Учебно-методическое пособие (русский язык, 5 класс) по теме: Синтаксический разбор простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Простое предложение разбирается по следующей схеме:
Подчеркнуть члены предложения.
Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.
Сделать описательный разбор по следующей схеме:
По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
По количеству грамматических основ — простое,
По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное.
С главным членом
а) подлежащим — назывное;
б) сказуемым:
— определённо-личное,
— неопределённо-личное,
— обобщённо-личное,
— безличное.
По наличию второстепенных членов:
— распространённое,
— нераспространённое.
По наличию пропущенных членов:
— полное,
— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложнённое:
— однородными членами предложения;
— обособленными членами предложения;
— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
— прямой речью;
— обращением.
Образец синтаксического разбора простого предложения:
На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег.
1) повествовательное;
2) невосклицательное;
3) простое;
4) двусоставное. Подлежащее — снег. Сказуемые — упал (ПГС)
5) распространённое;
6) полное;
7) осложнено однородными определениями
[ , , _._._._ ==== ______ ].
nsportal.ru
Урок русского языка в 5 классе по теме «Синтаксический разбор сложного предложения»
Класс: 5
Урок: русский язык
Тема: Синтаксический разбор сложного предложения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки с заданием, проектор. Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба
Цели урока:
1) образовательная:
• сформировать у учащихся навыки синтаксического разбора;
• оттачивать умение различать виды сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания;
• учить анализировать сложное предложение;
• совершенствование умений делать выводы;
2) развивающая:
• развивать речевую, творческую осведомленность;
3) воспитательная:
• формировать навыки самоконтроля;
• воспитывать толерантное отношение к окружающим, к чужому мнению;
• воспитывать культуру письма и речи.
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
Проверка домашнего задания (упр. 240).
Фронтальный опрос:
— Что такое синтаксис? Пунктуация?
— Что мы называем словосочетанием и предложением? Чем они отличаются?
— Какими бывают предложения по цели высказывания? По эмоциональной окраске?
— Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? Чем отличаются простые предложения от сложных?
— Какие группы сложных предложений вы знаете?
Самостоятельная работа.
Перед вами предложения. Вам необходимо выполнить полный синтаксический разбор предложений. Нарисуйте схемы.
Зима – самая любимая пора. Зимой мы с ребятами катаемся с горок, лепим снеговиков, играем в снежки. Иногда по вечерам я хожу на каток. Он расположен недалеко от нашего дома. На катке уже праздничная атмосфера. Она напоминает мне о приближении Нового года. Этот праздник как чудо, и мы готовимся к нему заранее.
Изучение нового материала.
Итак, последнее предложение очень отличается от всех остальных. Чем же? (оно сложное, союзное)
Верно. И сегодня мы с вами рассмотрим, как же нужно выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Схема разбора сложного предложения (запись в блокнотик с правилами «Помогай-ка»):
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).
5. Знаки препинания.
6. Составить схему предложения.
Сейчас на примере мы с вами проследим весь процесс разбора.
Этот праздник как чудо, и мы готовимся к нему заранее.
(выполняем совместный синтаксический разбор)
Интеллектуальная игра-разминка «С миру по нитки».
Цель игры: Данная игра расширяет понятие о лингвистических терминах. Дополняя друг друга, дети закрепляют пройденное и восполняют пробелы в знаниях.
Правила игры таковы: класс делится на команды (в зависимости от количества учеников). Затем каждой команде дается карточка, на которой написан лингвистический термин. Необходимо, передавая лист по кругу, каждому участнику вписать то, что он знает об этом понятии, термине (по одному пункту). Побеждает та команда, которая напишет подробнее. Например, дано слово – синтаксис. Дети по очереди пишут:
СИНТАКСИС – наука о чем? Изучает что? И т.д.
Слова для игры: ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, ПУНКТУАЦИЯ и так далее.
Закрепление полученных знаний.
Выполнение заданий по карточкам, в которых даны предложения. Необходимо их переписать и сделать синтаксический разбор.
КАРТОЧКА 1.
Зимние забавы всегда привлекали детишек. С наступлением зимы школьники начинают активную подготовку к новогодним праздникам, а учителя им в этом помогают. Воздух школьной атмосферы пропитывается ощущением чуда, и все это чувствуют. Приближается торжество, мы будем к нему готовы.
КАРТОЧКА 2.
Чудо – это необходимый элемент для ощущения предстоящего праздника. Новый год ждут с нетерпением все, и дети начинают подготовку к нему за месяц. Школьников охватывает зимнее волнение, но дети справляются с этим отлично. Ощущение предстоящих чудес наполняет воздух новогодней негой, в атмосфере летают снежные нотки.
Работа с учебником.
Физкультминутка. (Песенка-танец «Колесики-колесики»)
Рефлексия
Сейчас вам необходимо заполнить следующую схему:
узнал, открыл для себя…
Сегодня на уроке я сумел, научился…
могу похвалить себя за…
Вы все такие молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, за это получаете хорошие оценки.
Подведение итогов. Домашняя работа.
Синтаксический разбор простого предложения. 5 класс
Учитель: Корякина Елизавета Афанасьевна
Поурочное планирование открытого урока по русскому языку
Дата: 21.11.2012 г.
Класс: 5 б
Время: 09.50 – 10.35 ч.
Место проведения: МОБУ Мархинская СОШ № 1, каб. 2/10
Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели и задачи:
— научить правильно выполнять синтаксический разбор простого предложения;
— закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
— отрабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями;
— развивать устную и письменную речь;
— воспитывать любовь к родному языку (русскому языку).
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы послушаем ваши письма, которые вы адресовали своим друзьям, родственникам. (чтение 2-3 писем).
Сбор тетрадей на проверку.
III. Словарно-орфографическая работа с одновременным повторением правил о второстепенных членах предложения.
Небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками — … (брошюра)
Устройство для спуска по воздуху в виде шелкового купола — … (парашют)
Собрание судей (в спорте, конкурсах) — … (жюри)
Время, не занятое работой — … (праздник)
Человек, занимающийся спортом – … (спортсмен)
Игра (футбол)
Игра (хоккей)
Раздел науки о языке, изучающий части речи — … (морфология)
Раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов, словосочетаний и предложений — … (синтаксис)
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком и отвечает на вопросы кто? или что? — … (подлежащее)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет, какой он, каков он, кто такой или что такое предмет? — … (сказуемое)
Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, чей?, зависит от существительного, может быть выражен прилагательным, местоимением, существительным — … (определение)
Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей — … (дополнение)
Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину, цель, поясняет сказуемое и выражается существительным с предлогом или наречием, отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? — … (обстоятельство).
Учащиеся отвечают устно, затем записывают ответы на карточках.
Яблоня в моём саду
Гнётся сильно на ветру.
Наклонилась вправо, влево,
Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.
Ветки вниз и вверх опять!
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька уснёт.
V. Фронтальный опрос.
Игра «Кто быстрее»
— Назовите предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
— В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. (пример)
— В повествовательном предложении содержится сообщение (пример).
— В вопросительном предложении содержится вопрос (пример).
— Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным (пример).
— Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа.
— По наличию второстепенных членов предложения бывают – распространенные и нераспространенные (пример).
VI. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого предложения» (запись темы урока в тетрадях).
— Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока).
— Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники на с. 89, § 44. (Работа по учебнику, чтение образца устного разбора, запись в тетрадях).
VII. Закрепление учебного материала.
— Работа в парах. Дети выходят к доске, снимают заранее прикрепленные на доске задания (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор) и выполняют самостоятельно.
1. Берег п..крывали камыши и осока.
2. В саду растут вишни, яблони и груши.
3. Дуб теплолюбивое растение.
4. Со..нце светит но (не) греет.
5. Ребята берегите природу!
Проверка.
— Из набора слов составить предложение и разобрать.
1. Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила. (На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)
2. Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и, покрывалом белым. (Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)
Проверка.
VIII. Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы.
а) Над цветами кружились пчелы. (Дуплексив!)
б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои песни.
в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.
№
Грамматическая основа
Второстепенные члены
Однородные члены
Обращение
результат
а
б
в
Работа сдается учителю.
IX. Подведение итога.
Учащиеся подводят итог урока.
Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.
X. Домашнее задание.
Выучить порядок синтаксического разбора — § 44, упр. 217.
Ф.И. учащегося____________________________________________________
Карта № 1
№
Записать слова-ответы.
результат
Небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками — …
Устройство для спуска по воздуху в виде шелкового купола — …
Собрание судей (в спорте, конкурсах) — …
Время, не занятое работой — …
Человек, занимающийся спортом – …
Игра с клюшкой на льду — …
Игра с мячом на поле — …
Ф.И. учащегося____________________________________________________
Карта № 2
Заполнить таблицу.
а) Над цветами кружились пчелы. (Дуплексив!)
б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои песни.
в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.
№
Грамматическая основа
Второстепенные члены
Однородные члены
Обращение
результат
а
б
в
infourok.ru
Синтаксический разбор сложного предложения 5 класс
Урок русского языка. 5-й класс. Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения»Цели и задачи:
Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения.
Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».
Развитие творческого мышления, речи учащихся.
Воспитание любви к зарубежной литературе.
Методы:
Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры.
Формы обучения на уроке как индивидуальные, так и групповые.
Контроль за усвоением знаний осуществляется фронтально.
Используется личностно-ориентированный подход.
Это интегрированный урок, связанный и с литературой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Актуализация знаний
– Что такое предложение? Какой раздел науки о языке изучает предложение?
– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)
– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное, невосклицательное)
– Как различить простое предложение от сложного? (По числу грамматических основ)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)
– Какие предложения бывают по числу главных членов? (Односоставные, двусоставные)
– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные и нераспространенные)
– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
– Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)
3. Сообщение темы и целей урока
4. Открытие нового знания
– Сегодня наш урок необычный, так как мы с вами будем работать по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
1 задание: Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.
1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах. (Простое)
2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких подарков не могли предложить им взамен. (Сложное)
3. Они мчались со всех ног прямо к морю. (Простое)
4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у меня было двести двадцать золотых. (Простое)
5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный шквал. (Сложное)
6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через борт.(Простое)
7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохся. (Сложное)
8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды. (Сложное)
9. Я перевел дух и немного пришел в себя. (Простое)
10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился бежать к берегу. (Простое)
2 задание «Исследователи»: На предложенные схемы найти и выписать из произведения «Робинзон Крузо» сложные предложения.
1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3) [= –], и [– =].
4)
Физкультминутка:
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Обучающие встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.
Задача обучающихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклонвправо, если же к другим разделам языка – влево.
3 задание – работа в группах. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.
Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон Крузо». Ваша задача – прочитать текст, выписать одно сложное предложение и по схеме разбора простого предложения вывести план разбора сложного.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
(Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты.)
Схема разбора сложного предложения:
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).
5. Знаки препинания.
6. Составить схему предложения.
5. Рефлексия
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
6. Домашнее задание
Выучить порядок разбора сложного предложения. Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» одно сложное предложение и сделать синтаксический разбор предложения и сделать фонетический разбор слова «Робинзон».
multiurok.ru
Примеры и комментарии / Синтаксический разбор / Русский на 5
В данной статье:
§1. Словосочетание
Посвятив день дому, ты заметишь, что дома тебе стало лучше.
Примеры 1 – 5:
посвятив день – глагольное, гл. + сущ., управление
посвятив дому – глагольное, гл.+ сущ., управление
стало лучше – глагольное, гл. + сравнит. степень наречия, примыкание
стало тебе – глагольное, гл. + местоимен., управление
стало дома – глагольное, гл. + нареч., примыкание
Политические изменения значительно разнообразят жизнь.
Примеры 6 – 8:
политические изменения – именное, сущ. + прил., согласование
разнообразят жизнь – глагольное, гл. + сущ., управление
значительно разнообразят – глагольное, гл., + нареч., примыкание
Младшие дети долго упрашивали меня рассказать им на ночь сказку.
Примеры 9 – 15:
младшие дети – именное, сущ. + прил., согласование
долго упрашивали – глагольное, гл. + нареч., примыкание
упрашивали меня – глагольное, гл. + местоимен., управление
упрашивали рассказать – глагольное, гл. + гл., примыкание
рассказать им – глагольное, гл. + местоимен., управление
рассказать на ночь – глагольное, гл. + сущ. с предл., управление
рассказать сказку – глагольное, гл. + сущ., управление
§2. Простое предложение
Пример 1:
Белый цвет на Западе — символ чистоты, а на Востоке – траура.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) неполное,
7) осложнено однородными обстоятельствами и однородными дополнениями.
Пример 2:
Действуя осознанно, целенаправленно и планомерно, ты бережёшь свои силы, нервы и время.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом с однородными членами и однородными дополнениями.
Пример 3:
1) Повествовательное,
2) восклицательное,
3) простое,
4) односоставное (назывное),
5) нераспространённое,
6) полное,
7) неосложнённое.
Пример 4:
Маша, иди к нам!
1) Побудительное,
2) восклицательное,
3) простое,
4) односоставное (определённо-личное),
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено обращением.
Пример 5:
Вчера ночью на улице было очень холодно.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) односоставное (безличное),
5) распространённое,
6) полное,
7) неосложнённое.
§3. Сложное предложение
Пример 1:
И холодно так1, / и чисто2, /
И светлый канал волнист3, /
И с дерева с лёгким свистом
Слетает прохладный лист…4
(Н.Рубцов)
1) Повестовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное, с сочинительной связью, состоит из 4-х частей.
1 часть: односоставное (безличное), распространённое, полное, неосложнённое.
2 часть: односоставное (безличное), нераспространённое, полное, неосложнённое.
3 часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
4 часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: [и …], и […], и […], и […].
Пример 2:
Лениться можешь при условии1, / если потом ты готов поавралить и наверстать упущенное2.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным условия.
1 часть: главное, односоставное (определённо-личное), распространённое, полное, неосложнённое.
2 часть: придаточное условия, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: […], (если…).
Пример 3:
Лето коротко1: / летний день год кормит2.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей.
Часть 1: двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
Часть 2: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: […]: […].
Пример 4:
Бессмысленно двигаться вперёд, не задумываясь о направлении1, / в конце концов ты обязательно куда–нибудь придёшь2, / но, скорее всего, не туда3, / куда тебе нужно4.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью, состоит из 4-х частей.
Часть 1: двусоставное, распространённое, полное, осложнённое обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом.
Часть 2: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Часть 3: двусоставное, распространённое, неполное, осложнённое вводными словами.
Часть 4: односоставное (безличное), распространённое, полное, неосложнённое.
Связь 1 и 2 частей бессоюзная, 2 и 3 сочинительная, 3 и 3 подчинительная.
Схема: […]: […], но […], (куда…).
Смотрите также
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Синтаксический разбор простого предложения
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что мы знаем о предложениях?
· Как выполнить синтаксический разбор?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Вспомним: предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.
Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
В предложении обязательно есть грамматическая основа.
Она может состоять из одного или двух главных членов.
А теперь давайте побываем на Фабрике предложений.
Сначала мы попадаем в цех номер один. Это цех Общих характеристик.
И рабочие цеха как раз получили предложение, которое нужно разобрать.
В саду расцвели красные и белые розы.
Мы не только разберём его, но и будем записывать самую важную информацию об этом предложении.
И первое, что мы должны узнать, – это какая цель у этого предложения. Для чего оно?
Так-так… кажется, нам придутся обратиться в отдел технической информации.
Вернёмся в цех. И посмотрим на наше предложение. В нем нет ни побуждения, ни вопроса. Это предложение повествует о событии.
Значит, оно повествовательное. Отметим это.
Какие ещё характеристики важны для предложения? Нужно узнать, какая у него интонация.
Обратимся в отдел информации! Вот что нашла сотрудница отдела:
По интонации предложения бывают невосклицательные и восклицательные.
Невосклицательные предложения используются для передачи обычной речи. В конце таких предложений ставится вопросительный знак или точка.
Восклицательные предложения используются для выражения сильных чувств. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Ну что же, время вернуться в цех. Посмотрим на наше предложение. Восклицательного знака не видно. Это обычная речь. Значит, предложение невосклицательное. Отметим это.
И теперь мы можем переместиться в следующий цех. Это Разборочный цех.
Из чего же состоит наше предложение? Сначала нужно отыскать самые важные детали.
То есть, нам нужна основа предложения.
На помощь нам вновь приходит отдел информации.
Возвращаемся в цех.
В нашем предложении розы – это подлежащее. А расцвели – это сказуемое. Значит, основа предложения – розы расцвели.
Но ведь в нашем предложении как будто есть ещё какие-то детали! Второстепенные.
И отдел информации тут же напоминает нам.
Посмотрим на наше предложение. Хорошо видно, что в нем есть не только грамматическая основа. Значит, предложение распространённое. Нужно это записать.
А если у нас есть второстепенные члены, значит, мы должны их обозначить. И поставить вопросы. Кстати, а какими бывают второстепенные члены?
Кажется, нужно обратиться в информационный отдел! А там уже нашли все, что нужно.
Вернёмся в наш цех. Сначала поставим вопросы от подлежащего.
Розы – какие? Красные. Это определение.
Розы – какие? Белые. Это тоже определение.
Поставим вопрос и от сказуемого. Расцвели – где? – в саду. Это обстоятельство.
Ну вот, мы выяснили, из чего состоит предложение. Но неужели нам больше нечего сказать? Может, есть что-то, что нужно отметить дополнительно?
И мы перемещаемся в цех номер три – Дополнительных характеристик.
Что нам нужно искать в предложении?
Отдел информации подсказывает, что мы успели познакомиться с однородными членами предложения.
И ещё мы познакомились с обращениями.
Поищем в нашем предложении однородные члены и обращения.
Ага, вот. Красные и белые. Эти слова относятся к подлежащему розы и отвечают на один вопросы.
Значит, это однородные определения.
А вот обращений в предложении нет.
И теперь мы можем перейти в последний цех – Цех тестирования готовой продукции.
Нужно свести воедино всю информацию, которую мы получили о предложении.
Это предложение – повествовательное, невосклицательное. Основа предложения – розы (подлежащее) расцвели (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Розы (какие?) красные и белые – однородные определения, произносятся с интонацией перечисления. Расцвели (где?) в саду – обстоятельство.
И у нас получился образец разбора предложения!
Правда, это образец устного разбора. Для письменного разбора нужна та информация, которую мы записывали: предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.
Так что нам нужно для разбора предложения?
Сначала мы указываем вид предложения по цели высказывания. Потом вид предложения по интонации. Указываем грамматическую основу предложения. Определяем вид предложения по наличию второстепенных членов. Обозначаем второстепенные члены и вопросы, на которые они отвечают. Отмечаем, есть ли в предложении однородные члены и обращения.
Проведём небольшую тренировку.
Разберём такое предложение:
Карина, ты выполнила своё задание?
Это предложение – вопросительное, невосклицательное. Основа предложения – ты (подлежащее) выполнила (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Выполнила (что?) задание – дополнение. Задание (чьё?) своё – определение. Карина – обращение.
Обратите внимание на разницу устного и письменного разбора.
Разберём ещё одно предложение:
Сегодня мы отлично поработали!
Это предложение – повествовательное, восклицательное. Основа предложения – мы (подлежащее) поработали (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Поработали (когда?) сегодня – обстоятельство. Поработали (как?) отлично – обстоятельство.
Заметьте, наши обстоятельства – не однородные. Они относятся к сказуемому. Но отвечают на разные вопросы.
Итак, запомним: для разбора предложения мы делаем следующее.
· указываем, повествовательное перед нам предложение, вопросительное или побудительное.
· указываем, восклицательное или невосклицательное перед нами предложение.
· находим главные члены предложения.
· выясняем, распространённое или нераспространённое перед нами предложение.
· обозначаем второстепенные члены предложения и вопросы, на которые они отвечают.
· если есть однородные члены предложения и обращения – отмечаем это.
videouroki.net
Синтаксический разбор сложного предложения
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Каковы признаки сложного предложения?
· Как выполнить синтаксический разбор сложного предложения?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Вспомним, что сложное предложение состоит из двух и более простых предложений. Части сложного предложения связаны по смыслу. Предложение обладает интонацией законченности. Выделяются виды сложных предложений по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов.
Чтобы узнать, как выполнить синтаксический разбор, мы наведаемся на Фабрику предложений.
Сначала мы попадём в первый цех, где выясняется общая информация о предложении.
Ученик мастера Гриша приготовился разбирать сложное предложение. Но где оно? Что-то его нет и нет.
– Понимаешь, случилась небольшая неприятность на складе, – объяснил мастер. – Кажется, туда завезли не только сложные предложения!
Значит, нужно пойти и разобраться! Действительно, на складе несколько предложений.
– Брак! – возмущается заведующий складом. – Непорядок. Перепутали все предложения, а как теперь понять, какие тут сложные?
– Очень просто! – уверен Гриша. – Здесь есть предложения с однородными сказуемыми. Именно они вызывают трудности. Обратимся в отдел технической информации! Пусть скажут, как нам быть.
Сотрудники отдела информации дают совет: срочно посмотреть на грамматическую основу предложения.
Так какие же предложения тут сложные?
Посмотрим.
Мы отдохнули и с новыми силами принялись за работу.
Подлежащее – мы. Сказуемые – отдохнули и принялись. Относятся к одному подлежащему. Это простое предложение с однородными сказуемыми.
Карина принесла краски, и ребята нарисовали открытку.
Подлежащее – Карина, сказуемое – принесла. Подлежащее – ребята, сказуемое – нарисовали. Две грамматические основы, значит предложение сложное.
Почему вы так долго собирались и не отвечали на мои звонки?
Одно подлежащее – вы. К нему относятся два сказуемых – собирались и не отвечали. Это простое предложение с однородными сказуемыми.
Потеплело, и робко запели птицы.
В этом предложении два сказуемых и одно подлежащее – птицы. Но сказуемое потеплело не относится к этому подлежащему. Оно составляет отдельную грамматическую основу.
Это сложное предложение.
Ну вот, теперь мы отбросили брак и нашли сложные предложения. Какое бы разобрать?
Разберём предложение Карина принесла краски, и ребята нарисовали открытку.
Мы будем помечать самую важную информацию о предложении.
Прежде всего, нужно определить, для чего предназначено это предложение.
Какова его цель?
Обратимся в информационный отдел.
Вернёмся в цех. И посмотрим на наше предложение. В нем нет ни побуждения, ни вопроса. Это предложение повествует о событии.
Значит, оно повествовательное. Отметим это.
Какие ещё характеристики важны для предложения? Нам нужно срочно измерить интонацию.
Обратимся в отдел информации! Вот что нашла сотрудница отдела:
Ну что же, время вернуться в цех и замерить интонацию. Интонация нормальная, восклицания не заметно. Значит, предложение невосклицательное. Отметим это.
И теперь мы можем переместиться в следующий цех. Это Разборочный цех.
Из чего же состоит наше предложение? Оно состоит из двух простых предложений. Значит, это предложение – сложное. Мы должны отметить это.
Раз у нас есть части, то нужно их обозначить. И отметить их основы.
В первой части основа – Карина принесла. Во второй – ребята нарисовали.
Но ведь эти части должны чем-то связываться между собой?
На помощь нам вновь приходит отдел информации.
Возвращаемся в цех и смотрим на предложение. Между частями есть союз и. Значит, предложение – союзное. Отметим это.
Теперь мы можем перейти в третий цех. Это цех Знаков препинания. Нужно отметить знаки препинания в предложении. Вот только какие?
Отдел информации подсказывает: речь идёт о знаках препинания между частями сложного предложения.
Вернёмся в цех. А вот и наша запятая, она есть. Разбор предложения завершен. Осталось переместиться в цех номер четыре. И объединить все, что мы узнали в процессе разбора.
Итак, предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – Карина принесла, во втором – ребята нарисовали. Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи союза и, разделены запятой.
И у нас получился образец разбора предложения!
Правда, это образец устного разбора. Для письменного разбора нужна та информация, которую мы записывали: предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. И мы можем даже убрать одну характеристику – то, что предложение невосклицательное. Это не столь важно.
Так что нам нужно для разбора сложного предложения?
· Сначала мы указываем вид предложения по цели высказывания.
· Потом вид предложения по интонации.
· Простые предложения в составе сложного и их грамматическую основу. Средства связи этих простых предложений.
· И знаки препинания в предложении.
Проведём небольшую тренировку.
Разберём такое предложение:
Солнце опускается за горизонт, жара спадает, повеял лёгкий ветерок.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений. В первом предложении основа – солнце опускается, во втором – жара спадает, в третьем – ветерок повеял. Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятыми.
разберём ещё одно предложение!
Брат увлекается хоккеем, а сестре нравятся танцы.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – брат увлекается, во втором – танцы нравятся. Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи союза а, разделены запятой.
Обратите внимания на различия письменного разбора и устного.
Для разбора сложного предложения мы делаем следующее.
· Сначала мы указываем вид предложения по цели высказывания.
· Потом вид предложения по интонации.
· Простые предложения в составе сложного и их грамматическую основу. Средства связи этих простых предложений.
· И знаки препинания в предложении.
videouroki.net