Произношение звука л: Постановка звуков [Л] и [Ль]. Блог Лого-Эксперт

Постановка звуков [Л] и [Ль]. Блог Лого-Эксперт

1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике; 

Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;

В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.

3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;

Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;

Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».

5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;

Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов; 
 
Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».

7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;

Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.

8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.  

Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.

Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как  способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

Артикуляционная гимнастика;

Задания на развитие речевого дыхания;

Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Положение языкаВыполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить  ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

УлыбкаШаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

Ребёнок говоритВ случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Ребёнок читает

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра

Дружинина Елена
Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

http://marypop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/postanovka-zvuka-l.html

Краткое руководство по произношению звуков Light and Dark L

16.10.2019

 

В американском английском есть несколько звуков, которые постоянно кажутся сложными для большинства моих клиентов, но один из них также заслуживает места в таблица звук Л. Я обнаружил, что этот звук особенно сложен для моих китайских, вьетнамских и японских клиентов.

 

The Light L

Американская L имеет два варианта произношения в зависимости от того, где она находится в слове. Когда L стоит в начале слова (как в l ove and l ook ) or at the beginning of a syllable (like in e l ongate and re l ease ), его называют светлым L. Транскрипция IPA для светлого L — /l/.

Из двух вариантов произношения слова «Л» легкое «Л» может быть легче произносить правильно, потому что положение языка немного проще. Чтобы произнести этот звук, поместите кончик языка за передние зубы или на бугристый гребень сразу за передними зубами (называемый альвеолярным гребнем). В качестве альтернативы кончик языка также может выходить за передние зубы.

Язык должен иметь узкую форму, чтобы воздушный поток мог обходить края языка. Язык втягивается обратно в рот, а задняя часть языка низко опускается в рот. Свет L может ощущаться так, как будто он направлен к передней части рта.

Light L

Вот несколько примеров слова для Light L: L OVE , L IUT , L IVE L .0021, l язык.

 

 

The Dark L

When L is at the end of a word (like in ba ll and ab l e ) or в конце слога (например, pi ll ow и do ll house ). / l / или / ɫ /, в зависимости от того, кто написал транскрипцию. Как правило, темную L труднее правильно произнести из-за положения языка.

 

Темный L

 

Положение языка для темного L начинается так же, как и для светлого L: кончик языка находится вверху за верхними передними зубами (но , а не проходит через передние зубы, как легкий L может), и язык втягивается обратно в рот. Но разница в том, что происходит с задней частью языка. Задняя часть языка должна слегка приподняться к мягкому небу, когда вы произносите этот звук, и вы должны почувствовать легкое напряжение в горле и языке. Он все еще во рту, но немного приподнят вверх. Вы можете даже почувствовать, что темная буква «л» рождается в горле, а не во рту.

 

Сфокусируйтесь на задней части языка — если вы не оттянете ее достаточно далеко, вы не сможете произвести правильный звук. Поначалу темная L может казаться и звучать немного странно — и это так!

 

Вот несколько слов для темного L: ba ll , hi ll , ab l 9 1rea e , 0

 

 

Еще одно отличие от темного L заключается в том, что непосредственно перед L вставлена ​​маленькая гласная, но она не транскрибируется в IPA. Послушайте, как я снова говорю эти примерные слова. Вы слышите небольшой звук UH перед L? Я действительно говорю это: ba-uhl , hi-uhl , a-buhl , rea-ul . Вы также должны услышать, как меняется интонация моего голоса, когда я произношу эти слова: мой тон падает в конце.

 

А губы? Замена «о»

Поскольку темная буква «л» существует не во всех языках, некоторые из моих клиентов заменяют американскую темную «л» наиболее близким звуком, который есть в их родном языке. Обычно это гласный звук «ОН», как в « бау-оу» на шар . В этом случае совершаются две артикуляционные ошибки: 1) кончик языка опущен, а основание языка полностью поднято (что противоположно положению языка для темной L), и 2) губы опущены. обычно округляется, чтобы получился звук OH.

 

Как описано выше, позиция языка для темной Л производится с поднятым кончиком языка и втянутым назад в рот, что противоположно звуку ОХ. Губы вместо используется для темного L; скорее, губы остаются нейтральными для этого звука. Вы даже можете улыбаться, произнося темную Л, и она все равно будет звучать правильно.

 

Вот несколько слов, которые произносятся с правильным темным Л и замененным звуком ОХ. Посмотрите, слышите ли вы разницу:

 

 

Возможно, вы еще не услышите разницу, но если вы потренируетесь с зеркалом , вы сможете увидеть разницу в расположении губ и языка . Убедитесь, что вы не округляете губы , когда произносите темную L, и посмотрите (и почувствуйте), чтобы кончик вашего языка дошел до задней части передних зубов.

 

Еще один полезный совет, который поможет справиться с темнотой L : добавьте гласную UH в конце слова, чтобы приучить язык подходить к нужному месту. Затем медленно затухайте UH по мере того, как вы становитесь более последовательным в правильном положении языка.

 

Мяч + мм

Высокий + мм

Позвоните +

 

 

Большое спасибо за чтение моего блога, и дайте мне знать, если вам нужна дополнительная помощь в произношении светлых и темных звуков L! И не забудьте проверить мой бесплатный печатный ресурс для этого блога: Light L vs. Dark L.

Вернуться

l — English Pronunciation

Фонема /l/ произносится в английском языке двумя разными способами в зависимости от следующего за ней звука. Многие люди, даже носители языка, с удивлением узнают, что существует звук «клир л» (используемый в 9-м языке).0020 поздний или избранный ) и другой, известный как «темный l» (тот, который используется в быке или пленке ). Неспособность провести различие между ними не вызовет непонимания, но правильное использование ясного и темного l позволит вам звучать более естественно и поможет вам легче понимать носителей языка (не в последнюю очередь из-за темного l  иногда может быть очень-очень темно).

Давайте начнем с того, что послушаем разницу между светлым и темным цветом л .

Clear Dark

Light Full

Разрешить молоко

Bullet Bull

Иллюзий заболевание


л (альвеолярный, боковой, озвученный)

Звоивание: L (поздно, старый, элегантный), LL (полная, разрешение).

Фонема /l/ произносится двумя разными способами в зависимости от следующего за ней звука. Когда за ним следует гласная, это называется «clear l» и звучит как обычная испанская 9.0020 л . Таким образом, /l/, используемый в land и Elegant , точно такой же, как и в largo и Elegante .

Land Largo

Elegant Elegante

, но на английском языке есть еще один тип L , Dark L , который происходит, когда за этой фонемой сопровождается конъюсков или пауза. В этом случае l   является веляризованным, что означает, что задняя часть вашего языка поднимается к велярной области (задняя часть нёба). Таким образом, происходят два процесса: вы говорите четкую

l , и в то же время ваш язык поднимается, как будто вы хотите сказать /ʊ/.

Это может показаться сложным, но, поверьте, это не так. Давай попробуем.

Сначала произнесите нормальное, отчетливое испанское /l/, а в какой-то момент попытайтесь произнести /ʊ/. Вы увидите, что /l/ становится другим, темным, то есть веляризованным.

От светлого l до темного l  

В фонетике для темного l есть специальный символ, который звучит так: [ɫ]. Итак, слово help   более точно расшифровывается как [heɫp], чем как  [help]. Однако символ [ɫ] обычно не используется в словарных транскрипциях. Это связано с тем, что [ɫ] — это не фонема, а аллофон, поэтому я обычно не буду использовать его на этом веб-сайте, только в нескольких случаях в дидактических целях.

Теперь вы можете сказать следующие слова с более естественным акцентом:

Help [HEɫP] Fall [fɔːɫ] локоть [ˈeɫbəʊ] старый0005

 

А теперь послушайте, как носители языка произносят /l/. Обратите внимание, как четко видна разница между прозрачным и темным

l в первом примере.

 Сначала на сцене Вест-Энда, а затем в фильме (Кирсти Лэнг, BBC4). ǀ ˈleɪtər ɪn ˈfɪɫm ǀ

И здесь слово чувствуется, что повторяется дважды. Опять же, веляризация l весьма отчетлива.

 Вы чувствуете себя лучше? Вы чувствуете, что стали лучшими актрисами сейчас? (Джон Уилсон, BBC4)

 

Подробнее о /l/.

Теперь давайте коснемся некоторых дополнительных моментов, которые стоит знать о l .

1. Когда l удваивается (так как в позволяют или

выпадают ) звук не меняется. И, конечно же, двойное l никогда не звучит как согласная, используемая в испанском языке для произнесения таких слов, как llama или lluvia .

Послушайте пример:

 ниже         ниже 

Произношение другое, а также значение слова (1. в более низкой позиции. 2. Сердито кричать). Однако звук /l/ всегда один и тот же.

2. Аффиксы могут изменять тип l , как в этом примере:

 telling (темный)       telling  (прозрачный)

3. В некоторых акцентах — район Лондона, например — темнота l настолько произносится, что превращается в звук, напоминающий /w/.

Итак, help становится [hewp]  и по-прежнему  произносится [stɪw] .

4. В американском английском l   имеет тенденцию быть всегда темным, даже перед гласными. Итак, учитывая расширение этого варианта английского языка, вы, вероятно, будете слышать его довольно часто.

Вот очень интересный пример, когда вы можете услышать, как американец (журналист Рик Клеффел) произносит слово язык с темным l , а британец (писатель Джулиан Барнс) использует то же слово, произносимое с ясным л .

 «Не могли бы вы рассказать нам немного о том, как вы составили язык этого романа?» (Рик Клеффел, KUSP) «(…) Я думаю, что язык варьируется от рассказа к рассказу». (Джулиан Барнс, KUSP)

 

Именно такой работой я занимаюсь со своими учениками на индивидуальных занятиях. Я заставляю их практиковать эти процессы с упражнениями до тех пор, пока они не улучшат свое понимание носителей языка и не смогут сами так говорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *