Правило окончание глаголов – Правило: Окончания глаголов

Содержание

Личное окончание глаголов. Правописание

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Спряжение первое

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и –уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, копаем, копаешь, копаете, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: –ут или –ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить

и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 2-го спряжения имеют следующие окончания: –ат или –ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, бреешь, бреем, бреете, бреют, стелют
    и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –еть и –ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие:

хотеть, бежать. Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  1. Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  2. Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на –ить, то это второе спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа – –ат или –ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  3. Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или –еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то это глагол первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем –ют или –ут).

fb.ru

Как правильно писать личные окончания глаголов

От чего зависит правописание безударных окончаний глаголов? Только от их принадлежности к первому или второму спряжению.

Определить спряжение несложно. Их ведь всего два. Это можно сделать по-разному.

Если у глагола окончание находится в сильной позиции (под ударением), то спряжение легко определить «на слух». Нужно только помнить, что к первому относятся все глаголы, у которых в окончании есть буквы «у» или «ю» в третьем лице, а ко второму — те, у которых есть буквы «а» или «я»

Пример:

Сидеть — они сидят, лежать — они лежат, стоять — они стоят, кричать — они кричат. Это второе спряжение.

Писать — они пишут, рисовать — они рисуют. Это первое спряжение.

Если личные окончания глаголов не попадают под ударение, то придется руководствоваться правилом. Я изложу его не так, как в учебниках, а несколько короче.

• Итак, во второе спряжению войдут все те глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на «-ить» (или «-иться»), и 11 исключений, выучить которые придется наизусть. Меня в начальной школе научили такой рифмовке:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья: их на -е писать нельзя!

К этому спряжению не относятся слова «брить» и «стелить»: они изменяются по типу 1 спряжения: брею- бреешь — бреют. Стелить — стелешь — стелют.

• Если личные окончания глаголов содержат в конце любую другую гласную (кроме «и»), то они входят в категорию, относящуюся к первому спряжению.

Попробуем разобраться на практике.

Даны слова: писать, летать, рисовать, качать, сидеть, носить. Поскольку личные окончания глаголов стоят в сильном положении (под ударением), то поставим их во множественное число. Они пишут — 1 спр., летают — 1 спр., рисуют — 1 спр., качают — 1спр., сидят — 2 спр., носят — 2 спр.

Попробуем определить спряжение других глаголов: рисовать, подавать, красить, носить, плакать, брить. Сразу обращаем внимание на глагол «брить». Это исключение из 2 спряжения, его окончания будут похожи на 1 спряжение: брею, бреешь, бреют.

Безударные личные окончания глаголов «рисовать», «подавать» и «плакать» заканчиваются на «-ать» и, следовательно, относятся к первому спряжению. Глаголы «красить» и «носить» оканчиваются на «-ить». Они не относятся к исключениям,  поэтому  — второе спряжение.

В нашем языке существуют глаголы, окончания которых могут содержать разные гласные. Они считаются разноспрягаемыми. Из названия можно сделать вывод, что личные окончания глаголов такого рода будут разными: часть — как в первом спряжении, другая — как во втором.

Примеры: хотеть — хотите, хотят, но хочет, хочешь.

Брезжить — брезжит, но брезжут.

Бежать — бежишь, но бегут.

Очень интересен глагол «мучить». В русском языке он может относиться как к первому (мучаешь — мучаем — мучают) так и ко второму спряжению: мучишь — мучим — мучат).

Трудно определить спряжение у глаголов с приставкой вы-. Чтобы облегчить задачу, эту часть слова нужно просто отбросить.

Пример. Выспаться — спать (окончание ударное) — спят — 2 спряжение.

Иногда глаголы повелительного наклонения,
стоящие во втором лице, похожи по звучанию на те, которые стоят в изъявительном наклонении (например, стукните и стукнете). Чтобы грамотно написать или употребить личные окончания глаголов в этом случае, сначала определяем наклонение. Первый глагол стоит в повелительном, второй — в изъявительном. В повелительном пишется суффикс -и-, а окончание глагола в изъявительном наклонении зависит от спряжения. Определяем его: стукнете — стукнуть — уть — 1 спряжение.

Как видите, в грамотном выборе окончаний сложностей немного. Нужно только как следует выучить правило, использовать алгоритм. Если вы будете тренироваться, то очень скоро начнете писать грамотно, не задумываясь.

fb.ru

Правописание личных окончаний глаголов

А15.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Подсказка.

Посмотри запись Морфологический анализ слова, чтобы вспомнить признаки причастия и спряжения глаголов. Вспомни суффиксы причастий! Это поможет справиться с заданием.

Ловушка!

Если у формы есть приставка ВЫ-, то ее следует откинуть в первую очередь, так как она перетягивает ударение на себя!

ВЫлет..м

Откидываем ВЫ-:

летИм

Окончание проверено!

ВЫпуст..м

Откидываем ВЫ-:

пУст…м

Окончание не проверено!

ОБРАТИСЬ К ПРАВИЛАМ, СЛЕДУЮЩИМ НИЖЕ.

Подсказка.

Если сомневаешься, какой суффикс в инфинитиве,  то запомни, что кроме глагола КЛЕИТЬ все остальные заканчиваются на –ЯТЬ:

на –И-ТЬ

клеИть

на –Я-Ть

сеЯть, веЯТь, реЯть, таЯть, чуЯть, лаЯть, каЯться, маЯ

ться, надеЯться, лелеЯть, затеЯть

Ловушка!

Для верного определения начальной формы глагола воспользуйтесь запоминалкой.

Различай №1!

изъявительное наклонение

-ЕТЕ – первое спряжение

-ИТЕ – второе спряжение

Когда выйдете (первое спряжение) из лесу, увидите (второе спряжение) поле.

повелительное наклонение

Суффикс – и, окончание – те

Выйдите из комнаты, пожалуйста.

Различай №2!

https://5-ege.ru/pravopisanie-okonchanij-glagolov/

ЕНН А-НН
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве)
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве)
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду)
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам)
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес)
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо)
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно)
выкач-енн-ый (выкатить) выкач-а-нн-ый (выкачать)

Алгоритм действий.

1. Определите время причастия или глагола.

2. Поставь в начальную форму.

3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.

4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.

Разбор задания.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1)      умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром

2)      пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова

3)      расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся

4)      они всех ненавид..т, ре..щее знамя

Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив.

Вариант №1.

Не хвал..тся – хвалиться, глагол на –ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем – Я. Бор..щийся – бороться, первое спряжение, вставляем – Ю.

Вариант №2.

Пыш..щий – пыхать, первое спряжение, У. Кол..т – колоть, первое спряжение, Ю.

Вариант № 3.

Расстила..щиеся – расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся – обидеть, исключение, второе спряжение, Я.

Вариант №4.

Ненавид…т – ненавидеть, исключение, второе спряжение, Я. Ре..щее – реять (см. Подсказка), первое спряжение, Ю.

Таким образом, правильный вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) обгон..шь, знач..мый

2) назнач..шь, сдвига..мый

3) вытр..шь, налад..вший

4) засохн..шь, исправ..вшийся

2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) постел..шь, вер..вший

2) выход..шь, провер..нный

3) наде..шься, разве..нный

4) огранич..шь, слыш..мый

3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) колебл..шься, исследу..мый

2) гон..шь, расставл..нный

3) потерп..шь, скле..нный

4) бре..шься, дремл..щий

Ответы: 1, 4, 1.

Рекомендуем:

5-ege.ru

окончания глаголов | интернет проект BeginnerSchool.ru

В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали окончания глаголов I и II спряжения. Теперь разберём правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Итак, как написать правильно безударное личное окончание глагола?

Например: Я зябну, ты зябн..шь, он зябн..т.

Для начала надо определить его спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме. Глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на –ть, относятся ко II спряжению: любить, спросить. Большинство глаголов оканчивающихся: -ать, -ять, —ыть, -еть, -уть, -оть – I спряжения. Затем по спряжению определить окончания глаголов.

Вспомним окончания глаголов I и II спряжения (см. статью Спряжение глаголов):

I спряжение

II спряжение

-ешь

-ишь

-ет

-ит

-ем

-им

-ете

-ите

-ут

-ат

-ют

-ят

Эту таблицу надо запомнить.

Итак, для того чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо определить время, лицо и число глагола. Назвать неопределенную форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом –ть определить спряжение (наступить, утонуть). Затем вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

Пример: Гасн..т вечер. → Глагол отвечает на вопрос Что делает? то есть он употреблен в настоящем времени, в третьем лице и единственном числе. В неопределенной форме (что делать? – гаснуть) перед суффиксом –ть стоит буква у – это глагол I спряжения, значит окончание, которое мы ищем –ет: гаснет.

Написание следующих глаголов – исключений надо запомнить:

смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, вертеть,

слышать, держать, дышать, гнать.

Все эти глаголы относятся ко второму спряжению.

Пример: Смотретьсмотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят. – II спряжение.

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

Ход урока

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

I- е -ут, -ют

II- и -ат, -ят.

— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .

— Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .

— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

пиш…шь, друж…шь

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

Формулируется правило.

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень — (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

1) выделяет морфему с безударным гласным;

2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор: «В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. »

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть — моют, моет; полоть — полет, полют; тянуть — тянет, тянут и др.

3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?

Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:

1. -ить II спр.

2. II спр. -еть

3. шип. -ать II спр.

Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) 2) семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.

Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.

4.Учащиеся выполняют упражнение.

1. Прочитай загадку:

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь — упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

— В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) — Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

— Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

— В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

— Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие — к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) — мечтаешь.

3.

Как тебя понимать февраль?

То, деревья кидая в дрожь,

То пургой занавес. шь даль,

В лед дорого вокруг заку. шь.

То полощ. шь в дождях седину,

И гудит, и дрож. т земля

Словно в гостях ты жд. шь весну.

Нрав тяжелый у февраля!

(С. Поликарпов.)

— В каких частях слов пропущены буквы?

— Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы

6. А теперь игра «Будь внимателен».

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

7.Самостоятельная работа.

1. Прочитай:

— Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать?

— Пожалуй, догон. м.

— Что же не догоня. те, под кустом лежите?

— А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

8.Задание (устно).

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят — на холме, у берега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. — Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто… мир, пожнет счастье. Мир строит, война…. Дерево… по плодам, а человека — по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) — Объясните смысл пословиц.

— Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

— Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

9.Задание на закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

«купить коньки» (II спр.) — (они) чин. т — что?

(ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т — о чем?

(они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь — что?

(они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь — что?

(они) украша. т что? — (мы стреля. м — во что?

(мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те — с чего?

(ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те — что?

Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.

А теперь можно немного поиграть. «Исключи лишнее слово» (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные — I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные — I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют — будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.

А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.

Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.

Птица-жонглер.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица — удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет — не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.

Убедитесь в этом сами.

Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.

Проверь устно орфограммы и запиши:

Ветер на море гуля.т

И кораблик подгоня.т;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(А. Пушкин.)

Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?

Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут.

Интересный этот глагол — бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.

Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

1) Годы….

2) Из крана… вода.

3) Куда вы так…?

4) Тропинка… по склону горы.

5) Из-под корней могучего дуба… ключ.

Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?

А я так хочу?

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное — окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим — второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

— Я хочу и тех окончаний и этих, — заявил Хотеть.

— Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.

— А я хочу!

— Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!

— Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.

Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой.

— Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?

Обрати внимание!

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т’]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут.

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Так подводится итог изучаемой темы.

10.Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта». В тексте найти глаголы, определить их спряжение.

Урок русского языка Тема: «Окончания имен прилагательных»

I. Вступление

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок — приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.

На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимаем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало —

Смелее у штурвала!

II. Чистописание

А отправляемся мы из порта Чистописания.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ мМм МмМ

И мои вам пожелания:

Большому кораблю — большое плавание. Счастливого пути!

III. Словарная работа

Вперед!

Вот уже мы в море Словарных слов, и думаем про наше путешествие.

про путешествие (В.п.)

на корабле (П.п.)

с экипажем (Т.п.)

к горизонту (Д.п.)

Но на таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.

Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания).

Определим падежи.

Дует горько-соленый бриз.

Дадим объяснение новому слову.

Бриз — легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

Морской бриз, береговой бриз.

IV. Повторение. Имена собственные.

Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.

Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена прилагательные, но соленая океанская вода размыла чернила.

SOS! Помогите мне — запишите слова в два столбика и объясните свой выбор

сн о

чудесный доблестный

ужасный радостный

интересный прелестный

прекрасный известный

Назовите орфограмму, прочтите слова.

V. Основная часть урока

И вот мы в заливе Прилагательных.

1. Для чего нужны прилагательные?

2. Что такое имя прилагательное?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Безударные окончания имен прилагательных. М.р. КАКОЙ? Яркий, голубой, ясный небосклон

Ж.р. КАКАЯ? Жаркая, летняя погода

Ср.р. КАКОЕ? Синее, соленое море

5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?

6. Обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже.

VI. Физкультминутка

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

Пусть бури и ветры с тобой верный друг

И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен —

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!

Займите места в своих каютах.

VII. Закрепление. Групповая работа

Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.

Готовим сообща, один рапортует.

Командам раздаются флажки.

Запиши, вычеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.

существительное

прилагательное

глагол

определение

местоимение

Продолжи ряд синонимов к прилагательному смелый

Придумай словосочетания (существительное + прилагательное):

рояль

шампунь

фамилия

тюль

Запиши все слова, подчеркни имена прилагательные: синий, синеть, синева, синенький, синеватый, синь

Запиши антонимы к прилагательным: шумный, легкий, поздний, грустный, светлый

Команды рапортуют о выполненных заданиях.

Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.

Учащиеся складываюбт из флажков слово `ЗЕМЛЯ`.

Он кричит: — `Земля! Это остров Поэзии`.

VIII. Разбор предложения по членам

Белеет парус одинокий

В тумане моря голыбом.

Что кинул он в краю далеком?

Что ищет он в краю родном?

Кто автор этих замечательных строк?

Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.

IX. Закрепление. Творческая работа

Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня … день.

Какое … небо, какое … море!

Впереди … остров. На берегу … песок и … трава.

Вдали … крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к … острову.

Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы.

Введение

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.

Цели проблемного обучения.

1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая — изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая — способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная — воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

-учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

-обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1.Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3.Накопление, отбор материала.

4.Консультации для всего класса и для помощников учителя — консультантов.

Структура урока — исследования.

Основные этапы данного урока

-актуализация знаний.

-мотивация.

-создание проблемной ситуации.

-определение темы исследования.

-формулирование цели исследования.

-выдвижение гипотезы.

-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

— интерпретация полученных данных

— вывод по результатам исследовательской работы.

— применение новых знаний в учебной деятельности.

— подведение итогов урока.

— домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично — поисковая работа по тексту.

Разработка урока по русскому языку : «Правописание приставок при- и пре-«

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е — и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 — 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и — е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ —

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить — перегородить

преступить — переступить

прервать — перервать

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче «Радионяня» звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной —

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело — не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ — мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным — дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ — и ПРЕ

-Там только ПРЕ — ставить надо.

-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физминутка «Приставочки».

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап — первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап — вторичное закрепление.

4) Работа с учебником.

Выполнение упражнения 684 (по вариантам). Расклассифицируй слова.

5) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

6) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7) Морфологическая шарада «Собери слово».

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI. Итог урока.

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

infourok.ru

правила, примеры. Глаголы первого спряжения

Русский язык достаточно сложный для изучения. Поэтому очень важно постоянно обновлять память, вспоминая школьную программу, чтобы поддерживать уровень владения языком. Даже если в школе вы учились на одни пятерки, повторение правил родного языка необходимо. А те, для кого русский — это иностранный, должны уделять большое внимание сложным темам, например, теме правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Но для начала необходимо разобраться в самих понятиях.

Что такое глагол?

Глаголы выступают в роли самостоятельной части речи. Для глаголов характерны такие вопросы, как: «что делать?», «что сделать?». Как правило, глаголы русского языка выступают в предложениях в роли сказуемого и выражают действие или состояние определенного предмета или существа.

Важно отметить, что глаголы бывают переходными и непереходными, а также возвратными и невозвратными.

Спряжения глаголов и правила написания. Русский язык: личные окончания глаголов

Окончания глаголов играют очень важную роль в нашем родном языке. Но для начала необходимо разобраться, какую они выполняют функцию. Личные окончания помогают определить спряжение определенного глагола.

Итак, спряжение глагола русского языка — это непосредственное изменение его по числам и лицам. Выделяют всего два спряжения.

Глаголы первого спряжения обладают такими окончаниями: -у(-ю), -ет(-ёт), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём).

Второе спряжение характеризуется такими окончаниями: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Знание спряжения глаголов необходимо для правильного написания букв «е» и «и» в безударных окончаниях.

Важно еще отметить, что в данной теме существуют и исключения, которые необходимо знать. Итак, ко второму спряжению глаголов с безударными личными окончаниями принадлежат:

  • глаголы, которые имеют окончание -ить. Исключение составляют: брить, стелить, зиждиться;
  • семь глаголов, оканчивающихся на -еть: зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть;
  • сюда относятся и четыре глагола, которые оканчиваются на -ать: держать, гнать, дышать, слышать.

К глаголам первого спряжения относятся остальные слова (глаголы), которые оканчиваются на -ать, -ыть, -еть, -ять, -уть, -оть.

Теперь главной задачей становится определение того, к какому именно спряжению относится определенный глагол и какую гласную букву нужно писать в слове. Чтобы выяснить это, необходимо определить, куда падает ударение в слове. Это сделать очень просто, ведь если ударение стоит на окончании слова, то, как правило, сомнений не возникает. Потому что, если окончание ударное, то спряжение легко определяется по личному окончанию глагола. А вот если акцент стоит не на окончании определенного глагола, то необходимо поставить глагол непосредственно в неопределенную форму, а затем посмотреть, какая гласная буква стоит перед -ть.

Что такое причастие?

Причастие часто называют особой формой глагола, выступающей в роли признака предмета. А также причастие отвечает на те же вопросы, что и имя прилагательное. Однако иногда можно встретить и утверждение, что причастие не выступает в роли особой формы глагола, а является непосредственно самостоятельной частью речи. Но это не так важно. Важно знать правила написания причастий и их особенности. Причастия бывают двух типов — совершенные и несовершенные, а также употребляются в настоящем и прошедшем временах. Чаще всего в предложениях выступают в качестве определения, в более редких случаях могут встречаться в качестве сказуемого.

Теме причастий и глаголов в русском языке уделяется достаточно большое внимание, потому что освоение правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий — это залог владения языком на достаточно высоком уровне.

Популярные ошибки в употреблении причастий

Особенно непонятной для иностранцев темой в русском языке выступают причастия, ведь они присутствуют далеко не во всех языках. Именно поэтому изучающие русский язык часто путаются в данной теме. Основной причиной ошибок является непонимание самой структуры и природы происхождения причастия.

Самые распространенные ошибки в причастиях выражаются в неправильном употреблении формы, неверном ее образовании. Ошибкой является и замена глагола причастием.

Причастия и их суффиксы

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий считается одной из самых сложных тем русского языка. Потому что очень часто встречаются ошибки в данной категории правил.

Что касается причастий, то они обладают такими признаками как: вид (совершенный и несовершенный), прошедшее и настоящее время, действительный и страдательный залог и возвратность.

Так, -ущ, -ющ — это суффиксы причастий, указывающие на первое спряжение того глагола, от которого они были образованы.

А суффиксы причастий -ащ, -ящ указывают на то, что глагол, от которого была образована данная словоформа, принадлежал ко второму спряжению.

Действительный залог причастий

Причастия используются чрезвычайно часто в русской устной речи и в письменной. Ведь они делают предложение значительно мягче и проще по звучанию, придают ему более художественный вид, что помогает сделать речь плавной и красивой.

Действительный залог указывает на признак определенного одушевленного или неодушевленного предмета, который самостоятельно выполняет действие. Например: «девочка, любящая свою маму».

Но, чтобы правильно формулировать предложения с использованием причастий, необходимо знать суффиксы причастий настоящего времени. Итак, к суффиксам настоящего времени относятся: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ. Например: поющий, цветущий, стоящий, любящий.

Также существует употребление действительного залога в прошедшем времени. Для таких причастий характерны следующие суффиксы: -вш, -ш. Пример: «мальчик, читавший журнал отца», или «отец, везший дочку в лес».

Страдательный залог

Причастия страдательного залога заключают в себе признак определенного одушевленного или неодушевленного предмета, на которое направлено непосредственное действие.

Такие причастия в настоящем времени образуются суффиксами: -ем, -ом (для 1-го спряжения) и -им (для 2-го спряжения). Например: любимый, хранимый, читаемый, почитаемый и т. д.

Что касается правила правописания суффиксов страдательных причастий в прошедшем времени, то они образуются при помощи таких суффиксов, как: -н(н) — от глаголов, оканчивающихся на -ать, -ять, -еть; -ен(н) — образовывается от слов с основой -ить; -т — от глаголов, имеющих окончание основы -нуть, -оть, -ереть.

Существует определенное количество исключений. Например, такие глаголы, как: мести, шить, бить, писать и т. д. — не имеют причастий страдательного залога в настоящем времени.

В прошедшем времени у таких глаголов: полюбить, искать, брать — страдательные причастия, как правило, не образуются.

Суффиксы кратких причастий

Важно отметить, что причастия в русском языке обладают двумя формами. Это полная форма причастий и краткая. Что касается краткой формы, то такие причастия могут быть только лишь в страдательном залоге. Например, обожаемая — обожаема.

В настоящем времени краткие причастия почти не используются. Как правило, они заменяются более упрощенной конструкцией с глаголом. Бытует мнение, причастий краткой формы в настоящем времени не существует в современном русском. Их охотно заменили деепричастиями.

Причастия краткой формы имеют те же функции, что и имя прилагательное. Они совершенно не изменяются по падежам. Краткие причастия изменяются по числам, а если такое причастие стоит во множественном числе, то они изменяются по родам.

Что касается суффиксов причастий краткой формы, то к ним относятся: -н и -ен. Например, сожженный — сожжен, примененный — применен и т. д.

В заключение необходимо сказать, что правильное использование в устной и письменной речи причастий указывает на приличный уровень владения русским языком. И с помощью них можно украсить свою речь. Поэтому правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий — это необходимая тема для изучения в русском языке. Потому что глаголы и причастия играют огромную роль и используются очень часто.

fb.ru

Правописание глаголов спряжения, правила и примеры

Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы I спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

у, -ю (веду, играю)

-ем, -ём (ведём, играем)

2

-ешь, -ешь (ведешь, играешь)

-ёте, -ете (ведёте, играете)

3

-ёт, -ет (ведёт, играет)

-ут, -ют (ведут, играют)

Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р’], [л’] или [j]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш], [ж]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к], [г] — с шипящими [ч], [ж]: ве[д]-утве[д’-о]шь, не[с]-утне[с’-о]м, пе[к]-утпе[ч-о]шь, стри[г]-утстри[ж]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч] (ткутткёшь, ткёт, ткём, ткёте), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы II спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

, (молчу, хвалю)

-им (молчим, хвалим)

2

-ишь (молчишь, хвалишь)

-ите (молчите, хвалите)

3

-от (молчит, хвалит)

-am, -ят (молчат, хвалят)

Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o’] — в[л’], [ф] —ф[л’], [б’] — б[л’], [п] — п[л’], [м] — м[л’], с[т’] (`ш’), [т’ — ч], [д’ — ж], [з’ — ж], [с’ — ш]: вдохно[в’-а]твдохно[вл’-у], гра[ф’-а]тгра[фл’-у], скор[б’-а]тскор[бл’-у], ле[п’-а]тле[пл’-у], гре[м’-а]тгре[мл’-у], кру[т’-а]ткру[ч-у], xo[д’-а]тхо[ж-у], вон[з’-а]твон[ж-у], но[с’-а]тно[ш-у]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т’] чередуется с [`ш’]: возвра [т’-а]т — возвра [`ш’-у], превра [т’-а]т — превра[`ш’-у], сокра[т’-а]т — сокра[`ш’-у].

Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться, зыбить(ся), хотеть, бежать, чтить, есть, надоесть, дать, создать, быть (а также забыть, добыть, сбыть и другие глаголы с компонентами -есть, -дать, -быть), ехать, идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

Спряжение изолированных глаголов

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Число

Лицо

Форма

Число

Род

Форма

зиждиться

ед.

1

ед.

м.

зижди-л-ся

2

ж.

зижди-л-а-сь

3

зижд-ет-ся

ср.

зижди-л-о-сь

мн.

1

мн.

зижди-л-и-сь

2

3

зижд-ут-ся

зыбить(ся)

ед.

1

ед.

м.

зыби-л-ся

2

ж.

зыби-л-а-сь

3

зыбл-ет-ся

ср.

зыби-л-о-сь

мн.

1

мн.

зыби-л-и-сь

2

3

зыбл-ют-ся

бежать

ед.

1

бег-у

ед.

м.

бежа-л

2

беж-ишь

ж.

бежа-л-а

3

беж-ит

ср.

бежа-л-о

мн.

1

беж-им

мн.

бежа-л-и

2

беж-ите

3

бег-ут

хотеть

ед.

1

хоч-у

ед.

м.

хоте-л

2

хоч-ешь

ж.

хоте-л-а

3

хоч-ет

ср.

хоте-л-о

мн.

1

хот-им

мн.

хоте-л-и

2

хот-ите

3

хот-ят

чтить

ед.

1

чт-у

ед.

м.

чти-л

2

чт-ишь

ж.

чти-л-а

3

чт-ит

ср.

чти-л-о

мн.

1

чт-им

мн.

чти-л-и

2

чт-ите

3

чт-ят (и чт-ут)

есть

ед.

1

е-м

ед.

м.

е-л

2

е-шь

ж.

е-л-а

3

е-ст

ср.

е-л-о

мн.

1

ед-им

мн.

е-л-и

2

ед-ите

3

ед-ят

дать

ед.

1

да-м

ед.

м.

да-л

2

да-шь

ж.

да-л-а

3

да-ст

ср.

да-л-о

мн.

1

дад-им

мн.

да-л-и

2

дад-ите

3

дад-ут

быть

ед.

1

буд-у

ед.

м.

бы-л

2

буд-ешь

ж.

бы-л-а

3

буд-ет

ср.

бы-л-о

мн.

1

буд-ем

мн.

бы-л-и

2

буд-ете

3

буд-ут

ехать

ед.

1

ед-у

ед.

м.

еха-л

2

ед-ешь

ж.

еха-л-а

3

ед-ет

ср.

еха-л-о

мн.

1

ед-ем

мн.

еха-л-и

2

ед-ете

3

ед-ут

идти

ед.

1

ид-у

ед.

м.

ше-л

2

ид-ешь

ж.

ш-л-а

3

ид-ет

ср.

ш-л-о

мн.

1

ид-ем

мн.

ш-л-и

2

ид-ете

3

ид-ут

Комментарий. Глаголы зиждиться и зыбиться не употребляются в формах 1 и 2 л. Глаголу быть, кроме форм будущего простого времени, принадлежат также формы настоящего времени 3 л. ед. и мн.ч. — соответственно есть и суть. Форма есть широко употребляется не только в значении 3 л. ед.ч., но и в значении всех других лиц ед. и мн.ч. Форма суть употребляется в научной, официальной или архаизированной речи: Преподавание и учение суть средства образования (Л. Толстой).

Вариантные формы глаголов появляются в результате взаимодействия глаголов разных классов и групп. В одних случаях они характеризуются как нормативные и стилистически одинаковые, в других — как нормативные, но обладающие стилистическими или семантическими различиями, в третьих — как не соответствующие нормам русского литературного языка. Глаголы с продуктивным соотношением основ чаще воздействуют на глаголы непродуктивных групп, однако возможно и воздействие глаголов с непродуктивным соотношением основ на глаголы продуктивных классов.

Глаголы I класса оказывают воздействие на глаголы группы 1,1а, в результате чего появляются вариантные формы глаголов этой группы с основой настоящего времени на [aj]: алкать (алч-у, алчут и алка[j-у], алка [j-y]m), блистать, брызгать, внимать, глодать, двигать, капать, клепать, кликать, колыхать, крапать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, метаться, мурлыкать, мыкать, плескать, полоскать, прыскать, пыхать, рыскать, свистать, тыкать, хлестать, хныкать, черпать, щепать, щипать.

У многих глаголов группы I, 1а формы, образованные по образцу глаголов I класса, являются разговорными. В ряде случаев вариантные формы различаются семантически. Например, глагол двигать в значении «перемещаться с места на место, шевелить» образует формы с основой настоящего времени на [aj], а в значении «приводить в движение, побуждать» — с основой на шипящую. Семантическими различиями обладают также вариантные формы глаголов брызгать, капать, клепать, метать. За пределами литературной нормы находятся формы с основой настоящего времени на [aj] глаголов кликать, кудахтать, метаться, хлестать.

Глаголы IV класса оказывают воздействие на глаголы группы IVa, в результате чего в глаголах этой группы в основах прошедшего времени может сохраняться -ну- (крепнутькреп и крепнул). Такое воздействие испытывают почти все глаголы группы IVa, но наиболее последовательно сохраняют суффикс -ну- в основе прошедшего времени бесприставочные глаголы группы IVa в форме м.р. (горкнул, грузнул). Стилистически не различаются вариантные формы м.р. следующих глаголов группы IVa: с компонентами -бегнуть (из-, при-), -блекнуть, -вергнуть (в-, под-, из-, по-, опро-, ниспро-, с-, от- и все возвратные глаголы с этим корнем), виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, дрябнуть, жухнуть, зябнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, разверзнуть, сипнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, стынуть, тихнуть, -торгнутъ (ис-, от-, рас- и все возвратные глаголы с этим корнем), тухнуть в значении «гаснуть», тухнуть в значении «портиться», хрипнуть, чахнуть. Вариантные формы с суффиксом -ну- в прошедшем времени ж.р. возможны, но преобладают формы без -ну-.

Вариантные формы настоящего времени по образцу глаголов группы II, 1а образуют глаголы II класса ржаветь (и приставочные заржаветь, проржаветь), выздороветь, обессилеть, опостылеть, опротиветь, ста́ретъ(ся): ржаветь —ржавеет и ржавит. Формы этих глаголов, образованные по образцу непродуктивной группы, являются устаревшими, разговорными или ненормативными.

Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать также могут образовывать вариантные формы с основой настоящего времени на [yj] (как у глагола группы 1, 2 живописать): испытыватьиспытываю и испытую, обязыватьобязываю и обязую. Вариантные формы глаголов I класса с основой настоящего времени на [yj] употребляются в высоком или книжном стиле.

Как правило, глаголы, образующие вариантные спрягаемые формы, имеют и вариантные атрибутивные формы.

www.fio.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о