Гиперактивность у детей дошкольного возраста симптомы – Гиперактивность у детей дошкольного возраста: симптомы, признаки и лечение

Содержание

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

  • Мелитин;
  • Декседрин
  • Виванс и другие.

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

  • Фенибут;
  • Кортексин;
  • Пантогам и другие.

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

 

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Существуют ли способы лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста?

Гиперактивность у детей дошкольного возраста — это проблема от 4 до 20% каждого детского коллектива. Она характеризуется особенным состоянием, при котором ответная реакция на любое внешнее раздражение значительно превышают норму. От обычного активного поведения это состояние отличается тем, что создает проблемы.
Поначалу такое отклонение доставляет много неприятностей только родителям. Затем «неудобные» дети мешают педагогам и воспитательному процессу. После 3-4 лет, когда начинается общение со сверстниками, они сами начинают страдать от неумения сосредоточиться и анализировать простейшие задачи. При постоянной негативной реакции к поведению таких детей формирование личности будет под угрозой.

Проявления у детей дошкольного возраста гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста стала довольно частым отклонением. Достаточно остановиться около детского сада во время общей прогулки и понаблюдать за детьми. В этом возрасте они еще не умеют притворяться. Сразу видно, что кто-то ведет себя спокойно, а кто-то — излишне энергичен и суетлив. Нужно ли родителям беспокоиться и применять какое-то лечение или — «само пройдет»?

Такое поведение часто объясняется возрастом и не является патологией. Но и запускать такое состояние нельзя. Привычка вести себя чересчур деятельно может впоследствии стать причиной непонимания со стороны сверстников и педагогов. Распространенными признаками гиперактивности являются:

  • повышенное беспокойство — ребенок постоянно крутится на стуле или стоя на одном месте;
  • постоянное движение везде, где бы он ни находился;
  • нарушения внимания;
  • двигательная активность тогда, когда попросили тихонько посидеть;
  • высокая активность по сравнению с другими детьми ;
  • нетерпеливость по отношению к делам;
  • отсутствие контроля за собственными действиями;
  • импульсивность при принятии решения — сначала делает, потом думает;
  • подпрыгивание на одном месте, если нужно стоять на одном месте, или частые вскакивания со стула, если нужно сидеть;
  • двигательная активность, подчас не имеющая никакой цели и смысла;
  • при невозможности постоянно двигаться проявление через речь: постоянные разговоры, шумное поведение;
  • неспособность заполнить свой досуг тихими играми или чтением.

Обязательно нужно помнить, что мы сравниваем детей не с нами, не с младшими братьями-сестрами, а только со сверстниками. Причем умственное развитие этих детей должно быть примерно на том же уровне, что наше. Иначе мы рискуем поставить неверный диагноз. Изменение поведения — это всегда наличие проблемы.

Как можно количественно выразить гиперактивность дошкольников, чтобы понять смысл изменений поведения? Особенности складываются из следующих факторов:

  1. Около 70% детей проявляют беспокойство по любому поводу.
  2. Приблизительно половина гиперактивных детей страдает расстройством аппетита: это может быть как его отсутствие, так и излишнее потребление еды.
  3. У 70% детей присутствуют устойчивые приемы поведения.
  4. У 50% гиперактивных детей возникают проблемы со сном.

Такое состояние объясняется часто дефицитом внимания, поэтому происходит объединение причины и следствия под аббревиатурой СДВГ. Что расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Под вниманием подразумевается не забота и чуткость по отношению к младшему члену семьи, а способность внимательно выслушать, рассмотреть, сконцентрироваться на каком-либо объекте.

Проблемы при СДВГ

Если дошкольнику поставлен такой диагноз, то обучение простейшим навыкам будет затруднено из-за неумения собраться с мыслями. Какие еще проблемы сопровождают детей, у которых двигательная, речевая активность выше нормы? Можно выделить среди них основные:

  1. Приложение дополнительных усилий для совершения действий, простейших для данного уровня умственного развития. Родителям придется усерднее стараться, чтобы малыш сначала сосредоточился, а затем — выполнил задание. Концентрировать внимание нужно учить с самого раннего детства всех, а не только неуравновешенных детей.
    Российская педагогическая традиция делает упор на знания детей. А во Франции, к примеру, дошкольников с детства учат быть внимательными и собранными. Это дает плоды при дальнейшем обучении.
  2. Трудности в общении со сверстниками. Коммуникабельность гиперактивных детей нарушается из-за проявления нетерпеливости, неспособности сконцентрироваться.
    Здесь важно привить простейшие навыки, чтобы была основа хотя бы на уровне привычки. Недопустимо кричать и унижать маленького человека. Это может повредить его взаимоотношениям со сверстниками. Дети часто проецируют отношение к ним в семье на других ровесников или детей помладше.
    Таким образом, вместо просто гиперактивного можно получить агрессивно настроенного дошкольника, который не сможет контролировать свои действия. В этом случае общение будет сопровождаться конфликтами с ровесниками.
  3. Непонимание воспитателей и учителей. Следствием является негативное отношение со стороны взрослых. У детей, которые чувствуют это, но не имеют возможности справиться со своим эмоциональным состоянием, сильно падает самооценка.
    Следствием такого явления может стать как потеря интереса к учебе, так и желание доказать свое превосходство различными способами. У педагогов часто складывается негативное отношение к гиперактивным детям, поскольку приходится сталкиваться с проблемами.
    Это так называемая категория «неуправляемых» детей, которым очень трудно дается обработка той информации, которую дает воспитатель. Мозг не может справиться с поступающей информацией, поэтому ребенок учится игнорировать то, что говорят ему взрослые.

Родители должны понимать, что любому, у кого повышена активность, будет нелегко в любом коллективе. Нужно будет устанавливать связи и контакты с ровесниками, а также учиться в школе. Поэтому гиперактивность необходимо лечить или хотя бы корректировать при помощи педагогических приемов.

Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников

По статистике гиперактивность у дошкольников отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Проявление в поведении импульсивности и чрезмерной активности встречается у мальчиков в 5 раз чаще. Диагноз СДВГ отражается на отношениях со сверстниками и воспитателями. В дальнейшем подобное расстройство сказывается и на учебе.

Конечно, такое состояние легче предупредить, чем лечить. Существуют определенные группы «риска», у которых подавляющее число причин — объективные. В основном, все они связаны с внутриутробным развитием:

  • наследственность, генетическая предрасположенность;
  • повышенное артериальное давление у беременной матери будущего малыша;
  • неправильное развитие во время беременности;
  • кислородное голодание и избыток углекислоты в крови и тканях плода, так называемая асфиксия или удушье;
  • токсикоз, болезненное состояние беременной;
  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые или, напротив, преждевременные роды;
  • сложная экологическая ситуация, вредные факторы на производстве;
  • стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • несбалансированное или недостаточное питание во время беременности;
  • тяжелые заболевания матери во время внутриутробного развития малыша.

Эти причины, в основном, не зависят от целенаправленных действий матери. Например, генетическую предрасположенность невозможно скорректировать. Конечно, нужно внимательно следить за своим здоровьем и понимать, что оно принадлежит уже не только матери.

Существует целая группа факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малыша, зависящих от поведения матери. Причины гиперактивности бывают следующими:

  • прием матерью лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • отрицательное воздействие во время беременности на организм: алкоголя, курения, наркотиков;
  • постоянные конфликтные ситуации в семье;
  • необоснованно завышенные требования: в семье со стороны родителей, в детском саду — воспитателей;
  • постоянные нарекания со стороны взрослых.

Уже к 4-5 годам дети сами могут осознавать, что приносит проблемы. Еще хуже, если при возникновении подобных трудностей, начинают ссориться их родители. Дети не просто понимают свою «ущербность». Еще осознают, что являются причиной ссор в семье. Все основные проявления СДВГ могут значительно усилиться.

Он еще больше беспокоится, стараясь понять, что от него хотят. Становится плаксивым или чересчур активным, в надежде разрешить конфликтную ситуацию. Поэтому нужно запомнить, что гиперактивности нельзя давать развиваться. Нужно по возможности сохранять мир в семье. Спорить о методах воспитания можно только в отсутствие детей.

Ребенок не слушается

В каком возрасте начинает проявляться гиперактивность

Признаки СДВГ проявляются сразу же после рождения. Сигналы в поведении могут быть следующими: малыш не может сосредоточиться на одной игрушке, его внимание постоянно перескакивает от одного предмета к другому. Он чем-то постоянно обеспокоен. У таких грудничков часто сбиваются биоритмы.

Повышение тонуса мышц, частая рвота также говорят в пользу гиперактивности малыша. При диагнозе СДВГ такие проявления — не случайность. Грудничок бурно выражает свое отношение к любому раздражителю: слишком яркое солнце, тесная одежда. Кстати, такие дети очень не любят одеваться в одежду, которая стесняет их движения. Поэтому часто плачут, когда их одевают.

Некоторые родители просто не замечают, что дети ведут себя не совсем так, как полагается. Это происходит по следующим причинам:

  • родителям малыша не с чем сравнивать, это их единственный ребенок;
  • ввиду своей занятости они просто не замечают постоянного эмоционального возбуждения;
  • родители считают, что ребенок плохо спит, капризничает по их вине, поскольку они не могут успокоить или укачать малыша;
  • думают, что подобное поведение: например, частый плач — норма для малыша.

Из-за вышеперечисленных причин родители начинают замечать его особенное поведение лишь к 2-м годам. В этом возрасте повышенная нервозность или капризность уже не будут казаться чем-то естественным, как у новорожденного. Некоторые дети в этом возрасте уже ходят в детский сад, где появляются регулярные, вынужденные контакты с ровесниками.

Они оказываются внутри межличностных отношений, где проявляются все их психологические особенности. Их поведение со сверстниками уже показатель определенного состояния. Оно может отличаться не только повышенной возбудимостью. Иногда, напротив, дети могут отказываться от контактов и никак не интересоваться происходящим.

Родители должны интересоваться поведением своего 2-х летнего чада в коллективе сверстников. Если активность его непродуктивна, не преследует какой-то определенной цели, то можно посоветоваться с детским психологом.

Обычно подобное поведение предшествует более серьезным проблемам: речевой и двигательной расторможенности. В два года дети могут быть просто непоседливы, их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. В 3 года наступает следующий этап, когда дети формируются как личность. Пытаясь быть самостоятельными, они начинают копировать поведение старших.

Наступает так называемый «кризис трехлетнего возраста». Как может проявляться он у гиперактивного дошкольника? Он не просто больше двигается и говорит, чем все остальные. Своим поведением может мешать другим ребятам. Проявляются эгоистические наклонности, которые в коллективных играх выплескиваются в конфликтные ситуации. Последовательность действий в подобном состоянии отсутствует, все поступки подчинены импульсу, поведение может быть неадекватным. Это выражается в чересчур эмоциональном поведении в ответ на любую просьбу или требование взрослого.

В 5-6 лет дети, если никак не корректировать их поведение, могут:

  • перебивать взрослых на полуслове;
  • не обращать внимания на замечания взрослых;
  • перекрикивать ровесников, чтобы добиться доминирующего положения в игре;
  • игнорировать просьбы со стороны как детей, так и взрослых.

Это лишь некоторые грани гиперактивности дошкольников. Их поведение является не всегда следствием плохого воспитания или агрессивности. Мозг не способен вовремя обработать информацию, поэтому он просто не успевает реагировать на реплики или события. Такое состояние болезненно не только для родителей и окружающих людей, но и для самих детей.

Лечение

Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности своего состояния, нужно правильно поставить диагноз. Лучше, если это сделают специалисты, потому что зачастую родители склонны к преувеличению. Обязательная консультация требуется :

  • детского невролога;
  • дошкольного психолога;
  • психиатра.

Возможно, потребуются дополнительные исследования, УЗИ или МРТ головного мозга.

Очень важна при воспитании согласованность действий родителей, родственников (если они принимают активное участие) и воспитателей. Возможно, потребуется терапевтическое лечение, которое включает:

  • прием препаратов, снижающих тревожность;
  • лекарственные отвары из трав, успокоительные чаи;
  • полноценное питание для растущего детского организма.

Такое лечение приведет к нужному результату только при регулярности терапии. Важен и комплексный подход, при котором совмещается несколько видов лечения. По психологическому воздействию можно выделить несколько правил:

  • строго дозировать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • выделить не отрицательные черты в характере, а положительные качества;
  • свести к минимуму эмоциональные потрясения: строгий запрет на страшные и агрессивные мультфильмы и передачи, несущие тревогу;
  • включить в распорядок дня физические нагрузки;
  • окружить всех членов семьи доброжелательной обстановкой.

Отношения в семье — это главная составляющая успеха в терапии. Для того, чтобы лечение было успешным, необходимо:

  • единое поведение обоих родителей по всем существенным вопросам;
  • частый активный отдых на природе и культурный досуг;
  • запрет на потакание капризам, но большое внимание таким детям;
  • четкая иерархия в семье: муж — глава семьи, мать — помощник и душа семьи, дети — любимые, но не главные члены семьи;
  • запрет на частые наказания;
  • доброжелательная и комфортная обстановка в доме не только для детей, но и для всех членов семьи, чтобы ребенок не стал эгоистом.

Лечение детей с диагнозом СДВГ должно быть пронизано любовью и заботой. Не важно, сколько времени в день вы уделите терапии, гораздо важнее, чтобы ваши дети почувствовали себя нужными и любимыми.

nach-shkola.ru

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Каждый родитель знает – когда его ребёнок не балуется, не шалит, не достаёт всевозможными вопросами и вообще ведёт себя слишком вяло – это значит, что, скорее всего, придётся обращаться к врачу. Дети не умеют скучать. Такое поведение свидетельствует о недомогании и нужно срочно принимать меры.

А вот когда в квартире всё разбросано, постоянно что-то падает и шум не стихает ни на минуту – это замечательно. Нужно следить лишь за тем, чтобы не проявлялись симптомы гиперактивности и недостатка внимания. В этом случае тоже необходимо задуматься, понаблюдать за своим дошкольником и посоветоваться со знающим специалистом.

Причины возникновения

Причина проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть не одна и корнями уходить в самые ранние сроки беременности. Если будущая мама подвергалась каким-либо отрицательным психологическим стрессам или испытывала проблемы со здоровьем. Курение во время беременности или неправильное питание. Трудные роды, повлекшие за собой пусть даже незначительные травмы.

Доказано, что этот недуг может передаваться с генами. А может быть реакцией на вредные вещества или даже на отравление некоторым доступными химическими соединениями, которые используются в повседневной жизни, такими как свинец и всевозможные пищевые добавки, очень распространённые в наше время.

Так же важна общая атмосфера в семье. Частые конфликты, излишняя строгость или наоборот безразличие, могут стать причиной возникновения СДВГ.

Ярко выраженные симптомы и признаки

  • нелогичные, импульсивные движения ногами и руками;
  • ребёнок не может спокойно усидеть на стуле. Постоянно крутится и мнётся;
  • не может долго стоять или сидеть на одном месте. Без объяснения причин встаёт и уходит;
  • вдруг начинает совершать абсолютно неуместные действия. Крутится, прыгает на месте;
  • отсутствие усидчивости. Не может несколько минут подряд заниматься каким-либо спокойным делом. Рисовать, лепить, читать;
  • постоянно двигается;
  • постоянно болтает;
  • старается ответить на вопрос, не дожидаясь его окончательной формулировки;
  • во время игры не может дождаться, когда наступит его очередь;
  • вмешивается в чужой разговор, требует, чтобы на него обратили внимание;
  • ночью вертится, сбрасывает одеяло.

Ни в коем случае не нужно торопиться, делать скоропалительные выводы и самостоятельно диагностировать гиперактивность. Некоторые похожие симптомы могут оказаться чертами характера подрастающего человека и не являться заболеванием. И даже когда сразу несколько признаков начинают проявляться стоит обратиться к специалисту, оповестить воспитателей в детском саду, чтобы они понаблюдали за поведением малыша.


Некоторые симптомы могут быть заметны в 2-3 года. Однако паниковать не стоит. Ребёнок может просто сбиться с жизненного ритма и не уснуть в привычное время. А возможно, просто-напросто слишком увлёкся интересной игрой или красочными картинками и пока не доиграет или не досмотрит, спать не соглашается. Да и физическое состояние может повлиять. Режутся зубки, пучит живот, жажда, повышение температуры и многое другое.

Когда ребёнок в этом возрасте родителям надо быть особо внимательными и если что показать своего малыша специалисту. Доктор может выявить неусидчивость, невнимание, непослушание и определить обычный ли это каприз, которых в эти годы первого взросления может быть сколько угодно, или это действительно симптомы гиперактивности.

В 5 лет в детском саду начинаются занятия по подготовке к школе и в это время симптомы могут проявиться более активно. Повышаются умственные и физические нагрузки, и нервная система не успевает подстроиться. В интеллектуальном плане ребёнок ничем не отличается от остальных своих сверстников, но он становится неуравновешенным, вспыльчивым, с заниженной самооценкой, когда даже при самом лёгком задании станет утверждать, что у него не получится, и как следствие не будет выполнять. Могут начаться головные боли и даже энурез. В этом случае медлить и ждать, что всё пройдёт само собой нельзя. Чем раньше начать лечение – тем большая вероятность обойтись без тяжёлых последствий.

Лечение гиперактивности у дошкольников

Лечение гиперактивности у детей

Лечение, или коррекция гиперактивности проводится двумя способами.

1. Немедикаментозное. Оно заключает в себе несколько методик и применяется в первую очередь.

  • Просчитанные двигательные упражнения: нужно постараться исключить соревновательные игры, когда ребёнок не будет стараться непременно стать первым среди равных. Лучше совершать зимой лыжные прогулки, летом турпоходы. Незаменимым является плавание, которое благотворно влияет и на психику и на общее физическое состояние;
  • Занятия с психологом. Хороший, опытный специалист быстро определит занятия, во время которых ребёнок сможет чувствовать себя спокойно и уверенно. Моделировать самые разные ситуации успеха. Давать упражнения на развитие внимания, памяти и речи. После необходимого наблюдения, психолог может посоветовать сменить обстановку и окружение. В новой компании положительное доверчивое отношение сформируется намного быстрее;
  • Семейные занятия психотерапией. Родители, у которых дети страдают данным синдромом, особенно матери, чаще подвержены перепадам настроения, депрессиям, импульсивности и раздражительности, что очень отрицательно влияет на общий климат в семье.
  • Аутотренинги. Это не просто, но релаксация позволяет нормализовать нервную систему и стимулировать деятельность коры головного мозга.
  • Коррекция поведения. Всем известна система «кнута и пряника». Многие утверждают, что действует она безотказно. Вовремя наказать – значит пресечь повторение плохих поступков. А вовремя похвалить – значит стимулировать делать что-то хорошее. С детьми подверженными гиперактивности это не работает. Вернее, работает лишь в одном направлении. Такие ребятишки практически нечувствительны к наказаниям. Излишняя строгость наоборот ведёт к озлоблению, и малыш начинает ещё больше вредничать. В случае провинности лучше спокойно, но настоятельно объяснить, что он натворил и к каким последствиям для него и для других это может привести. Рассказать, почему так делать нельзя и, главное, как можно это исправить. А вот своевременная похвала очень действенна. Ребёнок начинает понимать, что он добился чего-то особенного, родители радуются его достижениям и готовы помочь, если у него что-то не получается. Это стимулирует на дальнейшие поступки. Однако заигрываться с этим не стоит. Если ваше чадо провинилось, нельзя спускать это на тормозах. Не кричать, не браться за ремень, не ставить в угол, не отбирать любимую игрушку. Сесть и поговорить по душам, приводя примеры плохих и хороших поступков.

2. Медикаментозное. Применяется лишь в том случае, когда все остальные средства испробованы и не принесли нужных результатов.

Поведение родителей

Поведение родителей при гиперактивности ребенка

Первая и, наверное, самая главная рекомендация для родителей, у которых в семье есть гиперактивный ребёнок – это всегда, при любых обстоятельствах оставаться спокойным. Криком и резкими движениями вы только усугубите положение.

Ненавязчиво заведите для своего малыша необременительный распорядок дня, где будут учитываться не только обязанности, но и права. Внедрять его надо постепенно, чтобы ребёнок не с завтрашнего утра начал жить по-новому, а потихоньку привыкал, что в определённое время ему необходимо сделать определённые дела. Включите в распорядок не сложные задания по дому (полить цветы в своей комнате, вынести мусор, заправить постель, накормить домашнего питомца) и дайте понять, что это его ответственность, но не следует приказывать. Лучше договаривайтесь заранее о том, что ребёнок выполнит порученное ему дело.

Строго следите за тем, чтобы не было переутомления, как физического, так и умственного. Долгое сидение перед телевизором или компьютером вызывает такую же реакцию, как и продолжительная спортивная игра. На фоне усталости может возникнуть обратная реакция, выраженная в неожиданной двигательной активности и моральном всплеске. Поощряйте любые новые начинания и внимательно следите за успехами. Возможно, удастся нащупать приоритетное поле деятельности для вашего ребёнка, которому он будет отдаваться с удовольствием и желанием.

Не стоит часто посещать многолюдные места, где много суеты и шума. Чаще спрашивайте, что его интересует, и ненавязчиво заставьте его рассказать о том, что он делает в данный момент или, чем занимался вчера. Постарайтесь, чтобы ребёнок анализировал свои действия и делал выводы, что и почему у него не получилось.

Наладьте режим сна. Ребёнок должен обязательно высыпаться. В противном случае неотвратимым станет потеря внимания, самоконтроля и позитивного мышления. В доме должны быть благоприятная атмосфера. Сконцентрируйтесь на взаимоотношениях не только с ребёнком, но и с остальными членами семьи. Всё воспитание стройте на положительных эмоциях. Не уставайте хвалить своего ребёнка, но и делать его абсолютно ненаказуемым нельзя.

Позитивные выводы

Гиперактивность ребенка

Гиперактивность у детей дошкольного возраста – это не приговор. Побеспокоится, несомненно, придётся, но паниковать и отчаиваться не стоит, ни в коем случае. Своевременная диагностика, консультация у специалиста, правильное выполнение всех рекомендаций и ваш ребёнок обязательно вернётся на правильный путь развития. Он станет в меру активным, спортивным, умным. Будет щёлкать задачки по математике, как орешки, и писать длинные сочинения без единой орфографической ошибки. У него будет полно хороших друзей и красивых подруг. Появится цель в жизни, а значит, и вы станете им гордиться.

detstvodetstvo.ru

Гиперактивность и причины ее возникновения у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс:

#}

План

Глоссарий.

I. Информационная часть.

  1. Понятие “гиперактивности”. (Слайд 2.)
  2. Критерии и причины возникновения гиперактивности. (Слайд 3–10.)
  3. Психолого-педагогические рекомендации. (
    Слайд 11.)

II. Практическая часть.

  1. Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля. (Слайд 12.)
  2. Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности. (Слайд13.)
  3. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания. (Слайд 14.)

III. Приложение.

  1. Основные “темы” выступления.
  2. Игры и упражнения для гиперактивных детей.
  3. Презентация на диске.

Глоссарий.

Агрессивность (от лат. aggressio – нападение) – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов).

Активность личности – способность человека действовать относительно независимо от ситуации, сознательно ставить перед собой цели и достигать их, производя значимые изменения в окружающем мире и в самом себе.

Внимание (англ. attention) – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Возбуждение – основное свойство нервной ткани, ее способность отвечать на раздражение (сигнал).

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Гиперакимвность – (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.

Гиперакимвный ребенок – (Г. Вейс считает наиболее характерными следующие нарушения при гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку). При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме.

Движение – моторный, двигательный компонент любого действия.

Дошкольный возраст – период детства с 3 до 6-7 лет, т.е. от раннего до младшего школьного возраста.

Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей.

Импульсивность (англ. impulsivity; от лат. impulsio – толчок; в переносном смысле – побуждение, повод) – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Координация движений – согласованность движений отдельных мышечных групп, обеспечивающих ловкость.

Новорожденность – период развития от рождения до достижения 4-6 месяцев, в течение которого происходит первичное приспособление ребенка к жизни вне утробы матери.

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Произвольность – способность человека подчинять собственное поведение собственной цели или принимаемому чужому требованию.

Самоконтроль – сознательное регулирование личностью своего поведения, собственных действий, психических состояний в соответствии с определенным эталоном.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уравновешенность – одно из основных свойств нервной системы, выражающее соотношение между нервными процессами возбуждения и торможения.

Понятие “гиперактивности”.

 Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по достижении возраста 8 лет, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком в течении 6 месяцев.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными постоянными движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для гиперактивных детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая – по норме – продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаружатся нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность гиперактивных детей по сравнению с другими выше (даже во сне). Так же гиперактивные дети страдают дефицитом внимания. Это проявляется в трудностях его удерживания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Для них характерна непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей. К тому же они старательно избегают задания, требующих длительных умственных усилий. Гиперактивный ребенок часто действует, не подумав, перебивая других, может без разрешения встать и выйти их группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчинятся правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.

Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5–7 лет и приходится на период подготовке к школе, второй в возрасте 12–15 лет (период полового созревания).

Причины возникновения гиперактивности.

Причины возникновения гиперактивности окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов служат:

  • Недостаточное питание матери
  • Отравление свинцом
  • Внутриматочные дефекты
  • Наркотическое или алкогольное отравление
  • Кислородная недостаточность
  • Недоношенность плода

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления гиперактивного фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно часто среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет значительную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
– соответствующая медикаментозная поддержка;
– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, активными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшает его.

Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по снижению гиперактивности.

  1. Поступки гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов “НЕТ”, “НЕЛЬЗЯ”, строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.
  2. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
  3. Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  4. Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание – только не физическое! – за плохое поведение.
    Разумнее, чтобы ребенок спокойно поседел в течение определенного времени (5-10 минут) в специальном месте, но не лишался прогулки или еды.
    Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Необходимо чтобы вслед за понесенным наказанием ребенок получал необходимое эмоциональное подкрепления, знаки приятия и поощрения.
  5. Гипеактивный ребенок должен, всегда находится перед глазами педагога.
  6. Необходимо проводить занятии с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.
  7. Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
  8. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).
  9. Избегать завышенных или заниженных требований.
  10. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.

Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля:

“Черепаха”.
“Кричалки-шепталки-молчалки”.
“Говори”.
“Царевна Несмеяна”.

Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:

“Крик в пустыни”.
“Два барана”.
“Рубка дров”.

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания:

“Кто летает?”.
“Чужие колени”.
“Сантики-фантики-лимпопо”.
“Считалочки-бормоталочки”.

Литература.

  1. Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011 г.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ре. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010 г.
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6-е. Рн/Д: Феникс, 2008 г.
  5. Психологический словарь.2-е изд./Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007 г.
  6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет/ авт. сост. Е.В. Шитова. – В.: Учитель, 2009 г.

27.11.2011

urok.1sept.ru

Гиперактивность детей дошкольного возраста — Растишка

Со стороны кажется, что маленькие дети переполнены энергией и силами. За один день они успевают побегать, попрыгать, почитать, поиграть в видеоигры, сделать несколько важных наблюдений. Для дошкольного возраста такое поведение вполне естественно и в большинстве случаев не должно вызывать беспокойств у родителей. Однако иногда чрезмерная активность детей заметно влияет на их восприятие окружающей среды. Тогда родителям следует узнать, что такое детская гиперактивность, и обратиться к специалисту, который подтвердит или опровергнет подозрения.

Как проявляется гиперактивность

О гиперактивности сегодня очень много пишут и говорят, и особо беспокойные родители в любопытстве и неусидчивости своих детей находят проявление этого синдрома. На деле поставить точный диагноз могут только специалисты, которые с высоты своего опыта практически безошибочно определяют симптомы. Гиперактивность — это не просто чрезмерная активность, а целый ряд поведенческих особенностей. О возможном наличии этого состояния у малыша говорят три основных симптома:

  • Неусидчивость и расторможенность. Часто родители бьют тревогу, если ребенок медлительный и стеснительный. Однако расторможенность также должна привлечь внимание взрослых. Если ребенок с трудом сидит на одном месте, постоянно ерзает, стучит пальчиками, болтает ножками, значит, есть вероятность диагностики гиперактивности.
  • Импульсивность. Неожиданная смена настроения, острая реакция на раздражители, стремление перебить говорящего, отсутствие страха и контроля — все это говорит о возможном наличии гиперактивности.
  • Недостаточность активного внимания. Ребенок не может сосредоточиться на решении одной задачи, постоянно отвлекается, что-то забывает и даже теряет.

Гиперактивность детей сопровождается дефицитом внимания, поэтому специалисты называют синдром СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ

Первое, что должны понимать родители, — игнорировать СДВГ нельзя. К сожалению, в нашей стране до недавнего времени гиперактивность не рассматривалась как заслуживающий внимания синдром, и дети из-за этого часто испытывали дискомфорт. В школе и детском саду они сталкивались со стеной непонимания со стороны сверстников и недовольства — со стороны преподавателей. Обнаружить признаки гиперактивности у малыша можно даже в первый год жизни, однако проще всего это сделать в возрасте 3−6 лет. В этом возрастном периоде дети с симптомами СДВГ по своему поведению заметно отличаются от сверстников. Кроме того, корректировка поведения 3−6-летних малышей наиболее эффективна, т.к. при отсутствии школьной нагрузки ребенок меньше подвержен стрессу. А своевременное лечение позволяет детям с СДВГ уже к моменту поступления в первый класс избавиться полностью или частично от проявлений гиперактивности.

Если родители отметили за ребенком симптомы, характерные для СДВГ, следует как можно скорее обратиться к детскому неврологу и психологу. Только профессионал сможет подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз. В случае подтверждения синдрома специалист предложит подходящую схему устранения симптомов. Как правило, используются следующие средства и методы:

  • Медикаменты. Обычно это легкие успокоительные, которые несколько притормаживают активность нервной системы без какой-либо опасности для ребенка.
  • Поведенческие нормы. Воспитывать гиперактивного ребенка достаточно сложно, т.к. он часто игнорирует взрослых и установленные ими правила. Тем не менее, воспитание полностью исключать нельзя, нужно лишь его скорректировать.
  • Физическая нагрузка. Задача взрослых — помочь ребенку направить энергию в нужное русло. Регулярные занятия спортом — будь то бег или силовые упражнения — будут дисциплинировать ребенка, а также «выматывать» его.
  • Психотерапия. Конкретные методики по снижению влияния синдрома на ребенка может предложить детский психотерапевт. При этом к каждому малышу специалисты практикуют индивидуальный подход, позволяющий эффективно решить проблемы и устранить симптомы.

Как помочь малышу?

Важную роль в развитии гиперактивных детей играет семья. Простые советы родителям и близким родственникам помогут быстрее устранить СДВГ у малыша.

  • Избегайте отрицаний. «Нельзя» и «нет» гиперактивный ребенок практически не воспринимает. Отрицательные конструкции в предложениях только запутают его.
  • Будьте терпеливы и сохраняйте спокойствие. «Достучаться» до ребенка с СДВГ иногда очень сложно, но нужно относиться к ситуации с пониманием. Четко формулируйте просьбы и правила поведения. Используйте короткие предложения. При необходимости повторяйте то, что уже было вами сказано.
  • Ограничьте просмотр телевизора и видеоигры. Гиперактивный ребенок в 3−4 года и так быстровозбудим, поэтому лишние раздражающие факторы лучше избегать.
  • Создайте приятный микроклимат в семье. Очень важно предотвращать стрессовые для ребенка ситуации, открытые конфликты. Спокойный и дружелюбный микроклимат — залог быстрого восстановления малыша.

Вовремя обратившись к специалисту и следуя вышеизложенным правилам, вы сможете достаточно быстро добиться удивительных результатов. В большинстве случаев у детей при поддержке родителей и соблюдении схемы лечения гиперактивность в 5−6 лет заметно корректируется. А с возрастом СДВГ и вовсе исчезает, возвращая ребенка к совершенно нормальной и спокойной жизни.

Был ли у вас опыт воспитания или общения с гиперактивными детьми? Делитесь своими советами и наблюдениями в комментариях. Возможно, они будут для кого-нибудь очень полезными.

www.rastishka.ru

Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение, симптомы, причины

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение — результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:

  • Наличие неврологических проблем.
  • Частые конфликты в семье между родителями.
  • Слишком большая требовательность и строгость по отношению к ребенку.
  • Отравления химическими веществами.
  • Неправильный рацион ребенка.

Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

  1. Проблемы с активным вниманием. Такие дети не могут концентрироваться длительное время, во время учебных занятий часто отвлекаются, делают ошибки. Малыш может потерять или забыть свои вещи, для него труднее всего выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности.
  2. Двигательная активность относится ко 2-й группе признаков. Можно наблюдать постоянное движение, при этом у ребенка нет определенной цели, все движения хаотичны и бессмысленны. Малыш не может долго сидеть без движения, постоянно что-то теребит, дергает ногами. Наблюдаются проблемы со сном, ребенок много говорит, для него не проблема пообщаться с совсем посторонним человеком.
  3. Импульсивность. Ребенок не контролирует свои действия, для него не существует правил. Часто инициирует конфликты с другими детьми и взрослыми, может быть агрессивным.

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:

  • Капризность.
  • Плаксивость.
  • Раздражительность.
  • Болтливость.
  • Стремление быть всегда и во всем лидером.
  • Общение предпочитается с младшими по возрасту.
  • Часто еще ребенок бывает левшой.
  • Жалобы на головные боли.
  • Заниженная самооценка.
  • Нервные тики.
  • Различные страхи.
  • Энурез.

Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:

  1. На первом этапе врач пытается собрать как можно больше информации о ребенке. Изучает карту малыша, уточняет протекание беременности, наличие сопутствующих заболеваний. Врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, а также использует утвержденную методику Американской психиатрической ассоциации для диагностирования СДВГ.
  2. На втором этапе проводят психологические обследования с использованием специальных тестов. Они позволяют увидеть степень выраженности патологии.
  3. Обследования на специальном оборудовании. Для постановки правильного диагноза маленького пациента направляют на электроэнцефалограмму и МРТ. Эти обследования позволяют оценить электрические потенциалы мозговой деятельности и увидеть отклонения, если таковые имеются.

Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Семейная психотерапия. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При постановке диагноза «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это краниосакральная терапия, или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом «гиперактивность» уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Корень дягиля. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные аутогенные тренировки, ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз «гиперактивность», надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

fb.ru

Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечение / Правила проявления внимания, прописанные врачом: фото и видео

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – стойкое психологическое расстройство, приводящее к нарушению поведения у детей. Это выражается в том, что ребенок не может спокойно сидеть на одном месте, не может концентрироваться, он должен постоянно двигаться и шуметь, привлекая внимание. На взгляд родителей и посторонних людей, гиперактивные дети просто ведут себя невоспитанно, и только врач может определить болезнь и поставить диагноз.

Гиперактивность – врожденное, реже приобретенное, состояние, возникающее при внутриутробном или родовом поражении коры головного мозга или нервной системы. Причинами этого могут быть:

  • Гипоксия внутриутробная или при рождении;
  • Курение или употребление матерью наркотиков;
  • Неправильный режим жизни, стрессы, неправильное питание матери во время беременности;
  • Недоношенность;
  • Слишком затяжные или наоборот, слишком стремительные роды, а также химическая стимуляция родовой деятельности.

Кроме того, гиперактивность может развиться и в более поздний период, из-за травм головы или заболеваний нервной системы. Некоторые врачи считают, что СДВГ может развиться и по психологическим причинам, например, из-за конфликтов в семье или излишней строгости в воспитании, но другие находят это утверждение спорным.

Диагностика и симптомы гиперактивности

Многим родителям кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок активный и импульсивный. Но на самом деле такие дети почти не приспособлены к учебе, не слышат собеседника и не могут нормально общаться, легко выходят из себя. Их гиперактивность носит деструктивный характер, а нервная система, если не принять мер по лечению, расшатывается до неврозов и более тяжелых заболеваний.

Болезнь делится на 3 вида или типа проявлений:

  • Синдром недостатка внимания;
  • Гиперактивность;
  • Синдром недостатка внимания и гиперактивности, наиболее частый вариант.

Точно диагностировать гиперактивность для последующего лечения, можно только после 6 лет. Но и в более раннем возрасте у детей могут проявляться некоторые симптомы: плохой сон, небольшая (на 1,5-2 месяца) задержка речи и психического развития, повышенная возбудимость и плаксивость. Все дети иногда капризничают, плохо спят или отвлекаются от игры, и часто нет причин подозревать гиперактивность. Гиперактивность у детей можно подозревать, если симптомы сохраняются несколько месяцев подряд. Однако такие симптомы могут быть и у других заболеваний, поэтому не стоит паниковать или начинать кормить детей успокоительным до посещения врача.

Симптомы гиперактивности:

  • Болтливость;
  • Много движений, часто неуместных;
  • Неспособность спокойно сидеть на стуле, заниматься одним делом дольше нескольких минут;
  • Неспособность ждать;
  • Беспокойный неглубокий сон;
  • В более взрослом возрасте такие дети становятся беспокойными взрослыми, которые стремятся делать несколько дел одновременно.

Симптомы недостатка внимания у детей:

  • Неспособность концентрироваться, удерживать внимание;
  • Невнимательность во время разговора;
  • Неспособность закончить начатое дело;
  • Забывчивость и много потерянных вещей;
  • Склонность к разрушению и деструктивное поведение, игнорирование правил и запретов.

Часто родителям не хочется видеть огрехи своего воспитания, и поэтому они сами ставят детям диагноз. Это в корне неверно, только врач-психоневролог может определить у малыша наличие или отсутствие СДВГ или другого, более серьезного заболевания с похожими симптомами. Постановка диагноза производится в 3 этапа: сбор анамнеза и наблюдение за детьми, тестирование и аппаратное обследование (электроэнцифалография мозга).

Нередки случаи, когда педиатр, принимая уставшего и хнычущего малыша, определяет синдром гиперактивности на глаз, предлагает лечение, беспокоя родителей. Верить такому врачу не стоит. Если доктор на самом деле подозревает у малыша заболевание, то он выпишет направление на обследование у специалиста.

Еще чаще похожие симптомы говорят о том, что малыш находится в стрессовой ситуации, например, из-за сложной напряженной обстановки в доме, переезда, подготовки к школе или просто перегруженности дополнительными занятиями.

Лечение гиперактивности

Назначать лечение детям с СДВГ должен врач. В России синдром гиперактивности не лечится психостимуляторами, вместо них чаще назначаются ноотропные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга, не влияя на психику. В Европе и США психостимуляторы разрешены для лечения, но из-за огромного количества побочных эффектов к ним прибегают только в крайних случаях. Врач может назначить еще и легкое успокоительное, от которого дети лучше спят и меньше раздражаются.

Часто гиперактивность – всего лишь симптом более сложных и глубоких проблем, поэтому перед началом избавления от нее необходимо устранить причину – вылечить травму или заболевание головного мозга, нервной системы, нормализовать атмосферу в семье или проработать с психологом травмирующую ситуацию. Часто после устранения причины дети становятся более спокойными и гиперактивность сама сходит на «нет».

Большую часть симптомов гиперактивности можно купировать и без лекарств. Например, детям с гиперактивностью показана физическая нагрузка для избавления от излишков энергии. Но, чтобы не нагружать расшатанные нервы еще сильнее, противопоказаны командные игры, вроде футбола и баскетбола, соревнования в чем бы то ни было или скучные статичные нагрузки. Отличный выбор – плавание, так как вода прекрасно снимает стресс, легкая атлетика, лыжи или езда на велосипеде, гимнастика и ЛФК. Перед началом занятий необходима консультация терапевта или другого лечащего врача, чтобы физическая нагрузка не навредила организму.

Второй не менее важный аспект работы с такими детьми – работа с психологом. Регулярные занятия помогут малышу раскрыться, научиться взаимодействовать с другими детьми, понимать себя и окружающих, концентрироваться и удерживать внимание. Разумеется, это достигается не за одно занятие, а за несколько месяцев, а иногда и лет. Работа проводится не только с гиперактивными детьми, но и с родителями, у которых может быть депрессия или иное подобное расстройство, влияющее на домочадцев. Перед тем, как лечить последствия детской гиперактивности, необходимо устранить причину, и если в семье сложная нервозная обстановка, то психолог разбирается с причинами конфликтов, тем самым облегчая малышу жизнь.

Также для расслабления и снижения тревожности рекомендуется проведение аутотренингов. Простой формой аутотренинга для маленького ребенка может стать чтение или рассказывание сказки, которой он полностью поглощен и в рассказывании которой задействован, а деткам постарше подойдет аутогенная тренировка, основанная на расслаблении и внутренней концентрации. Аутотренинги стимулируют работу коры головного мозга и приводят в порядок нервную систему.

Наибольшее значение имеет коррекция поведения, причем не только детей, но и родителей. Задача психолога – помочь родителям гиперактивного малыша не только услышать своего ребенка, но и научить доносить до него свои мысли. Как правило, родителям даются четкие рекомендации по общению с гиперактивным ребенком, по выстраиванию отношений в семье, по тактике и стратегии воспитания и лечения.

Чтобы избавиться от привычки что-то постоянно перебирать руками, психологи рекомендуют завести четки с крупными и мелкими бусинками разной текстуры, которые можно перебирать, или предложить ребенку пальчиковые краски. Конечно, гиперактивным детям лучше всего заниматься таким рисованием с взрослым членом семьи, который сможет и увлечь малыша, и проконтролировать.

Обычные рекомендации для родителей сводятся к подобному своду правил:

  • Хвалить детей за правильные поступки и меньше ругать за плохое поведение;
  • Ставить реальные цели и задачи, которые выполнимы именно сегодня. Детям с гиперактивностью трудно сосредоточиться даже на собирании конструктора, а абстрактная задача «хорошо себя вести» и «помогать маме» и вовсе становится недостижимой. Вместо сложных и непонятных вещей стоит поручить детям мытье посуды или собирание игрушек, то есть что-то, что им под силу;
  • Отмечать все успехи наглядно. Для этого удобно завести доску для записей или повесить на видном месте лист бумаги, на котором будут ежедневно отмечаться достижения дня, включая выполнение бытовых задач;
  • Установить четкий и строгий распорядок;
  • Обязательно нужно четко обозначить правила поведения и границы, переступать через которые запрещено. Не должно быть «тепличных условий» и вседозволенности, которая расшатывает и крепкую нервную систему, а детскую слабую калечит еще сильнее. Следовать правилам нужно и родителям, если говорить одно, а делать другое, то лечебного эффекта не будет. Еще сложнее с чувством противоречия, которым с рождения обладают такие дети: если заявлять, что правила есть только для детей, а взрослые им следовать не станут, то проблемы усугубятся. Устанавливать нужно реальные правила, которые возможно выполнить;
  • Не менее важно и родителям сохранять спокойствие. Отец, вечно недовольный начальником, станет плохим примером для гиперактивного сына, а уставшая мать, срывающаяся на своих домочадцах, не успокоит своим видом гиперактивную дочь;
  • Не водить гиперактивных детей в места скопления народа, где слишком шумно и многолюдно. Гораздо лучше сходить в будний день в зоопарк или музей, чем в кино или цирк. Совершенно исключено посещение крупных магазинов и торговых центров.

Если гиперактивный ребенок разыгрался и не может успокоиться, то родителям рекомендуется не кричать, а обнять его, взять на руки или посадить на колени, предложить воды. Для детей с этим заболеванием очень важен физический контакт и поощрение. Гиперактивность у детей купируется на начальном этапе, когда нервная система еще стабильна и здорова. Синдром гиперактивности часто является следствием недостатка внимания, поэтому родителям такого проблемного ребенка стоит проводить с ним больше времени.

deti.center

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *