Логические задания по русскому языку: Задания на смекалку, русский язык. | Тренажёр по русскому языку:

Задания на смекалку, русский язык. | Тренажёр по русскому языку:

Вопросы по русскому языку


1. В каких словах по сто согласных? Стол, стон, стог, стоп
2. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий Залп.

3. Какой алфавит состоит всего из шести букв? Азбука 
4. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? Ка-мыш — мыш-ка (поменять местами слоги).
5. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? Он — но.
6. В каком числительном содержится приказ? Три
7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? нос
8. В каком слове 100 отрицаний стонет
9. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
Индус — житель Индии; индеец — представитель коренного населения Америки.
10. Каково происхождение слова столица? В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.
11. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?
Приуменьшить — немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить — очень уменьшить (пре- = очень).
12. Каково происхождение слова мешок? произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
13. Слово среда имеет два значения: «день недели» и «то, что находится вокруг, окружение». В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений? В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду — поместить в щелочную среду́.
14. Определите разряд прилагательного заячий. Притяжательные (отв.на вопрос чей) и относительные(какой?), в зависимости от контекста: заячий хвост — заячий тулуп.
15. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное — спортивный термин? ничья
16. Что такое звательный падеж..в древности использовался для обращений: князь — княже, отец — отче и т. п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
17. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа — двое часов. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.
18. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное — спортивный термин? ничья
19. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
Смеяться, бояться, гордиться, стараться
20. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.
Сказать, поймать, взять.
21. Как образовались наречия сегодня и завтра?
Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
22. Какова неопределёная форма глагола вылечу? Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
23. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.
24. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность Бог, мягкий.
25. В каком существительном 7 букв о? Обороноспособность.
26. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а — мероприятие.      Компания — кампания.
27. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

28. Отгадай загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. Книга

29. Разгадай шарады:

Я сборник карт, от ударенья

Зависят два моих значенья: Захочешь, превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.  Атлас – атлАс

Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты И прибавишь -И стану птицей я лесной. Волга — Иволга

30. Отгадай метаграмму:
Меня ты не напрасно ценишь —
Тебя насытить я могу.
Но если «у» на «е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу.  булка, белка

31. Составьте несколько слов из слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Ответ: ареал, арена, гитара, тепло, топанье, трель, тропа, гора, енот, пион, рига, ринг, тигр, тина, рог, рот, тип, тир, тон, ил
32. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)

33. Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки? (Те, которые остановились.)

34. Без чего дом не построишь? (Без углов.)

35. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)

36. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)

37. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)

38. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)

39. За чем вода в стакане? (За стеклом. )

40. Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» — половина буквы «К».)

41. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»(Зоя.)

42. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

43.Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)

Комплект логических заданий по русскому языку для 4 класса

                              Пояснительная записка

Автор-составитель: Рябокобыленко Елена Николаевна, учитель начальных классов ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель — ученик», помогает освоить учебный материал, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала. Вопросы и задания в таких измерителях развивают мыслительные операции детей, учат обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждать к применению определенных способов действий.

Данный комплект логических заданий составлен в формате теста.

 Контрольно-измерительный материал  составлен для оценивания учебных достижений учащихся 4-х  классов  коррекционной школы по русскому языку.  Оценивание может производиться как в условиях безотметочного обучения, так и в условиях пятибалльной системы цифровых оценок.

Тема: Контрольно — измерительный материал по русскому языку за                 I полугодие  4 класса.

Цель: проверка качества усвоения практического учебного материала за I полугодие  4 класса по русскому языку.

Задачи:

  • выявить уровень овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по русскому языку;
  • проверить уровень сформированности учебных действий;
  • выявить уровень сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий;
  • углубить и систематизировать знания учащихся
  • развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость.

 Тестовые задания составлены в форме теста в соответствии  с программой по русскому языку для учащихся 4 класса коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями.

Материал предназначен учителям начальных классов для проведения  проверочной работы в конце I полугодия 4 класса.

На проверочную работу отводится 40 мин (1 урочный час). Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки.

После проверки работы, на следующий день необходимо   провести  анализ ошибок.

Структура теста:

В  тест включены задания по темам:

-ударение;

— предложение, текст;

-орфограммы, изученные в 4 классе (правописание слов с непроверяемой гласной, правописание проверяемой безударной гласной в корне слова, правописание имен собственных. )

-имя существительное.

Задания трёхуровневые. Для оценивания работы предлагаются критерии:

 1 уровня — с 1 по 5 задание (1 балл)

 2 уровня — с 6 по 11 задание (2 балла)

 3 уровня- с 12 по 15 задание (3 балла)

Самый высокий балл за решение теста можно набрать — 29 баллов.

Шкала оценок:

Оценка «5» — 27-29 баллов

оценка «4» —  18-26 баллов

оценка «3» — 10-17 баллов

оценка «2» — 0-9 балла

Инструкция выполнения теста:

В заданиях 1, 2, 5 необходимо подчеркнуть заданные слова по заданию.

В третьем задании надо вставить гласную букву.

В 4-ом задании, учащимся предлагается исправить ошибку в написании словарных слов. Напротив неверно записанного слова надо поставить V.

Выполнить грамматическую арифметику предлагается в 6 задании. Учащимся предлагается решить анаграмму и ответ записать. Записать ответ предлагается и в заданиях 7,8.

В 9 -ом задании предлагается решить филворд, вспомнить правописание имён собственных, полученный результат записать.

Найти лишнее слово предлагается в заданиях 10,11.

В 12 задании надо решить логические задачи и возле правильного ответа поставить V.

Отгадать ребусы предлагается в 13-ом задании. Ответ записать.

14-15 задания — работа с текстом. В 14 -ом задании необходимо найти и исправить ошибки в тексте, а в 15 -ом  надо восстановить рассказ, вставить в текст пропущенные слова.

Учащимся раздаются: инструкция, контрольно — измерительный материал, ручка.

Инструкция

1. Напиши свою фамилию и имя.

2. Читай задания внимательно.

3. Работай самостоятельно, не волнуйся, у тебя все получится. Если будешь затрудняться в выполнении задания попроси помощи у учителя.

4. Пиши аккуратно.

5. Когда ответишь на все задания,  проверь.

Комплект логических  заданий  по русскому языку для 4 класса

Фамилия, имя ____________________________________________   1. Подчеркни слова, в которых первый слог ударный.

Быстро, молоко, пальто, ученик, Москва, берёза, посуда, суббота, язык, одежда, русский, ягода, заяц.

2. Подчеркни слова, в которых второй слог ударный.

Ворона, учитель, пенал, рабочий, хорошо, лопата, заяц, медведица, воробей, сапоги, мороз, город.

3. Выбери А или О.

п_суда                 р_бочий                                                                                               к_рандаш            М_сква                                                                                    к_пуста                т_варищ                                                                                 с_рока                  р_бота

4. Отметь(V ) неверно записанные слова.

одежда                москва                                                                                               машына                 карова                                                                                    сарока                   капуста                                                                        карандаш              рабочий

5. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос Кто?

Москва, рабочий, завод, Даша, воробей, товарищ, ягода, машина, девочка, пальто, медведица, сорока, молоко, Иванов.

6. Составь третье слово. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово — имя существительное. Должны быть использованы все буквы. (пример: охра + под = пароход)

а)лик + пена =

б)кожа + ворон =

в)кит + рана =

7. Замени предложение одним словарным словом.

а)Школьная комната для занятий. ________

б)Человек, который учит кого-нибудь. ________

в)Лиственное дерево  с белой корой. _________

г)Шестой день недели. _________

8. Ученики 3-го класса записали слова в таблице. Определи, кто какие слова записал.

Дети

Слова

Город, сапог, мороз.

Лопата, мороз, город.

 

Суббота, русский, класс.

Заяц, медведица, учительница, воробей.

Борис записал слова с удвоенным согласным.

Максим записал слова, отвечающие на вопрос Кто?

Аня — слова с парным согласным, а Костя — слова с безударным гласным

о.

9. Найди в таблице ещё 9 имён (они располагаются по горизонтали и по вертикали). Зачеркни  буквы в клеточках. Выпиши имена.

Н

А

С

Т

Я

Ь

О

Р

Ю

П

З

Л

В

О

Ш

Ю

Б

С

Р

Р

Х

Ё

Ы

Ч

Я

Д

И

М

А

О

Ъ

Ш

Т

Б

Ъ

Х

К

У

Ц

Л

М

А

Р

Т

Ё

М

Ь

В

Т

С

А

Г

Ы

А

У

А

Ю

А

Ь

Е

Р

О

Я

Н

У

Ш

Э

П

Я

Р

И

Р

О

Я

Ц

А

Г

О

Ч

Ё

Н

Т

Л

О

Э

Л

Н

Л

С

Ж

А

Н

Я

Г

Б

О

А

Х

У

А

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Впиши слова в квадрат.  Найди лишнее слово. Объясни почему это слово лишнее.

1. Группа птиц.

                                              

2. Большая высокая копна сена.

3. Предмет мебели.

4. Протяжной жалобный звук.

Лишнее слово __________________________________________

11.  Найди лишнее слово. В каждой группе слов подчеркни то слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырём.

а)Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

б)Лес, волк, медведь, корова, заяц.

в)Куртка, юбка, мальчик, шапка, брюки.

12. Реши логические задачи, возле правильного ответа поставь V.

а) В слове «ворс» переставили буквы, и получилось «рсво». Такая же перестановка была сделана в слове «заря». Что получилось?

А) ряза                Б) ряаз                В) раяз

б) В слове «град» переставили буквы, и получилось «рдаг». Такая же перестановка была сделана в слове «река». Что получилось?

А) еарк                Б) еакр                В) каер

13. Отгадай ребусы. Запиши отгадки, подчеркни безударную гласную в корне слова.

 бы    

Г

 фы

14. Исправь ошибки.

Внимательно прочитай рассказ. Найди и исправь ошибки в тексте.

в субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень ного интересных животных Слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали ветки на ветку. Дети корили их бананами. Большие жёлтые слоны громко трубили. Им в ответ кричали попугаи в своих клетках. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу ещё раз пойти туда на прошлой неделе.

15. Восстанови рассказ. Внимательно прочитай рассказ. Вставь в текст пропущенные слова.

Утром Толя _____________ из дому. На дворе выла _____________, грозно шумели ______________. Испугался _______________, стал под тополем и думает: «______________ в школу. Страшно ___________». Тут он увидел Сашу, который тоже ______________ под деревом. Мальчики увидели _______________ друга. Им стало _____________. Они _______________ навстречу, взялись за _______________ и ______________пошли в _______. Вьюга выла, свистела, но она уже была не _________.

 

Ответы:

1. Быстро, молоко, пальто, ученик, Москва, берёза, посуда, суббота, язык, одежда, русский, ягода, заяц.

2. Ворона, учитель, пенал, рабочий, хорошо, лопата, заяц, медведица, воробей, сапоги, мороз, город.

3.

посуда                 рабочий                                                                               карандаш            Москва                                                                                               капуста                 товарищ                                                                               сорока                   работа

4.

одежда                москваV                                                                                            машынаV            кароваV                                                                                сарокаV              капуста                                                                                               карандаш            рабочий

5. Москва, рабочий, завод, Даша, воробей, товарищ, ягода, машина, девочка, пальто, медведица, сорока, молоко, Иванов.

6. лик + пена = пеликан

кожа + ворон = жаворонок

кит + рана = картина

7. Школьная комната для занятий. класс

Человек, который учит кого-нибудь. учитель

Лиственное дерево  с белой корой. берёза

Шестой день недели. суббота

8.

Дети

Слова

Аня

Город, сапог, мороз.

Костя

Лопата, мороз, город.

 Борис

Суббота, русский, класс.

Максим

Заяц, медведица, учительница, воробей.

9.

Н

А

С

Т

Я

Ь

О

Р

Ю

П

З

Л

В

О

Ш

Ю

Б

С

Р

Р

Х

Ё

Ы

Ч

Я

Д

И

М

А

О

Ъ

Ш

Т

Б

Ъ

Х

К

У

Ц

Л

М

А

Р

Т

Ё

М

Ь

В

Т

С

А

Г

Ы

А

У

А

Ю

А

Ь

Е

Р

О

Я

Н

У

Ш

Э

П

Я

Р

И

Р

О

Я

Ц

А

Г

О

Ч

Ё

Н

Т

Л

О

Э

Л

Н

Л

С

Ж

А

Н

Я

Г

Б

О

А

Х

У

А

Настя, Юра, Алёша, Дима, Марина, Артём, Маша, Серёжа, Аня.

10.

С

Т

А

Я

С

Т

О

Г

С

Т

О

Л

С

Т

О

Н

Лишнее слово стая, т.к. это слово существительное ж.р., а остальные слова м.р.

11. Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Куртка, юбка, мальчик, шапка, брюки.

12. а)  А) ряза     V       Б) ряаз                В) раяз

      б) А) еарк               Б) еакрV              В) каер

13.

 бы    

столбы

Г

гроза

 фы

шарфы

14. В субботу Таня со своими родителями была в зоопарке. Там очень много интересных животных. Слоны и медведи, волки и тигры, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали с ветки на ветку. Дети кормили их бананами. Большие серые слоны громко трубили. Им в ответ кричали попугаи в своих клетках. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу ещё раз пойти туда на следующей неделе.

15. Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, грозно шумели деревья. Испугался  Толя, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно идти«. Тут он увидел Сашу, который тоже прятался под деревом. Мальчики увидели друг друга. Им стало стыдно. Они пошли навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшна.

Источники:

Э.В.Якубовской, Я.В. Коршунова «Русский язык» для  4 класса;

С.Ю. Кремнева «Словарные диктанты»;

Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.

https://gigabaza.ru/doc/73314.html


Материал для печати
DOCX / 61.95 Кб

 

Опубликовано в группе «Контрольные и проверочные работы в начальной школе»

Сможете решить? Из России с логикой | Математика

Крупнейшее и важнейшее событие математического календаря состоится в июле следующего года в Санкт-Петербурге. Международный конгресс математиков — это встреча, проводимая раз в четыре года, на которой многие из самых выдающихся мыслителей читают лекции и объявляются лауреаты самой престижной математической премии — Филдсовской медали.

В рамках подготовки к мероприятию, которое, как ожидается, соберет около 5000 математиков со всего мира, организаторы ранее в этом году провели онлайн-соревнование по математике для студентов и широкой публики. Ниже приведены первые три вопроса из этого теста.

Россия долгое время была мировым лидером в области распространения знаний по математике, впервые внедрив математические кружки (неформальные математические клубы, где учащиеся часто пытаются решать задачи в группах) и конкурсные математические олимпиады.

Три сегодняшние головоломки — блестящие образцы русского стиля: они проверяют логическое мышление, а не обучают математическим навыкам. Первый, в частности, является классическим.

1. Обмен питомцами

Кошка сидит на столе, а черепаха ползает по полу прямо под ней. Расстояние от кошачьих ушей до вершины панциря черепахи 170 см. Алена поменяла своих питомцев. Теперь расстояние от кошачьих ушей до вершины панциря черепахи равно 130 см. Какая высота стола?

Иллюстрация: ICM 2022

2. Круговое мышление

Володя бежит по круговой дорожке с постоянной скоростью. В двух точках на трассе есть две желтые метки. Начав бег, Володя был ближе к первой желтой отметке на 2 минуты, затем был ближе ко второй желтой отметке на 3 минуты, потом снова был ближе к первой желтой отметке.

За какое время Володя пробежит один полный круг?

3. Путь славы

Ольга должна пройти через сетку 3х3 внизу слева, перемещаясь по горизонтали или вертикали от клетки к клетке и не заходя ни в одну клетку более одного раза. Внизу справа показан один из возможных путей. Если Ольга запишет цифры, которые она проходит по порядку во время этого пути, она получит число 84937561.

Иллюстрация: ICM 2022

Какое максимальное число Ольга может записать во время пути через сетку?

Я вернусь в 17:00 по Великобритании с решениями. При этом БЕЗ СПОЙЛЕРОВ. ОБНОВЛЕНИЕ

: Решения можно прочитать здесь.

Спасибо ICM 2022 за разрешение использовать головоломки. Подробнее о мероприятии можно узнать здесь. Источники: 1: Фольклор математических клубов. 2. Московская олимпиада по математике 2015 3. Math Fest 2012. Я перефразировал вопросы для ясности.

Я собираю здесь пазлы каждые две недели в понедельник. Я всегда в поиске отличных головоломок. Если вы хотите предложить один, напишите мне.

Я также веду школьные беседы о математике и головоломках (разрешаются ограничения). Если ваша школа заинтересована, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Я автор нескольких книг по математике и головоломок, последняя из которых — «Книга головоломок для любителей языков». Все они станут отличным подарком на Рождество!

Решил? Из России с логикой | Математика

Сегодня утром я задал вам три вопроса из российского математического конкурса, посвященного Международному конгрессу математиков, который состоится в июле следующего года в Санкт-Петербурге.

1. Обмен питомцами

Кошка сидит на столе, а черепаха ползает по полу прямо под ней. Расстояние от кошачьих ушей до вершины панциря черепахи 170 см. Алена поменяла своих питомцев. Теперь расстояние от кошачьих ушей до вершины панциря черепахи равно 130 см. Какая высота стола?

Фотография: ICM 2022

Solution : 150 см

Поставьте стол с первой картинки на стол со второй картинки так, чтобы черепахи выровнялись.

Фотография: ICM 2022

Тогда расстояние от ушей нижней кошки до ушей верхней кошки будет 130 + 170 = 300 см. Это расстояние равно удвоенной высоте стола, следовательно, ответ равен 150 см.

2. Круговое мышление

Володя бежит по круговой дорожке с постоянной скоростью. В двух точках на трассе есть две желтые метки. Начав бег, Володя был ближе к первой желтой отметке на 2 минуты, затем был ближе ко второй желтой отметке на 3 минуты, потом снова был ближе к первой желтой отметке.

За какое время Володя пробежит один полный круг?

Решение 6 минут.

Обозначьте первую и вторую желтые метки как A и B. L et точки C и D обозначают такой диаметр, что каждая точка на CD равноудалена от A и B . Вы разрезаете круг пополам так, чтобы все точки на одной стороне были ближе к 9.0015 A и все точки на другом ближе к B .

Фотография: ICM 2022

Если он ближе к B на 3 минуты, это должно означать, что он проходит дугу CBD за 3 минуты. Следовательно, он пробегает весь круг за 6 минут.

Тот факт, что Володя был ближе к первой отметке первые две минуты, не является необходимым для определения времени, за которое он пробегает полный круг.

3. Путь славы

Ольга должна пройти через пояс 3х3 внизу слева, двигаясь по горизонтали или вертикали от клетки к клетке и не заходя ни в одну клетку более одного раза. Внизу справа показан один из возможных путей. Если Ольга запишет по порядку цифры, которые она проходит на этом пути, она получит число 849.37561.

Фотография: ICM 2022

Какое максимальное число Ольга может записать во время прохождения через сетку?

Решение 573618492.

Во-первых, обратите внимание, что девятизначное число будет больше, чем число с меньшим количеством цифр. Итак, ответ будем искать среди девятизначных чисел. Далее ясно, что наибольшее число — это то, которое начинается с старшей цифры.

Фотография: ICM 2022

Если квадрат окрашен в виде шахматной доски, как показано слева, то цвет клеток должен меняться при движении по выбранному пути. Так как у нас есть пять белых клеток и четыре черных клетки, обход должен начинаться с белой клетки. Самое большое число в белых клетках — 5,9.0003

На каждом шаге нужно максимизировать позицию следующей цифры, то есть перейти в ячейку с максимально возможной цифрой. Этот принцип определяет следующие числа, 7 и 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *