Общечеловеческие духовные ценности – —

Содержание

Общечеловеческие ценности

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Что такое общечеловеческие ценности?

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.

Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые личности. Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.

Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.

К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.

Воспитание детей на общечеловеческих ценностях

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга, патриотизм.

Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах. Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества. В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.

Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.

 

womanadvice.ru

Общечеловеческие ценности | ВЕЛИКОРУССИЯ.РФ

Общечеловеческие ценности

– это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ценности «вечные»:
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди. Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности делят на несколько видов:
1.Культурные.
2.Социальные.
3.Нравственные.
Культурные ценности – это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
Культурные ценности человека:
-Литература – как основной накопитель бесценного опыта поколений
-Религия – религиозные или заменяющие их идеологические (в том числе политические) убеждения, которые являются основными составляющими повседневной жизни человека, в том числе формирующими его внутреннюю культуру.
-Искусство – всё то, что даёт одному человеку выразить себя, а другому – через познание творчества другого вырасти духовно. Это очень сложные аспекты культуры.
Итак – литература, религия, искусство – являются формирующими частями внутренней культуры личности. Они же являются основными ценностями, без которых само существование культуры либо невозможно, либо представляется маловероятным.
Социальные ценности – это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека; жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть.
В систему ценностей социальных ценностей субъекта могут входить различные ценности:
-смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
-универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
-ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
-ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
-демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Виды социальных норм: обычаи, традиции, ритуалы, нормы морали, правовые и религиозные нормы.
Высшие нравственные ценности человека
:
-Взаимопомощь – стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим.
-Милосердие – отказ от осуждения и готовность помочь ближнему.
-Сострадание – Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека; снисхождение к слабому, увечному, больному.
-Честность – еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека – это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи – ложь во спасение.

Похожее

xn--b1agjajexqjau1m.xn--p1ai

Духовные ценности человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

mystroimmir.ru

ГРУППА – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ — КиберПедия

ГРУППА – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Задание:

1) Что понимается под ценностями?

2) Составьте текст, используя примеры моральных ценностей и определения к ним.

Какие еще моральные ценности можете выделить?

 

 

ГРУППА – НОРМЫ МОРАЛИ

Задание:

1) С опорой на текст на карточке и материал учебника (с.40) определите значение понятия «моральная норма» и выделите главные моральные нормы.

2) Представьте свою работу в виде опорной схемы (кластера, рисунка и т.п.).

 

 

ГРУППА – КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Задание:

1) По тексту определите смысл понятия «моральная категория»?

2) Выделите главные моральные категории.

ГРУППА – ДОБРО И ЗЛО

Задание:

1) Используя учебник, определите значение слов «добро» и «зло» — основных категорий морали.

2) Обратившись к документам, проанализируйте, как понимали добро и зло разные ученые в разное время?

 

ГРУППА – МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Под моральными ценностями подразумевают все, что людям особенно дорого, полезно и необходимо для жизни. В сущности, моральные ценности – это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли и явления. У каждого человека формируется своя личная система ценностей. То есть у каждого из нас выстраивается так называемая «пирамида ценностей», составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека.

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов.

В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека:

жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности и др.

Це́нности «ве́чные»

1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.

3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.

4. «Золотое правило нравственности» — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

5. Истина, красота, справедливость.

6. Мир, жизнь человечества.

7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.



9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди.

11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.

13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Составьте текст, используя примеры моральных ценностей и определения к ним.

ДРУЖБА

личные бескорыстные взаимоотношения между людьми

ТРУДОЛЮБИЕ

положительное отношение к процессу трудовой деятельности

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

требование соответствия деяния и воздаяния

ЧЕСТНОСТЬ

правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам

СОСТРАДАНИЕ

сочувствие к чужому страданию

ВЕРА

признание чего-либо истинным

ПАТРИОТИЗМ

любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

умение отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия ______________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ

чувство глубокой привязанности к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии

МУДРОСТЬ

большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт

МУЖЕСТВО

преодоление страха

СКРОМНОСТЬ

умеренность во всех требованиях

ГРУППА – НОРМЫ МОРАЛИ



Нормы морали– формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных норм, которые по традиции считаются обязательными для всех. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, содержащих указание на то, как должно поступать.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» — основополагающее нравственное требование, главная моральная норма: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

ГРУПА – ДОБРО И ЗЛО

ГРУППА – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Задание:

1) Что понимается под ценностями?

2) Составьте текст, используя примеры моральных ценностей и определения к ним.

Какие еще моральные ценности можете выделить?

 

 

ГРУППА – НОРМЫ МОРАЛИ

Задание:

1) С опорой на текст на карточке и материал учебника (с.40) определите значение понятия «моральная норма» и выделите главные моральные нормы.

2) Представьте свою работу в виде опорной схемы (кластера, рисунка и т.п.).

 

 

ГРУППА – КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Задание:

1) По тексту определите смысл понятия «моральная категория»?

2) Выделите главные моральные категории.

ГРУППА – ДОБРО И ЗЛО

Задание:

1) Используя учебник, определите значение слов «добро» и «зло» — основных категорий морали.

2) Обратившись к документам, проанализируйте, как понимали добро и зло разные ученые в разное время?

 

ГРУППА – МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Под моральными ценностями подразумевают все, что людям особенно дорого, полезно и необходимо для жизни. В сущности, моральные ценности – это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли и явления. У каждого человека формируется своя личная система ценностей. То есть у каждого из нас выстраивается так называемая «пирамида ценностей», составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека.

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов.

В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека:

жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности и др.

Це́нности «ве́чные»

1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.

3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.

4. «Золотое правило нравственности» — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

5. Истина, красота, справедливость.

6. Мир, жизнь человечества.

7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.

9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди.

11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.

13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Составьте текст, используя примеры моральных ценностей и определения к ним.

ДРУЖБА

личные бескорыстные взаимоотношения между людьми

ТРУДОЛЮБИЕ

положительное отношение к процессу трудовой деятельности

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

требование соответствия деяния и воздаяния

ЧЕСТНОСТЬ

правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам

СОСТРАДАНИЕ

сочувствие к чужому страданию

ВЕРА

признание чего-либо истинным

ПАТРИОТИЗМ

любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

умение отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия ______________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ

чувство глубокой привязанности к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии

МУДРОСТЬ

большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт

МУЖЕСТВО

преодоление страха

СКРОМНОСТЬ

умеренность во всех требованиях

ГРУППА – НОРМЫ МОРАЛИ

Нормы морали– формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных норм, которые по традиции считаются обязательными для всех. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, содержащих указание на то, как должно поступать.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» — основополагающее нравственное требование, главная моральная норма: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

cyberpedia.su

Общечеловеческие ценности: понятие и сущность



В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия общечеловеческих ценностей, кратко охарактеризованы такие категории общечеловеческих ценностей, как жизнь, свобода, счастье.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, интериоризация общечеловеческих ценностей.

In this article it was considered the basic ways to the definition of concept of common to all mankind values, it was in brief described such categories of common to all mankind values, as life, freedom, happiness.

Key words: values, value orientations, common to all mankind values, interiorisation of common to all mankind values.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели цивилизации; известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античной и эллинистической культурах. Этот процесс носит поступательный характер и историческую преемственность в развитии ценностных систем. В процессе этого развития складывается система общечеловеческих ценностей, которая становится приоритетной в современную эпоху. Следовательно, каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и универсальные), создающие общий контекст данной культуры и влияющие на формирование характера.

Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).

В последнее время в науке особое значение придается общечеловеческим ценностям. Так, американские исследователи Ф. Клокхон и Ф. Стродбек определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их взгляд основан на том, что люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [1, с. 129].

В. А. Караковский относит к общечеловеческим ценностям такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [2].

В работах Н. Д. Никандрова анализируется набор общечеловеческих ценностей, содержащихся в официальных государственных документах (Конституция, Всеобщая декларация прав человека), религиозных источниках (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран), учебных пособиях, во взглядах российских и зарубежных ученых и специалистов.

По мнению Н. Д. Никандрова, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны. «Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания» [4]. Прослеживая генезис развития общечеловеческих ценностей, автор подводит читателя к истокам их зарождения, отмечает, что многие, государством провозглашаемые добродетели, имеют очень древнюю историю, отчасти они отражены в трактатах великих философов античности и религиозных книгах. Так, шесть из десяти заповедей, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, содержат общечеловеческие ценности: «чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего».

Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много.

По нашему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

На наш взгляд, это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке (жизнь, здоровье, права и свободы, моральные ценности, удовлетворение потребности в знаниях, культурно-историческое наследие и др.) и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.

Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. По итогам кросс-культурного исследования, проведенного С. С. Шварцем, им было выявлено 66 ценностей в 20 культурах и с помощью статистики он назвал 110 наиболее универсальных. Среди них — самостоятельность, разнообразие жизни, гедонизм, достижение, власть, безопасность и др. [5, с. 67].

Другие исследователи называют следующие значимые для большинства людей наборы ценностных ориентаций: личность, индивидуализм, взаимозависимость, возраст, пол, семья, качество отношений, значение авторитета, ролевого поведения, мобильность, общество, особенности взаимодействия, человеческая природа, отношение человека к природе, пути ее познания и др. [Там же, с. 132].

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения и др.

Основополагающей категорией общечеловеческих ценностей является жизнь. Современная философия рассматривает жизнь как процесс человеческого бытия, как абсолютное, бесконечное начало мира, обладающее, в отличие от материи и сознания, активным, движущимся началом. Познание этого активного, движущегося начала, возможно, благодаря интуиции, посредством переживания. Жизнь — самое дорогая ценность для человека, основа его существования, его бытия в мире.

Свобода — еще одна важная ценность человеческого бытия. Свобода — это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода выступает одной из универсальных ценностей человеческого бытия. Вопрос о свободе — один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.

Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.

Вопрос о приоритетных для кыргызстанцев ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях, был предметом психолого-педагогических исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных кыргызских ценностей наиболее часто выделяется свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине, большая часть которых, как мы видим, близка к общечеловеческим ценностям.

Подробно исследована в кыргызской науке такая общечеловеческая ценность, как счастье. Этой проблеме уделила внимание в своей кандидатской диссертации Ж. А. Кедейбаева [6]. Автор рассматривает основой счастья потребности, интересы, которые способствуют формированию высших духовных, социально-нравственных качеств субъекта. Осознанные личностью высшие социальные потребности в форме нравственного сознания регулируют поведение индивида и задают ему ценностный смысл. Счастье в основном связано с духовно-эмоциональной стороной жизни человека. По словам исследователя, «в субъективном плане счастье можно охарактеризовать как эмоционально-оценочное отношение личности к своей деятельности. Чувство счастья является отражением бытия человека и определенного состояния психики. … счастье — это элемент бытия, который способствует гармоническому развитию личности»[6, с. 11].Ж. А. Кедейбаева раскрывает в работе категорию счастье, его структуру. Она выделяет такие элементы в его структуре, как: спокойная жизнь, удовлетворение потребностей, благодарность, радость, оценка жизни, явления, оказывающие воспитательное воздействие на человека, его духовное состояние. Все эти элементы диалектически связаны друг с другом и отражают счастье как эмоционально-чувственную форму идеала, функционирующую в цивилизационном пространстве и социальном времени.

Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.

Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом.

Заключая статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины. Под сформированностью ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности понимается адекватное к ним отношение, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, то есть способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.

Литература:

  1. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
  2. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
  3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
  4. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. –1998. — № 4. — С. 3–8.
  5. Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалии межкультурного взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1996. — № 2.
  6. Кедейбаева Ж. А. Счастье — нравственная ценность: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Б., 2006. — 20 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, человеческое бытие, счастье, свобода, жизнь, ориентация, мир, система, культура, движущееся начало.

moluch.ru

Общечеловеческие ценности и нравственность

Общечеловеческие ценности и нравственность

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Общечеловеческие ценности, общие понятия о них

Порядочный, достойный человек живёт по своим несокрушимым нравственным принципам, в основе которых общечеловеческие ценности.

Несокрушимым, потому что они у него существуют не в виде знания о правилах и ценностях морали, а в виде убеждений – в абсолютной уверенности, что именно ТАК должно быть, а ни как иначе.

Общечеловеческие ценности – это плод социальной жизни человека на протяжении его исторического развития, как свод ценностей человеческой жизни и правил жизни, исполнение которых позволяет человеку быть человеком.

По другим версиям, в религии – это Божие заповеди и установки людям, как подобает жить, в околонаучных кругах – правила жизни для людей, установленные более развитыми представителями внеземной жизни.

Нашему менталитету, более близки и понятны общечеловеческие ценности, которые были озвучены перед учениками – апостолами, Иисусом Христом в его заповедях.

Вернее, те общечеловеческие ценности, которые вложены людьми в уста Иисуса, ибо, нет числа только официально доказанным трактовкам и изменениям в «Заповедях Иисуса Христа».

Это лишь свидетельствует о том, что это действительно общечеловеческие ценности, ибо, они прошли проверку веками жизни нашей цивилизации и только уточнялись и шлифовались, оставаясь, в сути своей, неизменными.

Давайте, рассмотрим общечеловеческие ценности, опираясь на первоисточники.

Первоисточники, я говорю условно, потому что, мы, ныне, можем иметь и знать только уже исправленные неоднократно тексты и канонические тексты, которые, по сути, тоже являются более поздними трактовками первоисточников, так как нет возможности сделать аутентичный перевод с древних языков.

Более того, если их рассматривать не через призму религии и религиозной веры, мы должны под религиозной оболочкой увидеть эти общечеловеческие ценности. А что они именно там сокрыты, мы сейчас с вами убедимся.

Общечеловеческие ценности и нравственные принципы в Заповедях Иисуса Христа

1. Главная ценность на Земле – это человек.

В религии: Ибо, человек – божие творение и в каждом часть бога – его духа, если в сердце человека живёт Бог. Любить бога – это любить человека – его творение, опекаемое им.

Иисус Христос (далее: И.Х.): Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и всем разумением твоим.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

2. Относись к другому человеку с уважением, дружелюбием и почтением. Так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

И.Х.: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Эти две нравственные заповеди являются центральными, основными, и в устах Христа, и в системе нравственности любого высоконравственного человека. Ибо, все остальные ценности и правила морали базируются на их основе.

Далее, по сути, следует толкование, развитие и конкретизация основной ценности «Человек» и основного нравственного правила отношений между людьми – «Относись к другому, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Как вы сейчас увидите, в последующих заповедях показана и диалектика нравственных и безнравственных человеческих отношений, и система наказания за безнравственную жизнь.

Только, если в религии сделан упор на наказание, кару Божию, или, наоборот, на воздаяние за благочестие, то, очевидно, что, что верующему человеку, что неверующему, наказание одно – муки совести и несчастия за безнравственную жизнь.

Если верующий человек боится кары за безнравственность на том свете или после суда Божьего, то, неверующий, светский человек, знает или предполагает, что ему, за безнравственную жизнь, за неприверженность общечеловеческим ценностям, воздастся ещё на земле.

А, даже, если и не предполагает и не знает, ему всё равно воздастся, пусть в муках его немощного — в болезни, при смерти, в старости, сознания. Ибо, когда тело наестся «сладостей жизни», разум вынужден будет проснуться от спячки неправильной (неправедной) жизни.

Ибо, таковы законы не только нравственной или безнравственной жизни – Зло, в конечном счёте, не остаётся безнаказанным.

Таковы законы человеческой жизни, как таковой, ибо: жить по человечески – это жить нравственно или стремясь к этому. А жить безнравственно – это жить не по человечески.

А сия такая жизнь противоестественная для человека – неправильная. И, рано или поздно, ещё при жизни человека, – эта неправильность или проявит себя в бедах для безнравственного человека, или в осознании им этого, что ещё ужаснее. Ибо, как правило, уже ничего не исправишь.

И, очевидно, что поощрением – воздаянием от жизни, для неверующего и для верующего будет жизнь в ладу со своей совестью и осознание смысла, полезности своей жизни – осознание себя Человеком. Что, само по себе, является значительным благом.

Общечеловеческие ценности и принципы жизни человека

3. Думай, прежде всего, о своей духовности, о себе как о человеке, а не о своём материальном и телесном благополучии.

И.Х.: Блаженны (счастливы) нищие (нуждающиеся) духом…

4. Горе не вечно, — оно приходящее и уходящее – человек должен понимать диалектику жизни, в которой всё «течёт и всё меняется».

И.Х.: Блаженны плачущие, ибо, они утешатся.

5. Человек не должен себя возвеличивать.

И.Х.: Блаженны кроткие…

6. Человек должен искать истину, правду в жизни.

И.Х.: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Человек должен быть добрым – милостивым.

И.Х.: Блаженны милостивые…

8. Человек должен быть честным и чистосердечным, непорочным.

И.Х.: Блаженны чистые сердцем…

9. Человек должен быть миролюбивым, не агрессивным к окружающим.

И.Х.: Блаженны миротворцы…

10. Человек должен быть готов пострадать за правду, за свои убеждения.

И.Х.: Блаженны изгнанные за правду… когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

11. Человек должен понимать, что, только соблюдение общечеловеческих ценностей, даёт ему надежду на достойную человека жизнь.

И.Х.: Радуйтесь и веселитесь, ибо, велика ваша награда на небесах…

Продолжение: Заповеди Иисуса Христа – свод нравственных правил человека

Ещё статьи по этой тематике:

Духовные ценности, их иерархия. Мораль и нравственность

Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?

Вежливость – скромность, тактичность, деликатность

7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих

Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член

Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек

Нравственная жизнь: вопросы и ответы

Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду

Нравственный человек в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа

love-family-life.info

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ это что такое ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: определение — Философия.НЭС

Ценности общечеловеческие

понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются ценностям классовым, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Общечеловеческие ценности близки и понятны каждому (как минимум, потенциально), объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу. Системообразующим для общечеловеческих ценностей является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит нраву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий — экономических, политических, духовных. Общечеловеческие ценности выступают существенным фактором успеха современных интеграционных процессов, своего рода универсальным языком диалоги различных Культур.

Оцените определение:

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

комплекс понятий, входящих в систему филос. учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как филос. категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов, т.е. характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм О.ц. имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающем единстве представлений о наличии неких универсальных сущ-ностно значимых свойств человеческого существования.

К О.ц., признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Попрание О.ц. рассматривается как преступление против человечности.

В прошлом универсализм тех ценностей, которые сейчас принято называть общечеловеческими, реализовывался лишь в рамках этнокультурной и социальной общности, а их значимость обосновывалась божественным установлением. Таковыми были, напр., ветхозаветные десять заповедей — фундаментальные нормы социального поведения, данные «богоизбранному народу» свыше и не распространявшиеся на иные народы. С течением времени, по мере осознания единства человеческой природы и приобщения к мировой человеческой цивилизации народов, ведущих примитивный образ жизни, О.ц. стали утверждаться во всеплане

terme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *