Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Стимульный материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = 2С / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Расшифровка показателей:
Результат | Значение |
0–2 | Очень высокая устойчивость |
3–4 | Высокая |
5–6 | Средняя |
7–8 | Низкая |
9–10 | Очень низкая |
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Расшифровка показателей:
Результат в % | Расшифровка |
0–20 | Очень высокая переключаемость |
21–40 | Высокая |
41–60 | Средняя |
61–80 | Низкая |
81–100 | Очень низкая |
psychojournal.ru
Тема 4. Внимание
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.
Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения внимания.
Лабораторная работа№13 Тема: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания (Корректурная проба – Тест Бурдона)
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.
Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.
С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение. Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.
Цель исследования: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Оборудование и материалы: секундомер, ручка или карандаш и стимул-бланк (приведен в Приложении 13).
Инструкция к тесту «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, букву «К» — подчеркиваем «И» — зачеркиваем
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкалы теста:
— концентрация внимания,
— устойчивость внимания;
— переключаемость внимания.
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания
К = С2 / П, где
• С– число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
• П– количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость вниманияоценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
• А– темп выполнения,
• S– количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
• t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Е
t`(А)
Рис. — График устойчивости внимания («кривая истощаемости»)
Завершение работы
Проанализировать внимание испытуемого (устойчивое, колеблющееся, неустойчивое, достаточно устойчивое).
Проанализировать, сколько времени необходимо испытуемому на включение в работу.
Сравнить с предварительными предположениями.
Показатель переключаемости вниманиявычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
• So– количество ошибочно проработанных строк,
• S– общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Литература: Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
studfiles.net
Корректурная проба (тест Бурдона).
Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. Применяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым – многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.
Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.
Применять методику можно для взрослых и для детей.
Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики “Кольца Ландольта”, поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.
Оборудование:
- стандартный бланк теста “Корректурная проба”;
На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Скачать бланк теста “Корректурная проба”.
Процедура проведения:
Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами “Черта”.
Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.
Инструкция: “Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы “к” и “р”. Когда я скажу:”Черта!”, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.
Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.
Обработка:
Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели Результаты
Продуктивность | Точность | Точность | |||||
знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы |
менее 1010 | 1 | менее 70 | 1 | 2660-2825 | 16 | 84-85 | 12 |
1010-1175 | 3 | 70-72 | 2 | 2825-2990 | 17 | 85-87 | 13 |
1175-1340 | 5 | 72-73 | 3 | 2990-3155 | 18 | 87-88 | 14 |
1340-1505 | 7 | 73-74 | 4 | 3155-3320 | 19 | 88-90 | 15 |
1505-1670 | 9 | 74-76 | 5 | 3320-3485 | 20 | 90-91 | 16 |
1670-1835 | 10 | 76-77 | 6 | 3485-3650 | 21 | 91-92 | 17 |
1835-2000 | 11 | 77-79 | 7 | 3650-3815 | 22 | 92-94 | 18 |
2000-2165 | 12 | 79-80 | 8 | 3815-3980 | 23 | 94-95 | 20 |
2165-2330 | 13 | 80-81 | 9 | 3980-4145 | 24 | 95-96 | 22 |
2330-2495 | 14 | 81-83 | 10 | 4145-4310 | 25 | 96-98 | 24 |
2495-2660 | 15 | 83-84 | 11 | более 4310 | 26 | более 98 | 26 |
Далее рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.
Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальныеоценки | Устойчивостьвнимания | Переключениевнимания | Объемвнимания | Шкальныеоценки | Устойчивостьвнимания | Переключениевнимания | Объемвнимания |
19 | более 50 | более 217 | менее 115 | 9 | 25-27 | 172-181 | 216-235 |
18 | 8 | 23-24 | 158-171 | 236-265 | |||
17 | 48-49 | 214-216 | 116-125 | 7 | 20-22 | 149-157 | 266-295 |
16 | 46-47 | 211-213 | 126-135 | 6 | 16-19 | 142-148 | 296-335 |
15 | 44-45 | 208-210 | 136-145 | 5 | 14-15 | 132-141 | 336-375 |
14 | 39-43 | 205-209 | 146-155 | 4 | 12-13 | 122-131 | 376-405 |
13 | 36-38 | 201-204 | 156-165 | 3 | 9-11 | 114-121 | 406-455 |
12 | 34-35 | 195-200 | 166-175 | 2 | – | 110-113 | – |
11 | 31-33 | 189-194 | 176-185 | 1 | – | – | – |
10 | 28-30 | 182-188 | 186-195 | 0 | менее 9 | менее 109 | более 456 |
Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания
Коротко обобщим алгоритм:
1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М – количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности – критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.
Источник:
www.stotestov.ru
1. Корректурная проба (Тест Бурдона)
Назначение теста: исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Инструкция к тесту:
1. Для проведения исследования Вам понадобится помощник, который будет контролировать время тестирования.
2. На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по команде помощника отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть).
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация вниманияоценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость вниманияоценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости вниманиявычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
— 0 — 10 % — невозможность выполнения задания;
— 11 — 25 % — низкие результаты выполнения задания;
— 26 — 40 % — результаты ниже среднего;
— 41 — 60 % — средние результаты;
— 61 — 75 % — результаты выше среднего;
— 76 — 90 % — высокие результаты;
— 91 — 100 % — отличное выполнение задания.
Источник:
Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
2. Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «перепутанные инструкции»
Условие проведения: Вам понадобится помощник, который будет зачитывать инструкции.
Слуховое внимание — самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость — в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования. Если у аудитора неустойчивое внимание, например у ребенка; низкая переключаемость, например у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой; высокая интерферируемость, например у эмоционально неустойчивых, то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.
Методика «перепутанные инструкции»позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций. Вашей задачей является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий. Выполняйте инструкции в таблице 1, под соответствующим номером.
Таблица 1
Список словесных инструкций:
Если буква Ф появилась хоть раз перед этой запятой,(запятая)то зачеркните ее, в противном случае зачеркните ее в слове ФЕЯ.
Если слово «слово» не включено в словотворчество, то нарисуйте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.
Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь сумму номеров Г и Д.
Не пишите здесь слово «макроэкономика», если оно не содержит всех гласных букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы алфавита.
Обведите слово «фея» кругом, если неправда то, что круг не похож ни на какую букву алфавита.
Если вы не согласны с тем, что утверждение «не В — третья буква алфавита» ложно, то не рисуйте квадрат здесь.
Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счет в обратном порядке.
Если летучая мышь — птица, а не животное, то не рисуйте здесь мяч.
Если самая длинная река в России не Волга, напишите здесь слово «Нева», в противном случае напишите здесь слово «болото».
Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении.
Правильные ответы.1) Буква «Ф» в первой строчке зачеркнута. 2) Нарисован крест. 3) 9. 4) Б, В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом. 6) Должен быть нарисован квадрат. 7) 5, 6, 7, 8, 9, 10. 8) Нарисован мяч. 9) Должно быть написано слово «болото». 10) Нарисована линия сверху второго слова «линию».
При интерпретации результатовподсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.
— память
Предлагаем любопытный тест, при помощи которого Вы можете проверить, хорошая ли у вас память. Ведь в повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различной информации.
Запомните приведенные ниже слова вместе с порядковыми номерами, под которыми они числятся в списке.
Ответ можно считать правильным только при том условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером, под которым оно числится в списке (при этом сам порядок воспроизведения слов не так важен).
На запоминание 20 слов дается 40 секунд (при работе в вечернее время разрешается увеличение интервала до 50 секунд).
Запишите все слова (вместе с их номерами).
1. Украинец
2. Экономика
3. Каша
4. Татуировка
5. Нейрон
6. Любовь
7. Ножницы
8. Совесть
9. Глина
10. Словарь
11. Масло
12. Бумага
13. Пирожное
14. Логика
15. Христианство
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. Свеча
20. Вишня
Вычислите продуктивность своего запоминания: число правильно воспроизведенных слов умножьте на 100 и разделите на 20. Получите процент продуктивности запоминания:
90-100% — отлично;
70-90% — очень хорошо;
50-70%—хорошо;
30-50%—удовлетворительно;
10-30% — плохо;
0-10% — очень плохо.
— мышление
studfiles.net
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (ПРОБА БУРДОНА, КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА)
Главная страница / Корректурная пробаКорректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.
С помощью методик «Корректурная проба», представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!
Буквенный вариант пробы Бурдона:
Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду — «А», тогда вам следует зачеркнуть все буквы «А» в буквенном ряду. Длительность выполнения — 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.
Цифровой вариант корректурной пробы
Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.
Тест «Кольца Ландольта»
Вариант теста «Кольца ландольта» так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста «Кольца Ландольта» — 5 минут.
Корректурная проба теория:
Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).
При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.
Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.
Основные показатели:
Потрачено времени на работу t
Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N
Общее количество просмотренных строк C
Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n
Общее количество вычеркнутых символов. M
Верно выбранные символы S
Пропущенные символы. P
Ошибочно выбранные символы. O
Расчет результата:
Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.
Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.
Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.
Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.
Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.
Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.
Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.
Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.
Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N* где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.
Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.
Уровень концентрации внимания K.
Уровень развития концентрации внимания Значение, K% Очень хороший 81 — 100% Хороший 61 — 80% Средний 41 — 60% Плохой 21 — 40% Очень плохой 0 — 20% Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.
Ku Балл Уровень 5,3 — 20,4 1 I Низкий 20,5 — 35,5 2 35,6 — 50,6 3 50,7 — 65,7 4 II Средний 65,8 — 80,9 5 81,0 — 96,0 6 96,1 — 111,1 7 III Высокий 111,2 — 126,2 8 126,3 — 171,9 9 172,0 — 219,7 10 IV Очень высокий 219,8 — 326,4 11 326,5 — 1101,5 12 Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.
Возраст (лет) V, бит Q, бит 7 — 8 260 0,74 9 — 10 282 0,83 11 — 12 340 1,02 13 — 14 375 1,11 Таблица скорости в баллах.
Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Q, бит/с 0,57 — 0,63 0,63 — 0,73 0,74 — 0,83 0,84 — 0,91 0,92 — 1,04 1,05 — 1,19 1,20 — 1,34 1,35 — 1,36 >1,36 Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.
metodorf.ru
Тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания)
Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.
Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся __________________________________________ Класс ______
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели |
Результаты |
Количество просмотренных за 10 мин, букв |
|
Количество правильно вычеркнутых букв |
|
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
|
Точность выполнения задания, % |
|
Оценка точности, баллы |
|
Оценка продуктивности, баллы |
|
Оценка устойчивости внимания, баллы |
|
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:
К = m:n * 100 %
где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.
Таблица 1.1
Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность |
Точность |
Продуктивность |
Точность |
||||
знаки |
баллы |
% |
баллы |
знаки |
баллы |
% |
баллы |
менее 1010 |
1 |
менее 70 |
1 |
2660-2825 |
16 |
84-85 |
12 |
1010-1175 |
3 |
70-72 |
2 |
2825-2990 |
17 |
85-87 |
13 |
1175-1340 |
5 |
72-73 |
3 |
2990-3155 |
18 |
87-88 |
14 |
1340-1505 |
7 |
73-74 |
4 |
3155-3320 |
19 |
88-90 |
15 |
1505-1670 |
9 |
74-76 |
5 |
3320-3485 |
20 |
90-91 |
16 |
1670-1835 |
10 |
76-77 |
6 |
3485-3650 |
21 |
91-92 |
17 |
1835-2000 |
11 |
77-79 |
7 |
3650-3815 |
22 |
92-94 |
18 |
2000-2165 |
12 |
79-80 |
8 |
3815-3980 |
23 |
94-95 |
20 |
2165-2330 |
13 |
80-81 |
9 |
3980-4145 |
24 |
95-96 |
22 |
2330-2495 |
14 |
81-83 |
10 |
4145-4310 |
25 |
96-98 |
24 |
2495-2660 |
15 |
83-84 |
11 |
более 4310 |
26 |
более 98 |
26 |
5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.
Таблица 1.2
Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки |
Устойчивость внимания |
Переключение внимания |
Объем внимания |
Шкальные оценки |
Устойчивость внимания |
Переключение |
Объем внимания |
19 |
более 50 |
более 217 |
менее 115 |
9 |
25-27 |
172-181 |
216-235 |
18 |
— |
— |
— |
8 |
23-24 |
158-171 |
236-265 |
17 |
48-49 |
214-216 |
116-125 |
7 |
20-22 |
149-157 |
266-295 |
16 |
46-47 |
211-213 |
126-135 |
6 |
16-19 |
142-148 |
296-335 |
15 |
44-45 |
208-210 |
136-145 |
5 |
14-15 |
132-141 |
336-375 |
14 |
39-43 |
205-209 |
146-155 |
4 |
12-13 |
122-131 |
376-405 |
13 |
36-38 |
201-204 |
156-165 |
3 |
9-11 |
114-121 |
406-455 |
12 |
34-35 |
195-200 |
166-175 |
2 |
‑ |
110-113 |
‑ |
11 |
31-33 |
189-194 |
176-195 |
1 |
‑ |
‑ |
‑ |
10 |
28-30 |
182-188 |
196-215 |
0 |
менее 9 |
менее 109 |
более 456 |
«Корректурная проба»
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп
лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб
смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш
йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж
йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд
йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй
ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
Ключ
оенасимвыгутжбщряцпзлкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп
лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщыохэчфцплкдзтжб
смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйпжжбряцпллкдзюхэчфш
оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьшйюхэчфьйшаплктжбшдз
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгтужбшяроенаицплктзюхэчфшьйтжжшряцплкдзюхэчфш
йшььфчэкюздклпняршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгутжбшяроенаисцплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчпряьщьйщьйюхэчфцилкдзэж
смвыгутжбшяроенаицплккдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйщьйюхэчфтплкдзтж
йщьфчэхьюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряъщьйщьйщьйюхэчфцплкд
нщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыукоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэмчфшьйоенаисмвыуктжбярцпш
тжпшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхячпшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря
ряцплклзюхэчфшьйшьйюхэчфцплклзяршбжтсмвыгуианеосмт
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцпклэй
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрядплкздюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплкдзтжбря
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплклэй
ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплклзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплклзтжбря
цплклзюхэчфшьйтжбряшясмвыгуоенаисмвыгутжбрясилкдэй
ряцплкдзюхчфшьйщьйюхэчфцплдкзяшрбжтсмвыгуианеосмтс
оенаисмвыгутжбшряцплкдзихэчфщьиоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщбйтжьршясмвугуоенаисмывгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмбыгутжбшряцплкдщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбярцпш
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
www.vashpsixolog.ru
Методика «Корректурная проба». Психологическая безопасность: учебное пособие
Методика «Корректурная проба»
Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.
Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:
где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости вычисляется по формуле:
где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.
Бланк для ответов
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru