Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки :: SYL.ru
Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ш |
б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ |
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
- Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
- Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.
www.syl.ru
Звуки гласные, твердые и мягкие
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
xn--e1aogju.xn--p1ai
В зависимости от того, какой орган активно участвует в
образовании согласных звуков, он делятся на:
|
lik-bez.com
Секреты фонетики. Твердые и мягкие согласные звуки
С е к р е т ы Ф о н е т и к и
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
ПОДГОТОВЛЕНО:
Юськив Оксана Стефановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Петровская школа № 1»
Красногвардейского района
Республики Крым
В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие гласные — Е, И, Я, Ю
Твердые гласные — А, О, У, Ы, Э
Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ
Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ
Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?
согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие
Ь тоже всегда смягчает согласные
(его вторая функция – разделение звуков)
согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые. Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.
остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их «соседями» справа.
лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),
мята (М мягкое), конь (Н мягкое)
согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина.
согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.
согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.
согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н:
мостик, безделье, песни, возня.
(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!
смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)
http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/tvyordye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-oboznachenie-myagkosti-soglasnyh-zvukov-na-pisme
infourok.ru
Фонетическая шпаргалка | Учим русский язык
Звук и буква не одно и то же. Взаимно однозначного соответствия между ними нет — количество и качество букв и звуков может не совпадать.
Характеристика звуков
Гласныезвуки | Согласные звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
[а][о][у][и][ы][э] | Парные | Непарные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Например: звук [д’] — cогласный, звонкий парный, мягкий парный.
Важно!
- Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы! Их в транскрипции быть не может!
- Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
- [ц], [ж], [ш] — только твердые: мышь [мыш], жила [жыла], цирк [цырк].
- [ч’], [щ’] — только мягкие: ночь [ноч’], чаща [ч’ащ’а], чум [ч’ум].
- Ь выполняет три функции и не обозначает звука:
- служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
- выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
- указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь[л’иш], беречь[б’эр’эч’].
- Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].
- В безударном положении
- не произносятся [э], [о] и обозначаемый Я звук [а] после мягких согласных;
- буква О в безударном слоге обозначает [а];
- на месте е, э, я — часто [и].
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
- после шипящих Ж, Ш, Ц передает звук [ы].
- Е, Ё, Ю, Я :
- после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук: мёд [м’от] ;
- обозначают 2 звука (согласный [й’] и гласный- [й’э], [й’о], [й’у], [‘йа]) в
- в начале слова: яма [й’ама], юбка [й’упка];
- после гласного: боец [бай’эц], обаять [абай’ат’];
- после разделительных Ь и Ъ: подъезд [падй’эcт], вьюга [вй’уга].
Схема соответствия безударных гласных и обозначающих их букв:
(по Литвиневская «Практический курс русского языка»)
- После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]
- у -> [у] рука [ру]ка;
- а -> [а] сама [са]ма;
- о -> [а] сома [са]ма;
- ы -> [ы] вымыть вы[мы]ть;
- е -> [ы] тестировать [ты]стировать;
- После [ж], [ш] , [ц]:
- у -> [у] шуметь [шу]меть;
- е -> [ы] шестой [шы]стой
- о -> [ы] шоколад [шы]колад;
- о -> [а] шокировать [ша]кировать;
- а -> [а] шары [ша]ры;
- а -> [ы] лошадей ло[шы]дей;
- ы -> [ы] цыплёнок [цы]плёнок;
- и -> [ы] широкий [шы]рокий.
- После мягкого согласного:
- ю -> [у] любить [л’у]бить;
- у -> [у] чудесный [ч’у]десный
- и -> [и] миры [м’и]ры;
- е -> [и] менять [м’и]нять;
- я -> [и] пятак [п’и]так;
- а -> [и] часы [ч’и]сы.
- В начале фонетического слова:
- у -> [у] урок [у]рок;
- а -> [а] арбуз [а]рбуз;
- о -> [а] окно [а]кно;
- и -> [и] игра [и]гра;
- э -> [и] этаж [и]таж.
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать звуки [c], [c’], [з], [з’], [щ’], [ж:]: сон [сон], сено [с’эна], сбор [збор], просьба [проз’ба], сжать [ж:ат’], расчёт [ращ’от].
- Оглушение парных звонких согласных:
- в конце слова: пруд [прут] ;
- перед парным глухим согласным: сказка [скаска], пряжка [пр’ашка];
- Озвончение парного глухого согласного перед парным звонким: вокзал [вагзал], сделать [з’д’элат’], просьба [проз‘ба];
- Смягчение парных твердых согласных:
- перед Ь: моль [мол’], ;
- перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк [л’ук], пряжа [пр’ажа];
- к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик [пон’ч‘ик],
- согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным: снег [с’н’эк], здесь [з’д’эк],
- Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной [дв’эрной], конь -> конский [конск’ий’].
- Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
- вств -> [ств] : здравствуй [здраствуй’] ;
- стн -> [сн] : местный [м’эсный’] , тростник [трас’н’ик] ;
- стл -> [сл] : счастливый [щ’асл‘ивый’] ;
- здн -> [зн] : поздний [поз’н‘ий’];
- здц -> [сц] : под уздцы [падусцы];
- нтг -> [нг] : рентген [р’энг‘эн];
- ндц -> [нц] : голландцы [галанцы];
- рдц -> [рц] : сердце [с’эрцэ] ;
- рдч -> [рч’] : сердчишко [с’эрч‘ишка] ;
- лнц -> [нц] : солнце [сонцэ] ;
- не произносится [й’] между гласными: моего [маиво]
- Уподобление согласных по месту образования:
- сч -> [с ] + [ч’] -> [щ’] /[щ’ч’] : счастье [щ’аст’й’э], с чем-то [щ’эмта]-[щ’ч’эмта] ;
- сш -> [с ] + [ш] -> [ш:], [ш]: сшить [ш:ыт’]= [шыт’];
- сщ ->[с ] + [щ’] -> [щ’] : расщепить [ращ»ип’ит’] ;
- зч -> [з ] + [ч’] -> [щ’] : грузчик [грущ’ик], рассказчик [раскащ’ик]
- сж -> [c ] + [ж] ->[ж:] : сжать [жжат’] ;
- зж ->[з ] + [ж] -> [ж:], [ж]: изжить [ижжыт’]= [ижыт’];
- тс, дс, тьс -> [т ] + [с] -> [цц], [ц] или [цс] : мыться [мыцца]=[мыца], отсылать [ацсылат’];
- тс ->[т ] + [ц] -> [цц], [ц]: отцепить [аццып’ит’]=[ацып’ит’];
- тч ->[т ] + [ч’] -> [ч’ч’], [ч’]: отчет [ач’ч‘От’]=[ач’От’];
- тщ ->[т ] + [щ’] -> [ч’щ’] : отщепить [ач’щ‘ип’ит’];
- чт -> [шт] / [ч’т]: чтобы [штобы], нечто [н’эч’та] ;
- чн -> [шн] : конечно [канешна], скучно [скушна] ;
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
- тся, ться в глаголах -> [ца] : умываться [умываца] -;
- -тск- в прилагательных -> [цк] : детский [д’эцк‘ий’].
Другие сочетания
- В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: красного [краснава], синего [синива].
- Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
- буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
- сочетаниями согласных:
- шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
- жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
- сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
- зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
- стч :;
- здч : объездчик .
Использованная литература:
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
tutrus.com