Синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн
Фонетический разбор слова Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать Поставить ударение в слове Играть в городаОписание
Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂
Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.
Справочная информация
Понятие синтаксиса
Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?
Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.
Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.
Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.
Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.
Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.
Понятие синтаксического разбора предложения
Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.
Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение
Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.
Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.
Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.
Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.
Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».
Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» — как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.
Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения
Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.
Разбор простого предложения
Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.
Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.
Разбор сложного предложения
Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.
Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.
Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.
Порядок разбора
Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.
Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.
После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).
Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.
Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.
Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.
Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.
Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.
Морфологический разбор слова
Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.
Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.
Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.
При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.
Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.
Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:
Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.
Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.
Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.
Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.
Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.
Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.
Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.
progaonline.com
Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (5,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Слайд 2.
Цели урока.
- Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения.
- Конструировать простое предложение по заданной схеме.
Слайд 3.
Организационный момент.
Повторение изученного.
Игра «Кто я?» — инсценировка теории заранее подготовленными учениками.
- Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
- Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
- Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
- Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
А как называют предложение с 2 грамматическими основами? - Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют?
- Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?
Слайд 4.
Объяснение нового материала.
Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
- Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
- Указать, какими частями речи они выражены.
- Дать характеристику предложению.
Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Слайд 5.
Синтаксический разбор простого предложения.
1. По цели высказывания:
- повествовательное,
- побудительное,
- вопросительное.
2. По эмоциональной окраске:
- восклицательное,
- невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
- простое,
- сложное.
4. По наличию второстепенных членов:
- распространённое,
- нераспространённое.
Слайд 6.
Работа по теме.
Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.
Из предложения
взять сказуемое.
Из предложения
взять определение.
Добавить подлежащее из предложения
Взять существительное, выступающее в роли дополнения:
Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
Слайд 7.
Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…
Слайды 8-10.
Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.
1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.
Слайд 11.
- Как можно озаглавить данный текст?
- Какова основная мысль текста?
- Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ? Какими близкими по значению словами его можно заменить?
- Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
- Найдите в предложении №1 слова, в которых звуков больше, чем букв, букв больше, чем звуков.
- В каких словах буква Г обозначает звук В? (№1) Звук К (№4)? Звук Г (№7,8)?
Слайд 12.
- Выполните синтаксический разбор предложения №5.
- Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7
- Найдите в тексте восклицательное предложение, побудительные предложения
- В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?
Слайд 13.
- Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложениях
- №2,3 — глаголы с Ь после шипящих
- №8 – слова с приставками, которые не изменяются на письме
- №5 — слова с проверяемой безударной гласной в корне, слова с непроверяемой гласной в корне №7 – слова с непроизносимой согласной в корне слова
Слайды 14-18.
Работа с текстом.
Какого известного русского художника по праву называют певцом русского леса?
Иван Иванович Шишкин – певец русского леса, великий художник. И.И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Живописец раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.
Его большие полотна рассказывали о жизни рощ, дубрав, полей, сосен. Художник безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, обнажённые корни, валуны, пятна солнечного света.
И.Шишкин половину своей долгой и трудолюбивой жизни провёл в любимом сосновом лесу.
Слайды 19-21.
Работа в парах.
Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.
Слайд 22-23.
Рассказ по картине.
Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.
Слайд 24.
О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки — выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.
Слайд 25.
Проверочная работа.
Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.
Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.
- ___________
- ___________
- ___________
- ___________
Слайды 26-27.
Итоги урока. Домашнее задание.
Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
На память об уроке у вас останутся фигурки — ёлочки и солнышки со стихотворением о природе, которое написала ученица 7 класса Жукова Светлана. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Родная природа.
Голубые речки,
Светлые полянки.
Местная плотина —
Города краса.
На полях цветут ромашки,
Незабудки — у ручья.
Колодец у тропинки,
В нём чистая вода.
А в тенистом парке
Есть заросший пруд.
Хорошо тут летом
Соловьи поют!
Желающие могут написать своё стихотворение о природе.
14.01.2012
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Синтаксический разбор простого предложения. Видеоурок. Русский язык 5 Класс
На занятии разберем алгоритм разбора простого предложения. Вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации и по наличию второстепенных членов. Выполним упражнения для закрепления пройденного материала.
На уроке вспомним все, что знаем о простом предложении, научимся делать его синтаксический разбор.
Синтаксический разбор простого предложения выполняется по схеме.
1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Вид предложения по интонации.
3. Грамматическая основа предложения.
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены, если есть.
7. Обращения (если есть).
По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.
По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения.
По наличию второстепенных членов предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Предложения, которые состоят только из грамматической основы (подлежащего и сказуемого), считаются нераспространенными. Предложения, которые включают в себя хотя бы один второстепенный член, являются распространенными.
Выполним синтаксический разбор предложений.
Предложение 1 (рис. 1):
Рис. 1. Предложение 1
Предложение повествовательное, восклицательное, распространенное, осложненное обращением (рис. 2).
Рис. 2. Разбор предложения 1
Предложение 2 (рис. 3):
Рис. 3. Предложение 2
Предложение вопросительное, невосклицательное, нераспространенное (рис. 4).
Рис. 4. Разбор предложения 2
Предложение 3 (рис. 5):
Рис. 5. Предложение 3
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми (рис.6).
Рис. 6. Разбор предложения 3
Разберите предложение (рис. 7):
Рис. 7 Предложение 4
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными подлежащими (рис. 8).
Рис. 8. Разбор предложения 4
Список литературы
1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях.– М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)
2. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)
3. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)
Домашнее задание
1. Какие предложения бывают по цели высказывания?
2. Какой состав нераспространенного предложения?
3. Какое предложение называется осложненным?
interneturok.ru
Синтаксический разбор сложного предложения. Видеоурок. Русский язык 5 Класс
Тема урока: «Синтаксический разбор сложного предложения». Мы разберем несколько предложений и выполним дополнительное задание.
Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные).
5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.
6. Отметить наличие однородных членов или обращения.
Предложение 1 (рис. 1).
Рис. 1. Предложение 1
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и), и первая, и вторая части – нераспространенные (рис. 2).
Рис. 2. Разбор предложения 1
Предложение 2 (рис. 3).
Рис. 3. Предложение 2
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).
Рис. 4. Разбор предложения 2
Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).
Рис. 5. Предложение
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.
Рис. 6. Разбор предложения
Список литературы
1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
2. Интернет-сайт uchim.org (Источник)
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?
2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?
3. Подчеркните грамматические основы в предложении:
Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
interneturok.ru
Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку. 5 класс. Синтаксический разбор простого предложения.
Открытый урок русского языка в 5 А классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №117
Басюк Наталия Сергеевна
Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения
Цели:
1) познакомить с порядком синтаксического разбора
простого предложения;
2) формировать умение производить синтаксический
разбор (устный и письменный) простого предложения;
3) активизация умений излагать свои мысли чётко и лаконично;
4 ) воспитание внимания к слову через конструирование
предложений;
5) повторение изученного материала по теме «Синтаксис», частей речи, изученных орфограмм, пунктограмм;
6) развивать коммуникативные навыки;
7) развивать критическое мышление;
6) формировать представление о здоровье как одной из главных
ценностей человеческой жизни.
Приёмы ТРКМ: 1. Приём « Верные — неверные утверждения»
3. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
4.Приём «Лови ошибку»
5. Кластер
Форма работы: 1.Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Парная
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям,
к уроку готовы?
Тогда за работу,
удачи желаю я вам!
У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.
Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Итак, ребята, запишите в тетрадях число, классная работа. Тему пока не записывайте.
2.Стадия вызова.
-Приступаем к работе. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.(слайд 1)
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
- Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
- Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
- Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
- Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
- Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
— Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения? (синтаксический разбор) Это для вас новый материал?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору
простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.(слайд 3)
-Какие задачи будут стоять перед нами на уроке?
Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис».(слайд 4,5)
А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: «Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет) (слайд 6)
3. Словарно- орфографическая работа.
-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок. (слайд 7)
1. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих —
Рыбацкие сети (стадион)
2. — Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
— Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел!
Мы играем в …(волейбол)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
4. Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам… (гимнастика)
5. В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это… (баскетбол)
6. В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я… (боксер)
7. И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные… (коньки) (слайд 7)
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. Составьте с этими словами словосочетания: 1 ряд — сущ. + прил.;
2 ряд- сущ.+ глагол и запишите их. У доски работа по карточке №1– фонетический разбор слова коньки
— Ребята! На какую орфограмму мы написали слова?( непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какое слово лишнее? Какое можно подобрать проверочное слово? А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Какой вывод сделаем?
Запишите предложение: «Мы закаляемся и спортом занимаемся!»
Подчеркните в этом предложении грамматическую основу и обозначьте части речи.
Стадия « Осмысление»
Объяснение нового материала.
А теперь откройте учебники на стр. 164. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником.
4.Составление кластера.
Повторение терминов по схеме.
Обратите внимание на письменную характеристику предложения.
( Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Кто может дать характеристику этому предложению? (слайд 10). Построение схемы.
6. Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол)
1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3.Здоровье дороже богатства.
4. Чистота — залог здоровья.
5.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.
6. Хороший смех оздоравливает душу.
-Прочитайте получившиеся предложения. Запишите в тетрадь.
Карточка № 3. 4 предложение разобрать у доски.
У доски 1 ученик работает по карточке № 2 –разбор слов по составу: чистота, зарядка, здоровье.
Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.
Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.
7. Приём «Лови ошибку»
Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Такие слова называются паронимами, ребята.
Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении. Подчеркните главные члены предложения.
Ребята, а кто знает, что надо употреблять в пищу, чтобы не болеть гриппом и другими болезнями? ( лук, чеснок, больше овощей и фруктов) А почему?
( потому что они содержат витамины).А что ещё, кроме витаминов, может лечить человека? Как вы думаете? А музыка может лечить?
Стадия «Рефлексия»
8. Самостоятельная работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом. Прочитайте, озаглавьте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).
1. (Музыка лечит).
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение4. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть, п…гибнуть.
2. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение4.
Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Урок окончен, всем спасибо!
nsportal.ru
План синтаксического разбора предложения (памятка для 5-9 классов)
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
1)невосклицательное
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить наличие второстепенных членов.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
-обращением
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзное, бессоюзное).
5. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
1)невосклицательное
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить наличие второстепенных членов.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
-обращением
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзное, бессоюзное).
5. Сделать схему предложения.
infourok.ru
Синтаксический разбор простого предложения. План с примерами.
Разбор по членам предложения.Вечером приехали долгожданные гости.
Гости
– подлежащее, выраженное существительным;
гости (что сделали?) приехали – простое глагольное сказуемое;
приехали (когда?) вечером – обстоятельство времени, выраженное существительным;
гости (какие?) долгожданные – определение, выраженное причастием.
Мы начали изучать новую тему.
Мы – подлежащее, выраженное местоимением;
мы (что сделали?) начали изучать – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начали и инфинитивом изучать;
изучать (что?) тему – прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже;
тему (какую?) новую – определение, выраженное прилагательным.
День был пасмурный.
День – подлежащее;
день (что делал? каков?) был пасмурный – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой был и прилагательным пасмурный.
Характеристики предложений.По цели высказывания:
Сегодня чудесная погода (повествовательное).Ты встретишь меня на вокзале? (вопросительное).
Покажи мне свои записи (побудительное).
По интонации:
Сегодня чудесная погода. (невосклицательное)Сегодня чудесная погода! (восклицательное)Ты встретишь меня на вокзале? (невосклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?! (восклицательное)Покажи мне свои записи. (невосклицательное)
Покажи мне свои записи! (восклицательное)
По количеству грамматических основ:
Он улыбнулся и вышел из комнаты.
Он улыбнулся и вышел – одна грамматическая основа (подлежащее он и однородные сказуемые улыбнулся и вышел), предложение простое.
По наличию главных членов:
Мы выехали затемно. Мы – подлежащее, мы (что сделали?) выехали – сказуемое, предложение двусоставное.
Вот это дерево. Дерево – подлежащее, сказуемого нет, предложение односоставное, назывное.
Люблю пирожные. Люблю – сказуемое, выраженное глаголом 1 лица единственного числа, подлежащего нет, но по смыслу можем подставить местоимение я, предложение односоставное, определённо-личное.
Строят новую школу. Строят – сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа, подлежащего нет, но по смыслу можно подставить местоимение они, предложение односоставное неопределённо-личное.
Воду решетом не носят. Носят – сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа, подлежащего нет, но можно по смыслу подставить местоимение они, все, имеется значение обобщения, предложение односоставное обобщённо-личное.
Меня знобит. Знобит – сказуемое, выраженное безличным глаголом, в предложении нет и не может быть подлежащего, предложение односоставное безличное.
По наличию второстепенных членов:
Наступила зима. Зима – подлежащее, наступила – сказуемое, второстепенных членов нет, предложение нераспространённое.
Наступила холодная зима. Зима (какая?) холодная – определение, предложение распространённое.
По наличию необходимых членов:
Мы вошли в первый подъезд. Смысл предложения ясен вне контекста, предложение полное.
Он – в следующий. Смысл предложения неясен вне контекста, требуются пояснения: Мы вошли в первый подъезд. Он – в следующий. – Во втором предложении пропущено сказуемое вошёл и обстоятельство подъезд, которые легко восстанавливаются из контекста. Предложение неполное.
По наличию осложняющих членов:
Дети, откройте тетради. Предложение осложнено обращением дети.
Он, безусловно, был прав. Предложение осложнено вводным словом безусловно.
В портфеле лежали ручки, тетради, книги. Предложение осложнено однородными подлежащими ручки, тетради, книги.
Река, вышедшая из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом вышедшая из берегов.
Река, выйдя из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом выйдя из берегов.
olgadyachenko.ru