Принцип воспитывающего обучения
Особенности принципа воспитывающего обучения
Обучение — необходимый, но сложный и мгногокомпонентный процесс, организация которого требует применения огромного количества специализированных знаний. Для того, чтобы упростить процесс организации обучения, были придуманы принципы обучения — некие общие руководящие идеи, помогающие строить учебный процесс.
Любая методика преподавания скажет вам, что обучение — это взаимосвязь образования, воспитания и развития, а не просто получение знаний. Это значит, что преподаватель должен в первую очередь помнить о том, как, взаимодействуя с обучающимися, в одно и тоже время решить все три эти задачи. Ведь ни одна из них не может быть оставлена в стороне или признана менее значимой. В противном случае образование будет неполным, отрывочным и полон пробелов.
Замечание 1
Важно не отделять друг от друга воспитание и обучение: мы учим, воспитывая, и воспитываем, обучая.
Какими же особенностями обладает принцип воспитывающего обучения?
Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь посредством содержания учебных программ. Например, при получении базовых научных знаний обучающиеся также начинают формировать своё мировоззрение. Понимание законов научного мира ложится в основу взглядов обучающегося.
Необходимо грамотно организовывать учебный процесс для того, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятные условия для нравственного воспитания детей: формирования у них трудолюбия, дружелюбия, самодисциплины и прочих положительных качеств.
Ключевую роль в реализации принципа воспитывающего обучения играет учитель, а также используемые им методы и средства обучения — иными словами, культурно-образовательное пространство, в котором находится обучающийся. Учитель должен правильно ставить цель воспитательной работы и последовательно идти к этой цели, работать как индивидуально с каждым учащимся, так и с коллективом в целом, создавая дружественную и интеллектуальную атмосферу. Даже если преподаватель не ставит воспитательные цели намеренно, он оказывает воспитательное воздействие на своих подопечных через содержание учебного материала и своим отношением к ученикам и к своей работе.
Для осуществления грамотного воспитательного процесса преподаватель должен придерживаться следующих правил:
- Воспитательный процесс должен быть продуманным и, главное, последовательным;
- Не менее важна его систематичность: проводить воспитательную работу нужно на каждом занятии;
- За любым материалом учебных программ учащимися должны пониматься явления общества и природы, за формой всегда должно скрываться содержание;
- Преподавателю необходимо уважительно обращаться с обучающимися, не пересекая при этом линию фамильярности и оставаясь требовательным;
- Преподаватель должен своими поступками и словами, на своём примере показывать общечеловеческие идеалы своим обучающимся;
- Преподаватель должен стараться уделять время на индивидуальный подход к каждому ученику.
Помимо этого преподаватель должен представлять, что из себя представляет процесс формирования мировоззрения и убеждений учащихся в том или ином конкретном возрасте, чтобы вовремя и правильно вступить в процесс их строительства.
Еще одной важной задачей воспитывающего обучения является не только закладывание нравственных качеств личности, но и управление процессом формирования у учащихся эмоционального интеллекта — способности понимать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, а также реагировать на переживания и впечатления, которые возникают во время учебного процесса.
Замечание 2
В идеале учащиеся должны научиться тому, как управлять возникновением и выражением своих чувств.
Связь с другими принципами обучения
В процессе воспитания стоит держать в уме один из важных принцип обучения — принцип прочности усвоения знаний
Принцип научности регулирует уровень соответствия содержания образовательных программ последним научным достижениям. Этот принцип выступает против влияния суеверий, стереотипов и религиозных догм на эти образовательные программы. Принцип научности призван показать обучающимся, как нужно правильно вести научный поиск. Помочь научить этому могут лабораторные работы и исследовательские проекты, научные дискуссии и т.д. Так дети смогут научиться наблюдать, анализировать мир вокруг, а также аргументировать свою позицию.
Принцип последовательности обучения создаёт в образовательном учреждении уловия, в которых обучающися получают знания систематически, последовательно и рационально. Весь образовательный материал должен быть проработан и структурирован, обучающиеся должны получать его в определенном порядке: от простого к сложному, от общего к конкретному.
Замечание 3
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Практика показывает, что учащиеся усваивают не весь объем информации, и далеко не сразу. Поэтому учитель должен опираться на психологические особенности памяти своего ученика, например, всегда выделять в своей речи главную мысль, проговаривая её и обсуждая с детьми. В данном случае может помочь обращение к принципу сознательной активности.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости обучающегося в образовательный процесс. Обучение – это активное действие, для выполнение которого необходимы полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов. Для качественного усвоения материала обучающимися преподаватель должен заинтересовать своего подопечного знанием и вовлечь его в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой.
spravochnick.ru
Шпаргалки по педагогике — Характеристика принципа воспитывающего обучения
14. Характеристика принципа воспитывающего обучения
Среди важнейших элементов образования известный педагог И.Г. Песталоцци выделял нравственное образование, целью которого в области морали, нравственности и этики является правильное всестороннее и гармоническое развитие задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности, и привитие ему определенных навыков.
Термин «воспитывающее обучение» впервые ввел в педагогику И. Ф. Гербарт, который утверждал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, н нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств.
В современном понимании воспитывающее обучение есть обучение, при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их как нравственной личности.
Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитательных задач.
Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.
Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности.
Реализация принципа воспитывающего обучения
Выявляя в ученике положительное и опираясь на это положительное, делая ставку на доверие, педагог авансирует уровень достижений и направляет развитие личности. Когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение — это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личностному росту.
Воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а разнонаправленными, а иногда и противоположными, то учащийся приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком произвольно.
infourok.ru
Принципы обучения и воспитания
Понятие принципов обучения и воспитания
Замечание 1
Принципы обучения и воспитания — это некие исходные положения, которые определяют характер педагогической деятельности.
В обучении и воспитании используется система дидактических принципов:
- научность;
- доступность;
- систематичность обучения и воспитания;
- наглядность;
- самостоятельность и активность в усвоении знаний;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
- связь обучения с жизнью.
Замечание 2
В основе организации процесса обучения и воспитания лежат ведущие дидактические принципы, которые реализуются на практике с учетом направленности педагогического процесса.
Специфические дидактические принципы обучения и воспитания учитывают основные требования и подходы к обучению.
Принципы обучения и воспитания
В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:
- Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно). 1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии. Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний.
- Принцип связи теории с практикой. Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.
- Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.
- Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.
- Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.
- Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.
- Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.
Замечание 3
Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.
Личностно-ориентированное образование
В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.
Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:
- с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
- с учетом образовательных потребностей;
- с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
- с направленностью на разный уровень программного материала;
- исходя из того, что каждый ребенок – это уникальная индивидуальность.
Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.
Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.
Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).
Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.
spravochnick.ru
Система принципов обучения
Принципы обучения правильно рассматривать системно. Система принципов обучения формировалась посредством раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности принципов и объединила их пары в общие названия, например: «научность и доступность», «систематичность и связь теории с практикой» и другие. Определенная так система принципов выразила общность их характера, которая определяет содержание и течение педагогического процесса в образовательной практике. Система принципов позволяет строже учитывать условия обучения и производить их учет на основе взаимообусловленных требований, правил и подбора соответствующих методов. Система принципов обладает возможностью целостно отражать процесс обучения и дает возможность комплексно подходить к его совершенствованию.
Системе принципов обучения присущи интегративные черты, среди них: целесообразность, эффективность, открытость содержания и возможность применения новых технологий. Функциональная и целенаправленная система принципов имеет своей целью получение результата образования — воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Каждый принцип, являясь компонентом системы принципов, вносит свою определенную долю влияния в достижение общего результата. Для оценки степени достаточности включенных в систему принципов, необходимо рассмотреть принципы обучения, которые составляют основу современной системы принципов обучения.
Парным ему является принцип социокультурного соответствия. Остальные принципы, включаемые в систему, занимают различные уровни системы, соответствующие условиям реализации педагогического процесса.
Каждый принцип системы действенен при условии действия всех остальных, проявляется через них и абсорбирует их в себя. На рисунке 1 приведена схема взаимообусловленности всех принципов обучения. В современной системе принципов обучения выделяется четыре уровня системности. Каждый из уровней представляет собой двухуровневую структуру, обеспечивающую целенаправленность в достижении поставленных результатов.
Рис. 1
Первый уровень системы состоит из двух парных принципов, которые исторически формировались как базис системы воспитания и обучения. К ним относятся:
- принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона обучения,
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.
Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации
Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации управляет коммуникативной стороной обучения, определяет характер отношений в коллективе, предусматривает сотрудничество и сотворчество между педагогами и учащимися, создает атмосферу доверия и благожелательности, товарищеские отношения, поддерживает здоровую конкуренцию между учениками. Одновременно с этим принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения поддерживает организационную составляющую учебного процесса. Эти две формы обучения обладают своим потенциалом развития и достаточными ограничениями. Полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения исключают разнообразие общения и возможность учиться формам эффективного взаимодействия. Сочетание этих форм обучения способствует выработке групповой дифференцированной работы, основанной на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.
Второй уровень функционирования системы включает два парных принципа, которые характеризуют внутренние условия эффективного овладения знаниями:
- принцип сознательности и активности обучаемых,
- принцип наглядности, доступности и прочности.
Объединение трех принципов наглядности, доступности и прочности в один не случайно, в таком сочетании этот принцип регулирует:
- сбалансированное сочетание популярности и понятности с познавательными трудностями, которые не выходят за пределы «зоны ближайшего развития» и определяют степень трудности в обучении;
- организацию вариативного повторения в различных ситуациях;
- переход познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому с параллельным изменением наглядности от чувственно-конкретной к абстрактной и символической.
Первоначальное познание естественной наглядности, выраженной в натуральных предметах и объектах реального мира, служит основой для последующего познания изобразительной наглядности, выраженной в рисунках, фотографиях и т.д., переходящей к освоению абстрактно-символической наглядности, то есть схем, таблиц, графиков и символов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении формируется неотрывно от принципа наглядности, служит его логическим продолжением. Данный принцип выражает смысл деятельностного подхода в обучении. Он заключается в овладение знаниями и развитием через собственную активную деятельность учащихся, порождающую сознательность и понимание целей деятельности. В процессе обучения должны стимулироваться все уровни активности учащихся, для того чтобы творческая активность ребенка не угасала к окончанию обучения под давлением увеличивающегося объема информации.
Третий уровень системы принципов обучения включает принципы, раскрывающие содержание учебной деятельности, предмет и характер деятельности. К этим принципам относятся:
- принцип научности и взаимосвязи теории и практики,
- принцип систематичности и системности.
Принцип научности структурирует содержание образования в его трансформации от описания к объяснению, от объяснения к прогнозу, от фиксации фактов к обобщению, от симбиоза логического анализа и конкретно-исторического подхода к переработке познанного и овладению методами научного исследования. Данная структура позволяет постигать теоретические закономерности познания мира от теории к практике и от практики к теории. Такое движение основывается на разнообразных формах работы: знакомства с фактами и событиями, выполнение практических работ, упражнений и экскурсий. Наука представляет собой систему знаний и требует систематической работы, которая включает в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности. В связи с этим план учебной деятельности должен опираться на принцип системности. Принцип системности состоит из логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому следующему этапу базироваться на предшествующем и продолжать его. Существуют определенные приемы, которые позволяют повысить уровень системности знаний, основываясь на:
- выделения главного;
- структуризации и синхронизации;
- компактной целостной подачи учебного материала.
Четвертый, уровень системы представлен ведущими принципами, о которых говорилось выше, на их достижение направлена вся система принципов. Описанная последовательность принципов в их системности показывает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, вместе с тем регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его реализации.
spravochnick.ru
Принципы обучения
Принципы обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
1. Содержательные принципы обучения: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей и разработкой доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.
Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.
Согласно принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.
Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. При построении учебного процесса он требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.
Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствуют использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.
Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.
Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является референтной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.
Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А.С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.
Реализация принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые не одинаковы по уровню воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний вместо позитивных сдвигов в личностном и интеллектуальном развитии. Появление детей-аутсайдеров и детей с девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и его отвержение.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на это положительное, делая ставку на доверие, педагог авансирует уровень достижений и направляет развитие личности. Когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение — это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личностному росту. А.С. Макаренко считал, что к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой даже в том случае, если есть риск ошибиться.
Воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а разнонаправленными, а иногда и противоположными, то учащийся приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком произвольно.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает Жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания.
Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.
Фундаментальность обучения имеет в качестве основного результата развитие сознания и самосознания. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим законом в обучении требуется своевременное подкрепление знаний, в том числе и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать
2. организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.
Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.
В каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение.
Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность.
Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.
Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению».
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:
в научно обоснованном построении плана изучения учебных Дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;
в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;
в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;
в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.
Существуют зависимые и независимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно. При линейном их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение. Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т.е. только одновременно и взаимосвязанно, со строгой синхронностью.
В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.
Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой — своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в «другом», общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.
Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе группового обучения.
Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой связи в учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив дает возможность каждому учащемуся репрезентировать себя в значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство. Индивидуальность имеет тенденцию усиливать себя за счет взаимодействия, которое характеризуется единством с другими людьми.
Традиционное обучение в своей основе является групповым, так как оно организуется для учебных групп до 30—40 человек, а проведение лекций — для целых «потоков» курса, факультета (до 100 — 300 человек). Последнее обусловлено экономией средств, затрачиваемых на образование, но дидактически это не оправдано.
Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения. Групповая форма обучения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной для его организации в образовательных учреждениях.
Задача учителя (преподавателя) состоит в использовании психологических механизмов, функционирующих в условиях коллективной учебной деятельности. Для этого поощряются те учащиеся, которые проявляют стремление учиться, даже если их достижения на данном этапе обучения намного ниже показателей успешности обучения более способных учеников. Это помогает им завоевать авторитет у сверстников, освободиться от статуса неуспевающих, отстающих, а главное, поверить в себя, в свои возможности, «стать как все».
Кроме того, в коллективной учебной деятельности создаются условия для персонализации успешных учеников, статус которых несмотря на это зачастую бывает не очень высоким из-за других причин (физические недостатки, которые являются особенно аффектирующими для подростков и старших школьников; заниженная самооценка, вызванная неприятием себя, своей внешности, своих психических или личностных параметров).
Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения опыт оценки и взаимооценки, необходимый для структурирования и обобщения личного опыта, складывающегося в значительной мере из ситуаций успешной и неуспешной Учебной деятельности. Впоследствии личный опыт становится главным фактором развития рефлексии или рефлексирующего самосознания, лежащего в основе личностных новообразований на всех этапах онтогенетического развития.
Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. Это означает, что наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им.
Каждому возрастному этапу развития соответствуют определенные сдвиги в психическом и личностном развитии. Они являются общими для той или иной социальной общности. Вместе с тем развиваются специфические, индивидуальные особенности, которые, суммируясь, приводят к новообразованиям. Причем с возрастом большее значение приобретают индивидуально-типологические различия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.
Современное образование по-прежнему ориентируется на обучаемого, не учитывая особенности его пола. Между тем психологический образ пола не является индифферентным по отношению к его развитию. Являясь сложным интегрированным психическим образованием, пол обучаемого своеобразно трансформирует образовательные задачи, влияет на деятельностные и личностные ориентации, интересы, предпочтения, оценки. Знание специфики становления маскулинности и фемининности в тех или иных возрастах позволило бы сделать процесс обучения более адекватным психофизиологической природе обучаемых, избавило бы от усредненных способов воздействия, позволило бы сформировать эталоны женственности и мужественности уже в школьном возрасте.
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам.
Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.
Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная осмысленность любого из этапов учебной деятельности может сделать этот процесс неуправляемым, вызвать отключение от выполнения необходимых учебных действий, овладение которыми является базой для следующих. В случаях затруднений осмысления Учениками учебной деятельности педагог должен дать аргументированные разъяснения, провести повторную отработку действий, показать вариативные способы и приемы решения учебных задач.
Реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с развитием у них самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.
Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.
Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.
Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.
Возникающие субъективные трудности обучения не должны быть результатом недостаточного профессионализма педагога или его неорганизованности. Опытный педагог заботится о подборе и постепенном усложнении учебных задач, понимая, что обучаемый может легко разувериться в своих способностях и возможностях и отказаться от выполнения кажущихся ему невозможными заданий. Это требует не приблизительного, а точного знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, имеющегося у них опыта решения задач определенного типа.
Приходится считаться и с тем, что возможности обучаемых могут не только возрастать в процессе обучения, но и временно снижаться из-за усталости, развивающейся обычно к концу полугодия. Порой усугубляют это ошибки в планировании учебного процесса. Практика показывает, что в отдельные недели происходит суммирование учебных трудностей, каждая из которых в отдельности доступна, а вместе взятые они вызывают стрессовую ситуацию.
Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. Его трудность определяется степенью предсказуемости или непредсказуемости последующего элемента, а объем — количеством относительно самостоятельных элементов. Вот почему реализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и категорий с целью их последующего углубления и категоризации мышления. В то же время нельзя согласиться с утверждением известного американского педагога и психолога Дж. Брунера о том, что нет трудного материала, а есть трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в доступной форме (например, элементы высшей математики в начальной школе).
При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение, оставаясь доступным, должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические усилия.
Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебного материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидактической системе реализуется не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В. В. Давыдов).
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.
Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.
Организационно-методическим принципом является и принцип продуктивности и надежности обучения. Он исходит из достаточно очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Вот почему обучение должно быть прежде всего продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. В свою очередь, это обязывает каждого учителя (преподавателя) заботиться о надежности обучения, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых.
Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения более общих задач обучения. Не следует перегружать память конкретными датами, имеющими ситуативное значение. Важнейшие принципиальные положения, обеспечивающие самостоятельную ориентировку обучаемых, должны быть усвоены прочно. Известно, что образование — это то, что остается, когда все изученное забудется (М. Планк).
Требование основательности обучения является в дидактике традиционным. Основательность противопоставляется поверхностности. Главный признак основательности — это сознательное и прочное усвоение наиболее фундаментальных идей, положений, понятий, категорий, понимание сущности изучаемых предметов, связей и отношений внутри них и между ними.
Требование основательности обучения предполагает точность усвоения учебного материала, его доказательность и убедительность. Я.А. Коменский сравнивал человека, обученного основательно, с деревом, имеющим свой собственный корень, самостоятельно питающим себя и поэтому постоянно растущим, зеленеющим, цветущим и приносящим плоды. Основательно усвоенные знания являются предпосылкой дальнейшего самообразования обучаемых.
Требование гарантированности достижения целей обучения обязывает учителей (преподавателей) принимать необходимые меры, чтобы эти цели были реализованы несмотря на объективные и субъективные трудности, препятствующие их достижению. К.Д. Ушинский сравнивал педагога, не заботящегося о гарантированности обучения, с возницей, с большой скоростью доезжающим до пункта назначения, не замечая, что по дороге поклажа из его воза рассыпается.
Продуктивность и надежность обучения выражаются также в соблюдении всех рассмотренных выше принципов и требований. Нарушением этого принципа является проведение методических инноваций, не имеющих психолого-педагогического обоснования. Инновационная деятельность педагога должна базироваться на научных положениях, осуществляться первоначально локально и лишь при получении позитивного результата внедряться в массовую образовательную практику.
Принцип продуктивности и надежности обучения обязывает учителя (преподавателя) осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах гарантированного достижения целей.
Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом, как и закономерности обучения, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная система. Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность — основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность — сознательность и прочность и т.д. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение в обучении значения одних принципов и недооценка роли других приводит к снижению его эффективности.
Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования.
Принципы обучения, отражая ту или иную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Так, наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
1 Примеры интерактивных форм: см. Приложение 1
2Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
studfiles.net
Принцип воспитывающего обучения. — КиберПедия
Заключается в том, что преподаватель должен не только передавать знания ученику на уроке, вырабатывать у него умения и навыки, он должен воспитывать ученика как всесторонне развитую личность. Макаренко говорил, что «всякая работа на уроке — есть работа воспитательная», т.е. всё то, что происходит на уроке должно воздействовать, на ученика, а, следовательно, воспитывать.
Воспитательное воздействие на ученика производит точность учителя,
тот учебный материал, который используется на уроке, отношения между учителем и учеником:
Этот принцип предполагает единство образовательных и воспитательных задач обучениям. Например: изучение крупной формы воспитывает в ученике интеллект и чувство формы, этюды и упражнения — четкость, пунктуальность и т.д.
Принцип доступности
Требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Принцип доступности связан с возрастными особенностями учеников, с уровнем их общего развития. Музыкальное развитие отличается от общего тем, что оно не так жестко связано с возрастными нормами (нередко младшие школьники исполняют сложную программу и наоборот). В музыкальном обучении доступность связана не столько с возрастным, сколько с индивидуальными возможностями учащихся (уровнем музыкальных способностей, работоспособностью в соответствии с этим педагог планирует работу). Каждый преподаватель должен знать, что при усложненном содержании обучения, у ученика резко понижается мотивационный настрой, ослабевают волевые усилия, падает работоспособность.
Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, элементарным. Упрощенное содержание не дает дальнейшего развития учащегося. Теория Выгодского (развил Занков):
Преподаватель должен ориентироваться на зону ближайшего развития, тогда обучение будет развивающим.
Вывод:
Принцип доступности учитывается при выборе программы, при объяснении содержания произведения, трудных мест, ориентируемся на уровень учащегося, но не упрощаем.
Принцип наглядности.
Заключается в том, что объяснение нового материала должно опираться на наглядные, доступные пониманию ученика образы, т.е. те, которые имеются в его памяти. Принцип наглядности предполагает использование наглядных пособий: показ репродукций, портретов, диафильмов, видеофильмов, слушание музыки в звукозаписи и т.д. В музыкальной педагогике самым главным видом наглядности является показ учителя на инструменте.
Различают исполнительский показ и педагогический. Исполнительский показ – это художественное исполнение с целью ознакомить ученика с произведением, раскрыть его образный строй. Педагогический показ – может сопровождаться анализом игры ученика, указаниями на способы овладения учеником игровых приёмов. Педагогический показ может быть утрированным для того, чтобы выделить недочёты исполнения ученика.
Ян Амос Коменский называл принципы наглядности «золотым правилом дидактики». Психологическим обоснованием этого принципа является особенность восприятия человека. Наглядность предполагает усиленное внимание потому, что к объяснению (логическому восприятию) добавляется зрительное, слуховое, осязательное восприятие, что улучшает понимание этого объяснения.
Принципы научности.
Однако доступность и наглядность обучения не означают, что оно должно быть облегчённым. Наоборот, обучение должно вестись, опираясь на особенности ученика с одной стороны, с другой стороны – должны соответствовать достижениям современной музыкальной науки. В этом заключается принцип научности. Учитель должен объяснить ученику с научной точки зрения, используя научную терминологию. Научную терминологию учитель должен давать постоянно, контролируя понимание их учеником. Многие педагоги уделяют мало внимания этому принципу. Тогда на определённом этапе преподавания происходит разрыв между его практическими достижениями и их научным обоснованием. Тогда обучение происходит эмпирическим путём «из рук в руки», ученик не получает базовых знаний, «школы игры». Такое обучение резко критиковал К.Д.Ушинский, говоря, что «педагогическая практика без теории – то же, что и знахарство в медицине».
Принцип систематичности.
Исходит из того, что нельзя обладать предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, систематически выполняется домашнее задание. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования как связывание незнакомого материала с о знакомым, изложение от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Суть этого принципа в том, чтобы освоение каждой области знаний последовательно углублялось и расширялось. Тогда будет систематически накапливаться и исполнительский фонд умений и навыков.
cyberpedia.su
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения. Педагогика: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип завершенности процесса обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1) обращать внимание на личность ученика;
2) научить учащегося мыслить причинно.
Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
1) понимание целей и задач предстоящей работы;
2) опора на интересы учащихся;
3) воспитание активности у учащихся;
4) использование проблемного обучения;
5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
1) использовать наглядные предметы;
2) изготавливать совместно учебные пособия;
3) использовать технические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
3) должна существовать логическая урочная система;
4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
3) необходимо использование научных терминов;
4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
5) необходимо поощрение исследовательской работы.
Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
2) учет возрастных особенностей учащихся;
3) доступность, использование аналогий.
Принцип прочности основан на следующих правилах:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
3) использование логики в обучении;
4) применение различных норм и методов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
2) информировать учащихся о научных открытиях;
3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
4) приучать учащихся применять знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru