Методика запоминание двух групп слов – Методика «Запоминание двух групп слов»

2. «Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а так­же возможности удержания порядка предъявляемого материала: Для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова).

Примечание. Для запоминания используются простые, частотные, не связан­ные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения.

Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за друж­кой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произно­сит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни од­ного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать за­мечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произ­носились слова.

Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.

Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъяв­ляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется.

Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели:

  • количество необходимых для полного запоминания повторений;

  • возможность удержания порядка слов;

  • наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;

  • наличие трудностей избирательности мнестических следов;

  • наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения. Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии про­извольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъяв­лений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.

При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенно­сти запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужно­го в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количе­стве 5+3.
Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более одного-двух слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (одно-два слова).

studfiles.net

2 группы по 3 слова

История и источники методики, направленность. Методика «Проба две группы по три слова» (Лурия А.Р.). Проба направлена на исследование слухоречевой памяти в условиях интерферирующего воздействия (Лурия А.Р., 1974, Симерницкая Э.Г., 1990, Цветкова Л.С. 2000, Нейропсихологическая диагностика детей, Микадзе Ю. В и др. 1997) [8]. Исследуется влияние гетерогенной и гомогенной интерференции на продуктивность запоминания, выявляется наличие или отсутствие повышенной тормозимости (ретро- и/или проактивное торможение) следов в слухоречевой памяти, сужение объема непосредственного и отсроченного запоминания. В предлагаемой методике гомогенной интерферирующей задачей является запоминание второй группы слов. Гетерогенной задачей является любая другая деятельность (например, задания на восприятие или внимание, счет до 10 в прямом и обратном направлении — методика на исследование автоматизированной и деавтоматизированной речи и др.), которая совершается в промежутке между запоминанием и отсроченным воспроизведением групп слов. Процедура проведения пробы построена таким образом, чтобы присутствовали и гомогенная и гетерогенная интерференция.


На функциональном уровне анализа в пробе выявляют наличие и характер тормозимости следов, объем воспроизведённых слов при непосредственном и отсроченном воспроизведении, наличие вербальных и/или литеральных парафазий, контаминаций, нарушение порядка воспроизводимых стимулов. На нейропсихологическом факторном и топическом уровне анализа выявляются дефицитарные факторы и локализация патологического процесса или локализация, приводящая к недостаточной функциональной сформированности фактора.

Возрастной диапазон — от 5 лет.

Стимульный материал: в протоколе написаны группы специально подобранных слов:
Набор 1: дом, лес, кот — ночь, игла, пирог
Набор 2: холод, рама, книги — гость, стекло, дождь
Набор 2 применяется при повторной диагностике. Слова, используемые в пробе, должны обладать высокой частотностью употребления в речи, быть эмоционально нейтральными, приблизительно равными по объему, без смыслового или фонетического сходства.

Процедура и инструкции:

«Я тебе скажу три слова, а затем еще три, а ты их запомнишь и повторишь».

Сначала дается инструкция, затем экспериментатор проговаривает первые три слова «дом, лес, кот» и дает команду «Повтори эти слова. Еще раз повтори». После того как испытуемый дважды повторяет группу слов, ему аналогично первой дается вторая группа слов «ночь, игла, пирог» (испытуемый повторяет вторую группу дважды). Стимульные слова каждой группы, по сути, предъявляются 3 раза первый при назывании, второй и третий при непосредственном и отсроченном повторении, сразу вслед за экспериментатором. Далее у испытуемого спрашивают: «А теперь скажи, какие слова были в первой группе, а во второй?»

Далее после гетерогенной интерференции исследуется отсроченное воспроизведение. Инструкция: «Ты помнишь, мы с тобой запоминали 3 слова, а затем ешё три? Назови их!»
В пробе предусмотрен специальный протокол для записи (см. ниже по тексту).

Оценка

Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга, участвующих в памяти. При отсроченном воспроизведении после интерференции — ошибки запоминания связанны с тормозимостью следов последующей информацией, а не самой следовой деятельностью. Выявляются и анализируются особенности тормозных процессов при разных нозологиях, влияние ретроактивного и проактивного торможения следов. Ретроактивное торможение, как правило, отчетливо проявляется при поражении диэнцефальных отделов. Проактивное торможение связывают с дисфункцией и/или функциональной нссформированностью лобных отделов, премоторных зон. Нарушение, связанное с тормозимостью следов возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария.

Наличие вербальных (вместо рама — окно) парафазий указывает на недостаточную связь образа представления со словом наименованием. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (второй височной извилины).
Наличие литеральных парафазий (вместо гость — гвоздь) указывает на функциональную несформированность или дисфункцию восприятия фонем родного языка на слух (височные отделы левого полушария).
Ниже приведен пример заполнения протокола к методике «Две группы по три слова».

Протокол: пример заполнения протокола

 

Дом

Лес

Кот

Ночь

Игла

Пирог

Холод

Рама

Книга

Гость

Стекло

Дождь

Непоср.

 

1/?

1

2

3

1 (гвоздь)

2

3

2/?

1

2

 

1 (гвоздь)

2

3

Отcр./?

окно

1 (гвоздь)

? (окно)

2

В протоколе цифрами отмечается порядок воспроизведения слов.
Па функциональном уровне анализа отмечается наличие повышенной тормозимости следов (последующая информация оттормаживает предыдущую), вербальные (окно) и литеральные (гвоздь) парафазии. Эхоическая память, кратковременная память — сохранны, но выявлены ошибки восприятия (фонематического восприятия).

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). — М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 — 48 с.

www.vashpsixolog.ru

1.«Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова).

Примечание.

Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова. Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется. Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели: — количество необходимых для полного запоминания повторений; — возможность удержания порядка слов; — наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; — наличие трудностей избирательности мнестических следов; — наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5 — 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1 – 2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1 – 2 слова).

studfiles.net

1. «Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова. Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется. Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели: — количество необходимых для полного запоминания повторений; — возможность удержания порядка слов; — наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; — наличие трудностей избирательности мнестических следов; — наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5 — 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1 – 2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1 – 2 слова).

studfiles.net

Методика запоминания двух рядов слов.

Методика «Воспроизведение рассказа»

Автор: С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка»

Цель: исследование понимания и запоминания текстов.

Возраст: дошкольники и школьники.

Стимульный материал: примеры рассказов.

Инструкция проведения:

Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10-15) текстов, наклеить на картонки, а также написать очень крупным шрифтом на плакатах. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Примеры рассказов.

Рассказ для маленьких детей.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку и у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ для старших детей.

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб

кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Хитрая лиса

Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут…

Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Галка и голуби

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

 

Методика запоминания двух рядов слов.

Цель: исследовать скорость, объем слухоречевого запоминания.

Возраст: 4-8 лет. Детям до 5-5,5 лет предъявляется по 3 слова с каждого ряда. Дети 5-7 лет способны последовательно воспроизвести группы из 3-5 слов.

Операциональный статус: проективный тест.

Материал: 2 ряда простых слов.

1 ряд: курица — яйцо, ножницы — резать, кукла — играть, лампа — вечер, ручка — писать.

2 ряд: жук — кресло — синица — сестра — рыба — пожар — шляпа — пчела и т.д.

Инструкция: ребенка просят запомнить слова, которые он услышал. «Вначале я назову слова, а ты послушаешь. Потом повторишь слова в таком же порядке, как и я».

Диагност делает повтор 1-й группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы. Затем просит повторить самостоятельно.

Регистрируется порядок слов и количество повторений до полного запоминания всех прочитанных слов, а также правильность повторения, привнесенные или искаженные слова.

Затем дается 2-я группа слов. Всё повторяется заново и регистрируется.

Анализируется:

— объем запоминаемого материала;

— количество повторений для полного запоминания;

возможность удержания предъявленного порядка слов.

 

13. Особенности познавательных процессов детей с ТНР

Ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется степенью его распределения и переключаемости.

У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Исследование памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией

. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Дети с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией). У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления.

Несколько иначе развивается воображение(психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Данной категории детей оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении).

14. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР.

Многим детям-логопатам свойственна пассивность, зависимость от окружения, склонность к спонтанному поведению, импульсивность, некоторая эксцентричность.

У детей с нарушениями речи отмечается следующая закономерность: низкая работоспособность является условием развития высокой интенсивности стрессовых реакций, а они, в свою очередь, приводят к доминированию отрицательных эмоций.

Однако причиной негативного фона настроения, высокой тревожности является именно низкая работоспособность. Если в результате обучения у детей сформируются навыки и умения, которые повысят их работоспособность, это приведет к устойчивости к стрессу и повышению эмоционального тона настроения.

Неоднократно исследовалась реакция детей на речевой дефект. Например, при исследовании детей с логоневрозом обнаружены 3 варианта отношения к дефекту:

· безразличное;

· умеренно-сдержанное;

· безнадежно-отчаянное.

В.И. Селиверстов исследовал особенности эмоционально-личностной фиксации детей на речевом дефекте. Он выделил три степени фиксированности детей.

· Нулевая степень – дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, не замечают ее недостатков. Дети охотно вступают в контакт, не стесняются своей неправильной речи.

· Умеренная степень – дети испытывают некоторую напряженность из-за своего речевого дефекта, скрывают его, испытывают чувство неполноценности. Каждый поступок так или иначе связывается с речевым дефектом.

· Выраженная степень – дети глубоко переживают свой дефект, успех в деятельности постоянно связывают с речевыми неудачами. Для них свойственен уход в болезнь, негативные переживания, предаются самоуничижению, у них формируются навязчивые мысли, страхи перед неудачами речевого общения.

 

41. Структура управленческих органов в УО.

Управление государственными учреждениями образования осуществляетсякакизвне(Министерством образования, министерствами, другими республиканскими органами, имеющими в своем ведении учебные заведения, управлениями, отделами образования местных исполнительных комитетов), так и в самом учебном заведении (администрацией учебного заведения, иными органами учебного заведения). К последним относятся органы самоуправления — советы (педагогические, ученые, попечительские) Управление учебным заведением осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Таким образом, система образования Республики Беларусь включает в себя несколько уровней, управление которыми осуществляется государством.

Специальное образование направлено на обеспечение доступности образования лицам с особенностями психофизического развития, на коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, в общественную жизнь. Структура его аналогична структуре основного образования. Учреждения, обеспечивающие специальное образование, приспособлены для лиц с:

1) интеллектуальной недостаточностью;

2) нарушением речи;

3) нарушением слуха;

4) нарушением зрения;

5) нарушением психического развития;

6) нарушением опорно-двигательного аппарата;

7) тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями.

Возможно получение образования и в учреждениях образования общего типа, в которых созданы условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение).

 

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

11.Методика «Опосредованное запоминание» Лурия а.Р., Выготский л.С., Леонтьев а.Н.)

 Цель: исследование логической памяти.

 Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

 Проведение. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка: а) понимание ребенком инструкции; б) способность к нахождению опосредующих символов; в) содержательность объяснения выбора; г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

12.Методика пиктограмм

Методика, предложенная А. Р. Лурия, направлена на изучение опосредованного запоминания. Может проводиться на детях от 10 лет и старше. Исследования лучше проводить после какой-либо другой методики на память (например, «10 слов»), чтобы школьник не сильно акцентировался на самой процедуре, а был бы нацелен на возможность запоминания предлагаемых слов.

Для проведения необходимо иметь чистый листок бумаги, не тетрадный, карандаш и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция : “А сейчас я проверю твою память еще одним способом. Я буду называть тебе слова и словосочетания, которые тебе необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуй себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог тебе вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог тебе запомнить. Слова и буквы писать запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются :1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз. Повторное объявление инструкции допускается в ответ на прямую просьбу ученика.

Порядок проведения : ученику зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой школьник должен сделать рисунок, после того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. Когда все слова ученик нарисует, первый этап исследования завершается. Ученику предлагается другая деятельность, или он просто отпускается. Второй этап исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам вспомнить те слова, которые он обозначил рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм : При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа :”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания. Несмотря на разнообразие рисунков, рисунки, сделанные здоровыми, нормально развитыми детьми, как правило можно “прочитать “ даже не зная предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник). При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т.е. у старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена.

При анализе следует учитывать факторы : абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут :

1) атрибутивные рисунки (малая степень) — рисунок выбирается по принципу принадлежности (атрибутивности, атрибут). Так на понятие “веселый праздник” изображают: рюмку, карнавальную маску и т.п.

2) метафорические — связь понятия с рисунком носит метафорический характер. Например : зачеркнутые часы на понятие “счастье” с объяснением “счастливые часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики : направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях.

Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы.

Для первых характерно изображение самого школьника, сцен с его участием, реже — изображение других конкретных лиц. Пример : нарисован человек на слово “обман”. Объяснение :”это врач, обещавший меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых — характерно изображение объектов “стимулирующих” воспоминание конкретных ситуаций из личного опыта. Например : альпинист рисует горы на понятие “счастье”, объясняя это тем, что “чувство счастья возникает у меня обычно в горах”.

Частоты выбора.

Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий :

— стандартные — встречаются чаще чем в 20 из 100 протоколах,

— оригинальные — встречаются реже чем в 2-х протоколах из 100,

— повторяющиеся — занимают промежуточное положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности.

Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения.

К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”.

На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы.

Вторым показателем является качество и структура индивидуально значимых образов. Переонифицированные образы говорят о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Индивидуально значимые образы — стимулы — отражают эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель — количество адекватных образов, отражает четкость и реалистичность пиктограмм, построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых людей. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов, говорящем о конкретности мышления.

У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов. Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом.

Количество изображений человеческих фигур — показатель стереотипизированных ассоциаций. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии, либо “атипичность” стереотипии. В последнем случае стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипически мелких деталей человеческой фигуры, архитектурных сооружений и т.п.

Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им.Бехтерева, является патологическим феноменом.

Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно :

— способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

— среди образов выбираемых здоровыми людьми преобладают атрибутивные и конкретные, но не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах здоровых людей.

— высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов,

— высока продуктивность запоминания,

— для здоровых людей характерна “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются :

— не понимания смысла задания,

— не возможность выбора образа на абстрактные понятия,

— отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов,

— снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные),

— в структуре конкретных образов преобладают фотографические,

— чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа,

— как проявление недостаточного понимания задания — появление “выхолощенных символов”.

Примерная оценка и анализ пиктограмм.

Каждое понятие у испытуемого должно быть оценено и проанализировано аналогичным образом, затем оценивается и анализируется вся методика в целом.

Пиктограмма здорового человека.

Понятие “Победа”. Изображен салют. Объяснение : “Салют бывает в День Победы”.

Оценка : выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Пример из пиктограммы человека с функциональными психическими отклонениями в области мышления.

Понятие “Тяжелая работа”. Нарисован треугольник. Разъяснение : “У нас в отделе тяжелую работу делают трое : я, начальник и его заместитель”.

Оценка : выбор конкретный, не смотря на геометрический характер, индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный.

13.Тест Равена

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Бланк

Ф.И.О(№)

№ A B C D E

1

2

3 4

5

6

7

8

9

10

11

12

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1    степень — более 95% — высокий интеллект;

2    степень — 75-94% — интеллект выше среднего;

3    степень 25-74% — интеллект средний;

4    степень — 5-24% — интеллект ниже среднего;

5    степень — ниже 5% — дефект.

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2

2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8

3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2

4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6

5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

90

91

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ

 

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Сумма очков

143

129-

115

101

87

73

59

45

44

за правиль-

 

142

128

114

100

86

72

58

 

ные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ

Ожидаемое

Серия

Сумма очков

 

 

10

15 20 25 30 35 40 45 50 55

число очков по каждой

А

6

8 9 10 10 10 10 11 12 12

серии

Б

2

4 6 7 8 8 9 10 11 11

 

В

1

2 3 4 6 7 8 10 10 11

 

Г

1

1 2 3 4 7 9 9 10 11

 

д

0

00123457 10

studfile.net

Исследование влияния осмысленности материала на запоминание

2) Возрастной диапазон: 13-15 лет

3) Цель методики: изучить продуктивность запоминания материала в зависимости от степени его осмысленности.

4) Оборудование: 15 бессмысленных слогов, 15 не связанных между собой по смыслу слов, 15 связанных между собой по смыслу слов

5) Инструкция: Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому 15 бессмысленных слогов. После предъявления материала испытуемый должен воспроизвести его в любом порядке.

2-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому не связанные по смыслу слова. После предъявления слов испытуемый должен воспроизвести их в любом порядке.

3-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому связанные между собой по смыслу слова. Задача испытуемого – воспроизвести слова в любой последовательности.

Обязательно должен быть интервал между сериями эксперимента не менее 5 минут.

Инструкция к 1-й серии: «Вам будут предъявлены 15 бессмысленных слогов, ваша задача – запомнить их и воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии: «Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по смыслу слов, ваша задача – запомнить и воспроизвести их в любой последовательности».

Инструкция к 3-й серии: «Вам будут предъявлены 15 связанных между собой по смыслу слов, ваша задача – запомнить их и воспроизвести в любой последовательности».

6) Обучающая помощь: При затруднениях, следует повторять ряд слогов и слов несколько раз, затем провести исследование на другом наборе.

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

испытуемым в каждой серии эксперимента.

2. Определить среднее по группе количество правильно воспроизведенных слов.

3. Полученные данные занести в таблицу.

4. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы о продуктивности запоминания в зависимости от степени осмысленности материала.

5. Сравнить индивидуальные показатели со среднегрупповыми.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко справляется с заданием, допускает минимум ошибок

Средний – испытуемый затрудняется в воспроизведении, особенно 1 и 2 серии заданий, допускает ошибки

Низкий – испытуемый плохо запоминает ряды слогов и слов, допускает много ошибок при воспроизведении

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

9

1) Название методики: Исследование опосредованного запоминания (метод двойной стимуляции)

2) Возрастной диапазон: 15-17 лет

3) Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти

4) Оборудование: 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)

5) Инструкция: Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15 слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается запомнить слова, используя для запоминания картинки. Экспериментатор показывает картинки одновременно с произнесением каждого слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъявления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует данному изображению.

2-я серия. Проводится аналогично первой, используются слова и картинки второго набора.

3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15 слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каждому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. После каждого предъявления картинка убирается. После предъявления слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картинки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует данному изображению.

Инструкция к 1-й и 2-й серии: «Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 картинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать картинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».

Инструкция к 3-й серии: «Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъявляться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать картинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее слово».

6) Обучающая помощь:

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно и ошибочно воспроизведенных слов в каждой серии.

2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:

3. Сравнить экспериментальные данные по результатам воспроизведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, сложные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко справляется с заданием, быстро вспоминает слова при предъявлении картинок 1 и 2 серии, также неплохо справляется с заданием 3 серии, допуская минимум ошибок

Средний – испытуемый испытывает трудности при запоминании, особенно заданий 2 и 3 серии, допускает ошибки, требуется время для припоминания

Низкий – испытуемый плохо запоминает слова и изображения, допускаем много ошибок при воспроизведении слов по картинкам 1 и 2 серии, не справляется с заданием 3 серии

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

10

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *