Что такое моторика рук – Мелкая моторика: ее значение и развитие

Содержание

Что такое моторика и почему важно её развивать?

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями. 

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Общее понятие 

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта. 

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов: 

— Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.  

— Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например. 
— Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии 

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными. 

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики 

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить. 

0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша». 

4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку. 

1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой. 

2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры. 

3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам. 

4-5 лет — мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно. 

5-6 лет — в этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе. 

Низкий уровень развития моторики – чем это чревато? 

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом? 

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек. Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения 

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? 

Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. 

Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка. 

Можно вместе с малышом нанизывать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж) 

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день. 

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого. 

Игрушки 

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка). 

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев. 

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать. 

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает. 
Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

igrushki.co

Консультация по теме: Что такое мелкая моторика, и зачем ее нужно развивать

«Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»

В последние годы наблюдается увеличение роста детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью некоторых детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?

      Выявляется следующая закономерность: если у ребенка нарушена речь, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития речи у детей  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за образное и пространственное мышление, за концентрацию внимания, зрительную и двигательную память.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, так же не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Ну и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Нам взрослым, воспитателям и родителям необходимо превратить обучение в игру, так как игра является основным видом деятельности для ребёнка дошкольника.

Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Однако даже если у ребенка речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой  рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Маленький ребёнок больше всего на свете хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание,  память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

         Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия,  может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому огромное значение  для развития дошкольника имеют игры на развитие мелкой моторики. Уважаемые родители, вы должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Игры и упражнения:

Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Лепка из различных материалов (обычное тесто, соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

«Сухой бассейн» – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки (от киндер сюрпризов) и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы (рис, гречку), пересыпать и перемешивать крупы.

Мозаика – игры с разными мозаиками (крупными, мелкими) также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-сороку», «Ладушки», «Козу — рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.

Пазлы – яркие картинки разовьют внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Рвите, сминайте бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите ребенка обводить рисунки и предметы по контуру, заштриховывать их. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – треугольник, квадрат, круг, потом можете вырезать сложные картинки.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой — маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

Конструирование из различных конструкторов, счетных палочек, бумаги (оригами), также развивают мелкую моторику, внимание, мышление.

На прогулке стройте из песка или камешков горки, замки и другие постройки. А дома можно использовать кинетический песок, который продается в детских развивающих магазинах. Крупный песок и камни развивают ладошки.

 Привлекайте ребенка помогать вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитьё, собирание ягод – отличная альтернатива играм. Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком в детский сад,  держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведерко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек.

И, конечно же, много говорите с ребенком, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!  И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз. Чаще одобряйте и хвалите детей, подбадривайте и обнимайте!!! Результат не заставит себя долго ждать!!!

nsportal.ru

это что такое? Развитие моторики :: SYL.ru

Про группы раннего развития, мелкую моторику и пальчиковую гимнастику сегодня не слышала только ленивая мама. Порой это подается как некая новинка, открытие современных психологов и педагогов, но на самом деле связь между работой пальчиков и развитием мозговых структур была установлена уже очень давно. Удивительно, но еще наши прабабушки, которым никто ничего не рассказывал про научные методы воспитания и развития детей, играли с ними в «сороку-ворону». Это одновременно массаж, новый тактильный опыт — и все это с музыкальным сопровождением!

Моторика – это движение мышц. Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. С этим все проще. Но мелкие мышцы кистей рук зачастую требуют более тонкой и детальной работы, на что и обращают внимание коррекционные педагоги, воспитатели и логопеды. Поэтому сегодня мы поговорим именно про мелкую моторику.

Для чего нам ее развивать?

Резонный вопрос. Ребенок ползает, берет все в руки, изучает, потом начинает ходить, движения его рук совершенствуются и он уже способен выполнять более точные движения. Вроде все процессы идут сами собой. Однако моторика – это общее понятие. Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически не имеет границ. Поэтому чем больше внимания вы уделите этому процессу, тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем.

Рука – глаз – мозг

Мелкая моторка – это не хаотичные движения, а осознанные, осмысленные и выверенные. Именно поэтому она крайне важна для развития мозговых структур в целом и речи в частности. И это совсем не миф, а подтвержденный факт. Ученые смогли доказать, что примерно треть всей площади двигательной поверхности коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. Поэтому моторика – это не только развитие хватательных навыков. Позволяя ребенку крутить что-то в пальчиках, вы еще и напрямую стимулируете развитие речи.

По сути, развитие мелких движений осуществляется при помощи зрения. Глаза здесь выступают в качестве координатора, это лучшее связующее звено, которое корректирует точность движений и дает обратную связь мозгу. Благодаря зрению с каждым разом оттачиваются движения.

Мыслительные функции

А мы идем дальше, потому как моторика – это не только ключ к развитию речи. Помимо этого, она напрямую взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и вниманием. То есть сейчас, в возрасте, когда ваш кроха начинает с упоением ощупывать все предметы, попадающие к нему в руки, у него закладываются все основы будущей успешной деятельности, причем как учебной, так и рабочей. Поэтому прежде чем отбирать у крохи ту или иную игрушку или вытаскивать его из песочницы, подумайте, может, это гораздо важнее ваших представлений о гигиене.

Начинаем с самого простого

Развитие мелкой моторики рук не требует посещения специальных групп для малышей, столь модных на сегодняшний день. Конечно, это довольно удобно, у мамы остается несколько часов свободного времени на походы по магазинам, а ребенок занят интересными играми с профессиональными педагогами. Но нужно учитывать, что вся жизнь маленького человека связана с применением координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Это застегивание и расстегивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание одежды, открывание различных предметов. Поэтому просто предоставьте ребенку поле для деятельности, и процесс развития пойдет гораздо быстрее.

Порой творческие родители делают уникальные пособия из бросового материала. Чего стоит кусок картона, в который вставлены горлышки от бутылок! С другой стороны на веревочке к ним прилагаются пробки. Остается оформить их в виде разноцветных цветочков и дать малышу возможность накручивать сердцевинки к лепесткам. Подобных примеров можно найти массу.

Когда нужно начинать занятия

На самом деле развитие моторики идет еще во время внутриутробного развития. Малыш сжимает кулачки, сосет большой палец, что положительно отражается на закладке мозговых структур. С момента рождения специалисты советуют выполнять мягкий массаж ладошек малыша. Например, этим можно заниматься во время кормления. По мере подрастания малышу стоит предлагать для изучения предметы разной формы, фактуры и величины. Это могут быть игрушки, погремушки или просто хлопковые носочки с насыпанной внутрь крупой. Но если говорить про период активной тренировки, то это возраст от шести – восьми месяцев.

Гармоничное развитие

Это очень важный момент, который нужно учитывать. Нельзя сосредоточиться только на мелкой моторике, забыв про все остальное. Развитию подлежат все мышцы тела. К счастью, активный малыш никогда не забывает о том, что нужно ползать, бегать, лазить, поэтому обеспечивает себя необходимой физической нагрузкой. Задачей мамы чаще всего является обеспечение безопасного пространства для деятельности. Главное — не мешать малышу, и тогда нормально будет развиваться моторика. Для детей это очень важно. Отлично способствует этому массаж и плавание. Если у вас в городе есть занятия в бассейне для самых маленьких, то обязательно запишите своего малыша. А массажем можно заниматься дома, по вечерам, это совсем несложно.

Ближе к году

Занятия моторикой очень нравятся малышам, и при этом они не являются затратными по времени или используемым материалам. Подойдет все, что есть под рукой. Камешки и пуговицы, бусинки и крупы, — все эти материалы оказывают на ребенка развивающее и тонизирующее действие. Конечно, рядом должен быть взрослый, который не позволит ребенку съесть что-то или пораниться. К самым веселым играм можно отнести:

  • Создание рисунков из крупы. Для этого нужно просто нанести на бумагу узор при помощи клея, а затем дать малышу горсть крупы и предложить высыпать ее. После сдувания излишков образуется рисунок. Второй вариант – это обозначить карандашом контур предмета и предложить крохе выложить его горохом, фасолью или гречкой, предварительно нанеся безопасный клей.
  • По мере роста ребенка можно усложнить игры и предложить при помощи щипцов наполнить бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинками, горошинками и другими предметами. Аналогично можно использовать пинцеты.
  • Сортировка мелких предметов по цвету, величине и форме. Чем старше ребенок становится, тем сложнее можно давать задания.

Пальчиковая гимнастика

Это одно из самых эффективных занятий, в процессе которого развивается мелкая моторика. Дошкольный возраст замечателен тем, что ребенок открыт любому творчеству, он с упоением повторяет различные песенки, учит стишки. Начинать подобные занятия можно с годовалого возраста, с обычной «Сороки-вороны». Постепенно можно усложнять условия, подключать мячики с мелкими пупырышками, которые можно сжимать в руке, ложки, чтобы выбивать такт или любые другие предметы.

Большинство таких игр сопровождается музыкальным сопровождением либо определенной, стихотворной присказкой. Это стимулирует развитие творческих способностей, памяти и воображения. Большинство таких игр предполагает использование двух рук, благодаря чему дети изучают такие понятия, как «вниз» и «вверх», «влево» и «вправо». Важно, чтобы дополнительно были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка

На самом деле этот список можно продолжать. Развитие моторики у детей дошкольного возраста включает в себя все виды творчества, которые доступны ему на сегодняшнем этапе развития. Ребята очень отзывчивы и готовы ваять поделки вместе с родителями до бесконечности. При этом вовсе не обязательно покупать дорогостоящие наборы для творчества, тем более что они рассчитаны обычно на изготовление одной игрушки. Проявите немного фантазии: купите глину, пластилин, замесите соленое тесто, в которое можно добавить пищевые красители.

Самым маленьким можно предложить украшать кусочками пластилина заранее подготовленный рисунок. Например, простой пейзаж, на котором нужно изобразить снег или дождь. При помощи пластилина можно украсить дерево яблоками, собрать фрукты по корзинкам и выполнить еще много интересного.

Занятие моторикой – это вызов креативным навыкам родителей. Попробуйте оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников или кувшинов. Можно делать оттиски на кусочке глины при помощи различных пуговиц или игрушек. А если вооружиться пластиковыми ножами, можно катать колбаски и нарезать их на кусочки, заворачивать их в обертки и придумывать еще массу всего.

Рисование

Это еще один вид творчества, который требует от родителей терпения, поскольку все вокруг придется отмывать. Однако если оценить пользу от этих занятий, то это того стоит. Какие техники можно использовать? Маленький ребенок еще не умеет обращаться с кистью, поэтому вооружите его губкой для нанесения отпечатков, а также дайте попробовать рисовать собственными пальчиками — одним и двумя, а также целой ладонью. Это фантастический опыт, который даст толчок для развития воображения ребенка.

По мере взросления ребенка можно усложнять задания, начинать использовать кисть и несколько цветов одновременно, параллельно показывая возможность их смешивания.

Упражнения с дополнительными предметами

Здесь можно задействовать все, что есть у вас дома. Среди таких игр наиболее известной является мозаика.

  • Для начала будет достаточно того, чтобы малыш просто вставлял элементы в основу. Постепенно он дойдет до того, что начнет собирать рисунки. Аналогом являются счеты, дети очень любят перебирать их колечки.
  • Если у вас есть разноцветные клубочки ниток, то их тоже можно использовать для игр. Шерстяную нить можно наматывать на основу, таким образом создавая игрушку.
  • Скрепки. Лучше взять разноцветные. Теперь их можно нанизывать на веревочку либо крепить к ним листочки бумаги.
  • Шнурок и бусины. Прекрасная игра, которая нравится всем детям. Причем бусины можно брать крупные или мелкие. А если вы занимаетесь поделками из соленого теста, то сделайте их сами и высушите на солнышке.
  • Прищепки. Сегодня их в продаже достаточно и стоят они недорого. На каждую прищепку прикрепите карточку или букву и сделайте вторую такую же. Теперь дайте ему задание найти пары и прикрепить к каждой свою прищепку.

Вместо заключения

Упражнения для моторики можно описывать до бесконечности. Почти в любую игру можно включить обучающий элемент, причем она станет от этого только интересней. Если своего воображения не хватает, можно подсмотреть идеи занятий в современных методиках, которые довольно широко распространены. Например, это пошаговая система для занятий с ребенком «Школа семи гномов», «Раз ступенька, два ступенька» и многие другие.

www.syl.ru

что это и рекомендации по развитию моторики

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Общее понятие

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.
  • Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики – чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

fb.ru

Мелкая моторика — это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

[1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое мелкая моторика рук и для чего она нужна?

         Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

     Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально — психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  1. Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника.
  2. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  3. Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  1. Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  2. Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

3.мОтсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. В школе, очень медленный темп письма.

                         Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь, т. к. в коре головного мозга  двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и  темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д..
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

        Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

  • Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  • Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  • Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  • Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  • Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  • Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  • Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  • Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  • Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

     Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

 

                                                Воспитатель МДОУ № 4 Лухманова Н.А.

ozgdou4.edumsko.ru

Статья по теме: Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать.

Взаимодействие ручной и речевой моторики у детей с ОВЗ.

Необходимость развития моторики рук у умственно отсталых детей, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И.Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у учеников специальной коррекционной школы моего класса имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.

Для коррекции нарушений звукопроизношения проводятся различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Также проводятся упражнения общего характера, включённые в различные виды деятельности:

1.Конструирование из кубиков домиков, башен и так далее, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2.Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрёшек, пирамид, чашек, кубиков.)

3.Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и на четыре. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем по памяти.

4.Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

5.Обведение контуров предметных изображений.

6.Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

7.Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.

8.Наматывание ниток на катушку, клубок.

9.Расстёгивание пуговиц, зашнуровывание.

10.Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепёшки, самостоятельное творчество детей.)

11.Работа с мозаикой.

12.Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13.Многократное поочерёдное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14.Поочерёдная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь, затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения. (См. приложения.)

В процессе развития ручной моторики обращается внимание, как на кинетическую организацию движений, так и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из упражнений может быть использовано как с одной целью, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребёнок закрывает глаза, а я учитель – логопед ставлю его пальцы в определённое положение.

Затем ребёнок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определённой паузы.

С целью развития ручной моторики используются так же упражнения сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые игры». (См. приложения.)

Для развития ручной моторики используются и игры на разгибании пальцев рук. (См. приложения.)

При проведении описательных игр, я учитель – логопед сначала сама прочитываю стихотворение и выполняю движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу начатую мной.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук. Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.

                Развитие артикуляторной моторики.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у таких детей как Максимов П., Попов. С, Антонов. В, Жукова. К, отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щёк, задувание свечи и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

Например: детям предлагаются картинки. Мной описывается ситуация на картинке, дети имитируют мимически.

  1. дети загорают. Солнечный тёплый день. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Спокойно закройте глаза. Щёки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.
  2. дедушка подарил мальчику коньки. Мальчик очень доволен, он улыбается. Улыбаемся вместе с мальчиком.
  3. мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.

В дальнейшем проводится работа над развитием движений языка, губ.

На предварительном этапе отрабатываются простые артикуляторные упражнения.

При развитии артикуляторной моторики осуществляется опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой).

Развитие артикуляторных движений у умственно отсталых детей в частности моего класса проводится в двух направлениях:

1.развитие кинетической основы движений.

2. развитие кинестетических ощущений.

При стимулировании кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизвести положение губ, языка по речевой инструкции.

Умение кинестетических ощущать положение губ отрабатывается первоначально на звуки и – у, поскольку различие в положении губ, ярко выражено.

Рекомендуемые упражнения:

  1. произнести звук и перед зеркалом, и сказать в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
  2. произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
  3. произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
  4. определить звук по беззвучной артикуляции.
  5. определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции рядов иу, уи.

Подобным же образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков и – а, у – о, согласным м (губы сомкнуты), н. (губы раскрыты). Затем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках и – д., а – д., и – т. Различие в способе образования звуков (смычка, щель) уточняется на звуках Ш. – т, ж – д., при этом определяется, прижимается ли кончик языка или нет.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приёмы, что обусловлено психологическими особенностями умственно отсталых школьников. При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, умением удерживать движение, определённое время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

В процессе работы с детьми необходимо также следить за тем, чтобы движения языка, губ выполнялись симметрично, чтобы язык не отклонялся вправо или влево. Рекомендуемые артикуляторные упражнения по М. Е. Хватцеву см. приложения.      

   

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в хорошем состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами  кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие  оказывает перекатывание между ладонями карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Так, например, разнообразные игровые действия с указательным и другими пальцами направлены на стимуляцию положительных эмоций у детей, ориентацию на состояние другого, переключение, отрицательное подкрепление нежелательного поведения, телесный контакт и др. стратегии поведения взрослого с ребёнком. Итак, игровые предметы – указательный и другие пальцы, помогают взрослому эффективнее применять разнообразные методы изменения, коррекции поведения ребёнка. Игровые задачи направлены на установление контакта, изменение особенного или нарушенного поведения ребёнка, стимуляцию произвольных усилий, организованности и вариативности поведения у детей.

Указательный палец (как и другие, части тела) можно использовать в качестве предмета для игры. Игровые задачи с указательным пальцем могут быть различными:

— с эмоционально – выразительными жестами, с воображаемыми, предметно – практическими, физическими, графическими действиями и действиями звукоизвлечения.

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

Жесты. Указательный палец прямой вверх вертикально: 1) «восклицание», «внимание», указание направления.

2) воображаемый собеседник.

3) с движениями в кисти вперёд – назад , влево – вправо («предупреждение», «запрет», «угроза», «несогласие»).

4) приложен к губам (жест «тише»).

Указательный палец горизонтально:

прямой направления, указание на объект, человека, жест «ты плохой»).

1)прямой (указание направления, указание на объект, человека, жест «ты плохой»).

2)сгибание- разгибание: жест «иди сюда».

3)между согнутым в кулак указательным и средним расположен большой палец («фига», отказ, протест, вызов).

4)постукивание или поворот указательным пальцем у виска (жесты, выражающие оценку, отношение – «ты глупый».

5)указательные пальцы затыкают уши (жест «я тебя не слушаю»), указательными пальцами оттопыриваю уши (жест «слышу») и др.

Воображаемые действия с указательным пальцем как с предметом- заместителем.

Указательные пальцы прямые горизонтально:

1)направленные друг на друга, касаются («мост») или не касаются друг друга («барабанные палочки»).

2)направлены на другого, остальные сжаты в кулак («укол», «выстрел из пистолета», полёт комара со звуками «и-и-и-и»).

Указательные пальцы прямые, наклонены вверх:

1)упираются друг в друга («домик», «горка»).

2)надавливание указательным пальцем о поверхность (изображение звонка в дверь).

3)касаются рта («облизывание»кончика указательного пальца как «мороженое», «конфету»).

Указательный палец согнут:

1)остальные пальцы сжаты в кулак («крючок»).

2)между согнутыми в кулак указательным и средним пальцами расположен большой («фига», «бабушка и дедушка», «голуби»).

3)и упирается в согнутый средний, остальные пальцы сжаты в кулак («фотоаппарат», «окошко в норке»).

4)и с большим соединены в колечко или касаются друг друга (изображение бинокля, очков, «пальцы рупором сложу и что- нибудь скажу», изображение рта говорящего человека, клюва птички).

Указательный палец:

1)и мизинец растопырены, остальные сжаты в кулак («бодливая корова», «улитка с рогами», «уши зайца», «ножницы режут бумагу»).

2)и средний растопырены за головой («уши зайца»), перед глазами («смотрю через забор»), горизонтально смыкаются- размыкаются («ножницы режут бумагу»).

Указательный палец перпендикулярно:

1)под ладошкой («гриб», «зонтик»).

2)на ладошках ребёнка.

По ладоням вытянутым вперёд («по кочкам»), идём указательными пальцами («ножками»).

Прямым указательным пальцем водим по ладошке («варим кашу») и другие воображаемые действия.

Указательный палец как средство телесного контакта взрослого с ребёнком и между детьми (прикосновение, поглаживание, щекотание, надавливание, щелчок, толчок, удар пальца о палец и т.п.).

Предметно – практические и физические действия с указательным пальцем (захватывание указательного пальца, удержание и перенос предметов на пальце, подталкивание пальцем предметов, убирание пальца по сигналу с руки, избегание касания пальцем других предметов, сгибание- разгибание пальца, перетягивание согнутых пальцев, вытягивание пальца из кулака другого человека).

Графические действия с указательным пальцем  (движения пальца в пространстве с рисованием, вычерчиванием фигур, букв, действия письма).

Действия звукоизвлечения с указательным пальцем (надавливание на надутые щёки, звукопроизношение в сочетании ударами пальцем по нижней губе).

За период работы с детьми моего класса, наблюдается положительная динамика практически у всех детей.

Дети начали подражать звукам, движениям языка, губ, щёк. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики дети стали лучше произносить звуки. А с помощью пальчиковой гимнастики ребята стали лучше работать руками. Например, Попов. С. Начал вырезать и лучше закрашивать и лепить из пластилина. Антонов В.начал разминать и размазывать пластилин, а также закрашивать карандашами и красками.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что занятия по развитию речевой и неречевой моторки для детей нужны и важны, та как оказывают только положительную динамику на речь, общую и мелкую моторику.

                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Пальчиковые игры:

                                        «Пальчики здороваются «

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки, то же упражнение выполняется пальцами правой руки, тоже упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.

                                        «Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им; то же самое указательным пальцем левой руки; одновременно движения указательных пальцев обеих рук. (Осы).

                                        «Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая лежит на ней горизонтально.

                                        «Крыша»

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.

                                «Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

«Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями»

                                                «Пальчики в лесу»

Дети держат перед собой левую, а затем правую руки ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашёл.        (Загибают мизинец).

Этот пальчик чистить стал.         (Загибают безымянный палец).

Этот резал.                                (Загибают средний).

Этот ел.                                        (Загибают указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел.                (Загибают большой палец).

                                                «Пальчики»

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.        (Загибают мизинец).

Этот пальчик лёг в кровать.        (Загибают безымянный палец).

Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец).

Этот пальчик уж уснул.                (Загибают указательный палец).

Этот крепко-крепко спит.        (Загибают большой палец).

Тише-тише не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придет

Будут птички щебетать

Будут пальчики вставать.        (Расправляют пальцы).

                ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игры на разгибание пальцев рук.

                                                «Этот пальчик»

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик-дедушка.                        (Разгибают большой палец).

Этот пальчик-бабушка.                        (Разгибают указательный).

Этот пальчик-папочка.                        (Разгибают средний).

Этот пальчик-мамочка.                        (Разгибают безымянный палец)

Этот-пальчик наш малыш.                (Разгибают мизинец).

                                                «За работу»

Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,                        (разгибают большой палец)

Печи все тебе топить,                        (разгибают указательный)

А тебе воду носить,                                (разгибают средний)

А тебе обед варить                                (разгибают безымянный палец и мизинец).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Артикуляторные упражнения (по М. Е. Хватцеву).

Гимнастика для губ и щёк.

1.надувание обеих щёк одновременно.

2.надувание щёк по переменно.

3.втягивание щёк в ротовую полость.

4.оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к дёснам, обнажаются оба ряда зубов.

5.поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

6.оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.

7.имитация полоскания зубов.

8.нижняя губа под верхними зубами.

9.верхняя губа под нижними зубами.

10.чередование двух предыдущих упражнений.

11.вибрация губ.

12.при выдохе удерживать губами карандаш.

                Гимнастика для челюстей.

1.опускание и поднимание нижней челюсти.

2.движение нижней челюсти вправо, затем влево.

3.попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

                Гимнастика для языка.

1.высовывание широкого языка «лопатой».

2.высовывание языка жалом.

3.чередование двух упражнений.

4.движение высунутого языка вправо и влево (маятник).

5.присасывание к нёбу спинки языка.

6.круговое облизывание губ кончиком языка.

7.закусывание боковых краёв языка коренными зубами.

                                Литература.

1.Логопедическая работа в коррекционных классах. Р. И. Лалаева., Москва, Владос, 1998г.

2.Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. — М.,1957г. Каше Г.А.

3.Лалаева Р. И. Устранение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988г.

4.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994г.

5.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М «Просвещение» 1983г.

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *