Принципы воспитательного процесса: Основные принципы воспитания

Содержание

Основные принципы воспитания

Содержание статьи

1. Воспитание как основная задача современного общества

2. Основные принципы воспитания

3. Основные принципы отечественной системы воспитания

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Определение 1

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т. д.).
  3. Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
  2. Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника.
    Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.02.2022

Методы и принципы воспитания

Определение 1

Методы и принципы воспитания – это начальные установки, важные ориентиры, организовывающие и упорядочивающие систему воспитательной работы. Принципы позволяют предъявить общие требования к разным областям воспитательной деятельности, придавая им единую, целостную картину.

Основные методы и принципы воспитания

Методы и принципы воспитания тесно взаимосвязаны с принципами обучения. Однако существует разница между ними, своя специфика у каждой категории, которая выходит из своеобразия процессов воспитания и обучения.

С учетом современных представлений о воспитании можно отметить следующие основные принципы:

  • Главная роль учителя;
  • Единство и взаимосвязь компонентов воспитательного процесса;
  • Поддержка коллектива;
  • Гуманизм;
  • Активная деятельность обучающихся;
  • Взаимосвязь воспитания и реальной жизни;
  • Самовоспитание.

Разберем каждый из перечисленных принципов более подробно.

Принцип ведущей роли педагога

Определение 2

Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия.

Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования.

Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.

Принцип единства

Определение 3

Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.

С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.

Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:

  • Образовательное учреждение;
  • Семья;
  • Трудовой коллектив;
  • Общество.

Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.

Принцип активной деятельности

Определение 4

Принцип организации активной деятельности воспитанников означает, что необходимо сочетать активное руководство педагога и активную деятельность самих воспитанников.

Данный принцип основополагается на том, что результативное развитие индивида осуществляется только лишь в условиях активной собственной деятельности.

Взаимосвязь воспитания и жизни

Определение 5

На сегодняшний день принцип воспитания и жизни трактуется как оказание помощи индивиду в его разностороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Осуществление данного принципа способствует созданию не только системы государственных образовательных учреждений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут воплощать свои интересы, не обязательно совпадающие с политическими.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания во многом обусловлен влиянием групп, в которых осуществляется воспитательный процесс личности.

Определение 6

Психологическая атмосфера таких групп – существенный фактор процесса воспитания. Данный принцип требует от воспитателя определять характер группы, умения регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип гуманизма

Определение 7

Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.

Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.

Принцип самовоспитания

Определение 8

Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.

Значимость данного принципа продиктована изменением в современном социальном обществе роли образования. Его значение сегодня можно сформулировать следующим образом: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Замечание 1

Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Принципы обучения — Eberly Center

Преподавательское мастерство и образовательные инновации

Теория и принципы обучения, основанные на исследованиях

В следующем списке представлены основные принципы, лежащие в основе эффективного обучения. Эти принципы выведены из исследований в различных дисциплинах.

  1. Предыдущие знания учащихся могут помочь или помешать обучению.

    Студенты приходят на наши курсы со знаниями, убеждениями и взглядами, приобретенными на других курсах и в повседневной жизни. Когда учащиеся привносят эти знания в наши классы, это влияет на то, как они фильтруют и интерпретируют то, что изучают. Если предварительные знания учащихся являются надежными и точными и активированы в подходящее время , они обеспечивают прочную основу для создания новых знаний. Однако, когда знания инертны, недостаточны для задачи, активизированы ненадлежащим образом или неточны, они могут мешать новому обучению или препятствовать ему.

  2. То, как учащиеся организуют знания, влияет на то, как они изучают и применяют полученные знания.

    Студенты естественным образом устанавливают связи между фрагментами знаний. Когда эти связи образуют структуры знаний, которые точно и осмысленно организованы, учащиеся могут лучше извлекать и применять свои знания эффективно и действенно. Напротив, когда знания связаны неточными или случайными способами, учащиеся могут не извлечь или применить их должным образом.

  3. Мотивация учащихся определяет, направляет и поддерживает то, что они делают для обучения.

    Когда учащиеся поступают в колледж и обретают большую самостоятельность в отношении того, что, когда и как они изучают и учатся, мотивация играет решающую роль в управлении направлением, интенсивностью, настойчивостью и качеством учебного поведения, в котором они участвуют. Когда учащиеся находят положительную ценность в учебной цели или деятельности, ожидают успешного достижения желаемого результата обучения и ощущают поддержку со стороны своего окружения, они, вероятно, будут сильно мотивированы к обучению.

  4. Чтобы развить мастерство, учащиеся должны овладеть составными навыками, практиковать их интеграцию и знать, когда применить то, чему они научились.

    Учащиеся должны развивать не только навыки и знания, необходимые для выполнения сложных задач, они также должны практиковать их комбинирование и интеграцию для развития большей беглости речи и автоматизма. Наконец, студенты должны узнать, когда и как применять навыки и знания, которые они изучают. Нам как преподавателям важно развивать сознательное понимание этих элементов мастерства, чтобы помочь нашим ученикам учиться более эффективно.

  5. Целенаправленная практика в сочетании с целенаправленной обратной связью повышает качество обучения учащихся.

    Учеба и успеваемость лучше всего развиваются, когда учащиеся занимаются практикой, направленной на достижение конкретной цели или критерия, нацеленной на соответствующий уровень сложности, а также в достаточном количестве и с достаточной частотой, чтобы соответствовать критериям успеваемости. Практика должна сочетаться с обратной связью, которая явно сообщает о некоторых аспектах успеваемости учащихся по отношению к конкретным целевым критериям, предоставляет информацию, помогающую учащимся продвигаться в соответствии с этими критериями, и предоставляется в то время и с такой частотой, которая позволяет ей быть полезной. .

  6. Текущий уровень развития учащихся взаимодействует с социальным, эмоциональным и интеллектуальным климатом курса, что влияет на обучение.

    Учащиеся являются не только интеллектуальными, но и социальными и эмоциональными существами, и они все еще развивают весь спектр интеллектуальных, социальных и эмоциональных навыков. Хотя мы не можем контролировать процесс развития, мы можем формировать интеллектуальные, социальные, эмоциональные и физические аспекты климата в классе в соответствии с развитием. Фактически, многие исследования показали, что климат, который мы создаем, влияет на наших учеников. Негативный климат может препятствовать обучению и успеваемости, но позитивный климат может стимулировать обучение учащихся.

  7. Чтобы стать самостоятельными учениками, учащиеся должны научиться контролировать и корректировать свои подходы к обучению.

    Учащиеся могут участвовать в различных метакогнитивных процессах для наблюдения и управления своим обучением — оценивая поставленную задачу, оценивая свои сильные и слабые стороны, планируя свой подход, применяя и отслеживая различные стратегии, а также размышляя о степени, в которой их текущий подход работает. К сожалению, студенты, как правило, не вовлекаются в эти процессы естественным образом. Когда учащиеся развивают навыки вовлечения в эти процессы, они приобретают интеллектуальные привычки, которые не только улучшают их успеваемость, но и их эффективность в качестве учащихся.

Библиография

  • Андерсон, Дж. Р., Конрад, Ф. Г., Корбетт, А. Т. (1989). Приобретение навыков и репетитор по LISP. Когнитивная наука, 13(4), 467–505.
  • Бандура, А. (1989). Саморегуляция мотивации и действий через внутренние стандарты и системы целей. В Л. А. Первин (ред.), Целевые концепции в личности и социальной психологии (стр. 19-85). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Карвер, К.С. и Шайер, М.Ф. (1998). О саморегуляции поведения. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Клемент, Дж.Дж. (1982). Предубеждения студентов во вводной механике. Американский журнал физики, 50, 66-71.
  • Ди Сесса, А. (1982). Разучивание аристотелевской физики: исследование обучения, основанного на знаниях. Когнитивная наука, 6, 37-75.
  • Двек, CS (2002). Убеждения, которые делают умных людей тупыми. В Р.Дж. Штернберг (ред.), Почему умные люди могут быть такими глупыми (стр. 24-41). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Форд, Мэн (1992). Мотивация людей: цели, эмоции и личные убеждения. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications, Inc.
  • Хили, А.Ф., и Синклер, Г.П. (1996). Долгосрочное сохранение обучения и обучения (стр. 525-564). В EL Bjork и RA Bjork (Eds.) Memory. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  • Хиди С. и Реннингер К.А. (2004). Интерес, мотивационная переменная, которая сочетает в себе аффективное и когнитивное функционирование. В книге Д. Ю. Дай и Р. Дж. Штернберга (ред.), Мотивация, эмоции и познание: интегративный взгляд на интеллектуальное функционирование и развитие (стр. 89–115). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Холиок, К. Дж. (1984). Аналогическое мышление и человеческий интеллект. В RJ Sternberg (Ed. ), «Достижения в области психологии человеческого интеллекта», Vol. 2 (стр. 199-230). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Кух, Г.Д., Кинзи, Дж., Шух, Дж.Х., Уитт, Э.Дж. и партнеры. (2005). Успех студента в колледже: создание условий, которые имеют значение. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
  • Мэтлин, Массачусетс (1989). Познание. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харкорт, Брейс, Янович.
  • Национальный исследовательский совет (2001 г.). Знание того, что знают учащиеся: наука и дизайн оценки образования. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
  • Национальный исследовательский совет (2000 г.). Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
  • Нельсон, Т.А. (1992). Метапознание. Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon.
  • Паскарелла, Э.Т. и Теренцини, П. (2005). Как колледж влияет на студентов. Сан-Франциско: Джосси Басс.
  • Шоммер, М. (1994). Возникающая концептуализация эпистемологических убеждений и их роли в обучении. В Р. Барнер и П. Александр (ред.), Убеждения о тексте и инструкции с текстом (стр. 25-40). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Сингли, М.К., и Андерсон, Дж.Р. (1989). Передача когнитивных навыков. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Стил, К.М. и Аронсон, Дж. (1995). Угроза стереотипов и интеллектуальные тесты афроамериканцев. Журнал личности и социальной психологии, 69 (5), 797-811.
  • Уолтон, Г.М., и Коэн, Г.Л. (2007). Вопрос принадлежности: раса, социальная пригодность и достижения. Журнал личности и социальной психологии, 92 (1), 82-96.
  • Виггинс, Г. (1998). Образовательная оценка: разработка оценок для информирования и улучшения успеваемости учащихся, Джосси-Басс: Сан-Франциско.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Принципы обучения – Полное руководство

Стивен Кови сказал, что в жизни есть три константы; изменение, выбор и принципы. Это не может быть более правдой. Мир меняется каждую минуту, единственный способ выжить и добиться успеха — приспосабливаться и делать правильный выбор. Все и вся вокруг нас руководствуется тем или иным принципом. Что такое принципы? Принципы — это основные руководящие принципы или фундамент, в рамках которых все должно работать.

Преподавание — сложная профессия, и было бы хаотично, если бы она работала без учета основных принципов преподавания и обучения. Сказав это, новые принципы добавляются каждый день из-за изменений, которые происходят вокруг нас. Приверженность определенному набору принципов обучения может иметь неприятные последствия. Следовательно, важно время от времени встряхивать и изменять список. Сегодня мы обсудим основные принципы преподавания и способы эффективного преподавания.

Принципы эффективного обучения

Каковы принципы обучения? Как уже упоминалось, принципы обучения являются основными руководящими принципами или основой, в которых говорится, как следует проводить обучение и как оно должно обеспечиваться. Принципы обучения включают, но не ограничиваются:

1.Создание активной учебной среды

Класс никогда не должен носить монологический характер. Это должна быть площадка для диалогов, где студенты и преподаватели являются равноправными участниками. Чтобы создать активную учебную среду, учителя могут включать мероприятия. Если они преподают онлайн, перед началом онлайн-класса они могут опубликовать вопрос с подвохом или задание, а затем обсудить его в классе позже. Активная среда необходима для того, чтобы сделать обучение эффективным и результативным.

2. Установление взаимопонимания между учениками и учителем

Когда речь идет о преподавании и обучении, одной из самых недооцененных вещей является взаимопонимание между учителем и учеником. Представьте, что вы привязаны к стулу с пластырем на рту, и кто-то протягивает вам книгу. Если бы вас попросили запомнить или выучить то, что написано в книге, смогли бы вы это сделать? Управление плотным кораблем не является принципом эффективного обучения. Студенты должны чувствовать себя непринужденно и чувствовать себя комфортно. Они не должны чувствовать себя привязанными к стулу.

3. Обратная связь и общение

Общение лежит в основе эффективного преподавания и обучения. Невозможно говорить о принципах обучения, не подчеркнув важность общения и обратной связи. Как бы вы узнали, поняли ли учащиеся концепцию или нет, не собирая обратную связь? Оценки и оценки разные. Это включает в себя множество других вещей, таких как способность к обучению, способность и тому подобное. Чтобы убедиться, что ваши методы обучения эффективны, а подходы адекватны, учителя должны регулярно беседовать со своими учениками. Это может произойти только в том случае, если вы будете следовать первым двум принципам.

4. Инклюзивность

Все дети разные. Тип обучения, скорость, с которой они учатся, их понимание, все варьируется от одного человека к другому. Также было обнаружено, что предыдущие знания и понимание студентов влияют на их учебу. Принимать всех типов учеников и угождать каждому из них — один из принципов обучения, который нельзя отодвигать на второй план. Последнее, чем должен быть учитель, — это осуждать, и заставлять ученика чувствовать, что он не принадлежит классу, — это больше, чем преступление. Сделайте так, чтобы все чувствовали себя желанными гостями, и, как упоминалось в предыдущих пунктах, постарайтесь сделать класс безопасным пространством, где каждый ученик чувствует себя услышанным и ценным.

5.Помощь учащимся в управлении временем

Задания, тесты, конспекты, домашние задания, экзамены, оценки, посещаемость – есть много вещей, о которых учащиеся должны позаботиться, и не только по одному предмету. Хотя все это делается на благо учеников, учителя должны понимать, что в сутках всего 24 часа. Научите своих учеников важности тайм-менеджмента и тому, как его можно реализовать, чтобы избавить их от стресса. Чаще всего учителя используют высказывания типа «мы тоже были учениками и все это успели». Воздержитесь от таких заявлений, потому что это заставляет студентов думать, что все, что они делают, тривиально. Используйте больше утверждений, таких как «Я понимаю, что это может быть сложно, кто бы вы не пробовали делать это таким образом?». Подобные высказывания помогут учащимся и заставят их поверить в себя.

6. Мотивация и вдохновение

Чаще всего студенты чувствуют себя демотивированными. Им не хочется учиться или работать. Учителя должны подтверждать свою веру и вдохновлять их работать лучше. Это еще один важный принцип обучения. Когда дело доходит до принципов обучения, мотивации и вдохновения учащихся, он попадает в таблицу, потому что одной из основных задач учителей является формирование будущего поколения. Мотивация учеников, даже когда они терпят неудачу и падают, должна быть главной заботой учителей

7. Адаптивность и улучшение

Образовательный ландшафт постоянно меняется и развивается. Если бы дерево отказывалось распускать свои корни по мере роста, оно было бы вырвано с корнем, прежде чем мы узнали бы об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *