Дислалия. Общая характеристика — дислалия-ннов
ДИСЛАЛИЯ
Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии.
Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина «дислалия». Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии — функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического, или фонетического или их комбинаций.
Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии. Простые и сложные дислалии. Механическая дислалия (органическая). Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубо-челюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопро-изношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.
ТЕОРИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25 — 30% детей дошкольного возраста (5 — 6 лет), у 17 — 20% детей школьного возраста (I — II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
Нарушения произносительной стороны речи проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, реже — их пропусках.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедший в 1827г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Позже, в 30-годы XIX в
www.sites.google.com
виды, причины, признаки, симптомы и лечение
Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.
Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.
Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.
Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.
В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.
Этиология
Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.
Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:
- неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата — к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
- короткой уздечке языка, реже верхней губы;
- массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
- толстых и малоподвижных губах;
- укорочении подъязычной связки;
- неправильном прикусе;
- аномалиях строения зубного ряда;
- узком, низком или плоском верхнем небе.
Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.
Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.
Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:
- неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
- воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
- неразвитостью восприятия звуков на слух;
- педагогической запущенностью;
- малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
- отклонениями умственного развития;
- ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.
Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:
- примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
- в 20% случаев у школьников младших классов;
- в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.
Классификация
В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:
- простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
- сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.
В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:
- механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
- функциональная дислалия
Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:
- сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
- моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.
Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:
- артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
- артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
- акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.
Виды дислалии
Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:
- ротацизме;
- ламбдацизме;
- сигматизме;
- йотацизме;
- гаммацизме;
- каппацизме;
- хитизме.
К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.
Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.
Симптоматика
Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:
- пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
- замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
- искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.
Виды нарушений звука при дислалии
Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:
- лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
- слоговой структуре слова;
- словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
- правильном употреблении падежей;
- дифференциации множественного числа от единственного;
- формировании связной речи – она находится на высоком уровне.
Диагностика
Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:
- сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
- визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
- детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.
Логопедическое обследование направлено на:
- оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
- изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.
Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:
- стоматологии;
- детской неврологии;
- отоларингологии.
Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.
Лечение
Этапы логопедического воздействия при дислалии
Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:
- подготовительного;
- фазы формирования первичных навыков произношения;
- создание коммуникативных способностей.
На подготовительном этапе проводят:
- ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
- артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
- развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
- улучшение мелкой моторики;
- развитие обработки произношения звуков.
Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:
- постановку отдельно взятого звука;
- автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
- развитие умения дифференцировать звуки.
На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.
Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.
Профилактика
Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:
- рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
- своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
- окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
- обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
- контроль над состоянием здоровья малыша;
- прохождение регулярного осмотра у педиатра.
Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.
simptomer.ru
Какие существуют виды заболевания дислалия у детей
Недостаточно качественный выговор различных звуков наблюдается на фоне совершенно нормального слуха и восприятия букв, сбережения естественного обеспечения артикуляции за счет высшей нервной деятельности. Тем не менее, при дислалии наблюдается дефект произношения в разговорной речи.
Для определения, какие у пациента присутствуют виды дислалии, уровня ее тяжести и возможностей восстановления используются разнообразные методики:
- приемы логопедического обследования строения артикуляционных систем;
- определение объемов функциональности речевого аппарата;
- выявление уровня качества произношения звуков – в частности трудно произносимых;
- возможные нарушения произношения звуков и сохранность функций фонематического слуха.
Если необходимо определить формы дислалии и провести дополнительные исследования, следует собрать консилиум, в составе которого стоматолог, невролог, невропатолог, ЛОР. Обычное нарушение речи подвергается логопедическому лечению, которое проводится в три этапа.
Что такое дислалия
В первую очередь, необходимо уточнить, что дислалия, как вид речевого нарушения, предполагает только отклонение от нормального физиологического состояния, при котором страдает произношение и правильное употребление звуков. Группой риска являются дошколята и младшеклассники:
- Возрастная категория дошкольников 6 лет – подобные нарушения имеются в 25 % случаев. У некоторых специалистов данные о речевых расстройствах в дошкольной возрастной группе – не менее 52 %.
- Дети, учащиеся в первом и втором классах. Они страдают расстройством речи в пределах от 15 до 20 % от всего количества обследованных.
- В подростковой группе и у школьников старших классов различные формы функциональной дислалии есть только приблизительно в 1-1,2 % случаев.
Основные факторы для формирования дислалии – врожденные аномалии строения губ, зубного ряда или челюстей, недоразвитие структуры языка, наследственные дефекты речевого аппарата. Немаловажно учитывать отрицательное влияние социальной лингвистической среды, а также психоэмоциональные расстройства у ребенка на фоне сложных отношений в семье.
По невыясненным на сегодняшний день причинам некоторые виды функциональной дислалии, в большинстве случаев, стали полиморфными нарушениями звукопроизношения с весьма серьезными последствиями. В первую очередь, они являются ощутимым препятствием для нормального овладения письмом. В дальнейшем отсутствие правильной письменной речи влечет более серьезные последствия – дисграфию и дислексию. Международный классификатор заболеваний определяет речевые нарушения под кодом МКБ-10 – F80.
Важно знать, когда существует возможность развития расстройства речи? Весь объем стимулирующих факторов подразделяется на две больших группы. Специалисты выделяют две основные формы дислалии: функциональная и механическая.
Первая группа основывается на доминирующей роли болезней, травм и посттравматических состояний области челюстей и зубного ряда. Вторая группа состоит в дефектах органического характера – врожденных или приобретенных, которые приводят к механической дислалии, но могут быть устранены хирургическим путем.
Важным моментом для начала нарушений с далеко идущими последствиями является большой объем педагогических упущений:
- При неграмотном речевом общении с ребенком, коверкании взрослой речи и копировании детского говора.
- В многоязычных семьях, когда взрослые часто используют несколько различных произношений, заимствуются фонетически неоднородные элементы.
- Недоразвитие слуховой культуры, элементы педагогического воспитания, невнимание к неправильному произношению ребенком звуков и слогов, признаки малой подвижности артикуляционной системы.
- Особую группу составляют виды дислалии и их характеристики на фоне отклонений развития интеллектуального и умственного типа.
Классификация: виды и формы
Многообразие и многоликость речевых нарушений требует определенной стройной систематизации, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько тяжело протекает та или иная форма дислалии.
Какие виды дислалии выделяют по этиологическому принципу, а какие – по тяжести поражения речевого аппарата:
- Простая форма; отличительные черты – дефекты определенных звуковых групп. Чаще всего это свистящие или шипящие согласные. Для второй группы характерен дефект воспроизведения парных и иных групп звуков.
- По этиологическому принципу разделяют механическое нарушение, вследствие органических причин; функциональное расстройство на фоне негативной социальной среды или наличия восстанавливаемых нарушений корковых образований головного мозга. В свою очередь эти речевые расстройства имеют еще более тонкое разделение.
Какие формы имеет функциональная дислалия:
- Артикуляторно-фонематическая. Замена звуков схожими или аналогичными.
- Артикуляторно-фонетическая. Ребенок затрудняется в определении элементов слова.
- Акустико-фонематическая форма, которой присущи искажения звукового ряда.
Механические виды подразделяются на сенсорный и моторный тип. При определении первого фиксируются нейродинамические сдвиги, при втором наблюдается сбой деятельности речедвигательных анализаторов.
Фонетика также имеет особое влияние на систематизацию нарушения речи:
- Ротацизм – это недостаток произношения «р».
- Ламбдацизм – неправильный выговор «л».
- Сигматизм – искажение выговора ж, ш, щ, ч, с и з.
- Под йотацизмом подразумевается недостаточность проговаривания «й».
- Формирование гаммацизма при недостатках «г», каппацизм и хитизм – «к» и «х».
Также наблюдается нарушение озвончения, оглушения, смягчения или излишней твердости. Достаточно часто дислалия, ее виды и формы являются комбинированным расстройством. Это могут быть сочетания сигматизма и ротацизма, ламбдацизма и ротацизма, сигматизма в сочетании с дефектами смягчения и масса других вариантов.
Характеристика
Данная дисфункция отличается характерными особенностями. Человеку присуще пропускать некоторые звуки, та или иная позиция, сочетание букв в различных местах слова, просто выпадает. Нередко состояние отличается заменой букв на схожие на фоне возникновения стойкой деструкции фонемы. Самой распространенной характерной чертой дислалии является искажение слова в звуковом формате.
Тем не менее, указанные формы дислалии, локализации нарушения и последствия могут не оказывать влияния на основные умственные и интеллектуальные функции:
- Несмотря на неправильную речь, у ребенка не страдают грамматика и оптика, их прогресс соответствует возрасту.
- Не подвергается патологическим изменениям структура слов.
- Пациент владеет богатым словарным запасом, соответствующим его годам.
- Адекватное склонение, спряжение, падежи и различие между множественными и единственными числами используются правильно и без ошибок.
Кроме этого, связная адекватная речь формируется на достаточной высоте.
Важно учитывать следующее. Обычную дислалию или косноязычие у ребенка не следует считать патологией, она не связана с органическими поражениями центральной нервной системы или патологиями слуха. Для логопедической практики характерно, что подобное расстройство речи наиболее часто имеется в детском возрасте, что впоследствии эффективно лечится логопедом. Изначально проводится подготовка к логопедическому воздействию, затем формируются первичные навыки произношения и коммуникаций в общепринятом формате.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Дислалия — это… Что такое Дислалия?
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Формы дислалии
- Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
- Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
- Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
Причины функциональной дислалии
- Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
- Социальные:
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
- Выбор неправильной артикуляции
- Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Причины органической (механической) дислалии
- Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
- Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
- Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
- Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни
Проявления
Дислалия может проявляться в форме:
- Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
- нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления.
- нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
- нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [‘]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
- нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
- нарушение звука «й» носит название йотацизм.
Редко встречаются нарушения других согласных звуков:
- дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].
- дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].
В логопедии для более точной фиксации в речевой карте используют обозначения: «греч. название буквы + суффикс -изм» для нарушений звукопроизношений и «пара + греч. название буквы + суффикс -изм» для обозначения дефекта, проявляющегося в замене одного звука другим.
Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.
Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.
К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.
См. также
Источники
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
- Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
- Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
dic.academic.ru
Дислалия — формы, причины, коррекция
Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.
Причины дислалии
Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:
- Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
- Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.
Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.
Формы дислалии
В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.
Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:
- Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
- Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
- Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.
Сложная дислалия
При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.
При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.
У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.
Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.
Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!
Знаете ли вы, что:Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.
Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.
Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.
Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.
Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.
Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.
Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.
Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.
Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.
На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?
Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.
Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.
Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.
www.neboleem.net
Функциональная дислалия (определение, причины, проявления).
Поделись с друзьямиФункциональная дислалия. История изучения, причины, виды, симптоматика
Функциональная дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.
Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.
Причины возникновения функциональной дислалии: 1. Неправильное воспитание речи ребёнка в семье «сюсюкают» с малышом. 2. Возникнуть по подражанию. 3. Двуязычие в семье. 4. Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;5. Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;6Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. (она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому).
6.Вызвана снижением слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных).
7. Недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.
students-library.com
Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.
Поделись с друзьямиДислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу.
1. Слабость нейродинамических процессов:
в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка;
2. Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.
Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.
Причины:
- Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком).
- Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают).
- Двуязычие в семье.
3. Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.
Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая — в любом возрасте.
Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.
У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.
Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.
I. Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:
Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры
Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: Зайка – сайка, Кости – гости, твердость – мягкость для всех звуков.
В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи.
II. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.
1. Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.
При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – патье, —
Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи.
По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе.
III. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет.
Механическая дислалия — органическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.
Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа — все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.
Могут затрудняться произношение губно-губных звуков — — становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.
Зубы – полное отсутствие зубов
— Редкие зубы
— Диастемы (большие расстояния между зубами)
— Мелкие зубы
— Излишне крупные зубы
— Кривые зубы
— Может быть передне открытый или открытый боковой прикус
Челюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед).
-прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)
— это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.
Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.
Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) — может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука .
2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».
Язык –
- Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.
- Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.
- Может быть длинный, узкий язык.
- Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.
Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.
При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.
Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.
students-library.com