Самооценка дембо рубинштейн: Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

тест на самооценку, интерпретация результата

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Проведение теста
  • 2 Интерпретация результатов
    • 2.1 Высота самооценки (-)
    • 2.2 Уровень притязаний (х)
    • 2.3 Соотношение между параметрами самооценки

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Методика Дембо Рубинштейн, самооценка личности: исследование, анализ

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
  • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei

Титул Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei
Перевод названия Арт-терапевтическая проекция 9-10 лет для детей с нарушениями речи и самооценки
Авторы Шилаускене, Виргиния
Полный текст
Страниц 101
Ключевые слова [eng] арт-терапия; нарушения речи и языка; самооценка ; коммуникация.
Реферат [eng] Цель – изучить проекцию арт-терапии 9– 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями самооценки. Объект: самооценка 9 – 10 лет детей с нарушениями речи и языка посредством арт-терапии. Вопросы исследования: 1. Подтверждает ли отобранная до 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями оценка самооценки по методу Дембо-Рубинштейн влияние арт-терапии? 2. Соответствуют ли выбранные Г. Скуро и А. В. Захаровым до 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями методы оценки самооценки утвержденными арт-терапевтическими воздействиями после каждого сеанса? 3. Делает, 9– Через 10 лет у детей с нарушениями речи и языка рефлексия, о творческом процессе и состоянии его самооценки отражает изменение после занятий арт-терапией? Методы исследования: качественное исследование, адаптированный метод Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожана Г. Скуро, методика «Ступени»; Методики эмоциональной самооценки А. В. Захарова, разбор случая А1. Участники опроса: 5 детей. Возраст 9 – 10 лет. По полу анализируемая группа состоит из 2 мальчиков и 3 девочек. Этим детям был присвоен идентификационный код: А1 – девочка; А2 – девушка; А3 – мальчик; А4 – девочка; А5 – мальчик. Результаты исследования.
Исследование показало, что у детей с нарушениями речи и языка снижена самооценка. Как детские размышления, так и тесты измерения детской самооценки показали эффекты после арт-терапии. Выводы. метод оценки характеристик Дембо-Рубинштейна (аккуратный, умелый, умный, хороший, есть друзья, веселый, хороший ученик) повышается с помощью арт-терапии и сравнивается с оценками до продолжения; повышение самооценки, наблюдалась динамика после каждого занятия с использованием методик оценки «Ступени» (Г. Скуро) и эмоциональной самооценки (А. В. Захаров); 9- дети 10 лет, с речевыми и языковыми нарушениями, время рефлексии выражало мысли о творческом процессе и состояние его самооценки отражает изменение после занятий арт-терапией, у детей наблюдалось снижение эмоционального напряжения, улучшение языковой экспрессии, повышение уровень доверия, обусловленный желанием говорить и общаться открыто. Таким образом, можно сказать, что занятия арт-терапией помогли детям сформировать адекватный образ себя и стать более адекватной самооценкой.
Диссертационное учреждение Lietuvos sveikatos mokslų universitetas
Тип Магистерская работа
Язык Литовский
Дата публикации 2016

Дети с дефицитом гормона роста более восприимчивы к социальной дезадаптации

Дети с дефицитом гормона роста более восприимчивы к социальной дезадаптации | Консультант360 Перейти к основному содержанию

Социальные сети

Согласно новому исследованию, у детей с дефицитом гормона роста выявлены признаки социальной дезадаптации.

Для выявления показателей психосоциальных проблем и низкой самооценки у детей с дефицитом гормона роста исследователи сравнили результаты опросника Goodman’s Strengths and Difficulties Questionnaire и графического метода Дембо-Рубинштейна для оценки самооценки у 46 детей с дефицитом гормона роста.

с результатами подобранной контрольной группы из 80 здоровых детей.

Исследование проводилось в Одесской областной детской клинической больнице в Одессе, Украина, с 2012 по 2020 год, средний возраст детей составил 9,8 лет. Участники исследования получали среднюю дозу рекомбинантного человеческого гормона роста 0,033 мг/кг/сутки.

Результаты были обработаны с использованием критерия хи-квадрат и оценки различий между средними значениями двух независимых вариационных рядов. В качестве переменных-предикторов использовались баллы анкеты. Связь между клиническими и социально-демографическими детерминантами и психосоциальными проблемами определялась с использованием отношения шансов. Был проанализирован сингулярный эффект каждой переменной.

В конечном счете, исследователи обнаружили, что дети с дефицитом гормона роста имели более низкую самооценку и чаще имели аномально высокие баллы по общим трудностям, эмоциональным проблемам и проблемам со сверстниками, чем аналогичная контрольная группа. Более высокие баллы по анкете указывали на большую серьезность проблем, а более высокие баллы по эмоциональным проблемам и проблемам со сверстниками указывали на то, что дети с дефицитом гормона роста с большей вероятностью интернализовали трудности.

Женский пол и возраст 9 летлет или младше коррелируют с более высокими баллами за трудности интернализации, а мужской пол, возраст 9 лет и младше и доход семьи ниже среднего коррелируют с более высокими общими баллами трудностей. Низкая приверженность терапии и субоптимальная реакция роста после 1 года терапии коррелировали с более высокими общими трудностями и баллами интернализации.

«Это исследование показывает, что терапия с оптимальной реакцией роста помогает восстановить психосоциальное функционирование у детей с [дефицитом гормона роста] за счет уменьшения проблем интернализации», — отмечают исследователи. «Раннее выявление психосоциальных проблем и низкой самооценки может быть частью рутинного ведения и мониторинга терапии детей с [дефицитом гормона роста]».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *