Нарушение зрения у детей дошкольного возраста – Причины нарушения зрения у детей и способы лечения

Содержание

Причины нарушения зрения у детей и способы лечения

Нарушения зрения – не редкость среди современных детей. Во многом причина данного явления кроется в активном применении гаджетов, которые дополнительно усугубляют чрезмерные школьные нагрузки. В большинстве случаев проблемы являются врожденными, а при соответствующем стечении обстоятельств просто начинают активно прогрессировать. Подробнее о причинах нарушения зрения у детей и способах коррекции далее.

Нарушения нормальной зрительной функции в дошкольном, школьном возрасте имеют приобретенные и наследственные, врожденные причины. Зачастую есть предрасположенность к развитию близорукости, которая прогрессирует при «благоприятном» стечении обстоятельств. По этой причине уделять внимание в начале обучения школы, во время активной гормональной перестройки организму нужно особенно внимательное. В раннем детском возрасте симптомы зачастую никак не дают о себе знать, родители запускают ситуацию, а потом решить проблему становиться очень и очень непросто. Основные патологии – близорукость, дальнозоркость, косоглазие, ложная близорукость, ленивый глаз. Возможно сочетание некоторых заболеваний – например, если не лечить косоглазие, со временем разовьется и близорукость.

Причины

Причины нарушения зрения у детей

Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:

  1. Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. Обычно свою роль играет хромосомный, генный фактор. Часто наследуется не столько проблема со зрением, сколько предрасположенность к ее развитию, сама патология дает знать о себе при неблагоприятном стечении внутренних, внешних факторов.
  2. Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. Негативное влияние на состояние зрительной функции оказывают системные патологии органов ЖКТ, выделительной системы, сердца, щитовидки.

Клиническая картина

Проявления проблем со зрением во многом зависят от их формы. Поводом для обращения к врачу является любое отклонение одного или пары глаз от срединной оси, когда ребенок смотрит вперед, особенно если ранее была травма, стресс. Когда ребенок во время чтения, письма, рисования слишком близко наклоняет голову к столу, это тоже повод насторожиться.

Близко наклоняет голову к столу

Другие симптомы:

  • Желание сесть как можно ближе к телевизору;
  • Закрывание одного глаза при рассматривании предметов;
  • Частые моргания, прищуривания;
  • Проблемы с моторикой;
  • Жалобы на мигрени, глазные боли;
  • Тошнота, головокружения при значительных зрительных нагрузках;
  • Выделение гноя, слезоточивость;
  • Острая реакция на свет;
  • Разрывы капилляров.

Типы зрительных отклонений

Проблемы со зрением, встречающиеся в детском возрасте:

  1. Дальнозоркость;
  2. Близорукость;
  3. Ленивый глаз;
  4. Астигматизм;
  5. Косоглазие.

Рассмотрим их особенности:

  • Близорукость передается от родителей или имеет приобретенный характер, механизм ее развития предполагает выраженное удлинение яблок глаза. Если ребенок посещает сад, и заболевание активно прогрессирует, узнайте, в каких условиях в ДОУ проходят занятия – возможно, в группах мало света.
  • Близорукость ложного типа – мышца находится в перманентно напряженном состоянии, расслабление возможно только тогда, когда глаза находятся в покое. Дети обычно плохо видят те предметы, которые расположены на значительном удалении. Сопутствующая симптоматика – мигрени, локализующиеся в области лба, усталость. При ложной близорукости детей сажают за первые парты, иначе патология может перейти в истинную форму.

Близорукость ложного типа

  • Дальнозоркость – заболевание сопровождается нарушениями анатомической структуры глаза. Посетите врача, если ребенок при чтении постоянно отодвигает книжку от себя, жалуется на боль, красноту, усталость.
  • Косоглазие – или передается генетически, или указывает на наличие системных заболеваний. Глазное яблоко отклоняется вправо или влево от центра, иногда вертикально.
  • Астигматизм – врожденная патология, обуславливаемая кривизной роговицы. Ребенок практически не различает удаленные и близко расположенные предметы, глаза быстро устают. Рекомендованы занятия в группах детского сада компенсирующего вида.
  • Ленивый глаз – образы получаются разными для правого и левого глаз, соединять их воедино трудно. Получается, что ребенок фактически смотрит только одним глазом, а второй функционирует частично и со временем перестает выполнять свои функции. Клиническая картина – быстрая утомляемость, резь в глазах, мигрени.

Поскольку школьники и, тем более, дошкольники не могут внятно объяснить родителям, что именно их беспокоит больше всего, нужно регулярно проходить профилактические осмотры. Офтальмолог оценит состояние зрительной системы и даст полезные рекомендации.

Классы слабовидящих детей

В медицинской теорииКлассификатор детей с проблемами зрения существует особая классификация для детей с проблемами зрения. Она учитывает, способен ребенок видеть пару ярких точек или нет, сколько строк он четко различает в проверочной таблице. Если ребенок не видит 10 строку, 9, 8 и так далее, можно говорить о близорукости.

Классификатор детей с проблемами зрения:

  1. Слабовидящие – нарушения остроты зрительной функции находятся в пределах 0.05-0.2. Пациенты данной группы нормально воспринимают информацию извне;
  2. Слепые – развитие зрения остановлено, образного восприятия информации нет, хотя в ряде случаев присутствуют остаточные признаки зрения. Обучение – домашнее либо в заведениях компенсирующего типа;
  3. Частично слепые – есть возможность формировать образы, различать свет. Диапазон отклонений 0.005-0.4;
  4. Слепота – зрительные образы полностью отсутствуют. Обучение строго индивидуальное;
  5. Слепые дети могут быть такими на момент рождения, либо потеря зрения происходит постепенно. Во втором случае зрительная функция перестает развиваться в возрасте 6 лет.

Особенности пациентов

Дети с нарушениями зрения, особенно выраженными, находятся в зависимом положении от педагогов и родителей.

Дети с нарушениями зрения

От здоровых деток они тоже сильно отличаются по психологическим реакциям, поведенческим факторам:

  • Неправильная координация движений, которая особенно четко проявляется во время активных игр, движения неуверенные, присутствуют «заносы»;
  • Жесты, мимические действия сильно ограничены, иногда вообще отсутствуют, хотя в норме быть должны;
  • Чрезмерное или замедленное развитие речи (сначала оно обычно медленное, а потом резко ускоряется).

Времени на обследование ребенка с проблемами зрения нужно больше, чем для здорового, поскольку такие пациенты медленно сосредотачиваются, долго обдумывают движения, действия, ищут одобрения поступков. Из-за таких психологических особенностей при значительных нарушениях зрительной функции рекомендовано обучение в специализированных учреждениях.

Диагностика

Окулист при обращении с жалобами на снижение остроты зрительной функции проводит ряд диагностических мероприятий. Основные – внешний осмотр, простые обследования, аппаратная диагностика заболевания. При внешнем осмотре специалист оценивает размеры, строение глаз, смотрит, как ребенок фиксирует предметы, реагирует на свет. Результаты анализа показывают, что ребенок плохо видит свет или, например, не может сфокусироваться в одной точке.

Следующий этап проверкиОфтальмоскопия – офтальмоскопия, то есть осмотр глазного дна, оценка степени прозрачности структур глаза. Зрачок расширяется с применением специальных препаратов, которые закапываются за 20 минут до теста. После 3 лет острота зрения определяется по таблицам, при наличии отклонений проводится проверка с помощью линз.

Осмотр на щелевой лампе, биомикроскопия показывают наличие патологий радужки, хрусталика, сосудистых проблем. При необходимости проверяются поля зрения для разных цветовых спектров.

Осложнения нарушений зрения

Главное осложнение проблем со зрением – слепота, частичная либо полная. Не доводите ситуацию до этого состояния, поскольку слепота приводит к инвалидности, оказывает значительное влияние на качество жизни.

Дети со зрительными нарушениями отстают от сверстников, страдают речевыми нарушениями.

Терапия

Схема лечения зависит от того, какие причины вызвали данную патологию. Обращайтесь к врачу при первых тревожных симптомах, чтобы он обследовал ребенка, поставил точный диагноз и дал рекомендации по лечению. Особенно важно это при травмах глаз, попадании химических средств.

Терапия

Основные особенности лечения:

  1. При инфекционных поражениях применяется медикаментозная терапия – местная и системная, препараты подбираются индивидуально;
  2. Травмы – операция, консервативная терапия.

Специалист подберет очки, подскажет, как нужно питаться, откорректировать режим работы и отдыха, стоит ли принимать витамины. При косоглазии назначается ношение наклеек, может потребоваться операция.

Эффективные способы коррекции

Методы лечения зрительных нарушений в детском возрасте:

  • Лазерная терапия – не путайте с коррекцией. Способ используется для коррекции всех типов нарушения зрения в детском возрасте;
  • Фотостимулирование – световые вспышки воздействуют на нервы глаза, сетчатки, устраняют симптомы амблиопии, дальнозоркости, близорукости;
  • Цветовая терапия – эффективна в лечении косоглазия, близорукости, сильного зрительного переутомления. Оттенки – синий, красный, зеленый, сиреневый;
  • Магнитотерапия – обработка органов зрения магнитным полем вызывает расширение сосудов сетчатки глаза, понижает давление, запускает активную регенерацию. Оптимальный способ терапии ленивого глаза;
  • Электростимуляция – методика терапии косоглазия, близорукости, ленивого глаза.

Профилактика

Основные меры профилактики нарушений зрения у детей:

  1. Регулярные посещения офтальмолога;
  2. Отказ от эмоциональных, зрительных перегрузок;
  3. Прием соответствующих витаминов;
  4. Правильное питание;
  5. Чтение в правильной позе, при достаточном освещении;
  6. Ношение головных уборов, очков от солнца.

Если незначительные ухудшения зрения уже есть, сделайте все возможное для предотвращения их прогрессирования.

Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами

В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.

При значительных отклоненияхОбучение слабовидящих детей зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.

Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.

Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.

Младший возраст

Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.

Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.

Младший возраст

Если есть нарушения, делается гимнастика, может врач порекомендовать аппаратное лечение.

Дошкольные учреждения

Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.

До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.

Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.

Физическое воспитание при зрительных патологиях

Выраженные проблемы со зрением оказывают негативное влияние на физическую форму, координацию движений, чувство равновесия, выносливость, здоровье, силу. Поэтому физкультура проводится по специальным программам, которые дают детям уверенность в своих движениях, являются эффективными и щадящими одновременно. Рекомендовано использовать кегли, кубики, мячи, скакалки.

Частыми спутниками дефектовФизическое воспитание при зрительных патологиях зрения являются нарушения осанки, сколиоз, асимметричное расположение разных частей тела. Программа занятий разрабатывается индивидуально с учетом типа, степени нарушений, возраста, состояния здоровья и физических возможностей. В специализированных учреждениях соответствующими вопросами занимаются профессиональные тренера, прошедшие соответствующее обучение.

Заключение

Проблемы со зрением диагностируют у многих современных детей – виной этому негативная наследственность, которая усугубляется повышенными зрительными нагрузками (уроки в школе, телевизор, компьютер), неправильный образ жизни, травмы. Сильная слепота возникает именно на фоне травм – глазных, черепно-мозговых, позвоночника, поэтому относитесь бережно к здоровью.

Нужны регулярные осмотры у офтальмолога – ребенок дошкольного возраста не понимает, что стал видеть не так хорошо, как раньше, и не может это объяснить родителю. Младшие школьники тоже далеко не сразу реагируют на искажение изображений, размытость и другие проблемы. Главная задача родителей – держать руку на пульсе и без промедлений принимать меры, если возникла такая необходимость.

Способ лечения проблем со зрением врач выбирает с учетом возраста, особенностей, степени патологии, характера ее течения, скорости прогрессирования. Лазерную коррекцию в детском возрасте проводят в исключительных случаях, линзы тоже не назначают. Основные методы терапии – ношение очков, аппаратное лечение, гимнастика. Также важна правильная диета, коррекция образа жизни, нормализация режима сна и отдыха, прием витаминов.

Проблемы со зрением диагностируют у многих современных детей

Прогнозы зависят от типа нарушения, степени патологии. Ничего не предпринимать при ухудшении зрения нельзя, поскольку это чревато слепотой – частичной либо полной. Детям со значительными отклонениями зрительной функции нужно посещать специализированные детские сады и школы коррекционного типа, в которых работают профильные специалисты и учатся такие же дети. Обычный сад или школа не ускорят адаптацию, а наоборот усложнят ее, возможны насмешки сверстников, замедленная реакция на уроках, неправильное выполнение спортивных упражнений.

zrenie.guru

Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики

Зрительная система у человека – многоуровневая и очень сложная, поэтому ее окончательное формирование происходит уже после рождения ребенка.

Возрастные особенности

Причины нарушения зрения у детей в новорожденном возрасте, как правило, врожденные и говорят об органических поражениях зрительного анализатора или нервных путей, отвечающих за формирование связей между воспринимающими фоточувствительными рецепторами и зрительным центром в головном мозге.

Новорожденные

У малыша изначально присутствуют некоторые зрительные рефлексы – сужение и расширение зрачков в зависимости от освещения (световая чувствительность), слежение за движущимися предметами. Стартом к формированию восприятия внешнего мира посредством зрения становится световая стимуляция сетчатки глаза. Чувствительность к свету у новорожденного очень низкая, и только к концу первых шести месяцев жизни она достигает чуть больше половины уровня взрослого человека. Можно заметить, что зрачки малыша намного медленнее расширяются и сокращаются в зависимости от освещения. Но физиологичное развитие детей постепенно отражается на совершенствовании функции светочувствительности, предметного, цветового и пространственного зрения.

От трех до шести месяцев

К концу третьего месяца жизни у ребенка формируется центральное зрение. Когда он способен не просто обнаруживать объект, но и распознавать его, выделять среди других. Функция распознавания указывает на нормальное формирование интеллектуальной способности мозга.

Грудной ребенок
У младенцев некоторое время глаза еще не могут удерживаться по центральной оси

Стимуляция сетчатки светом приводит постепенно к развитию бинокулярного зрения. Раздражение центральной ямки заставляет глаза фиксироваться на источнике света и, повторяя это раз за разом, оба глаза начинают двигаться согласованно. Нормальное развитие бинокулярного зрения дает человеку возможность объемного видения, которое позволяет оценивать глубину и пространство. Этот навык у ребенка формируется даже раньше, чем другие показатели монокулярного зрения, поскольку объемное видение у человека является результатом эволюции и необходимым условием для выживания нашего вида. Близкое пространство осваивается ребенком в первые пару месяцев жизни.

В этот же период жизни малыш начинает распознавать цвета. Первый цвет, который легко узнает ребенок – красный. Зеленый и ему подобные коротковолновые цвета воспринимаются хуже. Поле зрения грудничка намного уже, чем у взрослого. У детей дошкольного возраста поле зрения на 10 % меньше, чем у взрослого, но уже к 7–8 годам он достигает нормальной величины. Также у детей немного больше размеры слепого пятна, в среднем на 2 см по каждой оси. Это объясняется меньшим относительным размером глазного яблока, которое также достигает нормальной величины к 10–14 годам.

Первый год

К десятому месяцу зрение малыша позволяет ему распознавать геометрические формы. Во втором полугодии ребенок осваивает дальнее пространство, улучшаются навыки объемного зрения. Возможность разглядывать ближний и дальний план заставляет работать аккомодационный аппарат глаза, тренирует глазодвигательные мышцы.

Большой толчок к развитию понимания пространства и ориентирования дает начало активной двигательной активности. Мозг учится сопоставлять перемещение тела в пространстве с изменением размеров зрительных образов.

Младший дошкольный возраст

У дошкольников возникает понимание о нарисованном изображении предметов. Объемное восприятие объектов и острота зрения формируется у детей как раз к началу школы. С того времени, как ребенок начинает говорить, зрительные образы подкрепляют его речь и способствуют развитию абстрактного мышления.

В пять лет дети уже имею достаточно развитое цветное зрение, но его совершенствование продолжается. Нарушения цветоощущения в этом возрасте пропорционально взрослым и не отличается по частоте случаев у представителей обоих полов.

Следует учитывать, что у новорожденных острота зрения очень невысокая –0,005-0,015 диоптрий, практически все имеют дальнозоркость. Эти показатели не указывают на нарушение зрения у детей и являются физиологичными, соответствующими возрастному развитию. Острота зрения постепенно возрастает до 0,3 диоптрий к концу первых месяцев, 0,6 диоптрии к концу второго года и выходит на 1,0 дптр. к 7–10 годам.

Таким образом, на правильное формирование зрения у ребенка влияют не только врожденные механизмы, но и те обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться в процессе роста и развития.

Патологические состояния

Виды нарушения зрения, которые могут определяться в детстве:

  • Гиперопия – дальнозоркость, которая может быть истинной и скрытой. Глаз может иметь короткую оптическую ось, изображение фокусируется за сетчаткой. Трудности возникают при необходимости рассматривать предметы крупным планом.
  • Миопия – близорукость, нарушение, при котором глаз по передне-задней оси слишком большой, чтобы фокус происходил на сетчатке. Изображение формируется перед ней, поэтому плохо различаются объекты, находящиеся на удаленном расстоянии.
  • Астигматизм – нарушение, при котором кривизна роговицы не идентична по всем осям, и лучи света, преломляясь по-разному, не дают единого четкого изображения на сетчатке. Малыш плохо видит на любом расстоянии.
  • Косоглазие – такое положение глазного яблока, когда оно отклоняется от центральной оси. Может быть врожденным или же провоцироваться неравномерным напряжением глазодвигательных мышц. Глаза могут отклоняться как по-горизонтали, так по-вертикали.
  • Амблиопия – если мозг не может получить полезную информацию от зрительного анализатора, то постепенно начинает игнорировать его сигналы. Таким образом возникает синдром «ленивого глаза». У ребенка формируется видение одним более сильным глазом.

По степени нарушения зрения можно выделить несколько категорий детей:

  • Слабовидящие – острота зрения 0,05–0,2 диоптрий. У таких малышей нет ограничений к занятию письмом или чтением.
  • Частично слепые – острота зрения сохранена на уровне 0,05–0,4 диоптрии. Ребенок может различать свет, есть зрительные образы.
  • Слепые – зрительный анализатор остановился в развитии, нет образного восприятия. Сильнейший глаз может иметь остаточное зрение силой до 0,04 диоптрии. Обучение в таком случае в саду или школе компенсаторного типа или на дому.
  • Полностью слепые – зрительные образы никогда не были сформированы, обучение возможно в домашних условиях.
Слабовидящий ребенок
У слабовидящих детей сохраняется возможность обучения

Как это отражается на ребенке

Особенности развития детей с нарушением зрения формируются исходя из того, какие процессы в становлении зрительного анализатора прошли неправильно.

Общие характеристики:
1. Нарушение зрения препятствует развитию ребенка в различных областях, поскольку у мозга нет обычной стимуляции к развитию нейронных связей. У таких детей замедлена моторика, когнитивные (познавательные), языковые навыки.

На этом фоне значительно затруднена социальная адаптация, поскольку малыш не может в полной мере подражать взрослым и участвовать в поведенческом и эмоциональном функционировании общества. Нарушение зрения у подростков, как правило, вызывает следующую волну трудности в социализации. Слабовидящему человеку приходится носить очки, что не всегда его украшает, или же попросту зависеть от помощи зрячих.

2. Следует учитывать особенности детей с нарушением зрения, которые потеряли его до 5 лет. В таких случаях говорят о врожденном нарушении зрения, поскольку у малыша не сохраняются в памяти визуальные образы, которые могут помочь в его обучении. Дети испытывают трудности в понимании сложных абстрактных понятий, например, цвет, пространственное расстояние, пространственное взаимоположение и т.д.

Нарушение зрения само по себе не повлияет на когнитивную обработку ребенком другой сенсорной информацией, но у него будет дефицит контакта с внешней средой.

3. Каждое из нарушений зрительной функции отличается по своей природе, сочетанию и степени. Следовательно, развитие ребенка, режим его обучения и потребности также будут отличаться. Для успешной социализации необходимо понять, как зрительное функционирование ребенка повлияло на его развитие и определить таким образом его уникальные образовательные потребности и методы обучения, независимо от возраста. Нарушение зрения у школьников делает этот процесс несколько сложнее, но даже с остаточным зрением дети могут нормально обучаться в специализированных садиках и школах.

Слабовидящий ребенок
Садики и школы для слабовидящих детей имеют специальные программы и методики по развитию

4. Диагностика детей с нарушением зрения должна быть произведена как можно раньше, поскольку функциональное развитие глаз ребенка завершается к 8 годам.

Существует мнение, что при утрате одного органа чувств другие берут на себя часть его функций. Это было бы справедливо ко взрослому или человеку, который изначально хорошо видел, но постепенно утратил эту функцию. Для детей, имеющих врождённое нарушение зрения, теряется самый главный стимулятор, который запускает развитие мозга.

Другие сенсорные системы могут помочь в определенной степени, но не способны полностью компенсировать отсутствие зрения по следующим причинам:

  • слух и прикосновение не могут обеспечить такую же стимуляцию и информацию, как зрение. Без зрения некоторые понятия никогда не смогут быть полностью поняты, например, облака, высота зданий и т. д.
  • информация, получаемая от прикосновения и звука, поступает последовательно, а видение является источником полного представления об объекте.
  • видение помогает ребенку понять весь предмет и его части, а также взаимоотношениями между частями, в то время как прикосновение и слух требует, чтобы ребенок исследовал каждую часть, а затем интегрировал изображения в уме.

Обследование

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями. С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого. В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Терапия

Родителям детей с нарушением зрения особое внимание следует обратить на физическое развитие малыша. Поскольку отсутствует визуальный контроль движения, то часто такие дети имеют плохую координацию. И движения прерывчатые и резкие, часто совершаются невпопад.

Ребенок на тренажере
У слабовидящих детей необходимо развивать моторику физическими упражнениями

Для таких детей очень полезной является ЛФК. Лечебная физкультура помогает установить нейро-мышечные связи между мозгом и мышцами, учит ребенка контролировать свое тело без зрения.

С другой стороны, обязательно нужно ежедневно выполнять зрительные гимнастики, которые помогают в развитии самого зрительного аппарата. Они тренируют глазодвигательные мышцы и те, что отвечают за правильную фокусировку. Гимнастика способствует снятию напряжения с одной группы мышц и приведению в тонус других. Таким образом можно эффективно бороться с косоглазием, дальнозоркостью и близорукостью.

В лечебных учреждениях используют специальные приборы – амблиоспекл лазерный, макулостимулятор, фосфенстимулятор, приборы для паттерн-стимуляции.

Для развития других сенсорных чувств и коррекции психологических проблем, связанных с нарушением зрения, современные методики предлагают различные тактильные техники. Например, песочная терапия помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, улучшает мелкую моторику, стимулирует активные точки на ладошках, подстегивает нервную систему. С помощью песка дети, которым трудно говорить, могут выразить свои мысли, страхи и переживания, избавившись от их груза. Многим детям в улучшении зрения помогает именно такая психоэмоциональная разрядка.

Поскольку родителям бывает трудно определить, что у маленьких детей является проявлением возрастной нормы, а что свидетельствует о нарушении зрения, то нужно обязательно посещать детских специалистов в рекомендуемые сроки для профилактических осмотров.

gsproekt.ru

Детская офтальмология. Современные методы лечения нарушения зрения у детей

Зрение является одним из основных показателей здоровья ребенка. Однако, дети редко могут самостоятельно понять, что с их зрением что-то не в порядке. Родителям следует быть внимательными и регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу с первых месяцев жизни. Особого внимания требует школьный возраст, когда нагрузка на глаза резко возрастает.

Чем раньше будут выявлены проблемы со зрением у ребенка, тем проще будет с ними справиться. Правильно диагностировать заболевание и назначить необходимую терапию может только опытный детский офтальмолог.

Причины и виды нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания, травмы, высокая нагрузка на глаза, аллергические заболевания. Основные нарушения зрения у детей перечислены ниже.

Близорукость. Если ребенок слишком близко придвигается к телевизору или монитору, низко наклоняется над тетрадями или книгами, не может различить надписи на вывесках магазинов, возможно, у него развивается близорукость. Следует срочно показаться врачу.

Дальнозоркость. При дальнозоркости ребенок хуже видит предметы, расположенные ближе к нему. У новорожденных присутствует естественная дальнозоркость, которая вскоре проходит сама собой. Если этого не произошло или вы вдруг стали замечать, что ребенок старается отодвинуть от себя предметы, чтобы лучше их рассмотреть, то есть повод для беспокойства.

Астигматизм. Нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза. Часто развивается в раннем возрасте. Проявляется в виде снижения остроты зрения. Без лечения может приводить к головным болям и резям в глазах.

Косоглазие. Нарушение взаимного расположения глазных осей, при котором они не могут перекреститься на фиксируемом предмете. Врожденное косоглазие проявляется у грудных детей в возрасте до 6 месяцев, приобретенное – после 3 лет. Ошибочно мнение, что косоглазие может пройти само собой, оно требует обязательного лечения.

Амблиопия. При этом заболевании один из двух глаз либо не участвует в зрительном процессе, либо задействован в нем меньше другого, что приводит к снижению остроты зрения. Составляет треть всех глазных патологий у детей.

Диагностика нарушения зрения

Чем раньше будет диагностировано нарушение зрения, тем проще будет его скорректировать. Для этого необходимо обратиться к грамотному детскому офтальмологу в авторитетную клинику для проверки остроты зрения, и если потребуется – для проведения биомикроскопического исследования, осмотра глазного дна, измерения угла косоглазия, определения объема движения глаз и конвергенции, проверки цветовосприятия. На основе данных исследований можно достоверно диагностировать близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо другие негативные изменения зрительной функции.

Актуальные методы лечения заболеваний глаз

Большинство заболеваний зрительной системы успешно лечится еще в детстве, что помогает не доводить ситуацию до хирургического вмешательства. Современная офтальмология применяет в своей практике целый ряд современных технологий, среди которых:

  • Лазерная терапия. Широко применяется в офтальмологической практике для коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Позволяет лечить высокие степени нарушения зрения у детей.
  • Фотостимуляция. Воздействие световыми импульсами на сетчатку и зрительный нерв позволяет добиться ощутимых успехов в терапии близорукости, дальнозоркости, амблиопии.
  • Цветотерапия. При зрительном утомлении, близорукости, косоглазии целесообразным признано воздействие световыми волнами разной длины на сетчатку глаза с целью стимуляции ее чувствительности и восстановления остроты зрения. Используются красный, зеленый, синий, фиолетовый цвета.
  • Магнитотерапия. Воздействие на глаз магнитного поля приводит к расширению сосудов сетчатки, снижает внутриглазное давление, ускоряет процессы регенерации. У детей применяется при лечении амблиопии.
  • Электростимуляция зрительного нерва. Эффективный метод терапии, применяемый при лечении близорукости, англиопии и косоглазии. Электростимуляция улучшает проводимость импульсов в зрительном нерве.
  • Видеокомпьютерная коррекция зрения. Специальный курс тренировок для сетчатки и мышц глаза. Назначается для коррекции дальнозоркости, амблиопии, косоглазия.

Профилактика нарушения зрения у детей. Советы офтальмологов

Специалисты-офтальмологи советуют родителям контролировать время пребывания детей за компьютером и просмотром телевизионных программ, правильно оборудовать рабочее место, делать специальные упражнения и следить за гигиеной глаз. Профилактический осмотр глазного врача обязателен раз в год даже при отсутствии у ребенка жалоб. Элементарная проверка зрения занимает немного времени и может предотвратить множество проблем.


www.kp.ru

Нарушения зрения у детей

Авторы: врач, к. м. н., Юдинцева М. С., [email protected]врач, к. м. н., Толмачева Е. А., [email protected]
врач, научный директор АО «Видаль Рус», Жучкова Т. В., [email protected]

Общие сведения

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера. Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике:

  • затуманенное зрение (амблиопия) – это ослабление зрения, которое не может быть скорректировано только очками;
  • косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;
  • неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;
  • разновидность поражения сетчатки глаза (синдром Терри), возникает вскоре после рождения у некоторых недоношенных детей, испытывающих изменения в кровеносных сосудах   чувствительной оболочки глазного яблока, что может навсегда испортить зрение ребенка;
  • близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;
  • дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;
  • дефокусировка (астигматизм) — как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;
  • опущение верхнего века (птоз) – дефект, при котором веко может быть слегка опущено, или может даже полностью закрывать зрачок. Бывают случаи, когда этот дефект может ограничивать или даже препятствовать нормальному зрению, что требует хирургического вмешательства, но в некоторых случаях могут помочь и медикаменты;
  • воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;
  • слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;
  • повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Симптомы нарушения зрения у детей

  • У ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным). Надо насторожиться, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;
  • Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;
  • Косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание;
  • Нарушение зрительно-моторной координации;
  • Проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол;
  • Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;
  • Ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;
  • Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
  • Ребенок трет глаза в процессе чтения, после непродолжительного чтения; ребенок ведет пальцем по строчке при чтении; ребенок способен читать только в течение непродолжительного времени;
  • Ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз;
  • Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке;
  • Укачивание;
  • Двоение в глазах.

Что можете сделать Вы

При возникновении симптомов необходимо показать ребенка врачу.

Что может сделать врач

Офтальмолог наблюдает за здоровьем ребенка и историей развития дефектов зрения; проводит тесты на остроту зрения, ошибки в результате неадекватной рефракции глаза, на близорукость, дальнозоркость, астигматизм, затуманенное зрение, косоглазие, координацию зрению, способность глаза фокусироваться, контроль в движении глаза, пространственное зрение и реакцию на цвет. Врач обязан провести всестороннее обследование, выписать очки, контактные линзы или назначить терапевтическое лечение.

Профилактические меры при нарушении зрения у детей

  • Чтобы выявить потенциальную проблему на ранней стадии, дети должны проходить обследование у окулиста, начиная с младенчества и дошкольного возраста. Регулярно, как минимум раз в год, показывайте своего ребенка специалисту.
  • При занятиях с ребенком держите игрушки на расстоянии не менее 30 сантиметров от глаз, подвешивайте движущиеся предметы также на рекомендованном расстоянии.
  • Не храните лекарства и химию в зоне доступа детей во избежание травм.
  • Не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей; в помещении не помещайте кроватку напротив слепящего света; на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку чепчик;
  • Коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести, или одевайте ему рукавицы;
  • Протирайте глаза ребенку, начиная с внутреннего уголка глаза; в целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки.
  • Обеспечьте правильное освещение над рабочим столом ребенка, мебель должна быть нужной высоты для обеспечения правильной осанки.
  • В моменты сильной концентрации внимания давайте ребенку и его  глазам периодически отдыхать, особенно при видеоиграх или на компьютере; если Ваш ребенок проводит много времени за компьютером, проконсультируйтесь с офтальмологом, как можно избежать возможных проблем со зрением.

www.vidal.ru

Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Нарушения зрения у детейЗрение –  одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию  о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на:  наследственные (передающиеся по наследству), врождённые  (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой  вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия  др.) — при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг,  со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей  велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена,  тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц. Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым.  Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило,  ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) — суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и  скиаскопия проводится  через них. Врач отмечает линзу, при которой  тень перестаёт двигаться и,  сделав некоторые расчёты  устананавливает  степень аметропии и выставляет  точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед  проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для  детей в целом  в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой  гиперметропии для этого возраста, считается рефракция  +3,0Д — +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки.  В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва  бледно-розовой окраски с  чёткими  контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в  детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет — 0,8-1,0, в 6 лет  и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д — +2,0Д, в 4 года — +1,0Д — +1,5Д, к 6-7  годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости. У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть  косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в  1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению — витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а  впоследствии — к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять  остроту зрения у детей примерно с 3 лет.  Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами.  Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии. 

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка  и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред.  При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде  (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм , помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН  бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг,  резко ухудшающий зрение. Вообще,  любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов,  их колибра можно предположить  патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения. Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется  прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи — 90°, кнутри — 55°, кверху — 55°, книзу — 60°. Допускаются индивидуальные колебания около  5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются  более узкие поля зрения. 

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие:  близорукость,  дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др. 

Наиболее растпространная патологии зрения у детей –  аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно  на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают  роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость). 

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера  глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в  очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность  изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость. 

 

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.

7gy.ru

симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Причин для расстройств зрения в детском возрасте много, однако, все негативные факторы можно разделить на три большие группы:

  • наследственные нарушения
  • врожденные проблемы
  • приобретенные патологии.

Наследственные нарушения зрения обычно связаны с генными или хромосомными отклонениями, переданными от родителей детям. Однако, далеко не всегда наследуются сами по себе отклонения в зрении. Чаще всего, это наследственная предрасположенность к нарушениям зрения. Реализоваться в болезнь она может при влиянии неблагоприятных факторов уже после рождения.

При неблагоприятном течении внутриутробного периода, особенно на ранних стадиях развития, могут формироваться врожденные пороки зрительного анализатора. К ним относят катаракту в результате внутриутробной краснухи, микрофтальмию, колобому и тд.

Приобретенные причины – это все негативные факторы, которые влияют на развитие глаз и зрение после рождения.  К ним относят инфекционные поражения глаз, травмы глаз и придаточного аппарата, нарушения кровообращения глазного яблока. Существенно влияют на зрение патологии соматических органов – сердца и сосудов,  болезни легких и пищеварения, почек, печени. Часто нарушения зрения сопутствуют эндокринным патологиям – поражение щитовидной железы, сахарный диабет. Влияние на зрение могут оказывать детские инфекции – корь, ветрянка, паротит и тд. К полной или частичной потере зрения могут приводить инфекции, сосудистые нарушения и травмы головного мозга, шейного отдела позвоночника.   

Симптомы

Проявления нарушений зрения во многом зависят от формы. К общим проявлениям, которые должны заставить родителей обратиться к врачу относят:

  • отклонение (даже незначительное и непостоянное) одного или обоих глаз от срединной оси при взгляде ребенка вперед. Такое может происходить как в покое, так и при утомлении, сосредоточении на дальних или ближних предметах, при стрессе. Особенно опасно, если глаз начал косить после травмы головы или без видимых причин.
  • При рассматривании предметов, чтении или рисовании ребенок сильно наклоняется к столу, крутит головой, прищуривается, сидит неровно.
  • Ребенок часто моргает, прищуривается, оттягивает угол глаза при рассматривании дальних предметов
  • Сидит близко к телевизору, подходит близко к предметам, чтобы их подробно рассмотреть
  • Ребенок закрывает один глаз, чтобы рассмотреть что-либо
  • Малыш натыкается на предметы, ходит, расставив руки, его моторика нарушена, есть трудности с взятием мелких предметов
  • Ребенок жалуется на головные боли и боли в глазах, трет их, при зрительной нагрузке возникает тошнота или кружится голова, в глазах двоится, укачивает.
  • Глаза красные, гноятся, слезятся, ребенок не переносит свет, лопаются сосудикиИзменился цвет глаз, форма глаз, разрез глаз.

Диагностика нарушений зрения у ребёнка

При обращении к офтальмологу (окулисту) врач проводит целый комплекс диагностических мероприятий. К ним относят внешний осмотр с проведением простейших обследований, а также более прицельное и подробное аппаратное обследование.

При наружном осмотре врач оценивает строение и размеры глаз, а также фиксацию ребенком предметов, определение реакции на свет. Эти данные могут указать на косоглазие  косвенно подтвердить то, что ребенок плохо видит.  

Далее проводится офтальмоскопия, при которой осматривают глазное дно, прозрачность всех структур глаза. Ее проводят с расширением зрачка при помощи особых препаратов, которые капают в глаз. Может быть показана теневая проба (скиаскопия), при которой определяют остроту зрения. После 3 лет остроту зрения можно определять по специальным таблицам, при выявлении отклонений проводят проверку с коррекцией при помощи линз. Дополнительно применима биомикроскопия или осмотр глаза при помощи щелевой лампы, что позволяет выявить патологии хрусталика, радужки, проблемы сосудами и средами глаза.

Если возникает необходимость, проводится определение полей зрения для белого цвета, а также для красного, синего и зеленого.

Осложнения

Основным последствием проблем со зрением является частичная или полная слепота. Это состояние приводит к инвалидности, существенным ограничениям в жизни. Дети, которые имеют плохое зрение могут отставать в  развитии от сверстников, иметь проблемы с речью. 

Лечение

Лечение нарушений зрения в детском возрасте проводится, исходя из того, какие причины его вызвали и какие отклонения выявлены.

Что можете сделать вы

Важно немедленно обратиться к врачу при первых же признаках проблем со зрением. После осмотра и назначения лечения нужно строго следовать указаниям врача. Если это травма глаза или попадание инородных предметов – нужно успокоить ребенка, наложить на глаз стерильную повязку и немедленно обратиться к офтальмологу.

Если это попадание в глаз жидкостей, спреев, нужно немедленно промыть глаза проточной водой не менее 10-15 минут, и наложив стерильную повязку немедленно обратиться к врачу.

Что делает врач

В зависимости от типа патологии, доктор определится с тактикой лечения. Для инфекционных поражений глаз применяют медикаментозную терапию – местное и системное назначение препаратов. При травмах глаза может быть показано консервативное и оперативное лечение. При нарушениях зрения проводится подбор очков и коррекция нарушений, рекомендуются занятия для глаз, питание, прием витаминов и минералов, гигиена зрения и динамическое наблюдение.

При косоглазии может быть рекомендована операция или проведение лечебных заклеек глаз. Астигматизм требует индивидуального подхода в лечении.

Профилактика

Основа профилактики – регулярные осмотры офтальмолога в декретированные сроки. Кроме того, здоровье глаз зависит от общего здоровья, потребления полноценной витаминизированной пищи, особенно богатой каротином и витаминами группы В. Важна гигиена зрения – умывание и чистота глаз, чтение книг при нормальном освещении, правильный стол для занятий, ограничение просмотра телевизора и компьютера. Нужно беречь глаза детей от солнечных лучей при помощи козырьков головных уборов и очков от солнца.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании нарушения зрения у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как нарушения зрения у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга нарушения зрения у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить нарушения зрения у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания нарушения зрения у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание нарушения зрения у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

detstrana.ru

Профилактика нарушения зрения: у детей, дошкольного возраста

Профилактика нарушения зрения Профилактика нарушения зрения очень важна, ведь каждый сталкивается с тем, что острота зрения с возрастом снижаться. Одним из сложнейших органов человеческого организма, без которого трудно воспринимать красоту мира, является глаз. При нарушениях в работе органа зрения человек чувствует себя некомфортно. Часто причиной дисфункции глаза является неправильный образ жизни.

Так же влияет низкая физическая активность, несоблюдение гигиенических требований к освещению помещений в дошкольных и учебных заведениях.

Обзор основных способов

Специалистами разработаны основные пути предупреждения нарушений зрения:

  1. Избегать перенапряжения глаз, периодически давая им минутный отдых во время длительной нагрузки.
  2. Оборудовать рабочий стол так, чтобы на него падал прямой, а не рассеянный или тонированный, свет.
  3. Использовать качественные солнцезащитные очки в разумных пределах, не надевая их в пасмурную погоду или во время нахождения в помещении.
  4. Не утомлять глаза неразборчиво написанными текстами.
  5. Воспитывать привычку к правильной осанке, чтобы предотвратить нарушения кровообращения и защемление нервов в шейном отделе позвоночника.
  6. Заниматься физкультурой и спортом.
  7. Соблюдать здоровый образ жизни, отказаться от алкоголя, сигарет.
  8. Включать в меню продукты, содержащие витамин А, Е, С, Д, богатые цинком, железом, кальцием, магнием.
  9. Повышать иммунитет, снижая риск заражения патогенными вирусами и бактериями.
  10. Соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими полотенцами, косметическими средствами.
  11. Выбирать контактные линзы только после консультации с офтальмологом.

Забота о зрении должна начинаться с раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни.

Полезные рекомендации по профилактике

Сохранение остроты зрения должно проходить постоянно. Часто зрительные функции теряются из-за неправильного положения тела во время чтения. Приятно лежать в постели с книжкой в руках. Но при этом страдает кровообращение глаз и головного мозга. 

При лежании на одном боку глаза постоянно находятся в напряжении, пытаясь сфокусироваться на строчке книги. Подобную нагрузку испытывает орган зрения и при чтении в транспорте.

Профилактика нарушения зрения

Оптимальной позой для чтения считают положение сидя. При этом книгу держат на расстоянии 35-40 см от глаз.

Повсеместное использование компьютера привело к тому, что количество людей с нарушениями зрения увеличилось в несколько раз. Не стоит проводить дни, находясь в виртуальном мире интернета.

Тут тоже нужно соблюдать правила. Смотреть на монитор лучше с точки, находящейся выше экрана. А яркость и контрастность картинки настраивается с учетом того, чтобы изображение было в десять раз ярче фона.
Упражнения для остроты зрения

Глазам нужно давать отдых, они не должны находиться в напряжении постоянно. Каждые сорок минут необходимо отрываться от монитора, посмотреть в течение трех-пяти минут вокруг себя, на пейзаж за окном. Полезно регулярно проводить гимнастику для глаз.

Упражнения для остроты зрения

Занятия спортом также помогут сохранить остроту зрения. Особенно полезны виды спорта, связанные с фокусировкой взгляда: бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

Водным процедурам также отводится не последнее место в деле профилактики зрительной дисфункции. Утреннюю гигиену начинают с ополаскивания каждого глаза сначала холодной, затем теплой водой. Можно заменить это наложением поочередно холодных и горячих компрессов на область век.

Часто глаза страдают от нехватки жидкости. Снимают сухость роговицы с помощью специальных капель на основе искусственной слезы.

Рекомендации по предупреждению расстройства зрения несложны, выполнение их обязательно в любые возрастные периоды.

Как предупредить расстройства зрения у детей дошкольного возраста

Уже в детском саду встречаются дети, страдающие близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, астигматизмом. Поэтому важно направить силы на сохранение нормального зрения и проводить профилактику нарушения зрения у детей, правильно организовывая их занятия как дома, так и в дошкольном учреждении.

По времени лепка из пластилина, рисование, игра с конструктором не должны занимать более часа в день. В занятиях делают перерыв на десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен больше двигаться.

Для улучшения остроты зрения дошкольнику необходимо предлагать игрушки, которые могут прыгать, вертеться, двигаться, катиться. Полезно устраивать для малышей игры с мячом.

Вредное воздействие на функцию зрения оказывает долгое сидение перед телевизором, за компьютером.
Профилактика нарушений зрения

В этом случае существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

  1. Расстояние до экрана телевизора должно достигать двух-пяти метров, до монитора компьютера — сорок сантиметров.
  2. Усаживать ребенка надо прямо перед экраном, а не сбоку.
  3. Помещение должно хорошо освещаться.
  4. Во время рисования необходимо следить за посадкой малыша: спина прямая, локти не свисают, стопа упирается в пол.
  5. Расстояние до книги — двадцать пять — тридцать сантиметров.

При обнаружении нарушения зрения ребенка срочно ведут на прием к специалисту, который даст соответствующие рекомендации.

https://medglaza.ru/profilaktika/uhod/narusheniya-zreniya.html

Предупреждение зрительных нарушений у младших школьников

Именно в младших классах школы у большинства детей начинаются проблемы со зрением.

Предупредить снижение зрительной функции можно, если выполнять ряд требований:

  1. Письменный стол должен стоять рядом с окном, свет от которого не должен закрываться высокими цветами. Во время работы за столом включают настольную лампу, мощность которой не выше восьмидесяти Ватт. Важно, чтобы прибор был с абажуром.
  2. Не стоит забывать во время занятий о правильной позе, которую нужно постоянно контролировать. Спина должна быть прямая, локти не должны свисать. Заниматься за кухонным столом вредно.
  3. Утомление детского организма ведет к снижению остроты зрения. После занятий в школе необходимо дать ребенку отдохнуть в течение полутора-двух часов. А между занятиями лучше делать десяти- или двадцатиминутный перерыв через каждый час.
  4. Смотреть телевизор надо сидя на стуле или в кресле не ближе одного-двух метров при черно-белом изображении, до трех метров — при цветном. В комнате во время просмотра телепередач в вечернее время включают верхний свет.
  5. Поступление в организм младшего школьника необходимых для качественного зрения витаминов, элементов очень важно. Поэтому нужно употреблять как можно меньше рафинированной пищи, а больше фруктов, овощей, зелени. Рациональное питание основано на сбалансированности состава потребляемых продуктов.
  6. Роль регулярной гимнастики для глаз высока. Выполняют упражнения сидя, в течение трех-пяти минут после длительной зрительной работы.
  7. Предупредить близорукость можно, регулярно выполняя комплекс утренней гимнастики, процедур закаливания, физкультурных занятий.

Профилактические мероприятия направлены не только на предотвращение возникновения у школьника зрительных нарушений, но и на укрепление здоровья, иммунитета ребенка.

Видео

Меры, подходящие для подростков

При неправильной организации школьного процесса часто у детей в подростковом возрасте развивается миопия, или близорукость. В последние годы количество подростков с этим нарушением выросло в полтора раза. Из-за снижения зрения дети находятся в постоянном состоянии психологического, социального дискомфорта, ведущего в последующем к сужению их профессионального выбора.

Упражнения для остроты зрения

Прогрессирует миопия в связи с повышенными нагрузками на глаза. Избежать их поможет частая смена деятельности от физической к умственной, проведение зарядки для глаз после длительной работы за компьютером, с книгой.

Плохо приспособленная под рост подростка мебель ведет к неправильной осанке, утомлению мышц. Ученик старшей школы начинает склоняться низко над столом, чтобы их расслабить. Привычка неправильно сидеть — частая причина близорукости у подростков.

Ослабление зрения связывают и с увлечением подрастающего поколения компьютерами, современными гаджетами. Иногда они сидят в них целый день без перерыва. Для глаз такое увлечение вредно. Напряженные глазные мышцы устают, что ведет к резкому снижению зрения.
Простая профилактика зрения
Для подростка важно после часа-двух работы за компьютером прерываться, походить по комнате. А лучше сделать перерыв и поиграть в бадминтон, мяч.

Профилактика нарушения зрения

Поможет уменьшить расстройства зрения использование очков со специальным покрытием. Они способствуют видению четкого изображения на экране.

Функции зрения проще сохранить у подростков, если в их рационе присутствует продукты с достаточным количеством витаминов.

Важность профилактики нарушения зрения в том, чтобы социальная адаптация выпускников школы прошла успешно, и они смогли выбрать ту профессию, которая будет им интересна, принесет пользу.

Комплекс упражнений для любого возраста

Для людей любого возраста, а детей особенно, ежедневные упражнения для глаз помогут сохранить функции этого органа в норме на долгие годы.

В оздоровительный комплекс включают различные упражнения:

  1. Быстрое моргание глазами в течение пятнадцати секунд. Повторяют движение сидя на стуле пять-шесть раз.
  2. Рисование глазами круга сначала вправо, затем влево, по пять раз в каждую сторону.
  3. Массаж век закрытых глаз круговыми движениями указательных пальцев на протяжении минуты. После небольшого перерыва упражнение повторяют.
  4. На стекло окна наклеивается круглая метка на уровне глаз. Взгляд переводят от метки на предмет за окном, находящийся вдали. Упражнения проводят каждый день в течение двух недель. Продолжительность их начинается с трех минут, увеличиваясь постепенно до семи.
  5. Приняв положение стоя, выполняют слежение за движением указательного пальца вытянутой руки вправо — влево. На упражнение затрачивают две минуты, сначала вытягивая одну руку, затем вторую.
  6. В исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, вытягивают руки вперед. Медленно считая до семи, приближают ладони к лицу, не отводя от них взгляда. Повторяют пять раз.
  7. Встают прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. Поднимая руки вперед, затем вверх, не сводят взгляда с кончиков пальцев. Повтор упражнения пять-шесть раз.
  8. Приняв исходное положение сидя, сильно зажмуривают глаза и открывают их после счета до десяти. Достаточно выполнить упражнение три раза.
  9. Не меняя исходное положение, закрывают глаза, расслабляют веки. Через пять-семь секунд открывают и смотрят вдаль.

Комплекс зрительных упражнений можно разработать самостоятельно, учитывая рекомендации специалистов.

Физическая культура и упражнения для глаз — комплекс занятий

Выполнение упражнений лечебной физкультуры способствует не только укреплению здоровья, но и предупреждает снижение зрения.

Упражнения выполняют сидя на полу, упор руками сзади:

  1. Ножницы. Выполнение перекрестных движений прямыми ногами, следя взглядом попеременно то за одной, то за другой ногой.
  2. Поднимание и опускание прямых ног.
  3. Круговые движения прямыми ногами по очереди. Взор перемещается за движениями ног.
  4. Махи попеременно правой и левой ногой, взгляд удерживают на кончиках пальцев.

Упражнения для выполнения стоя, с палкой или гантелями:

  1. Приседания с гимнастической палкой. Прямые руки удерживают палку впереди. Во время движения руки уводятся вверх. Глаза следят за руками.
  2. Гантели находятся впереди на вытянутых руках. Выполняют круговые движения правой рукой, затем — левой. Глаза следят за движением.
  3. Поднимание рук с гантелями вверх поочередно, следя взглядом за движением.

В комплексе есть упражнения с мячом. Для их выполнения нужен партнер. Мяч передают ему руками из-за головы. Полезно бросать теннисный мячик в цель с расстояния пяти — шести метров.

Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка или взрослого, начиная с легких и заканчивая более сложными. В конце гимнастики проводят упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Предупреждаем проблемы со зрением в разные возрастные периоды

Несмотря на то, что у взрослых людей зрение сформировано, у них постепенно происходят возрастные изменения, которые отчасти можно предупредить. Способы профилактики позволяют предотвратить или уменьшить ухудшение работы глаз в связи со стрессами, перенапряжением, а также ослабить возрастные изменения зрения.

Правильное расположение рабочего места остается важным и для взрослого человека. Персональный компьютер должен находиться на расстоянии вытянутой руки, яркость его не должна контрастировать с внешним светом.

Правильная осанка направлена на расслабление мышц спины и шеи, что улучшает кровоснабжение головного мозга и глаз. Чередование напряжения и расслабления зрительных мышц приводит к их укреплению.

Длительная работа за компьютером вызывает возникновение синдрома сухого глаза. Поэтому после зрительных нагрузок необходимо применение увлажняющих, иммуностимулирующих капель типа искусственной слезы. Использование защитных очков также полезно для сохранения зрения.

Простая профилактика зрения

Питание, богатое важными элементами, поддержит здоровье глаз. Обилие фруктов, овощей, морепродуктов в рационе укрепляет кровеносную, нервную системы.

В разные возрастные периоды не стоит забывать о гимнастике для глаз, занятиях спортом, физкультурой, водных процедурах. Это снимет напряжение с глаз, повысит их выносливость и укрепит организм в целом.

Визиты к офтальмологу играют важную роль в предупреждении глазных болезней. После сорока лет консультации специалиста должны проходить ежегодно.

Особенности функции глаз

Основной функцией глаза является способность воспринимать свет, видеть очертания предметов, их цвет, форму, положение. Основными рецепторами сетчатки глаза являются колбочки и палочки. Колбочки ответственны за восприятие большей части цветного спектра, но способны работать только при хорошем освещении.

Палочки распознают только изумрудно-зеленую часть спектра, но отвечают за ночное видение. В рецепторах происходит превращение световых волн в нервные импульсы, которые идут в головной мозг по зрительному нерву. Там происходит трансформация их в образы окружающего мира.

Острота видения зависит от четкого попадания изображения на центральную часть сетчатки в область макулярного пятна. Благодаря периферическому зрению человек ориентируется в пространстве. Глаз видит, пусть и нечетко, то, что находится за пределами пятна сетчатки.

Среди функций зрения можно также выделить:

  • определение интенсивности и яркости света;
  • распознавание оттенков цвета;
  • способность к бинокулярному зрению.

Из-за нарушений одной из функции зрительного органа человек любой возрастной категории чувствует себя менее успешным.

medglaza.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о