Физиологические особенности детей дошкольного возраста – . , — .

Содержание

1.2. Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем присущих каждому возрастному периоду жизни ребенка, является необходимым условием обеспечения нормального физического, психического развития и воспитания. Педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям дошкольников. Соответствие условий организации учебно-воспитательного процесса возможностям детей, учет психофизиологических закономерностей обеспечивает оптимальный процесс обучения и воспитания.

В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой. Морфологические, биологические и функциональные изменения носят гетерохронный характер. Наблюдаются фазы чередования ускоренного роста и развития с периодами замедления и относительной стабилизации. Это характерно для роста и дифференцировки тканей, костной и мышечной систем, различных желез внутренней секреции, основных отделов центральной нервной систе­мы, анализаторных систем [7]. Каждый период развития организма определяется предшествующими изменениями и обусловливает в значительной мере дальнейший ход его формирования.

Гетерохронность возрастного развития получила теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина и системогенезе. Гетерохронность формирования и развития различных систем организма обуславливает дискретность, этапность онтогенеза, а также возможность выделить в непрерывном по существу процессе индивидуального развития человека, ряд этапов, фаз, периодов, характеризующихся различными внутренними свойствами организма и специфическими возможностями отражения внутренней природой организма, окружающей его внешней среды.

В процессе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма после рождения. В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма. В 5-7 лет ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью». Возраст 5-7 лет с физиологических позиций является одним из критических этапов развития, от которого зависит его последующая жизнь. По мнению ряда авторов, возраст от 5 до 7 лет как «конечный» период первого детства [15].

Характерной особенностью организма ребенка дошкольного возраста является интенсивный процесс роста и развития всего организма. Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях его постоянного взаимодействия с окружающей средой. Возраст 5-7 лет характеризуется значительными изменениями в развитии опорно-двигательной системы, резко увеличиваются темпы роста тела в длину (ребенок вырастает на 7-10 сантиметров за один год). Овладевает новыми произвольными движениями, неизвестными ранее физическими упражнениями. Изменения в строении и форме позвоночного столба связаны с этапами овладения дошкольником основными формами движений и поз. У детей 5-7 лет продолжается формирование «рефлексовой осанки», которое заканчивается к 14-17 годам, поэтому позвоночник детей старшего дошкольного возраста очень чувствителен к деформирующим воздействиям внешней среды.

Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, подвижными суставами, легкорастягивающимся связочным аппаратом. Вследствие изменений в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночного столба постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 — поясничная, позвоночник наиболее подвижен до 8-9-летнего возраста. Эластичность и гибкость детской кости может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника [15]. Физические упражнения оказывают значительное влияние на рост костей в длину до закрытия зон роста и могут оказывать благоприятное воздействие на удлинение трубчатых костей плеча, предплечья, бедра и голени. Все это служит толчком для образования множества условно-рефлекторных связей — основ двигательных навыков и считается вторым критическим периодом в развитии двигательной функции.

Период развития ребенка с 5-7 лет представляет собой качественно новый возрастной этап, связанный со значительными изменениями организма. Качественные изменения характеризуются формированием особых специфических свойств отдельных функций организма, обеспечивающих возможность жизнедеятельности, и систем, управляющих развитием и поведением ребенка.

Известно, что в возрасте 4-5 и до 6-7 лет нарастание максимальной силы почти не сопровождается изменениями и относительного (на 1 кг. веса тела) показателя.

Рост относительной силы происходит только в период от 6-7 до 9-11 лет, а иногда продолжается до 13-14 лет [22]. Вследствие большого анатомического поперечника и абсолютной силы разгибателей отмечается и более высокий, чем у разгибателей, тонус

Характерной особенностью детей 5-7 лет является то, что у них хорошо развиты крупные группы мышц туловища и конечностей, а мелкие мышцы спины, играющие важную роль в удержании правильного положения позвоночника, развиты слабо. Слабо развиты также и мелкие мышцы спины. Поэтому для детей этого возраста освоение естественных локомоций (бег, ходьба, прыжки, ползанье, перелезание и т.д.) менее затруднено, чем освоение движений, требующих тонкой и точной координации пальцев рук (тонкая мелкая моторика: письмо, рисование, лепка и т.д.). Письменные и графические работы предъявляют высокие требования к точности мышечного усилия. Выявлено, что наиболее существенное совершенствование мышечных усилий происходит в период от 5 до 7 лет. За это время пороги различия уменьшают­ся у мальчиков примерно в 1,7, а у девочек в 1,9 раза [22].

К требованиям интенсивно растущего организма дошкольника хорошо приспособлена сердечно-сосудистая система. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь течет по ним значительно быстрее. Сердце обладает большой жизнеспособностью и лучше питается благодаря широкому просвете сосудов. К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства [15]. Отличительной чертой сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста является более частый пульс в покое — от 88 до 106 ударов в минуту. Высокая частота сердечных сокращений сопровождается неустойчивым ритмом (аритмией). Аритмия усугубляется при повышении температуры и влажности воздуха. Поэтому обязательное проветривание помещений для занятий является не просто гигиенической нормой, а настоятельной потребностью.

Физическая нагрузка приводит к быстрому увеличению частоты сердечных сокращений. При незначительных напряжениях она столь же быстро восстанавливается. Однако при больших нагрузках, связанных со значительными энергетическими затратами, все восстановительные процессы у детей протекают медленно.

При понижении температуры среды на несколько градусов ниже комфортного уровня организм взрослого человека реагирует сужением кожных сосудов, что ограничивает ток крови по периферии тела и уменьшает теплоотдачу с его поверхности. Совсем иная реакция у дошкольников. Кожные сосуды почти не изменяют свой тонус, теплоотдача начинает возрастать, а компенсация потери тепла осуществляется путем включения дополнительных ис­точников теплопродукции.

В шестилетнем возрасте начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе и кожных сосудов. Поэтому именно в этом возрасте особенно эффективны закаливающие процедуры [22].

При систематической мышечной работе изменяются не только количественные параметры функциональных показателей сердечнососудистой и дыхательной систем, но и качественные характеристики. Повышение проницаемости легочных альвеол для кислорода приводит к росту его утилизации из выдыхаемого воздуха.

К семи годам жизни ребенка в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей, однако полностью еще не заканчивается. Носовые хода, трахеи и бронхи очень узкие. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Происходящий интенсивный рост ребер, изменение их положения меняет форму грудной клетки. Ее передняя часть опускается вниз, при этом возможности изменения объема грудной клетки в процессе дыхания резко возрастают. Но все же грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Вследствие этого дети не в состоянии де­лать глубоких вдохов, и поэтому дышат чаще, чем взрослые. Характерными особенностями дыхания ребенка 4-6 лет являются: частый ритм дыхания -25-30 циклов в минуту, низкая скорость воздушного потока, короткие дыхательные паузы, максимальная вентиляция легких равна примерно 42 дц

3 воздуха в минуту [15]. С возрастом интенсивность дыхания уменьшается, а объем увеличивается.

У детей интенсивность поступления кислорода в легкие в два раза выше, а его использование меньше, чем у взрослых. По данным Н.В. Лауэра и А.З. Колчинской кислородные резервы организма детей при мышечной работе менее эффективны и экономичны. Однако, при меньшей экономичности кислородных режимов напряжение кислорода в альвеолярном воздухе, артериальной и смешанной венозной крови у детей во время мышечной деятельности и восстановительном периоде оказывается более высоким, чем у взрослых. Это обеспечивается за счет высокого парциального давления кислорода, служащего компенсаторным механизмом, позво­ляющим организму ребенка увеличивать потребность кислорода при мышеч­ной деятельности до уровня максимальной интенсивности его потребности.

Большое место в приспособительных реакциях организма принадлежит обменным процессам. Для 6-7-летних детей характерен высокий уровень обмена веществ во всех тканях организма. Необходимая энергия образуется в процессе окисления жиров и углеводов, в меньшей степени белков в специальных клеточных структурах — митохондриях. Выделяющаяся при этом энергия в виде АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) используется для нужд живой клетки.

В покое расход энергии организмом ребенка 6 лет достигает 2 Вт в расчете на каждый килограмм массы тела. У взрослого этот показатель составляет 1 Вт/кг [22].

Особенности мозга детей в значительной мере зависят от степени зрелости двух основных структурных образований: коры больших полушарий и подкорковых структур, которые взаимосвязаны между собой. Более древние подкорковые структуры формируются раньше и обеспечивают с рождения ребенка жизнедеятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, обмен веществ, теплорегуляцию. На уровне подкорковых ядер располагаются структуры управления эмоциями и функциональными потребностями, а так­же структурные образования, изменяющие активность клеток коры больших полушарий. Кора больших полушарий обеспечивает функции приема, анализа и переработки внешней информации, ассоциативной деятельности мозга, произвольной регуляции поведения дошкольников.

Восприятие сигналов внешнего мира происходит при участии значительного числа структур, объединенных в единую систему. Рецепторные аппараты и проводниковые пути у детей созревают очень рано — к 3 месяцам. Однако зрительная функция к концу дошкольного возраста все еще не сформирована. Это несовершенство зрительной функции связано с деятельностью центральных мозговых структур. В 5-7 лет еще не в полной мере участвуют в восприятии информации высшие корковые формации — лобные отделы коры, осуществляющие его значительные этапы. Развитие зрительного анализатора для ребенка имеет огромное значение, так как 90% всей информации поступает через него. Возраст 5-6 лет, по мнению Д.А. Фарбера является особо чувствительным (сензитивным) в развитии мозговых функций воспри­ятия, поэтому может рассматриваться как наиболее благоприятный для их целенаправленного формирования.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора [8]. Это способствует значительному прогрессу функции мозга. Установлены некоторые узловые пункты в развитии корковых ядер двигательного анализатора детей. В 4-летнем возрасте происходит созревание четвертого поля ядра двигательной области, в которой находятся центры, свя­занные с выполнением простых двигательных актов. К 7 годам завершается формирование шестого поля двигательной области, отвечающей за автомати­зацию двигательных актов. В этом возрасте ядро двигательного анализатора составляет 80% этой же области у взрослого. Поэтому в 4-летнем возрасте можно корректировать грубые дви­жения, а в 6-7 лет — более тонкие их формы.

К семи годам расширяется и обогащается словарный запас детей до 4000 слов. Формируется грамматически правильная речь, ребенок может говорить без пропусков и противоречий, выразительно читать стихи, самостоятельно придумывать сказки, загадки. В 6 лет ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, договариваться с ребятами о последовательности действий в игре и на занятиях в отношении распределения обязанностей между собой. У детей этого возраста наряду со словесным мышлением появляются задатки внутренней речи. Ребенок учится анализировать и обобщать, опираясь при этом на предметы, с которыми он знаком. «Мышление в действии» занимает значительное место в развитии высшей нервной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети пяти лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние дети — к чтению.

Степени зрелости у детей старшего дошкольного возраста соответствует определенный уровень внимания. У шестилетних детей преобладает непроизвольное внимание. Однако к концу дошкольного возраста появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Основные виды внимания ребенка -непроизвольное и произвольное — тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Хотя дети обладают всеми видами внимания, нельзя сказать, что их качества хорошо развиты. Установлено, что шестилетние дети способ­ны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Воспитателю важно учесть эти данные при планировании занятия, продумывании его методики, заданий и форм детской деятельности. Важное свойство внимания — его объем, измеряемый количеством объектов, которые человек может воспринять при их одновременном предъявлении. Для детей 4-5 лет этот показатель составляет 1-2 предмета, а для ребенка шести лет — уже 3, и с достаточной полнотой, детализацией. Слабо развиты у детей такие свойства внимания, как распределение и переключение. Одной из причин рассеянности внимания ребенка является быстро возникающее утомление при выполнении им трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения.

У ребенка старшего дошкольного возраста интенсивно развиваются функции памяти. У него преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. «Память ребенка — его интерес» — говорят психологи. 5 — 6 — летний ребенок легко и надолго запоминает то, что привлекло его своей яркостью, необходимостью, динамизмом; запоминает лучше то, с чем он активно действовал (играл, конструировал, перекладывал и т.д.).

К этому этапу жизни в психике детей появляется важное новообразование — они овладевают собственной мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, то есть осуществить самоконтроль. Дети этого возраста способны удерживать программу действий из ряда движений и предвидеть результат действия.

Развитие двигательной функции целесообразно сосредоточить в момент оптимального сочетания генетических и средовых факторов. Неиспользование потенциальных возможностей детского организма в сенситивный период для развития двигательных функции отрицательно сказывается на освоении детьми различных двигательных действий в дальнейшем. По данным Г.К. Ушакова (1977), на возраст от 4 до 6 лет приходится наибольшее число параметров, зависящих от средовых факторов, а на период 7-9 лет — параметров, обусловленных генетической программой. Исследование влияния наследственных и средовых факторов на развитие двигательных качеств человека показало, что значительную наследственную предрасположенность в развитии выявили: строение и форма тела, гибкость, латентное время двигательной реакции, аэробную производительность, скоростно-силовые качества, проявляемые в прыжках в длину с места и с разбега, в беге на 30 метров, а также относительную мышечную силу и максимальную частоту сердечных сокращений. Преимущественно средовую предрасположенность в развитии обнаружили: абсолютная мышечная сила, частота движений, метаболические показатели и ЧСС (в покое, при работе умеренной мощности и в период восстановления), некоторые показатели ловкости, мета­ния [8].

Действие генетических факторов в различные возрастные периоды не одинаковы по силе.

Развитие у детей 5-7 лет двигательной функции зависит от их произвольной двигательной активности в режиме дня, а также о проведения специально организованных занятий, педагогических воздействий, стимулирующих естественный ход онтогенетического развития [8].

studfiles.net

Анатомо-физиологические особенности детей в дошкольном возрасте

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

  • Обмен веществ

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

  • Нервная система

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

  • Дыхательная система

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

  • Физическое развитие

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Здоровый ребенок: советы родителям

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

odoshkolnike.ru

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Возрастные физиологические и психологические

особенности развития детей дошкольного возраста.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Ребенок становится более ловким и физически крепким.

Физическое развитие ребёнка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение.

Среди объектов социального мира, которые познаёт ребёнок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает.

Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 – 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и даёт возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте.

С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно – личностной. Ребёнок начинает ориентироваться, на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребёнка «многоцветен». Но дошкольник остаётся открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока ещё не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, всё сказанное в данном разделе должно настроить будущих педагогов на то, что объект педагогики — ребёнок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить – не навреди!

infourok.ru

Консультация на тему: Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов.

Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст — значительный период детства. И на этом возрастном этапе имеются определенные особенности развития ребенка.

За счет более ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка — дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в  результате  развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно  замещается костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп.

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет 6 месяцев и до 7 лет 6 месяцев.

В этом периоде детства продолжается заметный рост тела семилетних детей равен примерно 113 — 115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см.

Средний вес 6-7 летнего ребенка равен 21 -22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,2 -2,2 кг. С 6 до 7 лет — на 1,7 — 1,8 кг. У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение  неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной,  но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, столько итог обучения детей 4-6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении. сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного периода скелет ребенка становится  более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные  движения, которые  требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; поэтому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста  расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не  только сильными, но и значительно  более выносливыми, подвижными, ловкими.

Совершенствуется и функциональная деятельность организма. К концу дошкольного возраста емкость легких  увеличивается в 3 раза, частота дыхания сокращается, но минутный объем  дыхания увеличивается почти в 2 раза. Строение дыхательных путей соответствует  параметрам у детей школьного возраста. Рост дыхательных путей  приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные  пути становятся более длинными и широкими. Рост и развитие мышц сердца и у детей дошкольного возраста увеличивается параллельно изменению длины тела, поэтому организм равномерно обеспечивается кровью. Вес сердца в процессе развития ребенка непрерывно возрастает  и к 6-7 годам

увеличивается в 5-5,5 раз по сравнению с новорожденным. Частота пульса в возрасте  7 лет — 90 ударов в минуту.

Органы пищеварения развиваются в соответствии с остальными процессами роста. Происходит лишь определенные изменения в строении зубов. У шестилетних детей за последним молочным коренным зубом прорезывается обычно первый постоянный коренной зуб. Постепенно начинают шататься и выпадать молочные зубы, на 6-7 году жизни прорезываются постоянные зубы.

У детей старшего дошкольного возраста очень важно воспитывать навык правильной осанки, т.е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок  сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно — мышечного аппарата. Но правильная осанка — это навык, который необходимо своевременно формировать.

На 7 — ом году жизни ребенка его движения становятся более координированными и точными, у детей формируются навыки самокоординации, взаимоконтроля. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно, для чего важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы воспитать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность и двигательное творчество.

Как и в предыдущих группах, ведущий формой организованной двигательной деятельности является  физкультурное занятие.

На данном этапе больше внимания следует  уделять разучиванию  элементов техники движений, отработке легкости, точности их выполнения. В процессе обучения используются словесные методы, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. На каждом физкультурном занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, давать возможность осмыслить и обеспечить ход и способы выполнения задания.

В целях повышения двигательной активности детей в зависимости от содержания  занятия и уровня  двигательных умений и навыков  детей необходимо использовать  разные способы организации при выполнении основных движений ( тренировка, крайстренинг, по подгруппах, фронтально и т.д) ( мальчики — девочки — с заданиями для мальчиков и девочек).Целесообразно для эмоционального подъема прибегать к музыкальному сопровождению.

Вводную часть занятия наряду с разными видами ходьбы, бега, танцевальными движениями включаются задания на внимания, групповые упражнения с переходами и общеразвивающие упражнения, подготовительные к спортивным играм. Последние  используются на занятии в целях подготовки ребенка к  выполнению движений  со сложной координации, требующие значительных физических усилий в определенном виде. Например, для подготовки детей к прыжкам  с разбега можно дать бег с широкими шагами, перед спортивными играми, элементами спортивных игр использовать скользящий шаг боком, подпрыгивание с мячом, передача мяча в движении и т.д.

В этой возрастной группе детей  продолжаем учить готовить спортивный инвентарь и убирать его, ухаживать за ним.

Групповые  упражнения с переходами

— На 7-ом году  жизни дети должны самостоятельно строиться в колонну  по одному, в шеренгу, в круг;

— перестраивать в колонну по 2 по 3, по 4 , в 2 шеренги, в несколько кругов;

— делать повороты направо, налево, кругом; равняться;

— производить размыкание и смыкание; производить расчет на 1,2.

Строевым упражнениям следует уделять особое внимание, т.к. они создают особый настрой на занятиях по физической культуре способствуют эффективности и плотности занятия.

Общеразвивающие упражнения 

 В подготовительной группе на одном занятии дают  8-10 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, которые  в зависимости от новизны, степени трудности выполняются 7-8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе. Качество выполнения повышаются. От ребенка требуется точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать положение, но и точно соблюдать промежуточное, а так же конечно положение, например, при приседании — держать спину прямо, не опускать голову, пятки держать вместе.; при поднимании ног оттягивать носки, ноги держать прямо и т.д.

Необходимо добиваться завершенности  движений, их выразительности красоты. Предметы для общеразвивающих упражнений дети берут сами, а после сами складывают и убирают на место.

На занятиях он должен давать четкие объяснения, пользоваться интонацией, которые подчеркивают темп выполнения упражнений. Новые упражнения следует назвать, затем показать, сопровождать образец объяснения, и только после этого дети могут приступить к его выполнению. Если упражнения не сложные, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его  дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп педагог задает четко. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу его выполнения педагог дает дополнительные указания, поощряет детей.

Иногда возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь  к показу ребенка, который выполняет его правильно.

                                     Основные движения     

Ходьба: в этой группе продолжаются совершенствование техники ходьбы. Упражнения в ходьбе проводятся с разными положениями рук. На одном занятии можно использовать 4-5 видов ходьбы по 5 сек.

Бег: необходимо    продолжать отработку в легкости, ритмичности, полетности бега, закреплять у ребенка умение непринужденно держать руки, голову, туловище. Следует чаще проводить бег с преодолением препятствий, сочетая его с другими упражнениями, учить бегать с мячом, скакалкой, а так же из разных положений. Бег с сильным сгибанием  ног в коленях и с выбрасыванием  прямых ног вперед вводится со 2-го квартала. Т.к. он требует

хорошей физической подготовки. В целях развития скорости  нужно использовать эстафеты с бегом, бег на скорость, эстафеты с бегом; челночный бег. Упражнения в медленном темпе, не допускать перегрузки, учитывать физическую подготовленность каждого ребенка.

Прыжки: Разнообразны в этой группе упражнения в прыжках: дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, и мягко приземляться, выполнять дополнительные задания; необходимо отрабатывать прыжки в длину, с места и с разбега; энергичное отталкивание, правильное приземление. В теплый период выполнять упражнения со скакалкой.

                   

                               Бросание, ловля, метание

В подготовительной группе необходимо использовать мячи разных  размеров (d- от 4-5 см. до 20-22 см.) Продолжаем учить детей  бросать и ловить мяч, разными способами: снизу от груди, из — за головы. Продолжаем учить метанию мяча на дальность, напоминаем и.п., как надо выполнять замах, энергичный бросок. Те элементы движений, которые трудно даются детям надо еще раз показать детям.

Показ, сопровождаемый объяснением, многократное повторение объяснения, позволяет  добиться хороших результатов.

Метание в вертикально — горизонтальную цель является более сложным для ребенка, чем метание на дальность. Закрепление навыков разных способов  метания способствуют  игры: » Горки», Кольцеброс», «Серсо» и др. Умение и навыки сформированы в процессе разнообразных упражнений катаний, бросании, ловле, ведение мяча позволяют ребенку овладеть спортивными играми: «Настольный теннис», Бадбинтон», » Баскетбол», » Футбол», «Хоккей».

                               Ползание, лазанье

1.  Упражнения в ползании благоприятно для развития силы рук, плечевого пояса и туловища.

2. Упражнения в ползании, переползании необходимо сочетать с другими движениями.

3. В упражнениях подтягивании на скамейке, ползании, следует после упражнений расслаблять руки и ноги, плечи, делать несколько глубоких вдохов и выдохов.

                                        Упражнения на равновесие

      В основу формирования навыков равновесия должны быть положены движения, которые завершаются устойчивым  статическим положением: устойчивое приземление после различных   прыжков, подпрыгиваний, соскоков; сохранение устойчивого положения тела в заданной позе после поворотов, приседаний, наклонов и т.п. Ходьба по уменьшенной площади опоры (канат, узкая рейка г/с), кружение, балансирование способствует развитию равновесия у детей. Необходимо помнить, что длительное сохранение определенных положений рук утомляет дошкольников, даже  старших. Надо предлагать детям менять положения рук при упражнениях на равновесие, предусматривать свободное балансирование руками.      

nsportal.ru

Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста: строение и развитие организма

В этой статье:

Состояние здоровья ребенка поможет определить анализ анатомо-физиологических особенностей, характерных для детей дошкольного возраста.

Как изменяются рост и масса тела

Наиболее интенсивно детки растут в первые три года жизни, а затем интенсивность роста снижается. Определить, насколько рост ребенка до 4 лет отвечает норме, можно с помощью расчетов по формуле: 100 см — 8*(4-n), где n — это возраст ребенка в годах (то же самое и в следующих формулах). Понятно, что формула даёт только ориентировочный результат.

Масса тела у детей дошкольного возраста может увеличиваться неравномерно: примерно от 1 до 1,3 кг в год. Рассчитать показатели массы тела также можно по формуле: 10,5 кг + 2n.

Также можно также рассчитать и окружность головы детей дошкольного возраста:50 см — 1n. Формула подходит для определения показателей деток младше пяти лет. После пяти формула будет такая: 50 см + 0,6n

Окружность грудной клетки определяют по формуле: 63 см — 1,5(10 – n). Ниже в таблице указаны примерные показатели окружностей головы и грудной клетки, массы и роста для деток дошкольного возраста.

Возраст Масса, кг Рост, см Окружность головы, см Окружность грудной клетки, см
3 года 16,5 92 48 52,5
4 года 18,5 106 49 54
5-6 лет 20,5 112 50,6 55,5

Развитие костной системы

Анализируя анатомо-физиологические особенности деток дошкольного возраста, стоит обратить внимание на состояние молочных зубов. Примерно к шести годам происходит интенсивное выпадение молочных зубов, освобождается место для коренных зубов. Первые коренные зубы появляются у детей к шести годам. Опять же, для того чтобы понять, насколько соответствует норме количество имеющихся зубов в том или ином возрасте, можно использовать формулу: х = 4n — 20, где х — это число имеющихся зубов, а n — количество лет.

В скелете дошкольника преобладают хрящевые ткани, что обусловлено бурным ростом. В этом  возрасте кости пока не приспособлены для интенсивных нагрузок, способны изменять форму. Что считается нагрузками? Для дошкольников это продолжительный бег или ходьба, ношение тяжестей. Кроме того, маленькие дети не способны долго находиться без движения в одной позе.

Несоразмерные для ребенка нагрузки могут стать причиной нарушения развития позвоночника и ухудшения осанки. Чтобы скелет правильно формировался, следует подобрать для ребенка правильную мебель. Стол и стул, за которыми он проводит много времени, по высоте должны соответствовать росту малыша.

Формирование эндокринной и нервной систем у дошкольников

В дошкольном возрасте изменяются не только анатомо-физиологические особенности деток, но и поведение. Отчасти причина смены поведения заключается в активном развитии щитовидной железы, надпочечников и гипофиз. Половые железы уже в этом возрасте начинают готовиться к созреванию.

Основы интеллекта у деток дошкольного возраста закладываются одновременно с развитием нервной системы. Малыши с удовольствием учат стихи и сказки, рассказывают стихи на память, рисуют, фантазируют. В этот период стоит заниматься с ребенком, направляя его творческий потенциал в нужное русло.

Важно не пропустить момент, когда дети начнут задумываться о нормах морали, интересуясь у родителей ответами на вопросы о том, что делать хорошо, что плохо, а главное  — почему. Важно понимать, что для ребенка в этом возрасте взрослые являются примером.

Как развивается мышечная система?

У детей дошкольного возраста мышечная система на порядок слабее взрослой. У деток мускулатура составляет пятую часть от общей массы тела, тогда как у взрослого это половина массы тела.

Детские мышцы волокнисты по структуре и в период роста малыша не только удлиняются, но и расширяются в толщину. Фасции, связки и сухожилия слабо развиты, как и брюшной пресс, который нельзя перегружать, иначе может появиться пупочная грыжа.

Особенно это актуально для мальчиков дошкольного возраста, у которых слабым местом является паховое мышечное кольцо, слабое развитие которого при излишних нагрузках может стать причиной образования паховой грыжи.

До 6 лет у детей слабо развиты мышцы кисти, а пальцы не обладают достаточной координацией. В нижней части тела мышцы развиваются более интенсивно, что, естественно, имеет прямое отношение к постоянной двигательной активности детей в этом возрасте.
Ближе к пяти годам процентное число мышечной массы увеличивается, мышцы становятся сильнее и выносливее. Работая над укреплением детского мышечного аппарата, нужно помнить о том, что большего эффекта получится достичь, правильно распределяя нагрузки с попеременным утомлением и расслаблением мышц.

В дошкольном возрасте дети не в состоянии адекватно оценивать собственные анатомо-физиологические особенности, поэтому могут принять резкое увеличение мышечной массы за сигнал к увеличению нагрузок.

В задачу взрослых входит ограничение неадекватных физических нагрузок, которые могут стать причиной задержки роста костей в длину.Дошкольники должны работать только над теми физическими упражнениями, которые позволят равномерно распределить нагрузку на все группы мышц.

Как развивается зрение у дошкольников?

У деток в дошкольном возрасте небольшое глазное яблоко и ограниченная преломляющая сила глаза. У отдельных дошкольников специфические анатомо-физиологические особенности становятся основной причиной развития дальнозоркости и отсутствия возможности фокусировать взгляд на близко расположенных предметах.

Как только ребенку исполняется 4 года, зрение его становится более острым, и глаза уже практически готовы к ежедневным урокам чтения. Ближе к 5 годам дети уже могут соединять буквы в отдельные слоги, при условии работы с крупным шрифтом. А в 6 лет спокойно справляются с более мелкими буквами.

Цветовое зрение у детей развивается после трех лет и продолжает совершенствоваться по мере взросления. Со временем малыши спокойно различают цвета и оттенки. К 6-7 годам процесс зрительного развития в основном завершается и малыши уже обладают адекватным пространственным зрением. Кстати, следует помнить о том, что в дошкольном периоде глаза детей особенно чувствительны к проявлениям внешней среды.

Особенности развития слуха у дошкольников

Если анатомо-физиологические характеристики деток дошкольного возраста и отличаются от взрослых, то только не в отношении слуха. Малыши слышат так же хорошо, как и взрослые. Чтобы сохранить слух ребенка в отличном состоянии, необходимо следить за тем, чтобы он рос в комфортной обстановке, без излишнего шума. Важно помнить, что анатомические особенности строения уха могут привести к заболеваниям, которые понизят уровень слуха.

Как развивается система пищеварения?

За размельчение пищи отвечает зубочелюстная система, активно развивающаяся у детей в дошкольном возрасте – особенно вследствие замены молочных зубов коренными. Взрослые обязаны следить за тем, чтобы ребенок тщательно пережевывал пищу, так как от этого будет зависеть формирование у него прикуса.

Строение пищеварительной системы позволяет добиться тщательного переваривания пищи только при условии достаточной секреции слюны и соков. К сожалению, у детей до 6 лет пищеварительные соки недостаточно ферментативно активные, а увеличенная всасываемость стенок желудка и активно развивающаяся нервная система приводят к появлению заболеваний ЖКТ у ребенка.

Ближе к 5 годам желудок становится тяжелее в 6 раз, а вместительность его увеличивается до 600 мл. Клетки эпителия слизистой оболочки желудка обновляются в период от 12 до 24 часов. К шести годам у детей имеется около 10 млн желудочных желез.

Развитие системы мочеотделения и мочеобразования

Анатомо-физиологические особенности строения почек 5-летнего ребенка мало чем отличаются от строения почек взрослого человека. Они становится в пять раз тяжелее, длина мочеиспускательного канала увеличивается: у мальчиков он будет равен 6 см, у девочек — 2 см. Больше становится и емкость мочевого пузыря, достигая к 6 годам 200 мл. Чтобы понять, насколько соответствует норме количество выделяемой мочи, можно использовать формулу: 100*(n +5), где n — возраст малыша. В таблице ниже примерные показатели суточной нормы мочи для детей от 3 до 5 лет.

Возраст Кол-во мочи, мл
Трехлетний ребенок 800
Четырехлетний ребенок 900
Пятилетний ребенок 1000
Шестилетний ребенок 1100

Число суточной мочи увеличивается при низкой температуре воздуха и уменьшается в жаркое время года.

Развитие системы крови

У дошкольников число эритроцитов находится в пределах от 4,5 до 5,0, а гемоглобин — до 120 г/л. Каждый год изменяется соотношение лимфоцитов и нейтрофилов. К 4-5 годам соотношение становится практически равным, а после 5 лет нейтрофилов становится больше.

По мере взросления ребенка число лейкоцитов у него уменьшается.

Иммунная и дыхательная системы: особенности развития

Анатомо-физиологические особенности строения дыхательной системы детей дошкольного возраста способствуют постоянному увеличению объема легких вместе с совершенствованием органов дыхания. Ребенок уже не так часто дышит, объем легких увеличивается, но он по-прежнему меньше, чем у взрослого человека. Дыхание у дошкольников глубокое, поэтому кровь активно насыщается кислородом. Опасность нарушения дыхания снижается.

К 4 годам миндалины детей отлично развиты и могут быстро увеличиваться. Именно они являются основной причиной частых ангин, так как являются «бактериесборником» и постоянно накапливают инфекции. Кроме того, дошкольники нередко сталкиваются с аденоидами и сложностями дыхания через нос, из-за чего может нарушиться прикус.

А вот анатомо-физиологические особенности иммунной системы дошкольников позволяют говорить о том, что дети становятся более устойчивыми к заболеваниям инфекционного характера. Чем старше становится ребенок, чем более зрелой является его иммунная система.

У детей в возрасте от трех до шести лет активный обмен веществ, пища хорошо и быстро усваивается, что способствует росту и развитию. На этом этапе крайне важно обеспечить дошкольникам сбалансированное питание. Ближе к 6 годам дети будут физически и психологически готовы к поступлению в первый класс.

rebenkoved.ru

Статья на тему: Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

       Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается в семи годам. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес равен 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной, особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития и подготовки к письму.

        Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6-7 годам соотношение головы и туловища становится такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

        К 6-7 годам интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости».  Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушением осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг запястья.

        К 6-7 годам продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15-20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца. В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

        6-7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка 6-летнего возраста чрезвычайна важна сформированность основных анализаторных систем и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

         В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владения элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным  движением пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, карандашом.

        В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливает резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания для детей старшего дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей.

        В понятие «физическая готовность» входит состояние здоровья будущего школьника, уровень его физических возможностей, крупной и мелкой моторики. Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач.  

 

nsportal.ru

строение ребенка, факторы развития, нормы и возможная патология

В возрасте с 3 до 7 лет дети очень сильно меняются — из пухлых малышей вдруг превращаются в худых, без умолку болтающих, имеющих свою позицию и точку зрения мальчиков и девочек. Как изменяются дети за эти 4 года? Каковы анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста? Что характерно для дошкольников и как распознать патологию?

Три года — кризисный возраст

Три года — первый сложный возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Конечно, кризисы охватывали малыша и раньше, но, по сравнению с этим возрастным кризисом, все они, скорее всего, быстро забудутся.

Кризис трех лет по силе и частоте не уступает подростковому. Три года — время формирования новых отношений с окружающим миром, поиска активных контактов со взрослыми и сверстниками.

Дети этого возраста активны, быстро развиваются, получают новые и совершенствуют уже имеющиеся навыки во всех сферах — самообслуживании, речи, психических реакциях.

Из анатомо-физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста прежде всего следует выделить:

  • недостаточную толщину кожных покровов, которые еще плохо справляются с терморегулирующей функцией;
  • повышенную частоту пульса и пониженное артериальное давление;
  • недостаточное окостенение скелета;
  • неразвитость систем торможения в нервной системе.

Физиология трехлетки

В возрасте трех лет дети имеют примерно следующие показатели:

  • Рост: 95 см + 4,3 см.
  • Количество молочных зубов: 15-20.
  • Вес: 11,5 кг + 2 кг.
  • Окружность головы: 47 см.
  • Окружность грудной клетки: 50,7 см + 2 см.

К физиологическим особенностям детей дошкольного возраста относится замедление роста и набора веса, при этом заметно изменяются пропорции тела. Мышечная система укрепляется, ребенок стремится больше двигаться, однако контроль над движениями еще не выработан, поэтому для этого возраста характерно получение травм.

Психическое развитие младшего дошкольника

Ведущим процессом в психическом развитии трехлетнего ребенка становится восприятие. Он быстро познает мир в игровой деятельности. Его внимание все еще не устойчиво, однако заметна положительная динамика — к 4 годам малыш сможет посвятить одному занятию уже около 10 минут.

Ребенок уже анализирует и сравнивает между собой предметы и объекты действительности, но память остается непроизвольной. Легче всего он запоминает то, что сопровождается движением.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что в возрасте трех лет в речи ребенка все еще присутствуют не все звуки — «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л» и «р» появятся немного позже. В этот период речь продолжает оставаться диалогической и преимущественно ситуативной. Словарный запас ребенка колеблется от 1500 до 2000 слов. В речи начинают появляться глаголы и прилагательные. Воображение все еще развито очень слабо.

4 года — упор на физическое развитие

Четыре года — новый этап в развитии дошкольника. Кризис трех уже позади, ребенок научился справляться с некоторыми эмоциями, частично отвоевал себе свободу. Наступает спокойный период, когда малыш занят познанием себя и мира.

Основным показателем нормального развития служат вес и рост. В 4 года вес колеблется в пределах 11-19 килограммов, а рост — 96-114 сантиметров. Ребенок очень подвижный, но анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста не позволяют ему в должной мере координировать свои движения. Все еще нередки травмы.

Маленьких непосед следует отдать в спортивную секцию, на общую физическую подготовку, а также по возможности проводить как можно больше времени на свежем воздухе. На улице нужно предлагать ребенку подвижные игры.

Психологическое состояние четырехлетнего ребенка

Психоэмоциональное состояние четырехлетки все еще очень нестабильно — он легко поддается чувствам, оказывается в их плену, но также легко отвлекается и забывает.

Спектр чувств увеличивается — теперь малыш уже осознает, когда он чувствует грусть, стыд, обиду или разочарование. Формируются зачатки эмпатии — ребенок считывает настроение родного человека и сопереживает или делит с ним радость.

Интеллект, речь и моторика

Интеллектуальное развитие легко объясняется анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Мозг четырехлетнего ребенка уже практически достиг объемов мозга взрослого человека, но большинство нейронных связей все еще не сформированы, а правое и левое полушария развиты в равной степени.

Ведущей остается игровая деятельность. Ребенок активно познает мир, развивается ассоциативное мышление. Увеличивается словарный запас, диалогическую речь сменяет монологическая — все чаще ребенок комментирует свою игру, напевает песенки собственного сочинения.

С речью тесно связано развитие мелкой моторики. Все еще очень важно проводить занятия по ее развитию — игры с крупами, бусинами, мелким конструктором. Можно начать подготавливать руку к письму — в этом возрасте ребенок должен много лепить и рисовать.

Пора начинать короткие занятия буквами и счетом, читать малышу, отгадывать загадки. Анатомо-физиологические особенности детей-дошкольников все еще не позволяют им долго удерживать внимание, поэтому такие занятия не должны длиться дольше 10-15 минут.

5 лет — время расцвета самостоятельности

Пятилетний ребенок — это уже не очаровательный трехлетний малыш, и даже не гиперактивный четырехлетка. Пять лет — это время для развития логических и творческих способностей малыша.

Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, отстаивает свою точку зрения, много спорит. Активно развивается интеллект и образуются новые нейронные связи.

Дошкольник жадно впитывает новые знания, но анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что они не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии. Это следует учитывать педагогам при построении развивающих занятий — они не должны превышать 20-25 минут с обязательной активной физминуткой.

Наглядно-действенное мышление сменяется образным и начинает активно развиваться фантазия. Одновременно появляются страхи — темноты, одиночества, замкнутого пространства и многие другие.

Время для спорта

Физиологические особенности развития детей дошкольного возраста в пять лет подразумевают развитие гибкости, ловкости, координации движений, силы и умения ориентироваться в пространстве. В совокупности с быстрым интеллектуальным развитием это создает отличную базу для первой пробы в спорте.

В пять лет ребенок уже в состоянии усваивать правила командных игр, слушать и слышать тренера. Занятия по общей физической подготовке можно постепенно замещать осознанными формами двигательной активности — спортом или танцами.

Активно растет и развивается структура мозга и скелет ребенка. За прошедший год ребенок набрал 2-2,5 килограмма и вытянулся на 5-7 сантиметров.

Физиология шестилетнего ребенка

Шесть лет — переходный возраст в жизни ребенка. Двигательная активность все еще стоит во главе его развития, одновременно увеличивается тяга к познавательной деятельности.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста в 6 лет подразумевают активное развитие опорно-двигательного аппарата, мелких групп мышц, дифференциальное развитие отделов ЦНС, укрепление сердечно-сосудистой системы.

Большой скачок происходит в развитии психической и умственной сферы.

Старший дошкольный возраст

В шесть лет у ребенка формируется волевое усилие. Он может выбрать себе какую-то задачу и удерживать на ней свое внимание достаточно продолжительное время. Продолжает развиваться воображение, малыш начинает лучше отличать свои фантазии от реальности.

Ребенок использует в речи обширный словарный запас, свободно пользуется родным языком, умеет выражать свои мысли и чувства. Он не только осознает себя личностью с собственными желаниями, но и умеет соизмерять их со своими способностями и возможностями. Несмотря на возросшую самостоятельность, дошкольник становится более гибким и открытым к диалогу.

При построении отношений с шестилетним ребенком стоит учитывать анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Малыш все еще нуждается в поддержке взрослого, но его возросшие физические и психические способности нельзя игнорировать. Следует поощрять самостоятельность и инициативность, организовать ребенку возможность общения с ровестниками и взрослыми — тренерами, друзьями семьи, учителями и наставниками.

От малыша к школьнику

Кратко анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста можно сформулировать в следующих пунктах:

  1. Рост замедляется до 5 сантиметров, набор веса — до 2 килограммов в год.
  2. Снижается частота пульса, увеличивается артериальное давление.
  3. Кожные покровы утолщаются.
  4. Начинается окончательное окостенение скелета. Этот процесс займет несколько лет, поэтому все еще необходимо следить за осанкой ребенка.
  5. Нарастает мышечная масса, начинается дифференцировка мышечных волокон.
  6. Грудная клетка принимает форму цилиндра, ребра занимают то же положение, что и у взрослого.
  7. Возрастает дыхательный объем легких — потребность в кислороде у 6-летнего ребенка почти вдвое больше, чем у взрослого.
  8. Продолжает свое развитие желудочно-кишечный тракт — объем желудка и длина кишечника увеличиваются.
  9. Объем глазного яблока увеличивается, начинает свое развитие глубинное зрение. Острота достигает показателей взрослого человека.
  10. Продолжает свое активное формирование иммунная система.
  11. Повышается острота слуха.
  12. Проявляются первые половые различия. Это объясняется развитием эндокринной системы — гипофиза, надпочечников и щитовидной железы.
  13. Происходит большой скачок в развитии нервной системы малыша и его умственном развитии. Формируются зачатки интеллекта и мышления.

Патологии и отклонения в развитии дошкольников

При неблагоприятных обстоятельствах — моральных или физических — нормальное развитие ребенка может нарушаться, в результате чего формируются различные патологии. Они могут быть физическими, социальными, педагогическими и психическими. К сожалению, не каждое из этих отклонений в состоянии заметить или отличить от особенностей характера даже опытный родитель. Именно поэтому так важно своевременно проходить диспансеризацию.

Ориентируясь на средние показатели возрастных физиологических особенностей детей дошкольного возраста, родители могут самостоятельно контролировать развитие ребенка, а в случае подозрения на патологию — немедленно обратиться к врачу. Вас должно насторожить, если:

  • ребенок слишком много фантазирует или, наоборот, слишком примитивен в своих фантазиях;
  • демонстрирует инфантильные реакции, не свойственные возрасту — кричит, плачет, падает в истерике на пол по любому незначительному поводу;
  • не в состоянии соблюдать запрет даже в игровых ситуациях;
  • чересчур агрессивно реагирует на запреты и замечания;
  • с трудом выстраивает отношения со сверстниками;
  • не проявляет интереса к знаниям;
  • мало двигается, не интересуется подвижными играми;
  • неусидчив и рассеян.

Все эти признаки могут свидетельствовать о нарушениях реакций возбуждения и торможения в головном мозге. При любых подозрениях на патологию следует сразу проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о