Особенности детского возраста – особенности детей разных возрастов. Воспитание ребенка

Содержание

Особенности детского возраста

Тема: «Особенности детского возраста»

План:

Введение

1. Основные понятия и общие вопросы развития

2. Периодизация возрастного развития

3. Цели воспитания

4. Особенности воспитания обучаемых детей младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

3.2. Биологические особенности возраста

3.3. На что направлена познавательная деятельность

5. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

6. Индивидуальные особенности развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Область знаний, о которой идет речь, названа «Возрастные особенности развития детей», с другой стороны здесь о той же самой области знаний говорится как о возрастной психологи. По традиции, сложившейся в нашей стране и за рубежом, за соответствующей областью знаний закрепились различные названия: психология развития и возрастная психология, хотя по существу имеется в виду одна и та же или достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития детей.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеет врожденный характер. Однако в том виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение большей частью являются продуктом обучения и воспитания.

Законы психического развития определяют собой общие и частные закономерности, с помощью которых моно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

1. Основные понятия и общие вопросы развития

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого поведения свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сенситивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сенситивные периоды развития.

Следующее понятие психологической теории детского развития – движущие силы развития. Под ним понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общение, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляют условия психологического развития ребенка. От них зависит его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущие называют таким видом деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущем типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общении ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста. Под ним понимается качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующиеся присущими только ему особенностями. В психологии сложились два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Первая характеризует время жизни в годах, месяцах и днях, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень, психологического развития. Пятилетние по физическому возрасту, ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи или восьмилетний. Может б

mirznanii.com

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1— фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2— фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2— дошкольный возраст (период посещения детского сада) .

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3—4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденное™ до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6—7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфици-рования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств, У детей младшего школьного возраста (7— 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться -интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

studfiles.net

Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Особенности каждого человека проявляются с возрастом. В течение долгого жизненного периода может меняться всё: и поведение, и внутренняя среда, и внешний облик человека. В детском возрасте идет формирование человека как личности. У него появляются интересы, мечты, желания.

Особенности детей разного возраста постепенно меняются с течением времени. Каждый период, который ребенок пережил, имеет свою специфику и отличается от другого этапа детского развития.

Этапы жизни и формирование психики детей

Детский и подростковый возраст подразделяется на несколько этапов:

  • Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года.
  • Ранний или ясельный возраст – от 1 до 2 лет.
  • Этап дошкольного возраста – от 3 до 5 лет.
  • Младшие школьники – от 6 до 11 лет.
  • Подростки или средний и старший школьный возраст – от 11 до 16 лет.

Этап новорожденности

Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года. Данный этап проходит очень быстро и формируется недолго. Только что родившийся маленький ребенок еще не понимает, где он находится и что происходит вокруг него. Он может только видеть, слышать и чувствовать прикосновения. Самым близким человеком для него в данный момент является мать. Она учит младенца понимать окружающий мир.

У ребенка в этом возрасте еще не выработана хорошая реакция, но он быстро осваивается. На данном этапе необходимо научить малыша самому главному – ползать, сидеть на стульчике, брать в руки игрушку.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить. Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками. Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

3 года

Когда ребенку исполняется три года, он начинает понимать, кто он, как его зовут, кто его мама и прочее. Малыш способен уже обслуживать сам себя, отдаляется от родителей, хочет больше играть со своими сверстниками. Ребенок становится очень активным и часто капризничает, если его желание невозможно выполнить. Маленький ребенок протестует, начинает ломать игрушки, кричать, выпрашивать сладости и вести себя неадекватно.

С этого момента родителям необходимо начинать воспитывать своего малыша, так как он начинает переставать слушаться. В этом возрасте своему чаду нужно уделять больше времени и внимания, ведь на этом этапе формируется его психика. Родителям стоит показать себя с лучшей стороны ребенку, чтобы он запоминал и вел себя также.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны. Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой. У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста. К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.

Младшие школьники

Младшие школьники – от 6 до 11 лет. На данном этапе развития ребенка главным в его жизни становится учеба в школе. В процессе данной деятельности он усваивает различные сведения, берет для себя много нового и интересного, тщательнее познает окружающий мир. Младший школьник учиться быть внимательнее, спокойнее и вести себя по правилам этикета.

Ребенок начинает ставить для себя цель, которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. Он начинает контролировать свои эмоции и давать оценку своей деятельности. В этом возрасте дети становятся немного серьезнее, чем были до этого. У ребенка появляется воображение, он начинает представлять себе некоторые вещи, которых на самом деле не существует. Много фантазирует, главное, чтобы эти фантазии не поглотили его.

Подростки

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей. Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание». У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам. Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм. Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Особенности детского возраста — часть 2

Детство, охватывающее период рождения ребёнка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов.

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Ранее детство: от одного года жизни до трёх лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от трёх лет до четырёх-пяти лет.

4. Старший дошкольный возраст: от четырёх – пяти лет до шести-семи лет.

5. Младший школьный возраст: от шести-семи лет до десяти- одиннадцати лет.

6. Подростковый возраст: от десяти- одиннадцати до тринадцати- четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати- четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои собственные особенности и границы, которые легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребёнка, анализируя его психологию и поведение.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности. Комплекс оживления, возникающие на три месяца жизни. Он появляется задолго то того, как ребёнок начинает самостоятельно манипулировать предметами. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования практического или сенсомоторного интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в её наиболее совершенной, развёрнутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребёнка,- ролевой.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей, через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно- личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на своё положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации его представляем, существует два резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трёх лет», второй- переход от младшего школьного к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют переход ребёнка с одного уровня развития на другой, успешность которой зависит от того, насколько удачно будет преодолён кризис.

3. Цели воспитания.

Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения или человеческого жизненного опыта. Воспитание- это не отдельный процесс, а сторона научения.

Главная задача воспитания — формирование и развитие ребёнка как личности. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Они задаются в виде требований.

Общечеловеческие нравственные ценности определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятием добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности, скромность, бескорыстие.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Это выражается в стремлении к внутреннему и внешнему самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соотносительных прав за личностью, независимо от её социального положения. Ответственность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

4. Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

3.2. Биологические особенности возраста

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

3.3. На что направлена познавательная деятельность

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

5. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, станов

mirznanii.com

как вести себя с ребенком на каждом этапе взросления

В этой статье:

Дети растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать его взрослым? Когда начинать волноваться или, наоборот, заканчивать? С ними непросто, ведь возрастные особенности детей сводят родителей с ума.

Существует несколько особенно ярких кризисных периодов. К ним стоит подготовиться, ведь это происходит абсолютно со всеми. Меняется ребенок, его восприятие мира, отношение к себе и другим. Все это — совершенно нормальные процессы. Дети очень быстро из милых малышей превращаются в своенравных подростков. Конечно же, каждый родитель желает, чтобы его малыш вырос, увидел мир и знал только лучшие его стороны. От самих родителей зависит, будет ли это так.

Нормальный климат для развития

Все согласны с тем, что дети быстро меняются, растут, развиваются и узнают новое. Возрастные особенности проявляются по-разному. Главное, определиться с тем, что значит «позитивная среда развития». Это совокупность всех факторов, которые создают нормальный климат для того, чтобы малыш свободно и безопасно развивался. Так его психике или физическому развитию ничего не угрожает. Конечно, именно родители создают данный климат для малыша. С самого рождения и до того момента, когда уже взрослый человек оставляет родительскую семью.

Важно, чтобы все эти условия соблюдались, только тогда развитие пойдет по нормальному пути. Тогда даже кризисные периоды и возрастные особенности не будут сильно сказываться на характере, личности и психике ребенка. Все пройдет своим чередом в нормальной обстановке понимания, доверия и любви. Существует несколько важных факторов.

Генетические факторы

От генетики никому не скрыться и не избавиться. Наша генетическая история во многом определяет, какой будет наша жизнь. Не на 100%, конечно, но наследственность существенно влияет на нас. Особенно родителям стоит обратить внимание на наследственные заболевания ребенка. Обязательно пройдите все необходимые проверки у педиатра.

Корме того, родители должны помнить: все, что мама пила, ела, как жива в период беременности – все это обязательно скажется на ребенке. Категорически запрещено во время беременности следующее:

  • алкоголь, наркотики, сигареты;
  • плохое питание, недостаточное употребление жидкости;
  • прием лекарств без согласования с врачом;
  • тяжелые нагрузки.

Каждый из этих факторов может сказаться на физическом или психическом развитии малыша. Еще стоит отметить сам процесс родов. Родовые травмы, гипоксия, тяжелые затяжные роды могут навредить ребенку. Поэтому женщина должна регулярно посещать врача, тщательно готовиться к родам.

Биологические составляющие

Питание ребенка играет важную роль. Недостаток витаминов, низкое содержание полезных веществ в рационе может привести к отставанию в развитии, появлению опасных детских заболеваний. Например, рахита. Он случается у детей, которые употребляют мало кальция или имеют дефицит витамина D. Ведет к ломкости костей, их неправильному развитию.

Социальная среда

Социальная среда – это все то, что окружает ребенка в социальном плане:

  • отношения между родителями;
  • возможность общаться со сверстниками;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • возможности для обучения и развития.

Чтобы психика сформировалась нормально, ребенок должен уметь находиться в обществе, воспринимать его законы, правила поведения. Многое зависит от семьи, общения родителей. Если домашний климат теплый, царит взаимопонимание, уважение, любовь — кроха автоматически впитает эти понятия. Если же нет, то он с детства научится агрессии, нетерпимости, у него будет полное отсутствие сочувствия и эмпатии.

Возраст от 0 до 3 лет

Для каждого возраста характерны некоторые особенности развития детей. Первые период – от 0 до 3 лет. Раннее детство — это важный момент жизни. Сейчас малыш еще очень многого не понимает, но формируется его личность. Совокупность всех факторов влияет на создание его психологического портрета именно в эти первые 3 годика.

Это огромный скачок – от крошечного малыша, которого можно держать на одной руке, до вполне развитого общительного ребенка. В 3 годика дети проводят целый день в садике, заводят друзей, учатся петь, рисовать, начинают заниматься спортом. У них уже есть свое мнение, желания, любимые сказки и герои. Сами подумайте, насколько это внушительный прогресс за 3 года.

Физическое развитие

Сейчас дети очень активные. Все начинается с того, что малыш в кроватке все время двигается, шевелит ножками, пытается до всего дотронуться. Затем уже держит головку, переворачивается. Все это подготовка ко второму важному моменту: научиться ползать, вставать на четвереньки. Ребенка необходимо мотивировать. Сейчас движение — его путь к познанию мира. До всего хочется дотянуться, потрогать, взять в руки. Мы не учим этому детей, они сами разрабатывают свои пальчики для того, чтобы брать предметы ручками.

К 1-1,5 годам малыш встает на ножки. Теперь все происходит быстрее: он учится ходить, а потом и бегать. Тут родителям обязательно нужно помогать ему. Не отказывайтесь прогуляться лишний раз по коридору, держа за ручку свою кроху. Для него это очень полезно. Тут вам в помощь ходунки, передвижные игрушки, на которые можно опереться.

Когда хождение и бег освоены, удержать ребенка на месте невозможно. Тут дети часто теряют в весе, ведь начинается активный период. Уже к 2 годам малыши передвигаются уверенно, сами встают, садятся, ложатся. Такая активная жизнь для них интересна. В это время многие родители отдают ребенка в садик.

Психическое развитие

Возраст от 0 до 3 лет — период очень активного развития психики, эмоций, мышления. Самые первые проявления – еще на 2-3 месяце жизни. Кроша реагирует на маму. Он узнает ее, улыбается, когда видит. Все эмоции детей очень сильные: радость это или слезы, но его полностью поглощает это эмоциональное состояние.

К 3 годам уже хорошо развиты:

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • социальная функция;
  • эмоциональная сфера.

Дети, которые проходят нормальные этапы психического развития, умеют сопереживать, жалеть, радоваться, заводить дружеские отношения. Формируется их социальное «я».

Особенность данного возраста: быстрое развитие, тяга к познанию, интерес к общению. Если сейчас вы будете ограничивать малыша в социальных контактах, он не будет получать «материала» для развития, то произойдет психическая депривация. Это опасное состояние, когда происходит остановка в развитии или даже деградация.

Возраст от 3 до 6 лет

Ребенок готовится к новому этапу жизни — к школе. Сейчас необходимо развивать самостоятельность, поддерживать интересы ребенка. Сейчас впервые дети начинают обращать внимание на половые различия. Теперь мальчики с девочками не смогут играть так же беззаботно, как раньше. Их уже в 4-5 лет интересуют разные игры, разные модели поведения.

Физическое развитие

Самая интересная деятельность — игровая. Используя эту особенность, ребенка можно очень успешно учить довольно сложным вещам. Дети подвижные, но быстро устают. Мышцы их еще довольно слабые. Поэтому рекомендовано начинать день с зарядки. В детском садике обязательно подключаются уроки физического воспитания.

Мелкая моторика совершенствуется – теперь уже в полной мере доступны многие игры, творчество. Особенность данного возраста – короткий период концентрации. Тут необходимо заниматься с малышом, ведь скоро ему придется идти в школу.

Психическое развитие

Пока что контролировать эмоции ребенку довольно тяжело. Малыш может начать громко кричать, плакать или же заливается от смеха. Если в детском саду это не было проблемой, то в школе может стать. Родителям сейчас уже можно рассказывать детям о правилах поведения. Детям 5-6 лет – они могут понять и запомнить эту информацию. Все придет со временем, особенно контроль за эмоциями.

Появление другого ребенка в семье сейчас может быть воспринято остро. Малыш явно против маленького братика или сестренки. Детская ревность часто ведет к некой деградации: уже взрослый человечек впадает в детство. Так, в 4 годика он может попросить и себе соску с молоком, или же внезапно «забудет», что нужно пользоваться горшком.

Необходимо помнить, что к 5-6 годам уровень психического развития ребенка уже довольно хорош. У него развито ситуационное мышление, воображение. Родителям важно обращать внимание на то, чем сейчас увлечен малыш. Не запрещайте ему играть в игрушки, даже если он уже готов к школе. Игровая детальность — это:

  • возможность «проиграть» многие жизненные ситуации;
  • отдых от занятий;
  • способ ребенка общаться с миром;
  • мотиватор для развития речи.

Возраст 7 — 10 лет

Ребенок пошел в школу. Многое для него поменялось. Родители видят, как малыш с каждым днем взрослеет, становится более серьезным. Школьные занятия — большой стресс для него, так что в период адаптации (1-2 месяца) нужно быть внимательным к его здоровью. Сейчас ему нужно «научиться учиться». Тут многое зависит и от учителя начальных классов. Он должен понимать, что перед ним дети. Они не могут концентрировать внимает больше 20-30 минут. Поэтому делаются небольшие паузы во время урока.

Физическое развитие

Детям очень хочется бегать, играть, а вот сидеть на месте и зубрить таблицу умножения не хочется. Уроки в начальных классах должны строиться так, чтобы они были яркими, интересными. Иначе внимание к предмету теряется, а учеба становится настоящим мучением.

Необходимы подвижные игры. Дети с радостью играют в командные игры. Это одновременно и игра с друзьями, и спорт. Сейчас начинает активно формироваться чувство соперничества в игре. Каждому хочется быть лучше, сильнее, получить похвалу от тренера и родителей.

Сейчас рекомендуется вводить дополнительные спортивные занятия. Конечно, все зависит от состояния здоровья ребенка. Спорт необходим, ведь это хорошая разрядка от умственных нагрузок.

Психическое развитие

Возрастные особенности детей 7-10 лет состоят в том, что ребенок живет настоящим моментом. Кто в 7-8 лет задумывался серьезно о взрослой жизни, строил планы? Сегодня хочется быть учителем, а завтра — кинозвездой. Заниматься конным спортом или уйти в профессиональный футбол? Или стать хирургом? Не стоит ругать малыша за такую «легкость» в планировании будущего. Сейчас все интересно, о всем хочется узнать. Относитесь серьезно к увлечениям своих детей, ведь какие-то из них могут принести им реальный успех в жизни.

Детям хочется примерить разные образы, показать все грани личности. До настоящего выбора профессии далеко, так что еще успеете поговорить серьезно.

В эмоциональном плане происходят существенные изменения. К 10 годам у маленького человечка уже есть своя система оценок. А еще есть система моральных ценностей. Психика достаточно развита для того, чтобы отличать «правильное» от «неправильного» на простом уровне. Это ведет к тому, что от совершения «неправильного» происходят угрызения совести. Ребенок понимает, что он неправ.

Критические периоды

Важно для родителей знать о критических периодах развития ребенка. В это время проявляются некоторые важные возрастные особенности. А еще так вам будет легче понять, что же творится с вашим чадом. Просто в определенные моменты жизни ребенка происходят капитальные сдвиги его развития. Мир меняется, меняется и взгляд малыша на самого себя. Избежать кризисных периодов невозможно.

Это необходимая часть процесса взросления, получения опыта. В это время поведение может становиться непоследовательным, ребенок раздражается, злится. Многие родители отмечают, что их «милого, послушного» малыша как будто заменили на «непослушного, дерзкого». В эти моменты маленькому человеку необходимо разобраться в себе, понять изменения, принять их. Ругать его за изменение поведения и обижаться довольно глупо со стороны родителей.

Периоды

Ребенок находится в обществе, учится. Его психика быстро развивается, благодаря накопленному практическому опыту он может делать выводы, открывать для себя новые истины. Познание строится по принципу пирамиды. Настает время переходить на новый уровень – ребенок понимает, что его жизнь меняется. Это время переживаний, внутренних конфликтов, анализа происходящего. Всего выделяется 6 кризисных периодов:

  • кризис новорожденного;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • 13 лет;
  • 17 лет.

Рождение само по себе несет кризисную ситуацию. Это момент отделения от матери, необходимости существовать как самостоятельный человек. Это первый кризис. Мы его не помним, но психика тогда переживает сильные изменения.

В 3 года, первый раз проявляется самостоятельность. Ребенок смотрит на себя в зеркало, отождествляет свое отражение с собой. Теперь он может противостоять родителям, говорит «нет» все чаще. Он хочет сам делать выбор.

В 7 лет ребенок идет в школу. Переосмысление ценностей, изменения в жизни. Теперь у него могут появиться новые объекты подражания: учителя, сверстники. Он становится социально активным. Общение, дружба теперь очень важны. Родителей в свои дела он посвящает все реже.

К 13 годам дети уже эмоционально независимы от родителей. У них начинается действительно своя жизнь. Теперь их логическое и ситуационное мышление хорошо развито. Ребенок стоит долговременные планы, впервые серьезно заговаривает о профессии. Его «я» уже по большей части сформировано.

Пубертатный период приносит новые проблемы. Кризис 17 лет — перемены в самоидентификации. Сейчас молодой человек подвержен влиянию гормонов. Может полностью поменяться система ценностей, личность претерпевает «ломку». Человек сильно меняется, его охватывает эйфория взросления. Ведь и правда, 17 лет – это уже совсем не ребенок, для человека открыты многие пути, он осознает свои возможности.

Проблемы в кризисные периоды

Ребенок это или молодой человек, но его психика претерпевает сильный стресс от перестройки. Меняется взгляд на самого себя. Вчера ваша дочь спокойно надевала любимые джинсы и шла гулять. Сегодня она закрылась в комнате и плачет из-за лишнего веса, или кудрявых волос, или коротких ног…  Что в ней изменилось? Произошла переоценка ценностей. Да, это может случиться буквально за 1 день. Хватит одного неосторожного слова, прочитанной в журнале статьи. Накопленный за 13, 14, 15… лет материал сделал свое — человек взглянул на себя другими глазами.

Подобные резкие изменения характерны для всех критических периодов. Мальчики и девочки одинаково сложно переживают их. Самостоятельность, идеалы, внешность, возможности — все имеет значение, когда дело касается взросления. Пройдет время, и ваш ребенок будет по-другому смотреть на проблемы. Но сейчас, в этот самый момент, ему необходимо ваше понимание и принятие.

Как вести себя родителям

Чего делать точно нельзя:

  • ругать;
  • оскорблять;
  • ограничивать в необходимом;
  • ограничивать социальные контакты.

Ругать человека за то, что в его жизни наступил переломный момент? Это неразумно. Лучше дайте сыну или дочери понять, что вы рядом, способны выслушать, объяснить. Это делать нужно не только во время кризисного периода, а всегда. Любые изменения родители могут контролировать без оскорблений, обид, ограничений. Такими методами вы просто отдаляете от себя взрослеющего человека. А вот принятие и поддержка будут для детей позитивным примером.

rebenkoved.ru

Периоды детского возраста. Возрастные особенности развития ребенка, патологии детей и подростков.


ТОП 10:

Организм ребенка в биологическом отношении не представляет чего-либо постоянного. Он находится в процессе роста и развития, а рост и развитие происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до того, как ребенок превратился во взрослого человека, он проходит через определенные стадии, или периоды, детского возраста, и по мере такого перехода меняются его морфофизиологические особенности, меняется также среда, внешняя обстановка, среди которой он живет. Поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Нельзя также говорить об анатомо-физиологических нормах для детей вообще или об особенностях течения той или иной болезни у ребенка без учета возрастного аспекта. Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и больным детям с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.

Дифференцированному подходу к ребенку помогает выделение в детском возрасте отдельных периодов. Естественно, что между этими периодами развития ребенка нельзя провести строгой грани. Наиболее удобно в практическом отношении деление на внутриутробный период, подразделяющийся на фазу эмбриона и фазу плода, и внеутробный период, состоящий из периодов: а) новорожденности, б) грудного, в) преддошкольного (ясельного), г) дошкольного, д) раннего школьного, е) старшего школьного. Внутриутробный период. Для развивающегося плода организм матери является внешней средой, и состояние здоровья, условия жизни матери во время беременности имеют важнейшее значение для нормального физиологического развития плода. Внутриутробный период подразделяется на два основных этапа: эмбриональный, включающий первые 11 -12 нед, и фетальный — до конца беременности. Первый из них характеризуется наиболее высокими темпами дифференцировки тканей, формированием органов и систем. На этом этапе зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития осуществляются интенсивные процессы созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни. Так, например, при сроке беременности 3 — 6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед. начинает образовываться гемоглобин взрослого, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16- 17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22 — 24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В эмбриональной фазе различные заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности. В фазе плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери — грипп, краснуха и др. являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развитии новорожденного. Установлено, что плод высокочувствителен к влиянию патогенных факторов в периоды его наиболее интенсивного развития. В I триместре беременности наиболее высокими темпами происходят дифференцировка тканей и формирование органов и систем, но сроки максимального их развития неодинаковы. В зависимости от этого образуются те или иные аномалии плода. Последний триместр характеризуется наиболее выраженным увеличением массы тела. В этом периоде у плода со сформированными внутренними органами многие патогенные факторы могут вызывать как задержку созревания функций, так и дистрофические и воспалительные изменения в органах и тканях. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей.

Период новорожденного, или неонатальный период (лат. neonatus — новорожденный). Этот период начинается от первого вдоха ребенка и продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется рядом значительных морфологических, функциональных и биохимических сдвигов. Начинается легочное дыхание, включаются малый и большой круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем тканей, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. При этом верхние и нижние конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляции. Из-за недифференцированное коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна. Такие процессы, как дыхание, кровообращение, выделение, совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 в 1 мин, пульс до 160 в 1 мин). У новорожденного быстро нарастает масса тела. За первый месяц жизни он прибавляет в весе около 800 г. Активность пластических процессов и быстрая прибавка массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное — характером питания. Наиболее физиологической пищей для этого возраста является грудное молоко. Иммунологические показатели новорожденного следующие: в первые 3 — 4 нед жизни катаболизируются иммуноглобулины класса G, пассивно приобретенные во внутриутробном периоде. Иммуноглобулины А и М, которые не проходят в норме через плацентарный барьер, у здорового ребенка при рождении не обнаруживаются; выявление их свидетельствует о преждевременном синтезе в связи с внутриутробным инфицированием. Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой, У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. В связи с транзиторным дефицитом факторов свертывания крови и повышенной проницаемостью сосудов у детей первых дней жизни может наблюдаться повышенная кровоточивость. Здоровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже, чем у детей старшего возраста, и составляет 7,29 — 7,34. Такой «пограничный» ацидоз обычно исчезает на 3-й сутки. Таким образом, в период новорожденное все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания. В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Эти состояния бывают кратковременными, никогда в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс. Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. В этом периоде чаще проявляются: внутриутробно развившиеся (врожденные) вирусный гепатит, цитомегалия, листериоз, малярия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз; врожденные пороки развития органов и систем; разнообразные родовые травмы и нарушения мозгового кровообращения, а также последствия внутриутробной асфиксии; гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных; септические заболевания, вызванные чаще всего кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний. При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожденного по шкале Апгар. В первую минуту жизни определяется 5 важнейших признаков: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами, полученные значения складываются. Оценка состояния производится по сумме баллов. 1 — 3 балла свидетельствуют о тяжелом состоянии. Здоровые дети оцениваются в 8-10 баллов. Через 5 мин оценка по шкале Апгар повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с неврологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза степени неврологических расстройств.

Грудной период. Этот период начинается с 3-4-й недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. К 5-6 мес начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов. В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи — вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое. Рекомендации родителям. Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 — 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10-11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 — 4 приема; в возрасте 3 — 6 мес длительность сна- 16 ч в сут; от 6 до 10 мес — 15 — 16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5-15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления — бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний. В первые 3-4 мес ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет-ясельный возраст). Он характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся активным ростом. ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2 — 3 годам предложения становятся многословными. ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 2 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью- 11 ч. В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий внешней среды. В связи с увеличивающимися контактами между собой, в также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2ч ночной — 10-11ч. ребенок будет спать крепко и спокойно, если он перед сном не был возбужден, не играл в шумные игры. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Это возраст подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна четкая организация воспитательной работы дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде появляются заболевания, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника.

Период старшего школьного возраста. Он продолжается от 12 до 16 лет и является периодом полового созревания. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой — неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.

 

Лекция №7



infopedia.su

Возрастные особенности ребенка 1-7 лет

Особенности развития детей раннего возраста

Годовалый ребенок

Малыш уверенно осваивает навыки ходьбы. В год и три месяца он может ходить без поддержки, наклоняться, приседать. Способен бегать и перешагивать через мелкие препятствия. Любит играть, складывая кубики, собирая пирамидку.

В этом возрасте кроха начинает активно общаться со взрослыми. Произносит простые слова в облегченных вариантах. Может назвать правильно 5-6 предметов, которые видит. За столом уже пользуется ложкой, поддерживает при питье чашку. К возрасту 1,9 месяцев способен ногой пинать мяч, подняться по ступенькам. В лексиконе имеет более 20 слов. Отвечает на простые вопросы, в том числе и по картинкам.

Особенность этапов раннего детства заключается в том, что неожиданно начинает меняться характер ребенка, его поведение. Он активно осваивает пространство, исследуя все углы квартиры, тумбочки, шкафы. В полуторагодовалом возрасте у малыша происходит скачок как в умственном, так и в физическом развитии.

Главное: у ребенка в тоне часто звучит категоричное отрицание. Одно из часто употребляемых слов — «нет».

Многие родители начинают думать, что их сын или дочь крайне не воспитаны, имеют плохую наследственность и дурной характер. Опасное заблуждение: осуждение в голосе мамы с папой провоцируют ребенка к протесту. Взрослым надо понимать, что наступил возраст «систематического отказа». Возрастная психология говорит о том, что только терпение и любовь могут помочь пережить его безболезненно для психики малыша.

Двухлетний ребенок

Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности.

Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя. А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых. Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу.

Вернейший признак начавшегося кризиса 2-х лет это постоянно звучащее «Я — сам!». У каждого ребенка он наступает в разное время. Но этот первый возрастной кризис обязательно будет. И родителям надо быть готовыми к этому. Основные правила для взрослых с учетом детской психологии:

  1. прислушиваться к претензиям ребенка: возможно в них есть определенный резон;
  2. все начинать делать заранее, чтобы дать крохе возможность самостоятельно поесть, одеться, выбрать одежду;
  3. сохранять спокойствие в любой ситуации.

Трехлетний ребенок

В этом периоде раннего детства малыш представляет собой сплошное противоречие. Основной дисбаланс вызван одновременным стремлением к максимальной самостоятельности и страхом потерять связь с родителями. Это приводит к повышению агрессивности ребенка, его протестам и истерикам.

Взрослые должны максимально уважительно относиться к все возрастающей самостоятельности чада. Не ломая его собственное «Я». Зная детскую психологию, мама с папой должны чаще говорить крохе о своей любви, терпеливо объяснять малышу ошибки в его поведения .

Еще одна возрастная особенность раннего детства — всплеск активности с любознательностью. Сплошные вопросы в любой момент бодрствования.

Чем раньше ребенок начинает задавать вопросы, тем полноценнее он развивается.

Задача родителей поддержать дитя, всячески помогая ему знакомиться с миром вокруг. Рекомендуется в этот период больше включать в игры с ребенком такие виды деятельности, как:

  1. рисование;
  2. конструирование;
  3. лепка.

Особенности развития детей дошкольного возраста

Младший возраст: от 3 до 4 лет

Один из плюсов этого возраста, согласно психологии развития, заключается в том, что ребенок готов радовать родителей до бесконечности, предлагая любую посильную для него помощь. Он осторожно старается определить границы собственного личного пространства и понять, где начинается чужое.

Дети в этом возрасте с удовольствием учат стихи, играют в интеллектуальные игры, разгадывают загадки. Добиваются понятных и четких ответов на свои вопросы.
Они отдают себе уже отчет в том, что такое «правильно» или «неправильно».

В игровой деятельности на первое место выходит подражание взрослым. Малыши с великим удовольствием переодеваются, играют в «доктора», «шофера» и другие профессии. Им нужно много внимания. Поэтому они обожают праздники и разные торжества.

Средний возраст: от 4 до 5 лет

Проблемы предыдущих возрастных кризисов постепенно забываются, так как дети к пяти годам уже могут контролировать свои эмоции. Самостоятельно успокаиваться, отвлекаться от неприятных моментов. Важная особенность — ребенок должен часто менять свою позу, ведь от статичной в этом возрасте он быстро устает.

Родителям необходимо понимать, что пятилетний малыш уже имеет практически сформировавшиеся характер и привычки. Поэтому особенно важной становится задача приучить его к чистоплотности, аккуратности, соблюдению режима дня.

Не менее значимо, чтобы ребенок четко понимал значение слов «надо» и «хочу». Умел прикладывать волевое усилие, чтобы выполнить какие-либо задачи из категории необходимых, даже если их не хочется делать. Возрастная психология рассматривает данный этап развития как один из самых важных для дальнейшей социализации личности.

Старший возраст: от 5 до 6 лет

У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной.

Для успешного обучения (с учетом возрастной психологии) необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Дети должны учиться координировать свои действия, составлять план.

Еще одна особенность возраста: качество выполнения поставленной задачи у ребят зависит от эмоционального отношения к тому человеку, который руководит их деятельностью.

Также дети на этом этапе уже начинают ориентироваться на нормы социального поведения. Поэтому внимание необходимо уделять коллективным играм, в которых установлены дидактические правила.

Подготовительная группа: от 6 до 7 лет

Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуется учитывать при подготовке к такому важному этапу их жизни, как обучение в школе.

Психология развития подразумевает, что ребенок подготовительной группы уже должен уметь выполнять инструкции, которые ему дает взрослый (родители, воспитатель). Для него важен образец, с которым он может сравнить результат деятельности. Дошкольник все активней старается самостоятельно объяснять новые явления, с которыми он сталкивается. Склонен несколько завышать свою самооценку.

Это период, когда идет активное развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться абстрактное, ребенку еще трудно дается выделение главного в предметах или явлениях, использование полученных навыков при решении задач, с которыми он еще не сталкивался.

В таком возрасте воображение развито уже намного сильнее. Это видно при рисовании, лепке и т. п. Проявляется в устном творчестве, когда дошкольник делает попытки сочинять стихи, считалки. Для того, чтобы произошел максимально успешный переход ведущей роли от игровой деятельности к учению, необходимо, чтобы ребенок посещал организованные занятиях в детских коллективах — детском саде, школах раннего развития.

Почему важно знать возрастные особенности ребенка

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Знание возрастной психологии помогает взрослым управлять этим процессом.

Я. А. Коменский говорил о важности соблюдения принципа природосообразности: 

«Обучение ребенка и его воспитание должны идти в соответствии этапам развития».

В заключение

Понятно, что далеко не все родители владеют основами возрастной психологии. Но знакомство с главными особенностями того или иного периода жизни ребенка позволит им понимать, как решить возникающие проблемы в поведении своего ребенка и как помочь эти проблемы преодолеть.

szabotoi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *