Что такое согласные и гласные буквы: Звуки русского языка — гласные и согласные

Содержание

Гласные и согласные буквы и звуки русского языка

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки — не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки — произносим и слышим. Буквы — это графические письменные символы, в то время как звуки — акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика, а буквенные символы —

графика. Правописание букв прерогатива орфографии.

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации – твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласная букваСогласная буква

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

бвгджзй
клмнпрс
тфхцчшщ

Ещё одна характерная особенность согласных — их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например:

с, ф, ш, щ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к, с или частицей б, это некоторые иноязычные имена собственные (Крч — район Праги; армянское имя Мкртч, которое в русском языке иногда пишут с гласной — для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс.

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом — называются звонкими.

Звонкие согласныебвгджзлмнр
Глухие согласныекпстфхцчшщ

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы], [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными. Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными.

Парные звонкие и глухиеНепарные звонкиеНепарные глухие
б — п
л
х
в — фмц
г — кнч
д — трщ
ж — шй
з — с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы

ж, ц, ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й, ч, щ — мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а, о, у, э, ы, ъ — тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е, ё, и, ю, я, ь — тогда её звучание будет мягким.

Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж, ш, щ, ч, которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з, с, ц – свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

Гласная букваГласная буква

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

А гласных звуков всего 6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы —

е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ], [йо], [йу], [йа]. В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] — твёрдый звук, то [б’] — мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — [кас:а].
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — [вална́].
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б» – слова баран – белый, «р» — работа – ремень, «л» — лошадь – лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» — подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной — а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: лаля, муми, зозя, бобю, рырё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое — с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама, папа — дядя, тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые — другим. Например:

  • НОСИК
  • КОВЁР
  • ЧИСЛО
  • ТЁПЛЫЙ

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных  звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок  и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит».  Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например,  бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком  о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают  тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок  вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть  звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим  гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем  внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые  легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

Вот примеры:

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

Пример:

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук  [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м],  [с],  [р],  [х],  [ш],  [р],  [в],  [з],  [л],  [н],  [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому  я могу наглядно показать ребёнку, как  два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить  безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках  прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где  мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно  [м],  [с],  [р],  [х], [р],  [в],  [з],  [л],  [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр  для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

И  об этом подробнее ЗДЕСЬ

Гласные и согласные буквы и звуки

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.гласные и согласные

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки – 5 слогов, ре-бя-та – 3 слога, он – 1 слог, о-но – 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).мягкие гласные мягкие согласные

Правописание гласных в корне слов, окончаниях, суффиксах и приставках – это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все согласные звуки подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).правописание гласных

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается твердых согласных, то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] – [н’], [т] – [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые – [ж], [ш] и [ц] и мягкие – [й’], [ч’] и [ш’].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

  • пакет;
  • ребенок;
  • автомобиль;
  • речь;
  • одежда;
  • кровать;
  • компьютер;
  • Петя;
  • древесина;
  • мороз;
  • веселье;
  • маленький и прочие.гласные и согласные звуки

Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать фонетический разбор какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая согласная буква мягкой или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки – [й’], [ч’] и [ш’].

Фонетический разбор слов онлайн — правила и примеры

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И] [ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]  
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]    
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

согласных и гласных

Здесь вы найдете углубленную практику с каждым отдельным звуком в стандартном американском английском, а также с различными комбинациями звуков. Эти упражнения разработаны, чтобы помочь вам заметить и потренироваться в произношении этих звуков, используя словарь и предложения, относящиеся к членам сообщества Барух.


Перейти к разделу

  • Звонкие и глухие звуки — начните здесь!
  • Согласные
  • Гласные
  • Кластеры
  • Окончания слов
Звонкие и глухие звуки

Введение в звонкие и глухие звуки

В начало


Не знаете, с чего начать? Выберите свой первый язык из раскрывающегося ниже списка, и он выделит некоторые звуки, которые могут показаться вам сложными.

Выберите свой языкАрабскийБенгалиКитайский — КантонскийКитайский — ФучжоускийКитайский — Мандаринский Французский ХиндиЯпонскийКорейскийПортугальскийРусскийИспанскийТурецкийУрдуВьетнамский

Согласные

/ б /
купить | глагол | о / д /
сомнения | добавить | mind / dʒ /
тюрьма | вызов | ставка / ʒ /
обычно | мера | массаж / ф /
штраф | сейф | болезненно / г /
идти | диалог | флаг / ч /
есть | Манхэттен | надежда / к /
вид | занимают | зад / л /
нравится | падение | пожалуйста / м /
возможно | форма | невозможно / n /
не могу | женщина | знать / ŋ /
принести | палец | drank / p /
мощность | ловушка | квартира / г /
реал | магазин | третий / с /
то же | мыши | кроме / ʃ /
магазин | выпуск | движение / т /
тоже | привлечь | юбка / t∫ /
выбрать | смотреть | изменить / θ /
спасибо | ванна | ничего / ð /
the | либо | дышать / v /
очень | оставить | избранное / с
Weissman | переключатель | некоторое время / г /
вчера | доходность | use / z /
закрыть | Циклин | ровно

В начало

Гласные

Введение в гласные
/ i /
дешево | печенье | почасовая / ɪ /
чип | больной | распространять / е /
сказать | платный | камердинер / ɛ /
кровать | сказал | выполнить / æ /
wrap | привлечь | смеяться / ʌ /
приходят | повезло | функция / u /
группа | Барух | жевать / ʊ /
хорошо | тянуть | понял / о /
ряд | фото | лодка / ɑ /
неправильно | хочу | горячий / ɑɪ /
might | попробовать | совет / ɑʊ /
полотенце | корова | кол-во / ɔɪ /
туалет | раздражает | присоединиться к

В начало

Кластеры

/ квт /
вопрос | приобрести | викторина / ст /
акции | смотреть | прямо / sk /
пропустить | эксклюзивный | оценка / кс /
дорого | упражнения | ось / sp /
спрей | сращивание | spot / sl /
слайд | тонкий | slope
Дополнительные кластеры

.

Согласный к гласному Связывание

Связь и связная речь

В разговорном английском соединять согласные в слова, начинающиеся с гласных, особенно важно, потому что это всегда делается. Мало того, что ваши слушатели ожидают услышать это, и если они этого не сделают, они могут немного запутаться, но вы будете звучать прерывисто и робко, если не соедините слова, которые начинаются с гласных.

Чтобы проиллюстрировать, как работает связывание согласных и гласных, давайте посмотрим на следующую фразу со страницы «Введение в связывание»:

«Бухгалтерская книга»

Обратите внимание, как «книга» и «on» заканчиваются согласными звуками, а «on» и «бухгалтерский учет» начинаются с гласных звуков.

Когда за словом, которое заканчивается согласным звуком, следует слово, которое начинается с гласного звука, согласный звук связывается между словами, когда вы говорите, чтобы создать новую структуру слогов:

«Бухгалтерский учет» → «Бу-ко-бухгалтерский учет»

Имейте в виду, что звук — это то, что связано, поэтому не позволяйте орфографии сбивать вас с толку. Например, у слова «пожалуйста» в конце есть гласная «е», но оно произносится / плиз /. Ниже звук / z / связан с словом «пропустить», потому что он начинается с гласного звука.

«Пожалуйста, оставьте ее имя». → «Умоляю зомить ее имя».

Связывание согласных может быть полезно, если у вас есть проблемы с произнесением определенных звуков в конце слова, например / n /, / ŋ / или / l /, поскольку оно перемещает сложный звук в начало слова.

Вот еще несколько примеров во фразах. Послушайте каждую и повторите несколько раз.
Запомните: Звук — это то, что связано, поэтому не запутайтесь в написании.

«Inand⎵out» «и на ноут» (/ d / опускается)
«Сучень приятный вечер.” «Su cha ni cevening»
«А… Алвин здесь? «Я там залвила?»
«Я уже там». «Я уже там».
«Моя цель — путешествовать по Америке». Моя цель — путешествовать по Америке.
«Могу я спеть песню в нашем классе бухгалтерского учета?» Ca nI si nga so ngi nou raccounting class?

Практика 1

Попробуйте попрактиковаться в связывании в каждой из этих распространенных идиом.Вы можете сначала попробовать, а затем послушать запись для сравнения или сначала послушать запись.

1. Попробовать собственное лекарство.
(грубое или неприятное обращение, подобное обращению, которое вы оказали другим людям)
2. Замаскированное благословение.
(сначала показалось отрицательным, но на самом деле имело положительный эффект)
3. Ходить по яичной скорлупе
(очень осторожно относиться к тому, что вы говорите или делаете, обычно, чтобы не рассердить кого-то)
4.Once⎵in⎵a голубая луна
(редко)
5. Иметь чип на плече.
(иметь гневное или неприятное отношение или поведение, вызванное убеждением в том, что в прошлом с вами обращались несправедливо)
6. Иметь много на своей тарелке
(быть очень занятым, даже перегруженным из-за большого количества задач и обязанностей)
7. Позвонить на день.
(Чтобы прекратить деятельность на остаток дня)
8.Чтобы встать на изнанку кровати.
(Чтобы начать день в плохом настроении или с плохим отношением)

Практика 2

Часть 1: Посмотрите на короткий диалог ниже. Определите места, где, по вашему мнению, будет происходить согласование. Затем послушайте диалог, пока вы читаете сценарий ответов ниже, чтобы услышать согласованные связи. Вы были правы?

Тифф: Привет, могу я поговорить с мисс Эллой Мартинес, пожалуйста?
Джэ: Извини, она на встрече.Могу я принять сообщение?
Tiff: Конечно. Меня зовут Тифф Маркова. Меня интересует объявление о вакансии, которое она опубликовала в воскресенье.
Джэ: Хорошо. Какой у тебя номер?
Tiff: Пять-пять-пять семь-восемь-четыре-восемь.
Джэ: Хорошо, она тебе перезвонит.
Tiff: Спасибо!

Нажмите, чтобы увидеть ответы

Тифф: Привет, могу… я могу поговорить с мисс… Эллой Мартинез, пожалуйста?
Джэ: Извини, она на встрече. Могу я принять сообщение?
Tiff: Конечно. Меня зовут Тифф Маркова. Меня интересует вакансия, которую она отправила в воскресенье.
Джэ: Хорошо. Какой у тебя номер?
Тифф: пять-пять-пять семь- восемь-четыре- восемь.
Джэ: Хорошо, она тебе перезвонит.
Tiff: Спасибо!

Часть 2: Прослушайте каждую строчку в приведенном выше диалоге, а затем потренируйтесь повторять ее с согласными связями. Запишите себя и сравните свои записи с оригиналами.

Практика 3

Ниже приведены еще несколько фраз, в которых происходит связывание согласных. Прочтите типичные варианты написания и запишите, как вы пытаетесь произносить фразы плавно и плавно с согласными связями, где это необходимо.Затем сравните свои записи с оригиналами здесь.

Я изучаю экономику в Барухе.
Эта книга немного дешевле, чем я думал.
Мой план после колледжа — найти работу.
Можно ли встретиться в нашем классе?
Исправить невозможно.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Первый , обратите внимание на созвучные связи, которые встречаются на лекциях в вашей области обучения. Вероятно, есть общие фразы или «отрывки» слов, которые вы сможете легко распознать, что улучшит ваши навыки восприятия на слух.

Второй , мы настоятельно рекомендуем включить практику затенения в свою повседневную практику произношения и разговорной речи. Затенение — это имитация речевого образца как можно точнее и быстрее. С расшифровкой стенограммы или без нее, вы следите «сразу за» записью. Рекомендуется выбрать конкретную особенность разборчивости, на которой следует сосредоточиться при затенении, и связывание — один из вариантов. Ознакомьтесь с нашим списком рекомендуемых ресурсов для слежки.

Третий , примите участие в наших сессиях серии специализированных навыков по подключенной речи и связям.

Последний , проконсультируйтесь с консультантом по речи, чтобы проверить, насколько хорошо вы понимаете связывание согласных. Попросите его или ее помочь вам распознать связь согласных в аутентичном разговорном английском, например, в TED Talks, и отслеживать свою речь в тех областях, где использование согласования поможет вам говорить более внятно.

.

согласных | Что такое согласные?

Крэйг Шрайвс

Согласные

Согласная — это буква алфавита, которая представляет собой основной речевой звук, производимый при затруднении дыхания в речевом тракте. Все буквы алфавита, кроме A, E, I, O и U (называемые гласными), называются согласными.

Например:

  • Т произносится с помощью языка (передняя часть)
  • К произносится с помощью языка (задняя часть)
  • B произносится губами
  • H произносится в горле
  • F произносится, когда воздух проходит через узкую щель
  • M произносится через носовой ход
Согласный звук можно сочетать с гласным, чтобы образовать слог. Понятно? Сделайте быстрый тест.

Подробнее о согласных

С семью согласными, ритма — самое длинное слово без гласных. Есть три слова с шестью согласными и без гласных:
  • Переехал очень бодрый .
  • ( Spryly означает маневренность или маневренность.)
  • Она сильфий .
  • ( Sylphy означает как sylph (стройная изящная девушка).)
  • Затмения происходят во время сизигии .
  • ( Syzygy — это прямолинейная конфигурация трех или более небесных тел.)
Кто-то может возразить, что эти слова действительно содержат гласные, потому что они включают Y, который часто называют полугласным. (Подробнее об этом на странице гласных.)

Без «гласных» у нас есть crwth (струнный инструмент) и cwtch (навес, объятия или укрытие). Но оба эти слова происходят от валлийского, который обычно трактует W как U в , сокращение .


Почему я должен заботиться о согласных?

Есть две веские причины заботиться о согласных звуках.

(Причина 1) Правильно используйте и и и .

Используйте «а» (не «ан») перед согласным звука . Обратите внимание на слово звучит как . (Правило — не использовать «а» перед согласным.)
  • Было , уникальный опыт получить , однозначный ответ.vowels and consonants
  • (Несмотря на то, что слова «уникальный» и «однозначный» начинаются с одной и той же буквы (на самом деле те же две буквы), «уникальный» начинается с согласного звука (Y), а «однозначный» начинается с гласного звука. Помните, что вы должны использовать «а» (не «ан») перед согласным , звук .)
  • Стать евнухом не разово, а вдвое. vowels and consonants
  • («Евнух» и «одноразовый» начинаются с гласных, но с согласных звуков.)
Подробнее про «ан» и «а» на странице с неопределенными статьями.

Будьте особенно осторожны с сокращениями.

  • Она была ранена в ДТП. vowels and consonants
  • Она была ранена в ДТП. vowels and consonants
  • (Буква «R» — согласная, но инициализм RTA произносится как ar-tee-ay , т.е. начинается с гласной звука . Следовательно, «an» является правильным.)
  • Чиновник MAFF прибыл, чтобы затушить вспышку MRSA. vowels and consonants
  • (Аббревиатура MAFF привлекает «а», потому что произносится как maf , т.е.э., начинается с согласного звука. Однако инициализм MRSA привлекает «an», потому что произносится как em-ar-ess-ay , т.е. начинается с гласного звука.)
Подробнее об использовании сокращений «an» и «a».

(Причина 2) Используйте созвучие, чтобы добавить ритма и музыкальности вашему письму.

Созвучие — это литературный прием, созданный путем повторения одного и того же согласного звука в соседних словах. Его используют поэты и лирики, чтобы заставить свою аудиторию задуматься о близкой рифме, созданной созвучием.Созвучие — это не то же самое, что аллитерация, при которой все соседние слова начинаются с одной буквы или звука.
  • Я зарабатываю себе на жизнь взламыванием замков или кованием карманов.
  • Она взмахнула кулаком против зверя.
  • Новый логотип говорит о хамском и английском, но при этом стильном.
Узнайте больше о созвучии.

Ключевые моменты

  • Используйте a (не и ), если следующее слово начинается с согласной звука .
  • Используйте созвучие, чтобы побудить читателей глубже задуматься над выбором слов.

Помогите нам улучшить грамматику Monster
  • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
  • Вы заметили опечатку?
Сообщите нам, используя эту форму.

См. Также

Что такое гласные? Что такое слоги? Использование и и и Тест перетаскивания на типы слога Словарь грамматических терминов .

гласных | Что такое гласные?

Крэйг Шрайвс

Гласные

Буквы A, E, I, O и U называются гласными. Остальные буквы в алфавите называются согласными.

Подробнее о гласных

  • Слово Iouea (род морских губок) содержит все пять гласных и никаких других букв.
  • (Являясь названием рода (то есть собственным существительным), оно пишется с большой буквы. Также следует отметить, что это самое короткое слово из четырех слогов.)
  • Слова воздержанный и шутливый содержат все пять гласных по порядку.
Гласный классифицируется как «звук речи, производимый сравнительно открытой конфигурацией голосового тракта с вибрацией голосовых связок, но без слышимого трения». Ну и что? Ну, используя это определение, буква Y в таких словах, как hymn и shy , также является гласной.Однако в таких словах, как за и да , Y — согласный звук, потому что дыхание частично затруднено.

Гласная звук (но не обязательно гласная в фактическом написании) будет присутствовать в слоге. Понятно? Сделайте быстрый тест.

Является ли Y гласным?

Итак, Y — гласная? Иногда это так, а иногда нет, поэтому его часто называют полугласным. Аргумент в пользу классификации Y как согласного (что делает большинство) основан на следующем: когда Y — гласный звук, на самом деле это просто I.Когда это согласная, она есть сама по себе.

Краткие и длинные гласные

В английском языке гласные звуки сгруппированы в две пары: короткие гласные и длинные гласные. Краткие гласные произносятся следующим образом:
  • «а» как «летучая мышь»
  • «е» как «кровать»
  • «i» как в «бит»
  • «о» как в «болото»
  • «у» как в «но»
Долгие гласные произносятся следующим образом:
  • «а» как «дымка»
  • «е» как в «он»
  • «i» как в «привет»
  • «о» как в «надежда»
  • «u» как в «человек»
К сожалению для тех, кто изучает английский, эти гласные могут быть созданы с множеством разных вариантов написания.(Одна гласная даже часто создает звук другой гласной (например, «а» в любой создает короткий звук «е»). Вот еще несколько примеров:

Некоторые альтернативные варианты написания для краткая гласная «е»:

Некоторые альтернативные варианты написания долгой гласной «а»: NB: Раньше было обычной практикой показывать короткие гласные как строчные буквы (aeiuo), а длинные гласные — как прописные (AEIOU).Однако, поскольку оба набора обычно обозначаются строчными буквами в словах, эта практика в значительной степени исключена из учебных материалов. Личное сообщение
Перед всеми, кто преподает правописание, снимаю кепку. Правописание в английском — это кошмар.

(Это единственное личное сообщение о Grammar Monster.)


Попробуйте наш тест перетаскивания на типов слога .

Почему я должен заботиться о гласных?

Если исходить из предположения, что вы умеете писать по буквам, вот еще две веские причины более внимательно подумать о гласных.

(Причина 1) Четко укажите, когда использовать «an» и «a» (это может быть необычно!)

Используйте «ан» (не «а») перед гласным звука . Важное слово здесь звук . (Правило не использует «an» перед гласной.)
  • яблоко. vowels and consonants яблоко.vowels and consonants
  • («An» правильно, потому что яблоко начинается с гласного звука (и гласного в этом отношении).)
  • RTA. vowels and consonants RTA vowels and consonants
  • («An» правильно, потому что RTA начинается с гласного звука ( ar ), даже если первая буква не является гласной.)
Раз уж мы заговорили об этой теме, стоит напомнить себе, что слова «an» и «a» называются неопределенными артиклями.
  • Неизвестный мужчина с татуировкой единорога час назад снял дом.vowels and consonants
  • (Несмотря на то, что они начинаются с одних и тех же трех букв, неопознанный и единорог привлекают разные неопределенные артикли. Точно так же час, привлекает «ан», а дом привлекает «а». Помните, что все дело в звуке первой буквы.)
  • Стать евнухом не разово, а вдвое. vowels and consonants
  • ( евнух и одноразовый начинаются с гласных, но с согласных звуков.)
Узнайте больше, используя и и и .

(Причина 2) Используйте ассонанс, чтобы добавить ритма и музыкальности вашему письму.

Ассонанс — это литературный прием, созданный путем повторения одного и того же гласного звука в соседних словах. Его используют лирики и поэты, чтобы побудить своих читателей и слушателей задуматься о близкой рифме, созданной ассонансом. (NB: Ассонанс контрастирует с созвучием, которое представляет собой аналогичную литературную технику, в которой близлежащие слова повторяют один и тот же согласный звук.)

Вот несколько примеров ассонанса:

  • Его быстрые ноги, кажется, невозможно победить.
  • «Множество золотых нарциссов» (отрывок из «Я блуждал одиноким как облако» поэта Уильяма Вордсворта)
  • «Услышь нежные свадебные колокольчики» (отрывок из «Колокольчиков» американского писателя Эдгара Аллена По)
Узнать больше об Assonance.

Вот, для сравнения, пример созвучия:

  • Я зарабатываю себе на жизнь взламыванием замков или кованием карманов.

Ключевые моменты

  • Используйте «an», если следующее слово начинается с гласной звук .
  • Используйте ассонанс (повторение одного и того же гласного звука в соседних словах), чтобы заставить ваших читателей глубже задуматься над выбором слова.

Помогите нам улучшить грамматику Monster
  • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
  • Вы заметили опечатку?
Сообщите нам, используя эту форму.

См. Также

Что такое согласные? Что такое ассонанс? Что такое созвучие? Использование «an» или «a» с согласными Перетаскивание по видам слога Словарь грамматических терминов .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *