Правило глаголы: Глагол / Грамматика — russky.info

Содержание

🎓 Глагол в русском языке

  1. Главная
  2. Глагол

Глагол – часть речи, которая обозначает действие. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ и тд. Глагол изменяется по числам, лицам, родам, временам. У него можно определить спряжение. Начальная форма глагола – инфинитив – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Важно! Для того чтобы поставить глагол в верную начальную форму нужно вначале определить вид. Если вид будет определен неверно, то и инфинитив будет выбран неправильно. Например, Коля рассказал стих. Рассуждаем так, Коля что сделал? рассказал – совершенный вид, значит в начальной форме вопрос что сделать? рассказать.

Категория вида глагола

В Русском языке выделяют совершенный и несовершенный виды глагола.

Категория видаОсобенностиПримеры
СовершенныйОтвечает на вопрос что «сделать?».Вставить, открыть, добавить
НесовершенныйОтвечает на вопрос «что делать?»Возвращаться, слышать, писать

Категория возвратности глагола

Возвратные глаголы имеют постфикс ся, сь.

Примеры: Мыть — не возвратный. Мыться — возвратный.

Категория переходности глаголов

Переходные глаголы — глаголы, от которых можно задать вопрос винительного или родительного падежа (обязательно без предлога).

  • Люблю маму (Винительный падеж)
  • Выпить молока (Родительный падеж)
  • Выпить молоко (Винительный падеж)

Категория наклонения глаголов

Выделяют 3 наклонения — условное, повелительное, изъявительное.

Категория наклоненияОсобенностиПримеры
УсловноеГлаголы с частицей «бы»Увидел бы, пришёл бы, сел бы
ПовелительноеВыражает приказ, побуждает к действиюПосмотри, давайте поиграем, пусть войдут
ИзъявительноеВсе остальные глаголы настоящего, будущего, прошедшего времениИдёт, шёл, будет

Спряжение глаголов

Спряжение — изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Начнем со второго спряжения для более простого запоминания.

Второе спряжение

Первое спряжение

  • К глаголам первого спряжения относятся все остальные глаголы.
  • Примеры: Колоть, болеть, хохотать, выйти.

Глаголы 1 и 2 спряжения имеют разные гласные в окончаниях:

  • В окончаниях глаголов 1 спряжения, ставим гласные — е, у, ю.
  • В окончаниях глаголов 2 спряжения, пишем гласные — и, а, я

Например, пишЕшь или пишИшь? Ставим глагол в инфинитив – писать, заканчивается на –ать- следовательно это I спр, нужно вставить букву Е. Верно написать пишЕшь.

Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест
И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест

Времена глаголов — спряжение, формы и примеры

Бесплатный вводный урок по русскому языку

Записаться

«Вчера я сдала контрольную, сегодня пишу доклад, а завтра буду отдыхать» — вот так с помощью глаголов мы путешествуем во времени, когда рассказываем свои истории. Узнаем, чем отличаются 3 времени глаголов и как их определять.

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол

— самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

Примеры глаголов:

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

  1. Постоянные признаки глагола:

    a. вид,

    b. переходность,

    c. возвратность,

    d. спряжение.

  2. Непостоянные признаки глагола:

    a. наклонение,

    b. время,

    c. лицо,

    d. число,

    e. род.

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Демо урок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

  1. Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

  2. Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

  3. Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно употреблять глагол:

  • глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

  • глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

Запоминаем!

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

  • девушка (что делает?) танцует;

  • папа (что делает?) готовит;

  • рыба (что делает?) плывет;

  • солнце (что делает?) садится;

  • береза (что делает?) стоит.

Не такие, как все

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Бесплатные занятия по английскому с носителем

Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

1 лицо

2 лицо

3 лицо

единственное число

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

множественное число

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купа

ют

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

1 лицо

2 лицо

3 лицо

единственное число

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты леп

ишь

он сидит

она лепит

множественное число

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

  • девушка (что будет делать?) будет танцевать;

  • девушка (что сделает?) станцует;

  • Петя (что сделает?) сделает открытку;

  • собака (что сделает?) залает;

  • мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

  • сварить — я сварю;

  • отнести — ты отнесешь;

  • приделать — она приделает;

  • улететь — мы улетим;

  • отойти — вы отойдете;

  • ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

  • варить — я буду варить;

  • носить — ты будешь носить;

  • делать — она будет делать;

  • летать — мы будем летать;

  • ходить — вы будете ходить;

  • отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

  • девушка (что сделала?) станцевала;

  • девушка (что делала?) танцевала;

  • папа (что сделал?) приготовил ужин;

  • папа (что делал?) готовил ужин;

  • яблоня (что сделала?) выросла в саду;

  • Полина (что делала?) сделала какао;

  • птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Супплетивизм основ

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Времена

Отвечают на вопросы

Обозначают действия

Примеры

Настоящее

что делает?

что делают?

что делаю?

что делаешь?

которые происходят в настоящем времени, в момент речи

рисует

рисуют

рисую

рисуешь

Прошедшее

что делал?

что сделал?

что делали?

что сделали?

которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи

рисовал

нарисовал

рисовали

нарисовали

Будущее

что сделает?

что сделают?

что будет делать?

что будут делать?

которые произойдут в будущем времени, после момента речи

нарисует

нарисуют

нарисует

нарисуют

Как определить время глагола

Самый простой способ определить время — задать вопрос к глаголу. В каком времени мы задаем вопрос, в том же времени стоит и глагол. Например:

  • Марина (что делала?) читала;

  • ты (что делаешь?) собираешься;

  • мы (что сделаем?) запишем примеры.

Кроме того, обратите внимание на грамматические признаки глагола. Мы уже перечислили их выше, теперь давайте соберем все вместе в удобной табличке.

Таблица «Грамматические признаки времен глаголов»

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Личные формы спрягаемых глаголов несовершенного вида имеют разные окончания в зависимости от спряжения:

думаю, думаешь, думает, думаем —I спряжение;

смотрю, смотришь, смотрим, смотрят —II спряжение.

Суффикс -л-с основой обоих видов: читал, прочитал.

Супплетивизм основ: идти — шел.

Основа на -ереть без суффикса -л-: запереть — запер, умереть — умер.

Простое будущее — от совершенного вида: приласкать — приласкаю

Сложное будущее — глагол быть в личной форме + инфинитив основного значения: будешь отвечать, будет любить.

Пример изменения глагола по временам

И напоследок, для закрепления — парадигма изменения глаголов во всех трех временах.

Обратите внимание, что у глагола совершенного вида нарисовать нет формы настоящего времени, а будущее время у глаголов разного вида образуется по-разному.

Для наглядности мы выделили грамматические показатели времен: личные окончания, суффикс -л- и глагол быть в будущем времени.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Муж. род

смотрел,

нарисовал

смотрели,

нарисовали

1-е лицо

смотрю,

мою

смотрим,

моем

буду смотреть,

нарисую

будем смотреть,

нарисуем

Жен. род

смотрела,

нарисовала

2-е лицо

смотришь,

моешь

смотрите,

моете

будешь смотреть,

нарисуешь

будете смотреть,

нарисуете

Ср. род

смотрело,

нарисовало

3-е лицо

смотрит,

моет

смотрят,

моют

будет смотреть,

нарисует

будут смотреть,

нарисуют

Шпаргалки по русскому для родителей

Все правила по русскому языку под рукой

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Полная и краткая форма прилагательных

К следующей статье

134. 1K

Переходные и непереходные глаголы

Соглашение между подлежащим и глаголом — Грамматика — Академические руководства в Университете Уолдена

Правила согласования подлежащего и глагола

Ключ : тема = желтый, полужирный ; verb = зеленый, подчеркивание

 

Число подлежащих и глаголов должно совпадать. В дополнение к пояснениям на этой странице также см. публикацию о согласовании темы и глагола.

  1. Если подлежащее стоит в единственном числе, глагол тоже должен стоять в единственном числе.

    Пример: Она пишет каждый день.
    Исключение: при использовании единственного числа «они» используйте формы глагола во множественном числе.
    Пример: Участник выразил удовлетворение своей работой. Они в настоящее время занимают руководящую должность в организации.

  2. Если подлежащее стоит во множественном числе, глагол также должен быть во множественном числе.

    Пример: Они пишут каждый день.

    Однако иногда это кажется немного сложнее.

  3. Когда подлежащее в предложении состоит из двух или более существительных или местоимений, связанных с помощью и , используйте глагол во множественном числе.

    Пример: Докторант и члены комитета пишут каждый день.

    Пример : Процент сотрудников , вызвавших болезнь и количество сотрудников, уволившихся с работы в течение 2 лет   , отражают уровень удовлетворенности работой.

  4. Если имеется одно подлежащее и более одного глагола, глаголы во всем предложении должны согласовываться с подлежащим.

    Пример: интервью являются одним из способов сбора данных и позволяют исследователям получить более глубокое представление об участниках.

    Пример. Предположение равно , что обычно считается верным, а равно , что важно учитывать при проведении докторского исследования.

  5. Когда между подлежащим и глаголом стоит фраза, помните, что глагол по-прежнему согласуется с подлежащим, а не существительное или местоимение во фразе, следующей за подлежащим в предложении.

    Пример: Студент, , а также члены комитета, , взволнованы.

    Пример: Студент со всеми степенями магистра очень мотивирован.

    Пример: Стратегии , которые учитель использует для поощрения участия в классе включает с использованием малых групп и разъяснением ожиданий.

    Пример: В центре внимания интервью было девять специально отобранных участников.

  6. Когда два или более существительных или местоимений в единственном числе соединены с помощью «or» или «nor», используйте глагол в единственном числе.

    Пример: Председатель или генеральный директор одобряет предложение, прежде чем продолжить.

  7. Если составное подлежащее содержит существительное или местоимение как в единственном, так и во множественном числе, соединенные союзом «или» или «nor», глагол должен согласовываться с ближайшей к глаголу частью подлежащего. Это также называется правилом близости.

    Пример: Студент или члены комитета пишут каждый день.

    Пример: члены комитета или студент пишет каждый день.

  8. Слова и словосочетания «каждый», «каждый», «либо», «ни», «каждый», «каждый», «каждый», «кто-нибудь», «никто», «кто-то», «кто-то», и «никто» в единственном числе и требуют глагола в единственном числе.

    Пример. Каждый из участников был желающим быть зарегистрированным.

    Пример: ни одна из альтернативных гипотез не была принята .

    Пример: Я подарю подарочную карту на 5 долларов всем участникам  в исследовании.

    Пример: Никто  не был  можно встретиться со мной в желаемое время.

  9. Неисчисляемые существительные принимают глагол в единственном числе.

    Пример: Образование    — это  ключ к успеху.

    Пример: Диабет поражает многих людей во всем мире.

    Пример: Информация , полученная от владельцев бизнеса , была уместна для включения в исследование.

    Пример:   Исследование , которое я нашел по теме , было ограниченным.

  10. Некоторые исчисляемые существительные в английском языке, такие как заработок, товары, шансы, окружение, выручка, содержание, и ценности , имеют только форму множественного числа и принимают глагол во множественном числе.

    Пример: Прибыль  за этот квартал превышает ожидания.

    Пример: Выручка  от продажи go  для поддержки бездомных в городе.

    Пример: Товары местного производства   имеют преимущество более коротких цепочек поставок.

  11. В предложениях, начинающихся со слов «есть» или «есть», подлежащее следует за глаголом. Поскольку «там» не является подлежащим, глагол согласуется с тем, что следует за глаголом.

    Пример: Там есть маленькая административная поддержка .

    Пример: Есть много факторов  влияющих на удержание учителей.

  12. Собирательные существительные — это слова, которые подразумевают более одного лица, но считаются единственным числом и принимают глагол в единственном числе. Вот некоторые примеры: «группа», «команда», «комитет», «семья» и «класс».

    Пример: Группа встречается с каждую неделю.

    Пример: Комитет соглашается на качество письма.

     

    Однако глагол во множественном числе используется, если основное внимание уделяется отдельным лицам в группе. Это встречается гораздо реже.

    Пример: Комитет участвует в различных волонтерских мероприятиях в своей личной жизни.

Соглашение между подлежащим и глаголом Список воспроизведения видео

Связанные ресурсы

Проверка знаний: согласование подлежащего и глагола

Переходные и непереходные глаголы — грамматика

Переходные глаголы

Переходный глагол — это глагол, который требует, чтобы объект получил действие.

Пример:
 
Правильно: спикер обсуждал различные маркетинговые стратегии в видео.
 
Неправильно: спикер обсуждал в видео.
 
Глагол «обсудить» требует дополнения («различные маркетинговые стратегии»). Необходимо указать, о чем говорил спикер.

Примеры предложений

Некоторые другие примеры переходных глаголов: «адрес», «одолжить», «принести», «обсудить», «поднять», «предложить», «заплатить», «написать», «обещать» и «имеют.»

Преподаватель обратился на вопрос студента .
Мириам одолжила методичку у своей одноклассницы, потому что забыла свою копию.
Вы можете принести свой экземпляр учебника на собрание нашей учебной группы?
Донован подарил подарок своей сестре.
Члены комитета соберут деньги на новый проект.

Прямые и косвенные дополнения

Переходный глагол может принимать более одного дополнения.

Донован подарил своей сестре ноутбук .

В этом предложении есть косвенное дополнение «его сестра» и прямое дополнение «ноутбук». Однако есть и другой способ выразить ту же мысль с помощью предложной фразы.

Донован подарил ноутбук своей сестре .

В английском языке косвенное дополнение i может стоять между переходным глаголом и прямым дополнением, как в первом примере предложения о Доноване, или косвенное дополнение может быть в форме предложной фразы, как во втором примере. предложение о Доноване.

Косвенный объект нужен только в том случае, если действие выполняется для кого-то или для кого-то; при использовании переходного глагола вам необходимо включать прямое дополнение, но вам может не понадобиться включать косвенное дополнение.

Поиск объекта

Вы можете определить прямой объект, используя следующий формат вопроса: «Что сделал субъект?» или «Подлежащее [глагол] что?»

Инструктор обратился к что?
вопрос студента
Мириам одолжил что?
методичка
Можешь принести что?
ваш экземпляр учебника
Докладчик обсуждаемый что?
различные маркетинговые стратегии
Члены комитета поднимут что?
деньги

Косвенный объект можно найти, задав вопрос «Кому?» или «Для кого?»

Донован подарил ноутбук кому?
его сестра

Непереходные глаголы

Непереходный глагол не имеет объекта. Использование объекта сразу после непереходного глагола создаст неправильное предложение. Однако после глагола может быть другая информация, например, одна или несколько предложных фраз или наречие .

Пример
 
Правильно: Студенты прибыли в общежитие в Хьюстоне .
 
Неверно: Студенты прибыли Хьюстон .

Второе предложение неверно, потому что глагол не может принимать дополнение.

Примеры предложений

Некоторыми другими примерами непереходных глаголов являются «ухудшаться», «голосовать», «сидеть», «увеличивать», «смех», «возникать», «колебаться» и «тенденция».

Состояние здоровья пациента ухудшилось быстро .
Ахмад проголосовал на местных выборах .
Могу ли я сидеть здесь ?
Посещаемость увеличилась на еженедельных учебных сессиях по мере приближения финала.
Сьюзан засмеялась .

Примечание. Непереходный глагол может содержать более одной предложной фразы или наречия.

Самочувствие больного ухудшилось быстро за ночь .
Ахмад проголосовал за действующего президента на местных выборах .

Глаголы, которые являются как переходными, так и непереходными

Глаголы как переходные, так и непереходные

Некоторые глаголы могут быть как переходными, так и непереходными, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях такой глагол может требовать объекта, в то время как в других он не требует объекта.

Примеры предложений

Напоминание о формате: Глагол , Объект , ПРОСТРАНСКАЯ ФРАЗА , ADVERB

Продолжить

. Мы продолжим . СОВЕТСЯ 3 После Брей -Брейд. (переходный)
Встреча продолжение после перерыва . (непереходный)

играть

Трое студентов играть на гитаре . (переходный)
Ученики будут играть снаружи сегодня . (непереходный)

возврат

Хавьер вернул книгу в библиотеку. (переходный)
Учащиеся вернулись в школу после зимних каникул . (непереходный)

выращивать

Я выращивать кабачки в моем саду. (переходный)
Моя дочь растет быстро . (непереходный)

Если вы не уверены, является ли глагол переходным или непереходным, вы можете проверить словарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *