Логопедические занятия буква л – буква Л Занятия, упражнения, слова, стишки

Содержание

буква Л Занятия, упражнения, слова, стишки

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].

к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

 

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

 

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л’] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

 

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

 

Звук [л’]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л’] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л’] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

 

Искажения звуков [л], [л’]

— Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

— Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

— Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

— Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

— Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

-Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

— Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

 

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

 

Слова в движении

Лампа

Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па – Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела.  – Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела.  – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

 

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

 

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

 

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

 

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

www.nanya.ru

Логопедические упражнения на звук [л]: домашние задания по логопедии

Содержание статьи

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л].  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют  три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет  проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание  новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку.  Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра.  Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Правила проведения упражнений

Для  того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость.  Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи.  Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

razvivashka.online

Как выговорить букву л — учим ребенка правильному произношению

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь.  И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.

    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л
  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить  малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

detki.guru

Как научить ребенка говорить букву Л: занятия и упражнения

Приступим непосредственно к вопросу, как научить ребенка правильно выговаривать букву Л? Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей…

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Взрослый человек даже не отдает себе отчет, каким образом он произносит те или иные звуки, когда разговаривает. Но для ребенка произношение отдельных звуков составляет некоторую трудность. Как же научить малыша правильно говорить букву Л? Оказывается, это легко сделать в домашних условиях, не прибегая к услугам логопеда.

Важные советы родителям

Прежде чем приступить к занятиям, папам и мамам нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые сделают обучение легким и понятным, а общение с малышом – комфортным и приятным для обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете искреннее доверие и желание чада общаться со взрослыми;
  • правильно выговаривать слова – обязательное требование. Вы подаете детям пример, и они его стараются повторить;
  • проводите обучающие занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком увлекательные сказки и приключения – так любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова малыш станет на рефлекторном уровне;
  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете у ребенка охоту делать нужные упражнения и общаться со старшими;
  • тренинги должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и малыш будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.

Теперь можно приступать непосредственно к занятиям на выговаривание буквы Л.

Похожий материал:

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

  1. Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
  2. Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
  3. Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л. И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте перед зеркалом и отработайте свою артикуляцию произношения звука Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

Переходим к практике

Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день.

  1. Лошадка на прогулке. Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.
  2. Лошадка на разведке – работа язычком без звука. Выполнять, как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.
  3. Легкий ветерок. Для этого упражнения приготовьте маленький кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его. Теперь выдыхаем, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый комочек с разной силой.
  4. Вежливая обезьянка. Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.
  5. Вкусная сгущенка. При ознакомлении с этим заданием можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) вкусную массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.
  6. Пароход. Поиграйте с ребенком в увлекательную забаву. Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв губки. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а тренинги проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

Отрабатываем произношение

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

Тематические статьи:

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение  и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

rearchildren.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква Л»

Тема: «Звук [л]. Буква Л»

Цель:  уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [л], познакомить с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с буквой Л;

развивать умение последовательно  и грамотно давать характеристику звука;

автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

учить грамматически правильно строить предложение;

закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

совершенствовать первичные навыки чтения;

совершенствовать навыки работы с кассой;

закреплять навыки работы с загадками;

закрепить в речи детей употребление многозначных слов;

Коррекционно — развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

развивать ориентировку в пространстве;

развивать буквенный гнозис и зрительное восприятие;

способствовать развитию навыков конструирования у детей;

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

Оборудование:  изображение печатной буквы Л, дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки, предметные картинки отображающие многозначные слова (лук, лапа, ласты, иголка), счётные палочки, синие мисочки с манной крупой, нитки, фасоль, кассы букв и слогов по количеству детей.

Ход занятия.

1. Организационное начало занятия

(На  доске карточки с силуэтами  ласточки, лопаты, лося, лампочки)

— Здравствуйте!

— Внимательно посмотрите на доску. Я расположила здесь силуэты предметов и животных. Рассмотрите их и назовите, кто изображён?

— Послушайте эти слова: ласточка, лопата, лось, лампочка.

— С какого звука они начинаются?

2. Сообщение темы занятия

— Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?

3. Работа по теме занятия

   а)  Характеристика звука

— Произнесем звук [л].

— Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).

— Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).

— Кто расскажет всё секреты про этот звук?

— Молодцы!

   б) Упражнения на развитие фонематического слуха.

— Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».

   в) Знакомство с буквой

— Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].

— Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?

— Из каких элементов состоит буква Л?

— На что похожа эта буква?

(Логопед выставляет картинки)

— Сейчас я вам покажу, как мы будем печатать букву Л.

(Логопед демонстрирует написание большой и маленькой букв Л у доски с комментированием)

— Для чего нужна большая буква?

   г) Письмо буквы в воздухе

   д) Конструирование буквы из различных материалов.

(Счётные палочки, перловая крупа, фасоль, манная крупа и т. д.)

— Встанем с мест и покажем букву Л.

— Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)

   е) Игра «Подбери слово»

(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)

— Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.

— … какое слово ты подобрал?

— Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?

    ж) Работа с кассой

— Выложите своё слово в кассе.

— Будьте внимательны!

— Обратите внимание на осанку.

(Дети выкладывают каждый своё слово)

— Молодцы!

— Сколько слогов в твоём слове… ?

— Как ты узнал?

— Назови первый, второй.

— Назови слово по звукам.

— Назови по порядку гласные звуки.

4. Физминутка.

— Немного отдохнём.

(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)

— Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).

— Небо весной какое? (голубое)

— Облака весной какие? (белое)

5.  Работа по теме занятия (продолжение)

    з) Кроссворд

— У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова, я свои буду записывать у доски, а вы на местах самостоятельно.

— Отгадывать слова будем по горизонтали, т. е. слева направо.

— Сколько букв в первом слове?

л

у

к

л

а

п

а

л

а

с

т

ы

и

г

о

л

к

а

 — Итак, отгадываем первое слово:

Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Заставит плакать
всех вокруг,
Хоть он и не драчун,
а…   (лук)

— Как вы думаете, что это?

— Как вы догадались?

— Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Лук – оружие для стрельбы)

(Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука — оружия)

— Следующее слово

Есть у кошки, нет у папы,

У папы руки, у кошки …

(Лапы)

— Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Пушистая еловая ветка называется «лапа»).

— Отгадываем третье слово по горизонтали:

— Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)

— Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)

— Молодцы!

— Отгадываем последнее слово:

Маленько, светленько,
Весь мир одевает.
(Иголка)

— Как вы думаете, что это?

— Как вы догадались?

— Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(у ежа, у ели)

— Посмотрите, какая буква напечатана во всех выделенных клетках?

    ж) Работа над предложением

— Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.

— Какое предложение придумал …?

— Сколько слов в твоём предложении?

6. Подведение  итогов занятия

— С какой буквой знакомились на занятии?

— Какие задания выполняли?

(Оценка деятельности детей)

nsportal.ru

Логопедическое занятие «Звуки [р-р’] и [л-л’]. Буквы Р-Л»

Разделы: Логопедия


Цели:

  • (Базовый уровень) ученик научится различать согласные звуки [р-р’] и [л-л’] и буквы Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях.
  • (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [р-р’] [л-л’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать звукобуквенные связи, различать согласные в словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие, навык звукобуквенного анализа.
  2. Активизировать и обогащать словарь детей словами с изучаемыми звуками.
  3. Воспитывать самооценку, познавательный интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • индивидуальные тетради,
  • ручки, цветные карандаши,
  • предметные картинки,
  • схема характеристики звука,
  • тарелочки с манной крупой,
  • карточки с буквами,
  • схемы слов,
  • индивидуальные дидактические карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика. “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”.

Логопед на ушко говорит ребенку, покажи, что делает врач во время осмотра пациента. Ребенок показывает действие, а дети догадываются, к какой профессии относится действия и т.п.

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний.

Логопед:

— Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?

Ученик:

— Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).

Логопед:

— Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.

2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

Логопед предъявляет картинки, в названии которых есть звуки занятия:

Лук-люк, раки-реки.

Логопед:

— Назовите 1-е звуки в этих словах. Предположите, Как будет сегодня звучать тема занятия. (Звуки [р- р’], [л-л’]. Буквы Р-Л.)

3. Характеристика звуков.

Логопед:

— Ребята, дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.

Ученик:

— Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.

— Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердыми мягким, кончик языка поднимается вверх; при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

— Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем

5. Связь звука с буквой

Логопед дает дальнейшее задание. Пропишите буквы занятия в воздухе, на тарелочке с манной крупой и в тетради.

6. Чистоговорки.

Логопед:

— Четко, повторите за мной,

У Андрюшки три игрушки и большая груша.

С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.

7. Дидактическая игра “Большое ухо”.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

Логопед:

— Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [р, р’, л, л’]. Поднимите соответствующую букву.

Лак, лимон, юла, Юля, котел, спасатель.

Рак, рис, барабан, ведро, три, коридор.

8. Звуковой анализ слов

Логопед предъявляет детям картинки: лиса, луна, река, рука.

  • Запишите название предмета
  • Поставьте в слове ударение
  • Обозначьте дугой количество слогов в слове.
  • Обозначьте каждую букву таким цветом, какой звук она в слове обозначает.
  • Сравните количество букв и звуков в слове.

9. Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

10. Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.

Логопед:

— Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Логопед:

— Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)

11. Работа со словосочетаниями.

Логопед:

— Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

12. Контроль знаний.

Логопед:

— Распределите слова в соответствии со схемой.

Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.

[р] [р] [р]
[р’] [р’] [р’]
[л] [л] [л]
[л’] [л’] [л’]

13. гимнастика для глаз

Логопед:

— Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.

14. Графический диктант

Логопед:

III. Итог занятия.

Логопед:

— Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?

— Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение 1991г.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС”, 1998г.

Интернет ресурсы:

  1. http://nachalnyclass.ucoz.ru/index/z

6.11.2013

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Занятие по грамоте «Звуки [л], [л’]; буква Л»

        Занятие  по  грамоте:  «Звуки [л], [л’]; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л’];  знакомство  с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи:

Систематизировать  знания  детей  о согласных звуках  [Л], [Ль], вспомнить их  характеристики, обозначения. Знакомство  с  буквой  Л.

Обеспечить применения  на практике  умения находить место этих  звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками  в  разных позициях / в начале , в середине, в конце  слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] — [Ль],(дифференциация твёрдых  и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование  навыка составления  и  чтение  слов из слогов, умение    записывать    слова  в  тетради, а  также  делать полный  звуковой  разбор  этих  слов..

Заучивание  стихотворения  про  букву Л.

Совершенствование  навыка чтения:  односложных и  двусложных слов.

Коррекционно-развивающие  задачи: :

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Способствовать развитию  навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование : предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

                                             Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л’])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки  к бугорочкам  и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ… (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  

Звук  [Л’]:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль… (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л’]: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л’] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок  с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на  письме эти  звуки  обозначаются буквой Л  Знакомство  с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш.    В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л’], топни  ногой  если  услышишь  звук[Л]»:

ль, мь, бь, л…; ля, лю, ми, ал, ла…; аль, амь, пла, улы…;  лист, Поля, машина, угол …

3.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва…, Га…, То…

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина…; Лёша, Лёня…; Люда, Люся…

4. Повторить  чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

5.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л’]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6.Физминутка 

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7.Д/и «Синий — зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.     Б.Заходер

8. Д/и « Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л’] в словах.

 9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звуковой  анализ слов лук, лимон, лиса.

III. Окончание занятия

 

                                          

        

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *