Девиантное поведение история изучения – История исследования девиантного поведения

Содержание

История исследования девиантного поведения

История исследования девиантного поведения

Проблема нежелательных форм человеческого поведения была актуальной во все времена. Способы и методы подавления и устранения девиантного поведения конституировались социально – экономическими отношениями в обществе, элитарными интересами правящих классов и общественным массовым сознанием. Проблемой девиантного поведения занимались представители различных наук, таких как философия, юриспруденция, медицина, педагогика, психология, биология и конечно социология. Ученые исследовали разнообразные формы социальных патологий, таких как преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и так далее.

Замечание 1

Исследования девиантного поведения в социологии во многом сыграли роль в ее становлении как науки посредством таких фигур как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Роберт Мертон, Питирим Сорокин и других.

В социологии зародилась специальная социологическая теория – теория девиантного поведения, а также теория социального контроля. У истока зарождения данной теории стоял французский социолог Эмиль Дюркгейм, разработавших важное понятие аномии, а конституированию как самостоятельного научного направления социологии способствовал Роберт Мертон, который существенно развил и модифицировал это понятие. Роберт Мертон выделил пять основных способов приспособления при аномии в обществе как реакцию на социальное напряжение, такие как конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

В СССР девиантное поведение исследовалось в пределах специальных дисциплин, таких как криминология, наркология, суицидология т так далее.

Замечание 2

Первым в отечественное применение понятие «девиантного поведения» ввел советский ученый Яков Ильич Гилинский.

Сугубо социологические исследования начались в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В институализации отечественной социологии девиантного поведения сыграл значительную роль академик В.Н. Кудрявцев.

В 80-е гг. на территории СССР было сформировано несколько центров социологических исследований девиантного поведения в таких регионах как Санкт-Петербург и Москва, Эстония и Грузия, сыгравших большую роль в получении научного знания.

В период перестройки в обществе социальные процессы проявляли динамику, что обусловило кризис в большинстве общественных сфер жизнедеятельности, приведший к возрастанию случаев проявления девиантного поведения. Вместе с ростом позитивных девиаций, таких как предпринимательская деятельность, политическая активность, творческая деятельность, усилилась негативная девиация через корыстные и насильственные действия в обществе; возросла наркотизация населения, аморальность поведения. Все это определило дальнейший повышенный спрос на научные исследования девиантного поведения и его форм, остающийся актуальным до сих пор.

Современный этап исследования девиантного поведения

На современном этапе исследования девиантного поведения социологический сектор занимается следующими приоритетными направлениями:

  • определением и описанием типичных черт наркотизации населения;
  • выявлением характера властных отношений в группе и в различных мирокультурах;
  • выявлением зависимости и корреляции между уровнем общей агрессивности и домашнего насилия,
  • выявленным и описанием этнических черт наркотизации населения;
  • выявлением этнического самосознания и определения его состояния в контексте наркотизации населения;
  • установлением агентов процессов социализации и инкультурации, которые оказывают влияние на суверенитет наркотической зависимости.

Замечание 3

Текущий актуальный проект на момент 2017 г. по исследованию девиантного поведения носит название «Алкоголизация населения как фактор дестабилизации российского общества. Социологический анализ»

spravochnick.ru

понятие, история, способы совладания с проблемой

Департамент образования города Москвы 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  психологии, социологии и социальных отношений

Факультет психологии

Кафедра общей и практической психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Девиантное поведение: понятие, история, способы совладания с проблемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

Введение………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения……3

— Девиантное поведение………………………………3

-Виды социальных  отклонений………………………..5

Глава 2.История и причины возникновения девиантного поведения.

-История развития  девиантного поведения…………………….7

-Причины возникновения девиантного поведения……………12

Глава 3. Основные группы девиантного поведения…………..16

-Алкоголизм  и алкоголики…………………………………………17

-Наркомания  и наркоманы…………………………………………..20

-Преступность  и преступники………………………………………22

Иные формы  девиантного поведения………………………………..24

-Психические  больные……………………………………………….24

-Самоубийство………………………………………………………25

Глава 4. Микросреда и её влияние на девиантное поведение…….25

Заключение…………………………………………………………….31

Библиография………………………………………………………..34 
 
 
 
 

            Нормативные системы общества  не являются застывшими, навсегда  данными. Изменяются сами нормы,  изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

            Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

            В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии. 

     Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения 

     Девиантное поведение

     Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

     Процесс социализации (процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.  

     Виды социальных отклонений.

1.  Культурные и психические отклонения

. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

  • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям :

  • сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
  • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
  • сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
  • личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
  • счастливый случай. Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.  

     Глава 2.История и причины возникновения девиантного поведения 

     История развития девиантного поведения

        В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. 

        Уильям Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся  тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. 

        Опираясь на исследование поведения  двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

        Хотя подобные биологические  теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили.

        Сторонники психологической трактовки  связывали девиацию с психологическими  чертами (неустойчивостью психики,  нарушением психологического равновесия  и т. п.). Были получены данные  о том, что некоторые умственные  расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

        Развернутое социологическое объяснение  девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной,  как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

stud24.ru

1.1 История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков. Эмпирический анализ девиантного поведения подростков

Похожие главы из других работ:

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Для того чтобы понять что собой представляет девиантное поведение подростков, сначала необходимо выяснить, что же способствует его проявлению. Чаще всего выделяются следующие причины девиантного поведения подростков: — причины…

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

1.4 Формы девиантного поведения подростков

Формы проявления девиантного поведения у подростков очень разнообразны…

Девиантное поведение

Понятие и виды девиантного поведения

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости…

Девиантное поведение как проблема социальной работы

1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков

Девиантное поведение подростков

1.1 Основные направления изучения девиантного поведения

Проблема девиантного поведения — это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования. Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий…

Девиантное поведение подростков

1.1 Понятие и формы девиантного поведения подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся Девиантное поведение — это система поступков…

Диагностическое исследование профессионально важных качеств студентов на примере эмпатии

1.1 Понятие, виды, структура, функции и история изучения профессионально важных качеств студента

Прежде всего, определимся со значением самого термина «профессия». Среди многочисленных трактовок, предлагаемых современной литературой выберем самые распрастраненные. Большой толковый словарь определяет профессию…

Нарушение детско–родительских отношений как причина девиантного поведения подростков

1.2 Понятие и причины девиантного поведения подростков

подростковый девиантный поведение родительский В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм…

Психологические девиации в подростковом возрасте

2.1 Изучение девиантного поведения подростков

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин девиантного поведения, а не на поиск средств его предотвращения или редуцирования…

Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте

1.1 История изучения самосознания подростков

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название — «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш.Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие…

Психология девиантного поведения

Понятие и виды девиантного поведения

Чтобы приступить к анализу концепций, необходимо сначала дать понятие термину «девиантное поведение». Девиантное поведение (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков…

Психология девиантного поведения

Методы изучения девиантного поведения

Социологические методы. Опросы и интервью. Среди социологических методов, заимствованных девиантологами, числятся опросы и интервью. Основные этапы проведения опроса включают составление анкеты, ее пилотажную проверку…

Технологии профилактики девиантного поведения подростков (по опыту ГБУ Городской центр «Дети улиц»)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Технологии профилактики девиантного поведения подростков (по опыту ГБУ Городской центр «Дети улиц»)

§ 1. Понятие и причины девиантного поведения подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиация (от лат. deviatio — отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости…

Эмпирический анализ девиантного поведения подростков

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска…

psy.bobrodobro.ru

История развития учений о девиантном поведении

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЙ О ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ

Григорьева С.В., Сомар Е.В., Поспелова И.Д.

(Украина, г. Одесса)
На сегодняшний день проблема девиантного поведения несовершеннолетних приобретает все большую актуальность. В данной статье мы хотим проследить историю развития учения о девиантном поведении.

Проблема девиантного поведения личности была предметом раздумий и научных поисков многих ученых (Аристотель, Платон, И. Кант, Г. Сковорода, Г. Гегель и др.). Большое внимание проблеме девиантного поведения уделяли такие мыслители ХVІІІ века, как Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро, Дж. Локк и др. Они видели причины девиантного поведения в социальной неустроенности общества и плохом воспитании граждан, они предлагали законодателям смягчить репрессии и больше внимания уделять предупредительным мерам.

А. И. Герцен [6] полагал, что девиантное поведение как явление общественной жизни подчиненно общему закону причинности и объясняется внешними условиями жизни людей. Он придавал, в частности, большое значение экономическому положению населения, таким факторам, как социальное неравенство и нищета.

История развития учений о природе девиантного поведения – это в основном история борьбы двух направлений. Одно из них продвигало и исследовало идею биологической детерминации человеческого поведения, другое – идею, его социальной детерминации.

Одним из родоначальников биологического направления считается итальянский врач-психиатр и криминалист Ч. Ломброзо. Он предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строение [6]. К изучению преступников Ломброзо один из первых применил антропометрический метод [там же]. Он признавал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников, как, например, ворам, убийцам, насильникам и др. Ломброзо и его ученики пришли к общему заключению, что в преступном человеке живут, в силу закона наследственности, психофизические особенности отдаленных предков.

Еще одним ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог У. Шелдон, который обосновал связь между типами темперамента, а также типами соматического строения человека. Три ведущих вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный — коррелируют с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетание дает конкретный психотип [2].

В связи с развитием генетики появилась хромосомная гипотеза агрессии и преступности. В 1960-х годах целый ряд исследований лиц, совершавших криминальные деяния, подтвердил высокую степень корреляции между склонностью к правонарушениям и наличием хромосомной аномалии типа XYY [4]. П. Джекобс, проводившая обследование заключенных ряда тюрем Великобритании, установила, что процент людей с такого рода аномалией среди заключенных в несколько раз выше, чем среди простого населения. Однако, последующие исследования показали, что прямого обусловливания высокого уровня агрессии наличием лишней Y хромосомы не наблюдается[там же].

Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Ч. Дарвином законах естественного отбора и наследственности [там же].

В социологическом направлении первым значительным исследованием, затрагивающим проблему девиантности, считается «Самоубийство» Э. Дюркгейма [1]. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностными качествами людей. Очень важной является его концепция аномии. Аномия – это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. В состоянии аномии общество представляет собой поле столкновений индивидуальных амбиций своих членов и регулируется правом силы. Общество создает представления о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии [там же].

Р. Мертон [2], один из наиболее ярких последователей Э. Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации [там же].

В соответствии с теорией стигматизации (Э. Лемерт, Г. Беккер и др.) девиации – следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Современный исследователь Ю. А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам [3]. Отклоняющееся поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [там же].

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

Подводя итоги, можно сказать, что исторически оправданной оказалась возможность решительного отвержения одного направления в пользу другого. Однако, методологический принцип конструктивно-позитивного анализа [5] предполагает выявление позитивного, конструктивного и прогрессивного начала и поиска рационального и перспективного в каждом психологическом направлении и периоде. Поэтому, на наш взгляд, наиболее оправданным является общеметодологический подход, который позволяет учесть сильные стороны обоих направлений. Каждая теория привносит новые исследовательские возможности, и уже этим обогащает познание.


Литература:

  1. Дюркгейм  Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э.Дюркгейм // Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.  А.  Базарова. —М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская. — М.: Академия, 2004.

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейберг. — М., 2001.

  4. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. Пособие / Е.Б.Лабковская. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

  5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Т.Д.Марцинковская. – М.: Академия, 2003. – 544 с.

  6. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. А.Брокгауза, И.А.Ефрона // Электронный ресурс: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html

mognovse.ru

Глава I теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

1.1 Девиантное поведение: теории (концепции), виды, подходы

В современных условиях редко встречается общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, асоциальным, уголовным и т.д. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства (53).

Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей решения проблем среди подростков девиантного поведения и повышения уровня эффективности их профилактики (36).

Девиантное поведение всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы ни хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантными, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам к нормам принятым в обществе (52).

Термин «девиантное» от латинского «deviation» означает отклонение

(53).

Под девиантным поведением человека подразумевается «система

поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер

отклонения от принятых в обществе, правил» (1).

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований,

вызывает интерес с точки зрения причин ее возникновения. История изучения девиантного поведения богата разнообразными и принципиально отличительными тенденциями в понимании.

В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации; мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию.

В.Е. Змановская выделяет 4 вида девиации. Это агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение.

— Зависимое или аддиктивное поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

— Суицидальное — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

— Делинквентное или противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

— Агрессивное поведение. В переводе с латинского «агрессия» — нападение, в психологии под агрессией понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними (18).

Р.В. Овчарова девиантное поведение подразделяет на две категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие явной или скрытой патологии) и антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и правовые нормы. Незначительные проступки называют правонарушениями, а серьезные, наказываемые в уголовном порядке — преступлениями (39).

Истоки девиации уходят в процесс социализации, которая рассматривается нами как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из

младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира (7).

Социализация не всегда бывает успешной.

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение.

Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения.

В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ч. Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей (49).

Со временем были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов (23).

Рассматриваемая проблема изучалась в разных областях науки и человеческой жизнедеятельности. Мыслители прошлого, которые

стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, Зигмунд Фрейд ввел понятие «преступники с чувством вины» — речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению», они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов (50).

В 1950 г. Д. Шуэсслер и В. Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов (13).

Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности.

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами (10).

Изучение проблемы девиации было отображено в трудах французского мыслителя и учёного Эмиля Дюркгейма.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Он использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал, что социальные правила играют важную рель в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Э. Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с «нарушениями коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и — всё это способствует девиантному поведению (15).

Хотя теория Э. Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (15).

Роберт К. Мертон (1938 г.) внес некоторые изменения в концепцию

аномии, предложенную Э. Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (33).

Концепции социальной дезорганизации рассматривают социальные силы, которые «толкают» человека на путь девиации. Так называемые культурные теории девиации по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению (21).

Р.С. Немов подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства (38).

У. Миллер углубил идею о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придаст огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение».

Однако, и Р. С. Немов, и У. Миллер считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (38, 47).

Эдвин Сатерленд пытался объяснить это на основе понятий дифференцированной ассоциации. Он утверждал, что преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует

вероятность, что он тоже станет преступником.

Теория Э. Сатерленда значительно точнее и глубже, чем подсказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация — это результат того, что человек связался с плохой компанией. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм (40).

Теории, рассмотренные до сих пор, основаны главным образом на анализе личностных особенностей девианта, а также социальных и культурных факторов, способствующих девиации. Однако за последние 50 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык «девианта» (14).

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную обсуждавшимся выше. В своей книге «Аутсайдеры» он отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Г. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. Концепция Г. Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено (34).

Большинство людей нарушают некоторые социальные правила.

Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт называет этот тип поведения первичной девиацией. Часто это приводит к тому, что называется вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью (11).

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям, как девиантам. Эта теория подвергается критике (24).

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации выбран группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как абсолютно единое целое. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Чтобы пояснить суть этой концепции, Остин Турк привел следующий довод: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер (27).

Таким образом, «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Более того, сторонники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» (17).

Новейшие теории намного более критичны к существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом (31).

За последние 20 лет психолого-педагогические науки занялись детальным изучением проблемы профилактики девиантного поведения.

Мы убедились в том, что существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. Но для всех этих теорий характерна общая тенденция. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, «толкающим» людей к девиантному поведению.

studfiles.net

1.Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике Девиантное поведение: определение, характеристика, причины

Оглавление

Введение______________________________________________________________2

  1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины__________________________________________4

  2. Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков___________11

  3. Подходы к психопрофилактике девиантного поведения________________15

  4. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков ______________________________________________________20

Заключение___________________________________________________________30

Библиографический список использованной литературы_____________________32

Введение

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

Объект данного исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – способы и приемы психологической профилактики девиантного поведения.

Цель — в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».

  2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.

  3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

  4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Гипотеза исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволит выявить психологические причины трудного поведения, неуспеваемости.

А также если с подростками проводить систематическую профилактическую работу по правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет меньше.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [2].

Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм? Таковыми причинами являются:

— Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

— Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

— Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования [2, 9].

Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие «норма» является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как — поступок, действие человека, как социальное явление.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе — нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения:

Преступность

Наркомания

Алкоголизм

Проституция

Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Вандализм и граффити

Агрессия

Враждебность [15].

Дадим более полную характеристику каждой форме.

Преступность. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология — наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика — о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология — о действиях социальных законов, то роль психологии — раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка [4]. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— потребность в риске;

— эмоциональная неустойчивость;

— агрессивность;

— наличие акцентуации характера;

— отклонения в психическом развитии;

— низкое самоуважение;

— неадекватная самооценка [12, 17].

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания — это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

— лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

— отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

— конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

— употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

— хранение наркотиков дома;

— наркотическая наследственность;

— состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились [4].

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей [4, 7].

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

— проведение групповой антиалкогольной терапии;

— постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему [8]. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют — собственно-суицидальные действия, — суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели [8,11].

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям [5, 16].

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики [6, 16, 21].

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики [16].

Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований. Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы) [22].

Граффити — оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения. Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити. М. Кокорев выделяет три вида:

— содержательные граффити;

— разрушительные граффити;

— специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности [22, 24].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

studfiles.net

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» ЛИЧНОСТИ

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

СУЩНОСТНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОНЯТИЯ  «ДЕВИАНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ»  ЛИЧНОСТИ

Зайдуллина  Гульнара  Гумаровна

к.  п.  н.,  доцент  НГГУ,  г.  Нижневартовск

E-mail: 

 

В  научной  литературе  наряду  с  понятием  «девиантное  поведение»  встречаются  другие  термины,  характеризующие  отклонения  поведения  личности  —  «патологическое»,  «аморальное»,  «асоциальное»,  «антисоциальное»,  «антидисциплинарное»,  «делинквентное»,  «незаконное»,  «преступное»  поведение  и  т.д.  При  этом  одни  авторы  не  усматривают  в  приведенных  понятиях  большой  разницы,  другие  вкладывают  в  них  различный  смысл.  В  связи  с  этим  понятие  «девиантное  поведение»  то  непомерно  расширяется,  охватывая  все  формы  нарушений  поведения  у  здоровых  и  психически  больных  людей,  то  суживается  до  социально-психологического,  характеризующего  расстройства  поведения  только  у  здоровых  лиц.  Следовательно,  для  изучения  данной  проблемы,  прежде  всего,  необходимо  уточнить  терминологию  и  содержание  понятий,  характеризующих  нарушения  поведения.  Учитывая  множественность  трактовок  девиантного  поведения,  уточним  наше  представление  о  них.

Личность  в  своем  поведении  по  отношению  к  социуму  может  находиться  в  четырех  сферах:  нормативное  поведение,  социально-психологическая  адаптация,  отклоняющееся  (девиантное)  поведение,  противоправное  (делинквентное)  поведение.

В  бывшем  СССР  отклоняющееся  поведение  до  начала  70-х  г.г.  изучалось  преимущественно  в  рамках  специальных  дисциплин:  криминологии,  наркологии,  суицидологии,  социологии  и  др.  Так,  социологические  исследования,  нацеленные  на  изучение  девиантного  поведения  как  социального  явления,  впервые  стали  практиковаться  в  конце  60-х  —  начале  70-х  г.г.  У  истоков  нового  направления  стояли  B.C.  Афанасьев,  А.Г.  Здравомыслов,  В.И.  Кудрявцев,  Я.И.  Гилинский.

В  основе  определений  Я.И.  Гилинского,  В.Н.  Кудрявцева  лежит  принцип  порождения  отклонений,  в  основном  за  счет  социальных  факторов.  Так,  например,  Я.И.  Гилинский  под  девиантным  понимает  поведение  людей,  когда  «их  поступки  или  действия  не  соответствуют  официально  установленным  или  фактически  сложившемся  в  данном  обществе  нормам  и  правилам»  [2,  с.  8].

В  других  аналогичных  определениях  сущности  девиантного  поведения  личности  заложено  одно  основание,  согласно  которому  социальные  отклонения  порождаются  в  основном  социальными  факторами.  Однако  эта  точка  зрения  не  является  единственной.  Так  ряд  зарубежных  исследователей  А.  Коэн,  Д.  Уолкс  исходят  из  «психологизированных»  определений  понятия  девиантного  поведения  и  непосредственно  не  связывают  его  с  влиянием  социальных  условий,  социальной  среды  и  социальных  действий.  По  мнению  Д.  Уолкса,  девиантное  поведение  в  значительной  степени  приписываемый  статус,  т.е.  субъективно  навешиваемый  ярлык.

Девиантное  поведение,  по  определению  И.С.  Кона,  —  «это  система  поступков,  отклоняющихся  от  общепринятой  или  подразумеваемой  нормы  права,  культуры  или  морали».  [6,  с.  237].

С.А.  Беличева  отмечает,  что  «отклоняющееся  поведение  является  результатом  неблагоприятного  социального  развития,  нарушений  социализации,  возникающих  на  разных»  возрастных  этапах»  [1,  с.  27.].

Е.В.  Змановская  определяет  девиантное  поведение  как  «устойчивое  поведение  личности,  отклоняющееся  от  наиболее  важных  социальных  норм,  причиняющее  реальный  ущерб  обществу  или  самой  личности,  а  также  сопровождающееся  ее  социальной  дезадаптацией»  [3,  с.  15.].

В.Т.  Кондрашенко  отмечает,  что  «девиантное,  или  отклоняющееся  поведение  —  понятие  социально-психологическое,  так  как  обозначает  отклонение  от  принятых  в  данном  конкретно-историческом  обществе  норм  межличностных  взаимоотношений,  действий,  поступков  и  высказываний,  совершаемых  в  рамках  психического  здоровья»  [5,  с.  77.].

Весьма  распространена  в  ряде  стран  теория  множественных  факторов,  согласно  которой  не  существует  какого-либо  единственного  фактора,  приводящего  к  различным  отклонениям  в  поведении  личности,  а  имеются  многие  конкретные  факторы  и  условия,  которые  вызывают  девиантное  поведение,  способствуют  его  развитию.

Состояния,  обозначаемые  термином  «девиантное  поведение»,  имеют  ряд  специфических  особенностей,  которые  не  позволяют  рассматривать  нарушенное  поведение  в  одном  ряду  с  «классическими»  вариантами  психической  патологии.  При  этом  всякий  раз  встает  вопрос:  являются  ли  отклонения  в  поведении  признаком  психического  заболевания,  в  том  числе  патологии  личности,  или  это  психологическая  особенность  переходного  возраста,  дефект  воспитания  практически  здорового  человека.  Ответить  на  этот  вопрос  однозначно  бывает  трудно,  а  подчас  невозможно.

По  справедливому  замечанию  В.В.  Королева,  основное  отличие  заключается  в  том,  что  нарушения  поведения  не  являются  чисто  клиническим  феноменом.  Выделение  их  осуществляется  на  основе  оценки  социальной  значимости  совершаемых  действий.  О  нарушенном  поведении  говорят  лишь  в  тех  случаях,  когда  деятельность  индивидуума  носит  антиобщественный  характер  [7,  с.  79].

В.Т.  Кондрашенко  отмечает,  что  «нарушения  поведения  —  это  отклонения  от  нормы  внешне  наблюдаемых  действий  (поступков),  в  которых  реализуется  внутреннее  побуждение  человека.  Они  могут  проявляться  как  в  практических  действиях  (реальное  нарушение  поведения),  так  и  в  высказываниях,  суждениях  (вербальное  нарушение  поведения).  По  В.Т.  Кондрашенко,  нарушения  поведения,  дисморесии  (от  лат.  dis  —  нарушение,  mores  —  поведение)  включают  в  себя  отклонения  в  поведении  здорового  человека,  девиантное  поведение  и  нарушения  поведения  при  нервно-психических  заболеваниях  [5].

Нарушения  поведения  рассматриваются  многими  отечественными  авторами  как  самостоятельное  явление  или  же,  как  симптомокомплекс,  входящий  в  клиническую  картину  определенных  патологических  состояний.  Наиболее  часто  они  описываются  при  психопатических  и  психоподобных  состояниях.  Следовательно,  принято  выделять  непатологические  и  патологические  формы  девиантного  поведения.

В.В.  Ковалев  перечисляет  следующие  признаки  патологических  нарушений  поведения  [4]:

·           связь  феноменологии  расстройств  поведения  со  структурой  патохарактерологического  синдрома;

·           проявление  девиантного  поведения  за  пределами  основных  для  ребенка  и  подростка  микросоциальных  групп  —  семьи,  школьного  коллектива,  референтной  группы  подростков;

·           полиморфизм  патологических  нарушений  поведения,  сочетание  антидисциплинарных,  антисоциальных  и  аутоагрессивных  действий;

·           сочетание  девиантного  поведения  с  расстройствами  невротического  типа,  включая  аффективные  и  соматовегетативные;

·           формирование  стереотипов  отклоняющегося  поведения,  их  фиксация  и  переход  в  аномалии  характера.

Традиционное  в  отечественной  психиатрии  выделение  непатологических  и  патологических  форм  девиантного  поведения  оправдано,  так  как  позволяет  дифференцировать  и  конкретизировать  меры,  направленные  на  профилактику  и  коррекцию  выявленных  нарушений.  Отсюда,  В.В.  Ковалев  приходит  к  выводу,  что  при  наличии  пограничной  психической  патологии  вообще  нельзя  говорить  о  девиантном  поведении  как  о  самостоятельном  феномене.  Оно  должно  рассматриваться  как  одно  из  проявлений  клинических  форм  патологии  личности.  «Стало  быть,  о  девиантном  поведении  как  самостоятельном  микросоциально-психологическом  явлении  речь  может  идти  лишь  в  случаях  отсутствия  клинически  проявляющейся  пограничной  психической  патологии»,  —  отмечает  В.В.  Ковалев. 

Непатологические  девиации  —  это  отклонения  поведения  у  психически  здорового  человека.  При  совершении  антиобщественных  действий  психические  (клинические)  отклонения  у  каждого  из  участников  могут  ни  в  чем  не  проявляться  или  даже  отсутствовать.

Таким  образом,  говоря  о  девиантном  поведении,  следует  понимать  нарушения  поведения,  не  обусловленные  нервно-психическими  заболеваниями.

На  основе  анализа  психолого-педагогической,  социологической,  медицинской  литературы  о  сущности  девиантного  поведения,  конкретизируем  наше  представление  о  девиантном  поведении  личности.  Девиантное  поведение  личности  —  это  система  поступков  или  отдельные  поступки  психически  здорового  человека,  не  соответствующие  или  противоречащие  официально  установленным  или  фактически  сложившимся  в  данном  обществе  социальным  нормам  и  правилам  на  определенном  этапе  развития  общества,  как  результат  неблагоприятного  социального  развития  и  нарушения  процесса  социализации  личности  человека.

 

Список  литературы:

1.Беличева  С.А.  Основы  превентивной  психологии.  М.:  РИЦК  Социальное  здоровье  России,  1994.  221  с.

2.Гилинский  Я.И.  Девиантное  поведение  подростков:  Состояние,  проблемы,  перспективы  //  Бюллетень  защиты  прав  ребенка.  СПб.,  1994.  С.  7-12.

3.Змановская  Е.В.  Девиантология:  психология  отклоняющегося  поведения:  учеб.  пособие.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2004.  288  с.

4.Ковалев  В.В.  Патология  личности  и  девиантное  поведение:  руководство  по  психиатрии  /  Под  ред.  Т.Б.  Дмитриевой.  М.:  Медицина,  1988.  462  с.

5.Кондрашенко  В.П.  Девиантное  поведение  у  подростка:  социально-психологические  и  психиатрические  аспекты.  Мн.:  Беларусь,  1988.  204  с.

6.Кон  И.С.  Психология  ранней  юности:  книга  для  учителя.  М.:  Просвещение,  1989.  256  с.

7.Королев  В.В.  Психические  отклонения  у  подростков-правонарушителей.  М.:  Медицина,  1992.  206  с.

sibac.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *