Что такое звонкие согласные – : , , (1-4 )

Содержание

Правописание парных согласных. Звонкие и глухие согласные

Два согласных звука – звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:

ТвёрдыеМягкие
Звонкие[б][в][г][д][ж][з][б’][в’][г’][д’][ж’][з’]
Глухие[п][ф][к][т][ш][с][п’][ф’][к’][т’][ш’][с’]

Пример:

глаз [с] – глаза [з]

просьба [з’] – просить [с’]

Оглушение и озвончение согласных

Оглушение согласных – это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:

враг [к]

резкий [с]

Озвончение согласных – это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные

озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:

просьба [з’]

Правила оглушения и озвончения согласных:

1) Оглушение и озвончение согласных звуков наблюдается в тех словах, в которых идёт две согласные буквы подряд:

звонкий звук + глухой звук = оглушение,

глухой звук + звонкий звук = озвончение.

2) Оглушение согласного звука наблюдается в конце слов, если после согласной буквы нет гласной буквы.

В письменной речи оглушение и озвончение согласных никак не выражается.

Правописание парных согласных в корне

Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.

Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных

 Л,  М,  Н  или  Р. Например:

просьба – просить

робкий – робость

мороз – морозный

naobumium.info

Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии, характеризующий голосовые (звонкие) звуки, со звуками, описанными как или безголосовые (глухие), или звонкие. Термин используется для обозначения двух отдельных концепций. Озвучивание может относиться к процессу артикуляции, в котором вибрируют голосовые связки. Это её основное использование в фонетике для описания фона, которые являются конкретными речевыми звуками. Это может также относиться к классификации звуков речи, которые связаны с вокальными вибрирующими связками, но на самом деле не требуется фактического озвончения на артикуляционном уровне. Это основное использование термина в фонологии при описании фонем, или в фонетике при описании фонов.

На артикуляционном уровне звонкий звук является одним, в котором голосовые связки вибрируют, и глухой, в котором такого нет. Например, выразив счёт с разницей между парами звуков, связанных с английскими буквами «s» и «z». Два звука транскрибируются как [s] и [z], чтобы отличать их от английских букв, которые имеют несколько возможных произношений в зависимости от контекста. Если один размещает пальцы на голосом боксе (т.е. на Адамово яблоко в нижней части горла), чувствуется вибрация при произношении zzzz, но не когда один произносит ssss. В некоторых европейских языках, исключая исландский, гласные и другие сонорные звуки (такие как m, n, l, r) модально звонкие.

Когда используется классифицированные речевые звуки, звонкие и глухие просто используют ярлыки в группе фонем и фонов вместе для классификации.

Нотация

МФА имеет различные буквы для многих пар глухих и звонких согласных (шумные), такие как [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, есть диакритические знаки для звонкости: ⟨◌̬⟩. Диакритика обычно используется с буквами для прототипических глухих звуков.

В Юникоде эти символы кодируются как U+032C ◌̬ combining caron below (HTML: ̬) и U+0325 ◌̥ combining ring below (HTML: ̥).

Английские примеры

Различие между артикуляционным использованием голоса и фонологическое использование опирается на различие между фонами (представлены в квадратных скобках) и фонемами (представлены между косыми чертами). Различие лучше всего иллюстрируется грубым примером. Английское слово

nods состоит из последовательности фонем, символически представлены как /nɒdz/, или последовательность /n/, /ɒ/, /d/, /z/. Каждый из этих символов — абстрактное представление фонемы. Это понимание является неотъемлемой частью умственной грамматики носителей языка, что позволяет им узнавать слова.

Фонемы сами по себе являются звуками. Скорее, фонемы, в некотором смысле, преобразуются в фоны перед будущим говором. Фонема /z/, к примеру, на самом деле может произноситься или как фон [s] или как фон [z], потому что /z/ часто оглушается в быстрой речи, особенно в конце слова. Последовательность фонов для слова nods может быть записана как [nɒts] или [nɒdz], в зависимости от присутствия или силы этого оглушения. Когда у фона [z] есть артикуляционное высказывание, [s] не подходит.

То, что осложняет вопрос, заключается в том, согласные фонемы классифицируются либо как звонкие, либо как глухие, даже если это не основная отличительная черта между ними. Классификация используется как замена в фонологических процессах, таких как удлинение гласных, когда встречаются перед звонкими согласными, но не раньше твёрдых (глухих) согласных или замены качества гласных (т.е. гласный звук) в нкоторых диалектах английского языка, что происходит перед глухими, но звонкими согласными. Эти процессы позволяют англо-говорящим по-прежнему продолжить воспринимать разницу между звонкими и глухими согласными, когда оглушение предшествующего звука в противном случае сделает их звонкими идентично последнему.

В английском языке есть четыре пары фрикативных фонем, которыми можно разделить таблицу местом артикуляции и звонкости. У звонких фрикативных может легко ощущаться звонкость на протяжении всего фона, особенно между гласными.

Voicing contrast in English fricatives
Articulation Voiceless Voiced
Произносится нижними губами против зубов: [f] (fan) [v] (van)
Произносится языком против зубов: [θ] (thin, thigh) [ð] (then, thy)
Произносится языком возле дёсен: [s] (sip) [z] (zip)
Произносится языком связанно: [ʃ] (pressure) [ʒ] (pleasure)

В классе согласных есть смычки, такие как /p, t, k, b, d, ɡ/, контраст более сложен в английском языке. «Звонкие» звуки обычно не имеют артикуляционной звонкости на протяжении звука. Разница между фонемами звонких и глухих смычек не только имеют значения, независимо от того, присутствует ли там артиуляционная звонкость или нет. Скорее, это включает в себя то, когда начинается озвучивание (если на всех), присутствует стремление (воздушный взрыв следует закрытию), продолжительность закрытия и стремления.

Глухие смычные в английском языке обычно предыхаются вначале ударного слога, в том же контексте, их коллеги частично только звонкие. В более узкой практической транскрипции эти звонкие символы могут использоваться только для выражения артикуляционной звонкости, когда стремление представлено с надстрочным знаком h.

Выражение контраста в английских смычках
Артикуляция Глухие Звонкие
Произносится с закрытыми губами: [p] (pin) [b] (bin)
Произносится языком возле дёсен: [t] (ten) [d] (den)
Произносится языком связанно: [tʃ] (chin) [dʒ] (gin)
Произносится с языком назад против нёба: [k] (con) [ɡ] (gone)

Когда эти согласные появляются в конце слога, когда их отличие различается; глухие фонемы не имеют придыхания, глоттализации и закрытых, сами не могут быть облегчёнными, иногда трудно услышать разницу между ними, например, light и like. Слуховые реплики по-прежнему имеют различие между звонкими и глухими согласными, таких как описанные выше, т.е. долгота предыдущей гласной.

Другие звуки английского языка, гласные и сонорные, обычно полностью звонкие. Они могут оглушаться в определённых позициях, особенно после предыхательных гласных, как в словах Copernicus, tree, play, где звонкость задерживается в пределах потери сонорных и гласных в целом.

Степени звонкости

Существует две переменные степени звонкости: интенсивность (рассматривается фонация) и продолжительность (рассматривается время начала озвончения). Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», это не всегда ясно, означает ли это, что озвончение слабых (низкая интенсивность) или если звонкость происходит только в части звука (краткая продолжительность). В случае английского языка это последнее.

Язык джул’хоанси и некоторые соседние языки типологически необычны в имении частично контрастивных звонких согласных: в них есть придыхательные и абруптивные согласные, которые не совместимы со звонкостью, глухоте и пар звонких. Эти согласные начинаются звонкими, но становятся частично глухими, позволяющими нормальное стремление или выброс: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ], плюс пожие ряды щёлкающих согласных.

Голос и напряжённость

Существуют языки с двумя наборами контрастивных шумных согласных, помеченных как /p t k f s x …/ против /b d ɡ v z ɣ …/, хотя без участия голоса (или времени начала озвончения) в этом контрасте. Это происходит, например, в некоторых диалектах южнонемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий. Поскольку голос не участвовал, это объясняется как контраст в напряжённости под названием контраст фортис и ленис.

Существует гипотеза, что контраст между согласными фортиса и лениса связан с контрастом глухих и звонких согласных, связь, основанная на восприятии звука, а также на производство звука, где звонкий согласный, напряжённость и длина, но различные проявления общих звуковых функции.

См. также

Ссылки

  • Consonants which are called «voiced aspirate» normally have breathy voice, not voiceless aspiration as in Juǀʼhoansi, Taa, and similar languages.
  • Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80–81. ISBN 0-631-19814-8.
  • Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.

dic.academic.ru

Звонкие согласные — Википедия

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.

Звонкость в фонетике

На артикуляционном уровне звонким считается звук, в котором присутствуют колебания голосовых связок, а глухим — звук, в котором голосовые связки не активны. Самым распространённым типом звонкости является модальный голос, когда голосовые связки максимально сближены и колеблются с наибольшей амплитудой. В большинстве европейских языков, включая русский, гласные, сонорные и звонкие шумные звуки (такие как [a], [м], [д]) произносятся с модальным голосом. Гласные и сонорные звуки обычно всегда произносятся с озвончением и не имеют парных глухих звуков. Шумные согласные могут быть как глухими так и звонкими и часто образуют пары, как например [т]-[д], [с]-[з], [ш]-[ж] в русском языке. При отсутствии парного звука в языке обычно присутствует глухой шумный согласный, например, [ц], [ч], [щ] в русском, [s] и [h] в сунданском.

В МФА обычно используются разные символы для глухих и звонких шумных согласных: [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, для обозначения позиционного озвончения непарных глухих согласных (например [ц] или [ч] в русском языке) может применяться диакритический знак для звонкости: ⟨◌̬⟩. В Юникоде этот символ кодируются как U+032C ◌̬ «combining caron below» или как U+0325 ◌̥ «combining ring below».

Звонкость в фонологии

Артикуляционные различия между глухими и звонкими звуками находят отражение и в фонологии при характеристике оппозиций по глухости/звонкости. В некоторых языках (например, русском, испанском,французском) звуки, определяемые как фонологически «звонкие», обычно являются таковыми и в фонетике и всегда произносятся с колебанием голосовых связок в сильной позиции. Утрата озвончения возможна лишь в слабой позиции в результате ассимиляции или конечного оглушения: сад [сат], лодка [лотка]. В других языках (например, английском), фонологическая «звонкость» согласных не гарантирует наличия колебания связок даже в сильной позиции. Термин «звонкий» используется в этом случае для обозначения категории, противопоставленной глухим согласным и обозначает, что в звуках, передаваемых на письме как b, d, g, v, z фонетическая звонкость присутствует в большей степени, чем в согласных, передаваемых на письме как p, t, k, f, s. В отличие от русского языка, английские «звонкие» взрывные [b], [d], [g] в рамках параметра ВНО являются полузвонкими или даже глухими непридыхательными в начальной позиции, а в середине и на конце слова колебания голосовых связок у этих согласных могут затухать на середине артикуляции. «Звонкие» фрикативные [v], [z], [ʒ] в английском языке также часто произносятся с укороченным периодом колебания голосовых связок. Вследствие этого восприятие звонких и глухих шумных в английском языке часто основывается на дополнительных артикуляционных признаках, таких как длительность смычки у взрывных и длительность шума у фрикативных, а также длительность предшествующего гласного. В некоторых языках, например, в яванском, «звонкие» шумные часто произносятся без озвучевания и отличаются от глухих по признаку придыхательной фонации.

Степени звонкости

Существуют два критерия для определения степени звонкости: интенсивность, связанная с фонацией и длительность, связанная с временем начала воспроизведения звучания, звука. Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», не всегда ясно, означает ли это, что колебания голосовых связок имеют низкую интенсивность или что колебания голосовых связок присутствуют только в части звука. Полузвонкость в английском языке связана со вторым критерием, то есть с длительностью голоса.

В языке джуǀʼхоан и некоторых соседних языках отмечаются редкие контрасты по глухости/звонкости. Придыхательные и абруптивные согласные, которые обычно не сочетаются со звонкостью[1], образуют в этих языках пары звонких и глухих: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ][2]. Начальная фаза артикуляции у этих согласных сопровождается колебанием голосовых связок, а конечная фаза, во время которой происходит придыхание или взрыв, произносится без голоса.

Голос и напряжённость

В некоторых языках, например, в южных диалектах верхненемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий, две серии шумных согласных, обозначаемых как /p t k f s x/ и /b d ɡ v z ɣ/, могут произноситься без участия голоса и не отличаться по времени начала озвончения. При отсутствии голоса различие между двумя сериями основывается на принципе напряжённости. Примечательно, что в основе контраста по напряжённости и контраста по глухости/звонкости лежат общие принципы восприятия и артикуляции, так как звонкость и напряжённость непосредственно связаны с длительностью согласных. Звонкие и ненапряжённые согласные имеют более короткую артикуляцию, а глухие и напряжённые согласные — более долгую.

См. также

Примечания

  1. ↑ «Звонкие придыхательные» согласные обычно имеют придыхательную фонацию, но не глухое придыхание как в джуǀʼхоан, тaa и подобных языках.
  2. ↑ Ladefoged, P. & Maddieson, I. (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80-81. ISBN 0-631-19814-8.

wikipedia.green

Звонкие согласные — Википедия. Что такое Звонкие согласные

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.

Звонкость в фонетике

На артикуляционном уровне звонким считается звук, в котором присутствуют колебания голосовых связок, а глухим — звук, в котором голосовые связки не активны. Самым распространённым типом звонкости является модальный голос, когда голосовые связки максимально сближены и колеблются с наибольшей амплитудой. В большинстве европейских языков, включая русский, гласные, сонорные и звонкие шумные звуки (такие как [a], [м], [д]) произносятся с модальным голосом. Гласные и сонорные звуки обычно всегда произносятся с озвончением и не имеют парных глухих звуков. Шумные согласные могут быть как глухими так и звонкими и часто образуют пары, как например [т]-[д], [с]-[з], [ш]-[ж] в русском языке. При отсутствии парного звука в языке обычно присутствует глухой шумный согласный, например, [ц], [ч], [щ] в русском, [s] и [h] в сунданском.

В МФА обычно используются разные символы для глухих и звонких шумных согласных: [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, для обозначения позиционного озвончения непарных глухих согласных (например [ц] или [ч] в русском языке) может применяться диакритический знак для звонкости: ⟨◌̬⟩. В Юникоде этот символ кодируются как U+032C ◌̬ «combining caron below» или как U+0325 ◌̥ «combining ring below».

Звонкость в фонологии

Артикуляционные различия между глухими и звонкими звуками находят отражение и в фонологии при характеристике оппозиций по глухости/звонкости. В некоторых языках (например, русском, испанском,французском) звуки, определяемые как фонологически «звонкие», обычно являются таковыми и в фонетике и всегда произносятся с колебанием голосовых связок в сильной позиции. Утрата озвончения возможна лишь в слабой позиции в результате ассимиляции или конечного оглушения: сад [сат], лодка [лотка]. В других языках (например, английском), фонологическая «звонкость» согласных не гарантирует наличия колебания связок даже в сильной позиции. Термин «звонкий» используется в этом случае для обозначения категории, противопоставленной глухим согласным и обозначает, что в звуках, передаваемых на письме как b, d, g, v, z фонетическая звонкость присутствует в большей степени, чем в согласных, передаваемых на письме как p, t, k, f, s. В отличие от русского языка, английские «звонкие» взрывные [b], [d], [g] в рамках параметра ВНО являются полузвонкими или даже глухими непридыхательными в начальной позиции, а в середине и на конце слова колебания голосовых связок у этих согласных могут затухать на середине артикуляции. «Звонкие» фрикативные [v], [z], [ʒ] в английском языке также часто произносятся с укороченным периодом колебания голосовых связок. Вследствие этого восприятие звонких и глухих шумных в английском языке часто основывается на дополнительных артикуляционных признаках, таких как длительность смычки у взрывных и длительность шума у фрикативных, а также длительность предшествующего гласного. В некоторых языках, например, в яванском, «звонкие» шумные часто произносятся без озвучевания и отличаются от глухих по признаку придыхательной фонации.

Степени звонкости

Существуют два критерия для определения степени звонкости: интенсивность, связанная с фонацией и длительность, связанная с временем начала воспроизведения звучания, звука. Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», не всегда ясно, означает ли это, что колебания голосовых связок имеют низкую интенсивность или что колебания голосовых связок присутствуют только в части звука. Полузвонкость в английском языке связана со вторым критерием, то есть с длительностью голоса.

В языке джуǀʼхоан и некоторых соседних языках отмечаются редкие контрасты по глухости/звонкости. Придыхательные и абруптивные согласные, которые обычно не сочетаются со звонкостью[1], образуют в этих языках пары звонких и глухих: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ][2]. Начальная фаза артикуляции у этих согласных сопровождается колебанием голосовых связок, а конечная фаза, во время которой происходит придыхание или взрыв, произносится без голоса.

Голос и напряжённость

В некоторых языках, например, в южных диалектах верхненемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий, две серии шумных согласных, обозначаемых как /p t k f s x/ и /b d ɡ v z ɣ/, могут произноситься без участия голоса и не отличаться по времени начала озвончения. При отсутствии голоса различие между двумя сериями основывается на принципе напряжённости. Примечательно, что в основе контраста по напряжённости и контраста по глухости/звонкости лежат общие принципы восприятия и артикуляции, так как звонкость и напряжённость непосредственно связаны с длительностью согласных. Звонкие и ненапряжённые согласные имеют более короткую артикуляцию, а глухие и напряжённые согласные — более долгую.

См. также

Примечания

  1. ↑ «Звонкие придыхательные» согласные обычно имеют придыхательную фонацию, но не глухое придыхание как в джуǀʼхоан, тaa и подобных языках.
  2. ↑ Ladefoged, P. & Maddieson, I. (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80-81. ISBN 0-631-19814-8.

wiki.sc

Глава 2. Фонетика / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Звук

Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам  различать: 

  • слова: [дом] – [том], [том] – [там], [м’эл] – [м’эл’] 
  • формы слова: [дом] – [дама´] – [до´ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

 

§2. Транскрипция

Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

[   ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j]  и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.   

 

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. 
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

§4. Способ образования согласных

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш].  В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.

 

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать. 

Сравним слова: дом и кот.  В каждом слове по  1-му гласному  звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие.  Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.

Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c]  и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’]  нет глухой пары, а  у [ц]  и [ч’] – звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя, проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все. 

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.

Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д. 

 

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’],  [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’],  [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’]. 

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц]  нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:]. 

 

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  •  йотированные буквы е, ё, ю, я  после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости,   свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя  — [т’о´т’а],  дя´дя — [д’а´д’а];
  •  буква и  после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;
  •  буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В  школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог  звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’]  не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком; 
2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:]  при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

 

§8. Место образования согласных

 Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • глухость-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования.
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других — языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’]среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют  произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными. 

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

Сравни:

  • под ударением: [дом] – [дам] —  [о] ≠ [а].
  • без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

Сравни:

  • под ударением: [м’эч’] — [м’ач’] –  [э] ≠[a].
  • без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м  — [м’ич’о´м]— мячо´м  — [и] = [и].
  • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них —  это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

Сравни:

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва – москвичи. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´] – ясно слышен звук [а]. А слово москвичи? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a].  В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´] — молоко´, [хърашо´] — хорошо´, [кълбаса´] — колбаса´.

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

ада´] – вода´ – ъд’иной’] — водяно´й: [а]≠[ъ]
[драва´]  — дрова´ – [дръв’ино´й’] — дровяно´й: [а]≠[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие  гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´семь, де´вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´с’ьм’] — [ь], [д’э´в’ьт’] — [ь].
 

Не путай: 

Знаки транскрипции — это одно, а буквы —  совсем другое. 
Знак  транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ — это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь — это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.         

Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных.  Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда´ние [зда´н’ий’э] – зда´ния [зда´н’ий’а], мне´ние [мн’э´н’ий’э] — мне´ния [мн’э´н’ий’а], мо´ре [мо´р’э] — мо´ря [мо´р’а], во´ля [во´л’а] – на во´ле [на_во´л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте: 

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а]  — да´ча,  [т’ьл’ив’и´зър] — телеви´зор,  [с’ино´н’имы] — сино´нимы, [б’ир’о´зы] — берёзы, [карз’и´ны] — корзи´ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • перед гласными: [там] — там, [дам] — дам,
  • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]:  [дл’а] — для,  [тл’а] – тля
  • Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон.

Запомни:

 В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] — сла´дкий, [зу´пк’и] – зу´бки.
  • перед глухими непарными: [апхва´т] — обхват, [фхот] — вход.
  • на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.
     

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких  происходит в позициях:

  • перед  парными глухими: [фста´в’ит’] вста´вить,
  • на конце слова: [клат] – клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

  •  перед  парными звонкими: [каз’ба´] – косьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] – мать, [м’aт’] – мять,
  • на конце слова: [вон] – вон,  [вон’] – вонь,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’]  для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н],  [н’], [ р], [ р’]:  [ са´н’к’и] – Са´ньки (род. пад.), [с´анк’и] – са´нки, [бу´лка] — бу´лка , [бу´л’кът’] – бу´лькать,
  • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] – лба,  [пал’ба] – пальба.

Запомни:

 В сильной позиции  твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые  обязательно смягчаются: [c’т’эп’], [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´н’ч’ик] – по´нчик, [ка´м’ьн’ш’:ик] — ка´менщик.

Запомни:

 В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • перед мягкими  переднеязычными [н’], [л’]  для переднеязычных  согласных [c], [з]: снег — [с’н’эк]  и [cн’эк], злить — [з’л’ит’] и [зл’ит’]
  • перед мягкими переднеязычными  [c’], [з’] для переднеязычных  [т], [д] —  подня´ть — [пад’н’а´т’] и [падн’а´т’], отня´ть — [ат’н’а´т’] и [атн’а´т’]
  • перед мягкими переднеязычными [т’], [д’], [с’], [з’] для переднеязычного [н] : ви´нтик — [в’и´н’т’ик] и [в’и´нт’ик], пе´нсия — [п’э´н’с’ий’а]  и  [п’э´нс’ий’а] 
  • перед мягкими губными  [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ть — [ф’п’иса´т’] и [фп’ис´ат’], ри´фме (дат. пад.) — [р’и´ф’м’э] и [р’и´фм’э] 

Запомни:

Во всех случаях  в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.  
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал — ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] – сшить

[з] и [ж] → [ж:] – сжать

[с] и [ч’] – в корне слов[ш’:] – счастье, счёт
                 — на стыке морфем и слов[ш’:ч’] – расчесать,  бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] — расщепить

[т] и [c] — в глагольных формах → [ц:] – улыбается
                -на стыке приставки и корня[цс] – отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] — отцепить

[т]  и [ч’] →[ч’:] — отчёт

[т] и  [т]  и [ш’:]←[c] и [ч’] – отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] — подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] – лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств – [ств]: здравствуй, чувствовать 
здн – [зн]: поздно
здц — [сц]: под уздцы
лнц — [нц]: солнце 
ндц  [нц]: голландцы 
ндш — [нш:] ландшафт 
нтг — [нг]: рентген
рдц — [рц]: сердце 
рдч — [рч’]: сердчишко 
стл — [сл’]: счастливый 
стн — [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

 

§10. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.
  2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ: мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
    • начала слова,
    • после гласных,
    • после разделительных ь и ъ.
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные  и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться — тьс — [ц:]

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?
    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией ?
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
  3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?
    • У гласных
    • У согласных
  4. Можно ли глухие согласные произнести громко?
  5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?
  6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?
  7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?
  8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?
  9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?
  10. Как передаётся мягкость согласных на письме?
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
  11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
  12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных
  13.  
Правильные ответы:
  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?


Звонкие согласные
        согласные, произносимые с участием голоса, т. е. при сближенных и напряжённых голосовых связках, например русские «б», «в», «г», «з» и т.п. З. с. по признаку наличия голоса противопоставляются глухим согласным (См. Глухие согласные), с которыми образуют пары: «п» — «б», «ф» — «в», «к» — «г» и т.д. См. Согласные.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Звонец
  • Звонков Василий Васильевич

Смотреть что такое «Звонкие согласные» в других словарях:

  • Звонкие согласные — ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ. Шумные согласные звуки, произносимые с участием голоса, с той же, но несколько более слабой артикуляцией, как и глухие согласные, но голосовые связки при произношении З. С. натянуты, и выдыхаемый воздух, проходя между ними,… …   Литературная энциклопедия

  • Звонкие согласные —     ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ. Шумные согласные звуки, произносимые с участием голоса, с той же, но несколько более слабой артикуляцией, как и глухие согласные, но голосовые связки при произношении З. С. натянуты, и выдыхаемый воздух, проходя между ними …   Словарь литературных терминов

  • звонкие согласные — Согласные, образуемые шумом в сопровождении голоса: (б), (б’), (в), 1в’), (г), (г’), (д), (д’), (ж), (ж’), (з), (з’), (j). В школьной практике, помимо указанных шумных, к звонким относят также сонорные согласные …   Словарь лингвистических терминов

  • Звонкие согласные — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить э …   Википедия

  • звонкие согласные —    Шумные согласные звуки, произносимые с участием голоса, с той же, но несколько более слабой артикуляцией, как и глухие согласные, но голосовые связки при произношении З. С. натянуты, и выдыхаемый воздух, проходя между ними, приводит их в… …   Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

  • Согласные — Согласные  класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Согласные — звуки (лат. consonantes). Ходячее определение,унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное влатинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разныхновоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Согласные — СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… …   Литературная энциклопедия

  • Согласные —     СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) …   Словарь литературных терминов

  • согласные — звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные ([м],… …   Энциклопедический словарь


dic.academic.ru

Какие они разные эти звуки согласные.

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают!  А звуков этих ой-ой-ой  сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие  согласные?

Всё, оказывается,  очень просто, если правильно настроить ребенка.   

О  согласных звуках твердых и мягких  я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям!  Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?

Просто  заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет,  как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука.  Как это определить?  Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой.  Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П,  М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук.  Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного.  На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени.  Ребенок  не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу.  Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить  и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами. 

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку,  надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой.  Так  в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.  

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком.  Пусть он самостоятельно  расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек  хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в  расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы  русского языка  без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ. 

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик.  Будем учиться у этой  неунывающей  обезьянки  находить  хорошее во всем. 

 

 

 

chitalochka-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о