Психологические особенности восприятия образа
Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «концепцию восприятия»; способствующего «раскодированию» художественно-образного языка произведения искусства; эмоционально-эмпатического «вхождения» в произведение искусства, сопереживания, соучастия; ощущения художественной формы и чувства эстетического наслаждения.
Интегрированное действие всех четырех механизмов осуществляется с помощью художественного воображения, которое способствует катарсическим процессам.
Специфическая особенность художественного восприятия заключается в особом отношении механизмов, его осуществляющих.
Художественный образ восприятия имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культуры, пластических форм, живописного создания.
Если художественный образ читателя, зрителя, слушателя окажется равным тому, что предполагает автор произведения, то следует думать, что подобный образ-клише не более, чем репродукция.
Если же формирование образа восприятия происходило вне тех рамок и «силовых линий», которые предлагает автор произведения, то созданное воображением воспринимающего будет граничить с эксцентрическими, произвольными представлениями, минующими суть художественного произведения и граничащими с аберрацией.
Оптимальным вариантом художественного образа восприятия, очевидно, следует считать диалектическое соотношение индивидуальности и ее жизненного и художественного опыта восприятия. При таком сочетании эстетическая информация складывается в целостный образ восприятия, приобретающий для субъекта определенную ценность и смысл.
Художественное восприятие «бинокулярно-двупланово». Эта бинокулярность состоит в том особом соотношении механизмов восприятия, благодаря которому «реципиент» имеет возможность изолировать неизбежную реакцию на реальный жизненный материал, который лег в основу произведения, от реакции на его функциональную роль в произведении искусства.
Первый план настраивает воспринимающего на художественное про изведение как на своеобразную действительность. И чем сильнее выражена эта установка, тем ярче эмоциональная отзывчивость, тем активнее его сопереживание и соучастие в той жизненной коллизии, которую показал автор, тем очевиднее его «перенесение» в мир, показанный художником.
Полноценное действие второго плана, очевидно, связано прежде всего с уровнем эстетической грамотности воспринимающего, с запасом теоретико-искусствоведческих знаний и представлений об искусстве как особой форме художественного видения мира.
Если перестает действовать первый план, то видение воспринимающего теряет свою «стереоскопичность» и становится догматическим представлением о художественном объекте, начисто лишенным живого эстетического чувства. Отсутствие в эстетическом сознании индивида второго плана делает его эмпиричным, наивно-инфантильным, лишающим субъекта представлений об особой и сложной специфике искусства.
Художественное восприятие художественного произведения возможно лишь при условии одновременного действия двух планов. Создается тот объем видения, в котором только и возникает художественный эффект. Как только эта стереоскопичность видения разрушается и установка сознания становится «монокулярной», отношение к произведению искусства «вырождается» и теряет свою специфику.
Изучение художественного восприятия в нашем исследовании осуществлялось с помощью оригинальной методики, позволяющей экспериментально провоцировать работу основных его механизмов. Эту методику мы условно обозначили как «тест- корни».
Она состояла из набора шести предметов различной конфигурации, в который входили корни деревьев. Набор предъявлялся испытуемым в определенной последовательности.
Эксперимент включал в себя три серии, отличающиеся друг от друга различной постановкой задач и характером инструкции.
Первая серия эксперимента провоцировала процесс создания художественного образа восприятия с помощью предъявленного тест-объекта и инструкции, напоминающей вопрос известного проективного теста Роршаха: «Скажите, на что это похоже?»
Вторая серия эксперимента стимулировала художественно-эстетический аспект отношения и сопровождалось следующей инструкцией: «Какой из предъявленных корней вы могли бы назвать комическим, романтическим, прекрасным, грациозным, героическим, безобразным, изящным, трагическим, ироническим, отвратительным?»
Третья стадия эксперимента актуализировала личностно-смысловой план отношения с помощью следующих вопросов: 1. «Какой корень вам нравится больше остальных?» 2. «Какой корень имеет наибольшую художественную ценность и может быть, с вашей точки зрения, выставлен в зале музея в качестве экспоната?» 3.«Какой корень вам не нравится?»
Эксперимент проводился на группе испытуемых свыше 200 человек, включающей взрослых людей различной профессии, студентов, школьников и дошкольников.
В представлениях многих художников, писателей, поэтов и ученых так называемые «корни» являются
Широко известно высказывание ученого Р. Якобсона о художественной специфике рассматривания очертаний движущихся облаков, пятен, клякс, сломанных корней и веток, которые интерпретируются воспринимающим как изображения живых существ, пейзажей или натюрмортов, как произведения изобразительного искусства.
Французский поэт Поль Валери указывал на то, что имеются формы, вылепленные из песка, у которых совершенно невозможно выделить структуры, созданные человеком и морем. Французский ученый Л. Моль высказывает следующее предположение: «… степень ослабления эстетического восприятия не пропорциональна количеству разрушенных элементов соответствующего сообщения.
Известный советский артист С. В. Образцов утверждает, что корни деревьев, сломанные ветки, узоры кристаллов на мраморных глыбах, наконец, сами каменные глыбы, «обработанные» природой, являются произведениями искусства, естественно, в восприятии людей с развитым художественным восприятием искусства. Он пишет: «Удивительными произведениями природы китайцы наслаждаются как произведениями искусства.
В пекинском дворце мы увидели доску, на мраморной поверхности которой темные слои расположились таким образом, что казались двумя дерущимися собаками…
Руководитель экскурсии показывал нам эту доску с такой же гордостью, с какой служитель венской галереи показывал мне полотна Питера Брейгеля.
И для китайцев, и для нас, остановившихся перед мраморной доской, она была произведением искусства».
И наконец, известнейший у нас и за рубежом искусствовед Н. А, Дмитриева утверждает вслед за С. В. Образцовым, что нерукотворные произведения природы являются произведениями искусства в восприятии художественно развитых людей.
В результате проведенного нами исследования было получено представление о художественном восприятии или художественном образе, т. е. была построена его модель.
Художественный образ восприятия является «единицей», концентрирующей в себе все основные свойства отношения личности к искусству: в ней имеются так называемые диспозиционные компоненты: эмоциональность, активность и адекватность отношения; перцептивное «ядро», включающее «составные» художественного образа, и критерии оценки художественного объекта: эстетические, эмоционально- эстетические п эмоциональные.
Материалы исследования показали, что у различных испытуемых преобладал разный «тип» диспозиционной готовности к восприятию. Так, у испытуемых с преобладанием эмоционального элемента в реакции на каждый предъявляемый тест-объект были высказывания такого рода: «Очень интересно», «Где вы взяли такие интересные корни?», «Где вы откопали такую прелесть?», «Получаю удовольствие, что держу в руках дерево, люблю держать в руках дерево», «Корень отталкивает», «Корень не отпускает» и т.
Испытуемые, в диспозиции которых преобладает активный элемент, прибегали к многоракурсному рассмотрению объекта, были склонны к аффективному состоянию в ситуации невозможности создать адекватные, конструктивные образы: «Сюжет не возникает, обидно», «Приходит на ум всякая банальщина», «Обидно, хочу работать, но ничего не возникает», «Возникает какое-то раздражение, но ничего не могу поделать» и т. д.
Испытуемые с адекватной диспозицией прибегали к ассоциациям преимущественно в рамках конфигурации заданного тест-объекта, испытуемые с неадекватным отношением — к ассоциациям, не имеющим ничего общего с характером и фактурой предъявляемого корня.
На перцептивной стадии восприятия художественный образ формировался в шести основных планах.
1. В плане динамичности, которая определяла взаимодействие компонентов образа.
Испытуемые с динамическим видением каждый раз ощущали движение образа, возникающее в результате взаимодействия его составляющих: «Веселый чертик пляшет», «Носорог, которого убили стрелой, извивается, ему больно», «Поросенок пляшет, но не очень-то веселится», «Животное сжалось и дрожит». Испытуемые, склонные к статическому восприятию, фиксировали образ в неподвижности: «Это козел, а может быть, не козел», «Это сочетание собаки и кошки», «Слияние собаки и льва», «Дракон» и т. д.
2. В плане видения образа во всей его целостности «Ящерица», «Эволюционное дерево», «Дугою старого дерева», «Сгусток всего ушедшего из мира», «Потусторонний мир», «Хаос», «Силовые линии». Видение образа как крупной детали, чего-то целого: «Рука из ада», «Часть луны».
3. В плане способности ощущать фактуру художественного образа объем, пространство, фактуру объекта, вес и даже тепло, характерное для дерева: «Структура дерева крупная, крупные мазки, пластины дерева прихотливо извиваются», «Интересная структура дерева, мазки свободные и твердые», «Цвет портит, даже делает похожим на пластилин, глину, это не лепка, а естественное создание» и т. д.
4. В плане художественно-смыслового обобщения, подводящего итог перцепции и создающего личностную концепцию художественного восприятия объекта- «Неземное», «Космогоническое», «Вечная непрерывность (символ «ниоткуда и никуда»)», «Хаос», «Дантов ад», «Трагизм», «Деградация», «Пробуждение», «Весна» и т. п.
На стадии оценочного отношения к объекту испытуемого формировали эмоциональные критерии — добродушный, веселый, нежный, грустный и т. д. и художественно-эстетические оценки предъявленного объекта — грациозный, изящный и т. д.
Материалы исследования показали, что художественное восприятие формируется, во-первых, при условии взаимодействия всех трех его уровней, диспозиции, перцепции и оценочной деятельности — и, во-вторых, наибольшей выраженности таких крайних значений художественного образа восприятия, как динамичность, целостность, взаимодействие образа с деталями и сенсорно-чувственной фактурой образа. Итогом всей структурно-динамической «коллизии» образа художественного восприятия является его художественно-смысловая концепция.
При соблюдении этих условий испытуемые имели возможность выходить на уровень художественно-эстетического отношения к объекту. Отсутствие необходимого набора свойств (качеств) художественного образа, предопределяло нехудожественное отношение к нему.
Психологический журнал, Том 6, No 3, 1985, с J50-153
Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность, целостность и структурность восприятия.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качестве; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Б. Г. Ананьев (1907—1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как I предмет и обозначить его свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.
Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.
Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.
Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.
Апперцепция.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего суоъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, «стремления, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как
бы видит на основе предшествующего опыта.
Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, что бы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется
Рис. 12.
поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.
Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74 процента воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73 процента воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.
Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверждено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.
Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной. В ситуации этого рода перцептивная система должна сделать выбор при наличии противоречивой информации. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.
Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знании, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.
В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.
Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывает, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.
Классификация восприятий.
В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Особенности восприятия
Восприятие включает в себя множество атрибутов, но три наиболее признанных свойства восприятия включают постоянство, группировку (особенно принципы гештальта) и эффект контраста.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы сходства и близости: гештальт-законы
- Избирательное восприятие
Постоянство
С точки зрения восприятия, постоянство относится к способности одной или нескольких перцептивных систем идентифицировать один и тот же объект среди множества сенсорных входов. Например, монета выглядит круглой, если держать ее лицевой стороной, и эллиптической, если держать ее стороной. Но постоянство позволяет нам идентифицировать объект как монету, даже если он находится в любом положении. Без постоянства мы могли бы воспринимать один объект как другой сенсорный вход, если воспринимать его под другим углом, углом, интенсивностью или частотой.
Существуют различные виды постоянства. Один тип цветового постоянства называется основным фокусом в области восприятия. Например, белая бумага обычно воспринимается как «белая» даже при различной интенсивности и цвете света. Другие включают запах, мелодию, яркость, слова и шероховатость. Вид воспринимаемой информации идентифицируется мозгом прежде, чем перцептивные системы достигают соответствующего перцептивного постоянства.
Группировка
Группировка — это характеристика восприятия, которая следует принципам, изначально предложенным гештальт-психологами. Принципы группировки были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных и структурированных. Шесть принципов группировки гештальта включают близость, сходство, завершенность, хорошее продолжение, общую судьбу и хорошую форму. Узнайте больше о них здесь.
Эффект контраста
Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению восприятия по отношению к нормальной интенсивности, степени, частоте или другим характеристикам. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека.
Джон Локк, философ 17 века, был одним из первых ученых, наблюдавших эффект контраста. Предположим, вы коснулись чашки А горячей водой. По его словам, чуть теплая вода в чашке Б может восприниматься как «горячая». Но теплая вода будет казаться «холодной», если ваша рука до этого коснулась чашки с холодной водой. Много лет спустя Вильгельм Вундт заявил, что контраст является основным принципом восприятия. Для правильного контраста сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга. С начала 20 века исследователи провели несколько наблюдений, чтобы подтвердить эффекты контраста. Одно исследование восприятия музыки показало, что испытуемые определяли песню как «хорошую» или «плохую» в зависимости от того, насколько ранее услышанная музыка субъективно «хорошая» или «плохая». Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также на другие параметры, такие как вес и легкость.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или все) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
aardvark. ucsd.edu
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Значение, определения, признаки, ощущение и восприятие
Восприятие — это то, что мы видим в окружающей нас среде, другими словами, как человек интерпретирует информацию, т. е. видит, слышит, пробует на вкус, осязает и обоняет окружающую среду. Таким образом, восприятие является субъективным явлением. В терминах модели S-O-B-C восприятие — это когнитивный процесс, в котором O (организм) выбирает, организует и интерпретирует S (стимул). Таким образом, восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации или придания значения событиям, происходящим в окружающей среде.
Люди выбирают стимулы, которые они воспринимают, организуют и интерпретируют их в свете своего предыдущего опыта, мотивов и интересов во время восприятия. Процесс выработки точки зрения есть восприятие. Человек ведет себя в соответствии с тем, как он воспринимает реальность, а не с тем, что есть на самом деле. Таким образом, мы смотрим на одну и ту же вещь, но воспринимаем ее по-разному, поскольку восприятие является когнитивным фактором человеческого поведения. Это в основном индивидуальный процесс, поэтому одну и ту же ситуацию мы воспринимаем по-разному. Таким образом, то, что мы видим, находится под влиянием воспринимающего, объекта и окружающей среды.
Определения восприятия
Согласно Коллинзу и Древеру
Восприятие – это непосредственное восприятие объекта или ситуации, воздействующее на какой-либо или все органы чувств посредством ощущения.
Согласно Рао и Нараяну
Восприятие — это процесс, посредством которого люди выбирают, организуют и интерпретируют сенсорные стимулы в значимую информацию об их рабочей среде.
По словам Стивена П. Роббинса
Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению.
Согласно Б. фон Халлеру Гилмеру
Восприятие — это процесс осознания ситуаций, когда к ощущениям добавляются значимые ассоциации.
Согласно Фреду Лютансу
Восприятие является важным опосредующим когнитивным процессом, посредством которого люди интерпретируют стимул или ситуацию, к которым они вынуждены.
Согласно U. Pareck et al.
Восприятие можно определить как процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные.
Согласно Х. Дж. Рейтцу
Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Изучение этих процессов восприятия показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных — воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.
Согласно Коласе
Восприятие – это выбор и организация материала, который в тот или иной момент поступает из внешней среды, чтобы придать смысл тому, что мы переживаем.
Особенности/характеристики восприятия
1. Это причина или основа поведения. Это влияет или определяет поведение человека. У людей есть свои представления о назначении работы, оплате, условиях труда, отношениях с другими и так далее.
2. Восприятие – это психологический процесс, когда то, как человек воспринимает окружающую среду, влияет на его поведение.
3. Это процесс выбора, организации и интерпретации стимулов для получения осмысленной картины мира.
4. Восприятие отличается от ощущения.
5. Это свой взгляд на мир. Получается уникальная картина мира.
6. Воспринимаемый мир не является реальным миром, но имеет ощущение реальности.
7. Восприятие избирательно. Индивидуум развивает восприятие только на избранные (не все) стимулы, с которыми он сталкивается.
8. Обучение является основным вкладом в процесс восприятия. (Это фильтрующий и оценивающий фактор). Мотивация, отношение и личностные факторы также влияют на процесс восприятия.
9. Восприятие зависит от потребностей. Выбор, организация и интерпретация стимулов зависят от потребностей человека.
10. Действия людей, мысли, эмоции и т. д. запускаются восприятием их окружения.
11. Восприятие, будучи интеллектуальным процессом, становится субъективным.
12. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию и окружающую среду.
Ощущение и восприятие
Иногда возникает путаница между ощущением и восприятием, поскольку оба являются когнитивными процессами и оба являются бусами одной нити. Ученые-бихевиористы обычно признают, что все знания о мире зависят от органов чувств и их стимуляции, но фактов необработанных сенсорных данных недостаточно, чтобы создать или объяснить связную картину мира, воспринимаемую нормальным человеком. В этом контексте важно понимать разницу между ощущением и восприятием. Процесс восприятия начинается с ощущения. Ощущение просто означает сенсибилизацию или переживание любого из стимулов любым из пяти органов чувств. Физические чувства, такие как зрение, слух, осязание, обоняние или вкус, включают ощущения. Восприятие связано с выбором, организацией и интерпретацией этих сенсибилизированных стимулов для создания осмысленной картины или информации о них. Различие между ощущением и восприятием можно провести следующим образом:
Ощущение | Восприятие |
Это основной процесс восприятия. | Восприятие развивается на основе сенсорной информации. |
Ощущение — простой процесс. | Восприятие — сравнительно сложный психический процесс, поскольку на него влияет ряд переменных. |
Является общим, так как выбор не производится. Все стимулы имеют равный приоритет. | избирательно, так как выбираются только несколько стимулов. |
Обязательно. Обычно человек не может остановить ощущение. | Необязательно. |