Самостоятельные и служебные части речи таблица – Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные  и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения:

Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.)

К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

Самостоятельные части речи

1Имя существительное: ученик, знание.
Кто? Что? Кого? Чего? И т. д.

2Глагол: работать, построить.
Что делать? Что сделать?…

3Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин.
Какой? Чей?

4Имя числительное: пять, третий

.
Сколько? Который?

5Наречие: настежь, давно, далеко.
Как? Когда? Где?…

6Местоимение: он, такой, столько, так.
Кто? Какой? Сколько? Как?…

7Причастие: читающий, прочитавший.
Какой? (что делающий?)…

8Деепричастие: читая, прочитав.
Как? (Что делая? Что сделав?)…

Служебные части речи 

1
Предлог: в, на, за, из…

2
Союз: и, а, но, чтобы, если…

3
Частица: бы, ли, же, не, ни, даже…


Междометие: ах, ой.
Междометия передают наши чувства.

likbez24.ru

Самостоятельные и служебные части речи.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные  и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом:

идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения: Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.)

К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

Самостоятельные части речи

1Имя существительное: ученик, знание.
Кто? Что? Кого? Чего? И т. д.

2Глагол: работать, построить.
Что делать? Что сделать?…

3Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин.
Какой? Чей?

4Имя числительное: пять, третий.
Сколько? Который?

5Наречие: настежь, давно, далеко.
Как? Когда? Где?…

6Местоимение: он, такой, столько, так.
Кто? Какой? Сколько? Как?…

7Причастие: читающий, прочитавший.
Какой? (что делающий?)…

8Деепричастие: читая, прочитав.
Как? (Что делая? Что сделав?)…

Служебные части речи 

1
Предлог: в, на, за, из…

2
Союз: и, а, но, чтобы, если…

3
Частица: бы, ли, же, не, ни, даже…


Междометие: ах, ой.
Междометия передают наши чувства.

likbez24.ru

Части речи в русском языке (таблица с примерами)

Название

Вопрос

Грамматическое значение

Примеры

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

кто? что? и другие падежные вопросы

Предмет

стол, друг, любовь

Имя

прилагательное

какой? какая? какое? чей?

Признак предмета

красивый, стеклянный, грустный

Имя

числительное

сколько? который? и др.

Количество или порядок предметов при счете

пять, восемь, первый, второй

Местоимение

кто? что? какой? который? сколько? чей?

Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их

ты, тот, кто, наш, какой, чей, другой

Глагол

что делать? что сделать?

Действие предмета, его состояние

ехать, беспокоиться, рассмешить

Наречие

как? куда? откуда? зачем? почему? и др.

Признак действия или признак признака

быстро (бежать), очень (полезный), издалека (прийти)

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог

Служит для связи слов в словосочетании и предложении

в, на, за, без, после, кроме

Союз

Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения

и, а, но, да, или, так, как, потому что

Частица

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и др.

не, ни, ли, вот, неужели, еще, даже

МЕСТОИМЕНИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Междометия

Выражают чувства, но не называют их

Ах! Ой! Ну, ура, увы, ха-ха

Звукоподража-тельные слова

Воспроизводят звуки окружающего мира

гав-гав, мяу, тик-так

uchilegko.info

Самостоятельные части речи русского языка

Имя существительное предмет
(первичное значение)
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого
Имя прилагательное признак предмета Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме)
Имя числительное количество или порядок предметов при счёте Начальная форма — именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть)
Количественные — любой член предложения. Порядковые — определение, именная часть составного сказуемого.
Местоимение Указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол Действие или состояние предмета Начальная форма — неопределённая форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность.
Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Инфинитив — любой член предложения. Личные формы — сказуемое.
Причастие Признак предмета по действию Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
Определение.
Краткие страдательные — именная часть составного сказуемого.
Деепричастие Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Начальная форма — неопределённая форма глагола.
Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*.
* В ряде школьных программ признак переходности у деепричастий не рассматривается.
Обстоятельство
Наречие Признак действия предмета или другого признака Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели.
Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть).
Неизменяемость.
Обстоятельство

morphologyonline.ru

Урок русского языка «Самостоятельные и служебные части речи»

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель:

— Мы продолжаем изучать раздел «Морфология».

-Что она изучает.

Используя таблицу в теоретической тетради, назовите общие для всех частей речи, изученных нами, морфологические признаки

  1. Лексическое значение

  2. Вопрос

  3. Значение

  4. Синтаксическая роль

Можно ли сказать, что любая часть речи имеет эти признаки?

-Нам предстоит ответить на этот вопрос в ходе урока.

-На доске три группы предложений:

Вокруг лежал снег.

Школьники посадили цветы вокруг школы.

Он спрятался за то дерево.

Я не пошёл в кино, зато прочитал интересную книгу.

Что ищет он в стране далёкой?

Что за прелесть эти сказки!

— Разберите их по членам предложения, укажите часть речи, установите связь между словами.

-К какому слову затруднялись поставить вопрос?

-Все ли слова имеют общие морфологические признаки?

-Давайте попробуем сравнить группы слов, которые имеют общие морфологические признаки и которые их не имеют.

Для этого начертите в теоретической тетради таблицу. Выберите пару предложений для сравнения.

Место

Указывает на место, называет предмет

нет

Вопрос

Где

какое

что

нет

значение

Признак действия

Признак предмета

предмет

Синтаксическая роль

Обстоятельство

Определение

дополнение

нет

-Какой вывод следует из таблицы?(ответ на проблемный вопрос)

-Как называются эти группы слов, посмотрите в учебнике. Прочитайте их характеристику. Дополните таблицу.

-В чём различие между самостоятельными и служебными частями речи? Ответьте, используя таблицу.

-Всегда ли просто отличить служебные части речи от самостоятельных? Почему? Что нам может в этом помочь?

-Используя таблицу, выполните задание.

Проверьте себя.

-Что сделали для того, чтобы отличить самостоятельные части речи от служебных? Что вызвало наибольшую трудность?

-Я предлагаю вам слова:

Рядом – наречие

Рядом – предлог

насчёт – служебное слово, на счёт существительное с предлогом

Тоже – служебное слово

То же – местоимение и частица

-Выберите пару омонимичных слов и составьте два предложения: одно, в котором это слово самостоятельная часть речи, другое – служебное слово.

— Скажите, а для чего необходимо уметь различать самостоятельные и служебные слова? (правописание)

-Посмотрите на слайд и найдите речевые ошибки.

Правильному употреблению служебных слов с самостоятельными частями речи мы будем учиться на следующих уроках.

Выполняют по рядам.

Самостоятельно с проверкой у доски.

По рядам

1.  Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. Я опаздывал на встречу с другом.

2. В начале лекции преподаватель объяснил суть проблемы.

Вначале никто ничего не понял.

3.По этому учебнику учились мои родители. Пошёл дождь, поэтому я остался дома.

4. Мы вышли из-за стола, благодаря хозяйку за вкусный обед. Благодаря хорошей погоде, мы целый день загораем и купаемся в озере.

infourok.ru

Самостоятельные и служебные части речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная: дать представление о самостоятельных и служебных частях речи, сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
  • Развивающая: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, аналитических способностей, навыков правильной речи.
  • Воспитательная: формирование у учащихся любви к родному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже подготовились к уроку, поэтому запишите сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд 1)

— Сейчас, как обычно синтаксическая минутка. Выпишите основу предложения и начертите его схему. По схеме расскажите о предложении.

(Слайд 2)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

— Ребята, найдите метафору в этом предложении.

— Обозначьте части речи у выписанных вами главных членов предложения.

(Слайд 3)

2. Объяснение нового материала.

— Ребята, сегодня мы вступаем в обширные владения княжества Морфологии. С давних пор живут в нем части речи. Одни из них нам хорошо известны, а другие – нет. Поближе познакомиться с ними нам помогут жители этого княжества и мои ассистенты.

1-й ученик:

— Я самая главная часть речи, так как называю все предметы, которые вас окружают, одушевленные и неодушевленные. Я имею постоянные признаки, но могу изменяться по падежам и числам. Да и в предложении я играю одну из главных ролей, хотя второстепенные тоже приходится. Угадали, кто я?

Учащиеся: имя существительное (на слайде добавляется «имя существительное»).

Учитель:

— Дети, давайте подберем 5 существительных на тему «Весна», ведь зима почти закончилась и «воздух уж весною дышит».

Существительные записывает ученик-участник в столбик, объясняя орфограммы.

Солнце, капель, трава, подснежник, ручьи.

2-й ученик:

— А я дружу с существительным, обозначаю его признак, т.е. помогаю ему сделать речь более живой, яркой и точной, соглашаюсь с существительным во всем: как изменяется существительное, так изменяюсь и я. В предложении моя роль второстепенная.

Учитель:

— Ребята, кто же это?

Все:

— Имя прилагательное.

Учитель:

— Дети, поскольку прилагательное делает речь яркой и точной, как оно само нам сказало, то подберите к данным существительным прилагательные, т.е. составьте словосочетания:

Например: теплое, звонкая, первая, нежные, весенние

3-й учащийся:

— Я тоже дружу с существительным, обозначаю его действие в настоящем, прошлом и будущем времени, изменяюсь вместе с ним по числам. Я главный член предложения, как и существительное. А я кто?

Все:

— Глагол.

Учитель:

— Подбираем глаголы к словам на доске.

Например: светит, поет, пробивается, появляются, бегут.

— Обратите внимание, что у нас получились предложения, но чего-то в них не хватает. Чего?

4-й учащийся:

— Наверное, меня. Я иногда завидую этой дружбе, мне тоже нравятся глагол и прилагательное, поэтому я с готовностью помогаю им, если нужно что-либо уточнить. Что я за часть речи и придумайте мои слова в этих предложениях.

Учитель:

— Кто догадался? Правильно, это наречие. Так какие наречия подберем в предложения?

Например: ярко, весело, дружно, робко, быстро.

— Наречие – особая часть речи. В чем же ее особенность?

Учащийся:

— Наречие не изменяется, и поэтому у него нет окончания.

— Ребята, выделите о у наречий и запомните, наречие – слово без окончания.

5-й учащийся:

— А я очень занятая часть речи, всегда что-нибудь считаю-пересчитываю: очень люблю порядок. Поэтому и зовут меня имя числительное. Вспомните пословицы, где есть я.

Учащиеся: называют пословицы.

Учитель:

— Давайте запишем пословицу, и разберем ее по членам предложения.

Двое пашут, а семеро руками машут.

— Чем выражено в предложении подлежащее?

Учащийся:

— Именем числительным.

Учитель:

— Сделайте вывод.

Учащийся:

— Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и числительным.

6 учащийся:

— Кто это тут меня вспоминает? Я – особая часть речи! Я предмет не называю, а только указываю на него. Но и без меня не обойтись, ведь я могу заменять повторяющиеся слова.

Учитель:

— Дети, что же это за единоличник такой? Все «я» да «я»!

Учащиеся:

— Местоимение.

Учитель:

— Итак, ребята, как же мы назовем все представившиеся нам части речи? Давайте проверим себя по учебнику – с. 186. (читаем материал). А сейчас я узнаю, кто внимательно слушал моих помощников. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? Перечислите их. Молодцы, хорошо запомнили.

Но в этом княжестве живут не только самостоятельные, но и служебные части речи (указывая на тему). Давайте познакомимся и с ними.

(Выходит сразу 3 учащихся)

7-й учащийся:

— Мы соединяем всех в дружную компанию. Связываем однородные предложения и простые предложения в составе сложного. И зовут нас – союзы.

8-й учащийся:

— мы служим для связи слов в словосочетаниях: существительных с прилагательными, глаголов с существительными и местоимениями. Значит, мы предлоги.

9-й учащийся:

— А мы вносим в предложение различные оттенки значения: отрицание, сомнение, указание. Называемся мы – частицы.

Учитель:

— Так как называются эти части речи? Почему? (Читаем учебник с 186.) Сколько служебных частей речи в русском языке?

— А кто же это у нас остался в одиночестве?

10-й учащийся:

— Меня зовут междометие. Я особая часть речи, т.к. не отношусь ни к самостоятельным, ни к служебным. Выражаю, но не называю различные чувства и побуждения. Ваши «ах», «эй», «ой», «ура» — это я.

Учитель:

— Так сколько же всего в русском языке частей речи? Каких больше? А как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?

(Слайд 4)

— Теперь поблагодарим наших помощников и как говорится «делу время…» Перейдем к закреплению того, что мы узнали на уроке.

3. Закрепление материала.

Объяснительный диктант.

Записать текст, объясняя графически орфограммы, знаки препинания.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

(Слайд 5)

Задание к тексту:

  1. Найдите метафоры (солнце хмурится, лес щурится, ресницы игл).
  2. Вспомните, что такое антонимы? Подберите антонимы к словам чернеет (белеет), полдень (полночь). Укажите части речи этих слов.
  3. Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? Что это за часть речи?
  4. Укажите слова без окончания. К какой части речи они относятся?
  5. Выделите окончания прилагательного. На что оно указывает? К какому слову относится?
  6. Найдите местоимение. Укажите его лицо и начальную форму.
  7. Для чего служат предлоги? Обозначьте их и укажите падежи имен существительных.
  8. Что связывают союзы в 3 и 4 предложениях? Объясните графически.
  9. Установите, слов каких частей речи нет в данном отрывке. (Числительное, частицы, междометие).

4. Итог урока

— Дети, давайте вспомним замечательное стихотворение О. Высоцкой о частях речи:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье.
Бьет числительное семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.

(Слайд 6)

5. Домашнее задание.

§ 74, упражнение № 446.

4.06.2010

urok.1sept.ru

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных

«Графиня изменившимся лицом бежит пруду» – что не так во фразе, которой Остап Бендер пугал подпольного миллионера Корейко, а журналист Н. Эфрос сообщал в газету «Речь» об очередной драме в семье Льва Толстого? Она состоит только из самостоятельных слов: ради экономии оттуда были выброшены предлоги – служебные части речи. Это довольно большая группа, по статистике занимающая до 25 % в устной или письменной речи человека; без предлогов, союзов, частиц и связок невозможно построение сложных лексических конструкций.

  • Сравнение
  • Таблица

В русском языке к категории самостоятельных лексико-грамматических разрядов относят имена существительные, прилагательные и числительные, глаголы, наречия, местоимения, причастия, деепричастия и безлично-предикативные слова.

К разряду служебных причисляют частицы, союзы, предлоги и связки. Эти слова нужны нам для грамматической и синтаксической связи в предложении, выражения отношений между самостоятельными частями речи, придания оттенков их значению.

Помимо самостоятельных и служебных частей, в отдельные группы выделяют междометия, модальные и звукоподражательные слова.

Сравнение

Самостоятельные части речи (они еще называются знаменательными) выполняют номинативную или указательную функцию в предложении. Они называют предмет или явление, его качества или свойства, обозначают количество, действие и состояние. Эта короткая речь длилась сравнительно недолго – полчаса. Слушая Фунта, Паниковский растрогался. В этих предложениях все части речи – знаменательные, однако всегда обходиться ими невозможно: мы используем распространенные и сложные лексические конструкции и в устной, и в письменной речи, а для грамматической и синтаксической связи нужны предлоги, частицы и союзы.

Из служебных слов невозможно построить предложение – их употребляют только со знаменательными. Лексического значения они не имеют, у них невозможно выделить корень или основу. Школьная программа обычно рекомендует определять, в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи, задав вопрос к рассматриваемой лексической единице: если это невозможно, то перед нами служебное слово.

Частота употребления знаменательных частей речи намного ниже, чем служебных, однако список последних весьма ограничен (по сравнению с лексикой языка) – всего до 200 единиц. И если количество существительных, прилагательных и глаголов постоянно изменяется, то состав частиц, союзов и предлогов практически статичен, а их употребление не зависит от типа и жанра текста.

С морфологической точки зрения отличие самостоятельных частей речи от служебных состоит в выражении их грамматического значения через какой-либо грамматический показатель. Служебные слова как раз и являются одним из таких показателей (в ряде случаев), но сами морфологически не изменяются.

Членами предложения частицы, предлоги и союзы не являются, тогда как существительные, прилагательные, глаголы всегда выполняют определенные роли – подлежащего, сказуемого, определения и прочие.

к содержанию ↑

Таблица

Самостоятельные части речиСлужебные части речи
Имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, причастия, деепричастияЧастицы, предлоги, союзы, слова-связки
Выполняют номинативную (называют предмет, качество, свойство, действие) или указательную функцииОбеспечивают грамматическую и синтаксическую связность речи, выражают отношения между другими частями речи
Могут образовывать предложения без служебных словНе используются без самостоятельных частей речи
Имеют лексическое значение (и лексическую основу)Не имеют лексического значения
Могут отвечать на вопросНевозможно задать вопрос
Знаменательных слов в языке больше, чем служебных, а частота их употребления – нижеОграниченный и закрытый список служебных слов
Грамматическое значение выражено через грамматический показательНе присоединяют грамматические показатели, не изменяются
Являются членами предложенияНе являются членами предложения

thedifference.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.