Геометрические задания для 1 класса по математике – Задачи с геометрическим содержанием.(1 класс)

Задачи с геометрическим содержанием.(1 класс)

Задачи с геометрическим содержанием

1.Отметь любые две точки. Соедините их с помощью линейки. Какая фигура получилась?

2.Начертите с помощью линейки два отрезка, расположенные вертикально, и два отрезка, расположенные горизонтально на странице тетради.

3.Начертите отрезок. Отметьте красным карандашом точку, лежащую на этом отрезке, а синим карандашом точку, не лежащую на отрезке.

4.Начерти два отрезка так, чтобы они имели одну общую внутреннюю точку (пересекались).

5. Начерти отрезок, длина которого больше 6 см и меньше 9 см. Какой длины отрезок вы начертили?

6.Начерти отрезок, длина которого меньше 8 см. Сколько таких отрезков можно начертить?

7.Начерти два отрезка, имеющие одну и ту же длину. Какой длины отрезки у вас получились?

8. Начерти отрезок 12 см. Начерти другой отрезок, который в 4 раза короче данного отрезка.

9.Начерти отрезок 2 см. Начерти отрезок, который: а) в 5 раз длиннее данного; б) в 2 раза длиннее данного.

10. Начерти отрезок длиной 8 см. Сколько сантиметров до середины отрезка?

11. Начертите отрезок длиной 9 см. Определите точкой его третью часть.

12. Имеет ли луч длину?

13. Начерти луч АВ. Построй отрезок МС так, чтобы он лежал на луче АВ.

14. Начерти луч. Отложите от его начала последовательно (один за другим) 5 отрезков, длина каждого из которых равна 2 см.

15.Начерти круг и отметь красным карандашом 2 точки, принадлежащие кругу, и 2 точки, лежащие вне его.

16.Начерти две окружности так, чтобы они имели общий центр.

17.Могут ли две окружности иметь общий радиус? Выполни чертеж.

18.Как полукруг достроить до целого круга? Придумай способ построения.

19.Длина радиуса окружности О равна 48 мм. Длина окружности С вдвое меньше. Выполни чертеж.

20.Сколько квадратов?

21.Начерти ломаную состоящую: а) из двух отрезков; б) из трех отрезков; в) из пяти отрезков.

22.Начерти ломаную, состоящую из трех отрезков одной длины.

23.Коля начертил квадрат, но Вите сказал, что это прямоугольник. Не ошибся ли Коля?

24.У четырехугольника, изображенного на рисунке, длины всех сторон равны. Объясните, почему он не является квадратом?

25.Начерти треугольник. Проведи отрезок так, чтобы он разделил треугольник: а) на два треугольника, б) на треугольник и четырехугольник.

26.Начерти квадрат. Объясни, как можно отметить точку точно в центре квадрата.

infourok.ru

Тест по математике «Геометрические понятия» (1 класс)

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Цель работы: определение уровня развития геометрических понятий и представлений у младших школьников.

Основанием работы послужил материал из книги А.М. Пышкало «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах».

Работа проведена в форме теста по пособию «Тематический тестовый контроль по математике в начальной школе», составитель Н.Г.Кувашова. Тест разработан в соответствии с программой по математике для четырехлетней начальной школы и включает следующие задания:

  1. определение уровня представлений о геометрических фигурах (точка, кривая, ломаная, незамкнутая ломаная, отрезок). Из данного набора геометрических фигур учащиеся должны выбрать и обвести правильный вариант ответа.

  2. определение уровня понятий и представлений учащихся о геометрической форме. Дети рассматривают фигуры и, пользуясь обозначениями (верхний ряд – номера, нижний ряд – буквы), составляют пары, обозначающие фигуры одной и той же формы. Фигуры отличаются не только цветом, но и размерами и различным положением на плоскости.

  3. определение уровня развития глазомера, знания геометрической терминологии;

  4. определение уровня понятий и представлений о способах измерения длины;

  5. определение уровня умения использовать линейку при измерении отрезков;

  6. определение уровня понятий и представлений о многоугольниках и умения построения многоугольника по заданным вершинам.

  7. определение уровня пространственного воображения и гибкости мышления.

Задание аналитического характера, требует выделение части из целого.

На выполнение заданий отводится 15 минут.

Рекомендации для оценки теста:

2 балла — все задание выполнено верно.

1 балл — выполнена верно половина задания.

0 баллов — выполнено верно меньше половины задания.

Оценка теста:

14 баллов – высокий уровень

13 – 9 баллов – средний уровень

8 баллов и менее – низкий уровень

ТЕСТ

Фамилия, имя ________________________ класс__________

  1. Из данного набора выбери следующие фигуры:

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

13

12

5

14

Задание

Варианты ответа

точка

4 5 7 12

незамкнутая ломаная

2 3 6 10

замкнутая ломаная

12 8 5 13

прямая

14 3 9 11

кривая

1 2 10 13

отрезок

3 9 10 11

2. Найди фигуры одинаковой формы и составь пары:

1 — __

2 — __

6

2

3

4

5

1

3 — __

4 — __

В

А

Б

5 — __

Г

6 -__

Д

Е

3. Какой отрезок короче?

4. Для измерения длины используют:

5. Длина карандашика равна:

6. По данным вершинам построй пятиугольник:

7. Разбей силуэт машины отрезками прямой на простые геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, полукруги.

1

2

3

4

5

6

7

Количество баллов

Уровень

infourok.ru

урок математики по теме: «Геометрические фигуры». (1 класс)

Тема: «Геометрические фигуры». (1 класс)

Цели: Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

Корригировать познавательные процессы – концентрацию внимания и мыслительные процессы анализа и синтеза.

Прививать учащимся навыки здорового образа жизни.

Задачи: Способствовать в ходе урока развитию умения ориентироваться на плоскости, умению сравнивать предметы по форме и цвету, классифицировать геометрические фигуры;

Способствовать развитию умения правильно представлять ситуацию, заданную условием задачи;

Содействовать в ходе урока развитию познавательных процессов через содержание учебного материала и специальные упражнения.

Создать условия для самостоятельного решения примеров на основе игровых упражнений.

Обеспечить в ходе урока здоровьесберегающий режим,

положительное отношение к школе.

ТСО: слайды, чудесный мешочек с геометрическими фигурами, таблички, карточки, игрушка волка.

Ход урока.

I. Орг .момент: — Кто услышит свое имя – сядет.

II. Фонт.зарядка: (Слайд)

К – Т

Ква – тва квадрат

Кру – тру круг

Кра – тра красный

Кре – тре треугольник

У меня _____ ______ .

III. Введение:

— К нам пришел добрый волк. У него мешочек. Хотите узнать, что там?

— Достаньте и говорите: — У меня ______ ____ .

— О чем будем говорить? (о фигурах)

IV Сообщение темы и цели урока.

— Сейчас будет урок математики. Мы будем строить. А для того, чтобы строить, надо хорошо считать и знать фигуры.

V Работа по теме.

1. Устный счет.

Слайд: — Кто это? (волк)

— Сколько у волка треуг-ов? Квадратов?

Кругов? Прямоугольников?

(на слайде по очереди закрашиваются фигуры – по щелчку)

Слайд:

— Назовите лишнюю фигуру.




(по щелчку фигуры исчезают)

2. Работа в тетрадях.

— Будем работать в тетрадях. Разогреем ладошки. (трут ладошки). Разотрем пальчики.

— Откройте тетради. Найдите точку.

Начертите линию 5 клеток влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 2 клетки вверх.

— Какая фигура получилась? (прямоугольник)

— Продолжите ряд (в тетрадях нарисовано)

3. Отгадайте, что будем делать?

Слайд:

З

А

Ч

Д

(появляется слово ЗАДАЧА – по щелчку)

Слайд: У Вали было 6 мячей. Она подарила 2 мяча подруге. Сколько мячей осталось у Вали?

(чтение учителем, затем самостоятельное чтение)

  • Закрась красным цветом столько кругов, сколько мячей было у Вали.

  • Обведи синим карандашом столько кругов, сколько мячей она подарила.

  • Обведи зеленым карандашом столько кругов, сколько осталось мячей у Вали.

(у детей розданы карточки с кругами – 7 штук

)

(Читают первое задание и закрашивают)

— Сколько кругов закрасили красным цветом? (6)

Почему? (было у Вали) (Пишу на доске БЫЛО – 6 м.)

(по щелчку проверяют)

(читают второе задание и обводят)

— Сколько кругов обвели зеленым карандашом? (2)

Почему? (подарила) (Пишу на доске ПОДАРИЛА – 2 м.)

(по щелчку проверяют)

(Читают третье задание и обводят)

— Сколько кругов обвели синим карандашом? (4)

Почему? (осталось) Пишу на доске ОСТАЛОСЬ — ?)

(по щелчку проверяют)

— Запишите решение. Проверьте

Слайд: 6-2= 4 (м.)

V Физминутка. (Музыка)

(Карточка с фигурами)

Встаньте.

– Сделай столько шагов на носочках, сколько треугольников, на пяточках – сколько квадратов, на внешней стороне стопы – сколько кругов, на внутренней стороне стопы – сколько прямоугольников.

VI Решение примеров.

Слайд: прочитайте слово в кругах.

в

к

(Лишние фигуры исчезают – по щечку)

— Сейчас вы на карточках будете решать примеры. Затем ищите ответ примера в таблице цвета и закрашиваете этим цветом фигуру на мозаике. Что же у вас получится?

(Раздаю карточки с примерами и мозаикой: разноуравневые примеры)

Слайд:

  1. желтый

  2. коричневый

  3. синий

  4. черный

  5. красный

  6. зеленый

  7. оранжевый

  8. голубой

(Дети решают примеры и закрашивают фигуры)

_ Что получилось? (домик)

— Вот и построили мы дом.

(Вывешиваю на доску такой же домик большего размера с закрытым окном)

— Хотите узнать, кто в домике живет? Ключ спрятан у мальчика.

Слайд: — Отгадайте, у кого.





(по щелчку исчезают ненужные)

У него лицо квадратное, круглые глаза, треугольный нос, круглый рот. Который по счету мальчик?

— Верно. А в домике живем мы. (открываю окно) Как называется этот дом? (школа)

Она красивая и уютная. Ее надо беречь.

VII Итог: — Вы поработали хорошо. Отгадайте, кто вы?

Слайд:


infourok.ru

Методическая разработка (1 класс) на тему: Внеклассное занятие по геометрии 1 класс

Внеклассное занятие

по математике в 1-м классе  по теме: «Геометрия вокруг нас»

Цели:

Учить обобщать и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;

Различать многоугольники; углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике; развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность; воспитывать трудолюбие, дружбу, интерес к геометрии.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядное пособие “Геометрические фигуры, счетные палочки, набор геометрических фигур, рисунки “Точка” и “Карандаш”, картонные домики для игры, листки с изображением геометрических фигур для рисования.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Беседа – вступление

Ребята, сегодня мы совершили путешествие по удивительной стране Геометрия.

В этой стране буквально все состоит из геометрических фигур: и люди, и животные, и машины. Путешествовать вместе с нами будут постоянные жители этой страны “Карандаш” и “Точка”.

 

Они для нас приготовили много интересных заданий, которые мы с вами должны постараться выполнить.

Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, активными, чтобы в конце этого занятия вы смогли объяснить, почему это занятие названо “Геометрия вокруг нас”.

Занятие начнем с игры.

ИГРА “ВНИМАНИЕ”

Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур (4 штуки),

Каждую по 2-3 секунды и убираю. А вы по команде “Внимание!” рисуете фигуры, которые запомнили. Через одну минуту делаем проверку.

РИСУНКИ В ПРИЛОЖЕНИИ

4. основная часть

Задание 1. “Повторяем то, что знаем” (вывешивается наглядное пособие

“Геометрические фигуры)

РИСУНКИ В ПРИЛОЖЕНИИ

— Ребята, Точка и Карандаш хотят проверить, знаете ли вы геометрические фигуры, и предлагают вам несколько заданий.

а) Покажите геометрические фигуры, изображенные на таблице и назовите их.

б) Сосчитайте, сколько изображено треугольников, четырехугольников, кругов? Назовите их номера.

в) Чем отличаются фигуры под номерами 5 и 10, 1 и 6?

г) Назовите номер фигуры, у которой больше всего углов. Как называется фигура?

д. ) Как называются фигуры, у которых много углов? Назовите примеры многоугольников.

— Ребята, Точка и Карандаш убедились в том, что вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь они просят внимательно посмотреть вокруг себя и сказать, какие предметы находящиеся вокруг, напоминают вам одну из знакомых геометрических фигур.

(Дети называют предметы: доска, дверь, книга, пенал линейка и т. д. — прямоугольники, часы, тарелка — круг, окно — квадрат. )

— Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием наших героев. Я думаю, что вы так же легко справитесь и со следующими заданиями.

Точка и Карандаш приготовили для вас загадки, отгадки не называть, а выложить их с помощью счетных палочек.

ЗАДАНИЕ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Ты на меня, ты на меня, ты на него —
На всех нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три ( )

— Почему вы считаете, что это треугольник?

Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны —
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . ( )

— Что вы должны помнить, выкладывая квадрат?

Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . ( )

— По каким признакам вы догадались, что это прямоугольник?

Из 5 палочек выложить 2 треугольника.

— А теперь наши герои приглашают вас отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Я пою песню и показываю движения. Дети исполняют и повторяют вслед за мной все движения.

Если нравится тебе, то делай так
(два щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка под коленками).
Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)
Если нравится тебе, то скажи “Хорошо”
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все!

4. СЦЕНКА “ПРО ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ”

Прослушайте еще одну загадку: если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется?

(Мнения детей расходятся.)

— Чтобы получить правильный ответ на данный вопрос, посмотрим и послушаем сказку, которую приготовили для вас ребята.

(Выходят три ученика, исполняющие роли треугольника, четырехугольника и автора. На груди у них висят соответствующие фигуры.)

АВТОР:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший — квадратный
Добродушный, приятный,
Младший — треугольный,
Вечно недовольный
Стал спрашивать квадрат:

КВАДРАТ:

“Почему ты злишься, брат?”

АВТОР:

Тот кричит ему:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

АВТОР:

Но квадрат ответил:

КВАДРАТ:

“Брат! Я же старше, — я — Квадрат!”

АВТОР:

И сказал еще нежней

КВАДРАТ:

“Неизвестно кто нужней!”

АВТОР:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато.
Срезать — старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.)

АВТОР:

Уходя, сказал:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты, квадратным,
А проснешься без углов!”

АВТОР:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он, нет квадрата
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

— Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится?

Ребята, вы можете загадать эту загадку своим друзьям, знакомым, родителям.

ЗАДАНИЕ 3. ИГРА “ПОЧТАЛЬОН”

Карандаш и Точка предлагают поиграть в игру “Почтальон”. Но прежде чем вы познакомитесь с условиями игры, скажите, чем занимаются почтальоны?

А теперь послушайте правила игры. В игре участвуют 3 ученика-почтальона. Каждому из них нужно доставить письма в три дома. На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма (10 геометрических фигур). По моему сигналу почтальон ищет письмо (геометрическую фигуру) и несет его в соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит письма по указанному адресу – разложить геометрические фигуры. Геометрические фигуры меняются, выходят другие почтальоны и игра повторяется.

 

 — Объявляются лучшие почтальоны.

5. РАБОТА НА ЛИСТКАХ.

ЗАДАНИЕ 4. “ХУДОЖНИКИ”

— Ребята, я в начале занятия говорила, что в стране Геометрия практически все состоит из геометрических фигур: и животные, и люди, и птицы, и машины. Карандаш очень любит рисовать разные картинки с использованием геометрических фигур. Но сегодня он так торопился к нам на урок, что не успел дорисовать. Давайте поможем Карандашу.

Перед вами лист с геометрическими фигурами. Например: был прямоугольник — получился конверт, был треугольник — получилась елочка и т.д.

(Включается музыка, дети рисуют.)

 (После завершения работы, ребята объясняют в какие предметы они превратили те или иные геометрические фигуры. В конце урока детям предлагается выставка рисунков).

— Ребята, Карандаш остался доволен вами и вашими рисунками. Молодцы!

6. ФИЗМИНУТКА.

(Дети кладут головы на руки, закрывают глаза.)

Мы считали, рисовали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем
Снится детям сон смешной,
Сон веселый озорной,
Как волчище глупым был
В лапы зайцу угодил.
А проказник колобок
Напугать лисичку смог
Чуть ее не проглотил
Не подумал, и простил
7 козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоем
И работать все начнем.

ЗАДАНИЕ 5. “ОСТРЫЙ ГЛАЗ”

Карандаш и Точка построили домик и просят вас назвать геометрические фигуры, из которых составлен этот домик. (Квадраты, треугольники, круг, прямоугольник)

— Сосчитайте сколько всего четырехугольников использовано для постройки домика.

Сколько треугольников?

РИСУНКИ ПРИЛАГАЮТСЯ

Отмечаются учащиеся, которые верно определили количество геометрических фигур.

ЗАДАНИЕ 6. “ОТЫЩИ СКАЗОЧНУЮ ПТИЦУ”

Ребята, Карандаш и Точка очень огорчены. Они хотели вам показать птиц, обитающих в стране Геометрия, но одна птица вылетела из клетки.

(Вывешиваю таблицу.)

-Установите закономерность и определите, какая птица улетела.

(Дети определяют форму птицы).

Карандаш и Точка благодарят вас за то, что вы смогли возвратить птицу.

ЗАДАНИЕ 7. “КОНСТРУКТОРЫ” (творческая работа)

Карандаш и точка приглашают нас в конструкторскую мастерскую.

— А кого мы называем конструкторами?

— Да, конструкторы — люди занимающие изобретением всевозможных машин.

Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учится.

С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.

Карандаш и Точка приготовили для каждого из вас наборы геометрических фигур. Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.

(Учащиеся, которые изобретают ту или иную конструкцию, объявляются конструкторами автомобиля, ракеты, снеговика, крана и т. д. )

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ребята, ну вот и подошло наше путешествие по стране Геометрия. “Точка” и “Карандаш” благодарят всех учащихся и хотят в следующий раз пригласить вас в путешествие. Вы согласны? Но на прощание они задают вам вопрос: “Почему наше занятие называется Геометрия вокруг нас?”

ВЫВОД: Многие предметы, окружающие нас, имеют геометрическую форму. Знания по геометрии необходимы каждому человеку. Дети выходят к доске и вывешивают свои рисунки.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                        

                                                                                                                                                \

                                                                                                                

                                                                                                                

        4

nsportal.ru

Методическая разработка по математике (1 класс) по теме: Внеклассное занятие по математике «Геометрические фигуры». 1 класс.

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Задачи: 

— развивать умение различать и называть геометрические фигуры;

— развивать познавательный интерес, пространственное мышление и фантазию;

— воспитывать умение работать в группе, согласовывать свои действия с товарищами.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация, геометрические фигуры,

                          жёлтые листы А4, ручки,  простые карандаши, линейки.

Форма проведения: обучающая игра

Ход занятия

I. Орг. момент

— Добрый день! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Давайте улыбнёмся друг другу. Настроение у всех хорошее, можно начинать. (Слайд 1)

II. Подготовка к определению темы занятия

— Ребята!  Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадки.

     а) У него, как у подушки,

         Тоже есть четыре ушка.

         И четыре стороны,

         Где все стороны равны. (Квадрат)  (Слайд 2)

     б) Нет углов у него,

         И похож на блюдце,

         На тарелку и на крышку,

         На кольцо, на колесо.

         Что это? (Круг)     (Слайд 3)

     в) Три угла, три стороны

         Могут разной быть длины. (Треугольник)   (Слайд 4)

     г) Что похоже на открытку,

         На конверт и на альбом?

         Что сравнить, ребята, можно

         С одеялом и ковром? (Прямоугольник)     (Слайд 5)

— Молодцы!

— Как одним словом можно назвать все слова-отгадки? (Фигуры)

— Какие ещё фигуры вы знаете?

— Как называется наука, изучающая фигуры? (Геометрия)

III. Сообщение темы и цели занятия

— Кто сможет сформулировать тему нашего занятия? (Геометрические фигуры) (Слайд 6)

— Молодцы!

— Сегодня мы закрепим знания о геометрических фигурах.

IV. Работа над темой

— Фигуры живут в замечательной стране Геометрии. (Слайд 7)

Мы отправимся в путешествие по городам (Слайд 8) этой страны на кораблях в составе четырёх команд «Треугольники», «Квадраты», «Круги», «Прямоугольники».  (Слайд 9)

— Сопровождать нас будет житель страны Геометрии Геометрик. (Слайд 10)

Он приготовил для вас задания. За правильно выполненное задание будете получать геометрические фигуры. Геометрик посмотрит, какая команда наберёт больше всего геометрических фигур и получит почётное звание «Знатоки геометрии».

1. Первое задание, которое приготовил для вас Геометрик.

— Для того чтобы отправиться в путешествие вам необходимы корабли, а их нет. Корабли нужно построить.

— Сейчас в программе Word при помощи фигур: (Слайд 11) трёх квадратов, двух треугольников, отрезка и прямоугольника постройте кораблик и раскрасьте его.

(Команды выполняют задание. Команда, выполнившая первой задание, получает дополнительную геометрическую фигуру.)

— Итак, корабли построены. (Слайд 12)

— Тогда в путь!

2. Город «Квадрат»  (Слайд 13)

— Нужна помощь! Жители этого города в связи с ураганом не могут найти свои дома.

  Нужно им указать путь.

— Найдите закономерность и вставьте фигуры на свои места.  (Слайд 14)

— Проверим.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «квадрат» получает команда …

— Продолжаем наше путешествие.

3. Город  «Ромб»   (Слайд 15)

— Внимание!

— На одной из улиц этого города дома стоят в таком порядке.  (Слайд 16)

— Но жители одного дома решили построить себе новый, а старый дом разломать.

— Сейчас каждая команда должна будет нарисовать в программе Paint тот дом (фигуру), который по её мнению разломали. (Слайд 17)

— Проверим.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «ромб» получает команда …

— Продолжаем наше путешествие.

4. Физминутка   (Слайд 18)

— Геометрик предлагает сделать остановку и отдохнуть.

— Внимание на экран.

(Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот»)

— Отдохнули мы немного и снова отправляемся в дорогу.

5. Город «Круг»    (Слайд 19)

— Жители этого города решили устроить праздник в честь дня рождения города. Но какой день рождения бывает без торта. Жители города решили испечь огромный круглый торт и договорились печь его частями, а потом соединить части торта и украсить.

— Внимание! Как должны жители  города «Круга» соединить части торта?   (Слайд 20)

— У вас на партах лежат части круга. Сложите круг из разрезанных частей.  Какая команда справится с заданием быстрее?

— Проверим.  (Слайд 21)

 

— Молодцы! Геометрическую фигуру «круг» получает команда …

— Продолжаем наше путешествие.

6. Город «Треугольник»  (Слайд 22)

— Жители этого города построили магазин вот такой формы. (Слайд 23)

— Как называется эта фигура?

— А потом захотели перегородить его двумя стенами на три отдела, имеющих треугольную форму. Как это можно сделать?

— Сейчас вы в программе Word построите такую же фигуру и разделите её двумя отрезками на три треугольника.

— Проверим.  (Слайд 24)

— Молодцы! Геометрическую фигуру «треугольник» получает команда …

— Плывём дальше. Последний город, в котором мы с вами побываем, это …

7. Город «Прямоугольник»     (Слайд 25)

— Жители этого города любят заниматься творчеством, всё время что-то придумывают, у них очень развита фантазия, они постоянно чего-то мастерят. Особенно хорошо у них получается рыбка в технике «оригами».

— Внимание! У вас на партах лежат листы жёлтой бумаги. (Слайд 26)

— Сделайте из них в технике «оригами» золотую рыбку.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «прямоугольник» получает команда …

V. Подведение итогов занятия

— Наше путешествие по стране Геометрии завершилось.

— Давайте подсчитаем геометрические фигуры у каждой команды и определим команду-победительницу, которая получит почётное звание «Знатоки геометрии».

— Итак, звание «Знатоки геометрии» получает команда …

— Другим командам присваивается звание «Помощники геометрии».  (Слайд 27)

VI.Рефлексия

— Ребята, выберите любую фигуру и нарисуйте на ней ваше настроение, с  которым вы уходите с нашего занятия.

— А теперь давайте подарим ваших золотых рыбок и фигурки с настроением нашим гостям.

— Пусть эта рыбка исполняет ваши желания, пусть всегда у вас будет хорошее настроение.

— Ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!  (Слайд 28)

nsportal.ru

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Геометрические фигуры. Сравнение фигур по цвету, форме, размеру.

Тема. Геометрические фигуры. Сравнение фигур по цвету, форме, размеру.

Цель: уточнить представление детей о геометрических фигурах, учить сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру; развивать умения находить геометрические фигуры в окружающем мире; совершенствовать навыки устного счета; развивать умственные способности учеников, творческие способности; воспитывать любовь к своей семье; помочь детям понять, какие ценности являются фундаментом полноценной семьи; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, геометрический материал (Танграм), альбомные листы, карандаши.

Тип урока :урок использования знаний, умений и навыков.

Ход урока:

I Организация класса. Рефлексия.

Слайд №2

II Мотивация учебной деятельности.

-Я думаю, что каждый из вас хочет, чтобы его жизнь была счастливой, яркой, интересной. Ведь так?

— А что необходимо вам, чтобы ваша жизнь была счастливой? (Дружба, здоровье, любовь, семья)

III Объявление темы и цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с одной счастливой семьей, которая откроет нам свою тайну счастья. А еще повторим формы плоских геометрических фигур, потому что всем интересно, как вы умеете сравнивать фигуры по цвету, по форме, по размеру. Для этого нам нужно отправиться в одну страну…

— А чтобы узнать, в какую страну вы отправитесь, необходимо расставить числа в порядке убывания. Запишите в тетрадь.

Слайд №3

-Что изучает Геометрия?

IV Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков

Слайд №4

— Жил — был Квадрат. Была у него жена Трапеция и пятеро детей: два квадрата, две маленькие трапеции и треугольник. Квадрат и Трапеция очень гордились своими детьми.

Слайд №5

Слайд №6

  • Какая фигура стоит на 5 месте?

  • Какая фигура стоит между двумя желтыми квадратами?

  • Какая фигура – слева от красного квадрата?

  • Какой вопрос можете еще задать? ( Какая фигура лишняя и почему?)

  • Каким одним словом мы можем назвать фигуры?

-Была у нашей геометрической семьи многочисленная родня. Вы их узнали? Слайд №7

  • Назовите фигуры. ( Овал, круг, ромб, параллелограмм, прямоугольник, треугольник)

  • Назовите номера фигур одинаковых по форме, цвету, размеру.

Слайд №8

— Каждая семья мечтает о большом, уютном, красивом доме. Сегодня наши герои приглашают нас к себе в гости.

Квадратов -4, треугольников -3.

5+1=6(мн.) – запись в тетради

Ответ: 6 мн.

  • На какие группы (по каким признакам) можно разбить фигуры? (по форме, цвету, размеру).

  • По цвету — какие? (желтые, зеленые, красные, синие.)

  • По размеру? (большие и маленькие)

  • По форме? (квадраты, треугольники, круги, трапеции)

Физкультминутка для глаз Слайд №9

— Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла с нашим Треугольником и Квадратом.

Жили — были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

« Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: « Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но Квадрат ответил: « Брат!

Я же старший, я — Квадрат!»

И сказал еще нежней:

« Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: « Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился, был квадратом,

А проснешься без углов

Практическая работа.

-Что сделал младший брат? (Срезал углы.)

-У вас на столе лежат квадраты. Загните у них углы. Какая фигура получилась?

-Посчитайте, сколько углов получилось? (Восемь.)

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет Квадрата.

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

-Какое название можно дать этой фигуре? (Восьмиугольник.)

-От чего же зависит название многоугольника?

— Что можете сказать о Треугольнике?

-Что вы посоветуете Треугольнику, как ему помочь стать добрее? (Спеть добрую песенку….) Слайд №10

— Наши фигуры очень любят приглашать в гости друзей. Кто же к ним пожаловал?

Слайд №11

Слайд №12

V.Динамическая пауза.

Слайд №13

Мы считали, мы писали,

О фигурах речь вели,

И немножко все устали.

Физминутка нам нужна,

Физминутка нам важна.

Все углы мы сосчитаем,

Про фигуры все узнаем.

— Хлопните в ладоши столько раз, сколько у треугольника углов, присядьте столько раз, сколько у трапеции сторон, подпрыгните на правой ноге столько раз, сколько у параллелепипеда вершин, на левой столько — сколько сторон у круга.

Слайд №14

-Папа — Квадрат и мама – Трапеция со своими детьми забывали обо всех заботах взрослой жизни. Они весело и интересно проводили своё свободное время. Например, очень любили путешествовать. Сегодня они тоже собираются в путешествие, а мы с ними. Путешествуем и наблюдаем. Все предметы окружающего мира имеют определенную форму. Будьте внимательны, назовите объекты природы, имеющие круглую, овальную, треугольную форму.

Слайд №15

Слайд №16

Сегодня в прятки с нами играют объекты природы круглой и овальной формы. (Учитель загадывает загадки, а ученики рисуют отгадки, используя листы с геометрическими фигурами.)

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Солнце

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет. Рыба

Слайд №17

— Семья Трапеции и Квадрата очень бы хотели, что бы не только у них, но и у всех жителей страны Геометрии были красивые дома.

-Я уверена: если бы вы были волшебниками, то были бы только добрыми. А добрые волшебники дарят добрые подарки. Сделаем такой подарок нашим героям. При помощи Танграма построим дома.

VI Рефлексия. Итог урока.

На уроке мне понравилось больше всего ……

-Сегодня мы говорили о счастливой семье из страны Геометрии. Всё у них есть: и много детей, и большой уютный дом, и много родственников и друзей, они интересно проводят свое свободное время.

-А какие еще секреты счастливой семьи вы знаете?

(Понимание, забота, поддержка, помощь, уважение, любовь.)

А мы с вами семья? Я дарю вам свою любовь, частичку своего сердца.

( Учитель вручает сердечки из красной бумаги)

— Просигнализируйте, понравился ли вам урок смайликами.

infourok.ru

Задания по геометрии для 1 класса

Для изучения свойств геометрических фигур в своей работе использую сказки. Какие-то слышала от коллег и додумала сама, другие нашла в детских журналах. Например:

1. Эта сказка опубликована в журнале «Трамвай» № за 1991 год. Фамилия автора под статьей не указана.

Прямоугольник все время завидовал квадрату.

-Я такой неуклюжий, — жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким. (КАРТИНКА) А если лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким. (КАРТИНКА)

Ребята, положите свои прямоугольники также.

-А ты всегда остаешься одинаковым, — продолжал он, обращаясь к квадрату -И стоя, и сидя, и лёжа!

— Да уж, с гордостью говорил важный квадрат. – У меня все стороны равны. Не то что у некоторых: то дылда -дылдой, а то блин –блином.

И квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

-Ребята, покажите как квадрат это делал (работа с раздаточным материалом)

А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шёл наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему.

— Можно, я заберусь на Вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата.

Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев. Тогда Человек попросил квадрат перевернуться и залез на другую сторону.

Ребята, увидел что-нибудь Человек? Почему? (КАРТИНКА)

— Господин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!

Квадрат подошёл к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но…Плюхх! Плюхнулся в воду. (КАРТИНКА)

— Может, я смогу помочь Вам? – предложил скромный Прямоугольник?

Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев. (КАРТИНКА)

Вдалеке он увидел свой дом и, наконец, понял, куда надо идти. Тогда прямоугольник лёг на бок и стал мостом. (КАРТИНКА) Человек перебрался по прямоугольнику через речку, помог ему подняться и.горячо поблагодарив, отправился домой.

А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:

— Вы, оказывается, полезная фигура!

-Ну, что вы! — скромно улыбнулся прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Это бывает очень удобно.

(КАРТИНКА ОБНИМАЮЩИЕСЯ ФИГУРЫ)

-Посмотрите на фигуры на экране и у вас на столе. А чем они похожи?

— Какое общее название мы можем дать этим фигурам?

-Что вы можете сказать об их углах? Наложите одну фигуру на другую.

-Как называются такие углы, может быть кто-то знает?

-Какое ещё название можем дать этим фигурам, если у них все углы прямые?

2.Жила была Точка. Маленькая такая, едва заметная. Она очень любит путешествовать. Однажды точка отправилась погулять по прямой линии. Шла она, шла, долго-долго шла в один конец, а конец найти не может. Пошла в другую сторону – и там нет конца. Почему? Глупенькая точка, у прямой нет конца, она бесконечная!

— Начертим прямую. Эта прямая имеет горизонтальное направление. Возьмите веревочки и натяните их в таком направлении.

-А к этой веревочке привязан груз. Возьмите её за свободный конец. Что произошло с верёвочкой?

-Вот веревочка моя.

Привязал к ней камень я

И веревка моментально

Натянулась вертикально.

-Начертим ещё и вертикальную прямую. Будем обозначать её концы черточками? Почему?

Танграм

Эта старинная китайская игра даёт много вариантов для работы с геометрическими фигурами. Я провожу и интегрированные уроки с технологией. Вариантов того, как разрезать фигуру множество. Один из них

— Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?

— На какие группы можно разделить эти фигуры?

— Каковы свойства этих фигур?

— Составьте из частей фигуры по образцу.

— Придумайте свои рисунки.

Игра «Загадки Весёлого Карандаша»

Дидактическая цель: Формирование умения сравнивать предметы по форме.

Содержание игры: Учитель сообщает детям, что Весёлый Карандаш нарисовал картинки из геометрических фигур, но не закончил их. Он предлагает угадать, каких геометрических фигур недостает в каждом рисунке, и дорисовать.





Игра «Конструктор»

Цель — усвоение детьми названия геометрических фигур, нахождения их на чертеже и выяснения отношений между фигурами.

Задание — отметь те фигуры, из которых можно сложить такого робота.

Оборудование – индивидуальные карточки на каждого учащегося либо на группу.








Используемая литература:

1. Журнал «Трамвай» 1991г. №9

2.Т.К Жикалкина Математика. Дидактические материалы.

www.metod-kopilka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о