Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква «п»»
Цель: Обучение грамоте.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звука [П].
2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.
3. Познакомить с буквой П.
4. Обучать чтению слогов с буквой П.
5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.
2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.
Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.
— Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.
— Давайте надуем шарики с помощью щёк:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонким и худым.
— Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.
3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)
Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:
П! – мы губы сложим вместе.
П! П! П! – пыхтим мы глухо.
Нету голоса и звука!
— Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).
— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.
Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].
Выставляются картинки с пальмой и письмами.
— Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].
Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:
— Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
— Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].
— Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).
4. Игра “Будь внимательным!”
У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.
— Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] — поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит слоги, затем слова.
Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;
Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.
5. Игра “Живые звуки”.
— Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.
— Назовите первый звук, второй,. ..
— Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится — в начале или в конце слова?
6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.
Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)
Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).
7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.
— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
— На что похожа буква П? (Ответы детей).
— Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.
— Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
8. Работа с разрезной азбукой.
— Найдите в разрезной азбуке букву П.
9. Чтение слогов и слов с буквой П.
— Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.
А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.
— Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).
Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.
— Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.
— Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).
10. Итог занятия.
— С каким звуком познакомились?
— Какой это звук?
— Почему звук [П] согласный?
— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
— Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).
Твёрдые согласные звуки
ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ- Определение
- Парные твёрдые и мягкие согласные
- Всегда твёрдые
Определение
Твёрдые согласные звуки — это звуки, при произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка, вызывающей палатализацию.
Стоит отметить, что они произносятся без какого-либо смягчения. Однако в русской речи согласный звук, обозначаемый на письме одной и той же буквой, может быть как твёрдым , так и мягким.
Например:
- тыл [т ы л] — тишина [т’ и ш и н а]
- соль [с о л’] — сера [с’ е р а ]
Однако, как говорилось выше, мягкие согласные образуются при помощи артикуляции языка. А звуки не имеющие этой дополнительной функции языка, являются твёрдыми.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Необходимо знать, что в русском языке существует 15 пар согласных, которые образованы по признаку твердости/ мягкости.
А теперь давайте убедимся в том, что каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:
- Буква б — [б] (твердый звук) — [б’] (мягкий звук)
- Буква в — [в] (твердый звук) — [в’] (мягкий звук)
- Буква г — [г] (твердый звук) — [г’] (мягкий звук)
- Буква д- [д] (твердый звук) — [д’] (мягкий звук)
- Буква з — [з] (твердый звук) — [з’] (мягкий звук)
- Буква к — [к] (твердый звук) — [к’] (мягкий звук)
- Буква л — [л] (твердый звук) — [л’] (мягкий звук)
- Буква м — [м] (твердый звук) — [м’] (мягкий звук)
- Буква н — [н] (твердый звук) — [н’] (мягкий звук)
- Буква п — [п] (твердый звук) — [п’] (мягкий звук)
- Буква р — [р] (твердый звук) — [р’] (мягкий звук)
- Буква с — [с] (твердый звук) — [с’] (мягкий звук)
- Буква т — [т] (твердый звук) — [т’] (мягкий звук)
- Буква ф — [ф] (твердый звук) — [ф’] (мягкий звук)
- Буква х — [х] (твердый звук) — [х’] (мягкий звук)
А ещё нужно помнить, что в письменной речи после твёрдых согласных пишутся гласные буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Всегда твёрдые
Однако в русском языке не все согласные могут образовать пары по признаку твёрдости и мягкости.
Всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
И совсем неважно пишутся ли после них гласные «е», «ё», «и», «ь». Они всегда будут оставаться твёрдыми.
Например:
- жаба [ж а б а] — согласная «ж» твёрдая
- шаги [ш а г и] — согласная «ш» твёрдая
- цифра [ц ы ф р а] — согласная «ц» твёрдая
Hard and Soft G Little Reader Books
Новые читатели* · Блог Платона
Изучение звуков букв важно как для чтения, так и для письма, но некоторые буквы алфавита сложнее других и издают не один, а ДВА звука! G — одна из таких букв. Эти бесплатные маленькие книги для чтения и стишки помогают детям больше узнать о мягких звуках G (как в слове жираф) и твердых звуках G (как в слове «коза»).
Чтобы получить больше книг для чтения, попробуйте наш комплект для начинающих читателей в нашем магазине!
Подготовка
Мы загрузили твердую и мягкую печатную форму G (ниже). Затем мы распечатали страницу с цветными рифмами, заламинировали ее и прикрепили к передней дверце шкафа, где ее было хорошо видно.
Дети хотели раскрасить свои книжки, поэтому мы распечатали черно-белые версии, и дети аккуратно сложили их в книжки. Им просто нужна была небольшая помощь, чтобы прорезать одну щель в середине бумаги. (Инструкции, включенные в загрузку, показывают пошаговую сборку.)
Изучаем твердую и мягкую G
Для начала мы вместе прочитали детскую книгу, в которой были мягкие и твердые буквы G, и обсудили два звука. Затем мы выучили рифму и вместе просмотрели несколько любимых книг, чтобы узнать, верна ли рифма, а как часто нет.
Перед y или i или e буква g мягкая, как энергия.*
Перед буквами a, u или o (или другими буквами, чтобы вы знали) буква G твердая, как ухмылка и вперед.
*Есть исключения из мягкого правила, например: геккон, подарок, девочка, подари, гном, тигр…
Несколько раз найдя слово «девочка», дети поняли, что стишок больше похож на общее руководство а не жесткое и быстрое правило. Поэтому, когда они находили G, за которой следует Y, I или E, они произносили слово в обоих вариантах, чтобы решить, какой из них звучит правильно, в качестве двойной проверки!
Чтение твердого и мягкого G
Затем каждый ребенок раскрасил книжечку с мягким или твердым G и прочитал ее, чтобы проверить слова. Они использовали разноцветные карандаши, чтобы обвести букву, следующую за каждой буквой G, и обратились к плакату, чтобы еще раз проверить, правильно ли он соответствует правилам рифмы. Затем они обменялись книгами, чтобы прочитать обе.
На следующий день они раскрасили третью маленькую книжку, содержащую твердые и мягкие предложения G, и использовали маркеры, чтобы отметить букву после каждой G, прежде чем читать книгу. Это был отличный способ помочь детям понять, как буквы работают вместе, чтобы влиять на звуки.
После прочтения книги они просматривали ее еще раз, подчеркивая все слова твердой буквой G и обводя все слова мягкой буквой G. Они также разделились на пары и снова прочитали все книги со своим партнером по чтению.
Хватайте загрузку
Готовы попрактиковаться и в жестком, и в мягком G?! Нажмите синюю кнопку загрузки ниже, чтобы получить свои маленькие книги для чтения и постер, а затем загляните в наш магазин и ознакомьтесь с нашим набором для начинающих читателей!
Похожие сообщения
Hard and Soft ‘C’ и ‘G’.
Jj для заметок 128. Твердые и мягкие буквы «C» и «G».
Самое замечательное в правилах правописания, таких как властное правило «е», заключается в том, что, выучив определенное правило, вы сможете читать (и, надеюсь, произносить) множество разных слов. Другими словами, правила дают вам большую отдачу от затраченных средств. Имея дело с твердыми и мягкими «с» и «г», мы сначала учим твердый звук как часть основных связей между звуками и буквами, а мягкие звуки вводим чуть позже.
ЧТО ТАКОЕ ТВЕРДАЯ И МЯГКАЯ «С»?
Твердая буква «с» звучит как /k/ в слове «вызов».
Мягкая буква «с» звучит как /s/ в слове «цент».
(Помните, что косые черты / / означают, что мы произносим звук ; «с» или c означает произношение буквы имени. Я думаю, что в какой-то момент я мог сделать и то и другое. Aa для альпак.)
ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ ‘G’?
Твердая буква «г» звучит как /г/ в слове «коза».
Мягкая буква «g» звучит как /j/ в слове «жираф». (Настоящим способом представления мягкой буквы «г» в Международном фонетическом алфавите является /dʒ/. Объяснение см. здесь. /j/ на самом деле является звуком, произносимым в начале слова «да», но было бы проще, если бы Я просто набираю /j/ для мягкого звука.0003
Мягкая «г» звучит как начало слова «джем», поэтому при изучении связей между звуками и буквами возникает большая путаница между «г» и «дж». Это усугубляется тем фактом, что оба названия букв имеют мягкое / j / в них: «jee» (‘g’) и «jay» (‘j’). Вы действительно удивляетесь, как это произошло. Кто-то намеренно запутывал людей, или это просто способ эволюции речи и языка? Тем не менее, это все хорошая стимуляция мозга!
Твердая и мягкая «с» и «г»: это твердая «г» в слове «трава», но сама трава мягкая.
ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ.
Для «с»: звук обычно мягкий – /с/ – если за ним следует «е», «и» или «у». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /k/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. кр, кл.
Для «g»: звук обычно мягкий – /j/ – когда за ним следует «e», «i» или «y». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /g/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. гр, гл.
Как видите, правило одинаково и для «c», и для «g». Обратите внимание, что в правиле написано «обычно мягко» — можете поспорить, что на английском языке будут исключения. И есть много исключений, когда речь идет о «г»: получить, подарок, девушка и так далее. По правилу в этих словах должен быть мягкий звук /j/, но это не так. Таким образом, при обучении/отработке правила, вероятно, лучше сконцентрироваться на «с», чтобы закрепить (мягкое «с»!) его.
Предупреждение.Всегда лучше использовать картинку в качестве крючка, на который можно повесить каждый звук, в этом весь смысл обучения связям звук-буква с помощью алфавитной книги. Очевидно, что в Aa для альпак я правильно применил правило («c» для «верблюда», а «g» для «резинового сапога»). Напротив, многие другие алфавитные книги сбивают детей с толку. Сколько раз мы видели, что буква «г» означает «жираф» в азбуке? Сначала нужно научить жесткому звуку. Но вы можете использовать «жираф» для «крючковой картинки» при обучении мягкому звуку.
ОТРАБАТЫВАНИЕ ТВЕРДОЙ И МЯГКОЙ «С».
- Настоящие слова.
Вы можете составить краткий список реальных слов с буквой «с» в них и попросить ребенка прочитать каждое слово и написать правильный символ, обозначающий звук каждого слова, /k/ или /s/. Примеры: корова, танец, пикник, доктор, центр, тишина, украшение, сила, погреб, актер, цирк.
- Бессмысленные слова.
Я придерживаюсь своего принципа, что если вы можете читать бессмысленные слова, вы действительно знаете правило. Пусть ребенок сделает то же самое, что и выше, со следующими словами:
Cont cilter cime cag cint cume coge cere caik cetch curmin coafer curtig colind caffent cipnit cotby ciggen culty
Используйте более короткие слова для менее опытных читателей.
ОТНОШЕНИЕ ТВЕРДОЙ И МЯГКОЙ «G».
- Настоящие слова.
Снова выберите любые настоящие слова, в которых есть буква «g» (кроме «ng», «igh» или «ough», где буква «g» отсутствует). Пусть ребенок прочитает каждое слово и напишет правильный символ, обозначающий звук каждого слова, /g/ или /j/. Примеры: тигр, сообщение, газ, собака, пакет, гитара, начало, изменение, гольф, опасно.
- Бессмысленные слова.
Примеры: goshment, gorpone, frooge, gypswot, ginpan, gufeme, garsweld, congent, gomble, sontage.
Как только дети узнают правило, они могут попробовать звук в обоих вариантах, если они не уверены, и посмотреть, какой из них будет настоящим словом.