Мелкая моторика это определение: Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Содержание

Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Содержание

  • 1 Значение мелкой моторики
  • 2 Развитие мелкой моторики
  • 3 Нарушения мелкой моторики
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  1. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  3. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ
  4. Сопутствующие СДВГ состояния
  5. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
  6. Нарушения речи: дизартрия
  7. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

  • Упражнения на мелкую моторику ног

Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Содержание

  • 1 Значение мелкой моторики
  • 2 Развитие мелкой моторики
  • 3 Нарушения мелкой моторики
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.  д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  1. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  3. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ
  4. Сопутствующие СДВГ состояния
  5. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
  6. Нарушения речи: дизартрия
  7. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М.
    , 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

  • Упражнения на мелкую моторику ног

Навыки мелкой моторики, определенные эрготерапевтом

Джонатан Родил, MS, OTR/L

18 мая 2020 г. которые включают пальцы и руки. Навыки мелкой моторики важны для поддержания самостоятельности при одевании, кормлении, еде и успеваемости в школе. В трудотерапии мы называем разнообразный набор навыков, на которые способны наши руки, Мелкая моторика. Определение мелкой моторики: способность эффективно использовать сложную мускулатуру наших рук с соответствующей силой, ловкостью и координацией, чтобы хватать, манипулировать и выполнять функциональные задачи. Сегодня я буду говорить о важном подмножестве навыков, таких как сила мелкой моторики и точность мелкой моторики, которые имеют огромное значение для развития наших навыков мелкой моторики.

Руки! Не знаю, как вы, ребята, но я определенно считаю само собой разумеющимся то, как я использую свои руки в основном для всего, что я делаю в жизни. Будь то игра на гитаре, использование их в качестве инструмента для работы с детьми, с которыми я работаю, рисование кистью, переворачивание страницы книги или использование их в качестве весла для приведения в движение доски для серфинга, это довольно удивительно, что мы можем сделать. своими руками правильно? Мы можем творить своими руками, мы убираем руками, мы едим руками, мы поощряем прикосновение руками, мы даже балуем себя руками (лично я никогда не делал педикюр, но это определенно на моем ведре список.) Суть в том, что наши руки — это удивительные, универсальные, функциональные и творческие инструменты, используемые в нашей повседневной жизни.

Очень здорово смотреть на эти удивительные навыки мелкой моторики, которыми мы располагаем, и думать о вещах, которые мы создали своими руками, и о вещах, которые мы сделаем с их помощью в будущем.

Связанное Чтение: трудотерапия против физиотерапии способность генерировать необходимое количество силы в нашей руке для выполнения функциональной задачи. Нам нужно, чтобы наши руки были сильными, чтобы выполнять важные задачи, например, выдавливать зубную пасту из зубной щетки, хвататься за молнию, хвататься за крышку банки, соединять лего, удерживать хватку на инструмент для письма с хорошей выносливостью, в дополнение ко многим другим вещам. Можете ли вы вспомнить различные способы, которыми вы или ребенок в вашей семье ежедневно используете силу рук?

С учетом сказанного важно генерировать достаточное количество силы для выполнения функциональной задачи, которая определяется как градация силы . Например, если вы выжимаете лимоны для приготовления лимонада, вы, вероятно, захотите максимально использовать силу рук. Однако, если вы что-то рисуете или пишете, вам не следует нажимать слишком сильно, чтобы сохранить свою энергию и обеспечить достаточный контакт с тем, что вы пишете или рисуете.

Вот несколько занятий, которые ваш ребенок может выполнять дома, чтобы улучшить силу мелкой моторики: 

  • Сжимание пластилина или пластилина 
  • Приготовление чего-либо из теста, например, пиццы или печенья
  • Использование шприцев и пипеток для художественных проектов
  • Сбор предметов пинцетом, бельевой веревкой или кухонными щипцами 
  • Использование дырокола для художественной деятельности 
  • Занятия оригами 
  • Нахождение листьев снаружи, использование их в качестве трафарета, помещенного под бумагу, и использование соответствующей силы для закрашивания, чтобы создать углубление в форме листа 

Навык мелкой моторики №2: Точность

Следующий навык мелкой моторики, о котором я буду говорить, это точность мелкой моторики , определяемый как способность рук координировать эффективное и целенаправленное движение рук с точным цель в виду. Точность мелкой моторики укоренилась в нашей повседневной деятельности, такой как способность застегивать рубашку, надевать серьги, писать слова прямо в строчку, протыкать вилкой небольшой кусочек еды и т. д. компонент времени с ловкостью пальцев, тогда у вас есть еще один важный дополнительный навык из ловкость рук , которая определяется как способность эффективно выполнять быстрые, точные и скоординированные движения руками. Какими способами вы ежедневно используете мелкую моторику и ловкость рук?

Вот несколько забавных занятий для развития мелкой моторики дома. Добавьте временной компонент или последовательные шаги, чтобы усложнить задачу улучшения ловкости рук.

  • Нанизывание нити для изготовления ожерелья или браслета из хлопьев или бисера 
  • Лабиринты
  • Бусины Perler 
  • Обрезка линии
  • Вставка монет в копилку
  • Использование клея на точной мишени для художественного проекта 
  • Установка колышков в перфорированную доску 
  • Разгадывание головоломок

«Человек с помощью своих рук, поскольку они заряжены энергией разума и воли, может влиять на состояние собственного здоровья».

– Мэри Рейли, EdD, OTR, FAOTA.

Узнайте больше о способах получения в блоге NAPA: 

  • 32 Мелкая моторика: полный список наших терапевтов
  • Развитие крупной моторики у младенцев и детей ясельного возраста
  • Интеграция визуального мотора
  • 5 Упражнения для улучшения двигательного планирования
  • 5 упражнений для улучшения зрительно-моторной координации

Об авторе

Джонатан всегда знал, что цель его жизни — помогать людям. Джонатан увлекается детским психическим здоровьем, семейной практикой и узнает больше об инновационных методах лечения, основанных на доказательствах. Джонатан называет себя «негабаритным ребенком» и любит, когда семьи работают вместе, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка. В свободное время Джонатан играет в баскетбол и занимается музыкой, танцует, путешествует, смотрит, как играют его команды, и проводит время с друзьями и семьей (особенно со своей собакой!)

Хотите узнать больше? Просмотреть блог Джонатана: Один день из жизни терапевта

О Центре NAPA

Центр NAPA предоставляет лучшие педиатрические методы лечения со всего мира в наших четырех клиниках в США, расположенных в Лос-Анджелесе, Бостоне, Остине и Денвере. в дополнение к нашим двум клиникам в Австралии, расположенным в Сиднее и Мельбурне. Являясь лидером в области интенсивной педиатрической терапии, Центр NAPA привлекает семьи со всего мира к участию в наших трехнедельных сеансах интенсивной терапии, обеспечивающих беспрецедентный рост детей с различными неврологическими нарушениями и отклонениями в развитии. Чтобы узнать, как NAPA может помочь вашему ребенку, ознакомьтесь с предложениями наших программ и свяжитесь с нашей командой, чтобы узнать больше.

ТЕГИ: Блоги, ОТ

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Мелкая моторика

Мелкая моторика относится к группе навыков, связанных с умением манипулировать более мелкими предметами руками и пальцами, например хватать, удерживать и щипать.

Навыки мелкой моторики отличаются от навыков крупной моторики, которые включают развитие более крупных групп мышц, необходимых для таких движений, как удары ногами, бег и прыжки.

Мелкая моторика необходима для многих аспектов ухода за собой в детстве, например: одевание обуви, кормление, чистка зубов. Мелкая моторика также имеет решающее значение для развития письменной речи.

Развитие мелкой моторики является важным компонентом благополучия детей:

С рождения до восьми лет дети постоянно приобретают, совершенствуют и закрепляют свои моторные функции и навыки и интегрируют свои навыки в разные области. ВЕЙЛДФ (2016)

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для участия детей в изобразительном искусстве, рисовании и развитии навыков письма.

Написание — это сложный процесс, который требует развития языка, визуальной информации, знания графем, знания слов и концепций печати, и это лишь некоторые из них. Моторный контроль для создания текста посредством рисования, нанесения пометок и символического представления букв имеет жизненно важное значение для передачи сообщения.

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для развития способности эффективно делать пометки и писать, чтобы можно было передать сообщение.

  • Изобразительное искусство (образование грамоты)
  • Изобразительное искусство (письмо с детьми)

Развитие мышц от всей руки до кончиков пальцев дает детям силу, необходимую для манипулирования оборудованием для маркировки.

Развитая сила и контроль кисти и пальцев поддерживает начало клещевого захвата, удобного для захвата карандашей и ручек.

Мелкую моторику можно развить, используя материалы, способствующие развитию силы в руках, кистях и пальцах, а также возможности делать пометки, рисовать и писать.

Ранний захват карандаша рукой и указательным пальцем. Фото: Л. Стюарт

Вся рука

Это относится к развитию общей моторики, включая силу плеча, плеча и предплечья.

Вся кисть

Развитие мышц кисти необходимо для хватательных действий и координации движений пальцев.

У очень маленьких детей можно наблюдать полное развитие рук, например, хватание предметов, перекладывание предметов из рук в рот и хлопки в ладоши и удары предметами друг о друга.

Дети могут использовать всю ладонь, чтобы начать делать отметки.

Пинчерный захват

Пинчерный захват предполагает сжатие большого и указательного пальцев. Примеры движений пинчера включают в себя захват и опускание мелких предметов, таких как небольшие блоки, подбор бусинок для нанизывания, использование указательного и большого пальцев для захвата пищи.

Клещевой захват

Клещевой захват включает большой, средний и указательный пальцы для управления объектами. Это поддерживает захват штатива для рисования и письма

Примеры использования щипцового захвата могут включать использование щипцов для переноса пищи или других мелких предметов, сжимание колышков, захват мелких предметов большим, средним и указательным пальцами.

Исследователи признают, что развитие мелкой моторики имеет важное значение для формирования у детей первых и последующих навыков письма.

Успех письма во многом зависит от развития мелкой моторики, включающей движения мелких мышц руки. — Huffman and Fortenberry (2011, p. 100)

Одним из подходов к пониманию мелкой моторики является «теория динамических систем моторного развития»:

Когда двигательные навыки работают как система, отдельные способности смешиваются друг с другом, каждая из которых взаимодействует с другими для создания более эффективных способов исследования и контроля окружающей среды.
— Berk (2013, стр. 148)

Мелкую моторику у детей можно рассматривать как совокупность способностей, формирующих систему перцептивно-моторных навыков, включающих как мелкую, так и крупную моторику. Развитие мышц, необходимое для мелкой моторики при письме, начинается с наращивания силы всей руки до развития более детальной силы и контроля рук, а также ловкости кончиков пальцев (Huffman & Fortenberry, 2011).

Несмотря на растущую распространенность и использование цифровых технологий, исследователи по-прежнему считают почерк самой непосредственной формой графического общения и, следовательно, важным навыком, который необходимо постоянно развивать и поддерживать (Dinehart, 2015).

Имеются данные, свидетельствующие о тесной связи между развитием мелкой моторики и другими аспектами речи, грамотности и когнитивного развития (Wang, 2014; Cadoret, 2018; Oberer, Gashaj, Roebers, 2017). Это оправдывает то, что мелкая моторика является важным направлением обучения для развития грамотности.

Важность владения почерком была связана с более поздними академическими достижениями (например, Suggate, Pufke & Stoeger, 2018; см. обзор Dinehart, 2015). Однако умение писать почерком требует развития мелкой моторики на протяжении всего раннего детства (Cameron et al., 2016; van der Fels et al., 2015).

Кроме того, в недавнем исследовании экологических предикторов развития крупной и мелкой моторики True et al. (2017, стр. 751) обнаружили, что:

Дошкольные учреждения могут способствовать развитию двигательных навыков, предоставляя детям больше времени на открытых пространствах, структурируя опыт деятельности и расширяя существующие игровые площадки на открытом воздухе, когда это возможно.

Развитие всей руки

Развитие всей руки можно:

  • рисовать и рисовать на бумаге на большом мольберте, требующем движения всей рукой
  • используя грабли, лопаты, лопаты на участке раскопок и метлы, чтобы сметать песок обратно в песочницу
  • толкать тележки для развития силы рук и координации
  • подпрыгивать и бросать мячи для поощрения контроля сила тела
  • поощрение детей к использованию крупных движений рук, таких как растяжка, толкание, подтягивание, а также выполнение заданий, развивающих мышцы рук.
Использование тачек и землеройного оборудования для
развития силы всей руки. Фото: Л. Стюарт

Развитие всей руки

Сила всей руки развивается с помощью:

  • наполнения чашек, кувшинов и различных контейнеров разного размера водой и выливания воды во время игры с водой
  • с помощью лопат, наполнения ведер для зачерпывания песка и копать руками в песочнице
  • раскатывание пластилина руками с помощью формочек для печенья и скалок
  • спусковой крючок на пульверизаторах для полива растений.
Распылитель укрепляет руки.
Фото: Л. Стюарт. Игра в пластилин и инструменты, способствующие развитию
силы всей кисти.
Фото: Л. Стюарт

Щипковый и щипковый захват

Щипковый и щипковый захват развивается посредством:

  • построения из деревянных строительных блоков меньшего размера или соединительных блоков, укрепления пальцев и практического контроля
  • продевание бусинок (более крупные объекты перемещаются в объекты меньшего размера по мере развития ловкости)
  • захват объектов щипцами и пинцетом
  • изготовление более мелких объектов с помощью защемления пластилином и меньших перекатывающих движений пальцами.

Например, яйца в гнезде, покажите, как сделать гнездо из пластилина, и предложите детям скатывать маленькие шарики из пластилина, чтобы добавить яйца в гнездо.

  • Викторианская система обучения и развития детей младшего возраста (2016 г.)
  • VEYLDF Иллюстративные карты

Результат 3: благополучие

Дети берут на себя все большую ответственность за свое здоровье и физическое благополучие:

  • манипулируют оборудованием и управляются с инструментами с возрастающей компетентностью и навыками сложные модели деятельности, включая танец, творческие движения и драму
  • участие во все более сложных сенсомоторных навыках и моделях движений

Результат 5: общение

Дети выражают идеи и придают смысл, используя ряд средств:

  • начинают использовать образы и приближения букв и слов для передачи значения

Дети начинают понимать, как работают символы и узоры:

  • развивать понимание того, что символы являются мощным средством коммуникации и что с их помощью могут быть представлены идеи, мысли и концепции

Для возрастных групп: ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев)

  • съедобная пальчиковая краска
  • пластилин

 Для первых языковых пользователей (12–36 месяцев)

  • съедобная пальчиковая краска
  • пластилин
  • рисунок как письмо
  • изготовление скульптур
  • фонологическое осознание через рифмы и рассказы

Для возрастных групп: учащиеся, изучающие язык и начинающую грамотность (30–60 месяцев).

  • изготовление скульптур
  • пластилиновые буквы: мелкая моторика и фонетика
  • публикация с друзьями
  • наблюдать за ростом ростков
  • построить и написать
  • фонологическое осознание через рифмы и рассказы

Направления обучения и педагогическая практика

  • изобразительное искусство (образование грамоты)
  • изобразительное искусство (письмо с детьми)

Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education.

Кадоре, Г., Бигра, Н., Дюваль, С., Лемей, Л., Тремблей, Т., и Лемир, Дж. (2018). Опосредующая роль когнитивных способностей в отношениях между двигательными навыками и ранними академическими достижениями у детей. Наука о движении человека, 57 (ноябрь 2017 г.), 149–157.

Кэмерон, К.Э., Коттон, Э.А., Мурра, В.М., и Гриссмер, Д.В. (2016). Как двигательные навыки связаны с успеваемостью детей в школе и успеваемостью? Перспективы развития ребенка, 10(2), 93–98.

Динхарт, Л. Х. (2015). Почерк в дошкольном образовании: текущие исследования и будущие последствия. Журнал ранней детской грамотности, 15 (1), 97–118.

Федер, К., и Майнемер, А. (2007). Развитие почерка, компетентность и вмешательство, Развивающая медицина и детская неврология, 49, 312-317.

Хаффман, Дж. М., и Фортенберри, К. (2011). Помощь дошкольникам в подготовке к письму: Развитие мелкой моторики, Маленькие дети, 66(5), 100-103.

Кушки, А., Чау, Т., и Анагносту, Э. (2011). Проблемы с почерком у детей с расстройствами аутистического спектра: обзорный обзор, Journal of Autism Developmental Disorders, 41, 1706-1716.

Оберер, Н., Гашай, В., и Роберс, К.М. (2017). Двигательные навыки в детском саду: внутренняя структура, когнитивные корреляты и отношения к фоновым переменным. Наука о движении человека, 52, 170–180.

Шарф, Р., Шарф, Г., и Страуструп, А. (2016). Вехи развития, Обзор педиатрии, 37(1), 25-38.

Суггейт, С., Пуфке, Э., и Стогер, Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *