Как разбирать предложение по синтаксическому разбору – Синтаксический разбор предложения – как сделать по плану, примеры (5 класс, русский язык)

Содержание

Синтаксический разбор предложения — как сделать, схема разбора предложения, полная схема анализа

Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много — сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.

Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.

Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: «Как делать синтаксический разбор предложения?», «Как делать синтаксический разбор?», «Как осуществить синтаксический анализ предложения?».

В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.

Полная общая схема синтаксического разбора предложения

Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений. Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.

Итак, для синтаксического разбора нужно

следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:

  1. Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко — обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное — соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
  2. Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
  3. При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта — простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
  5. Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
  6. Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
  7. Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
  8. В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
    • образа действия;
    • времени;
    • места;
    • меры и степени;
    • условия;
    • уступки;
    • сравнения;
    • цели;
    • причины;
    • следствия.
  9. В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
  10. Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
  11. При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
  12. Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
  14. На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
  15. Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
  16. Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.

Типы придаточных предложений

Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.

Основные моменты

Итак, что следует уяснить при разборе:

  1. Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
  2. К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы «какой?, «чей?».
  3. Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.

Разряд придаточного обстоятельственного предложения

Следует помнить о следующих разрядах:

  1. ПО времени отвечают на следующие вопросы: «когда?», «до каких пор?», «как долго?», «на сколько времени?». Обычно для присоединения используются союзы «когда», «только», «как только», «пока» и другие.
  2. ПО цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».
  3. ПО следствия — союз «так что».
  4. ПО места — вопросы «куда?», «где?», «откуда?».
  5. ПО образа действия — «как?», в главную часть конструкции можно вставить слова «так», «таким образом».
  6. ПО причины раскрывают вопрос «почему?».
  7. ПО уступки — вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Используются союзы «даром», «пускай», «несмотря на то что».
  8. Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: «подобно чему?», «как что?», при этом обычно используются союзы «словно», «как», «будто», «точно».

Видео

Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.

liveposts.ru

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

ruslita.ru

Cинтаксический разбор предложения онлайн — на каком сайте смотреть

Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:

  • Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
  • Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то.
  • Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы – вам ответят.

Правила синтаксического анализа предложений

  1. Определите вид предложения по цели высказывания:
    Повествовательное

    Настя идет домой.

    Вопросительное

    Настя идет домой?

    Побудительное

    Шла бы ты домой, Настя.

  2. Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.

    Это сделать просто: если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение, очевидно, восклицательное. Не надо путать восклицательное и побудительное предложение.

    Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.

    Шла бы ты домой, Настя.

    А следующее восклицательное:

    Настя, срочно или домой!

  3. Простое или сложное
    Простое

    Настя идет домой.

    Сложное

    Настя идет домой, а на улице идет снег.

Если предложение простое

  1. Односоставное или двусоставное.
    Односоставное

    Вечереет.

    Двусоставное

    Снег идет.

  2. Распространенное или нераспространенное
    Распространенное

    Настя идет домой.

    Нераспространенное

    Настя идет.

  3. Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
    Осложнено однородными членами

    Настя и Петя идут домой.

    Нет

    Настя идет домой.

     

  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью онлайн-сервисов.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Настя и Петя идут домой.

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. простое
  4. двусоставное; грамматическая основа – Настя и Петя идут
  5. распространенное
  6. осложнено однородными членами Настя и Петя

Если предложение сложное

  1. Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
    Союзная

    Стемнело, и Настя пошла домой.

    Бессоюзная

    Стемнело, Настя пошла домой.

  2. Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
    Сочинительный

    Стемнело, и Настя пошла домой.

    Подчинительный

    Стемнело, поэтому Настя пошла домой.

    Интонация

    Стемнело, Настя пошла домой.

  3. На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Очевидно, что если союза нет, то связь бессоюзная. Если союз сочинительный, то сложносочиненное. А если подчинительный, то сложноподчиненное.
  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Пример синтаксического разбора сложного предложения

Стемнело, и Настя пошла домой.

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. сложное
  4. связь союзная
  5. сочинительный союз и
  6. сложносочиненное предложение

Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа  – стемнело. Нераспространенное. Не осложнено.

Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла. Распространенное. Не осложнено.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Школьный Ассистент

Этот сервис стоит особо отметить, так как на нем можно выполнить упражнения в онлайн-режиме. Если это сделать,  вы поймете по теме гораздо больше, чем просто после чтения теории. Ответы на задания доступны только зарегистрированным пользователям. Упражнения на сайте Ассистента

Учим Орг

Здесь есть схема разбора простого и сложного предложения в табличном виде и примеры разбора. Находится шпаргалка тут.

Руяз

Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет.  Эта шпаргалка  разбора находится здесь.

Язнайка

Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений.  Находится шпаргалка тут.

Главсправ

А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.

ГлавРед

Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.

Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Откройте сайт glvrd.ru.
  2. Вставьте текст в пустое поле.
  3. Перейдите на вкладку «Синтаксис».
  4. Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
  5. Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.
Синтаксический анализ текста в Главреде

 

 

itlang.ru

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

ruslita.ru

Предложения для синтаксического разбора

Предложения для синтаксического разбора (4) .

  • Тёплый1,2 в…т…рок2 вес…ло играл2 (с)лист?ями2,3 д…рев?ев2.

  • (В)саду2 (по)д…ро…ке2,3 весел… прыгали2 м…л…дые1,2 в…робушки2.

  • Старый2 в…р…бей1,2 уселся выс…ко (на)ветке2,3 дер…ва2.

  • Шумливые2 тёплые1,2 ветры2 в…сну2 (на)п…ля2, 3 прин…сли2.

  • (На)стройных2 б…рё…ках2,3 надулись мален?кие1,2 душ…стые2 поч?ки2.

  • (На)высокую2 тр…винку1,2 сел2 з…лёный2 кузнечик2,3.

  • Талая1,2 в…да2 зат…пила2 л…са2,3 и луга2.

  • Б…гут2 в…сёлые1,2 руч?и2,3 (по)ул…цам2 де…ревни2.

  • Тёплый2 вет…р2 ш…лестит2 лис?т?ями1,2 (над)г…л…вой2,3.

  • (Под)с..сной2, 3 (у)р…ки2 была барсуч?я1,2 н…ра2.

  • В…сной2 пёстрый2 дятел2 прил..тел2 (к)б…рё…ке1,2,3.

  • (На)дв…ре2, 3 (под)д…ждём2 жалобно выл щенок1,2.

  • (Из)к…ры2 б…рё…ки2,3 закапал2 сла…кий1,2 со… 2 .

  • З…л…тые1,2 пухо…ки2 украсили2 кустики2, 3 ивы2.

  • Задр…мала2 (на)тёплом2 солнышке2, 3 старая1,2 л…сиха2.

  • Д…ждевые1,2 капли2 пов…сали2 (на)з…лёной2 тр…ве2, 3 и

  • л…стве2 д…рев?ев2.

  • (В)каплях2, 3 д…ждя2 играли2 солнеч?ные1,2 лучики2.

  • (По)голубому2 небу2, 3 дугой2 прот…нулас? разноцветная1,2 радуга2.

  • Лё…кие1,2 …блака2 укр…шают2 голубое2 небо2, 3.

  • (С)пригорка2, 3 зажурч…л2 г…ворливый1,2 руч…ёк2.

  • (У)высокой2 с…сны2, 3 р…звилис? б…льч…та1,2.

  • Всюду слышатся задорные1,2 пес?ни2, 3 п…рнатых2.

  • Крылатые2 насекомые2 закруж…лис?1 (в)воздухе2, 3.

  • Сердитый к…лючий2 ё…1,2 выбрался (на)л…сную2 п…лянку2, 3.

  • Свеж…й2 в…т…рок2 разносит2 (по)лесу2, 3 в…сенние1,2 зап…хи2.

  • (На)п…лянках1 пок…залась м…л…дая з…лёная тра…ка.

  • (В)голубой выш…не1 зазвенела в…сёлая пес?ня жаворонка.

  • Скор… прил…тят (из)южных стран1 гр…чи и скв…рцы.

  • (На)лесных п…лянах1 зацв…ли белые и голубые подснежники.

  • Запели (над)руч?ями1 г…л…систые с…л…в?и.

  • Л…сная мыш? св…ла гн…здо (из)тр…винок1 и ст…бел?ков.

  • Нас…комые-вр…дители портят к…ру и об…едают лис?т?я1.

  • (В)густой зел…ни с…рени1 и (в)ч…ще леса щ…бетали пич…жки.

  • (Через)м…ря1 и горы л…тят в…сной стаи птиц д…мой.

  • Последний луч со…нца осв…щ…л в…рхушки дубов1.

  • …строносый дят…л к…л…тил клювом (по)сухому дер…ву.

  • Утренняя р…са бл…стит (на)лис?т?ях цв?тов1.

  • (На)опушке1 леса ст…ит старая хмурая ел? .

  • Бурное т…чение в…ды приносит вре… п…лям и …г…родам1.

  • Белобокие с…роки с…дели (на)суч?ке1 и ре…ко стрекотали.

  • Кот мя…ко подпрыгнул и вц…пился ко…тями1 (в)мы…ку.

  • Ласково прип…кает в…сеннее солнышко1.

  • (На)опушке леса1 росли густые ели и м…л…дые б…рё…ки.

  • Школ?ники реш…ли собрат? кол…екцию вр…дителей леса.

  • У нас на школ?ном дв…ре1 по…вился м…л…дой журавл? .

  • (По)реке1 быстр… плывут последние л?дины.

  • (С)юга вереницей тянутся первые вес…ники1 в…сны.

  • Яркий луч со…нца бл…стит (на)зел…ни1 м…лоден?кой тра…ки.

  • На голых ветках1 орешника пок…залис? первые цв…ты.

  • Ги…кие веточ?ки б…рё… покрылис? см?листыми поч?ками.

  • 51. Сухие цв…ты и травы пахли м…довым зап…хом1.

    52. (Из)тр…вы1 гл…дит белен?кий гл…зок земл…ники.

    53. (В)воздухе1 пахнет душ…стой з…мл…никой и гр…бами.

    54. (На)б…регу1 руч?я (в)тр…ве л…ж…т зм…я.

    infourok.ru

    Памятка по синтаксическому разбору предложения.

    Как выполнить синтаксический разбор предложения?4

    План разбора:

    1. Каким предложение является по цели высказывания?

    (повествовательное, вопросительное, побудительное)

    2. Каким предложение является по интонации?

    (восклицательное или невосклицательное)

    3. Каким – по наличию второстепенных членов?

    (распространённое или нераспространённое)

    4. Подчеркни главные члены предложения.

    (Надпиши, какой частью речи они выражены)

    5. Укажи какими частями речи выражены другие слова

    в предложении.

    6. Разбери группу подлежащего.

    (Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным

    членам предложения)

    7. Разбери группу сказуемого.

    (Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным

    членам предложения)

    8. Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

    второстепенному члену предложения.

    Образец письменного разбора:

    прил.ед.ч. сущ. И.п. гл.пр.вр. пр. сущ. Д.п. сущ.Р.п.

    Рыжая белка прыгала по ветвям деревьев.4 (Повест., невоскл.,распр.).

    1. Повествовательное.

    2. Невосклицательное.

    3. Распространённое.

    белка (какая?) рыжая

    прыгала (по чему?) по ветвям

    по ветвям (чего?) деревьев

    Как выполнить синтаксический разбор предложения?4

    План разбора:

    1. Каким предложение является по цели высказывания?

    (повествовательное, вопросительное, побудительное)

    2. Каким предложение является по интонации?

    (восклицательное или невосклицательное)

    3. Каким – по наличию второстепенных членов?

    (распространённое или нераспространённое)

    4. Подчеркни главные члены предложения.

    (Надпиши, какой частью речи они выражены)

    5. Укажи какими частями речи выражены другие слова

    в предложении.

    6. Разбери группу подлежащего.

    (Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным

    членам предложения)

    7. Разбери группу сказуемого.

    (Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным

    членам предложения)

    8. Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

    второстепенному члену предложения.

    Образец письменного разбора:

    прил.ед.ч. сущ. И.п. гл.пр.вр. пр. сущ. Д.п. сущ.Р.п.

    Рыжая белка прыгала по ветвям деревьев.4 (Повест., невоскл.,распр.).

    1. Повествовательное.

    2. Невосклицательное.

    3. Распространённое.

    белка (какая?) рыжая

    прыгала (по чему?) по ветвям

    по ветвям (чего?) деревьев

    infourok.ru

    Синтаксический разбор предложения

    Порядок разбора:

    1. Вид предложения по цели высказывания.

    2. Является ли предложение восклицательным.

    3. Простое или сложное предложение.

    Простое предложение:

    4. Распространённое или нераспространённое.

    5. Главные и второстепенные члены предложения.

    6. Однородные члены предложения (если они есть).

    7. Обращение (если оно есть).

    Сложное предложение:

    4. Части сложного предложения, их основы.

    5. С помощью союзов или без союзов соединены части сложного предложения.

     

    Образец письменного разбора предложения

    простого:

    Белый пар по лугам расстилается.

    (И. С. Никитин.)

    сложного:

    В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.

    (И. С. Никитин.)

     

    1. Первое и третье предложения разберите письменно, остальные устно.

    1. Солнце стояло ни..ко на бледно-ясн..м небе. 2. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. 3. Солнце уже довольно высоко ст..яло на чист..м небе, но поля ещё бл..стели росой. 4. Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве.

    (И. С. Тургенев.)

    Обозначьте звуки на месте выделенных букв.

     

    2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Разберите письменно предложения.

    1. Мы входим ост..рожно в лес ранн..м утром. 2. От земли поднима..тся лё..кая дымка тумана а на каждой иголк.. сосны на каждом листочк.. б..рёзы на каждой травинк.. кие др..жат маленькие и нежны.. капельки воды.

    rusuroki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *