Почему дети не выговаривают букву р: Ребенок не выговаривает звук Р — советы логопеда «Диал-Дент»

Если ребенок не произносит звук Р. Советы логопеда.

Каждый второй случай обращения родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает Р». Почему, если произношение других звуков в речи еще как-то нормализуется само собой, то Р – ну никак не появляется? Что нужно знать родителям об особенностях формирования речи детей в том или ином возрасте и о том, как укрепить непослушный язычок, поговорим в этой статье.

Приемы для формирования звуков.

            Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» — поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» — быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.

            Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.

            Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.

Причины ротацизма.

Если в речи отсутствует, искажается или заменяется другим звуком звук [р], это явлении в логопедии называют ротацизмом. Каковы же причины? Если у ребенка нет таких сложных речевых заболеваний как дизартрия, при которой нарушена иннервация органов артикуляции, или ринолалия, когда повреждено небо, причин по большому счету, две:

— наследственность,

-слабые мышцы языка.

            Практика показывает, что даже при отягощенной наследственности, звук [р] поставить все-таки можно, главное – натренировать мышцы языка. При первичном осмотре детского язычка логопед сразу выяснит причину речевого затруднения. Обычно, если кончик языка толстый, то постановка звука [р] идет очень медленно, потребуется немало усилий научить ребенка расслаблять кончик на верхнем подъеме. Еще одна беда, когда мышцы детского язычка очень слабые. Ребеночек показывает язык, а он у него висит как тряпочка, конечно, такой язык не сможет долго держаться наверху. Часто бывает такое, что ребенок даже в семь лет не умеет цокать (упражнение «Лошадка»). Он издает звук, похожий на цоконье, но при этом язычок остается все время внизу в полости рта, а звук образуется за счет подъема и опускания нижней челюсти. Не цокали значит с первоклассником в период раннего детства. Многие дети не могут также удерживать рот открытым в течение 30 секунд, очень слабы круговые мышцы рта, возможно, с ребенком не пели песенки.

            От состояния мышц языка, губ, щек, нижней челюсти, круговой мышцы рта, зависит больше половины успеха постановки звука [р]. Если мышцы очень слабы, на то, чтобы их накачать может уйти от одного до трех месяцев. Но при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики (каждый день утром и вечером), добиться хорошего результата можно за одну неделю. Для этого нужно выполнять следующие упражнения:

«Вкусное варенье» — облизываем верхнюю губу широким язычком.

«Почистим зубки языком» — имитация чистки зубов.

«Маляр» проводим кончиком языка по небу (красим потолок).

«Лошадка» — поцокивание языком (верх-вниз), при этом нужно контролировать, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась на месте.

«Грибок» — из верхнего положения «Лошадки» присасываем широкий язык к небу (рот открыт).

«Гармошка» — из положения «Грибок» опускаем и поднимаем нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

«Парус» — удерживаем поднятый кверху язык за верхними зубами при открытом рте на счет сначала до 10, увеличивая с каждым разом до 40.

«Дятел» — стучим при открытом рте (!) кончиком языка за верхними зубами со звуком: ддддд (губы в улыбке).

«Заведи мотор» — дуем на поднятый вверх язык со звуком: джжжжжжж – рот открыт, губы в улыбке.

«Балалайка» — указательным пальцем водим под поднятым в положении «Парус» язычком со звуком: дын-дын-дын, вызывая вибрацию кончика языка, рот открыт, губы в улыбке.

 

 

 

Ребенок не выговаривает звук «р». Как его научить? — Дети — tsn.ua

Трогательно и мило звучат словечки ребенка, который еще не научился правильно выговаривать звуки. Обычно детям сложно даются свистящие, шипящие, звуки «р» и «л». Большинство родителей не видят в этом проблемы и просто ждут, пока речь ребенка сформируется сама собой. Или занимаются с ним сами, как считают нужным.

Но бывает, что и после 5-6 лет ребенок нормально не разговаривает. И тогда у родителей начинается паника: уже пора идти в школу, а ребенок совершенно не готов! Почему так происходит и когда нужно обращаться к специалисту, чтобы не упустить время? Об этом рассказал учитель-логопед высшей категории, методист, заведующая областной психолого-медико-педагогической консультации Житомирской области Алла Шовтюк.

К трем годам дети должны говорить больше тысячи слов

Обычно дети начинают произносить звук «р» к пяти годам. Однако если родители видят, что ребенку уже 3-4 года, а он не выговаривает многие звуки, с трудом и мало говорит, лучше не ждать пяти лет, а сразу обратиться к специалисту. Ведь вопрос не в одном или нескольких звуках, а в формировании речи в целом. Например, к трем годам ребенок должен говорить около тысячи слов, то есть вполне свободно разговаривать. А если этого нет, нужно идти к неврологу и логопеду, чтобы узнать истинную причину недоразвития речи. Часто родители успокаивают себя тем, что близкие родственники ребенка в детстве тоже плохо говорили, а потом все само собой исправилось. Однако причины могут быть самые разные: неправильное строение артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, заячья губа, расщепленное мягкое небо, неправильный прикус и так далее), а еще различные неврологические нарушения. Нужно учитывать, что нынешние дети подвержены влиянию многих факторов: плохая экология, некачественная вода, продукты с различными вредными добавками и так далее. Все это очень сказывается на детском здоровье. Поэтому те проблемы, которые пару десятков лет можно было исправить всего за несколько месяцев, теперь требуют гораздо длительного времени и усилий.

Если специалист выявил у ребенка проблемы, мешающие развитию речи, ими нужно немедленно заниматься и по возможности исправить. Например, короткую уздечку языка можно подрезать хирургическим путем. А если ничего не предпринимать, то и к 6-7 годам не будет никакого результата. Многие люди всю жизнь страдают от речевых изъянов и не могут устроиться на работу, связанную с живым общением. И все только потому, что родители вовремя не обратились к специалисту.

Также читайте

Можно ли обойтись без специалистов?

Некоторые папы-мамы уверены, что смогут и сами научить ребенка правильно произносить звуки. Но это не так просто, как кажется. В результате часто получается обратный эффект: ребенок начинает произносит звуки неправильно, например, звук «р» выговаривает горлом, и этот дефект исправить потом очень сложно. Поэтому лучше всего после трех лет (если есть проблемы с речью), прийти с ребенком на консультацию к специалисту. Сегодня в каждом детском саду есть логопедическая группа, а с сентября по всей стране откроются инклюзивно-ресурсные центры, где будут работать логопеды, дефектологи и психологи, предоставляющие бесплатные консультации. 

Если специалист не выявит серьезных проблем, значит, для ребенка достаточно артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Гимнастика проводится в игровой форме, во время которой ребенка учат делать специальные упражнения, например, поднимать язычок за верхние зубы. Различных упражнений множество: «Грибок», «Маляр», «Гармошечка», «Лошадка» и так далее. Специалист также проводит ребенку специальный массаж языка, добиваясь его вибрации зондом (эдаким шариком). А когда ребенок научится правильно произносить звук, то есть звук будет звучать изолированно чисто, его можно закреплять в слогах, словах и затем в предложениях. Учитель-логопед обучит всему этому и ребенка, и родителей, которые продолжат занятия дома.  

Также читайте

Я – не такой, как все?

Очень важно, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. В коллективах над такими детьми часто смеются, дразнят, поэтому родители должны убедить ребенка в том, что он ничем не отличается от других, а правильная речь – это только дело времени. Стоит только немного позаниматься, и все будет хорошо. Нужно всячески поддерживать ребенка, проявлять свою любовь и внимание. Показывать, что его любят таким, как он есть. А чтобы ребенок не ленился заниматься, можно придумать вознаграждение за его маленькие победы: вкусный торт, новая игрушка, поход в кино и так далее. 

Чтобы ребенок гармонично развивался, родители с самого раннего детства должны уделять ему достаточно времени и внимания. Например, во время прогулки показывать ему предметы, называть их, учить, какие звуки издает кошка, собака, как шумит ветер и так далее. Такие занятия принесут только пользу и помогут ребенку быстрее научиться разговаривать. А чем ребенок старше, тем содержательнее и интереснее беседы, тем больше развиваются речь и память.  

Юлия Мельничук

 

Почему у детей возникают проблемы с произношением звука «Р»

Любой, кто провел хоть какое-то время с маленькими детьми, знает, что для них характерно говорить «twuck» вместо «truck» и сильно бороться с произнесением слова «purple». Но что такого особенного в звуке «Р», что делает его таким сложным? И как узнать, разрешится ли эта банальная проблема с речью сама собой, или вам понадобится помощь профессионала?

Содержание

  • Почему у детей проблемы со звуком «Р»?
  • Когда большинство детей учат звук?
  • Чем может помочь логопед?
  • Логопедия стоит денег?
  • Что в итоге?

Почему у детей проблемы со звуком «Р»?

Официальное название трудности со звуком «Р» — «ротоцизм», и оно так распространено среди детей отчасти потому, что детям трудно наблюдать, как взрослые в их жизни произносят этот конкретный звук. Когда взрослые произносят другие распространенные звуки, такие как «с» или «т», дети могут легко наблюдать за положением своих губ и языка и имитировать их.

Когда мы произносим звук «Р», в нашем рту ничего не меняется. Это усложняет процесс проб и ошибок для маленьких детей, чтобы научиться издавать правильный звук.

Когда большинство детей учат звук?

По словам Кристин Ристуччиа, сертифицированного логопеда и президента организации Say it Right, детям часто не удается освоить звук «Р» до детского сада или после него. Она предлагает родителям смотреть на звук «Р» в более широком контексте речи их ребенка. Трехлетний ребенок, который заменяет звук «W» на «R», не вызывает беспокойства, если его речь в основном понятна; трехлетний ребенок, чья речь непонятна никому, кроме его родителей, вероятно, нуждается в раннем вмешательстве. Ко второму классу, когда им от 7 до 8 лет, дети должны овладеть звуком. Ристучча отмечает, что дети, которые все еще борются со звуком во втором классе, могут иметь другие неблагоприятные последствия, если им не оказать помощь. Она пишет, что эти дети «могут стать более застенчивыми в своей речи, правописание может быть неблагоприятно затронуто (обратите внимание на все списки правописания для второго класса с гласными, контролируемыми R?), и они могут быть открыты для дразнилки, что приводит к отстранению.

от участия в дискуссиях и мероприятиях».

Чем может помочь логопед?

Мередит Аврен, логопед из логопедической компании Peachie Speechie, объясняет различные методы, которые логопеды могут использовать, чтобы помочь детям научиться овладевать этим сложным звуком. Речевые патологи могут использовать такие инструменты, как «марионетка для рта», чтобы визуально показать детям, куда поместить их язык, а затем попросить детей сделать модели своих языков из пластилина, чтобы показать правильное положение при произнесении звука «Р». (На веб-сайте TeachersPayTeachers есть несколько примеров рабочих листов, показывающих различные формы языка.) Она также использует инструменты, такие как зубная нить и леденцы, чтобы помочь детям понять и запомнить, как класть язык, чтобы различать «R» и «W». ”

Логопедия стоит денег?

Некоторых родителей может пугать цена логопедического лечения, и поэтому они продолжают скрещивать пальцы и ждать, пока проблема разрешится сама собой. А частная логопедия может быть дорогой. Сертифицированный логопед может брать от 100 до 250 долларов в час. Однако хорошая новость заключается в том, что логопед часто может покрываться медицинской страховкой, включая Medicaid. Если ребенок школьного возраста, родитель может потребовать, чтобы его ребенок был оценен для IEP (Индивидуальный план обучения). Если IEP ребенка требует, чтобы он получал услуги логопеда, школьный округ обязан обеспечить, чтобы ребенок получал эти услуги бесплатно для родителей. Несмотря на то, что родителям часто бывает нелегко обеспечить, чтобы их ребенок получал все обязательные услуги в соответствии с их IEP, неспособность школы сделать это является нарушением федерального закона.

Что в итоге?

Короче говоря, если ваш четырехлетний ребенок все еще называет сказку «Виттл Сред Шапочка», вероятно, еще рано обращаться за профессиональной помощью; к тому времени, когда им исполнится шесть, они могут быть «Р»-ами, как пираты, просто потому, что у них есть еще несколько лет практики.

Но если ваш ребенок в возрасте от 7 до 8 лет все еще произносит звук «Р» как звук «В», или если вы заметили, что у вашего ребенка в возрасте от 3 до 5 лет есть многочисленные неправильные произношения, или что учителя и другие взрослые борются с чтобы понять их, возможно, пришло время подумать о том, чтобы оценить вашего ребенка для речевых услуг. Оценка речи может помочь выявить проблемы и порекомендовать необходимые услуги, чтобы убедиться, что ваш ребенок вырастет и станет уверенным оратором, а его неправильное произношение — просто милое воспоминание детства.

Рекомендации редакции
  • Сколько калорий я должен позволять моему подростку есть в день? Ответ сложный
  • 5 способов определить овуляцию в домашних условиях естественным путем
  • 5 явных признаков того, что ваш ребенок испытывает трудности в школе (или будет) — и что делать, чтобы помочь
  • Можно ли принимать лекарства от простуды во время кормления грудью? Что нужно знать о том, чего следует избегать
  • 6 лучших групп Facebook для кормящих мам

Почему звук «Р» для некоторых детей так сложен? — Центр развития дуба

Для маленьких детей нормально демонстрировать речевые и звуковые ошибки, которые они перерастут по мере взросления.

Отличительной особенностью речи многих маленьких детей является замена «Р» на «W». Из-за этой ошибки может показаться, что ребенок произносит «Красная Шапочка» вместо «Красная Шапочка». Хотя этот паттерн характерен для малышей и дошкольников, ожидается, что дети будут правильно произносить / r / к началу начальной школы. Поскольку /r/ — один из самых распространенных звуков в английском языке, неудивительно, что детям, у которых возникают трудности с этим звуком, будет трудно его понять. Большинство из нас может говорить четко и точно, не задумываясь дважды, поэтому мы можем считать само собой разумеющимся сложность и сложность, связанные с точным воспроизведением речи. При разговоре ребенок должен координировать точные движения губ, языка и челюсти вместе с дыханием и голосом. Все это позволяет им достигать определенных звуковых целей, плавно перетекая от одного звука к другому, создавая осмысленные слова и предложения. Если какая-либо часть определенного паттерна, необходимого для воспроизведения звука, будет хоть немного нарушена, это приведет к ошибке артикуляции.
Логопеды используют множество методов, чтобы научить детей координировать различные аспекты речевой системы, чтобы включать новые звуки в свою речь. Как только ребенок может произносить звук изолированно, логопед помогает ему или ей использовать звук в словах, предложениях и, наконец, в разговоре. Непростая задача выучить новый звук, если вы никогда раньше его не создавали! В частности, звук /r/ трудно выучить даже изолированно по многим причинам. Ниже приведены три основные причины, по которым так много детей не могут произнести звук /р/.

1. Абстрактные двигательные движения

В отличие от многих других речевых звуков, двигательные паттерны, связанные с звуком /r/, увидеть непросто. Возьмем, к примеру, двугубные звуки (другими словами, звуки, которые требуют смыкания губ). Ребенок может легко увидеть, что губы должны быть закрыты, чтобы произносить звуки /b/, /p/ и /m/, что облегчает обучение и изучение этих звуков. Кроме того, для таких звуков, как /t/, /d/ и /n/, ребенок может видеть, что язык должен быть помещен на гребень сразу за верхними передними зубами (альвеолярный гребень), чтобы произвести этот звук.

В то время как большинство детей (и взрослых!) не смогут сказать вам, куда они помещают свой язык, чтобы произвести данный звук, способность визуализировать положение артикуляторов (губ, языка и челюсти) полезна для обучения. Очень трудно увидеть, где следует держать язык во рту, чтобы создать хороший звук «Р».

Итак, как должны располагаться губы, язык и челюсть, чтобы издавать хороший звук /р/? Можно использовать несколько различных конфигураций, и разные люди могут менять позиции в разных контекстах (Westbury, Hashi & Lindstrom, 1998). Тем не менее, для произнесения звука /r/ необходимо соблюдение нескольких критериев: язык удерживается в середине рта, язык образует гребень или горбинку, чтобы сузить поток воздуха через ротовую полость, а боковые стороны рта язык соприкасается или приблизительно соприкасается с внутренней частью задних коренных зубов. Ниже приведены две основные конфигурации, которые возникают при произнесении звука /r/: , Сгруппированное «R»: в этой конфигурации язык плотно «сжимается» по направлению к середине/задней части ротовой полости с опущенным кончиком языка.

Центральная часть языка образует горбинку, которая мягко касается твердого неба. Ретрофлексированная буква «R»: Конфигурация производится с кончиком языка, обращенным вверх, почти касаясь неба.

Буква «Р» на самом деле ассоциируется со многими разными звуками речи! «Р» иногда действует как согласная. «R» обычно действует как согласная, когда стоит перед гласной, например, в « r ed», «a r ound» и «g r een». «Р» также может действовать как гласная. R действует как гласная в таких словах, как «feathe r, », «lea r n» и «fu r ». Дети могут быть в состоянии произвести «Р» в одних контекстах, но не в других. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, существует множество вариаций вокального «р», которые требуют несколько разных переходов от предшествующего звука к звуку /р/. Эти вокальные вариации включают «AR», «EAR», «ER», «IRE» и «OR». Все эти гласные требуют слегка различающихся переходов от одного артикуляционного жеста к другому, и то, что ребенок может воспроизвести одну вариацию, не означает, что он может автоматически воспроизвести остальные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *