Чтение по методике зайцева – Обучение чтению по методике Зайцева пошагово

Содержание

методика обучения чтению, отзывы, попошаговая инструкция, отзывы родителей

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех.

Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы.
    Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

Автор методики предполагает ее успешное использование только при условии соблюдения всех требований полностью, а не отдельных элементов.

Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
  • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
  • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
  • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
  • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
  • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.

Отзывы родителей

Отзывы о данном способе обучения чтению детей не однозначны.

Есть родители, которые говорят о том, что увидели положительный результат практически сразу. Дети с удовольствием играли с кубиками, составляли слова. Очень рано малыши начали читать бегло, чтение книг доставляет им огромное удовольствие.

Ряд родителей не сразу увидели результаты обучения. Дети долго занимались безрезультатно. Лишь спустя некоторое время дети начинали читать, причем сразу хорошо. Любовь к чтению, которая им привилась в результате обучения, они считают самым главным достижением.

Некоторые родители смогли увидеть положительные результаты только в коллективной форме обучения с педагогом-специалистом. Обучение дома индивидуально результатов не приносило.

Есть те, у кого дети смогли освоить методику только в пятилетнем возрасте и старше. В более раннем возрасте, малыши не понимали принципы складового чтения.

Есть такие взрослые, которые применяли только отдельные элементы методики Зайцева для обучения ребят чтению. Они рассказывают о том, что объясняют своим детям, как нужно сливать слоги, как образуются склады и только потом из складов на кубиках и таблицах составляют слова.

Есть и такие дети, родители которых не смогли научить их читать, используя этот способ.

Также об обучении чтению по кубикам Зайцева смотрите в следующем видео Смирновой Т.Н. — педагога по подготовке к школе.

Пример проведения обучения по данной методике смотрите в следующем видео.

Ответы на многие вопросы по методике Н. Зайцева смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

когда и с чего начинать

 

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и  в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать)  — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

 

 А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к  действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

 Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

 Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы

Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода

  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для правшей (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

слоговые таблицы, карточки, элементы игры

Содержание статьи

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок будет умным, развитым и пойдет в школу, умея читать и писать как минимум на родном языке. Вот почему на пике популярности сейчас различные системы, например методика Зайцева, позволяющая добиться неплохих результатов, занимаясь дома. Предлагаем познакомиться с этой методикой более подробно, узнать ее минусы и плюсы.

Краткая история

Сам Николай Александрович Зайцев родился в семье сельских учителей, закончил филологическое отделение пединститута, специализировался на преподавании русского языка иностранцам. Интересно, что практику он проходил в Индонезии, где обучал местных жителей чтению и письму на русском. Уже в это время он заинтересовался созданием уникальной системы, которая сделала бы процесс обучения более простым и доступным не только взрослым, но и детям.

Долгие годы Зайцев занимался преподавательской деятельностью, пока окончательно не определился со своими интересами – его целью стало создание обучающих программ для малышей. Исследователь обратил внимание на недостатки классического метода и предложил свой вариант их разрешения.

Сами проблемы и новшества Зайцева представлены в форме таблицы.

Недостаток Решение
Учебный материал излагается в стандартной форме «правило – упражнение», отклонения недопустимы.Лучше всего учить малыша читать в процессе игры, ему будет весело и интересно. Ребенок будет хотеть учиться.
Материал не был собран в одном месте.Предлагались сразу все кубики.

Отметим, что система пользуется популярностью в наше время, многие используют ее для домашнего обучения.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Педагог был уверен в том, что для успешного процесса обучения следует задействовать зрительное восприятие ребенка, а не слуховое, как это делается при традиционной системе обучения. Именно это положение и было взято за основу его теории.

Принципы

Технология обучения чтению Н. А.Зайцева базируется на следующих ключевых принципах:

  1. Материал должен подаваться системно.
  2. Идти нужно не только от частного к общему, но и от общего к частностям.
  3. Обязательно использовать наглядность, различные каналы подачи информации.
  4. Нужно создавать и использовать четкие алгоритмы подачи учебного материала.
  5. Обязательно делать все возможное, чтобы уроки не причиняли вреда хрупкому здоровью крохи.

В современных условиях играть с кубиками можно самыми разными способами – например, придумать сказку и рассказать ее крохе. Допустим, в волшебном лесу живут фантастические звери, которые общаются между собой при помощи песен. После этого нужно «пропеть» все гласные на кубиках. Мотив при этом можно использовать любой. Когда с этими буквами малыш разобрался, можно приступить к знакомству со складами, содержащими согласные.

Структура обучения

Рассмотрим пошагово, как можно научить ребенка читать в раннем возрасте при помощи системы Зайцева.

  1. Первый урок – игра с кубиками по правилам малыша. Он знакомится с наглядным пособием.
  2. Далее кубики следует послушать, понять, как какой звучит, систематизировать.
  3. Изучение размера изделий, систематизация. На этом шаге следует объяснить, что мягкие слоги – совсем крошечные, а вот твердые – крепкие, потому и большие.
  4. Затем приступаем к пропевке. Сначала вместе с ребенком мама поет склады с кубиков, таблиц, затем переходят к построению и последующему пропеванию целых слов.
  5. Произносить склады нужно громко и четко, показывая детям пример.

Как только изучение кубиков завершится, следует переходить к работе с таблицей: мама водит указкой, малыш произносит склады. Такая форма способствует быстрому запоминанию. Ребенок посмотрит на один и тот же склад в разных вариантах, что позволит ему гораздо быстрее усвоить материал.

Результаты

Обучение чтению по данной методике позволяет добиться весьма впечатляющих результатов:

  1. малыши в 3 года осваивают непростую науку уже через 6 месяцев;
  2. для четырехлетних хватит и 16 уроков;
  3. дети в 5 лет все понимают за 5-10 занятий;
  4. дошкольники в 6 лет – за 4-6 уроков.

Поэтому в школу кроха пойдет полностью подготовленным.

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

Современные педагоги рекомендуют обратить внимание на чтение складов по Зайцеву тем детям, у которых больше развито правое полушарие мозга, – они обладают образным мышлением. Распознать такого малыша довольно просто – он левша.

razvivashka.online

Как научить ребенка читать? Методика раннего развития Зайцева

Вопрос о том, когда стоит приступать к обучению чтению, начинает беспокоить современных родителей не в преддверии первого класса, а гораздо раньше. Такие настроения поддерживают методики раннего развития детей. Они опираются на тот факт, что у малышей процесс роста их головного мозга происходит довольно интенсивно, поэтому стимулировать когнитивную деятельность ребенка крайне необходимо. К раннему обучению детей также подводят довольно высокие требования приема в начальную школу. К поступлению в первый класс необходимо освоить написание букв, простых слов, счет до десяти, а также беглое чтение. Если начать постигать азы всего этого за год до поступления в школу, есть риск не успеть. Поэтому продвинутые родители предпочитают заниматься с малышами как можно раньше. Для обучения чтению некоторые из них обращаются к одному из самых эффективных способов, который известен под названием «методика Зайцева».

Содержание страницы

Суть методики Зайцева

Педагог Николай Зайцев и его кубики для чтения

Николай Александрович известен как российский педагог дошкольного и начального образования, создавший свою систему освоения навыков чтения путем доработки, так называемого, метода складов Льва Толстого.

В основе его методики:

  • Системность,
  • наглядность,
  • учет физиологических особенностей ребенка,
  • развитие мышления по дидактическому принципу.

Зайцев отказывается от традиционного подхода к обучению чтению, когда ребенка учат воспроизводить слова путем слияния различных букв, и строит свою методику на основе слияния складов или неделимых единиц речи, что, по его мнению, более эффективно для детей. Именно склады помогают малышу использовать звуковые сочетания, максимально соответствующие живой речи.

Само обучение, по Зайцеву, должно проходить в игровом формате, что для ребенка также является наиболее естественной и гармоничной формой постижения окружающего мира и знаний о нем.

В ходе получасового урока ему позволяется проявлять любую активность: сидеть, стоять, лежать, ползать.

Это помогает сохранять интерес малыша к занятию и не перегружает его.

Подробнее о своей методике рассказывает сам автор в видео ниже:

Методический и игровые пособия

Главным инструментом в обучении чтению в системе Зайцева являются игровые кубики, на каждой стороне которых даются отдельные склады. Этот прием позволяет детям не только с легкостью составлять слова, но и помогает систематизировать получаемую в ходе занятия информацию. Так же кубики отличаются по наполнению, размеру и цвету для того, чтобы задействовать сенсорику ребенка.

К примеру, их разноцветные стороны призваны помочь уяснить такое сложное для понимания детей явление, как мягкость и звонкость согласных звуков, почувствовать разницу между согласными и гласными. А самые маленькие с помощью содержимого кубиков смогут тренировать восприятие слуха.

Главное обучающее пособие методики Зайцева — кубики со складами

Автор методики предлагает также к использованию различные методические таблички и обучающие игры.

Процесс обучения на практике оказывается настолько простым, что даже четырехлетку можно обучить чтению всего за 2 недели.

Как убежден автор методики, заниматься по ней могут и полугодовалые детки, и дошколята, и первоклассники.

Самые маленькие уже по итогам нескольких практических уроков демонстрируют навыки и чтения, и говорения параллельно.

Методика Зайцева для овладения счетом и английским языком

Метод Николая Александровича подходит не только для чтения. Базируясь все на тех же принципах, были разработаны программы для обучения основам математики и английского языка.

Пособие Зайцева для счета

Программа для математики получила название «Стосчет», ее ключевая задача – научить малыша различать числа от 0 до 99. Достаточно немного практики, чтобы ребенок смог определить число до сотни, научился складывать и вычитать.

Здесь главными инструментами являются наглядные карточки, а также столбик и лента с числами.

Простота обучения, наглядность, игровой формат помогают постичь основы математики с удовольствием и без лишних нервов.

Кубики Зайцева для изучения английского языка

В изучении английского языка помогают все те же кубики, раскрашенные в разные цвета. Они дают ребенку представление о строении английского слова и предложения, учат высказываться на иностранном языке. Кроме того, для детей создана система таблиц, дающих описание грамматических основ. Эта методика подойдет не только малышам, но и их родителям.

Оценки специалистов и отзывы пользователей

Методика Зайцева получила высокую оценку в кругу профильных специалистов: ученых-педагогов, дефектологов, логопедов, преподавателей дошкольного образования и др. На сегодняшний день его методические пособия применяются в сотнях образовательных учреждений по всей стране. Николай Александрович признается коллегами как один из крупнейших теоретиков в сфере отечественного образования.

Но, как и любая методика, концепция Зайцева имеет свои преимущества и недостатки. Информация о них взята из открытых источников, поэтому стоит принять во внимание субъективность оценок пользователей.

Преимущества

  1. Быстрое обучение навыкам беглого чтения.
  2. Короткие циклы обучения. Хорошо систематизированный наглядный материал позволяет обучиться чтению всего за несколько занятий (4-6).
  3. Быстрое постижение основ орфографии.
  4. После первых уроков возможно самообучение.
  5. Быстрое и качественное развитие устной речи.
  6. Стимулирование мелкой моторики, о важности которой для развития ребенка можно почитать здесь.
  7. Развитие логики.

Недостатки

  1. Для освоения навыка чтения по Зайцеву ребенку необходимо запомнить гораздо больше информации, чем требуется при традиционном методе, для которого достаточно выучить алфавит.
  2. Возможные сложности при соотнесении методов обучения при поступлении ребенка в школу.
  3. Игровой формат не дает возможности осуществлять системное и спланированное обучение, не способствует развитию дисциплины.
  4. Возможны сложности относительно употребления склонений, поскольку методика Зайцева не дает представления о падежах.
  5. Стоимость пособий.

Заключение

Конечно, делать выводы о том, насколько подходит методика конкретному ребенку нужно на личном опыте по результатам практики. Для тех родителей, кому методика Зайцева показалась интересной, порекомендуем познакомиться с книгой Николая Александровича «Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей». Она поможет сразу снять ряд вопросов и правильно организовать процесс обучения.

 

 

defektologpro.ru

Методика Зайцева — основы обучения детей чтению

2018-02-09 11:56:25   0