Определение шкал по методике дембо рубинштейна – —

Содержание

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн
Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Тамарой Дембо в 1962 году и дополненный Сусанной Рубинштейн в 1970 году.
Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.
А.М. Прихожан добавила три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками», «внешность», и заменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Обследуемым предлагается на горизонтальных линиях отметить уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Методика может проводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально.

Отметьте на 1-ой прямой уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств в данный момент жизни,
а на 2-ойжелаемый уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств.

Источник: Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.

Ваш результат:
1. Cамооценка: баллов
2. Уровень притязаний: баллов

Уровень самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, 2 неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Уровень притязаний.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Обработка и интерпретация результатов.
Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 ед, в соответствии с тем, где испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, например, 54 ед = 54 баллам.
По каждой из шкал необходимо определить уровень притязаний и самооценку и рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шкалам.


www.eztests.xyz

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

(Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)

Цель: изучение самооценки.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Процедура проведения: каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (лучше сначала показать тренировочный вариант на доске).

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице нарисовано 7 таких линий. Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак,

«–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового».

Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Регистрационный бланк

Фамилия, имя______________________________________________________ Дата___________________________ Класс_____________________________

Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысш

ий.

На каждой линии черточкой ( – ) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Здоровье Ум Характер Авторитет Умение Внешность Уверенность

у многое делать в себе

сверстников своими

руками

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 м. = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

  1. По каждой из шести шкал определяются:

  • уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

  • высота самооценки – от «0» до знака «–»;

  • величина расхождения между уровнем притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.

  1. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам.

  2. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности (см. рис.).

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

  1. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.

Оценка и интерпретация отдельных параметров.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

  1. Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязанийот 90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда

уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.) Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 балловнизкие «притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

  1. Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 – «средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

  1. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

  1. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки.

Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис), так и количественно (табл.).

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний

Высокий

Ур. притязаний

Менее 60

60 – 74

75 – 89

90 – 100

Ур. самооценки

Менее 45

45 – 59

60 – 74

75 – 100

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки

0 – 7

8 – 22

Более 22

Степень дифференцированности притязаний

0 – 8

9 – 21

Более 21

Степень дифференцированности самооценки

0 – 14

15 – 29

Более 29

  1. Редкие ответы.

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.

  1. Особенности поведения.

  • Сильное возбуждение, демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше.

  • Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым.

  • Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок указывают на значительные затруднения в оценке себя.

  • Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.

Интерпретация индивидуальных сочетаний параметров.

Варианты самооценки. Для углубленного анализа индивидуальных вариантов самооценки привлекается ряд дополнительных характеристик, полученных с помощью методик, выявляющих тревожность, социально-психологическую адаптированность, а также с помощью бесед со школьниками и учителями1.

Основное значение при характеристике индивидуальных вариантов отношения школьника к себе имеют средний показатель самооценки (медиана) и степень дифференцированности самооценки.

За норму можно принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой. Именно в этих случаях притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: здесь, как правило, не встречаются предельно высокие и крайне низкие самооценки по отдельным шкалам. В целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей.

Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка (75-90 б.) сочетается с умеренной ее дифференцированностью. Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе, по-видимому, является очень продуктивным.

Низкая, умеренно дифференцированная самооценка, сочетающаяся со значительным расхождением между притязаниями и самооценкой, является показателем неблагоприятного отношения к себе, неблагополучия в личностном развитии.

Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Учащегося как бы удовлетворяет его «средний» уровень, он не ждет от себя никаких «взлетов», никаких изменений и даже не хочет их.

Высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с очень высокими недифференцированными притязаниями и характеризующаяся сильным расхождением между притязаниями и самооценкой, как правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь его общее положительное отношение к себе, причем отношение эмоциональное, самооценка не основывается на анализе своих возможностей.

Очень высокая слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкал), слабо дифференцированными (обычно совсем не дифференцированными) притязаниями и характеризующаяся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, указывает на глобальное, завышенное представление о себе. Такая «глобальная удовлетворенность собой» по большей части носит ярко выраженный защитный характер. Это именно те случаи, когда школьник «закрыт», не чувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям, оценкам окружающих. В других случаях подобная самооценка может выражать самые различные явления – инфантилизм, самодостаточность. Она может также выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. В последнем случае она сочетается с ярко выраженной тревожностью. Таким образом однозначно охарактеризовать этот вариант самооценки достаточно трудно (это можно сделать только в общем контексте широкого изучения личности школьника). Несомненно, однако, что подобная самооценка не несет в себе стимул для личностного развития, то есть является непродуктивной. Поэтому учащиеся с такой самооценкой, безусловно, должны привлечь внимание школьного психолога.

Неблагополучие в развитии личности характеризует испытуемых с низкой, слабо дифференцированной самооценкой. Здесь выделяются две подгруппы. Для одной из них характерен средний или высокий уровень притязаний, сильное расхождение между притязаниями и самооценкой. Это свидетельствует о сильной осознаваемой неуверенности в себе, о том, что значительный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической адаптированности. Другая подгруппа характеризуется очень низкими притязаниями и соответственно слабым расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Эти школьники как бы полностью смирились со своей «малоценностью».

Низкую сильно дифференцированную самооценку имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и испытывающие сильное желание разобраться в себе, в своих возможностях. Такие случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с подобной самооценкой, как правило, очень охотно идут на общение со взрослым, ищут в нем поддержку, опору.

При сильно дифференцированных самооценках средний и высокий уровни притязания часто оказываются ниже самооценки по некоторым или по всем шкалам. При этом и уровень самооценки, и уровень притязаний могут оказаться очень высокими, но даже если уровень притязаний указывается на высшей точке шкалы – 100 баллах, самооценка выносится за верхнюю точку. Это может сочетаться с предельно низкими самооценками по другим шкалам. Учащиеся с подобными вариантами самооценки обычно испытывают повышенную тревожность. Эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение школьника к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать себя по принципу «все или ничего». Подобные варианты самооценки свидетельствуют об искажениях в личностном развитии. Очевидно, что все случаи неблагоприятных для личностного развития, непродуктивных вариантов самооценки заслуживают самого пристального внимания со стороны школьного психолога.

Экспресс-оценка. При необходимости можно получить быструю характеристику самооценки и уровня притязаний (это может потребоваться, например, если методика используется во время беседы). Для этого без специального измерения анализируют графическое изображение кривых самооценки и уровня притязаний на бланке испытуемого: отношение показателей к максимуму, минимуму, середине, примерный разброс и т.п. Однако таким образом можно получить только самую общую ориентацию.

Устойчивость и динамика самооценки и уровня притязаний. Для выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же учащимися несколько раз, но не более 2-3 раз в учебном году. Более частые повторы, как показывают данные, провоцируют школьников на выражение ситуативной динамики и поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения, например, при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной воспитательной, коррекционной работы.

На изменения, происходящие в отношении школьника к себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб:

а) для уровня притязаний – не менее 16 балов;

б) для самооценки – не менее 10 баллов;

в) для степени расхождения между ними – не менее 7 баллов;

г) для степени дифференцированности уровня притязаний и самооценки – переход в другую категорию – от «слабой» к «умеренной» и т.п.

Представленная методика полезна для получения оперативной информации. Поэтому ее целесообразно проводить фронтально для того, чтобы выделить тех детей, которым необходима помощь, классы, где много таких детей (данные показывают, что неблагополучие в самооценке, проявляющееся у значительного числа учащихся в одном классе, может свидетельствовать о неправильной воспитательной работе, неблагополучно складывающихся межличностных отношениях) (Пахальян В.Э. Психолого-педагогическая консультация в школе // Вопр. психол. – 1987. — № 3). Такое фронтальное проведение хорошо дополнить пробой «Три вопроса к психологу» (В.С. Юркевич).

Проведение методики Дембо-Рубинштейн обязательно предполагает беседу с испытуемым. При этом прямые вопросы («Почему ты именно так оценил свой ум? характер?») можно использовать, главным образом, с той категорией школьников, которые сами мотивированы на общение с психологом по этим проблемам, что хорошо выявляется по соотношению варианта самооценки и «вопросами к психологу». Чаще всего это дети со всеми вариантами низкой самооценки и средней, сильно дифференцированной самооценки. В остальных случаях прямые вопросы по большей части непродуктивны. Хорошо зарекомендовал себя такой прием, как использование проективной фигуры. Школьнику предлагается представить сверстника его пола, имеющего разные варианты самооценок, сказать, доволен ли этот сверстник собой, какие цели он перед собой ставит, добьется ли он их и т.п.

Следует отметить, что для некоторых учащихся и такой вариант беседы оказывается очень трудным. Иногда это бывает связано с конфликтным отношением к себе, однако чаще с тем, что школьнику просто не хватает речевых средств для выражения своих мыслей. Поэтому в таких случаях лучше первоначально отказаться от беседы по методике, а приступать непосредственно к углубленному психологическому изучению детей, обязательно включающему более сложные проективные и лабораторные методики на самооценку.

1 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.

multiurok.ru

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика диагностики самооценки универсальна, её можно проводить не только в школьном возрасте, но и во взрослом, а также менять предложенные личностные качества на те, которые вы хотите исследовать в данный момент, например, шкалу «умение многое делать своими руками, умелые руки», можно заменить на «развитие профессиональных или личностных качеств», шкалу «авторитет у сверстников» на «авторитет у коллег» и т.д. 

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие-0, а верхняя — наивысшее-100. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим каждый ответ выражается в баллах (например, 54мм = 54 баллам).

Итак, все баллы полученные по шести шкалам складываем и делим на шесть, это и будет результат вашей самооценки.

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Какие бы результаты не были бы получены, к ним можно относиться, как к ещё одному шагу в познанию себя.

Одним тестом исследовать и познать себя сложно или не возможно, необходимо ежедневная работа над собой, ведение дневника наблюдения или дневника саморазвития. Познать себя можно только в деятельности (общение с другими людьми, развитие профессиональных и личностных качеств и т.д.)

К исследованию самооценки некоторые психологи подходят по разному, так например психолог,  кандидат медицинских наук, психотерапевт и писатель Михаил Ефимович Литвак, самооценку предлагает исследовать не как классический вариант, заниженная, завышенная и адекватная, как предлагается выше в тесте Дембо-Рубинштейн, в виде вертикального «столба», а в виде, горизонтального, поваленного «столба» , где себя мы можем воспринимать уже иначе, то есть, не с позиции я хуже, а кто то лучше и наоборот, а с позиции, сегодня я на этом «столбе» нахожусь здесь, а другой человек в другом месте, а завтра может быть всё иначе.

Если всё резюмировать, то хочется это сделать в виде пожелании. Продолжайте познавать себя и не останавливайтесь в развитии своих способностей!

Удачи!

 

 

minakov.com.ru

Методика Дембо-Рубинштейн: самооценка и ее диагностика

Так называемая шкала Дембо-Рубинштейн стала популярной в российской психологии и антропологии. Первым автором этой техники была Тамара Дембо, студентка и коллега Курта Левина. Еще в сороковых годах прошлого века она использовала оригинальный метод: ее пациентам предлагалось отмечать уровень их счастья на вертикальной стомиллиметровой линии, а затем она измеряла высоту соответствующего сегмента.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Разнообразные методы изучения самооценки и широкий спектр исследований отражают высокую важность этого явления на всех этапах онтогенеза, особенно в период роста и развития. Одним из наиболее распространенных подходов к измерению самооценки является шкала Дембо-Рубинштейн.

В настоящее время шкала Дембо-Рубинштейн имеет несколько различных модификаций. Согласно одной из них испытуемых спрашивают об их реальной самооценке и желаемом уровне. Предполагается, что таким образом можно оценить уровень отдельных требований. Целью методики является оценка корреляции между фактическим и желаемым уровнями самооценки.

что такое шкала Дембо-Рубинштейна

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Изучение самооценки по шкале Дембо-Рубинштейн возможно в нескольких методологических вариантах. Согласно первому из них, первоначально разработанному авторами метода, испытуемых просят сделать одну отметку на каждой вертикальной линии шкалы, указывающую их собственное представление об уровне какой-либо конкретной индивидуальной черты.

В другом варианте того же метода испытуемым субъектам предлагается сделать две отметки на каждой вертикальной линии шкалы. Одна из них представляет собой фактическую индивидуальную самооценку конкретной собственной черты, а вторая относится к желаемому уровню этой же черты. В этом случае разница между фактическим и желаемым уровнями показывает возможное несоответствие между уровнем стремлений и самооценкой.

Исследование стало более сложным, но полученные результаты дают более широкую перспективу в изучении самооценки и обеспечивают более полную и сложную модель личностных характеристик субъектов.

Методология Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • Здоровье.
  • Способности и разум человека.
  • Характер.
  • Авторитет среди сверстников.

авторитетность среди ровесников по Дембо-Рубинштейн

  • Умение что-то делать самостоятельно.
  • Уверенность.
  • Внешний вид человека.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала игнорируется, так как это не личная характеристика. Методология Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний. Этот индекс определяется путем измерения количества баллов от нуля до икса. Соответственно, уровень оценки по конкретной шкале можно измерить от нуля до минуса.

Далее необходимо рассчитать расстояние от икса до минуса. Если уровень притязаний ниже личных оценок, самооценка выражается в отрицательных числах. Методология Дембо-Рубинштейн проста в работе и поэтому очень часто используется. Но эксперты почти всегда используют ее модифицированную версию.

оценка самооценки ребенка по методу Дембо-Рубинштейн

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

Также существует несколько приемов, которые дополняют методику Дембо-Рубинштейн. Исследователь может выявить неустойчивую самооценку человека, если он делает большое количество зачеркиваний или проходит тест слишком медленно.

В человеке также можно заметить завышенную самооценку, если он пытается обратить внимание на себя в процессе выполнения задания или выполняет его слишком быстро.

Заключение

В советской и российской науке данная методика стала известеной благодаря работам Сюзанны Рубинштейн, поскольку этот метод применялся в ее исследованиях самооценки. Метод Тамары Дембо и Сюзанны Рубинштейн широко используется сегодня. Его популярность во многом объясняется тем, что шкала может быть изменена в зависимости от специфики какого-либо конкретного исследования.

Автор: Amelie

оценка самооценки ребенка по методу Дембо-Рубинштейн Загрузка…

trenermozga.ru

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Бывает ли идеальная самооценка и как определить ее реальный уровень? Делимся одной из самых известных методик. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким. Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тест для определения уровня самооценки

  • Проведение теста
  • Интерпретация результатов
  • Высота самооценки
  • Уровень притязаний
  • Соотношение между параметрами самооценки

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Тамара Вульфовна Дембо

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

здоровье;

ум, способности;

характер;

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

внешность;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60–74

75–89

90–100

Уровень самооценки

Менее 45

45–59

60–74

75–100

Дельта = УП – СО:

0 – 7 – уровень притязания не является стимулом для развития, особенно для низкой самооценки;

8 – 22 – умеренная. Школьник ставит задачи, которые может достичь, реально смотрит.

> 23 – конфликт. Низко оценивает себя, а уровень притязаний слишком высокий.

Отрицательная дельта – при низкой самооценке человек не развивается, махнул на себя рукой.

Литература:

1. В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986

2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М., 1970.

3. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе

__________________________________________________________________________________

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе

studfile.net

Описание методики исследования самооценки Дембо

Как по методу Дембо-Рубинштейна иследуют самооценкуЛюди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.

Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.

Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как формируется самооценка

Формирование самооценкиКаждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.

Инструкция к исследованию

В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:

  • Методика исследованияздоровье;
  • характер;
  • ум и способности;
  • наличие авторитета у сверстников;
  • внешность;
  • уверенность в себе;
  • умение что-либо делать самостоятельно.

Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).

Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.

Анализ результатов

Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой

Ответы выражаются в баллах. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).

  1. По каждой из шести линий анализируют:
    1. а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
    2. б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
    3. в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
  2. Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».

Уровень притязаний

На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.

Самооценка

Обработка данных по методике дембо-рубинштейн Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.

Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.

Соотношения между параметрами самооценки

Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.

Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.

Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.

Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».

Дополнительные приемы к методике

Результаты тестаПри проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

psiho.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о