Мягкие звуки в русском языке таблица – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки :: SYL.ru

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

ц

ш

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

www.syl.ru

Звуки гласные, твердые и мягкие

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

Согласные звуки — Фонетика — Курс русского языка

В зависимости от того, какой орган активно участвует в образовании согласных звуков, он делятся на:
  • губные – образующиеся в результате работы губ, главным образом нижней;           
  • губно-губные – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];           
  • губно-зубные – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в’], [ф], [ф’];
  • язычные – образующиеся в результате движения спинки языка.           
  • зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами: [д], [д’], [з], [з’], [н], [н’], [ц];           
  • нёбно-зубные – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба: [ж], [ш], [ч], [р];           
  • среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j’];           
  • заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
Согласные звуки по месту образования
губные
язычные
губно-губные
губно-зубные
зубные
небно-зубные
среднеязычные
заднеязычные
[б], [б’],
[п], [п’],
[м], [м’]
[в], [в’],
[ф], [ф’]
[д], [д’],
[з], [з’],
[н], [н’],
[ц]
[ж], [ш],
[щ’], [ч’],
[р], [р’]
[j]
[г], [г’],
[к], [к’],
[х], [х’]

lik-bez.com

Секреты фонетики. Твердые и мягкие согласные звуки

С е к р е т ы Ф о н е т и к и

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ПОДГОТОВЛЕНО:

Юськив Оксана Стефановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Петровская школа № 1»

Красногвардейского района

Республики Крым

В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.

  • Мягкие гласные — Е, И, Я, Ю

  • Твердые гласные — А, О, У, Ы, Э

  • Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ

  • Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ

  • Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?

  • согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие

  • Ь тоже всегда смягчает согласные

(его вторая функция – разделение звуков)

  • согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые. Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.

  • остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их «соседями» справа.

лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),

мята (М мягкое), конь (Н мягкое)

  • согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина.

  • согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.

  • согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.

  • согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н:

мостик, безделье, песни, возня.

(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!

смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/tvyordye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-oboznachenie-myagkosti-soglasnyh-zvukov-na-pisme

infourok.ru

Фонетическая шпаргалка | Учим русский язык

Звук и буква не одно и то же. Взаимно однозначного соответствия между ними нет — количество и качество букв и звуков может не совпадать.

Характеристика звуков

Звуки
ГласныезвукиСогласные звуки
[а][о][у][и][ы][э]ПарныеНепарные
Звонкие
Глухие
бб’вв’гг’д д’ж зз’
пп’фф’кк’тт’шсс’
й’лл’мм’нн’рр’
хх’цч’щ’
Твердые
Мягкие
бвгдзклмнпрстфх
б’в’г’ д’з’к’л’м’н’п’р’с’т’ф’х’
жшц
ч’щ’й’

Например:  звук [д’] — cогласный, звонкий парный, мягкий парный.

 Важно!

  • Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Ябуквы!  Их в транскрипции быть не может!
  • Мягкость согласных обозначается мягким знаком  Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
  • [ц], [ж], [ш] — только твердые: мышь [мыш], жила [жыла],  цирк [цырк].
  • [ч’], [щ’] — только мягкие: ночь [ноч’], чаща [ч’ащ’а],  чум [ч’ум].
  • Ь выполняет три функции  и не обозначает звука:
    1. служит для обозначения мягкости согласных:   моль [мол’],  только [тол’ко];
    2. выступает в качестве разделительного знака  (как и твердый знак Ъ)  после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]:  вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
    3. указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение:  тишь [т’иш], лишь[л’иш], беречь[б’эр’эч’].
  • Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].
  • В безударном положении
    • не произносятся [э],  [о] и обозначаемый Я звук [а] после мягких согласных;
    • буква О в безударном слоге обозначает [а];
    • на месте е, э, я — часто [и].
  • Буква И
    •  после Ь  обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и];
    • после шипящих  Ж, Ш, Ц   передает звук [ы].
  • Е, Ё, Ю, Я :
    • после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук:  мёд [м’от]  ;
    • обозначают 2 звука (согласный [й’]  и гласный- [й’э],  [й’о], [й’у], [‘йа])  в
      • в начале слова: яма [й’ама], юбка [й’упка];
      • после гласного:  боец [бай’эц], обаять [абай’ат’];
      • после разделительных Ь и Ъ: подъезд [падй’эcт], вьюга [вй’уга].

Схема соответствия безударных гласных и обозначающих их букв:

(по Литвиневская «Практический курс русского языка»)

  • После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]
    • у   ->   [у]   рука [ру]ка;
    • а   ->   [а]   сама [са]ма;
    • о   ->   [а]    сома [са]ма;
    • ы  ->  [ы]   вымыть  вы[мы]ть;
    • е   ->   [ы]   тестировать [ты]стировать;
  • После [ж], [ш] , [ц]:
    • у   ->   [у]    шуметь [шу]меть;
    • е   ->   [ы]   шестой  [шы]стой
    • о   ->   [ы]   шоколад  [шы]колад;
    • о   ->   [а]    шокировать   [ша]кировать;
    • а   ->   [а]    шары   [ша]ры;
    • а   ->   [ы]   лошадей   ло[шы]дей;
    • ы  ->   [ы]   цыплёнок  [цы]плёнок;
    • и   ->   [ы]   широкий  [шы]рокий.
  • После мягкого согласного:
    • ю   ->  [у]    любить [л’у]бить;
    • у    ->  [у]    чудесный  [ч’у]десный
    • и   ->   [и]    миры  [м’и]ры;
    • е   ->    [и]    менять   [м’и]нять;
    • я   ->   [и]    пятак   [п’и]так;
    • а   ->    [и]    часы   [ч’и]сы.
  •  В начале фонетического слова:
    • у   ->   [у]    урок  [у]рок;
    • а   ->   [а]    арбуз [а]рбуз;
    • о   ->   [а]    окно   [а]кно;
    • и  ->   [и]    игра   [и]гра;
    • э  ->    [и]    этаж   [и]таж.
  • Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать  звуки [c], [c’], [з], [з’], [щ’], [ж:]: сон [сон], сено [с’эна], сбор [збор], просьба [проз’ба], сжать [ж:ат’], расчёт [ращ’от].
  • Оглушение парных звонких согласных:
    • в конце слова: пруд [прут] ;
    • перед парным глухим согласным: сказка [скаска], пряжка [пр’ашка];
  • Озвончение парного глухого согласного  перед парным звонким: вокзал [вагзал], сделать [з’д’элат’], просьба [проз‘ба];
  • Смягчение парных твердых согласных:
    • перед Ь: моль [мол’], ;
    • перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк [л’ук], пряжа [пр’ажа];
    • к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик [пон’ч‘ик],
    • согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным:  снег [с’н’эк],   здесь  [з’д’эк],
  • Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной [дв’эрной], конь -> конский [конск’ий’].
  • Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
    • вств  -> [ств] :   здравствуй [здраствуй’] ;
    • стн    -> [сн] :   местный [м’эсный’] , тростник [трас’н’ик] ;
    • стл    -> [сл] :   счастливый [щ’асл‘ивый’] ;
    • здн    -> [зн] :   поздний [поз’н‘ий’];
    • здц    -> [сц] :   под уздцы [падусцы];
    • нтг   -> [нг] :  рентген [р’энг‘эн];
    • ндц    -> [нц] :  голландцы [галанцы];
    • рдц    -> [рц] :   сердце [с’эрцэ]  ;
    • рдч    -> [рч’] :   сердчишко [с’эрч‘ишка] ;
    • лнц    -> [нц] :   солнце [сонцэ] ;
    • не произносится [й’] между гласными: моего [маиво]
  • Уподобление согласных по месту образования:
    • сч     -> [с ] + [ч’] -> [щ’] /[щ’ч’]  :   счастье [щ’аст’й’э], с чем-то [щ’эмта]-[щ’ч’эмта] ;
    • сш    -> [с ] + [ш] -> [ш:], [ш]:  сшить [ш:ыт’]= [шыт’];
    • сщ    ->[с ] + [щ’] -> [щ’] :  расщепить [ращ»ип’ит’] ;
    • зч     -> [з ] + [ч’]  ->  [щ’] :   грузчик [грущ’ик], рассказчик  [раскащ’ик]
    • сж    -> [c ] + [ж]  ->[ж:] :   сжать [жжат’] ;
    • зж    ->[з ] + [ж] -> [ж:], [ж]:   изжить [ижжыт’]= [ижыт’];
    • тс, дс, тьс   -> [т ] + [с] -> [цц], [ц] или [цс] :  мыться  [мыцца]=[мыца],  отсылать  [ацсылат’];
    • тс     ->[т ] + [ц] -> [цц], [ц]:  отцепить  [аццып’ит’]=[ацып’ит’];
    • тч     ->[т ] + [ч’] -> [ч’ч’], [ч’]:  отчет  [ач’ч‘От’]=[ач’От’];
    • тщ     ->[т ] + [щ’] -> [ч’щ’] :  отщепить  [ач’щ‘ип’ит’];
    • чт    -> [шт] / [ч’т]:   чтобы [штобы],  нечто [н’эч’та] ;
    • чн    -> [шн] :   конечно [канешна],  скучно [скушна] ;
  • Удвоенные  согласные располагаются
    •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
    • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
  • тся, ться   в глаголах -> [ца] :  умываться [умываца] -;
  • -тск- в прилагательных -> [цк] : детский [д’эцк‘ий’].

Другие сочетания

  • В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]: красного [краснава], синего  [синива].
  • Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
    • буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
    • сочетаниями согласных:
      • шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
      • жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
      • сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
      • зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
      • стч :;
      • здч : объездчик .

Использованная литература:

  1. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x

tutrus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *