Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация к уроку. Синтаксический разбор простого предложения 5 класс.
Слайд 1
« СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1» (работа в группах). Автор: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 103» Баранова Светлана Сергеевна.Слайд 2
М.Ю.Лермонтов «Бородино». — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Слайд 3
Целеполагание. Чему мы должны научиться на уроке? Какие сведения нам необходимо повторить, чтобы выполнить синтаксический разбор предложения? Какие виды простых предложений мы знаем? Чем бывает осложнено простое предложение?
Слайд 4
Цели урока: повторить и обобщить полученные теоретические знания по теме «Синтаксис»; сформировать навык синтаксического разбора простого предложения; повторить классификацию простых предложений; повторить, чем бывает осложнено простое предложение;
Слайд 5
Синтаксис- ( от греч. синтаксис –«построение, сочетание, порядок») — раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение и роль в речи.
Слайд 6
Пунктуация (от лат. пунктум – « точка » ) — раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки и употребления.
Слайд 7
Задание группам: провести синтаксический разбор предложения : 1-я гр . На Бородинском поле русские одержали победу. 2-я гр . Французский обоз медленно тащился по дороге. 3-я гр . Наполеон долго смотрел на заснеженную Москву. 4-я гр . Русские войска стремительно наступали на французов. 5-я гр . Партизаны уничтожали наполеоновскую армию по частям .
Слайд 8
Учебные вопросы: как называется член предложения? на какой вопрос отвечает? что обозначает? какой частью речи может быть выражен в предложении? к какому слову в предложении относится? как подчёркивается при синтаксическом разборе?
Слайд 9
Главные члены предложения Грамматическую основу предложения составляют: подлежащее отвечает на вопрос КТО? ЧТО? сказуемое отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Изведал враг в тот день немало.
Слайд 10
Второстепенные члены предложения: дополнение определение обстоятельство отвечает на вопросы кого? чего?; кому? чему?; кого? что?; кем? чем?; о ком? о чём? обозначает признак и принадлежность, отвечает на вопросы, какой? чей? отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? Плохая им досталась доля. Могучее, лихое племя. Наш рукопашный бой. Мы долго молча отступали. кому? какое? чей ? как?
Слайд 11
Виды предложений по цели высказывания По цели высказывания различаются предложения: повествовательное вопросительное побудительное содержит сообщение Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали . содержит вопрос …Ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана ? содержит побуждение к действию Умремте ж под Москвой…
Слайд 12
Виды предложений по интонации По интонации различаются предложения: Восклицательное Невосклицательное Недаром помнит вся Россия про день Бородина ! И вот на поле грозной сечи ночная пала тень .
Слайд 13
виды предложений по наличию второстепенных членов По наличию второстепенных членов различаются предложения: Нераспространённые Распространённые состоит из одной грамматической основы: Звучал булат, картечь визжала. в предложение кроме грамматической основы входят второстепенные члены: Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи.
Слайд 14
Виды предложений по кол-ву грамматических основ По количеству грамматических основ различаются предложения: Простые Сложные Предложения с одной грамматической основой И вот на поле грозной сечи н очная пала тень . Предложения с двумя и более грамматическими основами. Вот затрещали барабаны , и отступили бусурманы .
Слайд 15
Чем бывает осложнено простое предложение? однородные члены предложения; (Смешались в кучу кони, люди …) обращение; ( Ребята , не Москва ль за нами?!) вводные слова; ( Да, говорят , еще какие!) сравнительные обороты; ( Французы двинулись, как тучи …) (Носились знамена, как тени.. .)
Слайд 16
Синтаксический разбор. Истинный героизм солдаты и офицеры показали в наступлении. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными подлежащими). И и .
Слайд 17
Итоги урока (рефлексия). Чему мы научились на уроке? Для чего необходимо уметь выполнять синтаксический разбор предложения? Какой темой были объединены все предложения, с которым мы работали? (война 18012 года «Бородинское сражение»)
Слайд 18
М.Ю.Лермонтов «Бородино». — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Слайд 19
Домашнее задание: Используя простые предложения разных видов, составить связный текст, отвечая на вопросы: 1.Чему мы научились на уроке? 2.Для чего нам необходимо изучать такие разделы лингвистики, как «Синтаксис», «Пунктуация», и уметь выполнять синтаксический разбор предложения?
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему «Порядок синтаксического разбора простого предложения»
Слайд 1
Синтаксический разбор простого предложения.Слайд 2
Цели. Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения. Конструировать простое предложение по заданной схеме.
Слайд 3
Лингвистическая задача Составьте предложение, выполнив ряд действий. 1.Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое. 2.Из предложения Вдруг послышались лёгкие шаги взять определение. 3.Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки. 4.Взять существительное, выступающее в роли дополнения: Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
Слайд 4
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
Слайд 5
А на тонкой рябине повисли перезрелые красные гроздья. Найдите определения, подчеркните . Какую роль они играют в предложении?
Слайд 6
Осенью в саду ярко пламенеет рябина. Найдите в предложении обстоятельства. Какую роль они играют ?
Слайд 7
Снегири лакомятся рябиной . Каким членом предложения является слово «рябина» и что он обозначает ?
Слайд 8
Объяснение нового материала. Что значит выполнить синтаксический разбор предложения? Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть. Указать, какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложению. Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Слайд 9
Цедрой называют внешний пигментированный, эфироносный слой кожуры (корки) плодов различных цитрусовых растений — лимона ( Citrus limonum ), апельсина ( Citrus sinensis )…
Слайд 10
ЦЭДРО 1. По цели высказывания : повествовательное побудительное вопросительное 2. По эмоциональной окраске: восклицательное невосклицательное 3. По количеству главных членов : Двусоставное односоставное 4. По наличию второстепенных членов: распространённое Нераспространённое 5.Осложнено или не осложнено
Слайд 11
Работа по теме. Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна .
Слайд 12
Спишите предложения . Выполните синтаксический разбор предложений : 1 ряд- 1 ; 2 ряд-2 ; 3 ряд-3 . 1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2. Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.
Слайд 13
Спишите предложения . Выполните синтаксический разбор предложений : 1 ряд- 1 ; 2 ряд-2 ; 3 ряд-3 . 1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель . 2 . Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума . 3. Присядешь на лесной полянке , присмотришься к окружающей красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.
Слайд 14
Работа с текстом. Повторение орфографии . 4. Не прекращай своих встреч с р… дной природой в любое время года.5 . З…мой х… ди на лыжах в пригородном лесу, собирай гр…бы осенью, встречай весну на прелес (?)ной л… сной поляне вместе с друзьями. 6. Это поможет тебе сохр …нить зд … ровье и бодрость духа на долгое время.
Слайд 15
Работа с текстом. Найдите в тексте побудительные предложения , укажите их номера. В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого? Укажите номера. Оформление записи : Побуд . предлож . — №… Односост . предл .- №…
Слайд 16
Рассказ по картине. Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и составьте несколько предложений по картине по схемам. 1. _._._._ 2. _____ 3. ____ . _____ . _ _ _ _ .
Слайд 17
Составьте схемы предложений . предложений Сосновый мачтовый лес освещен солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного ручья купаются в розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса.
Слайд 18
Проверочная работа. Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания. Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.
Слайд 19
Итоги урока. Домашнее задание. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? П.47, упр.242.
nsportal.ru
Урок русского языка. 5-й класс. Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения»
Разделы: Русский язык
Цели и задачи:
- Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения.
- Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».
- Развитие творческого мышления, речи учащихся.
- Воспитание любви к зарубежной литературе.
Методы:
- объяснение;
- практические: конструирование предложений, разбор.
Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры.
Формы обучения на уроке как индивидуальные, так и групповые.
Контроль за усвоением знаний осуществляется фронтально.
Используется личностно-ориентированный подход.
Это интегрированный урок, связанный и с литературой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Актуализация знаний
– Что такое предложение? Какой раздел науки о
языке изучает предложение?
– Какие предложения бывают по цели высказывания?
(Повествовательное, побудительное,
вопросительное)
– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное,
невосклицательное)
– Как различить простое предложение от сложного?
(По числу грамматических основ)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные
члены предложения: подлежащее и сказуемое)
– Какие предложения бывают по числу главных
членов? (Односоставные, двусоставные)
– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные и нераспространенные)
– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
– Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)
3. Сообщение темы и целей урока
4. Открытие нового знания
1 задание: Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.
1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса
принесли два больших куска сушеного мяса и два
мешка с зерном какого-то хлебного злака,
растущего в тех местах. (Простое)
2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили
их знаками, так как никаких подарков не могли
предложить им взамен.
3. Они мчались со всех ног прямо к морю. (Простое)
4. Когда я продал ему большую часть своего
имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у
меня было двести двадцать золотых. (Простое)
5. На двенадцатый день нашего плавания мы
пересекли экватор и находились под семью
градусами двадцатью двумя минутами северной
широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный
шквал. (Сложное)
6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью
матросов перебросил ее через борт. (Простое)
7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил
сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести
дыхание, и я чуть не задохся.
8. Волна подхватила меня, протащила по
направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь,
оставив меня полумертвым, так как я наглотался
воды. (Сложное)
9. Я перевел дух и немного пришел в себя. (Простое)
10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью
и из последних сил бросился бежать к берегу. (Простое)
2 задание «Исследователи»: На предложенные схемы найти и выписать из произведения «Робинзон Крузо» сложные предложения.
1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3)
4)
Физкультминутка:
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Обучающие встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.
3 задание – работа в группах.
Попробуем сами вывести план разбора сложного
предложения. Можете открыть учебник, вспомнить
разбор простого предложения.
Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон
Крузо». Ваша задача – прочитать текст,
выписать одно сложное предложение и по схеме
разбора простого предложения вывести план
разбора сложного.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
(Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты.)
Схема разбора сложного предложения:
1. Определить тип предложения по цели
высказывания (повествовательное,
вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной
окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам)
количество простых предложений, найти их
границы.
4. Определить средства связи простых
предложений в сложном (союзная или бессоюзная).
6. Составить схему предложения.
5. Рефлексия
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
6. Домашнее задание
Выучить порядок разбора сложного предложения.
Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» одно сложное предложение и сделать
синтаксический разбор предложения и сделать
фонетический разбор слова
15.03.2012
urok.1sept.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксический разбор сложного предложения»
Урок русского языка в 5 классе
«Синтаксический разбор сложного предложения»
УМК: М.А.Разумовская и др.
Цель урока: закрепить изученное по теме «Сложное предложение», совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, производить синтаксический разбор сложных предложений.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
- Приветствие. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. Запишем в тетради число, классная работа. А чтобы определить тему урока, давайте проведем фронтальный опрос. Итак, мы с вами изучили ПП и СП.
— Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)
— Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)
— Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)
— Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)
— Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)
— Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)
— Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)
— Давайте вспомним, какие предложения называются сложными?
— Посмотрите на доску. Вы видите три пословицы. Прочитайте их. Какая общая тема их объединяет? (о языке)
Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает.
Язык и то поведает, что голова не ведает
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут (работа по словарю со словом обух)
— Объясните значение пословиц. Определите виды СП, объясните свое решение. (БСП, ССП, СПП)
2.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных, как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (синтаксический разбор СП)
Запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксический разбор сложного предложения.
Попробуем с вами определить цели нашего урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. (предполагаемые ответы: научиться проводить синтаксический разбор, повторить виды СП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки)
3.Открытие нового знания
— С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)
— Как вы думаете, какие пункты должен включать в себя синтаксический разбор СП?
-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?
Работа по парам (5 мин.), а затем представление собственных выводов.
-Сверимся с материалами учебника.
Самостоятельное наблюдение на стр.187, упр. 521
— Сделайте выводы.
Составление схемы-опоры для разбора СП
— Что нового вы узнали по теме урока?
— Что показалось сложным, непонятным?
Физкультминутка
4. Развитие учебно-языковых и речевых умений
Запишите небольшой текст:
Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.
Луций Анней Сенека (младший)
Справочный материал: Луций Анней Сенека (младший) (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ. Большую роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы.
Работа по словарю со словом пространных
-1 чел.- морфемный разбор слов приносит, малыми у доски
-Назовите основную мысль текста
-Назовите тип речи (рассуждение)
-назовите имена существительные 1,2,3 скл. (1 – польза, душа, 2 –рассуждение, шум, 3 – речь, доверительность)
— 1 чел. у доски – выполнить синтаксический разбор первого предложения.
— Запишите следующие предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор (2 чел. у доски):
- Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.
Марк Фабий Квинтилиан
Справочная информация: Древнеримский философ, занимался ораторским искусством, подготовкой ораторов
- Язык – это живое явление, он находится в постоянном движении.
5. Подведение итогов
Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Что у нас еще осталось? Разгадайте рифмованную шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найти приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
§ 64, упр. 525 – написать сочинение (5-6 предложений) с использованием сложных предложений, в 2 любых сделать синтаксический разбор.
nsportal.ru
Открытый урок 5 класс » Синтаксический разбор сложного предложения»
Урок русского языка. 5-й класс. Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения»
ГЕРАСЕВА Ольга Анатольевна учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цели и задачи:
Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения.
Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».
Развитие творческого мышления, речи учащихся.
Воспитание любви к зарубежной литературе.
Методы:
Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры.
Формы обучения на уроке как индивидуальные, так и групповые.
Контроль за усвоением знаний осуществляется фронтально.
Используется личностно-ориентированный подход.
Это интегрированный урок, связанный и с литературой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Актуализация знаний
– Что такое предложение? Какой раздел науки о языке изучает предложение?
– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)
– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное, невосклицательное)
– Как различить простое предложение от сложного? (По числу грамматических основ)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)
– Какие предложения бывают по числу главных членов? (Односоставные, двусоставные)
– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные и нераспространенные)
– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
– Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)
3. Сообщение темы и целей урока
4. Открытие нового знания
– Сегодня наш урок необычный, так как мы с вами будем работать по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
1 задание: Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.
1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах. (Простое)
2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких подарков не могли предложить им взамен. (Сложное)
3. Они мчались со всех ног прямо к морю. (Простое)
4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у меня было двести двадцать золотых. (Простое)
5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный шквал. (Сложное)
6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через борт. (Простое)
7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохся. (Сложное)
8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды. (Сложное)
9. Я перевел дух и немного пришел в себя. (Простое)
10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился бежать к берегу. (Простое)
2 задание «Исследователи»: На предложенные схемы найти и выписать из произведения «Робинзон Крузо» сложные предложения.
1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3) [= –], и [– =].
4)
Физкультминутка:
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Обучающие встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.
Задача обучающихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
3 задание – работа в группах. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.
Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон Крузо». Ваша задача – прочитать текст, выписать одно сложное предложение и по схеме разбора простого предложения вывести план разбора сложного.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
(Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты.)
Схема разбора сложного предложения:
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).
5. Знаки препинания.
6. Составить схему предложения.
5. Рефлексия
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
6. Домашнее задание
Выучить порядок разбора сложного предложения. Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» одно сложное предложение и сделать синтаксический разбор предложения и сделать фонетический разбор слова «Робинзон».
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
infourok.ru
Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе»Синтаксический разбор простого предложения»
Двадцать первое ноября.
Классная работа.
Игровой приём
«Веришь ли ты?»
Тема урока
Синтаксический разбор простого предложения
Задачи урока:
1. Обобщить изученный материал по теме ….
2. Научиться выполнять …..
простого предложения и
строить …..
Задачи урока:
1. Обобщить изученный материал
по теме «Синтаксис»
2. Научиться выполнять синтаксический разбор
простого предложения и строить схемы.
Девиз урока:
«Здоровым будешь — всё добудешь»
«Орфографический футбол»
- Ст а д и он
- В о л е йбол
- В е л о с и пе д
- Г и мнастика
- Б а ск е т бол
- Б о ксёр
- Ф и гуристы
- К о ньки
«5»-1 ошибка
«4»-2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5 и больше
Исследовательская работа.
- 1. От простуды и ангины вам помогут витамины.
- 2. Ты делай каждый день зарядку, пройдёт усталость, вялость, лень!
- 3. Миша, ты любишь футбол?
- 4. Наши лучшие друзья: воздух, солнце и вода.
- 5. Фигурист — это спортсмен .
Разберите предложение по членам:
Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!
(Побудительное, восклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми)
Парная работа Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор
1. Аппетит от больного бежит , а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3. Здоровый сон — прекрасное самочувствие днём.
подлежащее
1.
2.
Аппетит
сказуемое
3.
болезнь
бежит, катится
дополнение
сон
от больного , к здоровому
определение
не догонит
———
самочувствие
обстоятельство
Быстрого, ловкого
осложнено
————
———
———
———-
Однородными сказуемыми
Здоровый, прекрасное
Однородными дополнениями
днём
———
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно — молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Работа с текстом. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения.
Спокойная музыка рассл…бляет снимает напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настр…ение.
Музыка лечит
Спокойная музыка рассл а бляет, снимает напр я жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж и вой природы: журч а ние ручейка, шум моря, г о лоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настр о ение.
( повествовательное , невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными дополнениями )
Рефлексия
Что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения?
Домашнее задание
- Всем!!!- выучить алгоритм разбора простого предложения.
- на «4» — найдите 3 пословицы и поговорки о спорте и сделайте синтаксический разбор.
- на «5» — напишите сочинение-миниатюру «Спорт-это здоровье!» Одно предложение разберите синтаксически.
kopilkaurokov.ru
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Мотивация | (игра на успешности) | Познавательные УУД Анализировать, строить рассуждения, делать выводы. |
II. Актуализация знаний. |
| Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения. |
III. Формулирование темы и цели урока. | Учитель просит учеников назвать умение, которое позволяет обобщить всё изученное о сложном предложении. Запись темы урока: Синтаксический разбор предложения. | Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока. 2.Определять характер деятельности. |
IV. Знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора сложного предложения. |
Работа по группам 5 мин, затем представление своих выводов. Составление схемы-опоры для разбора сложного предложения
– Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений. (Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.) – Как обозначается количество частей в составе сложного предложения? (Цифрой рядом с каждой частью – простым предложением в составе сложного.) – Как соединяются части сложного предложения? (Интонацией и союзами или только интонацией. 3. Чтение образца разбора. | Познавательные УУД 1.Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | №242 у доски | Познавательные УУД 1.Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать. |
VI. Самостоятельная работа | 1. Упр. 243 (осложнённое списывание) – развивается умение находить сложные предложения в тексте, пунктуационно оформлять их, производить синтаксический разбор сложных предложений. (подробно в метод. Егоровой стр.124)
| Познавательные УУД Анализировать, строить рассуждения, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Тестовое задание (см. метод Егоровой стр.124) Выполняется самостоятельно. Выборочная проверка учителем. | Познавательные УУД Анализировать, строить рассуждения, делать выводы. |
VIII. Рефлексия | – Отразите содержание урока в виде схемы. – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Домашнее задание. | &47., № 240., № 244 устно подготовиться к диктанту |
nsportal.ru