Что такое спряжение глаголов 5 класс – Спряжение глаголов — урок. Русский язык, 5 класс.

Спряжение глаголов (5 класс)

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Спряжение глаголов

Цель

Систематизировать ранее изученное о спряжении глагола; признаках безударных личных окончаний глаголов; способах определения спряжения глагола; отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола

Задачи

Развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;

Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знать определение спряжения глагола; личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.

Основные понятия

Глагол, неопределённая форма глагола, вид глагола, спряжение глаголов.

Межпредметные связи

Ресурсы: основные и дополнительные

Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку в программе Power Point, карточки – задания для обучающихся, орфографический словарь русского языка . Под ред. Ушакова Д.Н., М. Просвещение, 1986г.

Формы урока

Тип урока – урок усвоения новых знаний; формы урока: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

(2 минуты).

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать.

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок —

Нам пора начать урок.

Вспомним правила работы в группе.

— Приветствие учащихся

Личностные:

Самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. (7 минут).

-А теперь, ребята, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить: что мы знаем о глаголе.

— На парте перед вами лежат индивидуальные листы. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вы должны будете индивидуальные листы сдать.

Ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. Сначала ребята заполняют самостоятельно на листе, а потом проверяют

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Самопроверка.

Двадцать девятое апреля.

Классная работа.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …

— Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом.

— чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

— На парте перед вами лежат листы. Задание- проверка устно (спросить каждого ученика).

— Как называется изменение глагола по лицам и числам? (с.121)

— У глагола только два спряжения (1 и 2-е). Чем они различаются?

Запишем тему урока в тетрадь.

— Для того, чтобы ответить на вопрос: что сегодня будем делать на уроке? Заполним индивидуальные листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)». Поставить галочку слева напротив каждого предложения.

— Итак, каковы цели нашего урока?

— Глагол.

— Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …
3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. ………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по … …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……...

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

— Спряжением.

— Окончанием.

Тема урока – Спряжение глаголов.

— Заполнение индивидуальных листов «Цель (чего я хочу добиться на уроке)».

— Узнаем, что такое спряжении е глаголов; научимся различать спряжения глаголов; узнаем, какие окончания у глаголов 1 и 2-го спряжения. Будем закреплять новые знания при выполнении заданий.

Индивидуальная работа по карточке.

Фронтальный опрос.

1)Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется … (раздельно).
3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по … (числам и лицам).

6) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…(что сделать?), а несовершенного вида…(что делать?).

Запись в тетрадь темы урока.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки.

Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные.

Узнать, что такое спряжение глагола.

Узнать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Узнать глаголы – исключения 2 спряжения.

Узнать, как определить спряжение глаголов.

Отдохнуть на уроке.

3. Выявление места и причины затруднения (4 минуты).

Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе

Долго им пришлось идти, 
Чтоб спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.

Задание 1. Проспрягайте глаголы петь, звонить

  • Что мы делали?

  • Что значит спрягать?

  • Что изменяется у глагола при спряжении?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

(6 минут).

3 минуты

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.

— Легко ли было вставить пропущенные гласные в окончания глаголов?

— Почему?

— Обратите внимание на окончания глаголов – они все ударные.

— Итак, ребята, сделаем вывод: КАКИЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕЮТ ГЛАГОЛЫ 1 СПРЯЖЕНИЯ, ….. 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ?

— Данное правило – только для глаголов с ударным личным окончанием.

Физминутка.

Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те.

— Да.

— Т.к. они стоят под ударением.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.

Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те.

Ешь, ём, ёт, ёте. Ит, ишь.

5 Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях. (7 минут)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

( 8 минут).

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного

Задание 3.Поставьтеударение в глаголах и попытайтесь вставить пропущенные гласные.

— В какой части слова пропущены гласные?

— С какой проблемой вы столкнулись?

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов?

— Почему?

— Если окончания глаголов находятся в безударном положении, то как мы будем определять – гласную и соответственно спряжение глагола.

— В таком случае в русском языке есть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

4. Составление алгоритма.

— Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс
и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

— Каждому из вас я приготовила памятку, которую вы сейчас держите перед глазами, а дома сможете повторить.

— Сейчас глаголы из задания 4 – поставим в начальную форму и определим спряжение каждого глагола.

— Закрепим знания при выполнении заданий.

— Задание 4. Определить спряжение глаголов в словосочетаниях, и выписать в два столбика (1 и 2 спряжение).

— Какие глаголы вызвали у вас сомнение?

— Это глаголы – исключения 2 –го спряжения.

Гнать, держать, дышать и слышать,

Смотреть, видеть,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.)

— Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь -и.

Задание 5. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

— Творческое.

— У вас на парте 2 комплекта карточек. В первом комплекте существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно(линиями). Поставьте глаголы в неопределённую форму и определите спряжение. У вас должны получиться глаголы 3 лица и мн.ч. Воспользуйтесь алгоритмом.

Он ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

— В окончании.

В безударном положении трудно

— Нет.- Т.к. гласные стоят в безударном положении.

Алгоритм дан в учебнике – в форме правила. Можете пользоваться и алгоритмом, который лежит у вас на парте.

Он ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Слышится, вертит.

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку.

  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м .

  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение.

Он ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

Алгоритм.

1)Поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть,( какая гласная стоит перед –ть) на глагольный суффикс.
2) Если глагольный суффикс
и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

Он ход…т- ходить (2 спр)

ты игра…шь- играть (1спр)

котёнок мурлыч…т- мурлыкать (1 спр)

кто расскаж…т- рассказать (1 спр)

мы не скуча…м- скучать (1спр).

1 спр. 2 спр.

Наслаждается природой, распилит дров,

заявляет о мире, вертит колесо,

приближается к станции, слышится звук,

прячется в камышах, строит дом.

дунет на огонь.

1.Сберегу, терплю, открою, увлеку (терплю – 2-е спр.)

2.Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м (слышим – 2-е спр.))

3.Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)

7.Рефлексия деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

(итог урока 3 минуты)

— Итак, ребята, наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работы на уроке.

— Взяли листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» и поставили галочки справа напротив предложений. Сравните с галочками, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли вы поставленных перед собой целей урока?

— Молодцы!

— Самооценка результатов своей деятельности : Устно нужно закончить предложения.

— Какое настроение у вас к концу урока. Поднимите соответствующую карточку.

— Выставление оценок за урок.

— Урок окончен. Спасибо за работу!

Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)»

Закончить предложения:

Сегодня на уроке я научился

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успеха /неуспеха в УД

Сегодня на уроке я научился

Приложение

«Верю – неверю»

+ или —

1

Верите ли вы, что глагол «берете» относится к I спряжению?

2

Верите ли вы, что глагол «вопят» относится ко II спряжению?

3

Верите ли вы, что глагол «шалишь» относится ко II спряжению?

4

Верите ли вы, что глагол «стираешь» относится ко II спряжению?

5

Верите ли вы, что глагол «стелет» относится к I спряжению?

6

Верите ли вы, что глагол «светит» относится к I спряжению?

7

Верите ли вы, что глагол «точит»» относится ко II спряжению?

Найдите конец пословиц.

  1. Кто умеет веселиться, 1) тот должен много трудиться.

  2. Не плюй в колодец — 2) который ничего не боится.

  3. Не надо хвалиться, 3) коли не знаешь, как рожь родится.

  4. Кто любит трудиться, 4) тому без дела не сидится.

  5. Кто хочет от жизни толку добиться, 5) того горе боится.

  6. Нечего тому страшиться, 6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

Оценочный лист

Проспрягайте глаголы петь, звонить

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.

Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те.

Задание 3.

Поставьте ударение в глаголах и попытайтесь вставить пропущенные гласные.

Он ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

Задание 4.

Определить спряжение глаголов в словосочетаниях, и выписать в два столбика (1 и 2 спряжение).

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Задание 5.

Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку.

  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м .

  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.

Задание 6.

Тест

Итог

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола»

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование.  Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический  настрой).

        Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок —

Нам пора  начать  урок.

        

        Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

        Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?

      Да.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

        Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

        Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

        Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II  cпряжение.  Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

Слайд 5

   

   пишу

   пишешь

   пишет

    пишем

    пишете

    пишут

несу 

несёшь

несёт

несём

несёте

несут

ворчу

ворчишь

ворчит

ворчим

ворчите

ворчат

свечу

светишь

светит

светим

светите

светят

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

  1. как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

Сверим наши выводы. 

Слайд 6  Открывается остров «I спряжение»

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

Ко II спряжению.

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.

Сверим наши выводы. 

Открывается остров «II спряжение»

Слайд 7

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.

  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

        Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. 

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем –

рисуем —

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

 Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

        Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

        Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

  1. Чтение алгоритма по учебнику.

Слово учителя:

        Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Y. Тренировочные упражнения.

  1. Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

        А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите  глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

        Платить, ужинать,  ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

        В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка по слайду 15

Слово учителя:

        Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

Ученики комментируют.

        

YI. Заключение.

  1. Что сегодня узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17

Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Если да,  то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.

nsportal.ru

Разработка урока в 5 классе по теме » Спряжение глаголов»

Тема: Спряжение глагола.

Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Распределительный диктант.

Буквы Е и И в корнях с чередованием. Определить вид глаголов.
Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.
Е И
Замереть от страха. Расстилаться на лугу. Постелить скатерть. Заблистать на солнце. Блеснул луч. Умираешь от скуки. Соберёшь рюкзак. Собираться в дорогу.
Растереть краски. Отпирать дверь. Подпереть дверь. Вытирать пол. Блестеть серебром. Выжигать рисунок.

3.Синтаксический разбор предложения.

Работает ученик у доски.
Бледная тень набегает на рощу и тает.
Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание). 
(Набегает). 
Слово какой части речи? (Глагол).
Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают 
материал 4 класса.)

 4.Объяснение нового материала.

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.
Например: глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.
Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).
Например: читать – 1 спряжения.
варить – 2 спряжения.
Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения(4 на – АТЬ. 7 на – ЕТЬ).
Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению- 
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ, 
Исключая брить, стелить,
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья. 
Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, — УТЬ, — ОТЬ, — АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.  Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

 5.Объяснение алгоритма-инструкции.

Как определить спряжение глагола.

1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, — ЕТ; — УТ, — ЮТ – 1 спряжение; 
— ИШЬ, -ИТ; — АТ, — ЯТ – 2 спряжение.

2.Если окончание безударное, определи вид глагола.

3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

 6. Распределительный диктант.

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).
Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить).
Переместить снизу вверх (поднять).
Становиться зелёным (зеленеть).
Сделать чистым (чистить).
Отдавать деньги за покупку (платить).
Бояться опоздать куда-либо (спешить).
Убрать сорняки на грядке (полоть).
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть).

Проверяем по столбикам с объяснением.

7.Устная минутка.

Найдите конец пословиц. (Пословицы воспроизведены на экране).

  1. Кто умеет веселиться, 1) тот должен много трудиться.

  2. Не плюй в колодец — 2) который ничего не боится.

  3. Не надо хвалиться, 3) коли не знаешь, как рожь родится.

  4. Кто любит трудиться, 4) тому без дела не сидится.

  5. Кто хочет от жизни толку добиться, 5) того горе боится.

  6. Нечего тому страшиться, 6) пригодится воды напиться.

    Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно. 

Учитель читает стихотворение, в котором уч-ся самим нужно будет подобрать глаголы. Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.
Например, Маша – машет. Уч-ся записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит), 
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.

9. Устная минутка.

Выберите правильный ответ. Задание на экране.
Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

 10.Работа по группам.
1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина. Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение. Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.
3 группа работает по карточкам.

 11. Самостоятельная работа.
Учитель читает глаголы, уч-ся определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

1.Читаешь
2. Борется
3.Стирает
4.Терпишь
5.Строит
6.Стелется
7. Клеит
8.Растает
9. Услышит
10.Ударит
Задание выполняется на листочках.

12. Итог урока, выставление оценок.
Что повторили на уроке?
Что нового узнали?
Как правильно написать личное окончание глаголов?
Назовите глаголы-исключения.

13.Домашнее задание.

infourok.ru

«Спряжение глаголов «5 класс

Урок № 14 (92) Дата: 04.05.15. (понедельник) Классы: 5 Б – 3 урок Дата: 05.05.15. (вторник) Классы: 5 В – 4 урок, 5 Г – 2 урок

Тема урока: Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. Цель урока: ознакомить учащихся со спряжением глаголов, развивать коммуникативные навыки учащихся, логическое мышление, навыки правильного выбора гласной в окончаниях, определять спряжение, воспитывать внимание, интерес к изучаемой теме, культуру речи. Ход урока: I. Организационный момент. II. Анализ творческих работ учащихся. Объявление оценок за изложение «Родина» по Паустовскому. III. Устный опрос учащихся по теме «Глагол» — Дайте определение глаголу как части речи. — Что такое видовые пары? — На какой вопрос отвечают глаголы НСВ? — Что вам известно о глаголах настоящего времени? (Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. Глаголы настоящего времени могут обозначать действие или состояние как постоянное свойство. Глаголы наст.вр. бывают только НСВ и могут изм-ся по лицам и числам) — Что вам известно о глаголах прошедшего времени? (Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л- . В прош.вр.перед –л- пишется та гласная, что в Н.ф. Глаголы прошедшего времени изм-ся по числам, а в ед.ч. по родам). – Расскажите об образовании простой и сложной формах будущего времени. ( Гл.СВ образуют формы буд.прост.вр.: спою, а гл. НСВ образуют формы будущего сложного времени: буду петь) IV. Новый материал. 1. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам (в наст. и простом буд.времени) 2. Если у глагола безударное личное окончание, спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

II спр.

I спр.

все глаголы на -ить (кроме 2 исключений)

глаголы брить, стелить

7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)

4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать

все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)

 

все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.

  3. Спряжение глаголов настоящего времени I спряжение II спряжение Ед. ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч. 1-е -у(-ю) -ем -у(-ю) -им 2-е -ешь -ете -ишь -ите 3-е -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят) 4. Особенности спряжения некоторых глаголов русского языка: От глагола победить первое лицо единственного числа не образуется. 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени от глагола быть не употребляется. 5. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать: хочешь, хочет — по первому спр.; хотим, хотите, хотят — по второму спр.; бежишь, бежит, бежим, бежите — по второму спр.; бегут — по первому спр.

6. Работа с учебником. §87 стр. 241. Закрепление теоретического материала.

V. Практическая работа. 1. Упражнения 658. Коллективное выполнение. 2. Работа по развитию речи. Упражнения 659.

VI Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

VII. Итоги урока.

Домашнее задание: § 87. Упражнение 660, стр.242.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола»

Урок русского языка в 5 классе

«Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о спряжении глагола, способах определения спряжения глагола, отрабатывать умение правильно писать безударные личные окончания глагола; формировать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся определять спряжение глагола, верное написание безударного личного окончания глагола, объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД— самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают эстетическую ценность русского языка, границы собственного знания и незнания, стремятся к речевому самосовершенствованию.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Проверка

домашнего задания

Упр.665

1 чел. у доски.

Вопросы классу или игра «Золотая рыбка», когда вопросы написаны на рыбках:

-что такое глагол?

-как изменяются в настоящем и будущем времени глаголы?

-а в прошедшем?

-приведите примеры будущего сложного времени.

-устно составьте предложения с глаголами в будущем сложном времени, постройте схему

Умение конструировать простые и сложные предложения, строить схему предложений, объяснять знаки препинания

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель: Ребята! Запишите число, классная работа.

Сегодня мы вновь окунемся в прекрасный и удивительный мир русского языка. И начать наш урок я предлагаю со стихотворения Ф.Тютчева. Итак, начнем:

3.Пробное действие

Учитель читает (на слайде)

Уж та..т снег, б..гут ручьи,

В окно пове..ло весною…

Засвищ..т скоро соловьи

И лес оден..тся листвою.

Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение глаголов.

В чем затруднение? В какой части слова находится орфограмма?

Что для этого нужно знать? (Что такое спряжение глагола и правила написания безударных окончаний глаголов). Оставим пока данное задание.

Как будет звучать тема урока?

Запишите тему «Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель: Попробуем с вами определить цели.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания и первичное закрепление

1.Наблюдение над изменением глагола по лицам и числам (на слайде)

-Как вы думаете, как называется такое изменение? (спряжением).

-Сверимся с материалами учебника.

2.Самостоятельное наблюдение п.118

Сделайте выводы. Что происходит, когда мы спрягаем глагол? (изменяется его окончание)

— По какому принципу глаголы делят на спряжения?

— Есть ли исключение из данного правила? (чтение глаголов- искл. 2 спряжения)

3. Составление алгоритма определения спряжения глагола:

— поставь гл. в н.ф.

— определи, на что оканчивается

-определи спряжение

4. Если мы знаем спряжение, что еще мы можем сделать?

-определить пропущенное/ верное окончание

Прочтите об этом в п.119.

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Комментированное выполнение задания:

Определить спряжение глагола, вставить пропущенную букву в окончание:

Смотр..шь, дыш..шь, накол..шь, выигра..шь, держ..шь, пол..шь, отброс..шь, накорм..шь, встав..шь.

2.Запись предложения под диктовку (1 чел.), синтаксический разбор:

Желтая лилия раскрывается с самого восхода солнца, а белая раскроется позже.

-выделить орфограммы, объяснить постановку знаков препинания,

-дать хар-ку, составить схему.

3. Самостоятельная работа

Вернемся теперь к заданию, которое мы оставили в начале урока, т.к. не смогли хорошо выполнить его. Достаточно ли теперь знаний, чтобы, справиться с заданием?

Что нам пригодится в выполнении задания? (алгоритм)

(работа со стихотворением Ф.Тютчева)

4. Работа в парах. Взаимопроверка Самооценка

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали о спряжении глагола? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П. 118-119, выучить глаголы -искл.2 спряжения

infourok.ru

Спряжение глаголов — методическая рекомендация. Русский язык, 5 класс.

1. Изменение глагола по лицам и числам 1 вид — рецептивный лёгкое 7 Б. Изменение глагола по лицам и числам.
2. Спряжение глагола 1 вид — рецептивный среднее 4,5 Б. Определение спряжения глагола.
3. Глаголы с приставкой ВЫ– 2 вид — интерпретация среднее 3 Б. Определение спряжения глаголов с приставкой ВЫ–.
4. Спряжение глагола 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Заполнение таблицы.
5. Четвёртый лишний 2 вид — интерпретация среднее 3 Б. Выбор правильного ответа.
6. Вид и спряжение глагола 3 вид — анализ сложное 6 Б. Определение вида и спряжения глагола.
7. Морфологический разбор 3 вид — анализ сложное 8 Б. Морфологический разбор глагола.

www.yaklass.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Спряжение глаголов 5 класс

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: (Психологический  настрой).

        Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Михайловна. Я очень рада видеть вас. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок —

Нам пора  начать  урок.

        Урок у нас действительно необычный, я предлагаю нам всем вместе отправиться в морское путешествие по морю под названием Глагол.

Готовы? Отдать швартовы!

II. Разминка. (Слайд 2)

Ребята, посмотрите, у нас на пути первое препятствие. Это водоворот «чередований». Чтобы его пройти, нужно выполнить следующее задание.

  Я называю вам слова. Если в корне пишем «и» – хлопок,  «е»  – топот ногами. Но перед выполнением задания давайте вспомним правило «Правописание чередующихся гласныхе и и в корнях».(ответ ученика). 

Хорошо.

РасстИлается  туман, забЕрет  домой, натИрать полы, стЕреть с доски, удИравший от нас, замЕреть от страха, убИрать в комнате, запЕреть дверь.

Замечательно, первое препятствие пройдено. Плывём дальше.

(Слайд 3)

А вот и следующее испытание, чтобы его пройти, нужно выполнить задание: вставить по смыслу пропущенные слова.

 Глагол – это часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?).
Не с глаголами пишется … (раздельно).

 Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
В предложении глагол чаще всего является …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

Отлично,  я вижу вы подготовлены на ура!

(Слайд 4)

Ой, ребята, нам только что прислали сообщение. Давайте посмотрим. Это пишет Незнайка, он тоже сейчас путешествует.

Прочитаем сообщение.

        Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация:

  1. В этом тексте подчёркнуты слова. Какой частью речи они являются?

Глагол.

  1. Почему Незнайка, указывая окончания, даёт два варианта написания?

Незнайка не знает.        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?

      Да.

Задачи.

Итак, давайте поставим перед собой задачи: что нам нужно сделать? Чего достичь?

  1. Научиться определять спряжение глаголов.
  2. Вспомнить, что характерно для глаголов первого спряжения, а что для второго спряжения.
  3. Совершенствовать орфографию (правильность написания глаголов0.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

        Запишите число, тему урока.

(Слайд 5)  «Спряжение глаголов».

        

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

        (Слайд 6)

А тем временем мы уже приблизились к двум островам: 1 и 2 спряжение.

Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

(Слайд 7)

   

   пишу

   пишешь

   пишет

    пишем

    пишете

    пишут

несу

несёшь

несёт

несём

несёте

несут

ворчу

ворчишь

ворчит

ворчим

ворчите

ворчат

свечу

светишь

светит

светим

светите

светят

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

  1. как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Какие окончания

        Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут, -ют.

Сверим наши выводы. 

(Слайд 8) Открывается остров «I спряжение»

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы во второй части таблицы?

Ко II спряжению.

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Какие окончания

        Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

Сверим наши выводы. 

(Слайд 9) Открывается остров «II спряжение»

Итак вы определяете спряжение по окончанию. А если буква в окончании пропущена? Что делать?

Давайте вспомним, как определяется спряжение, и как правильно писать окончания.

(Слайд 10) Посмотрите, пожалуйста на слайд.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Пишем –

рисуем —

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 11

Слово учителя:

 Сделайте вывод, на что оканчиваются глаголы 2 спряжения? На ить.

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

        Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

  1. Чтение алгоритма по учебнику.

Слово учителя:

        Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

(Слайд 12)

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Хорошо, молодцы.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению. А на сто они могут оканчиваться? (ать, оть, уть, чь, ти)

  1. Физминутка.

(Слайд 13)

Слово учителя:

        А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если услышите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

        Платить, ужинать,  ловить, играть, спешить, колоть, тянуть, учить, сеять, смотреть, желтеть.

Тренировочные упражнения.

Работа у доски упр. 681               Выполняется несколькими учениками.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

        В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду

Слово учителя:

        Слайд  13

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения о море.

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

Ученики комментируют.

        

Работа в парах.

— У вас на парте 3 комплекта карточек. В первом комплекте существительные, а во втором – глаголы, а третьи пустые, их вам следует заполнить самостоятельно. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно. Поставьте глаголы в неопределённую форму, запишите их  пустые карточки и определите спряжение.

Ножницами

пилит (пилить — II спр.)

Молотком

ловит рыбу (ловить — II спр.)

Пилой

выдергивает гвозди (выдергивать -1 спр )

Клещами

режет (резать — I спр.)

Зубной щёткой

забивает гвозди (забивать -1 спр.)

Удочкой

мерит температуру (мерить — II спр.

Градусником

чистит зубы (чистить — П спр.)

Устная минутка.

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам(1 спряжение, 2 спряжение).

   Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)

   Переместить снизу вверх (поднять)

   Становиться зелёным (зеленеть)

   Сделать чистым (чистить)

   Отдавать деньги за покупку (платить)

   Бояться опоздать куда-либо (спешить)

   Убрать сорняки на грядке (полоть)

   Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

Молодцы. Но вот наше плавание и подходит к концу.Давайте с вами ещё раз проговорим правило. Хорошо. Мне очень понравилось наше путешествие, а вам?Спасибо за работу.

Рефлексия:

Слайд 14

Д/з: выучить стихотворение, упр. 682.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о