Здравствуй! Ты знаешь, что такое спряжение? Думаю, нет. Раньше ты изучал такое понятие, как склонение. Давай вспомним.
Склонением называется изменение именных частей речи (существительных, прилагательных и др.) по падежам.
Чем же спряжение отличается от склонения?
Во-первых, спрягаются только глаголы.
Во-вторых, спрягаются только глаголы в настоящем и будущем временах.
«Почему так?» — задашь ты вопрос. Да потому что именно глаголы в настоящем и будущем временах могут изменяться по лицам и числам.
Вот пример:
1 лицо
Я рису–ю и нарису–ю, буд–у рисовать (единственное число).
Мы рису–ем и нарису–ем, буд–ем рисовать (множественное число).
2 лицо
Ты рису–ешь и нарису–ешь, буд–ешь рисовать (единственное число).
Вы рису–ете и нарису–ете, буд–ете рисовать (множественное число).
Он (она, оно) рису–ет и нарису–ет, буд–ет рисовать (единственное число).
Они рису–ют и нарису–ют, буд–ут рисовать (множественное число).
Обрати внимание!
Во-первых, при изменении глаголов по лицам изменяются и их окончания. Такие окончания называются личными окончаниями глаголов.
Во-вторых, в каждой форме при глаголе употребляются слова, которые указывают на его лицо и число: я, мы (первое лицо), ты, вы (второе лицо), он, она, оно, они (третье лицо).
В-третьих, в прошедшем времени глаголы не изменяют окончаний при этих словах (я, ты, он рисовал — единственное число; мы, вы, они рисовали — множественное число), поэтому и не имеют личных окончаний.
Ну а теперь постараемся ответить, что такое спряжение.
Спряжением называется изменение глаголов настоящего и будущего времён по лицам и числам.
Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»
Слайд 1
Цели деятельности учителя:
ознакомление учащихся со спряжением глаголов.
формирование умений определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;
Планируемые результаты:
Предметные:
знать личные окончания глаголов;
уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
Личностные:
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
проводить самооценку своих действий;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Организационный момент
У нас много работы: нужно думать, запоминать, анализировать, ставить перед собой цели, достигать их.
— А чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
— На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
— Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
— Голова хорошо (думает).
— Молодцы!
Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Записываю на доске). Приступим к активной деятельности.
Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски:
Определить местоимение: Она (3 л., ед. ч., ж. р.), ты (2 л., ед. ч.), он (3 л., ед. ч., м. р.), мы (1 л., мн. ч.), они (3 л., мн. ч.), я (1 л., ед. ч.), вы (2 л., мн. ч.), оно (3 л., ед. ч., с. р.)
І лицо обозначает, что действие совершается самим говорящим.
ІІ лицо обозначает, что действие совершается с тем, с кем беседует говорящий.
ІІІ лицо обозначает, что действие совершается лицом, о котором говорят.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать?, что сделать?)
Разделить глаголы на 3 группы.
Настоящее время: что делает?, что делают? (учит, смеется, радуются).
Прошедшее время: что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали? (гулял, читали, написал)
Будущее время: что сделает?, что сделают?, что будет делать?, что будут делать? (растает, выучат, побежит)
Какие глаголы лишние? (Писать, написать).
Работа с классом:
Что мы знаем о глаголе?
-Глагол часть речи.
-Обозначает действие предмета.
-Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?…
-Не употребляется с предлогами, частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
-Изменяется по временам: настоящее, будущее и прошедшее.
-Изменяется по числам: единственное и множественное число.
-Глаголы прошедшего времени, единственного числа изменяются по родам.
-В предложение является главным членом. (Сказуемым)
Что мы сейчас повторили?
Самоопределение к деятельности
Вы все верно назвали. Существует еще одна категория глагола. Разгадайте кроссворд в паре, чтобы узнать ее название. Нужно вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.
Глаголы для кроссворда. Слайд 2
1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.
6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.
Решают кроссворд. Читают ключевое слово
«Спряжение». Слайд 3
— Какое ключевое слово у вас получилось?
— Сформулируйте тему урока «Спряжение глагола»
— А что вы хотите узнать по этой теме?
— Сформулируйте задачи (цели) урока. (Узнать, что такое спряжение глагола, какие глаголы спрягаются, как определить лицо и число спрягаемых глаголов, научиться спрягать глаголы)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 163 (с. 80).
(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)
Посмотрите на глаголы. Что вы заметили? Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение? (С изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма) или (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён или от местоимения зависит окончание глагола)
Какой можно сделать вывод? (
А как определить лицо глагола? (По местоимению.)
В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и будущем)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?)
Упр. 164 (с. 81).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
Прочитайте ниже сведения о языке.
На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Что такое спряжение глагола?)
Что называется спряжением глагола?
Физкультминутка
Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
Вновь трудиться все начните. (16 глаголов)
Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 165 (с. 81).
Прочитайте задание.
Как вы будете действовать? (Изменим каждый глагол по лицам и числам и понаблюдаем, как меняются окончания.)
(Работа в парах. Проверка.)
К какому выводу вы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)
На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Какие глаголы спрягаются?)
А почему не спрягаются глаголы в прошедшем времени? (Потому что окончание не меняется)
— Давайте попробуем письменно проспрягать глаголы.
Упр. 167 (с. 82).
— Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глагол молчу и пойду.
— Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в тетрадь и выделите окончания. — Какие окончания выделили?
— 2-е лицо: ты (что делаешь?).
Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. — Какие окончания выделили?
— 3-е лицо: он (что делает?).
— Какие окончания выделили? Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. — Какие окончания выделили? Поставьте ударения. Что вы заметили? (окончания ударные)
— А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе.
— Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 4
Единственное число
1-е л. (я) молчу, пойду
2-е л. (ты) молчишь, пойдешь
3-е л. (он) молчит, пойдёт
Множественное число
1-е л. (мы) молчим, пойдём
2-е л. (вы) молчите, пойдёте
3-е л. (они) молчат, пойдут
— У всех так получилось? Хорошо.
На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Научиться спрягать глаголы)
— Давайте прочитаем правило, которое дано после упражнения. ___прочитай нам, пожалуйста.
— Какой вывод мы можем сделать? Как можно определить лицо и число глаголов? (Мы можем сделать вывод, что лицо и число глаголов можно определить по местоимению и личному окончанию)
На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов)
— Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа.
— 2 лица единственного и множественного числа.
— 3 лица единственного и множественного числа.
— Хорошо, молодцы!
У вас на партах лежат вот такие карточки. Запишите эти окончания в карточку.
Единственное числоМножественное число
1-е л. (я) — У, — Ю
1-е л. (мы) – ЁМ, — ИМ
2-е л. (ты) — ЁШЬ, -ИШЬ
2-е л. (вы) – ЁТЕ, — ИТЕ
3-е л. (он) — ЁТ, — ИТ
3-е л. (они) – УТ, -АТ, — ЮТ
Проверка. Слайд 5
Рефлексия Слайд 6
Р. т. стр. 46 упр.103 Можно пользоваться карточкой. Зачем нам нужна карточка? (Поможет определить лицо и число глаголов)
Объясню (буд. вр., 1 лицо, ед. ч.) – объясним.
Говорите (наст. вр., 2 лицо, мн. ч) – говоришь.
Читает (наст. вр., 3 лицо, ед. ч.) – читают.
Извинишь (буд. вр., 2 лицо, ед.ч.) – извините.
Подведение итогов урока
Скажите, пожалуйста, какую тему мы проходили сегодня?
— Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
— Реализовали ли мы их?
— Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне …»
— Используем такие варианты ответа как:
Было трудно …
Было интересно …
Было не понятно …
Было легко …
Или
Чему вы научились сегодня на уроке?
Кто легко справился со всеми заданиями? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).
У кого были небольшие трудности? (Нарисуйте желтый квадратик в тетрадке).
Кому было трудно? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).
— Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.
— Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.
Спряжение — это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся — ты,вы. К 3-ему относят — он, она, оно, они.
Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.
1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:
1 спряжение
Лицо | Окончания Ед. ч. | Окончания Мн. Ч. | Пример |
1 | -у/ю | -ем | Рисую/Растём |
2 | -ешь | -ете | Рисуешь/Растёте |
3 | -ет | -ут/ют | Рисует/Рисуют |
2 спряжение
Лицо | Окончания Ед. ч. | Окончания Мн. Ч. | Пример |
1 | -у/ю | -им | Куплю/Купим |
2 | — ишь | -ите | Приготовишь/Купите |
3 | — ит | -ат/ят | Держит/Купят |
Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.
Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:
- глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть.
- глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать.
- три глагола с суффиксом — ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить.
- все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
- все глаголы, имеющие суффикс —ить, кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
- семь глаголов с суффиксом —еть: которые были описаны в 1 спряжении.
- четыре глагола-исключения с суффиксом —ать: описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,
Хотеть, чтить, бежать, прощать
Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.
По-русски мы говорим «я ем», но «он ест». Слово меняется в зависимости оттого, о ком мы говорим. Есть ли такое в английском? Конечно, есть. Это называется «спряжение» и давайте с ним разберемся.
Спряжение глаголов в английском языке
Для начала давайте выясним, что же такое спряжение.
1. Что такое спряжение?
Глагол — это слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос «что делать?».
Например: (что делать?) жить, есть, знать, гулять и т.д.
Спряжение — это когда глагол изменяется в зависимости оттого, о ком мы говорим (он или она, или я, или ты и т.д.) и в каком времени.
Например:
Что делать? Жить.НО: Что он делает? Живет. Что я делаю? Живу.
Что делать? Есть.
НО: Что он делает? Ест. Что я делаю? Ем.
Когда глагол меняется таким образом, он изменяется по лицам . Что такое лицо?
Хотите разобраться в английской грамматике всего за один месяц?Приглашаем на грамматический онлайн-интенсив! Старт: 9 июля. До конца дня цена курса 6 000₽ вместо 7 800₽! Узнать больше
Лицо — это о ком мы говорим. Этот человек наш собеседник? Или мы сами? Или вообще кто-то третий, не участвующий в беседе?
Первое лицо: я, мы.
Второе лицо: ты, вы.
Третье лицо: он, она, оно, они.
2. Спряжение в настоящем времени в английском
В отличие от русского языка, в английском глагол меняется очень мало. Основное количество изменений касается настоящего времени.
Когда мы говорим что-нибудь вроде «Я вижусь с братом каждый день», получается следующее предложение:
I see my brother every day.
Я вижусь со своим братом каждый день.
Слово «видеть» (see) здесь никак не меняется. Но если мы будем говорить про него, или нее, то увидим следующее:
John sees his brother every day.Джон видится со своим братом каждый день.
Jane sees her brother every day.
Джейн видится со своим братом каждый день.
Как мы видим, see меняется на sees. То есть, в третьем лице (он, она, оно) к слову в конце присоединяется -s. Это и есть спряжение в настоящем времени.
Давайте посмотрим, как это работает:
Эти изменения также проявляются, когда строим отрицание или задаем вопрос.
Вопрос:
Do you see your brother every day?Ты видишься со своим братом каждый день?
Does Jane see her brother every day?
Джейн видится со своим братом каждый день?
Отрицание:
No, I don’t see my brother every day.Нет, я не вижусь со своим братом каждый день.
No, Jane doesn’t see her brother every day.
Нет, Джейн не видится со своим братом каждый день.
Подробнее о Present Simple вы можете узнать здесь.
3. Спряжение глаголов в прошедшем времени в английском
В прошедшем времени все проще. Для того, чтобы образовать от глагола прошедшее время, мы просто добавляем к нему —ed.
Таким образом:
Talk («говорить») + ed = talked (говорил).
Так как данные слова почти всегда используются исключительно в письменной речи, то у большинства из них нет общепринятой формы произношения.
Здесь нет никаких изменений в зависимости оттого, о ком мы говорим. Везде одинаково —ed:
I talked with my brother yesterday.Я говорил со своим братом вчера.
She talked with her brother yesterday.
Она говорила со своим братом вчера.
Хитрость здесь лишь в том, что не все глаголы образуют прошедшее время через —ed. Некоторые используют отдельное слово, которое надо запоминать. Такие глаголы называются неправильными. В их число входит, например see, у которого прошедшая форма saw.
Я |
I |
saw |
видел |
Вопросы и отрицания образуются с помощью did. Там тоже нет никаких изменений связанных с тем, о ком мы говорим:
Did you talk to your brother?Ты говорил со своим братом?
Did she talk to her brother?
Она говорила со своим братом?
Did you see John yesterday?
Ты видел Джона вчера?
Did she see John yesterday?
Она видела Джона вчера?
No, I didn’t talk to my brother.
Нет, я не говорил со своим братом.
No, she didn’t talk to her brother.
Нет, она не говорила со своим братом.
No, I didn’t see John yesterday.
Нет, я не видел Джона вчера.
No, she didn’t see John yesterday.
Нет, она не видела Джона вчера.
Подробнее о Past Simple читайте в этой статье.
4. Спряжение в будущем времени
Наконец, нам осталось посмотреть, как ведет себя глагол в будущем времени. Здесь мы ничего дополнительного к нему не присоединяем, но ставим впереди еще одно слово: will.
Как видите, здесь нет никаких изменений, зависящих оттого, о ком мы говорим.
I will see my brother tomorrow.Я увижусь с братом завтра.
She will see her brother tomorrow.
Она увидится со своим братом завтра.
В вопросах и отрицаниях тоже ничего не меняется для разных действующих лиц:
Will you see your brother tomorrow?Ты увидишься со своим братом завтра?
Will she see her brother tomorrow?
Она увидится со своим братом завтра?
No, I will not see my brother tomorrow.
Нет, я не увижусь с братом завтра.
No, she will not see her brother tomorrow.
Нет, она не увидится с братом завтра.
Подробнее о Future Simple читайте в этой статье.
5. Глагол «be»
Исключением из всех правил является глагол be («быть, являться»). Он изменяется там, где другие слова остаются в своей обычной форме.
Даже в прошедшем времени be меняется в зависимости оттого, о ком мы говорим:
К счастью, be такой один :).
Подробнее о глаголе be читайте в наших статьях:
https://easyspeak.ru/blog/vsyo-o-grammatike/to-be-present-simple
https://easyspeak.ru/blog/vsyo-o-grammatike/to-be-past-simple
https://easyspeak.ru/blog/vsyo-o-grammatike/budushhee-vremya-glagola-to-be
Вот и все, что можно сказать о спряжении. Надеюсь, информация была полезной. Теперь давайте сделаем задание на закрепление.
Задание на закрепление
В данных предложениях поставьте глагол в скобках в нужную форму.
1. Мой сосед иногда не ___ дверь. (lock — запирать)
2. Я не ___ за новостями об этом инциденте, но слышал кое-что от друзей. (follow — следить)
3. Я ___ почтовый ящик каждый день. (check — проверять)
4. Твоя жена ___ об этом? (know — знать)
5. Вы ___ это на встрече вчера? (discuss — обсуждать)
6. Я скоро ___ читать эту статью. (finish — закончить)
7. Мы никуда не ___, если будет идти дождь (go — идти)
8. Он ___, но я не взял трубку. (call — позвонить)
9. Ты мне ___, если я скажу «пожалуйста»? (help — помочь)
Что такое спряжение глаголов
Посмотрев на любой глагол, вы убедитесь, что он состоит вовсе не из одного только корня. У него есть суффикс, окончание, префикс, то есть приставка. И некоторые части слова, кроме корня, меняются в зависимости от ситуации. Корень тоже иногда меняется, потому что в русском языке есть чередование согласных, но на спряжение это никак не влияет. Самое главное в этой истории – окончание, как и в случае со склонением существительных, оно очень много подсказывает. Именно от него зависит, когда и кем выполняется действие. Возьмем любое существительное. Например, спортсмен. Пусть он бежит дистанцию. У слова “спортсмен” есть род – мужской. Поскольку он один, то и глагол будет стоять в единственном числе. И именно от этого зависит, какое будет окончание. Я бегу, ты бежишь, он бежит. То есть глагол изменяется по лицам. Спортсменов может быть много – мы, вы, они. И от этого тоже определяет, на что будет оканчиваться наш глагол. Мы бежим, а вы или они – бежите или бегут. В настоящем времени род совсем не важен – все равно, кто участвует в соревнованиях, спортсмен или спортсменка. И если попытаться просклонять существительное, мало что изменится. И со временем тоже не все так просто. Если состязания происходят сейчас, то спортсмен бежит. А если они уже состоялись – то он, я или ты бежал. В прошедшем времени окончание от лица не зависит. Интересно лишь число – когда вчера все бежали вместе. И даже неважно, женщины соревнуются или мужчины. Такое изменение окончания в зависимости от условий и называется спряжением. Блок-схема спряжение глаголов представлена в рис.1. Рис.1 Блок-схема спряжение глаголов в русском языкеКак определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Русский язык не так уж и сложен — в нем всего-то два спряжения. В других языках бывает и три, и даже больше. Обозначаются они цифрами — I или II. Но как это узнать? Давайте представим, что перед нами две корзины, а слова, обозначающие действия, написаны на карточках. Можно никакую корзину не придумывать, ее вполне заменит таблица из трех столбиков. Над одним мы напишем цифру I, над другим, соответственно, II. Над третьим пока ничего писать не будем – он для тех, которые спрягаются не так, как все. То же самое можно сделать и с корзиной. Из любого текста мы выберем все глаголы, оканчивающиеся на “-ить”. И сложим их во вторую корзину-графу. Все ли такие слова относятся ко второму спряжению? Нет, не все. Некоторые придется переложить в первую. Для этого надо поставить их в любую личную форму. Например, изменим глагол “сушить”. Я сушу, ты сушишь, он сушит. В личных формах настоящего времени оканчивается он на “-ишь” и “-ит”, значит его надо в этой же колонке и оставить. А как быть с глаголом “шить”? Или “вить”? Тоже спрягаем. Получается, что ты шьешь или вьёшь, а он шьёт или вьёт. То есть в одну колонку или корзинку с глаголом “сушить” эти слова никак не попадают. В чем дело? А в том, что в первом случае в личных формах окончание безударное, а в двух других на него падает ударение. Трудностей с правописанием возникать не должно, если ударение ложится на окончание, то слово как слышится, так и пишется, и относится к соответствующему спряжению. Получится, что там, где стоит цифра I, оказались самые разные слова, их трудно объединить — они и на “–ать” заканчиваются, и на “-уть”, и на “-еть”. Наверняка найдется несколько даже на “-ти” — идти, например, или найти. И как с ними быть? А очень просто. Поставить в любую личную форму. Вот и получится, что разные-то они разные, а спрягаются все одинаково, и в окончании будет буква “е”. Знать — знает, писать — пишет. Окончание глаголов первого и второго спряжения представлены в таблице 1.Таблица 1. Окончание глаголов I и II спряжения
Как спрягать глаголы с безударными окончаниями
В грамматике не всегда все так просто, тем она и интересна. Если ударение падает не на окончание — тогда как? Так и хочется написать “знаит” вместо “знает”, “танцуит” вместо “танцует”… Но делать этого не стоит. От ошибок удастся избавиться, если просто запомнить, какие окончания есть в каждой из схем спряжения. Ничего сложного. В первом спряжении всегда в окончаниях стоит буква “е”, во втором — “и”. Получается, что правильно — “знает” и “танцует”. А вот глагол “лечить”, например. Что с ним делать? Спрягать, но ставить в окончаниях букву “и”. Доктор лечит, мы лечим, вы лечите. А как узнать окончание во множественном числе? Особенно, когда речь идет о третьем лице? Там ни “и”, ни “е” не будет, разумеется. Тоже лучше запомнить:- слова, где стоит “е”, плавно переходит в “-ут” или “-ют”;
- “и” — в “-ат” или “-ят”.
Един. число | Множ. число | |
1-е | Читаем | |
2-е | Читаешь | Читаете |
3-е | Читает | Читают |
Глаголы первого спряжения
Еще раз заглянем в нашу первую корзину. Чего там только нет! Абсолютно любые окончания в неопределенной форме (которую еще называют инфинитивом). Тут есть все, кроме “-ить”. Чтобы понять, как все эти разнообразные слова спрягаются, полезно составить отдельную табличку, у которой 4 строки и 3 столбца. Первый столбик обозначаем словом “лицо”, а в следующих строчках пишем 1, 2 и 3. Над другими столбцами, соответственно, пишем число. И попробуем проспрягать любое подходящее слово, а затем вносим нужные окончания:- Если я что-то делаю, то “-у” или “-ю”, если ты — “ешь”, он или она — “ет”.
- Заполняем и второй столбец. Там будут стоять окончания “-ем”, “-ете” и “ут” или “-ют”.
Глаголы второго спряжения
Похоже выглядит и вторая схема. Тоже можно нарисовать табличку, абсолютно аналогичную. Совпадает и первое лицо, единственное число — “-у” или “-ю”, и никак иначе. Зато в остальных местах почти везде будет буква “и”. В том столбце, где единственное число, 2 лицо – “-ишь”, 3 – “-ит”. Во втором столбце — 1 лицо — “-им”, 2 – “-ите”, зато в третьем – “-ат” или “-ят”. Попробуем проспрягать слово “чистить” — я чищу, ты чистишь, он чистит, мы чистим, вы чистите, они чистят. Это – классический второй тип спряжения. Рис.2 Разноспрягаемые глаголы примерПоговорим об исключениях
На самом деле все обстоит еще интереснее. Правила правописания есть, но всегда найдутся и исключения. То есть те глаголы, которые спрягаются не так, как остальные, похожие на них. Существуют языки, где один только список неправильных глаголов занимает сотни страниц. В русском языке их меньше. Одни из них в неопределенной форме оканчиваются на “-ить”, но окончания в остальных формах у них такие же, как у тех, что относятся к первому спряжению. Другие — наоборот. Третьи вообще называются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания то с буквой “и”, то с буквой “е”. А четвертые вообще имеют два варианта изменений, и оба будут правильными. Глаголы на “-ать” вроде бы должны в личных окончаниях иметь букву “е”, но не тут-то было. Например, “гнать” или “ворчать”, равно как “дышать”, “держать” — спрягаются так же, как глаголы на “-ить”. И производные от них тоже. Есть в этой компании и слова на “-еть” — “видеть”, “терпеть”, равно как “увидеть” или “перетерпеть”. Как ни странно, они относятся ко второму спряжению. Запомнить их легче всего, сочинив правило в стихотворной форме.Какие из них разноспрягаемые
Теперь посмотрим, какие глаголы в одном лице и числе имеют окончание одного вида, а в другом — другого. Их тоже мало. К примеру, “держать”. Везде окончания “-им”, “-ите”, а вот когда они, то “-ут”, и никак иначе. А есть еще очень интересные глаголы, у которых можно выбирать окончания, когда они стоят в третьем лице множественного числа. И любой вариант будет правильным. Это такие слова, как “чтить”, когда люди “чтут” или “чтят” (например, чью-либо память). Схема спряжения представлена в таблице ниже.Един. число | Множ. число | |
1-е | Чту | Чтим |
2-е | Чтишь | Чтите |
3-е | Чтит | Чтут |
- держать;
- строить;
- складывать;
- дружить;
- рисовать;
- веять;
- выть.
- таять;
- реять;
- крутить;
- чтить.