Разноспрягаемые глаголы полный список 4 класс – Разноспрягаемые глаголы в русском языке, примеры и полный список

Содержание

Разноспрягаемые глаголы ☑️ как определить, морфологический разбор, особенности правописания, примеры неспрягаемых и особоспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые части речи

Основные правила спряжения глаголов

Глаголами называют часть речи, обозначающие совершение какого-либо действия. В предложении они, как правило, выполняют функцию сказуемого. Найти его можно при помощи вопроса «что делать?».

Различные виды глаголов могут образовываться приставочным, суффиксальным, постфиксальным, приставочно-суффиксальным способом. Например, от «спать» можно образовать слово «выспаться», добавив приставку и постфикс.

Как и другие части речи, они могут видоизменяться в зависимости от положения в предложении. Изменение существительных и прилагательных называют склонением. Преобразование формы глагола называют спряжением. Лингвисты выделяют два типа изменения формы лица и числа у сказуемого: регулярный и нерегулярный. К первому виду относят основные слова, обозначающие действие или состояние. Их спряжение производится по общим правилам. Ко второму виду относятся многочисленные исключения и особенности русской речи.

Глагол может быть и единственного, и множественного числа. Он может меняться по лицам и родам. У него может быть три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Инфинитив изъявительное Условное Повелительное
копать копаю копал бы копай
учить учу учил бы учи
жить живу жил бы живи

Именно алгоритму определения спряжения уделяют особое внимание при изучении морфологических и грамматических норм языка. От формы глагола зависит правописание окончания. Общие правила спряжения простых глаголов «молчать» и «искать» можно найти в таблице ниже.

лица 1 спряжение 2 спряжение
1 л (я, мы) ищу, ищем, окончания -у, ем; молчу, молчим, окончания -у, им;
2 л (ты, вы) ищешь, ищете, окончания -ешь, -ете; молчишь, молчите, окончания -ишь, -ите;
3 л (он, она, оно, они) ищет, ищут, окончания -ет, -ут молчит, молчат, окончания -ит, -ат

Чтобы определить принадлежность к спряжению, необходимо поставить ударение. Если оно стоит на окончании, правила правописания становятся очевидными. Если же ударение падает на корень слова, необходимо использовать установленный алгоритм определения спряжения.

  • Поставить сказуемое в неопределённую форму: для этого нужно задать вопрос «что делать?».
  • Найти окончание слова.
  • Если часть речи окачивается на -ить, глагол относится ко второму спряжению.
  • В остальных случаях применяется первое спряжение.

Обязательно нужно помнить о глаголах-исключениях. К ним относятся: дышать, видеть, обидеть, терпеть, гнать, смотреть, ненавидеть, зависеть, держать, слышать, вертеть. В школе эти формы заучиваются в виде стихотворения. Эти глаголы не спрягаются на букву -е.

Не склоняются по общепринятым правилам и слова, образованные от слов-исключений: выглядеть, погнаться, натерпеться, задержать.

Неспрягаемые слова

К исключениям первого спряжения относят формы «брить», «стелить».

Разноспрягаемые глаголы в русском языке не изменяются по общим правилам. В зависимости от лица они могут иметь окончания и первого, и второго спряжения.

Полный список разноспрягаемых глаголов:

  • бежать;
  • хотеть;
  • брезжить;
  • чтить.

Правила изменения

К этой же категории можно отнести многочисленные производные от слов «бежать» и «хотеть». Чтобы распознать эти исключительные части речи в тексте, необходимо попробовать проспрягать такие глаголы.

Бежать: формы слова

От слова «бежать» или «бегать» образуются другие однокоренные разноспрягаемые глаголы. Создание нового слова происходит путём присоединения к основе суффикса или приставки.

Разноспрягаемыми глаголами могут являться следующие слова:

  • перебежать;
  • вбежать;
  • выбежать;
  • забежать;
  • пробежать.
Понятие разноспрягаемых глаголов и их полный список

В единственном числе, а также в первом, втором и третьем лице эта часть речи будет иметь формы «бегу», «бежишь», «бежит». Форма глагола преобразуется по правилам второго спряжения. Но во множественном числе окончания меняются: «бежим», «бежите», «бегут». Разбор этого упражнения показывает, что в третьем лице множественного числа слово изменяется по первому спряжению. Остальные однокоренные формы преобразуются по аналогичному правилу.

Хотеть: спряжение глагола

Разноспрягаемые слова от глагола «хотеть» формируются при помощи присоединения к основе приставки или постфикса — ся. Таким способом образуются формы «захотеть», «перехотеть», «хотеться».

Чтобы определить разноспрягаемые глаголы как исключительные формы речи, нужно попробовать изменить слово по лицам и числам. Например, слово «хотеть» в единственном числе первого, второго и третьего лица будет иметь формы «хочу», «хочешь», «хочет». Окончание глагола соответствует первому склонению. Однако во множественном числе эти же формы будут относиться ко второму склонению — «хотим», «хотите», «хотят».

Брезжить и чтить

Особоспрягаемые формы глаголов

Ещё одним исключением из общих норм определения спряжения является слово «брезжить». Правила образования причастия также зависят от спряжения формы. Например, причастия первого спряжения формируются при помощи суффиксов -ущ, -ющ. Формы второго спряжения — суффиксами -ащ, -ящ. Слово «брезжить» относится ко второму склонению, но причастие будет формироваться по правилам первого. Значит, правильной формой причастия будет «брезжущий». Хотя в современной речи употребление формы «брезжащий» также не принимается за ошибку.

Слово «чтить» также относится к исключению. В единственном числе оно имеет формы «чту», «чтишь», «чтит», во множественном — «чтим», «чтите», «чтут» или «чтят». Можно видеть, что во множественном числе третьего лица глагол может иметь окончания обоих спряжений.

Другие исключения русского языка

В руссом языке выделяется ещё одна категория частей речи, которая называются особоспрягаемой. При замене в предложении чисел и лиц их окончания не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению

. В эту группу входят слова:

В первом, втором и третьем лице единственного числа слово «есть» преобразуется в «ем», «ешь», «ест». Во множественном числе эта часть речи имеет вид «едим», «едите», «едят». Слово «дать» тоже имеет нехарактерные окончания:

  1. в ед. ч: дам, дашь, даст;
  2. во мн. ч: дадим, дадите, дадут.

Нетипичные для спряжения окончания остались с древнерусского языка. В давние времена подобные формы образовывались при помощи присоединения к корню личного окончания. К особоспрягаемым частям речи относятся и однокоренные слова «надоесть», «отдать», «подать».

Стоит помнить, что существуют неспрягаемые формы частей речи. К таковым относят причастие, инфинитив, деепричастие.

Исключения в русском языке

Преобразование глагола «быть» также имеет характерные особенности. Древнерусское спряжение этого слова не используется в современной речи. Формы «есьм», «суть», «есмы» можно встретить только в старинной русской литературе. В современно речи используется только форма «есть» третьего лица единственного числа.

Кроме того, в лингвистике есть понятие «недостаточного глагола». К этой группе относятся части речи, которые могут вообще не иметь какого-либо спряжения. Например, слово «победить» невозможно поставить по общим правилам в единственное число первого лица. В грамотной речи, как правило, применяется фраза «одержу победу».

Русский язык только на первый взгляд кажется простым и логичным. Речь многократно менялась. Это повлекло изменения в правилах написания и образования словестных форм. Чтобы владеть грамотной речью,

недостаточно просто прочитать правила спряжения в учебнике. Необходимо регулярно применять знания и совершенствовать владение языковыми нормами.


nauka.club

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

В русской лексике более 30 500 глаголов, это 1/3 часть всех слов. По правилу написания гласных в личных окончаниях глаголов, они разделены на две основные группы: на I и II спряжения. Среди множества этих слов, обозначающих действия, имеется небольшая часть разноспрягаемых глаголов, в которых присутствуют окончания смешанного типа.

Что такое спряжение

Слово «спряжение» – славянских корней, оно произошло от праславянского «prg», что значило «запрягать, стягивать», и соответствует сегодняшнему значению – «объединять». В лингвистике “спряжение” – это объединение глаголов в две группы по принципу схожести флексий при изменении слов по лицам и числам.

Как уже упоминалось выше, спряжений в русской грамматике два, I-ое и II-ое. Ниже, в таблице, перечислены все глаголы, которые относятся к каждому из спряжений.

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, списокЧто такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

Кроме относящихся к I и II спр., в словарном запасе имеют место разноспрягаемые глаголы.

Какие глаголы относятся к разноспрягаемым

Глаголы разноспрягаемые – это слова, которые в разных позициях, в зависимости от лица и числа, могут иметь окончания сразу обоих спряжений. То есть, в одних позициях они спрягаются по правилам первого спряжения, в других – по правилам второго. Поэтому и называются разноспрягаемые. В русской лексике их немного, но все они, хоть и малочисленны, вызывают затруднения при написании. В них часто допускаются ошибки при выборе гласных в окончаниях слова. Чтобы не допускать ошибок в написании форм разноспрягаемых глаголов, необходимо знать, а лучше выучить наизусть.

Что за явление такое – разноспрягаемые глаголы, изучается в программе 6 класса.

Полный список разноспрягаемых глаголов:

  • бежать
  • хотеть
  • чтить
  • брезжить

Глагол «бежать» во всех трех лицах ед. ч. имеет формы II спр., а в 3 л. множ. ч. – окончания I-го.

«Хотеть» в един.ч. во всех лицах имеет формы I-го спр., но во множ. ч. – окончания II-го.

Исключительность глагола «брезжить» заключается в том, что действительное причастие образуется от него при помощи суф. «-ущ-»: брезжущий. А должно было бы при помощи «-ащ-», так как этот гл. спрягается по II типу.

Исключением из правила спряжения является и слово «чтить». У него в третьем л. множ. ч. возможны окончания обоих спряжений: «чтут» и «чтят».

Производные формы от указанных выше слов изменяются по аналогии исходников.

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, списокЧто такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

Глаголы с особой системой окончаний

В лексике выделяется ещё одна категория, особоспрягаемыеглаголы. В отличие от разноспрягаемых, с которыми их часто путают, их флексии не соотносятся ни с одним из спряжений.

Глаголы с особой системой окончаний:

Слово «есть» в всех лицах един.ч. трансформируется в «ем», «ешь», «ест». Во множ. ч. к корню «ед-» добавляются окончания – «-им», «-ите», «-ят».

Слово «дать» также имеет особые, нетипичные для спряжений, окончания: в един. ч. это словесные формы с корнем «да-» и окончаниями «-м», «-шь», «-ст»; во мн. ч. к корню «да-» прибавляются: «-дим», «-дите», «-дут». Данные словоформы они остались с древних времен.

К особоспрягаемымглаголам относятся и производные формы от вышеназванных слов.

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, списокЧто такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

В русском языке еще один глагол имеет характерные особенности спряжения, не соответствующие I-му и II-му, это глагол быть.

От древнерусских форм спряжения – «есьм», «суть», «есмы» – в современной лексике осталась в употреблении единственная форма – «есть», которая в редких случаях звучит и пишется как – «суть».

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, списокЧто такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

Кроме всех перечисленных глаголов, отличающихся от основных правил спряжения, в рус.яз. существует понятие «недостаточного глагола».

В эту группу входит несколько слов, которые привычном способом спрягать нельзя. К таким словам относится, например, глагол победить.

В 1-ом л. един.ч. можно сказать «одержу победу», но никак не скажешь – «побежу» или «победю».

Что такое разноспрягаемые глаголы, правила, списокЧто такое разноспрягаемые глаголы, правила, список

Нельзя забывать и об особых глагольных формах, таких как: причастие, деепричастие, инфинитив. Они вообще не спрягаются, поэтому и имеют в своем названии слово «особые».

Итак, кроме разноспрягваемых видов, мы узнали о других глаголах, которые не спрягаются, как подавляющее большинство их морфологических собратьев, по первому и второму типу, а в момент изменения по лицам и числам имеют свои специфические окончания. Все это должно помочь правильному, безошибочному написанию окончаний вышеназванных слов, в итоге – способствовать формированию грамотной письменной речи.

В языке за его многолетний путь развития произошло много всевозможных изменений. Слова, которые рассмотрены в этой статье, являются отголоском тех далеких глубинных процессов.

kakpishem.ru

Разноспрягаемые глаголы – полный список: что это такое, спряжение бежать, как найти и как образуются

В русском языке нередко встречаются исключения из правил. Эти слова сохраняют историческое написание. Разноспрягаемые глаголы как раз такие исключения. Уметь находить тип спряжения нужно, чтобы понять, что за буква пишется в безударных окончаниях (И либо Е)….

Ищем глагол в тексте

Такая часть речи называет действие или состояние предмета. Чтобы найти глагол в тексте, следует запомнить, на какие вопросы он отвечает. Вопрос зависит от формы, в которой стоит слово:

  • инфинитив: что делать? что сделать? (читать, прочитать),
  • настоящее время: что делаю (-ем)? (смотрю, смотрим), что делаешь (-ете)? (берешь, берете), что делает (-ют)? (гуляет, гуляют),
  • прошедшее время: что делал (-а, -о)? (берег, берегла, берегло),
  • будущее время: что сделаю/сделаем? (заберу, заберем, буду/будем забирать), что сделаешь/сделаете? (позвоню, позвоните, будешь/будете звонить), что сделает/сделают? (уберет, уберут, будет/будут убирать),
  • сослагательное наклонение: что делал (-а, -о) бы? (думал бы, думала бы, думало бы),
  • повелительное наклонение: что делай? (плыви, крути).

Обратите внимание! Часть речи, обозначающая действие, в предложении является не только сказуемым. Она может выполнять разные функции.

Чем еще бывает в предложении:

  1. Подлежащем: читать – значит быть образованным человеком.
  2. Дополнением: друг попросил (о чем?) закрыть дверь.
  3. Определением: его попыткам (каким?) помочь я не доверял.
  4. Обстоятельством: начальник пришел (зачем?) проверить работу.

Как образуются

разноспрягаемые главголыразноспрягаемые глаголы

Чтобы получить новое слово, нужно к основе присоединить словообразовательные морфемы (части слов). Это приставки, суффиксы и постфиксы. Они добавляют новое лексическое значение, а приставки еще и меняют вид с несовершенного на совершенный. Морфемы могут присоединяться по одной, а могут по две или по три.

Образуются глаголы несколькими способами:

  • приставочным: бросать – набросать, лететь – прилететь, держать – задержать,
  • суффиксальным: хитрый – хитрить, закрыть – закрывать, красный – краснеть,
  • постфиксальным: подпереть – подпереться, кусать – кусаться, волновать – волноваться,
  • приставочно-суффиксальным: толстый – растолстеть, соль – посолить, ветер – проветрить,
  • приставочно-постфиксальным: пить – напиться, гулять – выгуляться,
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный: земля – приземлиться, смелый – осмелиться.

Что такое спряжение

Спряжением глагола называют его изменение по числам и лицам (я ворчу – мы ворчим, ты ворчишь – вы ворчите, он ворчит – они ворчат). Такое возможно только в двух временах: будущем и настоящем. Только в них есть категория лица. В прошедшем же времени выделяют только род и число – заканчиваться слова будут одинаково.

Когда меняются категории числа и лица, то в словах меняются окончания, по которым и выделяется способ спряжения.

I спр. II спр.
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо

я/мы

-у/-ю

пишу, знаю

-ем

пишем, знаем

-у/-ю

дышу, люблю

-им

дышим, любим

2 лицо

ты/вы

-ешь

пишешь, знаешь

-ете

пишете, знаете

-ишь

дышишь, любишь

-ите

дышите, любите

3 лицо

он (она, оно)/они

-ет

пишет, знает

-ут/-ют

пишут, знают

-ит

дышит, любит

-ат/-ят

дышат, любят

Чтобы узнать, какая гласная пишется, смотрим, куда падает ударение. Когда в слове окончание ударное, то тип изменения определить легко – смотрим в таблице или запоминаем. Если безударное, тогда следует посмотреть, какой инфинитив. Поставим слово в начальную форму (растаем – растаять) и смотрим, какая буква стоит перед суффиксом -ть:

Обратите внимание!Если образовать слово с помощью приставки или постфикса, вид спряжения не изменится: писать – записать – записаться – все I спр., верить – проверить – довериться – все II спр.

Что такое разноспрягаемые глаголы

Глагольные формы строго следуют своей модели изменения. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Полный список этих исключений – 2 слова: «бежать» и «хотеть». Их считают разноспрягаемыми. Это значит, что в личных формах они имеют окончания обоих типов.

Глагол бежать

Рассмотрим на примере, почему он разноспрягаемый. Изменим по лицам и числам:

Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо бегу бежим
2 лицо бежишь бежите
3 лицо бежит бегут

В форме 3 лица множественного числа окончание I-го спряжения -ут, в остальных случаях – II-го.

Хотеть

разноспрягаемые глаголыпримеры разноспрягаемых глаголов

Теперь изменим разноспрягаемое слово «хотеть» и увидим, почему оно так называется:

В единственном числе мы видим окончания I-го спр. (с буквой Е), а во множественном – II-го (с буквой И).

Важно! Слова, производные от них, тоже разноспрягаемые. Образуются с помощью приставок и постфикса -ся. Примеры: убежать, прибежать, разбежаться, захотеть, хотеться, расхотеться, погулять, нагуляться.

Особо спрягаемые формы

Есть два слова, которые не относятся ни к какому типу спряжения. Это слова «есть» и «дать». Любое из них по ошибке можно назвать разноспрягаемым. Однако у этих форм особая модель личных окончаний. Попробуем проспрягать глагол «есть»:

  • 1 лицо: ем/едим,
  • 2 лицо: ешь/едите,
  • 3 лицо: ест/едят.

В форме единственного числа у него такие окончания, которые не встречаются ни в одном из двух спряжений. То же самое происходит при изменении слова «дать»:

  • 1 лицо: дам/дадим,
  • 2 лицо: дашь/дадите,
  • 3 лицо: даст/дадут.

Примеры разноспрягаемых глаголов

Что такое разноспрягаемые глаголы, список

Вывод

От моделей изменения зависит правописание слов. Чтобы уметь определять типы спряжения, необходимо разобраться, по какому принципу они выделяются. Когда мы понимаем, как найти верное окончание, перестаем допускать ошибки в образовании личных форм

tvercult.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Русский язык конспект урока «Разноспрягаемые глаголы»

4 класс, русский язык.

Тема: Разноспрягаемые глаголы.  (Урок-обобщение)

Формирование УУД: предметное: познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; на примере глаголов бежать и хотеть рассмотреть особенности данной группы;

регулятивное: формулирование цели работы, выяснить на примере выполнения задания, какого спряжения бывают глаголы данной группы;

личностное: формирование внутренней позиции учащегося в процессе работы;

коммуникативное: приобретение  умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Планируемые результаты

Дети научатся:

— распознавать спряжение глаголов;

— правильно писать безударные личные окончания глаголов;

— обобщать изученный материал.

Ход урока

1. Актуализация знаний

   Учащиеся повторяют правила спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.

Учитель. Как определить спряжение глагола? (При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме глагола, при ударных – по самим окончаниям.)

2. Мотивация

Приём «выполнимое/невыполнимое действие».

Учитель. Вы хорошо знаете правила о том, как определить спряжение глагола. Поэтому, я думаю, для вас не составит особого труда определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.

  На доске:                        I  спряжение                                          II  спряжение

Глаголы:  ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать.

   В процессе выполнения задания у некоторых учеников может возникнуть вопрос, затруднение. Учитель фиксирует вопрос, усиливает значение возникшего затруднения.

   Учитель. Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе и проверить, кто из вас прав?

  Формулируется цель исследования: проспрягать данные глаголы, выделить окончания и сделать вывод.

  3. Исследование в малых группах.

   Каждой группе предлагается проспрягать два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

  4. Обмен информацией и организация информации.

   Все группы собираются вместе и представляют свои находки.

   Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые её участники спрягали, учащиеся называют окончания глаголов и определяют спряжение. По ходу выступления дети вывешивают на доску спрягаемые ими глаголы в определённом порядке:

   I спряжение:                       II спряжение:

 -ешь, -ет, -ем,                      -ишь, -ит, -им,

 -ете,  -ут/-ют                        — ите, -ат/-ят                        

   ужинать                              терпеть

   писать                                 наполнить

   петь                                     рубить

                                               лежать

                                               молчать

    Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I,  и  II спряжения. Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно.

5. Связывание информации.

Учитель. Вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика. Но у нас остались глаголы бежать и хотеть. К какому же спряжению они относятся?

 I спряжение:                               II спряжение:

-ешь, -ет, -ем,                           -ишь, -ит, -им,

-ете, -ут/-ют                              -ите, -ат/-ят

ужинать                                  терпеть                                               хотеть

писать                                     наполнить                                          бежать

петь                                         рубить                                            

                                                лежать

                                                 молчать

   Учащиеся выдвигают версию, что их нужно отнести в какую-то третью группу.

   Учитель.  Вы правы. Есть третья группа. Учёные назвали её «разноспрягаемые».

6. Подведение итогов.

 Учитель. Итак, какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты?

  Обобщение: есть глаголы, которые в одних формах имеют окончания I спряжения, а в других – II. Они называются разноспрягаемыми.

 7. Применение.

 Учитель. Ребята, а как вы думаете, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?

 Выслушиваются мнения детей и предлагается им самим проверить предположения.

Учитель.  Перед вами конверты, откройте их. Каждый возьмите листочек с заданием, в котором надо определить спряжение глаголов. Если вы найдёте разноспрягаемые глаголы, запишите их на обратной стороне листочка, подпишитесь и отправьте листочек мне. Кто быстрее?

 (У детей разные глаголы, но среди них повторяются есть и дать).

  Собрав листочки, учитель объявляет результаты работы ребятам. А на доске дети выписывают в третью группу ещё два глагола: есть и дать.

  В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки «Разноспрягаемые глаголы».

Приложение к уроку

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №2

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Писать                                                                Наполнить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №3

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Бежать                                                               Рубить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №4

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Лежать                                                                Хотеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №5

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Петь                                                                Молчать

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

nsportal.ru

Тема урока: «Разноспрягаемые глаголы. 4-й класс

УМК «Перспективная начальная школа». Русский язык, 4 класс.

Цели урока:

  • закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов  и уметь определять их спряжение;
  • познакомить с различными формами разноспрягаемых глаголов;
  • расширять словарный запас; 
  • развивать  интерес к сохранению истории своего народа.

Оборудование: презентация к уроку, дифференцированные карточки, листы самооценки, словарь Синонимов, Обратный словарь (в конце учебника), таблица «Разноспрягаемые глаголы»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока, мотивированность обучающихся на учебную деятельность.

1) Психологический настрой

У:  Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Подарите тепло своих сердец  гостям.  Урок русского языка проведем под девизом (читаем вместе).

Девиз: «Ясность – главное достоинство речи»

У: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

У: Помните, долго думайте – быстро говорите и не забывайте о том, что мы учимся этому каждый день.

У: Оценивать будете сегодня себя сами. Познакомьтесь с  листом самооценки. (Приложение 1) Есть ли вопросы?

Запись  числа. Классная работа.

2. Чистописание

Цель: закрепить верхнее соединение в буквосочетании “пр”, расширить лексический запас обучающихся, при подборе синонимичных слов.

У: Урок начнем с чистописания. Прочитайте слова, чем они являются друг для друга?
предок, праотец

Д: Синонимы.

У: Кто сможет  продолжить синонимический ряд? (Ответы детей)

У: Проверим по словарю Синонимов. (Дополняем по словарю)

У: Какое написание буквосочетаний объединяет слова?  (ПР)

предок праотец, прадед, пращур

У: Отработайте верхнее соединение в написании «пр». На следующей строке пропишите группу синонимов и оцените себя.

3. Актуализация знаний

Цель: закрепить знания в определении спряжения глагола по его неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания глаголов обоих спряжений; мотивировать на изучение темы.

У: Как вы думаете, почему начала урок с упоминания о предках?

Д: Видимо наш урок будет как-то  связан с предками.

У: Да, это наши корни, родители, история. И мы должны уметь хранить прошлое своего народа. Запишем все действия, которые под силу нам-потомкам, для сохранения  культуры своего народа.

Д: Мы должны знать, изучать, хранить, передавать историю нашего народа.

У: Определите спряжение глаголов. У кого вызвало трудность это задание? Какими знаниями пользовались? (Ответы детей)

У: Назовите глаголы 1 спр, 2 спр.  (Ответы детей)

У: Проспрягайте глаголы 1вариант – ЗНАТЬ; 2 вариант – ХРАНИТЬ.

Проверка.

У: 1 вариант читает  только личные окончания  своего глагола, а 2 вариант – своего глагола.  Оцените себя

У: Как вы думаете, почему мы вновь заговорили  о спряжении  глаголов? (Ответы детей)

У: Верно! Мы действительно продолжим изучать  глаголы.

4. Тема урока. Разноспрягаемые глаголы (Слайд 1)

Цель. Познакомить вас с разноспрягаемыми глаголами.

У: Растолкуйте значение слова «разноспрягаемые». Сложное слово, два корня (разн, спряг) (Ответы детей)

У: Откройте Обратный словарь на -ать, а потом на -еть. Найдите   глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько   глаголов? Их два. Запишите в тетрадь. (Бежать, хотеть) (Слайд 2)
Это особенные глаголы которые и  называются разноспрягаемыми. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются.  Стр 131 учебника, таблица.

Я бегу, хочу
Ты бежишь, хочешь
Он бежит, хочет
Мы бежим, хотим
Вы бежите, хотите
Они бегут, хотят

У: Посмотрите на личные окончания глагола «БЕЖАТЬ».

Внешняя  интрига

Миша утверждает, что все личные окончания глагола «БЕЖАТЬ» ударные, значит запоминать  ничего не придется.
Маша предлагает присмотреться внимательнее и запомнить формы глагола, ведь глагол называется разноспрягаемым, 1 форма у глагола чужая. Поясните Мише, о какой форме глагола думала Маша? (Ответы детей)

У: А когда Миша увидел формы глагола «ХОТЕТЬ», он сказал: «А вот у глагола «хотеть» все напополам! Следует запомнить, что в единственном числе…  Кто сможет продолжить ход Мишиного рассуждения?  (Ответы детей)

– В ед. ч.  он спрягается, как  глаголы 1 спр., а вот во мн. ч., как глаголы  2 спр.)

У: Причем, какие формы не вызовут затруднения при письме?

Д: Формы Мн. Ч., так как под ударением.

5. Определение целей детьми

У: Какую цель каждый должен поставить перед собой, чтобы усвоить  разноспрягаемые глаголы?

Д: Запомнить безударные личные окончания разноспрягаемых глаголов в единственном числе, формы разноспрягаемых  глаголов и уметь употреблять их в речи.

У: Еще раз сделаем вывод –  воспользуемся подсказкой Мыши  на стр. 133. Прочитаем правило.

Глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ. Глагол ХОТЕТЬ в ед. ч.  изменяется по первому спряжению.

6. Проблемный вопрос (Слайд 3)

У: Как ты думаешь, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ  приставочным способом, тоже разноспрягаемые? (Ответы детей)

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Цель: отработать навык правописания разноспрягаемых глаголов. На уровне закрепления нового материала использовать практические методы.

У: Точный ответ получите, когда выполните упр. 100  на стр. 134
Прочитайте задание. Расскажите алгоритм выполнения упражнения.
Какой ответ получили о родственных разноспрягаемых глаголах?

Д: Глаголы, образованные приставочным способом всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей. (Подчеркни букву е в окончаниях)

(Упражнение выполняем самостоятельно в тетрадях и  на доске.)

8. Динамическая пауза (Слайд 4)

Цель: дать возможность учащимся отдохнуть и переключиться на следующий вид деятельности.

9. Закрепление нового материала

Работа по карточкам. Дифференцированная самостоятельная работа.

Цель: позволить ученику, выбрав задание по желанию, рассчитывать на успех; закрепить изученные орфограммы.

У:  Договоритесь  в паре и выберите задание по желанию.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст в тетрадь.

Понёва – домотканая  ш(и/е)рстяная   ю(б/п)ка. Она  над(е/и)валась  п(о/а)верх руба(ж/ш)ки.  За р(о/а)ботой   крестьянки  п(о/а)дворачив(а/ы)ли её за по(и/я)с.

Карточка №2

Составьте текст и запишите его в тетрадь.

За работой крестьянки подворачивали её за пояс.
Она надевалась поверх рубашки.
Понёва – домотканая шерстяная юбка.

Взаимопроверка по слайду 5 и самооценивание.

Понёва – домотканая шерстяная юбка. Она надевалась поверх рубашки. За работой крестьянки подворачивали её за пояс.

У: Какие орфограммы закрепили?

У: Как вы думаете, понёва – это элемент современной одежды или старинной?

Дети доказывают, что понева – элемент старинной одежды: домотканая, крестьянки.

У: С какой синонимичной парой вы познакомились?

Д: Юбка – понёва. (Слайд 6)

10. Работа с памяткой  (Приложение 2)  (Слайд 7)

Цель: закрепить правописание разноспрягаемых глаголов; развивать интерес к сохранению истории своего народа.

У: Я приготовила каждому памятку следующего содержания. Поставьте глагол  н. ф. в форму 2л., ед. ч..  Гласную  в окончании просигнальте веером.

ПАМЯТКА

Если  (захотеть – 2л, ед.ч)________  расширить знания о костюме предков, то  посети сайт: http://afield.org.ua/mod3/mod65_1.html

У: Памяткой можете воспользоваться сами и можете предложить другу.

11. Рефлексия урока. (Слайд 8)

Цель: метод контроля и усвоения знаний позволит каждому ученику оценить себя.

У: Поставьте отметку. (Ученики подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки).
У: Чему учились на уроке?
У: Что нового узнали?
У: Что интересного запомнили?
У: Кто достиг цели?
У: Кто оценил свою работу на «5»? «4»?
У: Над чем еще стоит поработать, чтобы повысить свои знания?

12. Домашнее задание (Слайд 9)

Стр.133 прав, упр.101.

urok.1sept.ru

Перечисляем разноспрягаемые глаголы и отвечаем, почему они так называются?

В этой статье мы перечислим разноспрягаемые глаголы, а также объясним, почему они так называются.
Разноспрягаемые глаголы — это глаголы, которые спрягаясь по лицам, имеют окончания, как первого, так и второго спряжения. Поэтому они и называются разноспрягаемые.
Напомним, что к первому спряжению относят глаголы, неопределенная форма которых, как правило, заканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть . Ко второму спряжению глаголы, оканчивающиеся на –ить. Конечно, есть много глаголов исключений.
Отдельная группа — разноспрягаемые глаголы. Перечислим их.
К разноспрягаемым глаголам относятся основных 2 глагола: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Также сюда относятся их производные: прибежать, захотеть, убежать, перехотеть и т.д.. Чтобы показать наглядно их свойства, проспрягаем их по лицам.
Глагол – хотеть:
я хочу
ты хочешь
он хочет
Как мы видим, они имеют окончания первого спряжения. НО спрягаем дальше
мы хотим
вы хотите
они хотят
В этом формах глагол идет с окончаниями второго спряжениями.

Проспрягаем глагол бежать.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
Казалось бы, все формы имеют окончания второго спряжения.
Но, в 3-м лице множественного числа:
они бегут — окончание I спряжения.

Есть также глаголы, которые часто путают с разноспрягаемыми. Это глаголы с особой нехарактерной формой образования окончаний: дать, есть, создать и производные от них: съесть, отдать и т.п.
Для примера проспрягаем глагол дать.
Я дам
Ты дашь
Он даст
Мы дадим
Вы дадите
Они дадут
Этот и другие глаголы не разноспрягаемые, хотя и имеют отличные от других окончания при спряжении.

Также путают глаголы, имеющие формы на выбор.
Например: чтить > они чтут / чтят, сыпать > они сыплют/сыплят, трепать > они трепят/треплют и другие….Это тоже не разноспрягаемые глаголы.

Особых проблем с написанием разноспрягаемых глаголов не возникает. Все формы создаются правильно на уровне интуиции. Иногда вместо хотим, поспешно употребляют – хочем, что, конечно же, неверно.
Запомнить разноспрягаемые глаголы можно достаточно просто, поскольку их всего два.
В зависимости от того, как работает ваша память, можно:
1. Составить ассоциацию. Хотеть бежать – полезно для здоровья.
2. Запомнить в стихах.
Бежать, хотеть, мы будем по-особому спрягать
Разноспрягаемы они, и это надо знать!
3. Нарисовать образ. Например бегуна, который хочет бежать.
разноспрягаемые глаголы
После такого подробного разъяснения вопросов по разноспрягаемым глаголам остаться не должно. Желаем вам запомнить это надолго. Если у вас остались какие то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

tradingbanks отзывы (http://www.moidagestan.ru/news/politics/51984) — вы можете почитать на сайте moidagestan.ru .


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Тема урока: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.

Цели урока:

1. закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов;
2.уметь правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;
3. правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения, повысить интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования умений

Х о д   у р о к а

1. Орг.момент

         1. Деловой настрой (1 минута)

     — Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            — Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     — Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

         2.Эмоциональный настрой (2 минуты)

Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

Давайте с вами настроимся на здоровый и  спокойный деловой лад.

-Ребята, сегодня  у нас  присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых открытий , поэтому пожелаю вам успеха  на уроке, плодотворной и эффективной работы.

Настроимся на деловой лад

Посмотрите на слайд, давайте хором прочитаем с вами наш девиз на сегодняшний урок:

Мы – умные!

Мы — дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на запись на доске

у ю ём ёшь ёте ёт ут ют

у ю им ишь ите ит ат ят

Обратите внимание на соединения букв. назовите слоги где встречается нижнее соединение (ём, им), верхнее (ёш, иш, ят и т.д.) Запишите себе эти строчки.

  3. Актуализация знаний. (СЛАЙД)

 Обратите ещё раз внимание на эту запись. Какую особенность вы заметили, что это за сочетания?

Д: …………. окончания глаголов.

У. Что такое глагол?

Д:…..

У: Как изменяются глаголы?

Д: по временам, лицам и числам

У: что мы можем определить у глагола

Д: спряжение (изменение по лицам и числам)

У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Д: …все на -ить (кроме брить, стелить) + 7 глаголов -исключений на -еть + 4 глагола -исключения на -ать.

У: а к 1 спряжению.

Д: все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ть

У: хорошо. Давайте с вами выполним такое упражнение

(обратите внимание на слайд)

Вам даны слова, вам нужно найти среди них глаголы, выписать их, определить спряжение

 

Контроль,  кружил,панцирь,стол,старые,  охраняет,  ждут,  скворец, разноцветная,зимний, дышать,      сходил, воцарилась,  рыжее, дочка,            появился,    стрекочет,  памятник, костюм,  медовый, зеркало, летний, царапает,  ближний, зависеть, иду.

Д: … выполняют

У: проверяем (Слайд) 

Контроль,  кружил(2),панцирь,стол,старые, охраняет(1), ждут,скворец, разноцветная,  зимний, дышать(2),      сходил(2), воцарилась(воцариться 2),  рыжее, дочка,            появился(2),    стрекочет(1),  памятник, костюм,  медовый, зеркало, летний, царапает(1),  ближний, зависеть(2), иду.

4. Сообщение темы и целей урока

У: Справились. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с глаголом, с его спряжением, а для этого я предлагаю вам открыть учебники на странице 130. Посмотрите тему нашего сегодняшнего урока (Слайд)

5. Изучение нового материала

Посмотрите упражнение 99.

— Проспрягаем у доски глаголы: хотеть и бежать, выделяя окончания.

БЕЖАТЬ

Я              бегу

МЫ          бежим

ТЫ           бежишь

ВЫ           бежите

ОН

ОНА        бежит

ОНО

ОНИ         бегут

ХОТЕТЬ

Я              хочу

МЫ          хотим

ТЫ           хочешь

ВЫ           хотите

ОН

ОНА        хочет

ОНО

ОНИ         хотят

ВЫВОД: Глагол хотеть в форме единственного числа спрягается по типу 1 спряжения, в форме множественного числа — по типу 2 спряжения. Глагол бежать спрягается по типу 2спряжения, однако в форме множественного числа третьего лица имеет окончание глагола 1 спряжения.


-У: К какому типу спряжения относятся эти глаголы? Докажите…….

Можем ли мы однозначно сказать к какому спряжению они относятся? Что же такое разноспрягаемые глаголы?
Д: …….. ».( Разноспрягаемые глаголы- три глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как форм 1, так и форм 2 спряжения

Физкультминутка.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.(Ходьба на месте)

6. Закрепление нового материала.

У: Откройте упражнение 100.

Д: …выполняют. (1 у доски, остальные в тетрадях)

У: упр 101(1 часть), ТПО упр

7. Итог урока.

Вопросы учителя:

-Что такое спряжение глагола?

— Что нового узнали на уроке?

Что такое разноспрягаемые глаголы?

В чём заключается разница в спряжении разноспрягаемых глаголов по сравнению с
глаголами 1 и 2 типа?

— Много ли трудностей мы встретили на уроке?

— Смогли ли мы с ними справиться?

8. Рефлексия

— Что понравилось?

— А какое настроение у вас сейчас? (карточки: красная — отличное, зеленая- хорошее, желтая — плохое)

 Оценки за урок  (Спасибо, ребята за урок)

9. Домашнее задание.

( заранее записано на доске) правило стр. 133, таблица стр. 131, упр 101 (2 часть), сам.работа на карточках

________________________________________________________(Ф.И.)
1. Выпиши слова обозначающие глагол.

Идёт, клюв, след, зовут, улица, перелёт, сельский, вьют.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Образуй из данных слов слова, отвечающие на вопрос что делает?

 

Работа — ________________________________________________________________,

крик — __________________________________________________________________,

зелень — _________________________________________________________________,

пила — __________________________________________________________________,

звон — __________________________________________________________________,

свист — __________________________________________________________________,

смех — ___________________________________________________________________

дрожь — _________________________________________________________________  

3. Напиши что делают птицы.

Ворона — __________________________

воробей — _________________________

соловей — _________________________

кукушка — _________________________

4. Допиши подходящие по смыслу слова.

Дождь – идет, ___________________________________________________________.

Ученик – пишет, _________________________________________________________.

 

5. Вставь глаголы в стихотворение.

Уж_________________________ снег, ___________________ ручьи,

В окно____________________________________________весною…

_____________________________________________скоро соловьи

И лес ____________________________________________листвою.

 

6. Измени слова по вопросам.

                  Что делать?                                                 Что делают?

Песня — ________________,                                      ________________________;

рисунок — ______________,                                       ________________________;

сон — __________________,                                       ________________________.

 

7. Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Ещё, весну, хлопочет, зима, и, на, ворчит.

_______________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

В т_ тради  леж_ т  л_сток рыхлой бумаги. Он быстро впитывает, промокает ч_рнила. Это промокашка. Она помогает содержать т_традь в ч_стоте.

 

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о