Функциональная дислалия причины: причины, симптомы и лечение детских болезней в «СМ-Клиника» для детей и подростков

Содержание

Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Функциональная дислалия

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» — «мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда.

Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми — родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики.

Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов.
    Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Функциональная дислалия

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» — «мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми — родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Функциональная дислалия симптомы классификация диагностическая коррекция

Функциональная дислалия — дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора или неправильным речевым образованием. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, подмена) неточностью произношения фонем. Форму дислалии и ее тип устанавливают при логопедическом обследовании. Основное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция речевых недостатков функционального характера направлена ​​на формирование артикуляционных структур и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятной речевой среды. В этой статье мы расскажем вам о классификации симптомов функциональной дислалии 9.0005

Общая информация

Функциональная косноязычие как отдельная речевая патология впервые была выделена профессором-фониатром М. Симаном в 1955 г. В логопедии функциональным нарушениям звукопроизношения противопоставляются механические дислалии, обусловленные органическими нарушениями строение периферических органов речи, а также дизартрии, связанные с нарушением их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и недостаточность иннервации отсутствуют, неточность произношения фонем связана с неполным созреванием центрального речевого аппарата или с пробелами в воспитании. Своевременно неисправленные дефекты артикуляции и фонематического слуха в дальнейшем служат основой для формирования нарушений письма и чтения.

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявленные дефекты произношения обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть обусловлена ​​как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки . К ним относятся задержка психоречевого развития, соматическая ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, нарушений питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения нечеткие, речевая кинестезия нечеткая, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные условия . К ним относятся случаи неправильного воспитания детской речи: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных речевых моделей взрослых (картинка, смазанность звука, диалектные особенности). На развитие речи детей негативно влияет нахождение в билингвальной среде – в этом случае нормативные для одного языка особенности звукопроизношения могут переноситься на другой, где они не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может быть позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефекты произношения и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с нарушением равновесия и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но баланс возбуждения и торможения в них нарушен, некоординирован. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. При поражении этого явления в центре двигательной реализации речи (зона Брока) возникает в основном двигательная недостаточность: в первую очередь страдает воспроизведение фонем, а во вторую очередь — речевой слух. При локализации нейродинамических расстройств в сенсорной речевой зоне (центр Вернике) первичным дефектом является отсутствие звуковосприятия и звукоопознания; на этом фоне в экспрессивной речи появляется путаница и замена фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речевых и слуховых или речедвигательных нарушений, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. В данной классификации рассматриваются психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют в первую очередь логопедической коррекции:

  • Моторная дислалия . Он обусловлен недостаточной готовностью органов артикуляции к выполнению сложных речедвигательных актов: удерживать язык и губы в нужном положении, переключаться с одного артикулята на другой. В результате двигательной неловкости и недифференцированных движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия . Вызвано недоразвитием речевого слуха, что приводит к затруднению узнавания и различения противопоставленных звуков. При этой форме невнятности не сформирован фонематический строй языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия  . Двигательные и сенсорные акты тесно связаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать комбинированные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звукокинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии слуховых дифференцировок.

Помимо характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования классификация учитывает ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия подразделяется на несколько видов:

  • Акустико-фонематический . Он основан на неспособности ребенка различать акустически сходные фонемы на слух. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменой. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляционно-фонематический . Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует более простые или близкие артикуляционные звуки. На основе сходства фонем по месту или способу образования возникают их замены или смешение.
  • Артикуляционно-фонетический . Нарушения затрагивают фонетический уровень речи с полным сохранением фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – употреблением в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, однако каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых навыков выражается в замещении звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (неустойчивом употреблении), искажении (неправильном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остаются правильными. Расстройство может затрагивать отдельные звуки в пределах одной фонетической группы или разные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки беспокоят одинаково.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неправильно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» — «почка», вместо «гора» — «кора»). Ребенок смешивает и заменяет сходные по акустическим характеристикам фонемы (звонкие и глухие, твердые и мягкие, сонорные (рл), шипящие и шипящие). Редко бывает полное отсутствие той или иной фонемы из-за того, что ребенок не различает ее на слух ни в речи других, ни в своей речи.

Артикуляционно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляционных структур ребенок использует более простые по артикуляции звуки. В другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляционных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова либо правильно, либо неправильно. Замены и смешение относятся к звукам, сходным по способу или месту образования: шипящие и свистящие (крыша – «крыса»), смычно-взрывные переднеязычные и заднеязычные («толя» – «коля»), твердые и мягкие пары звуки («маленький» — «комканный»), сонор («рука» — «лук»), аффрикаты («цапля» — «чапла»).

Дефекты произношения артикуляционно-фонетической формы представлены различными видами ротацизмов, сигматизмов, ламбдацизмов, неточного произношения небных звуков (капацизмы, гаммацизмы, хитизмы, иотацизмы). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормализованному, поэтому легко распознается окружающими (например, взрыв «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и не исчезает сама по себе, но никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь нелюбимого ребенка, высмеивают и передразнивают его. Это может негативно сказаться на психическом здоровье, вызывая замкнутость, невротические расстройства, девиантное поведение у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляционно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукоанализа и синтеза, что в школьном возрасте проявляется ошибками письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого является низкая успеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальное неприятие и замкнутость.

Диагностика

Определение формы дислалии (механическая, функциональная) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Данные, полученные в ходе логопедической диагностики, имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. При диагностике используются материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза . Проводится во время беседы со взрослыми – родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, предречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия дефектов произношения и билингвизма в семье. Логопед может запросить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о здоровье ребенка.
  • Оценка речевой моторики . Для изучения артикуляционного праксиса ребенку предлагается выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть губы в трубочку и растянуться в улыбке, высунуть широкий и узкий язык и т. д. Объем, точность , оценивают активность, темп движений, мышечный тонус.
  • Исследование звукопроизношения . Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках. Дидактический материал подобран таким образом, чтобы предъявляемый звук находился в разных позициях: в начале, середине и конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха  . На этом этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, близких по звучанию или артикуляции. Ребенку предлагается повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляются картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозитными согласными.

Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии может представлять практическую трудность – при последней также отмечается нечеткая и нечеткая артикуляция, однако также будут отмечаться паретизм или дистония мышц, нарушение речевого дыхания и просодии. В рамках функциональной невнятности наибольшую трудность представляет дифференциация артикуляционно-фонематической и акустико-фонематической форм дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии основным вектором будет развитие фонетики, при артикуляционно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляционно-фонематической дислалии – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса . Это достигается тренировкой мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и заданием артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукообразованию, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов . Проводится параллельно с работой над артикуляцией. Включает в себя формирование слухового внимания, памяти, различение фонем. Ребенку объясняют различия в артикуляционном строе и особенности смешанных фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звукоанализ и синтез.

Помимо отработки навыков на логопедических занятиях, необходимо многократно отрабатывать их в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание фраз и стихов). Только после закрепления сформированных речевых навыков в ситуациях свободного общения логопедическую работу можно считать законченной.

Дислалия: характеристики, типы и лечение

4 минуты

Дислалия — это расстройство, связанное с общением и, в частности, с речью. В этой статье подробно описаны его характеристики, виды и методы лечения.

Последнее обновление: 20 февраля 2021 г.

Дислалия связана с недостаточным развитием речи в детстве. Это происходит, когда 90 124 детей старше четырех лет испытывают трудности с артикуляцией. Однако в их нервной системе нет никаких отклонений, объясняющих это. Каковы особенности этого расстройства? Кроме того, какие типы существуют и какие методы лечения доступны?

Овладение языком является фундаментальной частью развития нашей высшей психологической деятельности . Другими словами, те особые навыки, которые характеризуют нас как биологический вид. Те навыки, которые в будущем позволят нам решать сложные проблемы, производить расчеты в уме, организовывать нашу повседневную жизнь и обмениваться идеями с другими людьми, среди прочего.

Язык

Нам нужен язык, чтобы мы могли общаться сложным, абстрактным и точным способом. Мы также склонны общаться в очень разных регистрах. Эти регистры варьируются от культуры к культуре и от поколения к поколению. Следовательно, языковое расстройство означает, что мы не сможем эффективно обмениваться информацией и изучать ее.

Одним из наиболее распространенных способов передачи знаний и выражения языка является речь. Дислалия — одна из самых распространенных проблем развития речи.

Характеристики дислалии

Термин дислалия происходит от греческого дис , что означает «трудность», и лалия , что означает «речь». Действительно, дислалия — это расстройство, которое влияет на способность ребенка говорить. Это происходит, когда ребенок не может адекватно артикулировать фонемы. DSM-V в настоящее время классифицирует это как расстройство речи и звука. Когда это происходит, ребенок изо всех сил пытается произнести даже самую маленькую фонологическую единицу.

Типы дислалии

Языковой терапевт Рауль Агудо упоминает четыре типа дислалии. Конечно, язык — это деятельность, в которой есть несколько систем, которыми манипулируют и, таким образом, интерпретируют . Следовательно, все эти системы должны быть приняты во внимание для правильной классификации различных типов этого расстройства.

Эволюционная дислалия

Мы не можем считать эволюционную дислалию патологией как таковой. Это потому, что, как следует из названия, языковые навыки ребенка все еще развиваются. Поэтому они неизбежно совершат некоторые ошибки. Это, конечно, совершенно нормально. Тем не менее, мы можем использовать этот тип дислалии в качестве отправной точки для предотвращения будущих расстройств речи.

Терапевты, такие как Альба Хименес и Альма Акунья, согласны с тем, что этот тип дислалии длится от нуля до трех-четырех лет . Однако в этом возрасте мы ожидаем, что нервной системе ребенка все же придется претерпеть некоторые изменения. Поэтому авторы , такие как Рауль Агуадо, не склонны классифицировать его как правильное языковое расстройство на данном этапе.

Аудиогенная дислалия

Язык — это мультисистемный навык. Этот тип дислалии затрагивает одну из этих систем, слуховую систему. Чтобы эта система работала, органы, которые ее составляют, должны функционировать правильно. Поэтому, чтобы подтвердить или исключить какую-либо неисправность именно в этом регионе, нужны специализированные тесты.

Если ребенок плохо слышит, он не сможет правильно произносить фонемы. Это само по себе классифицируется как дислалия. Таким образом, в случае аудиогенной дислалии мы должны сосредоточить все свое внимание на решении любых проблем со слухом у ребенка.

Органическая дислалия

Третий тип дислалии связан с органами тела, которые участвуют в правильном произношении фонем. Это не проблема развития или слуха. Наоборот, это результат дефекта или порока развития частей тела, участвующих в речи.

Чаще всего поражаются губы, небо, язык и зубы. Это четыре зоны, которые мы используем в фонематической артикуляции. Наиболее распространенными проблемами при органической дислалии являются деформация неба, уздечки языка или пороки развития зубов.

Функциональная дислалия

В предыдущей категории речь идет об органическом пороке развития. Однако именно у этого типа органы, участвующие в речевом процессе, не функционируют должным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *