Фонематический слух игры и упражнения 3 года – 3-4

Подборка игр на развитие фонематического слуха (2,5-3 года)

Развитие неречевого слуха
Жмурки. Ребёнок с завязанными глазами двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, бубен).

Угадай, что звучит. 1) Бубен, маракасы, бумага, погремушка, дудочка, пакет, книга 2) Стучать по предметам из стекла, дерева, пластмассы, резины. Ребёнок угадывает предмет, в более старшем возрасте — материал.3) Коробочки с песком, крупой, горохом, скрепками, пуговицами, бумажными шариками. Найти пары одинаково звучащих коробочек.

Угадай, кто стучится. В домик пришли гости. Каждый из них стучится по-разному: заяц 1 раз, медвежонок 2 раза, собачка 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку нужно догадаться, кто пришёл.

Угадай, кто говорит. Прочитать сказку три медведя (теремок) на разные голоса, а затем ребёнок угадывает, чьим голосом говорит взрослый. Поменяться ролями.

Угадай, чья песенка.Машина едет ж-ж-ж, водичка льётся с-с-с, ветер дует ш-ш-ш, комар звенит з-з-з, лошадка цокает копытцами ц-ц-ц, кошка мурчит р-р-р.

Высоко – низко. На высоких звуках металлофона ребёнок идёт по кругу на носочках, на низких звуках – приседает.

Быстро – медленно. На быстрых хлопках ребёнок бежит по кругу, на медленных – идёт медленно.

Громко – тихо. На громких хлопках (или чтении стиха) ребёнок прыгает, на тихих — идёт.

Морзянка. Повторять за мамой простой ритм ладошками.

Развитие речевого слуха

Прохлопать слоги в слове и назвать их количество. Произносить слово, прижав кулачки к подбородку: сколько раз подбородок опустился вниз, столько и слогов в слове.

Найди одинаковые слоги. Я буду называть по 2 слога. Если ты услышишь 2 одинаковых слога, то ты хлопнешь в ладошки, а если это будут разные слоги, то топнешь ногой. Готова\? Начинаем: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.

Одинаковые или разные. Сказать на ушко слог (который умеет правильно говорит), попросить повторить вслух, повторить самой то же или противоположный, а ребёнок угадывает — одинаковые или разные слоги (развивает способность различать шепот, тренировка слухового анализатора).

Доскажи слово (слуховое внимание). Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша. Ро-ро-ро — у нас новое вед. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. Ре-ре-ре — стоит дом на го. Ри-ри-ри — на ветках снеги. Ар-ар-ар — кипит наш само. Ры-ры-ры — детей много у го.

Назвать картинки. Выбрать картинки, в названии которых слышится звук Ш (Ж, Ц, Р) (это те звуки, которые плохо выговаривает Алёна). Придумай собачке имя на звук Ш, Ж, Р.

Хлопни в ладошки. Я буду называть разные звуки (медленно с паузами), а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Играть до безошибочного угадывания.

Поймай бабочку. Сегодня ловим бабочку Ш (Ж, Ц, Р): когда услышишь Ш — хлопай в ладоши и говори Ш. Сначала отдельные звуки, потом слоги, потом слова (простые и многослоговые), выделяя голосом нужный звук.

Ш: ж, ш, щ, с, ш, ч, з, ш; са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы; зонт, шар, щука, ноша, сила, шорты, щавель, шапка, кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель

Ж: з, ж, с, ч, ж, щ, с, ж; за-са-жа-ща-ша-жа; шов, жук, шина, жаба, шуба, кошка, ножик, снаружи

Ц: с, т, ц, с, ч, ц, с, т; са-ца-тса-кса-ца-са; целый, мост, овца, доска, заяц, птица, лист, цыплёнок, курица

Р: л, р, м, р, ч, р, л, м; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Другой вариант. Перечислить слова на букву Ш и прочитать рассказ с ними. Если ребенок не хлопнул в нужный момент, повторить предложение, выделяя нужное слово голосом.

У Миши новая (машина). У этой (машины) широкие шины. Миша катает (машину) по комнате.Вдруг (машина) уехала под шкаф. Там будет для (машины) гараж,— подумал Миша.

***

У Даши была пушистая (кошка). Кличка этой (кошки) — Пушинка. (Кошка) любила ка¬тать по комнате ка¬тушки. «Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», — говорила Даша.

***

Папа и мама купили Паше шесть шаров. У Маши было восемь вишенок. У бабушки было шесть катушек с нит¬ками. Две катушки кошка Пушинка закатила под шкаф. Одну катушку взяла Наташа, чтобы сшить мишке штанишки. Потом Наташа от¬дала катушку бабушке, а дедушка нашёл одну катушку под шкафом.

***

У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные пирамидки, мишки, лошадки, рашуки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки. Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?» — «Как же, знаю, — ответила бабушка,— вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь».Обрадовался Миша и начал складывать мишку, лошадку, пирамидку, ракушку и машинки в свой шкаф.

***

Как Мыша шалил.Мышонок Мыша был страшным шалуном. Шарит, например, папа по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.— Мыша! Где мои вещи?! — грозно спра¬шивает папа.— Я их съел… Нечаянно…— Как съел? Что за шутки!— Ну, что ты шумишь? — заступается ма¬ма.— Он ведь пошутил.— А шапку в прошлом году съел тоже в шутку? Или залезет Мыша за шкаф и шуршит там: шур-шур-шур…— Кошка! Кошка!!! — визжит мама. — Мне страшно! Или привяжет шпагат к папиным штанам и тянет их через всю комнату.— Это не жизнь, а кошмар! — возмущается папа. — Мы в своё время так не шалили.***У Яшиного дедушки жила в клетке пу¬шистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушин¬ке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

***

Чтобы Даша научилась правильно произ¬носить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шаш¬ки, петушок, парашютик.

***

Ж

Однажды Жанна увидела большого оранжевого (жука) .— Папа, что это за (жук)? — спросила Жан¬на.— Этот (жук) — жужелица, — ответил папа.Жанна хотела поймать (жука), но он пожужжал, пожужжал и улетел.

***

У Жени живёт ёжик. Днём ёжик ждёт тем¬ноты под книжным шкафом. Женя каждый день готовит еду своему колючему шарику. Но чтобы ёжик поел, нужно выманить его из-под шкафа.

***

Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры. Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие виде¬ли, как жёлтая жаба что-то жевала. Жёлтая жаба — жадина! Жаба украла жабры. Подал краб жалобу на жабу. Но Жаба, однако же, утверждала, что жабры не брала. Но жёлтой жабе не верили, и никто её не жалел…

***

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и го¬ворит Ужу:— Надо бы нам крышу покрасить.— Покрасить можно, — говорит осторож¬ный Уж. — Только какой краской?— Жёлтой,— важно сказал Жук.— Но у нас нет жёлтой краски.— Тогда оранжевой.— И оранжевой тоже нет.— Пойдём попросим у жадной Жабы. У неё целая бочка оранжевой краски.А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, бы¬стренько спрятала джем и сидит ждёт.— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оран¬жевой краски крышу покрасить?— Не дам, — отвечает Жаба. — Жалко крас¬ку.Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять принялась за джем. Тут прилетел Шмель и жужжит:— Дай немножечко джема, Жаба.— Не дам, жалко джема.— Ах ты, жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:— Пожалей меня несчастную! Но никому не было жалко жадную оранже¬вую Жабу.

***

В маленьком домике с большой дверью жила пчела Жу-жу-жу. Никого она не обижа¬ла, ни с кем не дружила. Одна жила. Однажды налетел неосторожный ветер и за¬хлопнул дверь пчелиного домика. Покрутилась пчела возле двери — открыть невозможно. Ру¬ки заняты тяжёлым ведром со свежим мёдом. Кто поможет дверь открыть? Муравьи ра¬ботой загружены — муравейники сооружают. Кузнечик тоже не может: тренируется в прыж¬ках. Жук заважничал — жуть! Не тревожь, не раздражай! Отвяжись! Только трутни приле¬тели, как на пожар. Да не помочь, а чужим мё¬дом поживиться.И не стало у пчёлки Жу-жу-жу ни двери, ни дома, ни капельки мёда. Вот ужас! Неожиданно прилетели пчёлки — дружные, вежливые. Окружили бедняжку. В беде под¬держали. И стала пчела Жу-жу-жу весело жить в новом доме с новыми подружками. Не хуже других — труженица.

***

Папа с Женей пошли кататься на лы¬жах. Папа помог Жене надеть лыжи и сказал: «Поезжай вперёд вон по той лыжне, а я тебя догоню. Поехал Женя по лыжне и вдруг увидел маленькую чёрную собачку, которая бежала по соседней лыжне. «Жучок! Жучок! — закричал Женя.— Подожди меня!» Но Жучок не обратил на него никакого внимания. Тогда снял Женя лыжи и побежал за Жучком. А тот от него.

Ц

У курицы появились маленькие (цыплята). (Цыплята) вывелись из яиц. Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!» Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

***

У нас в клубе недавно был концерт. На концерте выступали певцы и танцоры.***У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень рас¬строилась она. И вдруг видит: идёт по бо¬лотцу большая цапля. Подошла цапля побли¬же, сунула длинный клюв в воду и доста¬ла кольцо.РВере на день рождения пода¬рили (прыгалку)….Она вынесла… во двор. — Дай мне… попрыгать,— попросила Ира. И Вера с Ирой стали прыгать по очереди.

***

Вере подарили новые (краски). (Краски) были яркими и красивыми. Стала Вера рисовать новыми (красками). (Красками) она покрасила траву, деревья и крышу дома. — Убирай свои (краски), — сказала мама, — пора спать.

***

Юра с мамой были в роще.Там кружился целый рой комаров. Юра закрывается руками от комаров, прыгает, вертится. Но одно от них спасение — костёр. Мама разжигает костёр.Комары боятся дыма и теперь держатся в сто¬роне.

***

Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а тебя прорвало — так и подскакиваешь!— Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик — чирик!

Пчелки. Пчелы живут в улье (показ картинки). Когда они все ползают в своем домике, то гудят громко: з-з-з-з-з. Как они гудят? А когда одна пчелка вылетает из улья и летит собирать мёд, то она поёт ласково: зь-зь-зь-зь-зь. Как поёт одна пчелка? Сейчас мы с тобой будем пчёлками. На одной стороне комнаты улей, а на другой — полянка с цветами (на полу можно разложить бумажные цветочки). Вот одна пчела замахала крылышками и полетела собирать мёд, летит и поёт: зь-зь-зь-зь-зь. Вот вторая пчела полетела. Набрали мёда с цветков и полетели домой: зь-зь-зь. Прилетели в свой домик-улье и загудели: з-з-з-з.

Говорящие картинки (подобрать). Я буду рассказывать тебе историю по картинкам, а ты будешь мне помогать, хорошо? Пришел мальчик Вова с улицы домой, решил помыть руки, включил кран с водой, вода потекла сильно: с-с-с-с-с. Как она зашумела вода? (с-с-с). Тогда Вова включил воду потише, вода зажурчала тихо: сь-сь-сь-сь-сь. Как вода зажурчала? (сь-сь-сь). Теперь давай и мы споем песенки водички. Если я покажу картинку, где вода льется сильно, то надо петь громко и твердо: с-с-с, а если картинку, где вода льется тихо, тогда поём тихо и мягко: сь-сь-сь. (Показывать картинки попеременно).

Эхо. Повтори за мной, как эхо (взрослый говорит по 3 слога): 1) ты-та-то; та-то-ту; мо-ма-мы; му-мы-ма; ну-на-ны; да-ды-до; 2) та-па-ка; ба-ва-га; ма-на-ва; ва-ма-на; па-та-ка; ка-фа-ха; 3) па-ба; та-да; ка-га; фа-ва; са-за; ша-жа; 4) па-ба-па; ба-па-ба; та-да-та; да-та-да; ка-га-ка; га-ка-га; ва-фа-ва; фа-ва-фа; са-за-са; 5) (взрослый говорит по 2 слога, ребенок повторяет): па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи; ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми; ва-вя, во-вё, ву-вю, вы-ви; та-тя, то-тё, ту-тю, ты-ти; ба-бя, бо-бё, бу-бю, бы-би; да-дя, до-дё, ду-дю, ды-ди.

Животные и их детёныши. Картинки с животными. Произносить каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (выбрать соответствующую картинку).

Дует ветер (изменение силы голоса). Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко). Можно использовать картинки.

Громко-тихо (изменение силы голоса). Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие — тихо.

Произносить задуманное слово то правильно, то неправильно (Ш, Ж, Ц, Р), а ребёнок хлопает в ладоши при неправильном произнесении.

www.baby.ru

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

 

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове —  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

 

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

 

  1. Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

 

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)

 

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

 

  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

 

  1. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

 

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

 

  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

 

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

 

  1. Игра «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 

  1. Игра «Не ошибись».

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

 

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).

 

  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

 

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

 

ratuschnyak-berezka.educrimea.ru

упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :Макушева С.В.

 

 

 

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

 

nsportal.ru

упражнения для памяти и слухового внимания

В этой статье:

Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши. Почему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?

На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.

Понятие фонематического слуха

Итак, фонематический слух — это способность различать и узнавать звуки в речи. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом будет иметь способность анализировать и синтезировать речевые звуки.

Неспособность запоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет неспособны правильно воспринимать слова, а впоследствии также неспособны правильно их воспроизводить.

Обычно дети коверкают слова, но не настолько, чтобы их нельзя было узнать. Так, например, имя «Саша» у малышей обычно превращается в «Саса» или «Шаша», «рак» в «лак» или «як», «жук» в «зук», и так далее.

Особенно очевидной недоразвитость фонематического слуха станет заметной при поступлении ребенка в школу, пусть и раннего развития, где необходимо будет изучать азы письма. Именно поэтому при первых признаках нарушения фонематического слуха у ребенка следует уделить внимание его развитию в раннем возрасте — в 2-3 года, когда упражнения и занятия действительно будут иметь эффект.

Если даже после продолжительной работы согласно инструкциям логопеда родители не видят результатов, можно предположить, что на предыдущем этапе были упущения в процессе развития слухового внимания, восприятия, памяти.

Как проверить уровень фонематического слуха у детей?

Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:

  1. Проговорить парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
  2. Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
  3. По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
  4. Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

О роли фонематического слуха

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию. Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличать звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.

Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.

Игры для развития фонематического слуха

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, например,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.

Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.

Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.

Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.

Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку.
В качестве загадок подойдут четверостишия, в которых можно пропускать отдельные слова. Необходимость подбора рифмованной отгадки будет способствовать развитию фонематического слуха детей.

Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания. Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего. Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков. Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие. Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.

rebenkoved.ru

Картотека по логопедии на тему: Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.


Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.


Развитие слухового восприятия, речевого слуха

«Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Разговор шепотом»

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Посмотрим, кто говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

«Шумящие мешочки».

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

«Найди пару»

Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй — у ребенка. Логопед трясет  коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

«Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Узнай свой голос».

Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

«Громко-тихо».

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.

«Три медведя».

 Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

«Кто стоит у светофора?»

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).


Развитие фонематического слуха.

«Слушай и выбирай».

 Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Верно-неверно».

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

«Слушай, смотри».

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь — лететь, Машенька — вишенка, Мишутка  – решетка.

«Веселый мяч».

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да…). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

«Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [К]  слове —  хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

«Красный-белый».

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.

«Охотники».

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

«Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

«Назови одинаковый звук в словах».

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Отвечай – не торопясь».

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Определи на слух самое короткое слово».

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

«Скажи наоборот».

Логопед проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Поймай рыбку».

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

 «Цепочки слов».

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз.

«Будь внимателен!»

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

«Слушай хлопки и подбирай слоги»

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

«Слушай и повторяй!»

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

«Услышишь — стой!»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.


nsportal.ru

Картотека по логопедии по теме: Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХА.

Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.

1 этап – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

«Слушаем тишину»

Предложите детям закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда дети откроют глаза, спросите их, что за звуки они услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.

 «Скажи, что ты слышишь? »

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку». 

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Поставь по порядку»

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он

должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит». Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней».

«Коробочка гремит»

Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: «Коробочки гремят». Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Найди звук»

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Найди игрушку». 

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.

Хорошо развивают физиологический слух упражнения на развитие чувства ритма.

 «Кто стучится? »

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /.Затем предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

«Капельки»

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

2 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

«Метель»

 Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие

«Дует ветер».

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

«Громко-тихо».

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие — тихо.

«Три медведя».

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

«Близко – далеко».

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

 «Угадай кто». 

Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. С целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

 «Эхо». 

Группа детей произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав! корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

«Громко – тихо»

Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

«Скажи, как я». 

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

«Аленушка-ревушка»

Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: «А… «, если ей хочется яблоко, она плачет: «А-А… «, если грушу – «А-А-А… «, если банан, то плачет: «А-А-А-А… «. Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук «А» один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

«Знайки»

Покажите ребенку машину и спросите: «Что это? » – «Это грузовик». –

«Почему он так называется? » – «Потому что он возит грузы». – «А как называется человек, который водит грузовик? » – «Шофер». – «Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? » – «Да». – «Зачем? » – «Чтобы починить ее, если она сломается». – «Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике».

«Кто стонал? «

Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: «Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? «

«У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: «О-о-о» (стон мальчика имитируйте высоким голосом).

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: «Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? «Выслушайте ответ и скажите: «У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: «О-О-О»

(стон передайте низким голосом).Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: «Я закрою рот экраном и буду произносить звук О

высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина».

3 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

«Найди нужную картинку»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса; ком – дом; лак  – рак; ложки – рожки; мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.

Взрослый называет предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

«Нелепица» 

Педагог называет картинку то правильно, то неправильно;

Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Хлопни – топни». 

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

«Исправь ошибки»

Попросите ребенка помочь навести порядок – исправить ошибки.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кит (кот)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес  лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

«Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…

(перина, подушка, рубашка)

 Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту…

(тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…

(сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то…

(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я.

(игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я…

(сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…

(лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали…

(автобусы, трамваи, такси)

Двор в снегу, белы дома.

«Какое слово не подходит?» 

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар

Каток – моток – поток – дым

Каша — гном – Маша – Даша

«Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

4 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ

 «Повторюшки». 

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

со сменой ударного слога: тата-та, тата-та, тата-та;

с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;

с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;

с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;

с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;

с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

«Сигнальщик». 

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

Стоп–слоги

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

5 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ

«Поймай звук». 

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

«Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

«Повторялки». Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

«Что просит мышка»

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

 «Доскажи словечко».

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его…(белка) .

«Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный дуб (суп).

Много снега во дворе –

Едут танки (санки) по горе.

 «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

«Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

6 этап – ОСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

«Прохлопаем слова»

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

«Определи общий звук».

Взрослый произносит несколько слов, в каждом из которых есть один и тот же звук: робот, корона, топор, парта и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Внимательный слушатель»
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

«Нужное слово»
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Назови любой предмет в комнате с заданным звуком. Например: название какого предмета заканчивается на А; начитается на С; в середине какого слова звук Т и т.д. То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации, имена любимых героев, персонажей сказок, мультфильмов.

«Непослушные звуки»

Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

«Назови по звукам слово»

Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а. Со временем слова усложняются.

«Подбери слово» 

Вспомни название птицы (животного, продукты, имена, посуда, одежда…), в котором был бы последний звук слова мотор. (Воробей, грач…)

Подбери такое слово, чтобы первый звук был бы К, а последний – А (картина, косточка, курица, карета…).

«Цепочка слов».

Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Игру можно проводить в устной форме.

«Измени первый звук»

Взрослый называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

nsportal.ru

Картотека по логопедии на тему: Игры на развитие фонематического слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь ошибки Незнайки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *