Мелкая моторика это: Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Содержание

Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Содержание

  • 1 Значение мелкой моторики
  • 2 Развитие мелкой моторики
  • 3 Нарушения мелкой моторики
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  1. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  3. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ
  4. Сопутствующие СДВГ состояния
  5. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
  6. Нарушения речи: дизартрия
  7. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

  • Упражнения на мелкую моторику ног

Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Содержание

  • 1 Значение мелкой моторики
  • 2 Развитие мелкой моторики
  • 3 Нарушения мелкой моторики
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.  д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  1. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  3. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ
  4. Сопутствующие СДВГ состояния
  5. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
  6. Нарушения речи: дизартрия
  7. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М.
    , 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

  • Упражнения на мелкую моторику ног

Мелкая моторика — развитие ребенка с чувством ребенка

Что такое мелкая моторика?

Навыки мелкой моторики включают в себя использование меньших мышц рук, например, при застегивании пуговиц, открытии коробок с обедом или использовании карандашей или ножниц. Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата задания, а также на скорость выполнения задания. Эффективная мелкая моторика требует одновременного наличия ряда независимых навыков для надлежащего манипулирования объектом или выполнения задачи.

 

Почему важна мелкая моторика?

Навыки мелкой моторики необходимы для выполнения повседневных навыков, таких как выполнение задач по уходу за собой (например, застегивание одежды, открытие коробок для завтрака, чистка зубов, использование столовых приборов) и академических навыков (например, навыки рисования карандашом, письма и раскрашивания, а также вырезания и склеивания) ). Без возможности выполнять эти повседневные задачи самооценка ребенка может пострадать, а его успеваемость пострадает. Они также могут быть не в состоянии развить соответствующие жизненные навыки (например, одеваться и есть).

Какие строительные блоки необходимы для развития мелкой моторики?
  • Двусторонняя интеграция:
    Использование двух рук вместе с одной ведущей рукой (например, открытие крышки банки рукой, в то время как другая рука помогает, стабилизируя банку).
  • Пересечение средней линии: Возможность пересечь воображаемую линию, идущую от носа ребенка к тазу, которая делит тело на левую и правую стороны.
  • Сила кисти и пальцев: Способность прилагать силу, преодолевая сопротивление, используя руки и пальцы, что обеспечивает необходимую мышечную силу для контролируемого движения.
  • Зрительно-моторная координация: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, чтобы контролировать, направлять и направлять руки при выполнении такой задачи, как почерк.
  • Доминирование рук: Постоянное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задания, что позволяет развивать отточенные навыки.
  • Разделение рук: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипулирования, оставляя безымянный и мизинец согнутыми в ладони, не участвуя, но обеспечивая устойчивость для остальных 3 пальцев.
  • Манипуляции с предметами: Способность умело манипулировать инструментами (например, способность держать и двигать карандаши и ножницы с контролем) и контролируемое использование повседневных инструментов, таких как зубная щетка, расческа и столовые приборы.
  • Осознание тела (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы мы знали о положении и движениях тела, чтобы мы могли точно контролировать свои движения.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, он может:

  • Неуклюже или незрело хватать карандаш для своего возраста.
  • Навыки неаккуратного, медленного или трудоемкого рисования, раскрашивания или письма.
  • Быстрая утомляемость при наборе текста или использовании мыши на компьютере.
  • Возникают трудности (или достигается грязный/прерывистый результат) при использовании ножниц.
  • Испытываете трудности с выполнением точных манипуляционных задач (например, застегиванием пуговиц, нитками или завязыванием шнурков).
  • Не любите точные задачи на координацию рук и глаз (например, строительство).
  • Испытываете трудности с самостоятельным выполнением соответствующих возрасту задач по уходу за собой.
  • С трудом справляется с новыми задачами на мелкую моторику.
  • Легко устает при выполнении мелкой моторики.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Поведение: Он может избегать или отказываться участвовать в выполнении заданий на мелкую моторику.
  • Разочарование с точными задачами на координацию глаз и рук.
  • Избегание этих задач: Предпочитают, чтобы другие выполняли за них задания на мелкую моторику под их руководством, а не сами (например, «Папа, нарисуй мне дом» или «построй мне ракету» с отказом делать это самостоятельно).
  • Демонстрация академических способностей: Умение хорошо говорить, но трудно продемонстрировать это на бумаге (т.е. писать, рисовать или раскрашивать).
  • Самооценка:   когда они сравнивают свои навыки с навыками своих сверстников того же возраста.
  • Академическая успеваемость: Легкость, с которой учащийся может выполнять академические задания.
  • Компьютерные навыки: Способность грамотно пользоваться компьютером для решения академических задач.

 

Что можно сделать для улучшения мелкой моторики?
  • Доминирование рук: Определите, какая рука является доминирующей, и поощряйте ее более частое использование при выполнении точных задач.
  • Двусторонняя интеграция: Практикуйте использование обеих рук для выполнения задач, а не только одной (например, используйте «действующую руку», чтобы ставить блок, и «помощную» руку, чтобы удерживать конструкцию из блока в устойчивом положении).
  • Изоляция пальцев: Практикуйтесь в выполнении заданий, в которых используются только один или два пальца, а не все пальцы одновременно (например, игры в «тыкание»).
  • Сила рук и пальцев: Увеличьте силу пальцев, используя в игре колышки и/или зажимы.
  • Опыт: Поощряйте получение удовольствия от участия в деятельности вместо того, чтобы сосредотачиваться на «успешном» результате (например, вознаграждать попытки рисования карандашом и бумагой, а не то, действительно ли рисунок похож на машину или дом).

 

Какие занятия могут помочь улучшить мелкую моторику?
  • Нитки и шнуровка: со шнурками и бусинами различных размеров.
  • Щипцы или соковыжималки для пакетиков: , чтобы поднимать предметы (например, класть шарики в мраморный лабиринт).
  • Манипуляционные игры: , такие как «Подбери палочки» и «Соедини 4».
  • Пластилин: Пальцами, а не руками целиком; работа с пластилином в воздухе, а не на столе.
  • Конструкция: , требующая нажатия и вытягивания пальцами (например, «Mobilo», «K’nex» или «Lego»).
  • Хранение строительных материалов в банках с завинчивающимися крышками, которые необходимо открывать и закрывать по мере необходимости в материалах и при их упаковке.
  • Ремесло: Делайте вещи, используя старые коробки, коробки для яиц, шерсть, бумагу и клейкую или малярную ленту.

 

Зачем мне обращаться за помощью, если я замечаю у своего ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Терапевтическое вмешательство для детей с нарушениями мелкой моторики важно для:

  • Улучшения их способности и упорства в выполнении задач на мелкую моторику, которые необходимы для академических, игровых и жизненных навыков.
  • Повышает готовность к школе и успеваемость: навыки раскрашивания, рисования, письма, вырезания и склеивания.
  • Помогите моему ребенку развить соответствующие возрасту навыки выполнения задач по уходу за собой, таких как застегивание пуговиц и молний, ​​открытие коробок для завтрака, завязывание шнурков на ботинках.
  • Не допускать, чтобы мой ребенок отвлекался от академической среды из-за трудностей с выполнением мелкой моторики (например, письмом, вырезанием, рисованием).
  • Избегайте разочарований, которые испытывают родители, учителя и дети, когда ребенок изо всех сил пытается оставаться вовлеченным в академическую деятельность.
  • Помогите сохранить и развить позитивное чувство благополучия, связанное с уверенностью в школе, а также с навыками мелкой моторики в играх со сверстниками.
  • Убедитесь, что мой ребенок не отстает от своих сверстников в развитии почерка, так как это частая причина неуспеваемости в учебе.

 

Если не лечить, к чему могут привести проблемы с мелкой моторикой?

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Соответствие академическим критериям из-за плохого почерка и/или быстрого физического утомления.
  • Умение формировать буквы, что замедляет написание и усиливает неприязнь к заданию.
  • Чрезмерное напряжение и тревога у ребенка школьного возраста из-за трудностей «не отставать» в классе.
  • Завершение экзаменов из-за трудностей с ответами на все письменные вопросы в отведенное время.
  • Низкая самооценка, когда ребенок сравнивает свои способности со сверстниками.
  • Развитие эффективных навыков печати.
  • Манипуляции с предметами для строительства (пазлы, лего).
  • Выполнение задач по уходу за собой (например, застегивание шнурков, пуговиц, молний, ​​использование столовых приборов).

 

Какой тип терапии рекомендуется при нарушениях мелкой моторики?

Если у вашего ребенка проблемы с мелкой моторикой, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом.

Манипуляция — Развитие ребенка через Kid Sense

Что такое манипуляция?

Навыки манипулирования относятся к способности перемещать и располагать объекты одной рукой без помощи другой руки. Манипуляции используются при удерживании кусочка головоломки, ключей, письме или даже резке ножницами. Это навыки, которые мы иногда принимаем как должное. Тем не менее, все они требуют координации многих навыков для успешного выполнения, включая мелкую моторику (мышцы), двустороннюю интеграцию, координацию и зрительно-моторную координацию.

 

Почему важна манипуляция?

Многие повседневные действия требуют манипулирования предметами одной рукой. Примеры включают положение карандаша при письме и рисовании; используя ножницы, держа в руках нож и вилку; и позиционирование пуговиц, молний, ​​кнопок и шнурков для одевания. Когда эти навыки сложны, дети могут легко разочароваться и избегать действий, связанных с манипулированием, что приводит к менее совершенным навыкам из-за отсутствия практики. В результате дети, которым не хватает этих навыков, часто имеют низкую самооценку и уверенность в себе.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития манипуляции?
  • Сила рук и пальцев: Способность прилагать силу против сопротивления, используя руки и пальцы, при этом для выполнения задачи используется мышечная сила.
  • Зрительно-моторная координация: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, чтобы контролировать, направлять и направлять руки при выполнении такой задачи, как манипулирование кусочком головоломки или карандашом.
  • Доминирование рук: Постоянное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задания, что позволяет развивать отточенные манипулятивные навыки.
  • Разделение рук: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипуляций, оставляя безымянный и мизинец согнутыми в ладони, не участвуя, но обеспечивая устойчивость для остальных 3 пальцев.
  • Двусторонняя интеграция: Использование двух рук вместе с одной ведущей рукой (например, продевание веревки одной рукой, в то время как другая рука помогает, удерживая бусину).
  • Постуральный контроль: Способность стабилизировать туловище и шею, чтобы обеспечить координацию рук и кистей при выполнении физических задач.
  • Осознание тела (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы мы знали о положении тела и движениях тела, которая затем направляет будущие контролируемые движения.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, он может:

  • Использовать обе руки для действий, которые обычно требуют только одну (например, резка или сборка блоков).
  • Стабилизируйте объекты относительно их тела или внешней опоры (например, стола) для выполнения задач, а не используйте «руку помощи» для стабилизации объекта.
  • Выглядит неуклюже при обращении с предметами.
  • Не торопитесь выполнять действия, требующие манипуляции.
  • Избегайте действий, требующих манипуляций, таких как вырезание, рисование и застегивание пуговиц и молний.
  • Предпочитают, чтобы другие выполняли за них действия, основанные на манипулировании, такие как одевание, прием пищи или рисование (например, «Папа, нарисуй мне машину», но отказываются попробовать сами).
  • Плохо владеют карандашом и ножницами.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, у него также могут возникнуть трудности с: 

  • Поведение: Ребенок может злиться или расстраиваться при попытке манипулировать мелкими предметами, поэтому его описывают как человека с «вспыльчивостью» или небольшой толерантностью к фрустрации.
  • Уверенность в себе: У ребенка может быть ограниченная вера в свою способность выполнить задание, поэтому он избегает его.
  • Уход за собой: Они могут проявлять избегание или слишком полагаться на взрослых в выполнении повседневных действий (включая одевание, прием пищи, чистку зубов).
  • Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, резание, открытие коробок с обедом, завязывание шнурков, использование компьютерной мыши, открытие дверей ключом.
  • Строительство такие виды деятельности, как Lego, строительство блоков, вырезание и вставка.

 

Что можно сделать для улучшения манипулирования?
  • Хватание и манипулирование: Поощряйте участие в действиях, связанных с хватанием и манипулированием мелкими предметами, такими как рисование, решение головоломок, открывание контейнеров и продевание нити.
  • Игры с пальцами: Практикуйте задания, в которых используются только один или два пальца (например, игры с тыканием).
  • Похвала: Хвалите и подбадривайте ребенка, когда он занимается этими видами деятельности, особенно если он настойчиво находит это занятие трудным. Сосредоточьтесь на участии, а не на степени мастерства в исполнении.
  • Сила верхних конечностей: Поощряйте игровые действия, развивающие силу верхних конечностей (рук и плеч) (например, лазание по лестнице, ходьба на тачке).
  • Контроль осанки: Убедитесь, что ребенок может стабилизировать свое туловище, чтобы обеспечить плавное движение рук и кистей/пальцев. Это может включать проверку стула и стола, которые они обычно используют.

 

Какие действия могут помочь улучшить манипулирование?

  • Мелкие предметы: Возьмите пальцами небольшой предмет (бусину, монету, конфету M&M, попкорн) и спрячьте его в руке. Затем возьмите еще один, затем еще один, все еще удерживая все в руки.
  • Навыки перехода: Переместите один предмет с ладони на кончики пальцев и положите его на стол (или положите в рот, если это еда), используя всего 3 пальца.
  • Копилка: Поместите монеты в копилку, начиная с нескольких монет на ладони, чтобы перемещать монеты с ладони на кончики пальцев, используя всего 3 пальца.
  • Бусины: Держите 2 или 3 бусины в ладони (как указано выше).
  • Настольные игры: Держите 2 или 3 колышка в руке (как указано выше).
  • Поворачивайте открытые или закрытые крышки на маленьких бутылочках или тюбиках с зубной пастой пальцами, удерживая их на ладони той же руки.
  • Вырезать ножницами: Потренируйтесь держать ножницы большим пальцем вверх и регулировать захват бумаги рукой-помощником.
  • Одежда: Потренируйтесь застегивать пуговицы, молнии и кнопки обеими руками.
  • Конструкторы: 9 шт.0015 Играйте с конструкторами, такими как Duplo, Lego и K’nex.
  • Ремесленные занятия: Действия, требующие использования бутылок для сжатия (например, клей, клей с блестками, пухлая краска, краска для ткани).
  • T резьба: Доски для шнуровки, карточки для шитья и бусины.

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с манипулированием у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство для помощи ребенку с трудностями манипулирования важно для:

  • Помогите им развить соответствующие возрасту навыки ухода за собой, такие как одевание, завязывание шнурков, открытие коробок с обедом, использование ключей, надевание часов.
  • Научите ребенка правильно держать карандаш для успешной учебы.
  • Не позволяйте ребенку плохо успевать.
  • Дайте ребенку возможность эффективно манипулировать небольшими предметами, такими как кубики, бусины и другие маленькие игрушки, чтобы чувствовать себя уверенно в игре со сверстниками.
  • Научить ребенка эффективно держать ножницы и управлять ими.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с манипуляцией?

Когда у детей возникают трудности с манипулированием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Написанием от руки (в академической среде), что является основной причиной неуспеваемости детей, демонстрирующих свои интеллектуальные способности на бумаге.
  • Выполнение заданий, связанных с вырезанием и вставкой (например, постерные презентации).
  • Эффективное удерживание и перемещение мыши для работы в ИТ (например, мышь на ПК или стилус на iPad).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *