Методика дембо рубинштейн самооценка бланк: HTTP 404 Resource not found

Содержание

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. Пройти тест полезно и взрослым, и детям.

Содержание

  • Общая информация
  • Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн
  • Как оценивать результаты
    • Значения уровня самооценки
    • Ключи по притязаниям
    • Соотношение между параметрами самооценки
  • Заключение

Общая информация

Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:

  • уровень самооценки;
  • как человек воспринимает себя;
  • настроение;
  • адекватность;
  • уровень зрелости;
  • наличие или отсутствие проблем;
  • уровень критичности;
  • требовательность к себе;
  • удовлетворенность своей жизнью.

Создатель метода – Тамара Фульфовна Дембо, американский психолог, ученица Курта Левина, доктор Университета Кларка. Тест создан в 1962 году. В 1970 году он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн (психолог, сотрудник лаборатории патопсихологии). Правки заключались в добавлении расшифровки результатов.

Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн

Возьмите чистый лист бумаги. Начертите 4 вертикальные линии. Их высота не должна превышать 10 см. На середине каждой линии поставьте отметку. 1 мм равен 1 баллу.

Линии обозначают:

  • характер;
  • состояние здоровье;
  • умственные способности;
  • счастье.

По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.

Верх линий – наивысший показатель для параметра, например, самый умный, самый красивый и т.д. Низ, соответственно, — самый низкий.
Задумайтесь, как вы оцениваете себя в свете каждого параметра. Насколько вы счастливы? Считаете ли вы себя красивым и счастливым человеком? Пользуется ли подросток авторитетом среди друзей или одноклассников? Уверен ли он в себе или страдает от комплексов?

Ноликами («0») отметьте желаемый уровень. Крестиками («X») – объективную оценку. Горизонтальной черточкой – текущий показатель того или иного параметра.

Используя линейку, измерьте и запишите расстояние от нижней части линии до крестика. Это будет уровень притязаний или желаемый показатель. От нолика до горизонтальной полоски – самооценка. Также нужно посмотреть расхождение между притязаниями и самооценкой.

Как оценивать результаты

Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.

Значения уровня самооценки

Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:

  1. 50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
  2. 75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
  3. Меньше 50 баллов – низкая самооценка.

После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.

Ключи по притязаниям

Здесь также есть несколько вариантов оценки результатов:

  1. 60-90 баллов – реальный уровень притязаний.
  2. 90-100 – нереалистичный взгляд на себя, отсутствие самокритики.
  3. Показатель меньше 60 баллов – слишком низкие притязания. Свидетельство неправильного развития характера и личностных качеств.

В традиционной модификации методики Дембо-Рубинштейн человек с адекватной самооценкой поставит отметку (горизонтальная полоска) немного выше середины линии. Идеальным (нолик) для него будет вариант ниже верхней части шкалы. Наилучшее место для расположения крестика – посередине самооценкой и желаниями.

Если актуальная самооценка отмечена ниже середины шкалы, человек страдает от излишней самокритичности, слишком многого требует от себя.

Соотношение между параметрами самооценки

Соотношение всех нанесенных на шкалу значков выглядит так:

  1. Правильное местоположение X – между 0 и « — ».
  2. Расстояние между показателем X и 0 – это то, что вы хотите, но пока не можете достичь.
  3. X – то, что вам доступно. Все, что выше этой отметки, недостижимо.
  4. Отрезок вниз от X и до показателя актуальной самооценки – то, чего вы достигнете, приложив немного усилий.
  5. Соотношение между отрезками до и после X – ваш уровень оптимизма.

0 должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он расположен в самом верху, можно судить о незрелости человека. Сформировавшаяся личность понимает, что стать идеальным никогда не получится.

Если показатели на вертикальных линиях находятся слишком далеко друг от друга — испытуемые эмоционально неустойчивы.
По мнению психологов, 0 – это мечты человека. Мечтают практически все люди. И когда им удается исполнить одну мечту, они берутся за другую. Получается, что они ставят и достигают цели.

X – реальные перспективы, уровень вашей цели. В процессе движения вперед одна цель сменяется другой. 0 при этом должен оставаться выше X. Иначе случится инфляция мечты или ее обесценивание.

Заключение

Методика Дембо-Рубинштейн поможет вам определить уровень вашей самооценки. Правильно ли вы воспринимаете себя, свои способности, достижения, характер? По результатам теста вы поймете, в каком направлении двигаться. Изучайте себя, улучшайте качества, развивайтесь. Это поможет достичь любых целей и исполнить самые сокровенные мечты.

Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Одни отлично выступают перед публикой, другие Не стесняйтесь спрашивать о цене товара в магазине. Одни люди терпят унижения, чтобы быть принятыми в круг общения, другие носят невидимую корону самостоятельно и никого близко к себе не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели поведения человека, — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самоуважение». Его используют не только профессиональные психологи, педагоги или врачи, мы также можем слышать об этой личностной характеристике в повседневном общении. Что это? Под самооценкой понимаются представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также оценка самим человеком собственных недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств.

Когда он начинает формироваться?

Самооценка не может быть сформирована без наличия еще одного личного свойства — самосознания. Он возникает в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездный кризис» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение к нему окружающих. В этом возрасте можно говорить о зачатках самооценки, так как она формируется длительное время и находится в динамике на протяжении всей жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые могут быть исследованы с помощью психологических инструментов (например, методология исследования Я-концепции Будасси или методика Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из представлений о себе и идеале.

Между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное») существуют разные отношения. В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка человека.

  • Заниженная самооценка — большая разница между представлениями о том, кто я на самом деле и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся при этом, проявляется во всех видах человеческой деятельности.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальное» и «Я-идеальное». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — разницы между двумя вышеуказанными структурами личности практически нет. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким ему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, так как в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Необходимо своевременно обращать внимание на самооценку человека, чтобы не допустить ошибок в его социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить, какая самооценка у человека. Происходит это с помощью контрольных отметок по определенным шкалам. Человеку выдается бланк, в котором написана инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется классическая методика Дембо-Рубинштейна.

Модификация прихожан данной техники используется в последнее время в различных учебных заведениях и на работе. Модифицированная методика А. М. Прихожана содержит 7 шкал (в отличие от 4 исходных). Автор модификации добавил такие шкалы, как «умение сделать что-то своими руками», «внешний вид», «узнавание сверстников», а также изменил шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Инструкция к исследованию

Человек может понять, что нужно сделать в тесте, прочитав инструкцию. В нем говорится, что у каждого есть возможность оценить свои способности, черты, возможности и так далее. Его оценка может быть выражена на отрезке, от которого на одном конце начинаются одни низкие баллы, на другом конце – максимум 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале чертой «-» тот уровень, на котором сейчас находится развитие этого качества или свойства. Затем необходимо отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый может чувствовать себя довольным собой или с гордостью.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн включает следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его персонаж;
  • пользуется ли он авторитетом среди сверстников;
  • умение что-то делать самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешний вид человека.

Метод подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверять каждого, насколько он заполнил первую тренировочную шкалу – «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает время, необходимое для выполнения тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не является характеристикой личности. Длина каждой шкалы должна быть точно равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черточка будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 точек).

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний. Этот показатель определяется при измерении балла от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки по определенной шкале можно измерить от «0» до «-».

Далее рассчитаем расстояние от «x» до «-«. Если возникает ситуация, при которой уровень притязаний ниже личной самооценки, баллы выражаются отрицательными числами. Затем подсчитывается балл и определяется самооценка. Метод Дембо-Рубинштейна прост в обработке, поэтому его часто используют. Но специалисты почти всегда используют его в модификации Прихожанки.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух характеристик личности подсчитывается суммарный балл соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейна максимально точно помогает человеку понять, как он себя ценит.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Человек реально оценивает свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — менее 60 баллов. Заниженный уровень претензий. Человек не может нормально развиваться. У него нет желания чего-то добиваться, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватный — 45-74 балла. Реальная самооценка по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышен — 75-100 баллов. Есть некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый или ребенок не могут правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Есть такое явление, как «близость по опыту», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Занижено — менее 45 баллов. У человека большие проблемы в формировании личного самочувствия, это показывает методика Дембо-Рубинштейна. Слишком низкая самооценка может быть следствием двух психологических проблем: действительно неуверенности в себе и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается, если человек сам себе навязывает эту «недооценку», чтобы не форсировать решения и избежать ответственности.

Методика Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Одни люди терпят унижения, чтобы быть принятыми в светский круг, другие незримы царской короной и близко к себе не подпускают. Причина такого поведения? Существует одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели человеческого поведения, — самооценка.

Что такое самооценка?

Мы часто слышим такое понятие, как «самоуважение». Его используют не только профессиональные психологи, педагоги или врачи, об этой личности мы можем слышать в повседневном общении. Что это? Самоуважение призывают к собственной важности и ценности для других, а это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самого человека.

Когда он начнет формироваться?

Самооценка не может быть сформирована без присутствия другой личности — идентичности. Он возникает у детей примерно в 3 года, когда ребенок осознает свою автономию от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемые «семь сестер кризиса» этого возраста). ). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте можно говорить о зачатках Я, так как оно формируется длительное время и пребывает в динамике жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методики Будасси исследования самооценки или методики Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из представлений личности о реальном и идеальном.

Рекомендуем

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в столице России востребованность профессии «семейный психолог» (г. Москва)? Отзывы жителей…

Кризис 7 лет у детей: признаки и пути преодоления. Психология развития и возрастная психология

Ребенку 7 лет. Начинается новый этап в жизни. Малыш проходит этап взросления, идет в школу. И тогда родители начинают бить тревогу, мол, ребенок неуправляемый, не слушается, Хэмминг. Главное — не паниковать…

Различны отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальный», «Я-идеал»). В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка личности.

  • Низкая оценка самой личности — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, проявляется во всех видах деятельности человека.
  • Самооценка — нормальное соотношение «я настоящий» и «я-совершенный». Они ведут себя адекватно ситуации.
  • Завышенная цена — почти нет разницы между двумя вышеперечисленными структурами личности. Люди склонны считать себя если не идеальными, то очень близкими к этому.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, т. к. в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Необходимо обратить внимание на самоидентификацию, не допускать ошибок в их социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить самооценку человека. Это делается с помощью оценок по определенным шкалам. Человеку дается форма методов, в которых написаны инструкции и главная задача. Для определения уровня самооценки не используется классический метод Дембо-Рубинштейна.

Модификация Прихожан этой техники, используемой в последние годы в различных учебных заведениях и на производстве. Модифицированная методика А. М. Прихожан содержит 7 гамм (в отличие от 4 в оригинале). Автор модификации включил такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешний вид», «узнавание сверстниками», а также изменил шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Руководство по исследованию

Человек может понять, что нужно делать в тесте, прочитав инструкцию. В нем говорится, что у каждого есть возможность оценить свои способности, черты, возможности и так далее. Их оценка может быть выражена на отрезке, один конец которого начинается низкими баллами, на другом конце — максимум 10 баллов. Следует отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства в настоящее время. Затем следует отметить на этих шкалах крестиком «х» уровень, на котором испытуемый может чувствовать довольство собой или гордость.

Таблица тестов

Методика Дембо-Рубинштейна в модификации включает следующие шкалы:

  • Здоровье;
  • Способности и разум человека;
  • Символ;
  • Если он использует авторитет среди сверстников;
  • Возможность сделать что-то самостоятельно;
  • Уверенность;
  • Внешний вид человека.

Метод подходит для индивидуального и фронтального изучения. При работе с группой необходимо проверять каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу здоровьем. Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает затраты времени на выполнение тестовых заданий от 10 до 12 минут.

Результаты анализа

При обработке и анализе результатов первая шкала игнорируется, так как не является личной характеристикой. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждая отмечена крестиком и черт будет иметь количественные характеристики (типа 48 мм — 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний. Этот индекс определяется путем измерения количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень оценки по конкретной шкале может измеряться от «0» до «-».

Далее нужно рассчитать расстояние от «х» до «-». Если возникает такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки баллы выражаются в отрицательных числах. Затем идет подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейна проста в работе и поэтому очень часто используется. Но специалисты почти всегда используют его в модификации Конгрегации.

Объяснение показателей

Для определения уровня двух изучаемых характеристик личности рассчитываются суммарные баллы соответствующих показателей по всем шкалам (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейна точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня аспирации

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Люди реалистично оценивают свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — ниже 60 пунктов. Низкий уровень притязаний. Люди не могут нормально развиваться. У него нет стремления чего-то добиться, потому что он был уверен, что это проигрышный вариант.

Собственное изображение

  1. Адекватный — 45-74 балла. Реальная оценка указана в самой методике и других параметрах.
  2. Высокий — 75-100 баллов. есть некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый или ребенок не могут правильно оценить свою работу (результаты), общение. Есть такое понятие, как «близость к опыту», то есть люди нечувствительны к наблюдениям, советам и замечаниям людей.
  3. Низкий — менее 45 баллов. У человека большие проблемы в формировании личного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейна. Слишком низкая самооценка может быть следствием двух психологических проблем: собственно неуверенности в собственных силах и «защитной» неуверенности. Второе явление может иметь место, если человек навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

AR: https://tostpost.com/ar/self-improvement/14263-methodology-dembo-rubinstein-a-study-of-self-evaluation.html

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/sama-daskanalenne/25467-metodyka-demba-rub-nshteyn-dasledavanne-samaacenk.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *