Произвольная память начинает формироваться в возрасте – — — KazEdu.kz

Содержание

Произвольная память и этапы ее развития в дошкольном возрасте

Формирование произвольной памяти происходит на основе умственного развития ребенка. Предпосылками ее возникновения являются: успехи в развитии произвольной практической и игровой деятельности, формирование у детей действий, для я которых необходимо характерна для произвольного запоминания ориентация на будущее и ориентация на прошлое, характерна для. Воспроизведение. Такие действия вызывают у ребенка требования взрослых, например, выполнить поручение не сейчас, а через некоторое время, рассказать об увиденном на прогулке; определенный уровень речевого развития (выработка умения в речи действовать с воображаемыми вещами). Благодаря этим предпосылкам ребенок сначала учится запоминать или вспоминать по инициативе взрослых, затем постепенно сама становится инициаторомром.

. Произвольная память — процесс запоминания и воспроизведения материала, предусматривающий сознательную постановку цели и требует волевых усилий

Она начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Ранние ее проявления наблюдаются в запоминании условий сюжетно-ролевой игры, без которого невозможно успешное выполнение ребенком взятой на себя роли. В. В игре он запоминает гораздо больше слов, чем по требованию дорослогго.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов

1. Выделение задач запомнить, припомнить при отсутствии в практике ребенка необходимых для этого приемов. Задача вспомнить она выделяет раньше, поскольку часто от нее ждут именно припоминания я, воспроизведение того, что она раньше воспринимала или делала. Задача запомнить возникает на основе опыта припоминания, осознание ребенком, что, запомнив, она не сможет воспроизвести того, чего от нее чекаютють.

2. Использование приемов запоминания и припоминания результате подсказок взрослых. Взрослый, давая ребенку поручение, предлагает его повторить, спрашивая о чем-либо, направляет припоминание ребенка апитаннямы:»А что дальше?»,»А что он сказал?» ния вслух она переходит к повторению шепотом, про себя. Постепенно учится осмысливать, связывать материал, использовать эти связи с целью запоминанияи з метою запам’ятовування.

3. Осознание необходимости специальных действий запоминания, овладение умением использовать в них вспомогательные средства. Ребенок понимает, что нужно запомнить, потому пользуется различными приемами способами, чтобы достичь этой метти.

Память 3-4-летних детей проходит три уровня развития: 1) отсутствие цели запомнить и вспомнить, 2) наличие цели за несформированности способов, направленных на ее осуществление; 3) сочетание цели запомнить мьятаты, вспомнить с применением способов достижения этого.

До завершения дошкольного периода непроизвольная память остается ведущей. Произвольное запоминание и воспроизведение дети используют сравнительно редко — когда этого требуют соответствующие задачи или требуют взрослые (табл. 42.2).

Непроизвольное запоминание во время активной умственной работы над материалом в дошкольном детстве продуктивнее, чем произвольное. Например, дети, которые без цели запомнить раскладывали картинки соотв но к изображенным предметам (для сада, для кухни и т.п.), запоминали их значительно лучше, чем дети, которые рассматривали те же картинки с задачей запомнить. Однако непроизвольное запоминание, не связан не с выполнением активных действий восприятия и мышления, является менее продолжительным, чем произвольноене.

Для развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста необходимо: развивать их непроизвольную память, которая является основой для последующего. Воспроизведение (важно, чтобы было чем пользоваться, что упоминается. Уват) побуждать ребенка к воспроизведению сначала во время выполнения им практических поручений в игре, а затем — в учебной деятельности; ставить перед детьми задачу, вправлять их в запоминании, трет дует их память в деятельности; обучать различных способов запоминания, обращая особое внимание на развитие логической памятью.

В дошкольном возрасте очень важно направить ребенка на произвольное запоминание, донести до его сознания необходимость в нем, научить специальных приемов запоминания

uchebnikirus.com

Непроизвольная память и произвольная память

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

—    Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).

—    Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.

—    Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.

—    Запоминается то, над чем человек активно работает.

—    Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти здесь. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

•   Активность и успешное участие в играх.

•   Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).

•    Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

—     Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).

—     При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.

—     Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.

—     Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

—     Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.

—     Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.

—     Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.

2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.

3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.

4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.

5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).

6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Snow Bagel

 

b-trainika.com

§ 2. Развитие памяти

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события, в дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту.

Развитие непроизвольной памяти. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что

254

ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятель­ности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что рыло обращено внимание в деятельности, что произвело на него (впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов» зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприя­ тие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизволь­ ное запоминание является косвенным, дополнительным резуль­ татом выполняемых ребенком действий восприятия и мыш­ ления. ,

>.У младших дошкольников непроизвольное запоминание и не­произвольное воспроизведение—единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов|Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой-м‘их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки — здесь на глазки накладывают»; «Это — бабочка, называется червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а ,сливы маленькие» и т. п.). Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запомнить, у детей «не наблюдалось.

Развитие произвольной памяти. Произвольные формы запоми­нания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполне­ния ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предме­ты, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передавать в штаб сообщения, состоящие из всегда одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

258

Самые маленькие дети, принимая на себя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому они сплошь и рядом убегали выполнять) поручение, даже не выслушав его до конца. ,

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены также и тем] чтобы действительно передать сообщение, но у них первоначально не вычленялась цель запомнить его содержание. Поэтому их поведение представляло также своеобразную картину: они выслушивали поручение, но явно ничего не делали дл* того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, а что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, выслушивая поручение, они шевелили губами или повторяли про себя сообщение на пути к штабу. При попытке заговорить с ребенком в то время, когда он бежал с поручени­ем, он отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто «выпаливали» его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас…» Очевидно, они при этом что-то внутренне делали, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была и в этом случае направлена на определеннную цель: вспомнить содержание сообщения. (По материалам А. Н. Леонтьева.)

Овладение произвольными формами памяти включает несколь­ко этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимы­ми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести то, что от него ждут.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?»; «А каких ты еще видел животных, похожих на лошадей?» И т. п. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением исполь­зовать в них вспомогательные средства.

В специальных экспериментах было показано, как ребенок обретает способность пользоваться приемами запоминания и при­поминания.

Детей обучали использовать картинки как опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с картинкой, наиболее подходящей по содержанию к слову.

Обучение детей мнемическим приемам запоминания привело к тому, что они стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для запоминания словесного материала. Так, Лена П. (5,8) сообщила: «Я сначала вспоминаю картинки, а потом припоминаю слова. Слова легко вспоминаются тогда, когда вспоминаются картинки».

256

При запоминании по картинкам дети пяти-шести лет соотносят как по признаку 1 сходства, так и по контрасту. В то же время большая часть детей этого возраста уже стремится к припоминанию слов без называния опорных изображений. Однако затруднение при припоминании вынуждало детей вновь обращаться к картинкам. Так, Игорь И. (6,10), припомнив три слова из общего числа заданных, сказал: «Я забыл, какие слова еще были, а по картинкам знаю. Можно вспомнить по картинкам?» Андрюша 3. (6,11): «Я сначала думал, какие слова названы были, вспомнил их, но не все. Затем стал думать про картинки. Вспомнил картинки, а по картинкам вспоминал слова».

Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Однако при этом усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими — в дошкольном воз­расте все-таки доминирует непроизвольное запоминание. (По материалам 3. М. Истоминой.)

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания.

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К про­извольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умствен­ной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала!’ Так, те дети, которые раскладывали картинки по группа!?* изображенных предметов для сада, для кухни и т. д. без цели запомнить, запомни­ли их гораздо лучше, чем дети, которые рассматривали те же картинки с задачей запомнить. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассматриваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетли­вости приближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память — возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошколь­ном возрасте, позднее, в период школьного обучения, обычно утрачивают эту способность.

studfiles.net

Развитие произвольной памяти | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Наверняка многие из вас знают, что психологическая наука уделяет много времени на исследование человеческой памяти. Без нее жизнь протекала бы лишь мгновениями, люди не могли бы вспомнить прошлое и помечтать о будущем. Память возможно развить только тогда, когда у человека нет выходящих за рамки патологий, приводящих к нарушениям памяти. Другими словами, для эффективной работы памяти необходимо:

  1. Проверить есть ли нарушения в коре головного мозга.
  2. Отбросить лишний материал, то есть лишние образы, мешающие запомнить информацию.
  3. Уделить внимание предмету запоминания.

Важно! Чтобы иметь хорошую память, необходимо уметь фиксировать внимание.

Изначально человек не уделяет должного внимания тому, что чувствует, видит, слышит. Память развивается тогда, когда активизируются чувственные и мыслительные способности. Метод ассоциации значительно упрощает запоминание.

SOURCE

Виды памяти

Условно память можно разделить на три категории:

По содержанию психической активностиПо продолжительности сохранения материалаПо степени волевой регуляции
Двигательная.Мгновенная.Непроизвольная.
Образная:
1) Зрительная;
2) Обонятельная;
3) Слуховая;
4) Вкусовая;
5) Осязательная.
Кратковременная.Произвольная.
Эмоциональная.Долговременная.
Словесно-логическая.Оперативная.

Память на позу, положение тела развивается достаточно рано. Это и есть двигательная память. Наверняка многие из вас замечали, что во время прогулки легче думается и принимается решение. Дело в том, что во время движения кровь быстрее попадает в мозг. В результате он начинает лучше функционировать.

Важно! Блестящей двигательной памятью обладают танцоры, спортсмены, а также люди, род занятий которых вынуждает много двигаться.

Образную память невозможно представить себе без составляющих. У большинства людей развита зрительная память, однако она характерна тем, что со временем запомнившиеся образы начинают терять свои очертания. К примеру, одни детали упрощаются, опускаются или меняют очертания.

Это касается и других видов образной памяти. С течение времени они утрачиваются вкусовые, слуховые, обонятельные впечатления. У детей, подростков, а также музыкантов и художников сильно развита образная память.

SOURCE

Эмоциональная память хранится дольше всего. Наверняка вы помните день рождения ребенка, праздники, устраиваемые семьей или интересно проведенные студенческие годы, горькие моменты в жизни. Младенцы также рано начинают отличать «своих» от «чужих».

Известный ученый В. Н. Мясищев в трудах, посвященных эмоциональной памяти отмечал, что когда дошкольникам показывали рисунки, дети отлично запоминали (практически на 100%) те, которые им нравились. И в точности до наоборот — не запоминали скучные, по их мнению картины.

SOURCE

Словесно-логическая память формируется в течение всей жизни. В 10-13 лет память достигает наивысшей силы. Характерной особенностью ее является точное воспроизведение, которое достигается силой воли.

Внимание! Произвольная память значительнее всего развивается в период становления личности, то есть в 10-13 лет.

Воспроизвести фразу значительно легче, чем образ, но и здесь зачастую кроются подводные камни. При запоминании фраз легче всего воспроизводятся первые и последние слова. Многие из них сокращаются, а запомнившиеся детали переносятся в начало предложения.

SOURCE

Развитие произвольной памяти

В чем же основная разница между произвольными и непроизвольными видами памяти? Если человеку незатруднительно запомнить и восстановить некоторое событие или предмет в памяти, то такую память называют непроизвольной. К примеру многие запоминают то, что бросается в глаза, особенно события создающие неудобства по дороге на работу. Это и светофор с горящим красным светом и еле пыхтящий автобус, медленно снующий по тротуару пешеход и так далее.

Внимание! Произвольная память отличается тем, что ее легко запомнить.

Причем данная память становится эффективнее от степени заинтересованности. Все зависит, насколько человеку хочется запомнить полученную информацию, какова его цель, а также от приемов заучивания.

Приемы заучивания различаются между собой. Это:

  • механическое повторение;
  • логический пересказ;
  • образное мышление.

Механическое или многократное повторение — это трудоемкий, длительный процесс, причем не всегда эффективный. Логическое заучивание или логический пересказ более результативно, так как изучаемый материал осмысливается, выстраивается в систему. Образное мышление хорошо тем, что изменяет в сознании неинтересную информацию на картинки, схемы, графики.

SOURCE

Память, влияющая на продолжительность сохранения материала

Мозг устроен так, что в нем есть ячейки, отвечающие за память, которая иногда приходит на одно мгновение, или на недолгое время. Некоторая информация хранится несколько дней, а есть ячейка, из которой извлекается тот материал, который лежал в ней на протяжение всей жизни.

SOURCE

Научно память делится на:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • долговременную;
  • оперативную.

Мгновенная память практически не хранит информацию. Она вне времени. Еще в раннем детстве малыши приучаются делать выбор. Одну информацию они сохраняют, а другую пропускают. Не редки случаи, когда необходимо вспомнить нечто важное, но сделать это невозможно.

Кратковременная память хранит информацию некоторое время. С ее помощью обрабатывается огромный материал, поступающий извне. Кратковременная память отбрасывает лишний материал и сохраняет нужную информацию.

После этого усвоенный материал полностью исчезает из памяти, либо переходит в раздел долговременной памяти.

Долговременная память нормально функционирует лишь при хорошей кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию в течение неограниченного срока. Перевести информацию в эту ячейку памяти можно лишь волевым усилием. Например, неоднократно повторяя материал, предназначенный для запоминания.

Долговременная память основывается на:

  • внимательности;
  • аналитическом уме;
  • способности делать выводы.

Важно! Если человек наделен навыком легко вспоминать, а не запоминать — значит, он обладает секретом хорошей памяти.

Оперативная память характеризуется тем, что может беречь нужный материал в течение определенного времени, которое длится либо несколько секунд или несколько дней. Все зависит от задачи, которую необходимо решить. После выполнения задания, оперативной память удаляет используемый материал.

SOURCE

Как с помощью игр развить произвольную память

Как развить произвольную память у детей. Не так редки жалобы родителей на детей, что те с трудом запоминают стишки, буквы, цифры. От памяти зависит мышление человека, поэтому развивать ее в детстве крайне важно. Память так же важна, как и усидчивость и даже больше.

Наверняка все замечали, как дети быстро усваивают иностранные языки и намного быстрее учат стихи, чем взрослые. Отнюдь это не означает, что дополнительные занятия им не нужны. Однако дети неусидчивы и непосредственны. Заставлять их часами сидеть не эффективно, следовательно,  обучение ребенка нужно начинать с помощью игр.

Ребята как известно не сидят на месте. Развивать произвольную память в момент подвижных игр вполне возможно. Игры пригодятся и дома, когда ребенок отдыхает, и во время прогулки и в детском саду.

SOURCE

Игры на развитие памяти

Игры являются мощным инструментом в развитии памяти у детей. Занимайтесь с ребенком как можно чаще и вы удивитесь результатам.

SOURCE

Игра «Что изменилось?»

Перед ребенком кладут 6-7 игрушек и предлагают запомнить все игрушки, а также их расположение. Затем ребенок отворачивается, а две игрушки переставляют или прячут. Ребенок должен угадать. Эту игру постепенно можно усложнять.

SOURCE

Игра «Снежный ком»

Мама начинает на словах варить обед. «Я налью воду в кастрюлю и поставлю на огонь». Затем вторит ребенок: «Я брошу в кастрюли мясо, картошку, луковицу». И так далее. Темой может быть и отдых на берегу моря, и прогулка в лесу и так далее.

SOURCE

Игра «Магазин»

Например, малыш является покупателем, перед ним стоит задача закупить несколько продуктов. Количество не должно превышать шести или семи. Такая игра развивает память. Чем больше ребенок называет предметы, тем большего он достоин поощрения.

Существует огромное количество других игр, предназначенных для развития произвольной памяти.На сайте о развитии памяти у детей можно найти множество интересных игр.

SOURCE

Развитие произвольного внимания и памяти

Характеристиками внимания являются концентрация и устойчивость. Этими навыками обладают и животные, но лишь человек способен к произвольному вниманию. Малышам до десяти месяцев свойственно лишь непроизвольное внимание. После, дети начинают совмещать произвольное и непроизвольное внимание. Стоит ребенку указать на какой-либо предмет жестом, как у него начинается перестройка внимания.

Наверное вам приходилось наблюдать за детьми, которые впервые учатся писать. Ребенок при этом занятии не концентрируется только на руке. Он движется всем туловищем, руками, качает голову и вынимает язык.

Внимание! Произвольное внимание направлено на торможение ненужных движений.

Концентрировать внимание дети учатся постепенно. Так к шести месяцам ребенок может сосредоточенно играть приблизительно 14 минут, а к шести годам это время растягивается до часа и полтора.

В три-четыре года дети еще не способны запомнить информацию особыми приемами. Лишь в старшем дошкольном возрасте с помощью мнемонических приемов ребенок постепенно переходит на произвольную память.

SOURCE

Предпосылки развития произвольной памяти дошкольников

Детская память во многом отличается от памяти взрослых. Предметы и вещи, о которых они имеют смутное представление расплываются в их памяти. Дети с удовольствием ходят на детское представление и в цирк. Но если спустя время спросить, что они запомнили, ответ будет расплывчатым. Полученные впечатления тускнеют и сливаются в памяти младших дошкольников. 

Их представления похожи на кусочки мозаики. Со временем они что-то забывают, что-то искажают. Это связано с тем, что детская память не совершенна, они пока не умеют пользоваться ею. Память, требующая волевого усилия развивается с возрастом, ученые считают, что это скорее зависит насколько совершенна техника применения или мнемонические приемы.

SOURCE

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

  1. Характер обучения, например, игры.
  2. Способность запомнить пять слов и пять картинок из десяти предложений.
  3. Порядок воспроизведения материала.

У младших дошкольников характер развития произвольной памяти несколько другой. Для большего эффекта, у малыша лучше активизировать непроизвольную память. Сначала делать это  ненавязчиво, с помощью игр, а затем просить его воспроизвести то, что запомнил. Учить стишки, обращать внимание на логические задачи и так далее.

SOURCE

Способы развития произвольной памяти у старших дошкольников

Дети, начиная с 4 лет лучше запоминают и воспроизводят материал, они с удовольствием запоминают стишки, так как проявляются первые признаки смыслового запоминания.

К семи годам у малыша память трансформируется в лучшую сторону. Дети начинают управлять поступающей информацией.. Память дошкольников и школьников младших классов совершенствуется из года в год. Однако между ними возникают существенные различия. У детей, учащихся первых классов значительнее развита способность воспроизведения. Регулярность, с которой они проделывают домашние задания и работу в классе, улучшает произвольную память.

SOURCE

Дидактические игры на развитие произвольной памяти

Дидактические игры значительно облегчают развитие произвольной памяти. Они делают малыша наблюдательнее, тем самым улучшая внимание. Возможно вам будет интересно рассмотреть некоторые игры.

Игра «Самый зоркий»

Улучшает память и внимание. Несколько детей (не больше пяти-семи) становятся лицом к ведущему, который в течение десяти секунд показывает им одну картинку. Затем она прячется среди других и дети должны отыскать ее. Кто первый найдет, тому и присуждается звание самого зоркого.

Игра «Где сестренка?»

Игра учит находить различие между похожими предметами. Для этого берутся несколько кукол-матрешек, которые отличаются деталями в одежде, прическе и так далее. Разрешается брать и нарисованные куклы. Эти куклы располагаются перед ребенком или в ряд или хаотично. Одна из матрешек лежит в стороне. Ребенок берет ее в руки и выискивает похожую на нее куклу. Ведущий и остальные дети в это время хлопают в ладошки до пяти раз. Если в течение хлопком похожая кукла не находится, право поиска передается другому малышу. Игру можно усложнить лишь раз показав матрешку, для которой нужно найти «сестренку».

Существует множество дидактических игр, найти их можно на сайте http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-i-pamyati/

SOURCE

Изучение уровня развития произвольной образной памяти

Дети легко запоминают и воспроизводят предметы, но делают это бессистемно, хаотично. Зачастую главные детали они пропускают, концентрируясь на второстепенных.

Произвольная образная память совершенствуется с течением времени. Взрослые должны уметь направлять ее развитие. Например, чаще спрашивать малыша, что он помнит из прошедшего дня рождения или другого события. Ребенок почувствует в этом заботу старших и с удовольствием будет отвечать.

Чтобы приучить малыша контролировать события в жизни, взрослые должны фиксировать его внимание на определенный порядок вещей: подъем, умывание, завтрак, обед, прогулка и так далее. Дети, следуя этому распорядку, получают ощущение стабильности в жизни. Они более уравновешенные и воспитанные.

Не менее важно рассказывать детям как прошли те или иные приятные события, как он хорошо выступал, читал стишки, пел, танцевал и так далее. Такой метод коллекционирования интересных событий развивает произвольную образную память, оставляет в душе ощущение праздника и радости жизни.

Таким образом, от уровня развития произвольной образной памяти зависит:

  • объем сохраняемых детьми представлений;
  • представления о предметах становятся все более четкими;
  • растет подвижность сохраняемых образов.

Внимание! Необходимо запомнить, что дошкольный возраст — это время благоприятного развития памяти, особенно образной!

poznanie-mira.ru

Развитие памяти у детей дошкольного возраста (Мухина В.С.)

Прежде всего это относится к стар­шему дошкольному возрасту.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запом­нить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее харак­тера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отно­шению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, об­думывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рас­сматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим мес­там, например отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание являет­ся косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов.

Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя со­вершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рас­суждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки — здесь на глазки накладывают»; «Это — бабочка, называется — червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сли­вы маленькие» и т.п.). Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запом­нить, у детей не наблюдалось.

Произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был пере­давать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего со­держания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы пере­дать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали поручение, но явно не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забы­тое. На вопрос, а что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пыта­лись запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, выслушивая поручение, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение на пути к штабу. В ответ на попыт­ки заговорить с ним в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто «выпаливали» его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас…» Очевидно, что они при этом как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была и в этом случае направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (По материалам А. Н. Леонтьева.)

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Несмотря на существенные достижения в овладении произ­вольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу Дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнитель­но редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствую­щие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца до­школьного возраста значительно более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизволь­ное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассмат­риваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости при­ближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, восприня­тое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память- возрастное явление. Дети, об­ладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоцио­нальную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный воз­раст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется… в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль» 1.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпре­тируют как «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский). Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представ­лениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский). Таким образом, общее представление характеризу­ется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»2.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

––––

1 Выготский Л. С. Обучение и рзвитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. — М.; Л., 1935. — С. 26.
2
Там же.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 456 с. 203-205.

psixologiya.org

Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка — дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.).

Память — когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.

Раннее детство — самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

У младших дошкольников единственная форма работы памяти — непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.

В результате исследования развития памяти Истомина З.М. сделала следующие выводы: от младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа:

1 этап: формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.

2 этап: возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

На основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам классификации однородных объектов Л.М.Житникова, 1966, смысловому соотнесению З.М.Истомина, 1975, смысловой группировке.

Целью моей работы было: Изучение соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у детей в разных возрастных группах.

Задачи:

  1. Выявление продук­тивности разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания.
  2. Изучить, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Анализ результатов показал:

  1. У младших дошкольников продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания практически одинакова. Запоминание картинок младшими дошкольниками носило преимущественно непроизвольный характер. Мало детей использовали повторение и классификацию для запоминания.
  2. Детей среднего и старшего дошкольного возраста мнемическая задача побуждала более внимательно рассматривать картинки, называть их и повторно воспринимать. В облегченных же условиях классификацию выполняли большая половина средних и почти все старшие дошкольники. Использование классификации в мнемических целях вызывало у средних дошкольников особенно большие трудности. Некоторые дети могли производить частичную группировку картинок, но не умели подчинять классификацию целям запоминания.
  3. У большинства детей подготовительной группы задача запомнить вызывала более сложную и разнообразную мнемическую активность: планомерное повторение, проверку запоминания воспроизведением. Дети этого возраста обнаружили и значительно большие возможности в выполнении классификации в познавательных целях, а некоторые из них применяли классификацию и в целях запоминания.

Полученные результаты подтвердили: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.

Предлагаю, разработанные мною методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию памяти у дошкольников:

  • Развитию памяти дошкольника способствует игра. Игра основная деятельность дошкольника. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка: па чувства, сознание, поведение. В игре ребенок приобретает знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
  • Много игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра — это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества.
  • В играх по развитию памяти акцепт сделай на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления и памяти большую роль играет речь, поэтому очень много игр словесных.
  • Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направлены на развитие произвольной образной памяти, отмеченной следующим требованиям:
    • процесс запоминания должен начинаться со специального организационного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг друга их количества и т.д.
    • процесс запоминания должен опираться на мысленные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объекта.
    • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно и самих показателей запоминания.
    • в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
    • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.
    • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса

Предлагаю для воспитателей и родителей коррекционные и развивающие упражнения, игры на развитие памяти и приемы, помогающие запоминанию. В приложении приведены игры, задания и упражнения, рекомендованные для развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.

Литература:

  1. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979 -№ 5. С.36-39.
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1978.
  3. Ильина М.Н., Головнева Н.Я. Тесты для детей. М., 1998.
  4. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М., 1967.
  5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994.
  6. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с.143.
  7. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960, С 21-30, 138-187.

Приложение

29.01.2012

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  •  непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  •  произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  •  зрительная — запоминание видимых образов;
  •  слуховая — запоминание услышанного;
  •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  •  содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  •  процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  •  мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  •  контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  •  слуховая — больше читать вслух;
  •  зрительная — использовать наглядные средства;
  •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

 

Группировка материала

 

 

 

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

 

 

 

 

Ассоциации

 

 

 

 

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

 

 

 

Схематический образ

 

 

 

 

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

 

 

 

Опорные пункты

 

 

 

 

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

 

 

Структурирование материала

 

 

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

 

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  •  Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  •  Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  •  Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  •  Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  •  Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

pups.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о