Особенности пубертатного периода – Что такое пубертатный период, в чём его особенности

Содержание

Пубертатный период

Ваш ребенок уже вырос из пеленок и стал достаточно взрослым и самостоятельным. Ему уже не требуется ваше неотрывное внимание и контроль, школьник вполне может занять себя самостоятельно – просмотром мультфильмов, чтением, компьютерными играми. Вы думаете, что наступило самое время расслабиться и получать удовольствие от жизни, ведь до начала подростковых проблем еще как минимум пара лет? Вынуждены вас разочаровать, скорее всего, вы ошибаетесь. Вполне вероятно, что в скором времени вчерашний малыш удивит вас реактивными изменениями внешности и характера, которые ознаменуют начало сложного и ответственного пубертатного периода. Дело в том, что за последние 10-20 лет возрастные рамки этого периода существенно сдвинулись в сторону более раннего начала.

Особенности пубертатного периода

Пубертатный период – возрастной промежуток, для которого характерны перестройка организма, существенные изменения физиологического, гормонального и психологического характера. Завершается период наступлением половой зрелости и готовности организма к размножению. Развитие человека в пубертатный период делает существенный скачок, подросток меняется внешне и существенно прибавляет в росте.

Но самое главное, чему следует уделить внимание в пубертатный период – психология. Нужно провести с ребенком доверительную беседу, объяснить в доступной форме, что с ним происходит и как долго, предположительно, это будет продолжаться. К возникающим трудностям в общении следует отнестись с пониманием, помните, что вчерашний малыш становится вздорным и подчас невыносимым не от скверного характера и не назло вам, а оттого, что в его организме происходит настоящая буря перестройки.

Дайте понять малолетнему бунтарю, что вы примите и поддержите его, какие бы поступки он не совершал и как бы себя не вел. Ребенок, который чувствует родительскую любовь и заботу с меньшей доли вероятности станет искать утешения и развлечений в дурной компании, алкоголе и наркотиках. Для того, чтобы избежать этого, старайтесь занять все свободное время подростка делами, которые ему интересны, а также контролируйте его – настойчиво, но демократично. Конечно же, вы не можете приковать ребенка к себе, но прививайте ему привычку делиться с вами своими планами.

Пубертатный период у девочек

Половое созревание у девочек начинается примерно в возрасте 10-11 лет, но сдвиг на 1-2 года считается вариантом нормы. Следует обратиться к специалисту, если оно началось до 8 лет или не начинается после 15, возможно имеют место какие-либо нарушения в работе организма.

С началом пубертатного периода яичники девочки начинают вырабатывать гормон эстроген, под влиянием которого завершается формирование половых органов, а также развиваются вторичные половые признаки. У девочки увеличивается грудь, очерчивается талия, расширяются бедра, появляются волосы в паху и подмышечных впадинах. Завершается пубертатный период началом менструации.

Пубертатный период у мальчиков

Половое созревание у мальчиков начинается несколько позже, чем у девочек – примерно в 12-13 лет, иногда позже. Гормон, ответственный за развитие организма по мужскому типу – тестостерон, под его влиянием у юноши увеличиваются яички, ломается голос, начинают усиленно расти волосы на лице и теле. Ребенок сильно потеет, у него появляются прыщи и жирнеет кожа. Кроме того, мальчик начинает видеть «влажные сны» — у него появляются первые поллюции, непроизвольные семяизвержения в ночное время.

Часто подросток бывает не готов к тем резким изменениям, которые происходят с его организмом. Помогите ему справиться с ощущением испуга и неловкости, привейте новые навыки гигиены, которые помогут ребенку справиться с временными неприятностями вроде угревой сыпи или чрезмерного потоотделения.

 

womanadvice.ru

Пубертатный период у мальчиков и девочек: формы и стадии

Когда ребенок уже вырос из пеленок, не требует постоянного контроля и становится достаточно самостоятельным, его родители считают, что можно расслабиться и начать получать наслаждение от жизни. Однако ни тут-то было!

В скором времени малыш начнет сильно меняться, причем эти изменения будут касаться не только внешности, но и характера. Настанет пубертатный период, который имеет много особенностей и проблем.
[contents]

Что это такое

Пубертатный период — понятие, которое описывает переход от детства к взрослой жизни. Во время этого возрастного промежутка у мальчиков и девочек наблюдаются существенные изменения физиологического и психологического характера. В конце периода наступает половая зрелость, вследствие которой детский организм становится готовым к размножению. Подросток на протяжении пубертатного периода очень меняется — заметно растет, изменяются черты лица.

Однако самым важным аспектом этого периода является психологическая составляющая. Если не провести беседы, юноша или девушка может совершить много глупостей.

Формы и стадии

Стадии полового развития у мальчиков в подростковом возраста:

  • 9-11 лет. Наблюдается удлинения яичек до 3.5-5 сантиметров, а также увеличение пениса до 5-8 сантиметров. Пот приобретает характерный запах, голос меняется. На мошонке можно увидеть складки, появляется пигментация. Первые волоски можно увидеть на лобке, тогда как под мышками их пока что нет. Иногда наблюдается гинекомастия, которая имеет временный характер.
  • 12-14 лет. Половой член и яички еще больше увеличиваются в размерах, появляется растительность подмышками и на других участках тела. Начинается спонтанная эрекция и поллюции. Исчезает гинекомастия.
  • 15 лет и старше. Рост мальчика становится как у взрослого мужчины, можно заметить отчетливые складки на мошонке, а также волосы на лобке и других частях тела. Голос нормализуется.

Стадии пубертатного развития у девочек:

  • 9-11 лет. Увеличиваются размеры стоп и кистей, формируются грудные железы. Наблюдаются первые вагинальные выделения, которые имеют повышенную кислотность и могут вызывать раздражение кожи.
  • 12-14 лет. В лобковой области и в зоне подмышечных впадин активно появляется растительность, часто можно заметить угревую сыпь. Рост заметно увеличивается, черты лица девочки меняются. Начинается менструация.

Пубертат у девочек


Когда начинается

Половое созревание у девушек традиционно наблюдается в возрасте от 8 до 13 лет. Чаще всего начинается в 10-11 лет. Обычно приблизительно через два года после начала девочки сталкиваются с менструацией. Главными признаками, свидетельствующими о начале подросткового возраста у девчонок, является увеличение груди и рост волос.

Физиологические изменения

Весь период связан, в главной мере, с изменениями в половой системе, для подготовки девочки к будущему рождению ребенка. Вот главные изменения, которые можно наблюдать:

  • Начинают увеличиваться молочные железы, продолжительность данного процесса может занять до 5-7 лет. По прошествии указанного времени грудь девочки приобретает окончательный размер.
  • В лобковой зоне и области подмышек появляется первая растительность.
  • Очень активизируется рост всего организма, период является вторым по скорости (не считая времени грудного вскармливания).
  • Форма тела подростка меняется на глазах. В каких-то местах можно заметить жировые отложения, часто увеличивается общая масса тела.
  • Появляется сильное потоотделение и запах, которого раньше не было.
  • Помимо потоотделения, юная девочка сталкивается с естественными выделениями влагалища.
  • Часто наблюдаются угревые сыпи, которые возникают на лице и теле.
  • Начинается первая менструация, цикл налаживается и становится постоянным.

Психологические изменения

Избыток гормонов сильно влияет на психологическую составляющую ребенка. У девочки-подростка меняются эмоции, она начинает чувствовать сексуальные желания. Часто девчеонки становятся непослушными, учеба отодвигается на второй план, потому что они начинают активно интересоваться противоположным полом.

Пубертат у мальчиков

Когда начинается

Период взросления у мальчиков начинается позднее, чем у прекрасного пола. Обычно это возраст 11-13 лет, заканчиваясь через 4-5 лет. Вы наверняка заметили большую продолжительность — это связано с тем, что мальчишки развиваются медленнее девчонок. Этот период определяет не только телосложение, но и мировоззрение, сексуальную ориентацию и увлечения парня.

Физиологические изменения

Главным признаком полового созревания является увеличение в размерах полового органа. Он достигает длины приблизительно в 6-7 сантиметров, в тоже время растут яички. В лобковой зоне начинает активно появляться растительность. Спустя 1-2 года волосы растут по всему телу. Также появляется пушок на верхней губой, который затем становится более жестким.

Увеличение мышечной массы — еще один показатель пубертата. Плечи становятся шире, а таз уже. Комплектация плавно приобретает мужские пропорции. Проблемы с кожей в виде прыщей и угревой сыпи не обходят мальчиков стороной. Их кожа становится более грубой, повышается жироотделение.

Важно: Характерным признаком пубертатного возраста сильного пола является формирование кадыка. Голосовые связки значительно меняются в размерах, потому голос мальчика «ломается» и очень грубеет.

Психологические изменения

Много изменений касается и психологической сферы жизни. Мальчик часто остается недовольным изменениями своей внешности, что несет за собой замкнутость и неуверенность в себе, которые могут перерасти в депрессию. У него резко меняется настроение, потому окружающим важно к этому подготовиться. Ему начинает хотеться свободно распоряжаться своим временем и принимать собственные решения.

Эротическая составляющая

Активное развитие и функционирование половой системы в подростковом возрасте приводит к повышенной возбудимости. Наблюдаются поллюции, то есть непроизвольное семяизвержение, а также эрекции во время сна.

Итоги пубертата

Пубертатный период — важное и ответственное время для каждого ребенка, которое сопровождается физиологическими и психологическими изменениями. Замедляется рост тела. Подросток не успевает привыкнуть к новому телосложению, в результате чего часто кажется неуклюжим и угловатым.

Close-up of four teenagers laughing and gesturing at camera

Ребенок покидает мир детства, но еще не переходит во взрослую жизнь. Потому его поступки не всегда подвластны объяснениям, он часто совершает глупости. Половое влечение перерастает в первые отношения. Подросток становится более умным и наблюдательным, его решения и поступки носят логический характер.

Возможные проблемы пубертатного периода

Пубертат — невероятно тяжелый период не только для детей, но и для их родителей. Некоторые родители оказываются неготовыми к существенным изменениям своего ребенка, потому возникают проблемы. Оба пола в подростковом возрасте могут вести себя очень противоречиво. Они чувствительно относятся к мнению других людей по поводу своей внешности или поступков, однако одновременно можно заметить резкие суждения и самонадеянность в отношении окружающих. Потому главной проблемой можно считать эмоциональную неустойчивость и постоянные перепады настроения.

Вследствие активного роста у детей часто наблюдается искривление позвоночника, то есть сколиоз.

Пути их решения

Родители и учителя должны понимать особенности этого возраста. Эмоциональная неустойчивость сходит на «нет» в 14-15 лет, потому нужно постараться быть спокойным и не реагировать эмоционально на поведение ребенка.

Нужно следить за питанием подростков, в частности девочек, чтобы их вес не стал критическим.

Также родители должны рассказать о проблеме акне и правильном уходе за кожей, чтобы предотвратить выдавливание прыщей и занесение инфекции.

Старайтесь чаще общаться с детьми-подростками, хвалить их и подчеркивать достоинства.

Снижение возраста пубертатного периода

Между 1850-ми и 1950-ми годами возраст начала пубертата у человека регулярно снижался. В середине прошлого столетия тенденция слегла приостановилась, потому многие ученые сделали выводы, что человечество достигло минимально возможного возраста.

В конце 90-х годов прошлого столетия некоторые исследования продемонстрировали очередное понижение пубертата. Данный факт многие восприняли со скептицизмом, однако стало понятно, что данный возраст не является пределом.

В 60-х годах прошлого века средним возрастом, при котором у девочек начинался рост молочных желез, был 13 лет. В конце 90-х годов он уменьшился до 10 лет. Есть также данные о мальчиках. Исследования подтверждают, что увеличение яичек начинает происходить уже в возрасте 6 лет.

vojdivmenya.ru

Чем характерен пубертатный период — это должен знать каждый родитель.

Подготовка к взрослой жизни сопровождается бурными изменениями организма, которые заметны как в психической, так и в физической сфере. Характерные для пубертатного периода признаки проявляются в различной степени, сложности воспитательного процесса в этом возрасте зависят от психологической обстановки в семье. Пубертатный кризис обостряет проблемы воспитания и его недочеты.

Что такое пубертатный период

 

Пубертатный скачок означает перестройку организма и подготовку его к началу взрослой жизни. После минования этого периода юноша или девушка становятся половозрелыми и приобретают способность к деторождению.

Важно, чтобы в такой момент формировались не только органы и системы, но и психика. Готовность к продолжению рода означает физиологическое и психологическое созревание с полноценным развитием личности и готовностью принять на себя ответственность за собственную судьбу и свое потомство.

Быстрый рост органов и систем может сопровождаться диспропорциональным их развитием и присоединением функциональных заболеваний. Подростки, переживающие сложный период своей жизни, должны наблюдаться медиками и педагогами. Чуткая и квалифицированная помощь способна сделать пубертатный период менее болезненным. В подростковом возрасте обязательны диагностика и лечение функциональных заболеваний, так как без должной коррекции они могут трансформироваться в органическую патологию.

Когда начинается взросление

 

Начало перехода к взрослой жизни носит индивидуальный характер. В последнее время наблюдается тенденция к более раннему половому созреванию. У девочек пубертатный период начинается в среднем с 11-13 летнего возраста и завершается в 15-17 лет. Мальчики обычно взрослеют позже, для них нормально начало созревания в 14-15 лет. Завершение периода может наступить в 17 или 20 лет.

Нередко наблюдается слишком раннее или позднее половое созревание. Тревогу следует бить, если оно наступает раньше восьми лет или позже шестнадцати. В такой ситуации необходимо исключить патологические изменения в гипофизе, которые сопровождаются пубертатно-юношеским диспитуитаризмом. Болезненное состояние может стать следствием инфекционных процессов в тканях головного мозга, а также травм и новообразований. Проявления гипоталамического синдрома носят серьезный характер и свидетельствуют о нарушении формирования половой сферы. Снижение гормонального фона сопровождается отсутствием вторичных половых признаков и нарушением метаболических процессов в форме ожирения. Гормональная терапия назначается по строгим показаниям после обследования у детского эндокринолога. Безосновательный прием половых гормонов может привести к дисбалансу гормонального фона.

Гормоны и их влияние

В пубертатном периоде под влиянием гипофиза начинают активно функционировать половые гормоны. У девочек повышается продукция эстрогенов, а у юношей интенсивно выделяется андрогены, в частности тестостерон. Под влиянием изменений начинают активно формироваться вторичные половые признаки.

Гормональная активность сопровождается развитием вторичных половых признаков уже в препубертатном периоде. В допубертатном году у девочек увеличиваются молочные железы, появляется растительность в подмышечных впадинах. Наступление первой менструации (менархе) означает начало пубертатного периода.

У мальчиков под влиянием мужских половых гормонов начинается интенсивное увеличение скелета (скачок роста), увеличивается в размере мошонка и половой член. Ночные эротические сновидения сопровождаются поллюциями, появление выделений спермы служит точным сигналом начала полового созревания. Рост гортани и голосовых связок сопровождается ломкой голоса, во время которой низкие тона могут чередоваться с высоким тембром.

Особенности взросления девочек

 

В пубертатном периоде у девочек начало месячных редко сразу приобретает регулярный характер. В первый год менструации носят спонтанный характер, выделения могут быть скудными. Про кровотечения в пубертатном периоде можно думать, если девочка использует больше четырех гигиенических прокладок в течение дня.

Многих девушек перед менструацией развивается предменструальный синдром, который характеризуется тянущими болями внизу живота и перепадами настроения. Появление раздражительности и плаксивости обусловлено изменениями гормонального фона. Родители и педагоги должны быть осведомлены, что в этот период снижается работоспособность и концентрация внимания.

Особенностью пубертатного периода у девочек является подразделение периода на две части. В первом периоде начинается менструация, но организм еще не готов к деторождению. Во втором пубертатном периоде менструальный цикл становится регулярным и сопровождается выходом полноценной яйцеклетки, становится возможным оплодотворение и вынашивание беременности.

Половое созревание мальчиков

 

Повышенная продукция мужских половых гормонов придает характеру юноши агрессивность и напористость. Конфликтность и гиперсексуальность часто объясняется физиологическими причинами. Непропорциональный рост систем организма часто приводит к развитию вегето-сосудистой дистонии, потому что сердце и сосуды отстают в росте от костной и мышечной систем.

 

Психическая неуравновешенность может приводить к необдуманным поступкам и обострению отношений со сверстниками. Присоединившаяся депрессия нередко вызывает равнодушие к учебе, нежелание заниматься привычными делами. Занятия спортом и физическим трудом способны отрегулировать гормональную активность и отвлечь подростка от постоянных мыслей о противоположном поле.

Патологические реакции в пубертатном возрасте нельзя оставлять без внимания, иначе они могут трансформироваться в серьезные заболевания или акцентуированные черты характера.

Как родители могут помочь подростку пройти сложный период

Сложность проявлений пубертатного периода в значительной степени можно уменьшить правильным воспитанием и психологической поддержкой со стороны родителей. Важно завоевать авторитет ранее наступления полового созревания, это даст возможность стать мудрым советчиком и поддержкой своему ребенку.

Взрослые должны своевременно фиксировать изменения здоровья и психологического состояния, часто в подобных ситуациях без консультации специалиста сложно обойтись. Помощь психолога и терапевта может значительно ослабить развившиеся расстройства поведения и здоровья. Помогают преодолеть критический возраст занятия спортом и физические упражнения, которые особенно необходимы мальчикам.

Раннее начало половой жизни в этом возрасте может привести к необратимым последствиям, важно заботиться не только о физическом здоровье, но и о нравственности. Гармоничное развитие личности даст возможность преобразовать огромный потенциал половой энергии в творческую активность. Подобная сублимация будет способствовать жизненным успехам, а отношения между противоположными полами будут начинаться, когда заканчивается пубертатный период. Родители несут ответственность за гармоничное развитие своих детей и формирование у них не только физиологической, но психологической зрелости. Воспитание ответственности за последствия своих поступков является непременным атрибутом настоящего взросления.

nello.ru

Характеристика пубертатного периода

Характеристика пубертатного периода

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 58 классах средней школы и охватывает возраст от 1112 до 1416 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: «переходный «, «трудный «, «критический » в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. .

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса «. Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. . Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

1113 лет, у девочек 1315 лет. Характерна для подростков полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость) ; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении + желание уединиться; Развязность в поведении + застенчивость; Романтизм + цинизм, расчетливость Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ «Я » складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек более высоко развита словесноречевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей «. Подросток активно «примеряет » на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть «подросткового комплекса » составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации все подростки этого возраста школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости » главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии «социального покоя «: взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социальноэкономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Различные авторы в своих исследованиях поразному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории » (Лоренд, Ардри) ; как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни,

Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

источник неизвестен

hr-portal.ru

Пубертатный период подростков — Психология Дома Солнца

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. .

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. . Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

11-13 лет, у девочек — 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики: — Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость) ; — Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; — Потребность в общении + желание уединиться; — Развязность в поведении + застенчивость; — Романтизм + цинизм, расчетливость — Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек — более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям — поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации — все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора — либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии «социального покоя»: взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений — формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения — повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри) ; как стремление к господству (Моррисон) , реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни,

Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

www.sunhome.ru

Пубертатный период у девочек: психология, признаки

Половое созревание у девочек и у мальчиков начинается в разный период и проходит по-разному. Цель одна — вырасти. Расскажем о том, как растут девочки, что такое пубертатный период и как помочь девочке в это непростое для нее время.

Фото: unsplash.com

Пубертатный период у девочек: когда начинается и заканчивается, признаки

Начинается период полового созревания в десятилетнем возрасте, когда вырабатываются женские гормоны — эстрогены. В 11–13 лет идет первая менструация. Заканчивается половое созревание девочки в активной фазе в пятнадцать лет, а полностью завершается ближе к двадцати.

Пубертатный период — это период взросления, в ходе которого девочка начинает превращаться в женщину. Преимущественно изменения в женском организме связаны с его перестройкой, переходом на тот уровень, когда можно родить ребенка.

Пубертат на физиологическом уровне проявляется следующим образом:

  • интенсивный рост волос в районе лобка и подмышек, на ногах;
  • растет грудь — формируются молочные железы. Дискомфорт в этой области девочка может начать испытывать уже в десять лет, если не раньше. Растет же бюст у всех до разного возраста: может и до двадцати пяти лет;
  • увеличение таза и половых органов, как половых губ, так и матки.

Фото: pexels.com

Вначале девочка прибавляет в росте — до восьми сантиметров в год. Потом начинается набор массы, рост жировой ткани до двадцати процентов в критических точках. Врачи рекомендуют не изнурять располневшую девочку диетами и спортом: это признак взросления, а не лени.

Пубертат сопряжен с первой менструацией. У девочки начинает часто болеть живот, портится настроение, появляются прыщи. Количество прыщей можно снизить, но нельзя убрать их полностью. Обратитесь к профессиональному врачу-дерматологу. Он подскажет средство для кожи и способы, как убрать прыщи.

Первые месячные — это не показатель начала овуляторных процессов. Первый год или два цикл не стабилен, симптоматика постоянно меняется. Колебания цикла могут затянуться.

В случае если пубертатный период наступил раньше девяти лет или же его признаков нет до четырнадцати лет, необходимо показать девочку врачу.

Читайте также: Пубертатный период у мальчиков: возраст, психология, признаки

Фото: pexels.com

Пубертатный период у девочек: психология

Психологические проблемы в период полового созревания куда более серьезны, чем набор веса. Проявляются они следующим образом:

  • Девочка недовольна собой и своей внешностью, постоянно считает себя то слишком худой, то слишком толстой.

Ни под каким видом не следует пытаться мотивировать ее к здоровому питанию и спорту чрезмерно: подростков это легко доводит до анорексии. Такое психическое расстройство пищевого поведения может привести к ряду заболеваний внутренних органов.

Говорите не о недостатках внешности девочки, а о том, каким спортом ей стоило бы заняться и к какому возрасту эти проблемы непременно пройдут.

  • Девочка жаждет перемен во внешности: меняет цвет волос, стиль одежды.

Психологи рекомендуют предлагать покрасить волосы не постоянной краской, а тоником и переходить на постоянную уже тогда, когда в своем мнении девочка-подросток укрепится. Пирсинг можете заменить каффом, татуировку предложите сделать временную.

Помните, что хорошие отношения с дочерью важнее, чем отрицательное отношение к изменениям в ее внешности.

Фото: pexels.com

  • Девочка начинает интересоваться мальчиками: ей кажется, что необходимо начать половую жизнь как можно скорее, раз организм этого требует.

Объясните ей о необходимости контрацепции, обо всех проблемах, которые могут последовать за подобным решением. Не бойтесь рассказать что-то лишнее — хуже будет, если ваша дочь будет добывать ответы на свои вопросы из куда менее надежных источников.

  • Желание поскорее повзрослеть может привести девочку к повышенной раздражительности и к отрицанию всего, что нравилось ей раньше.

Дочь прекращает доверять матери, у нее появляются секреты. Постарайтесь объяснить девочке, что даже за самые постыдные секреты вы ее не осудите, а поддержите. Станьте дочке другом.

Фото: pexels.com

Половое созревание девочки — период, когда воспитание ребенка становится воспитанием подростка, и это естественно.

Поймите, что такое пубертатный период, и вы не только не навредите своей дочке, но и поможете ей в трудный период.

Читайте также: Кино про любовь подростков: список

www.nur.kz

Пубертатный период особенности взросления | Women Planet

С момента рождения каждый человек проходит несколько важных этапов взросления, во время которых происходят значительные физиологические и психологические изменения. Наиболее выраженные, резкие изменения наблюдаются при половом созревании, иначе называемом пубертатный период.

Пубертатный период – это целый комплекс многоэтапных перестроек организма растущего ребенка, проявляющийся в существенных изменениях внешности, психологического, сексуального и социального поведения, а так же окончательном развитии репродуктивной функции.

 

В каком возрасте ребенок начинает взрослеть?

Итак, дети, которые еще вчера были малышами, начинают взрослеть, становятся более самостоятельными и приближаются к периоду полового созревания. Когда же начинается пубертат? На этот вопрос сложно ответить однозначно, так как сроки полового взросления закладываются внутриутробно и зависят, помимо генетики, от множества других факторов. На начало пубертата влияет этническая принадлежность, географическое местоположение, экология, особенности питания, физическая нагрузка, конституция ребенка.

Исследования показывают, что в среднем у девочек период полового созревания начинается от 10 до 14 лет, у мальчиков он начинается примерно с 11 лет до 16 лет. В последнее время наблюдается сдвиг начала пубертатного периода в меньшую сторону, особенно у девочек. Ранний пубертатный период, начавшийся в 8 лет или даже раньше, или наоборот поздний, не начавшийся после 15-16 лет, должен насторожить родителей. Такой нехарактерный сдвиг может указывать на гормональные нарушения или другие проблемы со здоровьем и является поводом для срочной консультации со специалистами.

 

Физиологические изменения

Половое созревание у мальчиков и девочек имеет некоторые отличия, но в целом характеризуется важными изменениями в организме:

  • Влияние на вес. Пубертатный период может выражаться значительным увеличением веса из-за роста объема жировой массы. У мальчиков при этом наблюдается и активный мышечный рост. Подростки приобретают фигуры женского и мужского типа.
  • Влияние на рост. У большинства детей пубертатного возраста происходит заметная прибавка в росте. В этот период костная ткань удлиняется, увеличивается в объеме и плотности. Однако из-за несоответствия сроков роста костей и плотности костной ткани, у подростков появляется риск получения переломов и прочих травм.
  • Кожные изменения. Вследствие выработки половых гормонов начинается обильное потение, часто с резким запахом. Кожа имеет тенденцию к жирности, поры закупориваются, появляются черные точки, воспаления, угревая сыпь на лице, груди, плечах и спине. Предрасположенность к акне часто носит генетических характер, у многих подростков угревая сыпь практически отсутствует. Естественно, что в этот период следует уделить особое внимание вопросу личной гигиены.

С началом пубертатного периода у девочек тело вырабатывает женский гормон эстраген. Он участвует в активном изменении внешнего облика будущей женщины – начинают расти лобковые и подмышечные волосы, увеличивается грудь, половые губы изменяют форму и цвет, наступает первая менструация.

У мальчиков в пубертатный период мужской гормон тестостерон отвечает за еще более значительные изменения. Волосяной покров проявляется не только на лобке и в подмышках, но и на лице и теле. Происходит ломка голоса, изменяется его тональность. Половой член увеличивается в размерах, наступают регулярные, часто неконтролируемые эрекции, непроизвольные семяизвержения во время сна – поллюции.

По достижении подростками пубертатного возраста приобретается важная функция человеческого организма – репродукция, однако возможность к здоровому вынашиванию и родам появляется у девушек несколько позже, и беременность в этом возрасте может сопровождаться значительными осложнениями. Особенно важно обсуждать с подростками вопросы предохранения и воспитывать в них чувство ответственности.

Психологические изменения

Очевиден тот факт, что подобные физиологические изменения, часто резкие и непропорциональные, приводят и к дисгармонии психологического состояния подростка. Мозг не успевает подстраиваться под активно растущий организм, что проявляется в разбалансированности подросткового поведения. Для этого времени часто характерны:

  • приступы необоснованной агрессии по отношению к себе и окружающим;
  • невозможность совладать с эмоциями или доступно объяснить их;
  • перепады настроения, повышенная утомляемость, отсутствие терпения;
  • импульсивные, иррациональные поступки;
  • излишняя ранимость, склонность к суициду.

Наступает важный этап в развитии сексуальности. Зарождаются первые влюбленности, постепенно перерастающие из платонических в эротические. Возникает желание прикасаться к объектам сексуального влечения, изучать обнаженное тело, обниматься, целоваться, часто происходит первый сексуальный опыт. Неуверенные в себе подростки замыкаются в себе, становятся «белыми воронами», не хотят привлекать внимание. Среди более уверенных сверстников появляется соревновательный элемент, они ищут способы понравится друг другу или обратить на себя внимание. Это сопровождается поиском собственного стиля в одежде, часто полной сменой имиджа, раскрепощенностью, порой даже некоторой вульгарностью или возникновением дурных привычек.

Пубертатный период очень важен и для интеллектуального развития. В этом возрасте происходит скачок в развитии интеллектуальных способностей, логического мышления, сообразительности, внимательности, наблюдательности, обогащается воображение. Подростки начинают задумываться о своем месте в социуме, собственных стремлениях, мечтах и желаниях. Пубертатный возраст особенно у мальчиков проявляется склонностью к анализированию окружающего мира и социума, они начинают давать свою оценку поступкам людей и происходящим в мире событиям.

 

Что требуется от родителей?

Учитывая все особенности нелегкого процесса взросления, родителям необходимо набраться терпения, проявить внимательность и чуткость к любой, даже незначительной проблеме, возникшей у ребенка. Если отмахиваться от волнующих подростка мелочей, часто кажущихся смешными, можно развить у него чувство одиночества, ненужности, что чревато печальными последствиями. Необходимо помнить, что такое явление, как пубертатный период, рано или поздно пройдет, но от того, насколько мягко и дружелюбно произойдет метаморфоза ребенка во взрослого человека, во многом определится его дальнейшая жизнь.

womplanet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *