Название мероприятия | Дата, время, место проведения мероприятия | Перечень проблемных вопросов, особенности, новизна проведения мероприятия, количество и категории участников |
11 марта | ||
«Широкая масленица» | Коррекционная школа № 26 Время по согласованию | Мероприятие в рамках года Равных возможностей, 70-80 человек |
«Приглашаем на блины» | ДШИ №10 18.00 | |
«Масленица Широкая» | ДК «Киндяковка» 12.00 | Недельная акция проект «Живые традиции» |
12 марта | ||
«Широкая Масленица!» | 12.00 ЦГБ им. И. А. Гончарова | Праздничное мероприятие с элементами театрализации для детей инвалидов коррекционной школы №87 |
«Вкусное солнышко – Масленица» | 12.00 Библиотека №29 | Праздничная программа для уч-ся 1 – 4кл., 30 чел. |
«Заигрыш!» | ДК п. Пригородный 15.00 | Игровая программа для детей на Масленичную неделю для уч-ся, 25 чел |
13 марта | ||
«Душа ль ты моя, Масленица!» | 15-00 Библиотека №4 | Праздник, благотворительное мероприятие для воспитанников д./д. «Гнездышко», 30 чел. |
«Масленица» | Библиотека народной культуры №5 Время по согласованию | Совместное мероприятие ДШИ №10 и Библиотеки народной культуры №5, посвященное празднованию «Масленицы» |
«К тёще на блины» | ДШИ № 12 Время по согласованию | Фольклорное мероприятие, 30-35 человек |
«Песня жаворонка» | 14.00 ДШИ №11 | Конкурс народной музыки среди учащихся народного отделения |
«К нам на блины!» | 13.03 — 14.03 ДШИ №10 Время по согласованию | |
«Едет Масленица!» | 16.00 Библиотека №5 | Праздничное мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал Надежды» |
«Масленица идет – блин да мед несет!» | 12.00 Библиотека №37 | Праздничная программа для уч-ся 1-4 кл., 100 чел. |
«Лакомка» | 15.00 | Развлекательная игровая программа, посвящённая третьему дню масленичной недели Для участников художественной самодеятельности |
«На что похож блинчик?» | ДК с. Отрада 10.30 | Игровая программа в детском клубе МАЛЫШОК для детей из клуба |
«Как на масленой неделе мы блиночки свои ели!» | Площадь перед ДК с. Карлинское | Детский праздник в рамках проекта «Живые традиции» Дети всех возрастов |
«Лакомка!» | ДК п. Пригородный 14 .00 | Развлекательная программа для детей, чаепитие. В рамках программы «Живые традиции» |
14 марта | ||
«Широкий пир» | 14.00 Клуб пос.Сельдь. | Проект «Живые традиции», игровая фольклорная программа |
15 марта | ||
«Как на масленой неделе…» | ДК п. Плодовый 18.00 | В рамках проекта «Живые традиции» Развлекательная дискотечная программа для старшеклассников и молодёжи |
16 марта | ||
«Секреты наших бабушек: печем блины» | ДК с. Отрада 16.00 | Мастер-класс для жителей села |
«Весна пришла в Ульяновск» | Открытые площадки | Проводы русской зимы для жителей района |
«Душа ль ты моя, Масленица!» | Областной краеведческий музей | Концертная программа воспитанников ДШИ №6 |
«Ой, честная Масленица!» | 12.00 Баратаевская СОШ | Утренник для детей |
«Заловкины посиделки!» | ДК п. Пригородный 18.00 | Посиделки с играми, конкурсами и чаепитием на шестой день Масленицы, в рамках проекта «Живые традиции» |
17 марта | ||
«Гуляй, Масленица» | Площадь Ленина | Работа 9 разгуляев: «Масленичная ярмарка», «Блинное царство», «Молодецкие потехи», «Город мастеров», «Симбирский разгуляй», «Играй гармонь», «Детский городок», «Ледяной столб», «Ледовый каток». «Коробейники». В центре площади за ограждениями будет установлено чучело Масленицы. Изюминкой празднования станет театрализованное представление по мотивам русских народных сказок, а также праздничный масленичный поезд, организованный Центром народной культуры Ульяновской области и Министерством труда и социального развития, в нем примут участие творческие коллективы и творческие семьи города и области. Вечером для жителей и гостей города состоится праздничная программа «Весенний вечер’OK!». В программе конкурс караоке, танцевальная программа и файер-шоу. |
«Солнышко красно, гори, гори ясно» | 10.00 На площадках ТОСа «Заводской» | Праздничная программа для жителей |
«Масленица, раскрасавица душа» | 11.00 Библиотека №25 | Празднично-игровая программа для уч-ся 3 кл., 30 чел. |
11.00 Клуб с. Карлинское | Праздничное мероприятие, для всех категорий читателей, 40 чел. | |
«Боярыня масленица» | 15.00 ТЦ «Аквамолл» | Театрализовано — игровая программа для жителей города |
«С масленицей широкой Вас друзья» | 11.00 Парк «40 лет ВЛКСМ» | Театрализовано — игровая программа Жители Заволжского района |
«Гуляй, Масленица» | 12.00 Клуб пос.Сельдь. | Проект «Живые традиции», праздничная программа |
«Широкая масленица» народные гуляния | ДК п.Белый Ключ 14.00 | Мероприятие, посвящено окончанию масленичной недели |
«Душа ль ты моя, Масленица!» | 11.00 РКЦ «Открытый дом» | Концертная программа, выступление агитбригады «Переменка» ДШИ №6 |
«Прощай, Масленица» | ДК п. Плодовый 11.00 | Народное гуляние для жителей посёлка в рамках проекта «Живые традиции» |
«Гуляй, Масленица» | ДК с. Отрада 11.00 | Театрализованное представление, игры, конкурсы для жителей села |
«Красна Масленица!» | Парк Победы 10.00 | Праздничная программа, народные гуляния |
Сожжение чучела Масленицы | 14.00 Парк «Владимирский сад» | Народные гуляния, чувашская масленица |
«Масленица идет!» | Парк им. Матросова 10.30 | Народные гуляния, конкурсы, игровые программы |
«Масленица, раскрасавица душа» | Парк «Молодежный» 11.00 | Народные гуляния, выступления творческих коллективов |
«Душа ты моя Масленица» | Парк «Семья» 12.00 | Народное гуляние, игровые, концертные программы для детей и взрослых |
«Масленица» «Саварни» | Парк «Винновская роща» 10.00 | Народное гуляние, игровые программы. Чувашская масленица «Саварни» |
«Все на Масленицу!» | Парк Прибрежный 12.00 | Народное гуляние, игровые программы |
«Масленица-красна Девица!» | Площадка у ТЦ «Звезда» 11.00 | Народное гуляние, игровые программы, конкурсные |
«Широкая Масленица» | Площадка у ДК «Киндяковка» 11.00 | Народное гуляние, игровые программы |
«Собирайся народ, Масленица идет!» | Площадка у ДК «Современник» Время по согласованию | Народное гуляние, игровые программы |
ulpressa.ru
МасленицаРазличные названия праздника.
Блины- главное угощение.Обряды Масленицы.
Сжигание чучела.Проводы зимы.
Веселая МасленицаКатания с гор.Блины- символ Масленицы.
Веселой Масленицы!Масленичная неделя.
Узкая Масленица.
Среда- лакомка. К теще на блины!Широкая масленица. Четверг – разгуляй. Народпредавалсгуляниям: катаниям на лошадях, кулачным боям, соревнованиям. |
rpp.nashaucheba.ru
История праздника Масленицы для детей. Название дней масленичной недели
Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.
Одна из таких легенд гласит, что в давние времена на Севере родилась маленькая девочка, отцом которой был Мороз. Имя ей дали Масленица. Девочка была маленькой, хрупкой и улыбчивой. Однажды группа людей попала в снежную бурю. Прячась от нее, они встретили Масленицу и попросили помочь и согреть их. Масленица пришла, но удивила всех. Потому что это была не маленькая девочка, а здоровая баба с большими румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей.
По другой версии, в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. Люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины имеют форму маленького солнышка. Также было принято в селах водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица».
Масленица имеет и другие названия. Например, «Мясопуст», или Сырная, Сыропустная неделя. Эти названия появились в связи с тем, что по православному обычаю мясо исключалось из пищи, а молочные продукты еще употреблялись.
Другие названия Масленицы: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха», «ясочка».
Своими корнями Масленица уходит в языческие времена. В те далекие времена этот праздник был связан с днем весеннего солнцеворота. Но с принятием христианства Масленица стала зависеть от сроков начала Великого поста. На протяжении многих веков Масленица продолжала праздноваться. Этот праздник является одним из самых любимых в народе. Даже строгие указы и меры, которые предпринимались, чтобы праздник был забыт, не увенчались успехом.
Раньше при праздновании Масленицы на площадях городов возводились ледяные горки, торговали чаем, сладостями, блинами, веселился народ в костюмах, устраивали катания на лошадях.
Во все времена главное угощение на Масленице — это блины. Они пеклись и поедались в большом количестве. На каждый день на Масленой неделе есть определенный обряд.
Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. в этот день наряжается соломенная кукла и устраиваются застолья с разными сладостями.
Второй день (вторник) называется заигрыши: устраиваются катания на горках и едят блины.
В третий день (среда) — на лакомки — все шли к теще на блины.
Четвертый день называется широкий четверг: поются песни, выполняются обряды, устраиваются кулачные бои, катаются на санях, колядуют.
На тещины вечерки (пятница) зятья звали тещу на угощение.
Шестой день (суббота) называется золовкины посиделки: в этот день молодая невеста приглашала своих родных к себе.
И в последний день (воскресенье), называемый прощеным днем, сжигали соломенную куклу, а пепел от нее рассеивали по полю, чтобы будущий урожай был богатым. В этот день принято прощать все обиды и оскорбления.
nsportal.ru
Масленица по дням — все о блинной неделе
Вспоминаем традиции с «Первым областным».
Масленица — один из древнейших русских праздников. Языческая по происхождению, Масленица мирно «ужилась» с религиозными традициями христианства. Из недели прощания с зимой праздник превратился в неделю перед Великим постом — 7 дней отдыха, веселья и сытной еды.У каждого из дней Масленицы, которая в этом году продлится с 4 по 10 марта, есть свое название и предназначение. «Первый областной» рассказывает, что и где делать с понедельника по воскресенье на Масленичной неделе.
Понедельник открывает так называемую «Узкую Масленицу» — первую половину недели. В эти дни разрешена работа по хозяйству.
Первый день Масленицы называется Встреча. Встречаются, по обычаю, сваты, происходит все на территории дома невестки. Ее с самого утра отправляют к родителям, а вечером свекр со свекровью приходят за ней, заодно договариваясь о месте общего гуляния.
В понедельник завершается строительство снежных городов, качелей и балаганов для массового праздника. Из соломы и старой одежды мастерят чучело Масленицы, которое возят по улицам на санях.
В тот же день начинают печь блины. Первый полагается вручить бедным соседям, чтобы они, не имея возможности приготовить блины, помянули усопших.
Вторник называется Заигрыш. Парни и девушки в этот день знакомятся, катаются с горок, ходят друг к другу на блины. Родители активно это поощряют: молодых принято сватать на Масленичной неделе, ведь венчание в Великий пост церковь запрещает. Свадьба в случае удачи играется на Красную горку — первое воскресенье после Пасхи (в 2019 году Красная горка выпадает на 5 мая).
Лакомки — это третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». В этот день теща встречает зятя и его друзей богатым угощением, а сама наблюдает за проходящим застольем. По вкусовым пристрастиям зятя можно определить его характер. Считается, если мужчина тянется за блинами с соленой начинкой, характер у него непростой. Любители сладкого же мягкие и ласковые.
В среду можно есть блинов вдоволь.
Четверг, или Разгуляй, — первый день «Широкой масленицы». В этот день пора прекращать хозяйственные работы и начинать гуляние.
И молодые, и старые выходят на улицу, чтобы покататься на санях, понаблюдать за кулачными боями, битвами за снежные города, или стать их участниками, покалядовать. В этот день жгут ритуальные костры и прыгают через них.
Пятницу называют Тещиными вечерками. В этот день мужчина встречает маму своей супруги. Ее полагается официально пригласить. Теща приходит в его дом с подругами. За столом — песни, веселье, добрые советы по поводу семейной жизни.
Правда, угощения на всех собравшихся готовит жена.
День золовки, сестры мужа, приходится на субботу. Он называется Золовкины посиделки. В этот день женщина должна звать родственников мужа к себе, главная из которых — сестра. Если она незамужняя, то полагается пригласить в дом и незамужних подруг, если же венчана в церкви, рядом с ней должны находиться люди семейные. Всех гостей угощают блинами, а золовке вручают приятный подарок.
Последний день Масленичной недели — это Проводы. В воскресенье чучело Масленицы на санях везут в поле. Это называется «масленичным поездом». Затем чучело сжигают — это «похороны». Пепел развеивают по полям, чтобы год был плодородным. С этого момента зима должна уйти, уступив права солнечной и теплой весне.
С приходом христианства Проводы Масленицы стали известны как Прощеное воскресенье. В этот день принято совершать чин прощения в храмах, просить друг у друга прощение за все обиды прошедшего года. Вечером, как и в понедельник, поминают усопших, при возможности посещают кладбище.
Соблюдать все традиции блинной недели весело и вкусно. Но чтобы Масленица была в радость, а не в тягость, нужно есть в меру и выбирать только правильные блины. Как это сделать, читайте ЗДЕСЬ.
Знаете о произошедшем больше или есть что рассказать?или позвоните по телефону 8-902-603-60-40
www.1obl.ru
Какое название имеет каждый день Масленицы?
4 марта встречаем Масленицу! Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками и играми. Каждый день Масленицы имеет свое название. Давайте рассмотрим традиции каждого дня этого веселого народного праздника!
В понедельник масленичной недели, проходят народные гулянья, пекутся блины. Блины, желательно, смазать маслом и съесть с медом. В масленичную неделю блины делают на молоке и яйцах в большом количестве.
К этому дню — первому дню Масленицы — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами.
Дети утром делали чучело — Масленицу — и наряжали её. Чучело делали из соломы, мешковины, старой женской одежды, насаживали на шест, чтобы удобнее было носить. Затем Маслену с песнями возили в санях по деревне, привозили в итоге на снежную гору, где после этого начиналось катание на санях и на всем, на чем с горы можно было съехать.
В этот день утром дети в деревнях собирались вместе, шли от дома к дому и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!». Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели.
В понедельник хозяйки начинали печь блины. Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших.
В этот день свекры отправлялись к сватам в гости, где решали когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
Самое любимое дело на Масленицу — кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.
Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем — конек на дощечке, чтобы управлять можно было).
Малыши катались на ледянках (ладейках) — это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.
В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю — две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы.
Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Во время Заигрыша также проходили и смотрины: парни высматривали себе жен, а девушки украдкой строили понравившимся молодым людям глазки. В общем, масленичные забавы и потехи клонились к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В третий день Масленицы главным развлечением становится выпекание и поедание блинов – от этого и название Лакомка. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько душе угодно. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, рыбу молоко, сметану и масло. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор. Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями — блинами и конфетами.
Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя — « к тёще на блины».
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади — три дня, впереди — три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался — сталкивали в снег и засыпали их по самую шею…
Выходили в этот день и на «кулачки» — на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».
С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Именно в четверг устраивались кулачные бои и взятие снежных стенок. Люди крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика-балагура с вином и калачами, а вслед с песнями и плясками тянулся народ.
Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.
Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки или гречневой крупы и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.
В субботу молодая жена приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Масленица была, как бы, предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.
Как правило, в этот же день наряженную Масленицу — чучело из соломы — с
почетом несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так исстари весело,
карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал
народ зиму и встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на
весь Великий пост.
В воскресенье неуемное веселье подходило к концу. Все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!».
За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят «Бог простит», а если сердце совестливое, добавляют «ты меня прости». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В Прощеное воскресенье принято приходить на могилы к усопшим и приносить блины, чтобы извиниться перед теми, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.
А вот, что писал по этому поводу известный российский поэт и наш современник Андрей Дементьев:
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к ближним строги. Вас всё равно всех примирит земля»…
Прощеное воскресенье – первый шаг на пути к Великому посту.
После обеда — собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
rustradition.blogspot.com
Масленица — история и традиции праздника
2019-03-04T01:16+0300
2019-03-04T01:16+0300
https://ria.ru/20190304/1551468316.html
Масленица — история и традиции праздника
https://cdn25.img.ria.ru/images/151487/00/1514870060_0:162:3067:1887_1036x0_80_0_0_df8e34bb01e59a024c283a932f327ceb.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
Масленица – народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. Это подготовительная неделя к Великому посту. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. В 2019 году Масленица продлится с 4 по 10 марта.Праздник пришел из языческой культуры, был известен на Руси еще до принятия христианства.В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов позднейших блинов. Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь на Руси остался одним из важных персонажей праздничных гуляний, однако, уступив главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле. Что касается масляного блина – символа солнца и жизни, он стал главным масленичным лакомством.
После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую неделю. В церковной традиции масленая седмица (неделя) именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер – в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.
Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и главным блюдом – блинами.
Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание.
В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний.
Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.
В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни.
В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.
В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу.
На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями.Кульминацией праздника были проводы Масленицы, сопровождавшиеся зажиганием костров, масленичными санными поездами, ряжеными.
Гулянья на Масленицу, как и на Святки, были самыми массовыми. Первым признаком Масленицы было катание на лошадях: светское и народное. В Москве катались по кругу от Красной площади до нынешнего Электрозаводского моста (тогда это был Покровский мост) или вокруг Кремля и по Красной площади. Эти районы на время празднеств освобождались от движения.
На улицах обязательно ставили катальные горы и качели. В частных владениях горки могли быть небольшими, метров 10, а в публичных местах – 20-30 метров в высоту. Горы обливали водой по снегу, делали небольшой бортик по бокам. Внизу – сугробы, чтобы не разбиться при падении.
Атрибутом всякого гулянья было торжище, где ставили палатки, павильоны и так называемый шатер – съестную и закусочную, а также, распивочную. Здесь же продавались свистульки и лакомства.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Масленица — это… Что такое Масленица?
Масленица | |
---|---|
«Масленица». П. Н. Грузинский, 1889. | |
Тип | народно-православный с языческими корнями |
иначе | Масленая неделя, Блинница, Объедуха, Кривошейка |
также | Сырная седмица (по церковному уставу) |
Значение | заговенье на Великий пост, первая встреча весны и проводы зимы |
Отмечается | восточными славянами |
в период с | Мясопустной субботы |
по | Прощёное воскресенье |
В 2012 году | с 20 по 26 февраля |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | пекут блины, ходят в гости, застолья, катаются на санях и санках, рядятся, уничтожают чучело Масленицы |
Связан с | Великим постом |
- Данная статья — о народных обычаях Масляной недели; Масленицу (Сырную седмицу) в церковном календаре см. в статье Мясопуст.
Ма́сленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, польск. Zapusty, словацк. Fašiangy, чеш. Masopust, словен. Pustni teden, серб. Покладе, болг. Сирна неделя, макед. Проштена недеља)[1] — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название[2].
Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Пёстрая неделей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.
Другие названия праздника
Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Боярыня Масленица, Молочная неделя, устьцилем. Молочница, полес. Масленка, Маслоед, Мáсны тыждэнь, белор. Коляда масленая, Каровiна i конскае свята, укр. Колодій, христ. Сырная неделя.
Сущность обрядов празднования
Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.
Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года[3] (типичный пример — Новруз). В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права.
С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям[4].
Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»)[5], их гостевания[6], катания с гор[7] и на упряжках[8], шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста[9]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.
Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов[10]. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы[4][11].
Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил время его на 8 дней[12].
На Пёстрой неделе
Малая масленица
В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями.
В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[13], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины, умерших в доме родственников. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района)[14].
И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят[15].
Мясное воскресенье
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья»[16]. В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят»[14]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной.
Масленичная неделя
Масленица на почтовой марке Украины, 2003Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье[17]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица[18]. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник — заигрыш
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Среда — лакомки
Другое название: полес. Скоромная середа[19].
В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — разгул
Смотрины молодых (А. Н. Третьяков. В деревне. 1867) Ф. В. Сычков. Праздничная забаваДругие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг[20], Разгульный четверток[21]; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг[22].
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[23], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[24]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми[25].
Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:
- Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
- Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
- А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
- А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
- Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
- Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын»[26].
В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чем им обычно не отказывают.
Колядская песня:
- Уж как шли ребята колядовщики,
- Виноград, красно зелёная моя![27]
- Колядовщики, все фабричники,
- Мы искали двора господина своего,
- Господинов двор на семи верстах,
- На семи верстах, осьми столбах.
- Посреди двора, посреди широка,
- Стоят три терема,
- Три терема златоверхие.
- В первом терему красно солнушко,
- Во втором терему часты звёздочки,
- Сам хозяин в дому, господин в терему,
- Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
- Млады девушки в дому, как орешки в меду,
- Виноград, красно зелёная моя!
По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:
- Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
- Виноград, красно зелёная моя!
- Накормил, напоил, со двора пустил,
- Виноград, красно зелёная моя![28]
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок[29].
- Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов[30].
Воскресенье — проводы
К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье. XIX в.Также называется: Целовальник, Прощёный день[31], Заговенье, Прощёное воскресенье[32]; полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка[22].
Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших[29], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками[33]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[34], полученный пепел рассыпали по полям[31].
В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика»[35].
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»[36].
Проводы Масленицы
Масленица, подготовленная к сожжению, 2010 годВ последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах[37]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды[38].
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.
Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:
|
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.
Тужилки по Масленице
Понедельник — полоскозуб
Также называется: Тужилки по Масленице; христ. Чистый понедельник; полес. Вступник, Гувесна, Дужики, Запустный понедельник, Полоскание, Понедельник-полоскозуб, Пополоконы, Ступник, Твердопост, Твердопостье, Твёрдый пост[22], нижегород. Козья масленица[39].
Первый день великого поста. В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой[40]. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опят «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста[41]. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.)[42]. Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.
Среда
В Вятской губернии девушек из соседних сёл подруги приглашали на гуляние к себе через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на гулянья и посиделки, на которых играли, пели и плясали[36].
Пятница
В пятницу в церквях освящали коливо (кутью) в память святого великомученика Федора Тирона.
Суббота
Во многих местах в субботу первой недели поста устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными[36].
Воскресенье
На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла[43].
Поговорки и приметы
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 февраля 2012. |
- Первый блин за упокой (на масленой).
- Первая оттепель — вздохнули родители.
- Сыр, сметану, масло вкуша́й, все беды — щедростью души избывай.
- Без масла каша не вкусна.
- «Прашли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься» (воронеж.).
- Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
- Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
- Блин не клин, брюха не расколет.
- Без блина не масляна.
- На горках покататься, в блинах поваляться.
- Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.
- Перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные уста (о масленице).
- О масленой — неделю пируешь, семь опохмеляешься.
- Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
- Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице.
- Масленица — семикова племянница.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
- Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.
- Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.
- Масленица-блинница — скоморошья радельница.
- На горах покататься, в блинах поваляться.
- Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).
- Широка река Маслена: затопила и Великий пост.
- Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.
- Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.
- Прольёт Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги, путь ей ве́дом, за Прохором следом.
- Не женився єси, то колодку носи! (укр.)
- Зять на двор — пирог на стол.
- Зять на парох — тёща за яйца (воронеж.)
- У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).
- Придёт зять, где сметанки взять?
- Масляная калядуха пализала яйцы, сыр и каравайцы. (белорус.)
- Масьлены чэтвэр — самэ сьвато.
- Для молока, для коровэй (полесье).
- Масны тыждэнь — все коровье: масло, яйца, молоко, сыр. (Полесье)
- Ўлас — на масьляном тыжни, у чэцьвер (полесье).
- Масляная — белый сыр, чаму не жанывся, сукин сын. (Полесье)
- Ненастье в воскресенье перед масляной — к урожаю грибов.
- Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу. (Ярославская губ.)
Аналоги Масленицы у других народов
Празднование Масленицы в Австралии, 2005 годМасленица в искусстве
См. также
Примечания
- ↑ Агапкина, 2004, с. 194
- ↑ Дубровский, 1870, с. 13
- ↑ Как показали исследователи традиционных религий (Мирча Элиаде, Ф. Б. Я. Кёйпер и др.), каждый Новый год является ритуальным отражением и воспоминанием космогонического мифа, соответственно его обряды нацелены на то, чтобы помочь Вселенной обновиться, чтобы уничтожить старый обветшавший мир, вернуться к первичному хаосу, а затем сотворить мир заново. См. об этом: Элиаде М. Миф о вечном возвращении
- ↑ 1 2 Пропп, 1995
- ↑ Смотры молодоженов // Российский Этнографический Музей
- ↑ Гостевание молодоженов // Российский Этнографический Музей
- ↑ Катальные горы // Российский Этнографический Музей
- ↑ Съездки // Российский Этнографический Музей
- ↑ Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ — начала ХХ в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.
- ↑ Подобный научный миф возник в середине XIX века благодаря деятельности «мифологической школы», и главным образом А. Н. Афанасьева. Он же приводил метафору, сравнивающую месяц с круглым блином: «Свети, месячку, свети ясно, як млынске коло»; «зoйди, месячку, так, як млынске коло». См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1995.[уточнить]
- ↑ Соколова, 1979, с. 46-48
- ↑ Дубровский, 1870, с. 23
- ↑ Соснина
- ↑ 1 2 Советская этнография № 2, 1936, С. 102.
- ↑ Гальковский, 2000
- ↑ Котович, 2010, с. 332
- ↑ Масленица: обряды на каждый день
- ↑ Как провести традиционную русскую Масленицу, часть 1
- ↑ Толстая, 2005, с. 297
- ↑ Проводы русской зимы (масленица) / Масленичная неделя / Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
- ↑ АИФ-Весна: Где и как встретить масленицу
- ↑ 1 2 3 Толстая, 2005, с. 298
- ↑ Кулачный бой // Российский Этнографический музей
- ↑ Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей
- ↑ История России. Всемирная, мировая история — История масленицы
- ↑ Фурсова, 2011, с. 291— 296
- ↑ Припев «Виноград, красно зелёная моя!» повторяется после каждой строки.
- ↑ Дубровский, 1870, с. 17
- ↑ 1 2 Как провести традиционную русскую Масленицу, часть 2
- ↑ Память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы)
- ↑ 1 2 Масленичная неделя по дням
- ↑ Прощёное воскресенье // Российский Этнографический музей
- ↑ Дубровский, 1870, с. 43
- ↑ Масленичное чучело // Российский Этнографический музей
- ↑ Дубровский, 1870, с. 16
- ↑ 1 2 3 Тужилки по Масленице // Российский Этнографический музей
- ↑ 1 2 Соснина Н. Н. Проводы Масленицы
- ↑ Масленица в Казани
- ↑ Белова, 1999, с. 523
- ↑ Толстая, 2005, с. 180
- ↑ Дубровский, 1870, с. 45
- ↑ Холодная
- ↑ Белова, 1999, с. 522
Литература
- Агапкина Т. А. Масленица // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 194—199. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Белова О. В. Коза // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 522-524. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. (белор.)
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2
- Дубровский Н. Масляница. — М.: Типография С. Селиванова, 1870. — 46 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7
- Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
- Соснина Н. Н. Масленица. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
- Фурсова Е. Ф. Этнокультурная специфика календарной обрядности российских переселенцев Присалаирья начала XX в. // Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25—26 февраля 2011 г. Часть 2 / Отв. ред. проф. Н. Г. Апухтина. — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. — С. 291-296.
- Холодная В. Г. Чистый понедельник. РЭМ. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
- Шереметева М. Е. Масленица в Калужском крае // Советская этнография. № 2, 1936. — М:. Издательство Академии наук, 1936.
Ссылки
dik.academic.ru