошибок в ее социальной адаптации.Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить, какая у человека самооценка.Это происходит с помощью контрольных отметок по определенным шкалам. Человеку выдается бланк, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется классическая методика Дембо-Рубинштейна.
Модификация прихожан этой методики используется в последнее время в различных учебных заведениях и на работе. Модифицированная методика А.М. Прихожана содержит 7 шкал (в отличие от 4 оригинальных). Автор модификации добавил такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешний вид», «признание сверстников», а также изменил шкалу «счастья» на «уверенность в себе».«
Инструкция к исследованию
Человек может понять, что нужно сделать в кишечнике, прочитав инструкцию. В ней сказано, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Ее оценка может быть выражена на отрезке. от которых на одном конце начинаются одни нижние точки, на другом конце — максимум 10 баллов. На каждой шкале штрихом «-» необходимо отметить уровень, на котором сейчас находится развитие данного качества или свойства. Тогда необходимо отметить крестиком «х» на этих шкалах тот уровень, на котором испытуемый может быть доволен собой или с гордостью.Весы в тесте
Методика Дембо-Рубинштейна включает следующие шкалы:
- здоровья;
- способности и ум человека;
- его персонаж;
- пользуется ли он авторитетом среди сверстников;
- возможность сделать что-то своими руками;
- уверенность в себе;
- внешность человека.
Метод подходит для индивидуального и лобного исследования. При работе с группой необходимо проверять каждого, насколько он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье».Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает время, необходимое для выполнения тестового задания от 10 до 12 минут.
Анализ результатов
При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть ровно 100 мм, тогда у каждого отмеченного крестика и тире будет количественная характеристика (например, 48 мм — 48 пунктов).
Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить не только уровень самооценки, но и уровень личных стремлений.Этот показатель определяется при измерении баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки по определенной шкале можно измерять от «0» до «-».
Затем вычислите расстояние от «x» до «-». Если возникает ситуация, в которой уровень притязаний ниже личной самооценки, баллы выражаются отрицательными числами. Затем подсчитывается балл и определяется самооценка. Метод Дембо-Рубинштейна прост в обработке, поэтому его часто используют. Но специалисты практически всегда используют его в модификации «Прихожане».
Расшифровка показателей
Для определения уровня двух характеристик личности подсчитывается суммарный балл соответствующих показателей по всем шкалам (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейна максимально точно помогает человеку понять, как он себя ценит.
Показатели уровня требований
- Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
- High — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
- Низкий — менее 60 баллов. Заниженный уровень требований. Человек не может нормально развиваться. У него нет желания чего-то добиваться, потому что он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
Уровень самооценки
- Адекватный — 45-74 балла. Реалистичная самооценка в соответствии с указанными в методике и другими параметрами.
- Завышено — 75-100 баллов. Есть проблемы с формированием личностных качеств. Возможно, взрослый или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Есть такое явление, как «близость к опыту», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
- Заниженная — менее 45 баллов. У человека большие проблемы с формированием личного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейна.Слишком низкая самооценка может быть результатом двух психологических проблем: действительно неуверенности в себе и «защитной» неуверенности. Второй феномен наблюдается, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не обременять решения и избегать ответственности.
Vaik, turinči kalbos sutrikim, savęs vertinimo ypatumai / Vilma Makauskienė
LTStraipsnyje nagrinėjami vaikų, turinčių kalbos sutrikimų, savęs vertinimo vertinimo ypatumTyrime dalyvavo 88 I-III klasių moksleiviai. Savęs vertinimo tyrimui taikyta 3 метода: Dembo-Rubinštein Poliarinių profilių metodika, žmogaus piešinys ir Hare savęs vertinimo skalė. Atlikus kiekybinę rezultatų analizę, nustatyta, kad pradinių klasių mokinių, turinči kalbos sutrikimų, savęs vertinimas, apimantis jų savijautą su bendraamžiais, tėvais ir veiklži Eksperimentinės grupės tiriamųjų rezultatai pagal sveikatos, laimės, populiarumo parameter nesiskiria nuo gerai kalbančių mokinių. Savęs vertinimo Skullumai išryškėjo lyginant grupes pagal proto skalės duomenis. Kokybinė sutrikusios kalbos moksleivių rezultat analizė parodė, kad vaikai atkreipia dėmesį į netaisyklingą savo ir kitų kalbėjimą, laiko tai liga ir jautriai išgyvena. [Iš leidinio]
EN Эта работа направлена на сравнение самооценки детей с языковыми расстройствами и нормально говорящих детей. Самоуважение имеет большое влияние на поведение и отношения человека. В начальной школе много детей с языковыми и речевыми проблемами.Литература и практический опыт показывают, что в некоторых случаях дети с языковыми проблемами имеют определенные трудности в обучении и общении. В исследовании приняли участие 88 учеников 1-3 классов. В экспериментальной группе было 44 ребенка школьного возраста, 15 девочек и 29 мальчиков. У них были другие проблемы с речью и языком. В контрольной группе было 44 ученика младшего школьного возраста. Их пол и возраст такие же, как и в опытной группе. В этом исследовании мы использовали три теста: Дембо Рубинштейн, Рисование фигуры человека и Шкала самооценки Зайца. Данные нашего исследования с использованием теста Дембо-Рубинштейна показывают, что уровень самооценки младших школьников высокий. Различия в сравнении обеих групп по параметрам здоровья, добра, удачи и популярности не являются статистически значимыми. Есть разница по шкале ума (стр.
Метод Дембо-Рубинштейна
Вопрос о завышенной и заниженной самооценке всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки создать эффективные методы. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но точной методики диагностики пока нет.Одним из самых известных методов самооценки является метод диагностики Дембо-Рубинштейна. Он был назван в честь создателей — Тамара Дембо разработала методику, а Сюзанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.
Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна
Внешне эта методика довольно проста — испытуемому предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретирует психолог. Форма методики самооценки Дембо-Рубинштейна следующая: на листе бумаги семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение что-то делать своими руками, внешность, характер. , авторитет коллег, уверенность в себе.Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметной чертой. Верхний предел означает более высокое развитие качества (самый счастливый человек), нижний — полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От предмета требуется отметить на каждой строке признак (-) степени развития каждого качества на данный момент. В круге (О) следует отметить уровень развития качеств, которые позволили бы гордиться собой.Далее следует объективно оценить свои способности и отметить крестиком (x) уровень (x), которого можно достичь.
Для простоты расчетов высота каждой шкалы составляет 100 мм, а шкала в один миллиметр считается равной одной точке (образец показан на рисунке). Тест длится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а затем прочтите толкование. В противном случае ее понимание повлияет на результаты теста.
Интерпретация процедуры Дембо-Рубинштейна
Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейна необходимо определить три ее параметра — высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровья» не участвует в оценке, называемой тестом, остальные шкалы подлежат оценке.
Пик самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 — средний уровень самооценки, а высокий соответствует 75-100 баллам.Завышенная самооценка может говорить о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также завышенная самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость к опыту, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка указывает либо на искреннюю неуверенность в себе, либо на защитную реакцию, когда признание неспособности скрывает нежелание что-либо делать.
Реалистичная самооценка. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, что считается лучшим показателем 75-89 баллов, что отражает наиболее реалистичное представление об их способностях.Результат более 90 баллов свидетельствует о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат менее 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является показателем
Неблагоприятного развития личности. P>Устойчивость самооценки. Об этом свидетельствует соотношение между значками, размещенными на весах. Крестики ставить между знаками «-» и «О». Расстояние между нулем и крестом представляет собой интервал недоступный, чем он меньше, а расстояние до креста тем больше, чем выше уровень оптимизма.Кружки должны быть чуть ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разной шкалы «проскакивают», то это свидетельствует об эмоциональной нестабильности.
Применение данной методики для самооценки исследования может дать достаточно точные результаты. Но стоит учесть, что максимально точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на очень важные мелочи.
Показатели функции эндотелия и их взаимосвязь с психоэмоциональными факторами у практически здоровых людей
org/Book»> 1.Оганов Р.Г. и Погосова Г.В., Рациональная фармакотерапия в кардиологии, , 2007, № 4, с. 3. С. 60–67.
Google ученый
Юсуф, С., Хокен, С., Чунпуу, С., Данс, Т., Авезум, А., Ланас, Ф., МакКин, М., Будай, А., Пайс, П. , Варигос, Дж., И Лишенг, Л., Ланцет , 2004 г., т.364. С. 937–952.
PubMed Статья Google ученый
Погосова Г.В., Кардиол. , 2007, т. 47, нет. 2. С. 65–72.
CAS Google ученый
Брундтланд Г.Х., Психическое здоровье в 21 веке. Бык. Всемирная организация здравоохранения, , 2000, нет. 78.
Google ученый
Gottdiener, J.S., Kop, W.J., Hausner, E., McCeney, M.K., Herrington, D., and Krantz, D.S., Am. Дж. Кардил , 2003, т. 92. С. 687–691.
Артикул Google ученый
Сторожаков Г.И., Верещагина Г.С., Малышева Н.В., Клиническая геронтология , 2003, т. 9, вып. 1. С. 23–28.
Google ученый
Осипенко Т.С. Диагностическое значение автометрии артериального давления при гипертонической болезни, Автореф. Sci. Кандидат медицинских наук, , Челябинск, 2012.
Google ученый
Ханин Ю.Л., Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, (Краткое руководство по использованию шкалы Спилберга состояния и личностной тревожности), Ленинград: ЛНИИ ФК, 1976.
Google ученый
Рубинштейн С.Я., Экспериментальные методы патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство, . СПб., Практическое руководство. ЛЕНАТО, 1998.
Google ученый
Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А., Методика для диагностики уровня социальной фрустрации и ее практическое применение: методические рекомендации . СПб., 2004.
. Google ученый
Rahe, R., J. Psychosomatic Res. , 1967, т. 11. С. 213–218.
Артикул Google ученый
Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В., Журнал Неврологии и психиатрии, , 2003, № 4, с. 5. С. 11–18.
Google ученый
Козырев В.Н. Модели интеграции психиатрической службы в системе медицинской помощи населению, Автореф. Sci. Диссертация , Москва, 2000.
Google ученый
Метельская, В.А. и Гуманова Н.Г., Клин. Лаборатория. Диагностика .2005. 5. С. 15–18.
Google ученый
Емченко Г.Л., Клин. Лаборатория. Диагностика .1994. 6. С. 19–20.
Google ученый
Киричук В.Ф., Оленко Е.С., Сачков С.В., Кодочигова А.И., Колопкова Т.А., Субботина В.Г., Папщицкая Н.Ю., Мартынова А.Г., Демина Т.М., Букоткина Е.А., Вестн. Новые Медицинские Технологии , 2009, т. 16, нет. 3. С. 88–90.
Google ученый
Martin, E.A. and Tan, S.L., MacBride, L.R., Lavi, S., Lerman, L.O., and Lerman, A., Clin. Auton. Res. , 2008, т. 18. С. 339–345.
PubMed Central PubMed Статья Google ученый
Tomfohr, L.M., Martin, T.M., and Miller, G.E., J. Behav. Мед , 2008, т. 31. С. 137–143.
PubMed Статья Google ученый
Щапова Н.Н., Омельяненко М.Г., Шумакова В.А., Томилова И.Н., Вестн. Ивановской Мед. Акад .2012, т. 17, нет. 2. С. 25–29.
Google ученый
Гиадони Л., Дональд А.Э., Кропли, М., Маллен, М., Окли, Г., Тейлор, М., О’Коннор, Г., Беттеридж, Дж., Кляйн, Н., Степто, А., и Динфилд, Дж. Э., Тираж , 2000 г., т. 102. С. 2473–2478.
CAS PubMed Статья Google ученый
Кемпинский, А., Экзистенциальная психиатрия, , Москва, 2005.
Google ученый
Харрис, К.Ф. and Matthews, K.A., Psychosom. Med. , 2004, т. 66. С. 153–164.
PubMed Статья Google ученый
Бастриков О.Ю., Белов В.В., Григоричева Е.А., Вестн. Волгоградск. Гос. мед. Univ. .2013. 3. С. 92–94.
Google ученый
Блюменталь, Дж. А., Шервуд, А., Бабяк, М. А., Уоткинс, Л.L., Waugh, R., Georgiades, A., Bacon, S.L., Hayano, J., Coleman, R.E., and Hinderliter, A., JAMA , 2005, vol. 293, стр. 1626–1634.
CAS PubMed Статья Google ученый
Титов В.Н., Клиническая лабораторная диагностика . 12. С. 3–16.
Google ученый
Тип публикации: | магистерская диссертация | ||
Область науки: | |||
Область науки: | Edukologi , Eglė | ||
Заголовок: | GIMNAZIJOS IR PAGRINDINĖS MOKYKLOS MOKSLEIVIŲ SAVĘS VERTINIMAS | ||
Другое Название: | Гимнастические и общеобразовательные школы 9034 9034 9034 9034 самооценка 9034 с. | ||
Дата: | 7.06.2006 | ||
Ключевые слова: | самооценка; гимназия; гимназия и общеобразовательная школа; vertinimas; оценка | ||
Резюме: | Egle Автор статьи: Egle Жиневичене Тема доклада: Самооценка учащихся гимназий и общеобразовательных школ Место Литовского сельскохозяйственного университета. Кафедра подготовки статьи: профессиональная педагогика и психология.Академия, 2006 Объем статьи: 68 стр. Работа состоит из: 5 таблиц, 5 иллюстраций, 10 приложений. Дополнительная литература: 43 Объект анализа: самооценка учащихся гимназий и общеобразовательных школ. Методы анализа: 1. Анкета мотивации достижений, позволяющая определить ориентацию на положительную или отрицательную сторону. (С. Сарасон, И. Левис) 2. Шкала самооценки (Дембо — Рубинштейн). 3. Шкала тревожности. (Кондратас). 4.Анализ уровней притворства (Дембо — Рубинштейн). Результаты анализа: Самооценка — один из важнейших факторов, обеспечивающих успех обучения. Самооценка формируется не только на основе их обучения или его результатов. Очень важно, чтобы каждый ребенок в классе чувствовал себя в безопасности, любимым и уважаемым, чтобы учитель поощрял его самодостаточность и индивидуальность. В ходе исследования выяснилось, что и гимназисты, и школьники недостаточно оценивают себя, однако гимназисты оценивают себя хуже, чем ученики общеобразовательных школ. Как в гимназии, так и в общеобразовательной школе девушки оценивают себя хуже, чем одноклассники. Ученики гимназии оценивают себя «высоко» и имеют претензии, особенно девочки, а гимназисты переоценивают себя. Ученики гимназии оценивают свои результаты обучения как «очень хорошо» или «отлично», тогда как ученики общеобразовательных школ оценивают свои достижения как «обычные». Ученики как гимназий, так и общеобразовательных школ беспокоятся о самооценке. | ||
Интернет: | https: // hdl.handle.net/20.500.12259/115187 | ||
Членство (а): | ėemės ūkio akademija Vytauto Didžiojo Universitetas | ||
Встречается в коллекциях: | до ir 2018 9034 VDU, ASисследований сельского населения в Болгарии в коммунистический и посткоммунистический периодВ болгарских деревнях наблюдались гораздо более высокие показатели депрессии позднего возраста, чем в изучаемом румынском. В 2007 году сравнение между румынскими и болгарскими пожилыми людьми по шкале HAD-D выявило значительную разницу в уровне депрессии (среднее значение по румынскому 7. 3; Болгарское среднее 12,0) [8]. Дать окончательное объяснение этой разительной разницы невозможно. Несмотря на общую недавнюю историю коммунистического правления, за которым последовало возвращение капитализма, ряд исторических, социальных и культурных различий между двумя странами могут сыграть свою роль. Один из возможных защитных факторов, который был идентифицирован, — это религиозные верования и обряды. В румынском обществе этот показатель по-прежнему намного выше, чем в болгарском [8,12].Между уровнем самооценки и депрессией наблюдалась стойкая отрицательная связь.Используя в 2008 году две части теста самооценки с 15 шкалами [7], мы подтвердили, что низкие самооценки могут указывать на симптомы депрессии. Из 55 рассмотренных человек 24 (43,6%) выбрали позиции по шкале счастья ниже середины вертикальной линии. Подсчитав сумму позиций ниже середины по всем 15 шкалам теста, мы обнаружили 22 человека (40,0%), имеющих 6 и более нижних позиций на разных линиях. Таким образом, результаты SET очень близки к результатам, указывающим на наличие умеренной или тяжелой депрессии по трем депрессивным шкалам, особенно по шкале HAD-D (43. 6%) и Зунг (41,8%). Наше предыдущее исследование 1970-х годов включало 708 пожилых людей, представляющих 20% случайную выборку всего населения в возрасте 70 лет и старше из 46 деревень недалеко от Софии [5]. Две из тех же деревень, которые в настоящее время уже являются частью Софии, были предметом наших исследований также в 2007 и 2008 годах. Данные о распространенности депрессии в этих исследованиях трудно сравнивать из-за различий в исторических и социальных обстоятельствах. Более того, в исследовании 1970-х годов депрессия оценивалась в основном клинически, и мы обнаружили 22.2% слабые или более выраженные депрессии. В пересчете на население двух обсуждаемых сел 11 из 50 пожилых людей (22,0%) были оценены как страдающие депрессией. Тогда считалось, что случаи еще 6 человек из исследования 1972 года лежат в пограничной зоне между нормальным старением и депрессией [5,13,14]. Из многочисленных исследований хорошо известно, что депрессивные шкалы обнаруживают более высокую распространенность депрессивных симптомов, чем исследования, основанные на клинической оценке. В сельском исследовании 1970-х годов мы впервые использовали SET и обнаружили значительную корреляцию между более низкими самооценками и наличием депрессии.Наиболее чувствительной оказалась шкала счастья (p <0,001), за ней следуют шкалы здоровья, интеллектуальных способностей и характера (при p <0,05) [5,7,15]. Чтобы более внимательно изучить взаимосвязь между депрессией и более низкой самооценкой (SE), мы сравнили две подгруппы из 55 пожилых людей, обследованных в 2008 году:
Наконец, сравнивая самооценки по SET в 2008 и 1972 годах, мы также обнаружили статистически значимые различия с помощью критерия хи-квадрат. В 1972 г. первую часть исследования выполнили 228 сельских пожилых людей в возрасте 70 лет и старше. Почти половина из них (106 человек или 46,5%) имели в основном положительную SE счастья и выбрали позиции выше середины линии. Самую середину шкалы выбрали 27,2%. Однозначно отрицательные оценки самооценки с позициями ниже середины строки выбрали 60 (26,3%). В 2008 году из 55 человек 44 человека были в возрастной группе 70 лет и старше. Из них 14 (31,8%) имели положительные, 11 (25,0%) средние и 19 человек (43,1%) низкие SE-позиции счастья. В 2008 г. наблюдается тенденция к занижению самооценки счастья, но без статистической значимости по хи-квадрат (p> 0.05). Поразительны различия по шкале здоровья. В 1972 г. 89 человек или 39,0% имели положительную СЭ, 28,1% — средние и 75 пожилых (32,9%) — преимущественно отрицательную. В 2008 г. только 4 человека (9,1%) имели положительную SE здоровья, 31,8% выбрали среднюю, а большинство (30 человек или 68,2%) выбрали оценку ниже середины строки (p <0,001). Эти резкие различия могут частично отражать социальные и культурные различия между двумя историческими периодами. В 2008 году пожилые люди, живущие в деревнях недалеко от Софии, несомненно, имели более высокий уровень образования и гораздо более обширную информацию, включая информацию о здоровье, чем это было возможно в 1972 году.Остается открытым вопрос, отражают ли различия в самооценках более пессимистический взгляд на современный посткоммунистический переходный период в истории страны [16]. Контент-анализ основных тем личной неудовлетворенности, высказанных в устной форме во время самооценки счастья, также показал различия. В 2008 г. 50,0% пожилых людей, объясняя, «чего не хватало, чтобы стать счастливее», отметили проблемы со здоровьем (против 22,4% в 1972 г.) (p <0,01) и 43,2% финансовых трудностей (vs.28,9% в 1972 г.) (р <0,05). Вопрос о чувствах и отношении людей к изменениям в образе жизни 1990-х гг. Сложен. Некоторое представление об этом было дано в одном небольшом исследовании, проведенном первым автором в Софии в 1992–1993 годах с участием независимых пожилых людей, ведущих активный образ жизни [17,18]. Исследование было направлено на изучение их чувств и отношения к жизненным изменениям при переходе от тоталитаризма к демократии. Интервью с 61 пожилой женщиной и мужчиной (средний возраст 74 года) и использованный тест самооценки выявили значительную вариативность взглядов, подтверждающих, что пожилой возраст психологически неоднороден.Несмотря на обилие различных взглядов, 70% пожилых людей могут быть крайне поляризованы: 35% демонстрируют полностью положительное и оптимистичное отношение к изменениям, а 35% — однозначно отрицательное. У самых маленьких групп было более смешанное отношение. Положительные чувства облегчения, радости, надежды были связаны с идеями освобождения и свободы. Негативные чувства разочарования, пессимизма и неуверенности подразумевали опасения по поводу экономических трудностей, правонарушений, моральной и культурной деградации, а также опасения восстановления коммунизма, возможных войн и других ужасных последствий. 02 — ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ДОНОРСКИХ ПОЧЕК В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЛ. Баранская1, К. Обухова2. 1Уральский государственный медицинский университет, Психиатрия-психотерапия и наркология, Екатеринбург, Россия. 2Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцин, Клиническая психология, Екатеринбург, Россия. Цели: Биопсихосоциальная модель позволяет рассматривать формирование нового образа тела после трансплантации органа как структуру самосознания в сочетании психологических механизмов и психосоциальных факторов.Фон: Цель нашего исследования — выявить условия успешной психосоциальной адаптации в послеоперационном периоде когнитивных, эмоциональных и коммуникативных функций личности реципиента. Материалы и методы: Мы обследовали 312 пациентов мужского и женского пола в течение 12 лет в Свердловской областной больнице №1. Средний возраст составил 42,44 ± 10,57 лет. Срок наблюдения после трансплантации почки составил 12,0 ± 6,75 мес. Использовались: клиническое интервью, шкала депрессии Бека, тест отношения к болезни, Г.Проективный метод Роршаха, Т. Ф. Метод Кэша для изучения образа тела, метод Дембо-Рубинштейна для измерения самооценки и тест Мачовера по рисованию человеческой фигуры. Результаты и выводы: Исследование показало достоверную корреляцию (p≤0,01) между образом тела, самооценкой, стратегиями самоконтроля и послеоперационной психосоциальной адаптацией. По результатам исследования реципиенты были разделены на 3 группы. Первая группа, 72,1% реципиентов (225 пациентов), положительно оценила операцию не только с точки зрения выживания, но и как возможность реализовать свои планы в семье, свое профессиональное и личностное развитие.Вторая группа, 16,3% (51), не была столь однозначной в своей оценке: они видели в нем положительный метод современного лечения, но отрицательно — как жизненные перспективы и будущее. Третья группа, 11,6% (36) испытала тревогу, депрессию и телесный дискомфорт. Качество жизни реципиентов почки и их психологическая адаптация — это взаимосвязанные конструкции, определяющие общее функционирование. . |