Окончание глаголов 1 спряжения – Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица) [Решено] |

Содержание

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица) [Решено] |

Спряжение глаголов подчиняется строгим правилам. Чтобы определить тип спряжения, нужно  изменить неопределенную форму глагола по числам (единственное и множественное) и лицам (1,2,3). Окончания у спряжений различны. Основной признак, которому подчиняется большинство глаголов: 1 спряжение  – в окончании буква «е», 2  спряжение – буква «и». 1 спряжение и 2 спряжение глаголов можно представить схематично. Таблица спряжений.

1 спряжение

ед.число

1лицо

у (ю)

 

 

2лицо

ешь (ёшь)

 

 

3 лицо

ет (ёт)

 

мн.число

1лицо

ем (ём)

 

 

2лицо

ете (ёте)

 

 

3 лицо

ут (ют)

 2 спряжение

ед.число

1лицо

у (ю)

 

 

2лицо

ишь

 

 

3 лицо

ит

 

мн.число

1лицо

им

 

 

2лицо

ите

 

 

3 лицо

ат (ят)

Есть часть глаголов, которые не подчиняются общему правилу. Это исключения.

Ко 2 спряжению относятся:

  1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.
  2. Семь глаголов на –еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. Четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Правило зарифмовано педагогами для более легкого запоминания. У глагола окончание определяется по спряжению. Алгоритм работы: глагол ставят в форму 3 лица множественного числа, определяют ударении, если окончание ударное, смотрят на таблицу окончаний и определяют спряжение. Если окончание безударное, то потребуется не только таблица, но и знание правила и исключений.

obrazovaka.ru

Спряжение глаголов в русском языке ✔️ как определить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, таблица, правило, 7 глаголов исключений на еть

Спряжение глаголов есть в русском и некоторых других языках. Это очень удобно, хотя некоторые люди об этом даже не задумываются. В устной речи местоимения порой опускаются, но все равно понятно, кто чем занимается, сейчас уже все  случилось. Обо всем этом расскажет глагольная форма, поскольку есть спряжение.

Что такое спряжение глаголов

Посмотрев на любой глагол, вы убедитесь, что он состоит вовсе не из одного только корня. У него есть суффикс, окончание, префикс, то есть приставка. И некоторые части слова, кроме корня, меняются в зависимости от ситуации. Корень тоже иногда меняется, потому что в русском языке есть чередование согласных, но на спряжение это никак не влияет. Самое главное в этой истории – окончание, как и в случае со склонением существительных, оно очень много подсказывает. Именно от него зависит, когда и кем выполняется действие. Возьмем любое существительное. Например, спортсмен. Пусть он бежит дистанцию.  У слова “спортсмен” есть род – мужской. Поскольку он один, то и глагол будет стоять в единственном числе. И именно от  этого зависит, какое  будет окончание. Я бегу, ты бежишь, он бежит. То есть глагол изменяется по лицам. Спортсменов может быть много – мы, вы, они. И от этого тоже определяет, на что будет оканчиваться наш глагол. Мы бежим, а вы или они – бежите или бегут. В настоящем времени род совсем не важен – все равно, кто участвует в соревнованиях, спортсмен или спортсменка. И если попытаться просклонять существительное, мало что изменится. И со временем тоже не все так просто. Если состязания происходят сейчас, то спортсмен бежит. А если они уже состоялись – то он, я или ты бежал.
В прошедшем времени окончание от лица не зависит.
Интересно лишь число – когда вчера все бежали вместе. И даже неважно, женщины соревнуются или мужчины. Такое изменение окончания в зависимости от условий и называется спряжением. Блок-схема спряжение глаголов представлена в рис.1.
Рис.1 Блок-схема спряжение глаголов в русском языке

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Русский язык не так уж и сложен — в нем всего-то два спряжения. В других языках бывает и три, и даже больше. Обозначаются они цифрами — I или II. Но как это узнать? Давайте представим, что перед нами две корзины, а слова, обозначающие действия,  написаны на карточках. Можно никакую корзину не придумывать, ее вполне заменит таблица из трех столбиков. Над одним мы напишем цифру I, над другим, соответственно, II. Над третьим пока ничего писать не будем – он для тех, которые спрягаются не так, как все. То же самое можно сделать и с корзиной. Из любого текста мы выберем все глаголы, оканчивающиеся на “-ить”. И сложим их во вторую корзину-графу. Все ли такие слова относятся ко второму спряжению? Нет, не все. Некоторые придется переложить в первую. Для этого надо поставить их в любую личную форму. Например, изменим глагол “сушить”. Я сушу, ты сушишь, он сушит. В личных формах настоящего времени оканчивается он на “
-ишь
” и “-ит”, значит его надо в этой же колонке и оставить. А как быть с глаголом “шить”?  Или “вить”? Тоже спрягаем. Получается, что ты шьешь или вьёшь, а он шьёт или вьёт. То есть в одну колонку или корзинку с глаголом “сушить” эти слова никак не попадают. В чем дело? А в том, что в первом случае в личных формах окончание безударное, а в двух других на него падает ударение. Трудностей с правописанием возникать не должно, если ударение ложится на окончание, то слово как слышится, так и пишется, и относится к соответствующему спряжению.
Получится, что там, где стоит цифра I, оказались самые разные слова, их трудно объединить — они и на “–ать” заканчиваются, и на “-уть”, и на “-еть”. Наверняка найдется несколько даже на “-ти” — идти, например, или найти. И как с ними быть? А очень просто. Поставить в любую личную форму. Вот и получится, что разные-то они разные, а спрягаются все одинаково, и в окончании будет буква “е”. Знать — знает, писать — пишет. Окончание глаголов первого и второго спряжения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Окончание глаголов I и II спряжения

Как спрягать глаголы с безударными окончаниями

В грамматике не всегда все так просто, тем она и интересна. Если ударение падает не на окончание — тогда как? Так и хочется написать “знаит” вместо “знает”, “танцуит” вместо “танцует”… Но делать этого не стоит. От ошибок удастся избавиться, если просто запомнить, какие окончания есть в каждой из схем спряжения. Ничего сложного. В первом спряжении всегда в окончаниях стоит буква “е”, во втором — “и”. Получается, что правильно — “знает” и “танцует”.  А вот глагол “лечить”, например. Что с ним делать? Спрягать, но ставить в окончаниях букву “
и
”. Доктор лечит, мы лечим, вы лечите. А как узнать окончание во множественном числе? Особенно, когда речь идет о третьем лице? Там ни “и”, ни “е” не будет, разумеется. Тоже лучше запомнить:
  • слова, где стоит “е”, плавно переходит в “-ут” или “-ют”;
  • и” —  в “-ат” или “-ят”.
То есть когда “лечишь” — то “лечат”, а когда “знаешь” — то “знают”.
Един. число Множ. число
1-е Читаем
2-е Читаешь Читаете
3-е Читает Читают

Глаголы первого спряжения

Еще раз заглянем в нашу первую корзину. Чего там только нет! Абсолютно любые окончания в неопределенной форме (которую еще называют инфинитивом). Тут есть все, кроме “-ить”. Чтобы понять, как все эти разнообразные слова спрягаются, полезно составить  отдельную табличку, у которой 4 строки и 3 столбца. Первый столбик обозначаем словом “лицо”, а в следующих строчках пишем 1, 2 и 3. Над другими столбцами, соответственно, пишем число. И попробуем проспрягать любое подходящее слово, а затем вносим нужные окончания:
  • Если я что-то делаю, то “” или “”, если ты — “
    ешь
    ”, он или она — “ет”.
  • Заполняем и второй столбец. Там будут стоять окончания “-ем”, “-ете” и “ут” или “-ют”.

Глаголы второго спряжения

Похоже выглядит и вторая схема. Тоже можно нарисовать табличку, абсолютно аналогичную. Совпадает и первое лицо, единственное число — “” или “”, и никак иначе. Зато в остальных местах почти везде будет буква “и”. В том столбце, где единственное число, 2 лицо – “-ишь”, 3 – “-ит”. Во втором столбце — 1 лицо  — “-им”, 2 – “-ите”, зато в третьем – “-ат” или “-ят”. Попробуем проспрягать слово “чистить” — я чищу, ты чистишь, он чистит, мы чистим, вы чистите, они чистят. Это – классический второй тип спряжения.
Рис.2 Разноспрягаемые глаголы пример

Поговорим об исключениях

На самом деле все обстоит еще интереснее. Правила правописания есть, но всегда найдутся и исключения. То есть те глаголы, которые спрягаются не так, как остальные, похожие на них. Существуют языки, где один только список неправильных глаголов занимает сотни страниц. В русском языке их меньше. Одни из них в неопределенной форме оканчиваются на “-ить”, но окончания в остальных формах у них такие же, как у тех, что относятся к первому спряжению. Другие — наоборот. Третьи вообще называются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания то с буквой “и”, то с буквой “е”. А четвертые вообще имеют два варианта изменений, и оба будут правильными. Глаголы на “-ать” вроде бы должны в личных окончаниях иметь букву “е”, но не тут-то было. Например, “гнать” или “ворчать”, равно как “дышать”, “держать” — спрягаются так же, как глаголы на “-ить”. И производные от них тоже. Есть в этой компании и слова на “-еть” — “видеть”, “терпеть”, равно как “увидеть” или “перетерпеть”. Как ни странно, они относятся ко второму спряжению. Запомнить их легче всего, сочинив правило в стихотворной форме.

Какие из них разноспрягаемые

Теперь посмотрим, какие глаголы в одном лице и числе имеют окончание одного вида, а в другом — другого. Их тоже мало. К примеру, “держать”. Везде окончания “-им”, “-ите”, а вот когда они, то “-ут”, и никак иначе. А есть еще очень интересные глаголы, у которых можно выбирать окончания, когда они стоят в третьем лице множественного числа. И любой вариант будет правильным. Это такие слова, как “чтить”, когда люди “чтут” или “чтят” (например, чью-либо память). Схема спряжения представлена в таблице ниже.
Един. число Множ. число
1-е Чту Чтим
2-е Чтишь Чтите
3-е Чтит Чтут
Впрочем, не все такие глаголы ушли в прошлое. Например, “сыпать” — вполне современный, но когда они – то сыпят или сыплют. Хотя первая форма немного уже устарела. В задании может встретиться и какой-нибудь странный глагол —  на первый взгляд кажется разноспрягаемым, но изменяется строго по форме соответствующему типу: “лаять – лает – лают”, “таять – таешь – тают”. Упражнение 1 Вставьте пропущенные буквы: чита…шь, стро…м, кашля…шь,  игра…м, открыва…м, наруша…м, вид…шь, держ…м. Упражнение 2 Какие глаголы в третьем лице множественного числа оканчиваются на -ут или -ют?
  • держать;
  • строить;
  • складывать;
  • дружить;
  • рисовать;
  • веять;
  • выть.
Упражнение 3 Поставьте глаголы во второе лицо единственного числа настоящего времени. Дрожать, капать, печатать, рыть, двигать, рвать, жить, быть. Упражнение 4 Найдите глагол, у которого два варианта третьего лица множественного числа:
  • таять;
  • реять;
  • крутить;
  • чтить.
Рекомендуем посмотреть полное видео о спряжение глаголов в русском языке:

nauka.club

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит – бегут), а также по лицам (стираю – стираешь – стирает). Спряжение – так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе –оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на –ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть – белеют, показать – покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать – кидаешь, кидает, сеять – сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на –ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье – «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. – ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та…т в полях.

Когда ты напиш…шь письмо?

Мы выполн…м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе – дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

fb.ru

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит – бегут), а также по лицам (стираю – стираешь – стирает). Спряжение – так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе –оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на –ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть – белеют, показать – покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать – кидаешь, кидает, сеять – сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на –ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье – «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. – ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та…т в полях.

Когда ты напиш…шь письмо?

Мы выполн…м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе – дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

autogear.ru

Спряжение глаголов | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Исключения и другие трудные случаи

Трудные случаи:

1. Одиннадцать глаголов считаются исключениями, потому что они заканчиваются не на –ить, то есть должны относиться к 1-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 2-го спряжения, то есть с буквой и. Вот список таких глаголов:

Видеть, смотреть, слышать, дышать,
Зависеть, обидеть,
Терпеть, ненавидеть,
Гнать, вертеть, держать.

Эти 11 глаголов-исключений надо запомнить!

2. Глаголы брить, зиждиться, стелить, наоборот, заканчиваются на —ить, то есть должны относиться ко 2-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 1-го спряжения, то есть с буквой е (и с буквами у/ю в 3-м лице множ. числа): бреет, бреют, зиждется, зиждутся, стелет, стелют.

3. Особо следует сказать о некоторых глаголах с приставкой вы: выспаться, выглядеть. Это глаголы с безударными личными окончаниями, но спряжение их определяется по однокоренным глаголам с ударными окончаниями: спать — спишь, выспаться — выспишься; глядеть — глядишь, выглядеть — выглядишь. Таким образом, оба эти глагола относятся ко 2-му спряжению.

4. Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми: в одних формах они имеют окончания 1-го спряжения, а в других формах — окончания 2-го спряжения. К разноспрягаемым относятся и глаголы, образованные от хотеть и бежать при помощи приставок и постфикса –ся.

lampa.io

Личные окончания глаголов I и II спряжения (4-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цель: закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке необычный гость , господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

— Это самовар!

— Это русский самовар.

— Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить «сам варит»)

— Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

— Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

— Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена — электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли «Дедушка» или «Иван Иваныч»

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

— Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

I спряжение II спряжение
1л. -у, -ю, -ем -у, -ю, -им
2л. -ешь, -ете -ишь, -ите
3л. -ет, -ую, -ют -ит, -ат, -ят

— Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

— Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не ) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат —
  • Жужжат —
  • Кричат —
  • Летят —
  • Лежат —

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т , и на бабу п_гядыва_т:
«Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_»

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

— А кто знает, откуда пришло к нам слово «чай»?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали «ча». Отсюда наше русское слово «чай»)

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: «Кто чай пьёт, сто лет проживёт». Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить. )

VI. Творческая работа «Скатерть-самобранка» (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат , не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

— Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

VIII. Рубрика «Давайте подумаем»

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

1 чашка 2 чашка
I спряжение II спряжение
идёт тащат
грызут снуют
зовёшь летит
белый мычит

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание , где слово «печь» — сущ , или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он : все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

— Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

— Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

— Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

1.07.2009

urok.1sept.ru

Урок русского языка «Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения».

Фамилия, имя ученика

Задание: Прочти статью. Составь 2-3 тестовых вопроса с вариантами ответов

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Уважают и почитают картофель во многих странах: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?

  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

Что делал? Что делать?

  1. К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на

-еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;

  1. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся к I спряжению?

  2. У глагола прошедшего времени определяется род?

  3. Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?

  4. Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?

  5. Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению?



II спряжение

I спряжение

Наступа…шь (… спр.), пролета…м (… спр.), слыш…м (… спр.), исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (… спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), смотр…м (… спр.), пробега…шь (… спр.), свет…шь (… спр.), вид…м (… спр.).

Ед. ч.

Мн.ч.

1 вариант отвечать — I спр.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

2 вариант говорить — II спр

1 лицо

ГЛАГОЛ

2 лицо

3 лицо


Что делать? Что сделать?

… изменяются по

лицам и числам

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…

Вид глагола

… называется спряжением

-у, -ю, -ешь, -ет, -ем,

-ете, -ут, -ют

правописание

–ТСЯ, -ТЬСЯ

НЕ с глаголами…

-у, -ю, -ишь, -ит, -им,

-ите, -ат, -ят

ПРОБЛЕМА

Домашнее задание:

— Вставьте пропущенные орфограммы. Обоснуйте свой ответ.

— Какие глагольные орфограммы встречаются в данном тексте?

— Морфологический разбор глагола ВЫЛЕЗЕТ.

Как белочка зимует

Г. Скребицкий и В. Чаплина

Как закрут…т метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Забере….ся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер (не)задувал, еще лазейку подстилкой закро…т. Потом сверне….ся клубочком, пушистым хвостиком прикрое….ся и спит.

А снаружи ледяной ветер так и во…т, так и несет мелкий колючий снег. Утихн…т непогода, белочка из гнезда вылез….т, встряхне….ся и поскач….т с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщ…т, который сама летом на суку сушить оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone».

«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».

Стратегия «Fishbone»  это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.

Диаграммы можно располагать как горизонтально, так и вертикально — это не имеет принципиального значения.

Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».

Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.

На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) — факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.

Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.

Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

  1. В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

  2. Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

  3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

  1. критическое мышление;

  2. взаимодействие в группах;

  3. планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  4. истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

  5. осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

На начальном этапе работы в режиме стратегии «Fishbone» используются такие Активные методы обучения как Мозговой штурм и Анализ конкретных ситуаций.

Также эта стратегия применяется как одна из схем при подготовке к дебатам.

I спряжение

II спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

I спряжение

I спряжение

II спряжение

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *